Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы сбора данных
Для качественного исследования были проведены целенаправленные эксперименты. Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования и составили психологический комплекс, включающий: включенное наблюдение; интервью; беседу; проективные методики М. Люшера (МЦВ); стандартизированный психодиагностический опросник Столина; патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Е. Личко, опросник Кэттелла, опросник самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин); опросник на ценностно-ориентационное единство; проективные тесты: «Человек», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», анализ мандал; анкетирование. Все примененные методики апробированы в российской психодиагностической практике и показали свою надежность и валидность. Группа экспертов Всемирной Организации Здравоохранения в 1957 г. определила наркоманию как «состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотика». Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании как болезни две разновидности состояний – зависимость и привыкание. Результаты исследований показывают, что можно установить достаточно простую доступную схему уровней и видов зависимости. Она определяет психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Психическая зависимость – воспоминание о различных, чаще приятных ощущениях, которые являются главными факторами, связанными с постоянным принятием наркотиков, а в отдельных случаях эти факторы могут быть единственными. Привыкание (применительно к наркотикам) – подчинение своей жизни употреблению наркотиков, приобретение нужного их количества и сильная предрасположенность к возобновлению употребления после перерыва. Физическая (физиологическая) зависимость – еще одна, гораздо более глубокая зависимость. Она заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. После возникновения физической зависимости в организме отсутствие наркотиков приводит к так называемому абстинентному синдрому – наркотическому голоду. Абстиненция – заметное ухудшение самочувствия при уменьшении количества принимаемого вещества или полном прекращении приема. Так проявляются первые признаки психической и физической зависимости от наркотиков. Среди критериев зависимости есть толерантность – заметное ослабление действия одинакового количества вещества при продолжительном приеме. В случае употребления некоторых наркотиков – препаратов опиума, амфетамина – толерантность проявляется очень быстро. Перекрестная толерантность – это явление, при котором употребление одного наркотика приводит к появлению толерантности не только к этому виду наркотика, но также и к наркотическому веществу того же или подобного типа. Например, при употреблении героина возникает перекрестная толерантность к морфию и наоборот. У опиомании как болезни различают три стадии: - нерегулярное употребление опиатных наркотиков; - постоянное и ежедневное употребление наркотика (эффект от действия наркотика в этой стадии отличается от эффекта в здоровом организме или в организме пациента, пребывающего на первой стадии опиомании); - действие опиума как исключительно стимулирующего в виде, когда эйфорогенный эффект исчезает. Клинические проявления опиумного абстинентного синдрома начинаются и развиваются в результате внезапного прекращения введения препарата в организм. Течение абстинентного синдрома развивается поэтапно. В нем различают несколько фаз: 1. В первой фазе появляются признаки психической зависимости. К ним добавляются специфические эффекты со стороны вегетативных реакций организма: расширение зрачков, зевота, слезящиеся глаза, чихание и «гусиная кожа». Аппетит исчезает, а если кризис развивается вечером или ночью, то наркоман не может заснуть. Первая фаза проявляется по истечении восьми – двенадцати часов после последнего приема опиума. 2. Вторая фаза сопровождается судорогами, приступами потливости и слабости, а также более выраженной «гусиной кожей». В мышцах спины, рук и ног появляются неприятные ощущения при увеличении мышечного напряжения. Все симптомы первой фазы, достигают наибольшей степени на второй день от начала кризиса. 3. Третья фаза начинается под конец второго дня и, прежде всего, характеризуется мышечными болями. Пациент все время жалуется на плохое самочувствие, говорит, что больше не может выдержать, просит о помощи и требует наркотика. 4. Четвертая фаза начинается на третий день абстиненции и, как правило, сопровождается всеми симптомами предыдущих фаз, но к ним добавляются еще и нарушения пищеварения с болями в животе. Выход из абстинентного кризиса и процесс ослабления болезни (ремиссия) означают, что организм начинает адаптироваться к новым условиям. Эта новая форма равновесия процессов, происходящих в организме, более приближена к состоянию здоровья, чем болезни, но все еще очень отличается от состояния здорового организма. У многих опиоманов проявляются характерные черты нарушения функций вегетативной нервной системы, которые возникают также в разгар абстинентного кризиса. Это состояние называется «псевдоабстинентным синдромом» и иногда ошибочно определяется как симуляция с целью получить какое-нибудь лекарство. Как показали беседы и интервью во время групповых и индивидуальных занятий с химически зависимыми людьми, формирование химической зависимости и последующее влечение к наркотикам напоминает инстинктивное поведение. Обсуждая возможности трансперсонально-ориентированных психотехник как способа дестабилизации устойчивого патологического состояния, которое, исходя из нашей гипотезы, является психофизиологической основой химических зависимостей, мы в нашей работе попытались исследовать мотивы потребления наркотических веществ, основываясь на эмоциональной концепции мотивации. Главный тезис эмоциональной концепции мотивации заключается в том, что на уровне психологического отражения, эмоции выражают мотивацию, являются ее феноменологическим эквивалентом. Именно разнообразные эмоциональные отношения, определяемые мотивацией, служат ориентирами, подчиняясь которым осуществляется поведение, необходимое для удовлетворения потребностей. С.