Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влия­ние РСС на лич­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уча­ст­ни­ков тре­нин­га





При об­су­ж­де­нии воз­мож­но­стей РСС осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся транс­фор­ма­ции лич­но­сти и лич­но­ст­ных смы­слов за­ни­маю­щих­ся. Опе­ра­цио­наль­но оп­ре­де­ляя, что за этим сто­ит, мож­но ска­зать, что транс­фор­ма­ция лич­но­сти – это из­ме­не­ние ус­той­чи­вых кон­стел­ля­ций лич­но­ст­ных черт, оп­ре­де­ляю­щих от­но­ше­ние к се­бе, к дру­гим лю­дям, к ми­ру, из­ме­не­ние спо­со­бов взаи­мо­дей­ст­вия с ми­ром. Из­ме­не­ние лич­но­ст­ных смы­слов в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни оз­на­ча­ет пре­об­ра­зо­ва­ние ве­ду­щих мо­ти­вов, от­ра­жаю­щих со­цио­ген­ные и пси­хо­ген­ные по­треб­но­сти лич­но­сти, из­ме­не­ние по­треб­но­ст­но­го про­фи­ля лич­но­сти.

Ис­хо­дя из это­го, пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния бы­ло влия­ние тре­нин­га на ди­на­ми­ку ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских черт и мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­но­ст­ную сфе­ру лич­но­сти. Нас ин­те­ре­со­ва­ло, ка­кие лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти яв­ля­ют­ся наи­бо­лее чув­ст­ви­тель­ны­ми к пси­хо­ло­ги­че­ско­му воз­дей­ст­вию тре­нин­га. Кос­вен­ным об­ра­зом это сви­де­тель­ст­во­ва­ло бы и об эф­фек­тив­но­сти тре­нин­га. Изу­ча­лись пе­ре­мен­ные са­мо­от­но­ше­ния:

- уве­рен­ность в се­бе, от­ра­жен­ное са­мо­от­но­ше­ние, са­мо­цен­ность, са­мо­при­ня­тие, са­мо­об­ви­не­ние, внут­рен­няя кон­фликт­ность, са­мо­при­вя­зан­ность, внут­рен­няя че­ст­ность, ло­кус кон­тро­ля;

- тре­вож­ность (си­туа­тив­ная, лич­но­ст­ная, эк­за­ме­на­ци­он­ная),

- мо­ти­ва­ция, по­треб­но­сти в дос­ти­же­ни­ях, до­ми­ни­ро­ва­нии, аф­фи­лиа­ции, по­зна­нии, одоб­ре­нии.

В ка­че­ст­ве ме­то­дов ис­поль­зо­ва­лись стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные оте­че­ст­вен­ные и за­ру­беж­ные пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ские оп­рос­ни­ки: Мар­лоу-Крау­на, Сто­ли­на, ба­та­рея тес­тов Ор­ло­ва, шка­лы Спил­бер­ге­ра, ан­ке­та Мау­де­ли. Оп­ро­сы про­во­ди­лись до и по­сле тре­нин­га.

Влия­ние тре­нин­га оп­ре­де­ля­лось сле­дую­щим об­ра­зом: ес­ли ли­ца, про­шед­шие тре­нинг, об­на­ру­жи­ва­ли бо­лее вы­со­кий балл по ка­кой-ли­бо пе­ре­мен­ной по срав­не­нию с фо­но­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, счи­та­лось, что тре­нинг ока­зы­ва­ет влия­ние на дан­ную пе­ре­мен­ную.

Срав­ни­ва­лось рас­пре­де­ле­ние чис­лен­но­сти уча­ст­ни­ков по трем уров­ням пе­ре­мен­ной (низ­кий, сред­ний, вы­со­кий) до и по­сле тре­нин­га с по­мо­щью кри­те­рия Хи-квад­рат Пир­со­на.

Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось в 1992 г. Объ­ем вы­бор­ки 67 че­ло­век, из них 20 муж­чин и 47 жен­щин.

При­ве­дем груп­по­вой пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет уча­ст­ни­ков се­ми­на­ра, со­став­лен­ный по ре­зуль­та­там пред­ва­ри­тель­но­го об­сле­до­ва­ния. В дан­ном порт­ре­те при­во­дят­ся дан­ные о не­бла­го­при­ят­ных по­ка­за­те­лях, по­сколь­ку имен­но они вы­сту­па­ют пред­ме­том кор­рек­ции в тре­нин­ге.

