Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формулировка гипотезы и основных задач исследования
В качестве критерия изменения (критерия эффективности терапевтического процесса) мы решили использовать так называемый «внутренний» критерий, то есть образ «Я». В методическом выражении таким критерием в нашем исследовании явились «реальное Я» и «идеальное Я» в диагностике межличностных отношений Тимоти Лири. Что касается обоснованности выбора этого критерия, то мы сочли выбрать его, поскольку он уже неоднократно и с успехом использовался в подобного рода исследованиях; к тому же понятия «образ Я», «реальное Я», «идеальное Я» являются центральными понятиями в гуманистическом направлении в психологии, из недр которого зародилось и вышло трансперсональное движение. Еще одним очевидным критерием в нашем исследовании явилась сохранность, устойчивость изменений «образа Я» во времени.
Основными гипотезами нашего исследования были: - процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе «Я», значимо отличающимся от изменений в образе «Я» у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии; - изменения в образе «Я», связанные с процессом эмпирической терапии, устойчивы во времени.
Основными задачами нашего исследования были: - выявить наиболее характерные изменения в образе «Я», связанные с процессом эмпирической терапии, - изучить характерные особенности факторов, влияющих на устойчивость изменений во времени после различных временных интервалов, прошедших после процесса эмпирической терапии, - специализировать концепцию жизненного цикла семьи и разработать модель опросника, позволяющего проверить гипотезу о переходе с одного этапа развития семьи как возможном критерии психотерапевтического процесса, а также важным критерием, отражающим личностные изменения не только «внутренние», но и «внешние», - выявить преобладающую проблематику и особенности психологических проблем у лиц, посещающих группы эмпирической терапии, - выявить влияние посещения группы эмпирической терапии на изменение семейной ситуации, разрешение семейных и личностных проблем и психологических трудностей.
Замысел эксперимента (построение схемы исследования) По нашему мнению, большое значение для понимания проделанной нами работы имеют следующие три аспекта нашего исследования: 1. Критерий, использованный нами при изучении психотерапии, не совпадающий с традиционным мнением о критериях в этой области. 2. Структура исследования, при разработке которой были бы преодолены некоторые трудности, стоявшие до этого на пути точных результатов. 3. Вероятность достигнуть прогресса в измерении неуловимых субъективных явлений объективным путем. Эти три элемента нашей программы могли быть использованы при любой попытке измерить личностное изменение. Поэтому они приложимы к любому виду психотерапии или к исследованию любого метода, используемого для измерения личности и поведения. В таких сложных областях исследования, как психотерапия или тренинговые формы работы в практической психологии, не так то просто создать схему исследования, которая приведет к достижению этих целей. Поэтому мы обратились к опыту проведения подобных исследований, а именно к схеме эксперимента, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах и посвященного исследованию эффективности центрированной на клиенте терапии. В экспериментальную (психотерапевтическую) группу входили люди, посетившие профессиональные семинары-тренинги по интегративным психотехнологиям, которые основаны на связном дыхании. Продолжительность семинаров составляла 7-9 дней. Перед началом и в конце семинара проводилось тестирование и опрос с помощью выбранных методических средств. Также в конце семинаров клиенту выдавался набор бланков методик для заполнения их и высылки в адрес экспериментаторов через 3 месяца. Такое число было выбрано как промежуточный контрольный этап проверки устойчивости результатов терапии во времени (запланировано тестирование через 6 и12 месяцев после терапии), а также исходя из плана выполнения данной исследовательской работы. Одновременно с экспериментальной группой набиралась и контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношению мужчин и женщин, студентов и не студентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.
Date: 2015-09-19; view: 295; Нарушение авторских прав |