Л. Рубинштейн утверждал, что эмоция является субъективной формой существования мотивации (потребности). ИИПТ представляют собой в настоящее время наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Использование РСС в психологической работе позволяет за достаточно короткий период достичь интеграции и состояния целостности. Традиционные методы лечения опийной наркомании – медицинская детоксикация и (или) психологическая поддержка – являются мало эффективными. Как было экспериментально доказано нашими исследованиями, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний, даваемых наркотиком – трансом. Потребность в трансовых состояниях сознания (измененных состояниях состояния) изначально есть у каждого человека. В трансе мозг человека работает в других режимах. В трансе человек получает доступ к своим ресурсам. Исходя из этого, мы считаем, что именно групповые методы с применением ИИПТ, такие как ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание, Свободное Дыхание и контекстуальные тренинги, использующие естественное связное дыхание для вхождения в РСС, являются наиболее эффективными для работы с личностью опийного наркомана. Переживание РСС феноменологически очень похоже на ощущения от наркотика. Эти состояния сознания весьма полезны, но для их достижения приходится работать. Таким образом удовлетворяется глубинная потребность человека в трансе и происходит активизация внутренних ресурсов, направляемая психологом на работу с зависимостью. Человек при помощи освоенных на тренинге навыков получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работы со своим бессознательным. В нашем исследовании на различных стадиях приняли участие 135 человек, больных наркоманией. Исследовательская программа состояла из двух этапов. На первом мы провели исследование личностных особенностей опийных наркоманов (г. Санкт-Петербург). Объем выборки – 45 человек. На втором этапе мы провели комплексное исследование в структуре психологической психокоррекционной программы с использованием интенсивной групповой работы с использованием ИИПТ проходивших в 1998-2001 гг. стационарное лечение в реабилитационном центре «Страна живых» г. Москвы. В группе наркоманов с зависимостью от опия и его производных у 90 больных была верифицирована средняя (абстинентная) стадия болезни. Это лица в возрасте от 16 до 30 лет социально дезадаптированные, трудоспособные, живущие в центре. До начала курса в центре большинство пациентов неоднократно проходило различные курсы лечения в других медицинских и психологических заведениях. Ремиссия болезни у таких больных соответствовала срокам абсолютного воздержания от наркотиков, установленных врачом на период снятия острой абстиненции. Рецидивы болезни в большинстве случаев обусловлены наличием психического напряжения у больного, что заставляло многих пациентов возобновить наркотизацию и пролонгировать болезнь. Участники данной группы по своему социальному составу были представлены лицами со средним, средне-специальным образованием, высшим образованием. Основная часть клиентов – безработные, большинство из них были условно осуждены за незаконное хранение наркотиков. Психокоррекционная работа проводилась в период ремиссии (псевдо-абстинентные состояния). Курс психологической коррекции состоял из 15 групповых процессов связного дыхания, которые проводились каждодневно и условно были подразделены на 3 модуля по 5 погружений в РСС в каждом. Лекарственная терапия на начало курса коррекции больным была уже проведена. Курс психологической коррекции представлял собой тренинг, направленный на обучение основным психотехнологиям, использующим связное дыхание с целью вхождения в РСС и последующей дестабилизации матрицы устойчивого патологического состояния, которая, по нашей гипотезе, является основой психологической зависимости от наркотических препаратов. Эта часть тренинга являлась основной для работы с первичными причинами зависимости. Также курс включал дополнительные занятия по выявлению мотивации, обучению работы со сновидениями, использование психотехнологий из НЛП – работа с якорями зависимости, восточные психотехники развития осознанности. На первой стадии исследования были вычленены психологические особенности наркоманов на стадии ремиссии (45 человек). Для сравнения нами проведено исследование в аналогичной выборке (учащиеся вузов и техникумов г. С.-Петербурга) – контрольная группа (45 человек). Исследование при помощи ПДО в контрольной и экспериментальной группах, позволило получить следующие средние показатели (см. табл. 25).
Таблица 25. Исследование при помощи ПДО в контрольной и экспериментальной группах. Гистограмма 1. ПДО нормативных испытуемых.
Гистограмма 2. ПДО опийных наркоманов.
Таким образом, из двадцати наркоманов акцентуации характера были определены у 80% обследуемых. Наиболее часто встречаемыми оказались гипертимный, циклоидный, эпилептоидный и неустойчивый типы. Следует также отметить, что в группе опийных наркоманов значимо выражены по сравнению с контрольной группой реакция эмансипации, склонность к делинквентности, психологическая склонность к алкоголизации. Обобщая, можно сказать, что они отличаются слабой устойчивостью в отношении соблазна злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими дурманящими веществами. Поведение характеризуется пассивностью, стремлением избегать конфликтов, склонностью жить сегодняшним днем. Отчетливо прослеживается продолжительный период групповой психической зависимости, прежде чем выявляется индивидуальная. Социальная дезадаптация нередко предшествует возникновению самой наркомании. Картина личностных черт, вычлененных при помощи ПДО, была дополнена более глубоким анализом данных по тесту Кэттелла, полученных в ходе исследования двадцати наркоманов, и по тесту Люшера – это проективная методика, описывающая динамику отдельной личности. Тем не менее, специфические черты личности опийных наркоманов, описанные выше, нашли свое подтверждение и в этом случае. Интерпретация полученных данных позволяет сделать следующие выводы: 1. К ведущим личностным тенденциям опийных наркоманов относится протестная реакция в ситуации выраженной напряженности. Негативизм в отношении средовых воздействий сочетается с эмоциональной неустойчивостью. Подозрительность и обидчивость в межличностных контактах. Потребность в признании своего авторитета. Потребность в отстаивании собственных установок сочетается с эмоциональной вовлеченностью, демонстративностью. Любые формальные рамки переносятся плохо. 2. В рамках существующей ситуации и поведения, уместного в этой ситуации, отмечается податливость влиянию окружающих, изменчивость настроения в зависимости от реакции находящихся рядом людей. 3. Среди сдерживаемых, неактуальных тенденций наблюдается эгоцентрическая обидчивость, ощущение изолированности и непонятности окружающими, отсутствие поддержки. Потребность в ярких, эмоциональных переживаниях, неуверенность в себе и стремление к избеганию конфликтов. 4. К отрицательным, подавляемым или несущим тревогу тенденциям относятся напряженность, связанная с фрустрированностью физиологических потребностей. Выраженный контроль в сфере чувственности приводит к изоляции. Протест против однообразия и заурядности. Потребность распоряжаться своей судьбой. 5. Среди актуальных проблем в поведении, вызванного стрессом, отмечено опасение возможных помех на пути реализации своих намерений. Именно оно вызывает критическое отношение к жизненным трудностям, защитную позицию и цинизм, за которым скрывается беспомощность, чувство несостоятельности. Потребность в самоуважении реализуется через признание своей значимости референтной группой. Наркоман стремится избегать ситуаций, ущемляющих самолюбие, и произвести должное впечатление в сфере значимых межличностных контактов. На основе данных, полученных в ходе проведения исследований, можно сделать следующие выводы: 1. Сложно говорить о холодности или добродушии применительно ко всем наркоманам. Среди них встречаются открытые, участливые, теплосердечные личности, обладающие хорошим характером, доверчивостью, беззаботностью. Однако чаще всего эти качества являются лишь желаемыми, а не действительными. Таких наркоманов отличает холодность, критичность, сдержанность, скептицизм, обидчивость, конфликтность и стремление к уединению. 2. Многим наркоманам присущи эмоциональная дезорганизация мышления, его конкретность и ригидность, несобранность, низкие умственные способности, неумение решать абстрактные задачи. 