Для боль­шей час­ти груп­пы (75,76%) ха­рак­тер­на за­ви­си­мость от бла­го­при­ят­ных оце­нок со сто­ро­ны дру­гих лю­дей, ра­ни­мость, чув­ст­ви­тель­ность к меж­лич­но­ст­ным влия­ни­ям и влия­ни­ям сре­ды, вы­со­кая по­треб­ность в одоб­ре­нии их по­ве­де­ния и дея­тель­но­сти со сто­ро­ны дру­гих лю­дей, сдер­жи­ва­ние аг­рес­сив­ных ре­ак­ций, по­вы­шен­ная по­треб­ность в об­ще­нии (шка­ла мо­ти­ва­ции одоб­ре­ния).

65% уча­ст­ни­ков об­на­ру­жи­ли не­удов­ле­тво­рен­ность со­бой, свои­ми воз­мож­но­стя­ми, со­мне­ния в спо­соб­но­сти вы­звать ува­же­ние (шка­ла са­мо­уве­рен­но­сти).

У 69,5% вы­яв­ле­но на­ли­чие внут­рен­них кон­флик­тов, со­про­во­ж­дае­мых вы­со­кой тре­вож­но­стью (шка­ла внут­рен­ней кон­фликт­но­сти).

У зна­чи­тель­ной час­ти (68,8%) вы­яв­ле­на по­вы­шен­ная тен­ден­ция к ин­тра­пу­ни­тив­ным ре­ак­ци­ям, го­тов­ность по­ста­вить се­бе в ви­ну свои про­ма­хи и не­дос­тат­ки, не­га­тив­ные ре­ак­ции в свой ад­рес, да­же не­смот­ря на вы­со­кую оцен­ку сво­их дос­ти­же­ний и ка­честв (шка­ла са­мо­об­ви­не­ния).

При­бли­зи­тель­но 40% уча­ст­ни­ков ха­рак­те­ри­зу­ет­ся низ­ким уров­нем са­мо­цен­но­сти, то есть не­до­оцен­кой сво­его ду­хов­но­го «Я», со­мне­ния­ми в цен­но­сти сво­ей лич­но­сти. При этом от­ме­ча­ет­ся ри­гид­ность «Я-кон­цеп­ции», при­вя­зан­ность к не­аде­к­ват­но­му Я-об­ра­зу (шкал са­мо­цен­но­сти и са­мо­при­вя­зан­но­сти).

У 33% вы­яв­лен низ­кий уро­вень ин­тер­наль­но­сти, пло­хая са­мо­ре­гу­ля­ция, не­спо­соб­ность про­ти­во­сто­ять об­стоя­тель­ст­вам, сла­бое раз­ви­тие «Я» как внут­рен­не­го стерж­ня, ин­тег­ри­рую­ще­го и ор­га­ни­зую­ще­го лич­ность и дея­тель­ность (шка­ла ло­кус кон­тро­ля).

31% ха­рак­те­ри­зу­ют­ся низ­ким уров­нем при­ня­тия са­мих се­бя та­ки­ми, ка­кие они есть, что яв­ля­ет­ся сим­пто­мом внут­рен­ней де­за­дап­та­ции (шка­ла са­мо­при­ня­тия).

До тре­нин­га 70,3 % уча­ст­ни­ков по­ка­за­ли сред­ний уро­вень внут­рен­ней че­ст­но­сти, то есть тен­ден­цию к за­кры­то­сти, не­спо­соб­ность или не­же­ла­ние осоз­нать зна­чи­мую не­при­ят­ную ин­фор­ма­цию о се­бе, не­глу­бо­кой осоз­нан­но­сти «Я», кро­ме то­го, 7,3% по­ка­за­ли вы­со­кий уро­вень внут­рен­ней не­че­ст­но­сти. 18,3% уча­ст­ни­ков об­на­ру­жи­ли глу­бо­кую осоз­нан­ность «Я», по­вы­шен­ную реф­лек­сив­ность.

От­но­си­тель­но мо­ти­ва­ции по­лу­че­ны сле­дую­щие дан­ные: у 55% уча­ст­ни­ков на­блю­да­ет­ся вы­со­кая по­треб­ность в аф­фи­лиа­ции, то есть стрем­ле­ние на­хо­дить­ся ря­дом с дру­ги­ми людь­ми, ус­та­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать дру­же­ские от­но­ше­ния и тен­ден­ции рас­смат­ри­вать дру­гих как по­хо­жих, по­доб­ных се­бе. У 25% на­блю­да­ет­ся сред­ний уро­вень по­треб­но­сти в аф­фи­лиа­ции, у 20% низ­кий уро­вень, то есть не­за­ви­си­мость, ощу­ще­ние ком­фор­та в оди­но­че­ст­ве.

У по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва уча­ст­ни­ков (78%) име­ет ме­сто сред­ний уро­вень по­треб­но­сти в дос­ти­же­ни­ях, то есть стрем­ле­ние к не­за­ви­си­мо­сти дея­тель­но­сти, раз­ви­тию и уп­раж­не­нию сво­их спо­соб­но­стей и та­лан­та, к дос­ти­же­нию уни­каль­но­го ре­зуль­та­та, в це­лом – к ус­пе­ху. Вы­со­кий уро­вень дан­ной по­треб­но­сти на­блю­дал­ся у 15% уча­ст­ни­ков, низ­кий – 7%.

Ре­зуль­та­ты пси­хо­ло­ги­че­ско­го об­сле­до­ва­ния уча­ст­ни­ков, по­лу­чен­ные по­сле окон­ча­ния тре­нин­га та­ко­вы.

Сре­ди ис­сле­дуе­мых пси­хо­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров мож­но вы­де­лить груп­пу свойств, чув­ст­ви­тель­ных к дан­но­му пси­хо­ло­ги­че­ско­му воз­дей­ст­вию.

Са­мые зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния на­блю­да­ют­ся на уров­не тре­вож­но­сти, ко­то­рая сни­зи­лась прак­ти­че­ски у всех ис­пы­туе­мых (97%).

Сре­ди ха­рак­те­ри­стик са­мо­от­но­ше­ния, в пер­вую оче­редь, на­блю­да­ют­ся по­зи­тив­ные из­ме­не­ния в уров­не са­мо­цен­но­сти. Са­мо­цен­ность как за­ин­те­ре­со­ван­ность в соб­ст­вен­ном «Я», без­ус­лов­ная лю­бовь к се­бе, ощу­ще­ние цен­но­сти соб­ст­вен­ной лич­но­сти, пред­по­ла­гае­мая цен­ность сво­ей лич­но­сти для дру­гих лю­дей воз­рос­ла на 38%.

Уве­рен­ность в се­бе воз­рос­ла на 35%. Сре­ди про­шед­ших тре­нинг 70% (по срав­не­нию с 35% до за­ня­тий) об­на­ру­жи­ли вы­со­кий уро­вень уве­рен­но­сти в сво­их воз­мож­но­стях, удов­ле­тво­рен­ность со­бой, от­сут­ст­вие внут­рен­ней на­пря­жен­но­сти. Су­ще­ст­вен­но сни­зи­лась внут­рен­няя кон­фликт­ность – на 34%. 64,5% уча­ст­ни­ков (в от­ли­чие от 30,5% до тре­нин­га) по­ка­за­ли аде­к­ват­ный об­раз «Я», от­сут­ст­вие вы­тес­не­ния, вы­со­кий уро­вень реф­лек­сив­но­сти, осоз­на­ние сво­их труд­но­стей. Су­ще­ст­вен­но умень­ши­лась тен­ден­ция к са­мо­об­ви­не­нию 35,8%. Толь­ко 33% в от­ли­чие от 68,8% до тре­нин­га по­ка­за­ли вы­со­кий уро­вень ин­тра­пу­ни­тив­ных ре­ак­ций. По­вы­си­лась флек­си­биль­ность лич­но­сти, то есть сни­зил­ся уро­вень са­мо­при­вя­зан­но­сти на 24%. 64% уча­ст­ни­ков (в от­ли­чие от 40% до тре­нин­га) об­на­ру­жи­ли же­ла­ние и го­тов­ность к са­мо­из­ме­не­нию. Дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки са­мо­от­но­ше­ния су­ще­ст­вен­но не из­ме­ни­лись.

От­но­си­тель­но мо­ти­ва­ции от­ме­ча­ет­ся сле­дую­щее. По­треб­ность в аф­фи­лиа­ции ос­та­лась на вы­со­ком уров­не, име­ют ме­сто не­боль­шие сдви­ги в сто­ро­ну сред­не­го и низ­ко­го уров­ня, но они не яв­ля­ют­ся су­ще­ст­вен­ны­ми. Не­боль­шое сме­ще­ние дан­ных в сто­ро­ну сни­же­ния по­треб­но­сти мож­но объ­яс­нить сни­же­ни­ем тре­вож­но­сти, ко­то­рая яв­ля­ет­ся час­то «ак­ти­ва­то­ром» по­треб­но­сти в аф­фи­лиа­ции.

