Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скорость сенсомоторных реакций и внимание
Изложение наших психологических экспериментов мы начнем с исследования воздействия, которое оказывает процесс вхождения в расширенное состояние сознания на когнитивную сферу человека, в частности на скорость сенсомоторных реакций и внимание. Наши наблюдения позволили нам выдвинуть следующую рабочую гипотезу: в результате вхождения в расширенное состояние сознания скорость сенсомоторных реакций и внимание изменяются. Изменения характеризуются как улучшением их параметров, так и ухудшением, с несколько большим перевесом в сторону последнего. Задачи исследования: 1. Выявить, как влияет процесс связного дыхания на внимание испытуемых. 2. Подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу. Для оценки влияния вхождения в РСС на когнитивную сферу были взяты две стандартные методики исследования скорости сенсомоторных реакций: корректурная проба и таблицы Шульте. 1. Корректурная проба – впервые была предложена Bourdon в 1895 г. для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации. Исследование проводится с помощью специальных бланков с рядами букв или иных знаков, расположенных в случайном порядке. Исследуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору психолога в течение определенного им времени (3-5 мин). Учитывается количество ошибок и темп выполнения задания. Может также учитываться распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они распределены по всей таблице или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью внимания. Влияние упражняемости на выполнение корректурной пробы невелико. 2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте – методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема, распределения и устойчивости внимания. Исследование проводится с помощью специальных таблиц размером 60-60, на которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему предлагается отыскивать числа по порядку, показывая каждую указкой и называя ее вслух. Регистрируется время, затраченное клиентом на каждую из 4-5 таблиц. Можно учитывать время поиска каждых 5 чисел. Для оценки результатов сравнивается время поиска на каждой из таблиц и в пределах каждой из них. Существенное значение имеет темп выполнения задания, наличие врабатываемости, истощаемости, пропуски отдельных цифр. Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. В норме на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время: 35-40 сек. Имеется сенсибилизированный вариант методики: черно-красные таблицы Ф.Д. Горбова (25 черных чисел и 25 красных) – позволяет оценить помехоустойчивость клиента, состояние оперативной памяти, способность к переключению. Существует множество вариантов использования корректурной пробы и таблиц Шульте. В данной работе в корректурной пробе оценивалось количество знаков, прочитанных за единицу времени (3 мин.) с расчетом скорости чтения в 1 мин. И количество допущенных ошибок. Для оценки скорости сенсомоторных реакций использовались 4 обычные (черно-белые) таблицы Шульте с оценкой времени, затраченного на каждую. Исследование проводилось за 15 мин. до процесса свободного дыхания и через 15 мин. после выхода из него. В тестировании участвовало 50 человек, среди которых: - женщин – 35 чел. (70%), - мужчин – 15 чел. (30%). Основную массу обследованных составляли взрослые: - 21-35 лет – 38 чел. (76%), - 36-60 лет – 9 чел. (18%), - до 20 лет – 3 чел. (6%). В образовательном отношении выборка была представлена следующим образом: - неполное высшее (студенты) – 7 чел. (14%), - высшее – 43 чел. (86%). Среди них: имеющих ученую степень кандидата наук – 11 чел. (22%); преподавателей ВУЗа – 11 чел. (22%); врачей – 19 чел. (38%); имеющих дополнительное профессиональное психологическое образование – 3 чел. (6%). Таким образом, выборка была представлена в основном лицами с высоким образовательным уровнем.
Date: 2015-09-19; view: 784; Нарушение авторских прав |