3. Большинство индивидов тесно связаны с окружающими людьми и зависимы от них. В своем поведении они ориентируются на групповое мнение, нуждаются в поддержке и совете. У них, как правило, отсутствует инициатива. Преимущественно они представляют экстравертированный тип. Однако способность реализовывать потребность в общении, выражена слабо. Очевидно, чрезмерная озабоченность усложняет процесс общения. 4. Согласно полученным данным, наркоманы обладают повышенной возбудимостью, их отличает демонстративность и несдержанность. Довольно часто отмечаются перепады настроения, беспокойство в связи с жизненными трудностями. 5. У большинства наркоманов отмечается повышенная подозрительность. Им кажется, что окружающие люди мешают, поэтому заранее подходят к ним с предубеждением. Выявляется повышенный уровень тревожности и беспокойства, фиксация на неудачах. Именно здесь мы видим противоречие: большинство из них показало теплоту и добросердечие по отношению к людям. Возможно, на данную ситуацию влияет тот факт, что наркотики считаются социальным злом, и наркоман, несмотря на свое желание общаться с людьми, вынужден избегать их, чтобы не быть осужденным. 6. Практически у всех исследуемых наркоманов отмечаются такие черты, как тревожность, ранимость, озабоченность. Они подвластны настроению, склонны к самоупрекам, в тоже время часто переоценивают свои возможности. Проявляют высокую чувствительность к одобрению или неодобрению со стороны окружающих. Имеют фобические синдромы, склонны к ипохондрии. Перед ними стоит проблема подавляющего чувства вины. Они находятся в состоянии большого напряжения и, следовательно, невротичны. 7. Преобладающими характеристиками являются беспокойство, плохое настроение, часто повторяющиеся депрессии. В своих самоотчетах наркоманы сообщают о подавленности, когда их критикуют в группе. Они чувствуют, что друзья не так нуждаются в них, как они в друзьях. Критика их больше расстраивает, нежели помогает. 8. Каждый из диагностируемых наркоманов находится в состоянии такого сильного напряжения, что оно их полностью поглощает. Им необходимо много времени, чтобы прийти в себя, когда они расстроены. Их раздражают мелочи. Они имеют трудности со сном и слишком быстро сердятся на людей. И хотя многие из данных индивидов понимают социальную нежелательность подобного поведения и прилагают достаточные усилия, чтобы скорректировать эмоциональные проявления, удается им это весьма слабо. Если попытаться нарисовать психологический портрет наркомана, то можно выделить следующие основные качества: ощущение своей неспособности жить в социуме, склонность к самолюбованию, самооправданию, нарушение взаимоотношений с противоположным полом, при этом выраженная потребность в признании, в любящем отношении, поклонении. В такой сложной области исследований, как тренинговые формы работы в практической психологии, достаточно сложно создать схему исследования и подобрать адекватный инструментарий, которые приведут к адекватному замеру трансформации личности и параметров групповой динамики. Несмотря на это, нами было проведено комплексное социально-психологическое исследование не только личностных изменений, которые были получены в ходе интенсивной групповой работы, но и параметров групповой динамики. В целях изучения тревожности как свойства личности испытуемых использовался опросник самооценки тревожности, созданный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный на русский язык Ю.Л. Ханиным (1990). Данная методика позволяет дифференцировано исследовать у испытуемого тревожность и как личностное свойство, и как психическое состояние. Для исследования групповой динамики нами использовался опросник на ценностно-ориентационное единство. Дополнительно к вышеуказанным методикам нами применялся анализ мандал и включенное наблюдение, проективные тесты «Человек», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек». Анализ мандал применялся как дополнительный метод исследования. Для исследования групповой динамики нами в начале и в конце 15-дневной интенсивной групповой работы был проведен опрос по методике ЦОЕ – ценностно-ориентационное единство. ЦОЕ – показатель уровня развития группы, то есть уровеня совпадения мнений, оценок, установок и позиций по отношению к значимым объектам. В качестве критерия оценки эффективности программы тренингов была исследована оценка участниками тренингов своего эмоционального состояния, а также изменение самоотношения, изменение интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я» испытуемого, изменение самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопринятия, саморуководства, самопонимания, самоуверенности, а также ожидание положительного отношения от других и отношение других. Исследовано влияние процессов связного дыхания или РСС на актуальную оценку эмоционального состояния (ОЭС). Общегрупповая оценка таких эмоций, как интерес, гнев, брезгливость, презрение, грусть до и после РСС практически не изменилась. Значительно изменилась оценка тревоги – она снизилась на 29%, упала оценка вины на 19% и страха на 13%. Наибольшее влияние программа оказала на снижение чувства вины (32%), что свидетельствует о возрастании внутренней уверенности и самооценки. А также более адекватной оценки своих межличностных отношений. Понижение оценки тревоги на 28% говорит о значительно возросшем доверии и ощущении безопасности. Оценка любопытства, радости, восхищения, страха, гнева, грусти, тревоги, которые бы хотели иметь участники, осталась практически неизменной до и после тренинга. В оценке брезгливости и презрения мы наблюдаем существенную динамику. Интересно, что желаемая брезгливость снизилась на 28% и презрение на 20%. Это может говорить о желании участников расширить зону «и так тоже» и больше принимать окружающую действительность, какая она есть. Желаемая оценка вины снизилась после тренинга на 23%. Если это сопоставить со снижением оценки вины, которую обычно чувствовали участники, до и после тренинга на 32%, то получается интересная картина. Освобождение от чувства вины вызывает желание еще большего освобождения. То же самое можно сказать и о презрении и брезгливости. С оценкой эмоционального состояния «удивления» мы наблюдаем ту же закономерность только в сторону возрастания: результаты показывают у участников возрастание удивления (на 18%) в обычном состоянии и возрастании желания удивляться (на 20%), то есть получается, что чем больше удивляешься обычно, тем больше хочется удивляться. Во всех случаях оценки желаемого и действительного состояния произошло уменьшение разницы между желаемым и обычным состоянием в среднем на 27%. Исключение составляют удивление и страх, где не наблюдается изменение напряжения между оценкой обычного и желаемого до и после тренинга. Результаты показывают значительное снижение эмоциональной напряженности. Это можно объяснить высвобождением и интеграцией подавленных эмоций, а также интенсивными положительными эмоциональными переживаниями, насытившими эмоциональную сферу участников, что естественно привело к разрядке напряженности и росту эмоционального удовлетворения. Проводя сравнение анализов ОЭС до и после процессов, использующих связное осознанное дыхание, и до и после тренингов в целом, можно отметить следующее. Процессы связного осознанного дыхания оказывают наибольшее влияние на высвобождение и интеграцию подавленных эмоций тревоги, вины, страха. Если рассматривать воздействие программы в целом, то мы видим, что спектр интегрируемых эмоций значительно шире, чем в процессах связного осознанного дыхания, и к уже перечисленным добавляются эмоции гнева, брезгливости, презрения. Также интересен установленный факт значительного снижения эмоционального напряжения и, как следствие, рост эмоциональной удовлетворенности, сводящий к минимуму риск невротизации и эмоционального срыва в дальнейшем. Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем сказать, что программа интенсивной групповой работы с использованием ИИПТ эффективно работает в решении широкого спектра эмоциональных проблем. Анализ результатов самоотношения покзал, что имеет место изменение его показателей (см.табл. 26).
Таблица 26. Результаты теста опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Из таблицы 26 мы видим, что интегральный показатель S «за» и «против» собственного «Я» увеличился на 13%, что свидетельствует об общей положительной динимике «за» собственное «Я» участников. Анализируя общие показатели, мы видим рост аутосимпатии на 14%, самоуверенности на 16%, самопринятия на 14%, а также наблюдаем снижение показателя самообвинения на 11%. Уменьшение показателя по шкале самообвинения хорошо коррелирует с уменьшением вины по оценке эмоционального состояния (ОЭС). Анализ общих показателей говорит о подтверждении выдвинутой нами гипотезы о том, что в результате воздействия интегративных психотехнологий происходит изменение интегрального чувства «за» и «против» собственного «Я», а также происходит рост аутосимпатии, самоуверенности, самоприятия. Исходя из этого, мы можем говорить об определенной трансформационной эффективности интегративных психотехнологий и программы 14-дневного тренинга погружения. Оценивая изменение показателей по модулям проведенных занятий, мы видим рост интегративного показателя на 1 модуле на 19%, 2 модуле – на 2%, 3 модуле – на 17%. Этот факт можно объяснить тем, что на 1 и 3 модулях акцент был поставлен в основном на увеличении доверия, принятия, терпимости к себе и окружающим. На 2-м модуле мы активно стимулировали процесс разотождествления с ложными представлениями о своем «Я» и выработки позиции «равностного восприятия» (расширение и утверждение в сознании зоны «и так тоже»). Третий модуль направлен на осмысление и интеграцию предыдущих модулей, а также на глубинную работу с основами своей личности. Интересная ситуация складывается с групповой динамикой показателя саморуководства. Мы видим падение показателей на 1-м (6%) и на 3-м (11%) модулях. Мы объясняем это тем, что на 1 и 3 модулях стимулировались и поощрялись доверие к окружающему пространству, способность доверять своей интуиции. На 2-м модуле показатель саморуководства хоть незначительно, но повысился (2%), на наш взгляд, потому что 2-й модуль был посвящен в основном развитию и укреплению волевой сферы и качества принятия ответственности. Исследование динамики ценностно-ориентационного единства проводилось в определенной последовательности. Для количественной оценки ЦОЕ по отдельным качествам личности использовался специальный показатель «К», величина которого определялась по формуле: где n – общее количество выборов, приходящихся на данное качество; åp – сумма рангов, полученных качеством со стороны тех членов группы, которые выбрали это качество. Показатель, получаемый при помощи этой формулы, обладает следующими основными особенностями: - своей абсолютной величиной он характеризует ЦОЕ по определенному качеству личности, - чем большее число членов выбирает (не выбирает), ставит (не ставит) на одинаковые места при ранжировке те или иные качества, тем выше (ниже) «К» для этих качеств. На основе показателей «К» для каждой конкретной группы можно составить процентную шкалу ЦОЕ по значимым качествам личности в этой группе. По этим формулам было посчитано ЦОЕ в начале и в конце тренинга. Результаты сведены в таблице 27:
Таблица 27. Показатели ЦОЕ в двух замерах.
Из таблицы 27 видно, что ЦОЕ во втором случае увеличилось втрое. Это говорит об изменениях, произошедших в группе за время тренинга. Несмотря на то, что второй показатель ЦОЕ далек от 100%, тенденция усиления единства ценностей в группе налицо. В приведенной таблице 28 показано, как они были проранжированы группой в первом и во втором замерах по показателю К. Установлено, что имеет место разница в ранговых местах качеств в обоих замерах, а следовательно, и в их важности для группы. Обратим особое внимание на первые десять качеств в обоих случаях (см. табл. 28). Так, можно сказать, что в первом замере участники бессознательно выбирали те качества, которые в первую очередь необходимы были для успешного функционирования их только что образовавшейся группы. Это в особенности такие качества, как ответственность, гуманность, отзывчивость, умение разговаривать, способность понять и др. То есть здесь на первые места ставились качества, характеризующие эмоционально-позитивную сторону отношений, что являлось наиболее важным для членов группы на данной стадии. После тренинга выборы несколько изменились: в первой десятке стали преобладать качества, важные непосредственно для общегрупповых целей, такие как коллективизм, трудолюбие, инициативность, целеустремленность, общительность. На основе этого можно говорить о том, что группа стремится к более высокому уровню развития, в ней уже сложились определенные ценностные установки, которые являются основой у «высших» групп – коллективов.
Таблица 28. Сводная таблица результатов методики ЦОЕ.
Стоит также сказать и о качествах, отвергаемых группой. Вначале их было всего два, что объяснимо низким ЦОЕ на начальном этапе развития группы. То есть здесь имел место большой разброс в выбираемых качествах, многим из которых было отдано предпочтение одним-двумя участниками. Этими качествами являются принципиальность и эмоциональность. К концу тренинга число отвергаемых качеств довольно сильно увеличилось – их стало шесть: скромность, манера одеваться, самокритичность, умение отстаивать свои взгляды, принципиальность и собранность. Можно сказать, что теперь группа действительно стала более единой по своим ценностям, и вследствие этого выбранные качества чаще совпадают. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Опийная наркомания приводит к деструктивным изменениям личности: - у наркоманов значимо выражены реакция эмансипации, склонность к делинквентности, психологическая склонность к алкоголизации, и они отличаются слабой устойчивостью в отношении соблазна злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими дурманящими веществами; - поведение наркоманов характеризуется пассивностью, стремлением избегать конфликтов, склонностью жить сегодняшним днем. Отчетливо прослеживается продолжительный период групповой психической зависимости, прежде чем выявляется индивидуальная. Социальная дезадаптация нередко предшествует возникновению самой наркомании; - у наркоманов отмечаются такие черты, как тревожность, ранимость, озабоченность. Они подвластны настроению, склонны к самоупрекам, в тоже время часто переоценивают свои возможности. Проявляют высокую чувствительность к одобрению или неодобрению со стороны окружающих. Имеют фобические синдромы, склонны к ипохондрии; - в наркомане мы можем вычленить следующий конфликт социально-психологического характера: ощущение своей неспособности жить в социуме, склонность к самолюбованию, самооправданию, нарушение взаимоотношений с противоположным полом, при этом выраженная потребность в признании, в любящем отношении, поклонении. 2. Интенсивная групповая работа позитивно влияет на следующие переменные личности опийного наркомана: изменяется отношение к собственному «Я», а также происходит рост самоуважения, аутосимпатии, самопринятия, саморуководства, самопонимания, снижение эмоционального напряжения и неудовлетворенности, самообвинения, ситуативной и личностной тревожности. 3. Интенсивная групповая работа, воздействуя на эмоциональную сферу, приводит к уменьшению разницы между оценками желаемого и имеющегося эмоциональных состояний, следствием этого может быть сведение к минимуму риска невротизации и эмоционального срыва у участников в дальнейшем. 4. Интенсивная групповая работа приводит к снижению тревоги, вины и страха, что свидетельствует об успешной проработке синдрома депрессивного состояния, который сиптоматичен для наркоманов после биохимической чистки, как следствие - эффективное высвобождение и интеграция в ходе тренинга. 5. Интенсивная групповая работа способствует групповой сплоченности и возникновению положительного психологического климата, возрастанию доверия, что выражается в повышении ожидания положительного отношения от других и увеличению ценностно-ориентационного единства. 6. Интенсивная групповая работа способствует росту понимания, терпимости и принятия других через снижение эмоциональных оценок брезгливости, презрения, вины, тревоги, гнева. 7. Интенсивные методы групповой работы с применением связного дыхания являются эффективными инструментами практического психолога для решения широкого спектра эмоциональных и личностных проблем опийных наркоманов. Исследование, проведенное в 1999-2002 гг., позволяет построить эффективную стратегию психологической и социально-психологической реабилитации опийных наркоманов в групповой форме. Данный этап интенсивной групповой работы является необходимым шагом в социальной адаптации и реабилитации личности опийного наркомана.
Date: 2015-09-19; view: 367; Нарушение авторских прав |