Оп­ре­де­лен­ные из­ме­не­ния пре­тер­пе­ва­ет по­треб­ность в дос­ти­же­нии. Ес­ли до тре­нин­га пре­об­ла­даю­щим был сред­ний уро­вень по­треб­но­сти в дос­ти­же­ни­ях – 78% уча­ст­ни­ков, то по­сле тре­нин­га чис­лен­ность уча­ст­ни­ков со сред­ним уров­нем сни­зи­лась на 40,5% (до 37,5%) при од­но­вре­мен­ном уве­ли­че­нии как груп­пы с низ­кой по­треб­но­стью (на 17,5%), так и груп­пы с вы­со­кой по­треб­но­стью (на 23%). Та­ким об­ра­зом, на­блю­да­ют­ся две ос­нов­ные тен­ден­ции: уве­ли­чи­лись кон­си­стент­ность дан­ной мо­ти­ва­ции и груп­па с вы­со­кой по­треб­но­стью в дос­ти­же­ни­ях.

Ана­лиз по­ка­зы­ва­ет, что ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, чув­ст­ви­тель­ны­ми к влия­нию тре­нин­га яв­ля­ют­ся:

- тре­вож­ность,

- са­мо­цен­ность,

- уве­рен­ность в се­бе,

- внут­рен­няя кон­фликт­ность,

- са­мо­об­ви­не­ние,

- кон­си­стент­ность по­треб­но­сти в дос­ти­же­нии,

- по­треб­ность в дос­ти­же­ни­ях.

Не­чув­ст­ви­тель­ны к влия­нию по­гру­же­ний в РСС:

- ло­кус кон­тро­ля,

- от­ра­жен­ное са­мо­от­но­ше­ние,

- са­мо­при­ня­тие,

- по­треб­ность в аф­фи­лиа­ции.

Ос­но­вы­ва­ясь на ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ния мож­но сде­лать сле­дую­щие вы­во­ды:

1. РСС из­би­ра­тель­но влия­ет на ряд па­ра­мет­ров са­мо­от­но­ше­ния.

2. РСС из­ме­ня­ет не­ко­то­рые ди­на­ми­че­ские мо­ти­ва­ци­он­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, на­при­мер кон­си­стент­ность мо­ти­ва­ции дос­ти­же­ния.

3. РСС сни­жа­ет лич­но­ст­ную и спе­ци­фи­че­скую тре­вож­ность.

 

В 1995-96 гг. бы­ло про­ве­де­но ис­сле­до­ва­ние (В. Коз­лов, М. Ло­бас), ко­то­рое име­ло сле­дую­щие це­ли:

1. Ис­сле­до­ва­ние влия­ния по­гру­же­ний в РСС на са­мо­оцен­ку лич­но­сти.

2. Изу­че­ние ди­на­ми­ки из­ме­не­ния эта­лон­ных иде­аль­ных черт че­ло­ве­ка.

В ка­че­ст­ве объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния на­ми бы­ли из­бра­ны тре­нин­го­вые груп­пы: 1-2 мо­дуль «Де­ре­во Жиз­ни», «Ин­сайт» и «Та­нец Ду­ха» (ру­ко­во­ди­тель Вла­ди­мир Коз­лов).

Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось дву­мя ме­то­ди­ка­ми: «Хо­чу по­знать се­бя», «Бу­дас­си».

Объ­ем вы­бор­ки – 32 че­ло­ве­ка, из них 13 муж­чин (40,6%) и 19 жен­щин (59,4%). Об­ра­зо­ва­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка: 17 чел. (53%) – выс­шее, 6 чел. (18,75%) – не­пол­ное выс­шее, 6 чел. (18,75%) – сред­не­спе­ци­аль­ное и 3 чел. (9,37%) – сред­нее.

Для удоб­ст­ва ана­ли­за ре­зуль­та­ты бы­ли раз­де­ле­ны на две груп­пы. Это обу­слов­ле­но спе­ци­фи­кой тре­нин­гов. В 1-ю груп­пу во­шли два про­фес­сио­наль­ных тре­нин­га (вось­ми­днев­ных), во 2-ю груп­пу вклю­чен двух­днев­ный тре­нинг лич­но­ст­но­го рос­та.

Раз­ли­чия ме­ж­ду ни­ми со­сто­ят в уров­не спло­чен­но­сти груп­пы, глу­би­не до­ве­рия ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми, ко­ли­че­ст­вом уп­раж­не­ний и по­гру­же­ни­ем в РСС и так да­лее.

Ма­те­ма­ти­че­ская об­ра­бот­ка тес­та «Хо­чу по­знать Се­бя» за­клю­ча­лась в на­хо­ж­де­нии сред­не­го ариф­ме­ти­че­ско­го по ка­ж­до­му предъ­яв­ле­нию в 2-х груп­пах и в оп­ре­де­ле­нии t Стью­ден­та – кри­те­рия зна­чи­мо­сти из­ме­не­ний.

Влия­ние по­гру­же­ний оп­ре­де­ля­лось та­ким об­ра­зом: ес­ли ли­ца, про­шед­шие тре­нинг, об­на­ру­жи­ва­ли бо­лее вы­со­кий балл по ка­кой-ли­бо пе­ре­мен­ной по срав­не­нию с 1-ми и 2 -ми предъ­яв­ле­ния­ми, то счи­та­лось, что тре­нинг ока­зы­ва­ет влия­ние на дан­ную пе­ре­мен­ную.

Об­ра­бот­ка ре­зуль­та­тов ме­то­ди­кой Бу­дас­си за­клю­ча­лась не в на­хо­ж­де­нии ко­эф­фи­ци­ен­та, а в опи­са­нии из­ме­не­ний, вы­ра­жен­ных в че­ты­рех сте­пе­нях. От­ме­ча­ют­ся по­яв­ле­ния и ис­чез­но­ве­ния чер­ты из об­лас­ти Реа­лов и Идеа­лов.

Пер­вая сте­пень оз­на­ча­ет наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во пе­ре­хо­дов чер­ты, чет­вер­тая – наи­мень­шее.

Про­ве­ден­ное ис­сле­до­ва­ние по­зво­ли­ло сде­лать сле­дую­щие пред­ва­ри­тель­ные за­клю­че­ния:

1. В за­ви­си­мо­сти от по­ло­воз­ра­ст­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных ха­рак­те­ри­стик лю­дей ин­ди­ви­ду­аль­ные из­ме­не­ния в са­мо­оцен­ке име­ют раз­лич­ную ди­на­ми­ку:

а) ли­ца, имею­щие сред­нее и сред­не­тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние, об­на­ру­жи­ва­ют вы­со­кую ди­на­ми­ку из­ме­не­ния са­мо­оцен­ки от ко­леб­лю­щей­ся до рез­ко по­вы­шен­ной;

б) у лиц с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем об­на­ру­жи­ва­ет­ся плав­ное по­вы­ше­ние са­мо­оцен­ки;

в) ма­лая ди­на­ми­ка из­ме­не­ний вид­на у боль­шин­ст­ва муж­чин.

2. От­но­си­тель­но об­ще­го по­вы­ше­ния са­мо­оцен­ки по всем па­ра­мет­рам (ка­че­ст­вам) нуж­но ска­зать, что:

а) зна­чи­мые из­ме­не­ния по па­ра­мет­ру «прин­ци­пи­аль­ность» су­ще­ст­ву­ют во 2-й груп­пе ме­ж­ду 2-м и 3-м предъ­яв­ле­ния­ми;

б) по всем ос­таль­ным па­ра­мет­рам ме­ж­ду 1-м, 2-м, 3-м предъ­яв­ле­ния­ми в обе­их груп­пах зна­чи­мых из­ме­не­ний нет;

в) сред­ние ариф­ме­ти­че­ские всех ка­честв по­ка­зы­ва­ют на­гляд­но из­ме­не­ния са­мо­оце­нок груп­пы в сто­ро­ну их по­вы­ше­ния.

3. Наи­бо­лее чув­ст­ви­тель­ны­ми к влия­нию тре­нин­га яв­ля­ют­ся та­кие эти­че­ские эта­ло­ны: со­стра­да­тель­ность, бес­печ­ность, вдум­чи­вость, ув­ле­кае­мость.

4. Под влия­ни­ем тре­нин­га (по­гру­же­ний в РСС) у уча­ст­ни­ков из­ме­ня­ют­ся пред­став­ле­ния об иде­аль­ных, эта­лон­ных ка­че­ст­вах че­ло­ве­ка, а так­же пред­став­ле­ния о се­бе.

 

Date: 2015-09-19; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию