Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние РСС на личностные характеристики участников тренинга
При обсуждении возможностей РСС особое значение придается трансформации личности и личностных смыслов занимающихся. Операционально определяя, что за этим стоит, можно сказать, что трансформация личности – это изменение устойчивых констелляций личностных черт, определяющих отношение к себе, к другим людям, к миру, изменение способов взаимодействия с миром. Изменение личностных смыслов в определенной степени означает преобразование ведущих мотивов, отражающих социогенные и психогенные потребности личности, изменение потребностного профиля личности. Исходя из этого, предметом исследования было влияние тренинга на динамику характерологических черт и мотивационно-потребностную сферу личности. Нас интересовало, какие личностные особенности являются наиболее чувствительными к психологическому воздействию тренинга. Косвенным образом это свидетельствовало бы и об эффективности тренинга. Изучались переменные самоотношения: - уверенность в себе, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самообвинение, внутренняя конфликтность, самопривязанность, внутренняя честность, локус контроля; - тревожность (ситуативная, личностная, экзаменационная), - мотивация, потребности в достижениях, доминировании, аффилиации, познании, одобрении. В качестве методов использовались стандартизированные отечественные и зарубежные психодиагностические опросники: Марлоу-Крауна, Столина, батарея тестов Орлова, шкалы Спилбергера, анкета Маудели. Опросы проводились до и после тренинга. Влияние тренинга определялось следующим образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с фоновыми показателями, считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную. Сравнивалось распределение численности участников по трем уровням переменной (низкий, средний, высокий) до и после тренинга с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. Исследование проводилось в 1992 г. Объем выборки 67 человек, из них 20 мужчин и 47 женщин. Приведем групповой психологический портрет участников семинара, составленный по результатам предварительного обследования. В данном портрете приводятся данные о неблагоприятных показателях, поскольку именно они выступают предметом коррекции в тренинге. Для большей части группы (75,76%) характерна зависимость от благоприятных оценок со стороны других людей, ранимость, чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды, высокая потребность в одобрении их поведения и деятельности со стороны других людей, сдерживание агрессивных реакций, повышенная потребность в общении (шкала мотивации одобрения). 65% участников обнаружили неудовлетворенность собой, своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение (шкала самоуверенности). У 69,5% выявлено наличие внутренних конфликтов, сопровождаемых высокой тревожностью (шкала внутренней конфликтности). У значительной части (68,8%) выявлена повышенная тенденция к интрапунитивным реакциям, готовность поставить себе в вину свои промахи и недостатки, негативные реакции в свой адрес, даже несмотря на высокую оценку своих достижений и качеств (шкала самообвинения). Приблизительно 40% участников характеризуется низким уровнем самоценности, то есть недооценкой своего духовного «Я», сомнениями в ценности своей личности. При этом отмечается ригидность «Я-концепции», привязанность к неадекватному Я-образу (шкал самоценности и самопривязанности). У 33% выявлен низкий уровень интернальности, плохая саморегуляция, неспособность противостоять обстоятельствам, слабое развитие «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность и деятельность (шкала локус контроля). 31% характеризуются низким уровнем принятия самих себя такими, какие они есть, что является симптомом внутренней дезадаптации (шкала самопринятия). До тренинга 70,3 % участников показали средний уровень внутренней честности, то есть тенденцию к закрытости, неспособность или нежелание осознать значимую неприятную информацию о себе, неглубокой осознанности «Я», кроме того, 7,3% показали высокий уровень внутренней нечестности. 18,3% участников обнаружили глубокую осознанность «Я», повышенную рефлексивность. Относительно мотивации получены следующие данные: у 55% участников наблюдается высокая потребность в аффилиации, то есть стремление находиться рядом с другими людьми, устанавливать и поддерживать дружеские отношения и тенденции рассматривать других как похожих, подобных себе. У 25% наблюдается средний уровень потребности в аффилиации, у 20% низкий уровень, то есть независимость, ощущение комфорта в одиночестве. У подавляющего большинства участников (78%) имеет место средний уровень потребности в достижениях, то есть стремление к независимости деятельности, развитию и упражнению своих способностей и таланта, к достижению уникального результата, в целом – к успеху. Высокий уровень данной потребности наблюдался у 15% участников, низкий – 7%. Результаты психологического обследования участников, полученные после окончания тренинга таковы. Среди исследуемых психологических параметров можно выделить группу свойств, чувствительных к данному психологическому воздействию. Самые значительные изменения наблюдаются на уровне тревожности, которая снизилась практически у всех испытуемых (97%). Среди характеристик самоотношения, в первую очередь, наблюдаются позитивные изменения в уровне самоценности. Самоценность как заинтересованность в собственном «Я», безусловная любовь к себе, ощущение ценности собственной личности, предполагаемая ценность своей личности для других людей возросла на 38%. Уверенность в себе возросла на 35%. Среди прошедших тренинг 70% (по сравнению с 35% до занятий) обнаружили высокий уровень уверенности в своих возможностях, удовлетворенность собой, отсутствие внутренней напряженности. Существенно снизилась внутренняя конфликтность – на 34%. 64,5% участников (в отличие от 30,5% до тренинга) показали адекватный образ «Я», отсутствие вытеснения, высокий уровень рефлексивности, осознание своих трудностей. Существенно уменьшилась тенденция к самообвинению 35,8%. Только 33% в отличие от 68,8% до тренинга показали высокий уровень интрапунитивных реакций. Повысилась флексибильность личности, то есть снизился уровень самопривязанности на 24%. 64% участников (в отличие от 40% до тренинга) обнаружили желание и готовность к самоизменению. Другие характеристики самоотношения существенно не изменились. Относительно мотивации отмечается следующее. Потребность в аффилиации осталась на высоком уровне, имеют место небольшие сдвиги в сторону среднего и низкого уровня, но они не являются существенными. Небольшое смещение данных в сторону снижения потребности можно объяснить снижением тревожности, которая является часто «активатором» потребности в аффилиации. Определенные изменения претерпевает потребность в достижении. Если до тренинга преобладающим был средний уровень потребности в достижениях – 78% участников, то после тренинга численность участников со средним уровнем снизилась на 40,5% (до 37,5%) при одновременном увеличении как группы с низкой потребностью (на 17,5%), так и группы с высокой потребностью (на 23%). Таким образом, наблюдаются две основные тенденции: увеличились консистентность данной мотивации и группа с высокой потребностью в достижениях. Анализ показывает, что характеристиками, чувствительными к влиянию тренинга являются: - тревожность, - самоценность, - уверенность в себе, - внутренняя конфликтность, - самообвинение, - консистентность потребности в достижении, - потребность в достижениях. Нечувствительны к влиянию погружений в РСС: - локус контроля, - отраженное самоотношение, - самопринятие, - потребность в аффилиации. Основываясь на результатах исследования можно сделать следующие выводы: 1. РСС избирательно влияет на ряд параметров самоотношения. 2. РСС изменяет некоторые динамические мотивационные характеристики, например консистентность мотивации достижения. 3. РСС снижает личностную и специфическую тревожность.
В 1995-96 гг. было проведено исследование (В. Козлов, М. Лобас), которое имело следующие цели: 1. Исследование влияния погружений в РСС на самооценку личности. 2. Изучение динамики изменения эталонных идеальных черт человека. В качестве объекта исследования нами были избраны тренинговые группы: 1-2 модуль «Дерево Жизни», «Инсайт» и «Танец Духа» (руководитель Владимир Козлов). Исследование проводилось двумя методиками: «Хочу познать себя», «Будасси». Объем выборки – 32 человека, из них 13 мужчин (40,6%) и 19 женщин (59,4%). Образовательная характеристика: 17 чел. (53%) – высшее, 6 чел. (18,75%) – неполное высшее, 6 чел. (18,75%) – среднеспециальное и 3 чел. (9,37%) – среднее. Для удобства анализа результаты были разделены на две группы. Это обусловлено спецификой тренингов. В 1-ю группу вошли два профессиональных тренинга (восьмидневных), во 2-ю группу включен двухдневный тренинг личностного роста. Различия между ними состоят в уровне сплоченности группы, глубине доверия между участниками, количеством упражнений и погружением в РСС и так далее. Математическая обработка теста «Хочу познать Себя» заключалась в нахождении среднего арифметического по каждому предъявлению в 2-х группах и в определении t Стьюдента – критерия значимости изменений. Влияние погружений определялось таким образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с 1-ми и 2 -ми предъявлениями, то считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную. Обработка результатов методикой Будасси заключалась не в нахождении коэффициента, а в описании изменений, выраженных в четырех степенях. Отмечаются появления и исчезновения черты из области Реалов и Идеалов. Первая степень означает наибольшее количество переходов черты, четвертая – наименьшее. Проведенное исследование позволило сделать следующие предварительные заключения: 1. В зависимости от половозрастных и образовательных характеристик людей индивидуальные изменения в самооценке имеют различную динамику: а) лица, имеющие среднее и среднетехническое образование, обнаруживают высокую динамику изменения самооценки от колеблющейся до резко повышенной; б) у лиц с высшим образованием обнаруживается плавное повышение самооценки; в) малая динамика изменений видна у большинства мужчин. 2. Относительно общего повышения самооценки по всем параметрам (качествам) нужно сказать, что: а) значимые изменения по параметру «принципиальность» существуют во 2-й группе между 2-м и 3-м предъявлениями; б) по всем остальным параметрам между 1-м, 2-м, 3-м предъявлениями в обеих группах значимых изменений нет; в) средние арифметические всех качеств показывают наглядно изменения самооценок группы в сторону их повышения. 3. Наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются такие этические эталоны: сострадательность, беспечность, вдумчивость, увлекаемость. 4. Под влиянием тренинга (погружений в РСС) у участников изменяются представления об идеальных, эталонных качествах человека, а также представления о себе.
Date: 2015-09-19; view: 290; Нарушение авторских прав |