Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ско­рость сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций и вни­ма­ние





Из­ло­же­ние на­ших пси­хо­ло­ги­че­ских экс­пе­ри­мен­тов мы нач­нем с ис­сле­до­ва­ния воз­дей­ст­вия, ко­то­рое ока­зы­ва­ет про­цесс вхо­ж­де­ния в рас­ши­рен­ное со­стоя­ние соз­на­ния на ког­ни­тив­ную сфе­ру че­ло­ве­ка, в ча­ст­но­сти на ско­рость сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций и вни­ма­ние.

На­ши на­блю­де­ния по­зво­ли­ли нам вы­дви­нуть сле­дую­щую ра­бо­чую ги­по­те­зу: в ре­зуль­та­те вхо­ж­де­ния в рас­ши­рен­ное со­стоя­ние соз­на­ния ско­рость сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций и вни­ма­ние из­ме­ня­ют­ся. Из­ме­не­ния ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как улуч­ше­ни­ем их па­ра­мет­ров, так и ухуд­ше­ни­ем, с не­сколь­ко боль­шим пе­ре­ве­сом в сто­ро­ну по­след­не­го.

За­да­чи ис­сле­до­ва­ния:

1. Вы­явить, как влия­ет про­цесс связ­но­го ды­ха­ния на вни­ма­ние ис­пы­туе­мых.

2. Под­твер­дить или оп­ро­верг­нуть ра­бо­чую ги­по­те­зу.

Для оцен­ки влия­ния вхо­ж­де­ния в РСС на ког­ни­тив­ную сфе­ру бы­ли взя­ты две стан­дарт­ные ме­то­ди­ки ис­сле­до­ва­ния ско­ро­сти сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций: кор­рек­тур­ная про­ба и таб­ли­цы Шуль­те.

1. Кор­рек­тур­ная про­ба – впер­вые бы­ла пред­ло­же­на Bourdon в 1895 г. для вы­яв­ле­ния ус­той­чи­во­сти вни­ма­ния и спо­соб­но­сти к его кон­цен­тра­ции.

Ис­сле­до­ва­ние про­во­дит­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных блан­ков с ря­да­ми букв или иных зна­ков, рас­по­ло­жен­ных в слу­чай­ном по­ряд­ке. Ис­сле­дуе­мый дол­жен за­чер­ки­вать од­ну или две бу­к­вы по вы­бо­ру пси­хо­ло­га в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го им вре­ме­ни (3-5 мин).

Учи­ты­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во оши­бок и темп вы­пол­не­ния за­да­ния. Мо­жет так­же учи­ты­вать­ся рас­пре­де­ле­ние оши­бок в те­че­ние опы­та – рав­но­мер­но ли они рас­пре­де­ле­ны по всей таб­ли­це или на­блю­да­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но в кон­це ис­сле­до­ва­ния в свя­зи с ис­то­щае­мо­стью вни­ма­ния. Влия­ние уп­раж­няе­мо­сти на вы­пол­не­ние кор­рек­тур­ной про­бы не­ве­ли­ко.

2. Оты­ски­ва­ние чи­сел по таб­ли­цам Шуль­те – ме­то­ди­ка при­ме­ня­ет­ся для ис­сле­до­ва­ния тем­па сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций, ско­ро­сти ори­ен­ти­ро­воч­но-по­ис­ко­вых дви­же­ний взо­ра, объ­е­ма, рас­пре­де­ле­ния и ус­той­чи­во­сти вни­ма­ния. Ис­сле­до­ва­ние про­во­дит­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных таб­лиц раз­ме­ром 60-60, на ко­то­рых в про­из­воль­ном по­ряд­ке рас­по­ло­же­ны циф­ры от 1 до 25. Об­сле­дуе­мый дол­жен на­хо­дить­ся на та­ком рас­стоя­нии от таб­ли­цы, что­бы ви­деть ее це­ли­ком. Ему пред­ла­га­ет­ся оты­ски­вать чис­ла по по­ряд­ку, по­ка­зы­вая ка­ж­дую указ­кой и на­зы­вая ее вслух. Ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся вре­мя, за­тра­чен­ное кли­ен­том на ка­ж­дую из 4-5 таб­лиц. Мож­но учи­ты­вать вре­мя по­ис­ка ка­ж­дых 5 чи­сел.

Для оцен­ки ре­зуль­та­тов срав­ни­ва­ет­ся вре­мя по­ис­ка на ка­ж­дой из таб­лиц и в пре­де­лах ка­ж­дой из них. Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ет темп вы­пол­не­ния за­да­ния, на­ли­чие вра­ба­ты­вае­мо­сти, ис­то­щае­мо­сти, про­пус­ки от­дель­ных цифр. Со­че­та­ние на­ру­шен­но­го вни­ма­ния и по­вы­шен­ной ис­то­щае­мо­сти про­яв­ля­ет­ся в уве­ли­че­нии ко­ли­че­ст­ва оши­бок при по­ис­ке чи­сел в ка­ж­дой по­сле­дую­щей таб­ли­це. В нор­ме на ка­ж­дую таб­ли­цу ухо­дит при­мер­но оди­на­ко­вое вре­мя: 35-40 сек.

Име­ет­ся сен­си­би­ли­зи­ро­ван­ный ва­ри­ант ме­то­ди­ки: чер­но-крас­ные таб­ли­цы Ф.Д. Гор­бо­ва (25 чер­ных чи­сел и 25 крас­ных) – по­зво­ля­ет оце­нить по­ме­хо­устой­чи­вость кли­ен­та, со­стоя­ние опе­ра­тив­ной па­мя­ти, спо­соб­ность к пе­ре­клю­че­нию.

Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во ва­ри­ан­тов ис­поль­зо­ва­ния кор­рек­тур­ной про­бы и таб­лиц Шуль­те. В дан­ной ра­бо­те в кор­рек­тур­ной про­бе оце­ни­ва­лось ко­ли­че­ст­во зна­ков, про­чи­тан­ных за еди­ни­цу вре­ме­ни (3 мин.) с рас­че­том ско­ро­сти чте­ния в 1 мин. И ко­ли­че­ст­во до­пу­щен­ных оши­бок. Для оцен­ки ско­ро­сти сен­со­мо­тор­ных ре­ак­ций ис­поль­зо­ва­лись 4 обыч­ные (чер­но-бе­лые) таб­ли­цы Шуль­те с оцен­кой вре­ме­ни, за­тра­чен­но­го на ка­ж­дую.

Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось за 15 мин. до про­цес­са сво­бод­но­го ды­ха­ния и че­рез 15 мин. по­сле вы­хо­да из не­го.

В тес­ти­ро­ва­нии уча­ст­во­ва­ло 50 че­ло­век, сре­ди ко­то­рых:

- жен­щин – 35 чел. (70%),

- муж­чин – 15 чел. (30%).

Ос­нов­ную мас­су об­сле­до­ван­ных со­став­ля­ли взрос­лые:

- 21-35 лет – 38 чел. (76%),

- 36-60 лет – 9 чел. (18%),

- до 20 лет – 3 чел. (6%).

В об­ра­зо­ва­тель­ном от­но­ше­нии вы­бор­ка бы­ла пред­став­ле­на сле­дую­щим об­ра­зом:

- не­пол­ное выс­шее (сту­ден­ты) – 7 чел. (14%),

- выс­шее – 43 чел. (86%).

Сре­ди них: имею­щих уче­ную сте­пень кан­ди­да­та на­ук – 11 чел. (22%); пре­по­да­ва­те­лей ВУ­За – 11 чел. (22%); вра­чей – 19 чел. (38%); имею­щих до­пол­ни­тель­ное про­фес­сио­наль­ное пси­хо­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние – 3 чел. (6%).

Та­ким об­ра­зом, вы­бор­ка бы­ла пред­став­ле­на в ос­нов­ном ли­ца­ми с вы­со­ким об­ра­зо­ва­тель­ным уров­нем.

 

Date: 2015-09-19; view: 747; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию