Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду групп-ли­де­ром и кли­ен­том





Для рас­кры­тия со­дер­жа­ния этих взаи­мо­от­но­ше­ний, на наш взгляд, весь­ма по­лез­но бу­дет оз­на­ком­ле­ние с по­ня­ти­ем «транс­фер» в фрей­дов­ской ин­тер­пре­та­ции.

Как из­вест­но, З. Фрейд, изу­чая бес­соз­на­тель­ное, в струк­ту­ре ко­то­ро­го пред­став­ле­ны вле­че­ния, со­сре­до­то­чил свое вни­ма­ние на ана­ли­зе меж­лич­но­ст­ных взаи­мо­от­но­ше­ний и вы­ра­бо­тал по­ня­тие транс­фе­ра (от лат. transfere – ‘пе­ре­но­сить’, ‘пе­ре­во­дить’). Под транс­фе­ром Фрейд по­ни­мал пе­ре­не­се­ние па­ци­ен­том на лич­ность пси­хо­те­ра­пев­та сво­его от­но­ше­ния к зна­чи­мым ли­цам про­шло­го – ро­ди­те­лям, брать­ям, се­ст­рам, близ­ким род­ст­вен­ни­кам и дру­гим. По от­но­ше­нию к пси­хо­те­ра­пев­ту па­ци­ент ус­та­нав­ли­ва­ет связь, пред­став­ляю­щую со­бой по­до­бие влюб­лен­ной са­мо­от­да­чи. Этой свя­зи ха­рак­тер­на ус­туп­чи­вость, сня­тие кри­ти­ки по от­но­ше­нию к пси­хо­те­ра­пев­ту, от­сут­ст­вие са­мо­стоя­тель­но­сти и ини­циа­ти­вы, кон­цен­тра­ция на его лич­но­сти, за­ни­маю­щей ме­сто идеа­ла «Я».

З. Фрейд вы­де­лил два по­ляр­ных транс­фе­ра:

- по­ло­жи­тель­ный – чув­ст­во люб­ви, вос­хи­ще­ния, ува­же­ния;

- от­ри­ца­тель­ный – чув­ст­во не­на­вис­ти, стра­ха, от­вра­ще­ния.

Они спон­тан­но воз­ни­ка­ют у па­ци­ен­та в пси­хо­ана­ли­ти­че­ском се­ан­се при от­сут­ст­вии в по­ве­де­нии пси­хо­те­ра­пев­та объ­ек­тив­ных при­чин, ко­то­ры­ми они мог­ли быть объ­яс­не­ны.

Из­вест­но, что Фрейд рас­смат­ри­вал фе­но­мен транс­фе­ра как пе­ре­нос, при­су­щий лю­бым че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и про­яв­ляю­щий­ся не толь­ко в те­ра­пев­ти­че­ском се­ан­се, но и в обы­ден­ной жиз­ни.

Мы мо­жем ут­вер­ждать, что во вре­мя про­цес­сов связ­но­го ды­ха­ния по от­но­ше­нию к спе­циа­ли­сту ус­та­нав­ли­ва­ет­ся транс­фер и в ос­нов­ном при­сут­ст­ву­ют эле­мен­ты по­зи­тив­но­го транс­фе­ра. Весь­ма час­ты слу­чаи за­ме­щаю­ще­го пе­ре­но­са от­но­ше­ния к от­цу со сто­ро­ны де­ву­шек и юно­шей из не­пол­ных се­мей на про­фес­сио­на­ла-муж­чи­ну, к ма­те­ри – к спе­циа­ли­сту-жен­щи­не. Це­ле­на­прав­лен­ный оп­рос по­ка­зал, что про­ис­хо­дит пе­ре­нос на лич­ность спе­циа­ли­ста от­но­ше­ния ды­ша­щих к зна­чи­мым ли­цам со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния – к ма­те­ри, к от­цу, к брать­ям, к се­ст­рам, к де­душ­ке, к ба­буш­ке, к «лю­би­мо­му», «пер­во­му муж­чи­не», «близ­ко­му че­ло­ве­ку», «учи­те­лю» и так да­лее.

Ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные на­ми во мно­гих го­ро­дах Рос­сии на тре­нин­гах (1995-2002 гг.), по­ка­за­ли, что за счет это­го транс­фе­ра ве­ду­щий тре­нин­га по ИИПТ об­ла­да­ет ли­дер­ским транс­фе­ром (с боль­шим раз­ры­вом по стра­то­мет­ри­че­ско­му ста­ту­су от ос­таль­ных уча­ст­ни­ков тре­нин­га).

Мы мо­жем пред­ло­жить не­сколь­ко ме­ха­низ­мов объ­яс­не­ния это­го фе­но­ме­на:

- в про­цес­се про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное от­кры­тие сво­его «Эго», ко­то­рое по на­сы­щен­но­сти мо­жет срав­нить­ся раз­ве что с дет­ст­вом;

- кли­ен­ты час­то про­ра­ба­ты­ва­ют дет­ский слой ин­ди­ви­ду­аль­ной био­гра­фии,

- кли­ен­ты на­хо­дят­ся в си­туа­ции лич­но­ст­но­го кри­зи­са (си­туа­тив­но­го, за­ко­но­мер­но­го, ма­те­ри­аль­но­го, со­ци­аль­но­го, ду­хов­но­го).

Во всех слу­ча­ях спе­циа­лист вы­сту­па­ет, в край­нем слу­чае, как «зна­чи­мый взрос­лый». При пе­ре­жи­ва­нии ды­ша­щим сво­его био­ло­ги­че­ско­го ро­ж­де­ния спе­циа­лист, как пра­ви­ло, вы­сту­па­ет в ро­ли «аку­ше­ра», и эта роль спо­соб­ст­ву­ет воз­ник­но­ве­нию но­во­го со­дер­жа­ния взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми.

Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ское по­ле про­цес­са та­ко­во, что ино­гда ды­ша­щий ока­зы­ва­ет­ся ли­цом к ли­цу с си­туа­ция­ми, ко­то­рые чрез­вы­чай­но но­вы для не­го по си­ле, ин­тен­сив­но­сти, со­дер­жа­нию. При этом спе­циа­лист вы­сту­па­ет в ро­ли по­ни­маю­ще­го и со­пе­ре­жи­ваю­ще­го парт­не­ра.

Так или ина­че, по на­ше­му твер­до­му убе­ж­де­нию, один из вы­ше­опи­сан­ных ме­ха­низ­мов или их со­че­та­ние «сра­ба­ты­ва­ет».

Ты­ся­чи раз мы бы­ли сви­де­те­ля­ми то­го, на­сколь­ко тес­ный эмо­цио­наль­ный кон­такт воз­ни­ка­ет ме­ж­ду ли­де­ром и уча­ст­ни­ка­ми тре­нин­га, ло­ма­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские барь­е­ры ме­ж­ду ни­ми.

Сот­ни тре­нин­гов, уча­ст­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­рых бы­ли ав­то­ры, бе­се­ды с дру­ги­ми групп-ли­де­ра­ми по­ка­за­ли, что в про­цес­сах чрез­вы­чай­но ред­ко скла­ды­ва­ет­ся не­га­тив­ный транс­фер.

Как мы ука­зы­ва­ли вы­ше, лич­ность ли­де­ра яв­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но важ­ной фи­гу­рой при про­ве­де­нии про­цес­сов связ­но­го ды­ха­ния. Он прив­но­сит в про­цесс свои ин­ди­ви­ду­аль­ные чер­ты, обу­слов­лен­ные воз­рас­том, по­лом, ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ски­ми чер­та­ми, сис­те­мой цен­но­стей, свое­об­ра­зи­ем по­ни­ма­ния про­цес­са и ми­ро­воз­зрен­че­ски­ми ус­та­нов­ка­ми.

По на­ше­му глу­бо­ко­му убе­ж­де­нию, глав­ное в лич­но­сти групп-ли­де­ра – уме­ние пре­дан­но слу­жить сво­им ды­ша­щим. Это очень древ­няя идея, ко­то­рая в древ­не­арий­ской тра­ди­ции вы­ра­жа­лась в «ахим­се-гу­ру».

Ве­ду­щий дол­жен быть скон­цен­три­ро­ван на кли­ен­те, вся­че­ски ста­рать­ся ему по­мочь: вни­ма­тель­но сле­дить и сле­до­вать за его пе­ре­жи­ва­ния­ми, вни­кая в их суть.

Ра­бо­тая с груп­пой, ли­де­ра дол­жен учи­ты­вать все, что про­ис­хо­дит в про­цес­се его об­ще­ния с кли­ен­та­ми. Он дол­жен за­ни­мать от­кры­тую по­зи­цию по от­но­ше­нию к кли­ен­ту и уметь вос­при­ни­мать от­лич­ные от сво­их взгля­ды и су­ж­де­ния. Та­кая от­кры­тость пред­по­ла­га­ет от­сут­ст­вие ка­ких бы то ни бы­ло оце­нок, гиб­кость и тер­пи­мость, сво­бо­ду дей­ст­вия и объ­ек­тив­ность мыш­ле­ния.

Ес­ли ли­дер хо­чет, что­бы груп­па и ка­ж­дый ее член бы­ли рас­слаб­ле­ны в сло­ве, в по­ве­де­нии, вы­ра­же­нии эмо­ций, он дол­жен об­ла­дать все­ми эти­ми ка­че­ст­ва­ми.

В лич­ность ли­де­ра долж­ны быть впле­те­ны та­кие ка­че­ст­ва, как спо­соб­ность за­нять по­зи­цию по­ни­ма­ния и со­пе­ре­жи­ва­ния, не взи­рая на взгля­ды, убе­ж­де­ния, ми­ро­воз­рен­че­ские ус­та­нов­ки кли­ен­тов, быть тер­пе­ли­вым, тон­ко чув­ст­вую­щим, да­же ко­гда со сто­ро­ны ды­ша­ще­го су­ще­ст­ву­ет по­зи­ция за­кры­то­сти, за­жа­то­сти, аг­рес­сив­но­сти, не­по­ни­ма­ния. И в то же вре­мя быть пре­дель­но ис­крен­ним. Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что во вре­мя тре­нин­гов груп­па чет­ко и ост­ро чув­ст­ву­ет лю­бую ложь. И это ли­дер дол­жен осоз­на­вать. От­но­ше­ние груп­пы как це­ло­ст­но­го об­ра­зо­ва­ния к ве­ду­ще­му во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся эф­фек­тив­но­стью ра­бо­ты на ин­ди­ви­ду­аль­ном уров­не. Об­щая по­ло­жи­тель­ная ус­та­нов­ка, ува­же­ние к ве­ду­ще­му яв­ля­ют­ся как бы про­сто за­ко­но­мер­ным яв­ле­ни­ем при про­ве­де­нии про­цес­сов. Но сте­пень эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­сти от­но­ше­ния груп­пы к ли­де­ру все-та­ки обу­слов­ле­на со­дер­жа­ни­ем транс­фе­ра на ин­ди­ви­ду­аль­ном уров­не.

Хо­чет­ся от­ме­тить, что от­но­ше­ние так­же не­ма­ло за­ви­сит от лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей ве­ду­ще­го, от его гиб­ко­сти, уме­ния из­ла­гать ма­те­ри­ал с уче­том ау­ди­то­рии, доб­ро­ты, эм­па­тич­но­сти, по­ло­воз­ра­ст­ных ха­рак­те­ри­стик, да­же внеш­не­го ви­да. Кро­ме то­го, час­то ав­то­ри­тет ве­ду­ще­го за­ви­сит от энер­ги­зи­ро­ван­но­сти, об­щей ви­таль­но­сти, на­деж­но­сти, стрес­со­устой­чи­во­сти.

Ли­де­ры групп ИИПТ долж­ны чет­ко и од­но­знач­но по­ни­мать, что эмо­цио­наль­ная на­сы­щен­ность их взаи­мо­от­но­ше­ний, сте­пень их по­ни­ма­ния друг дру­га яв­ля­ют­ся чрез­вы­чай­но зна­чи­мы­ми фак­то­ра­ми в груп­по­об­ра­зо­ва­нии и от­но­ше­нии к ним со сто­ро­ны груп­пы. То есть это до­пол­ни­тель­ная пе­ре­мен­ная, не учи­ты­вать ко­то­рую в ра­бо­те про­сто нель­зя.

С дру­гой сто­ро­ны, ли­де­ру нуж­но быть го­то­вым к раз­ным (ино­гда про­сто по­ра­зи­тель­ным) спо­со­бам реа­ги­ро­ва­ния со сто­ро­ны кли­ен­тов на осо­бен­но­сти его лич­но­сти («не­дос­та­точ­но про­зрач­ный», «ау­ра зо­ло­ти­стая, но не­дос­та­точ­но мощ­ная», «у не­го тем­но­та в го­ло­ве», «он тя­нет энер­гию», «у не­го на­сад­ки» и др.). Бы­ва­ют и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые боль­ше от­но­сят­ся к сред­не­ве­ко­во­му мис­ти­циз­му, к чер­ной ма­гии или к эле­мен­тар­ным фор­мам те­из­ма. Нам ка­жет­ся эф­фек­тив­ным от­но­сить­ся к та­ко­го ро­да ве­щам как к не­ко­то­рым спе­ци­фи­че­ским кон­тек­стам, лич­но­ст­ным се­ман­ти­че­ским кон­ст­рук­там кли­ен­тов.

Пять эле­мен­тов Сво­бод­но­го Ды­ха­ния – мощ­ный ин­ст­ру­мент в сво­ем лич­но­ст­ном рос­те и в ра­бо­те с груп­пой. Ак­тив­но до­ве­рять и иметь гиб­кие мно­го­мер­ные кон­тек­сты, быть мак­си­маль­но вни­ма­тель­ным и рас­слаб­лен­ным, связ­но ды­шать – пред­по­сыл­ки бес­пре­дель­ной эф­фек­тив­но­сти групп-ли­де­ра ИИПТ.

В тео­рии и прак­ти­ке ин­тен­сив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий важ­ным эле­мен­том ус­пеш­но­сти яв­ля­ет­ся ак­тив­ное до­ве­рие, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся че­рез кон­текст внеш­них и внут­рен­них ус­ло­вий про­ве­де­ния тре­нин­га. Не ме­нее важ­ным ус­ло­ви­ем для ра­бо­ты в груп­по­вом про­стран­ст­ве яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние до­ве­ри­тель­ных от­но­ше­ний и по­ло­жи­тель­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та. На­вер­ное, это в ос­нов­ном и ис­клю­ча­ет воз­ник­но­ве­ние не­га­тив­но­го транс­фе­ра. Хо­тя, и это впол­не воз­мож­но, по­зи­тив за­ло­жен в са­мих ме­ха­низ­мах рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния.

Date: 2015-09-19; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию