Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейросемантика состояний сознания
Неудовлетворенность традиционными методами психодиагностики, потребность в учете неявных изменений психики, не фиксируемых клинически, всегда присутствовала в психологии и стимулировала развитие новых методических подходов. Одним из таких направлений является исследование неосознаваемого психического. Эти сферы психики недоступны сознательному контролю человека, и именно они, как показала почти столетняя практика психоанализа и психодинамической психотерапии, определяют, как поведет себя личность в той или иной ситуации, насколько окажется устойчивой в тех или иных экстремальных условиях. Однако до самого последнего времени исследователи этой области ограничивались лишь самыми косвенными знаками изменений, происходящих в подсознательной сфере. Проблема бессознательного являясь одной из наиболее важных, в то же время, наиболее трудна для объективного исследования. Ситуация изменилась с разработкой методического подхода, направленного на изучение субъективной семантики и основанного на анализе вызванных потенциалов при предъявлении вербальных стимулов ниже порога осознания (Квасовец, Иванов, 2002). Было показано, что семантические характеристики этих стимулов отражаются в показателях вызванной биоэлектрической активности мозга, которые могут быть использованы для анализа субъективных значений в их связи с мотивационной сферой, смысловыми образованиями, механизмами психологической защиты. Широкий круг психических явлений у человека в норме и патологии связан с неосознаваемым как подпороговым (по отношению к сознанию) восприятием эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигналов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процессы высшей нервной деятельности. Впервые в эксперименте этот феномен был воспроизведен McGinnies [1949]. У исследуемых им студентов порог опознания бранных, «табуированных» слов при их подпороговом (тахистоскопическом) предъявлении был явно повышен по сравнению с нейтральными, то есть обычными словами. При этом «табуированные» слова вызывали кожно-гальваническую реакцию (КГР) при таких коротких экспозициях, когда исследуемые еще не могли увидеть и опознать эти слова. Костандов определял пороги опознания слов у лиц, совершивших преступления. Слова демонстрировались им на экране очень короткое, но постепенно увеличивавшееся время. Список слов включал как слова безразличные для наблюдателя («дерево», «небо», «стол» и так далее), так и слова, эмоционально окрашенные, связанные с проступком («месть», «суд», «нападение» и тому подобное). Оказалось, что одни испытуемые опознают эмоциональные слова раньше нейтральных (то есть порог их опознания понижен), а другие – значительно позже нейтральных (повышение порога). По мнению Симонова, повышение порогов происходит при «психологической защите», когда мозг стремится как бы оградить психику от нежелательных внешних сигналов. В других случаях чувствительность, наоборот, повышается, и слова, напоминавшие о содеянном, воспринимаются раньше всех остальных. Иллюстрацией может служить преследовавший Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» звук колокольчика, как намек на совершенное им преступление. В рамках этого подхода бессознательное рассматривается не как самостоятельная психическая реальность, противостоящая сознанию, а как нижележащие уровни сознания, характеризующиеся меньшей расчлененностью и рефлексивностью. Смысловые структуры являются наиболее глубинными, интимными структурами сознания, определяющими содержание и динамику психической реальности. При этом используется принцип операциональной аналогии между параметрами семантического пространства и категориальной структурой сознания (А. Прохоров, 2002). Это позволяет реализовать парадигму конструктивизма, где картина мира трактуется не как зеркальное отражение действительности, а как одна из возможных относительных моделей мира, формирующихся в психике субъекта. Было установлено, что в определенном смысле, «ядром» психики, ее фундаментальной «матрицей» является запечатленная – импринтированная в памяти информация. Последующая информация, которую получает личность, независимо от сознания, непроизвольно, накладывается на «матрицу», образуя сложные множественные ассоциативные связи. Таким образом, формируются внутренняя картина мира, отдельные личностные смыслы и другое психическое содержание индивида. Любая, когда-либо полученная информация, в состоянии бодрствования или сна распределяется в психосемантическом пространстве памяти. Информация вносится в память постоянно, не зависимо от состояния сознания субъекта, и не может быть удалена из него. В случае же «забывания» происходит не потеря информации, а в силу ряда причин, неправильно воспринимается путь к ней в полях ассоциативных связей психосемантического пространства. Близкие по смыслу семантические единицы, связанные значимыми ассоциациями образуют психосемантическое поле, которое в свою очередь связано с другими полями менее значимыми ассоциациями. Любой стимул, который может быть воспринят психикой и способен вызывать кроме ориентировочной реакции какую-либо иную реакцию (например, эмоциональную), является семантическим. Семантические пространства психики включают накопленные следы переживаний, следы взаимодействия с различными жизненными ситуациями и обстоятельствами. Каждый кластер, входящий в семантическое пространство личности может являться ключом к актуализации пережитого состояния, включая в себя психологические, физиологические, поведенческие и другие характеристики. Возможности применения этого подхода для практического психодиагностического использования были продемонстрированы нами (Квасовец С., Иванов А., Бубеев Ю. 2002) на примере изучения психических состояний, наблюдаемых у лиц опасных профессий, которые во многом определяются неосознаваемыми процессами страха и тревоги. Для интерпретации выявленных при этом изменений была использована семантическая модель сознания В. Налимова. Согласно ей, сознание описывается как многомерное пространство смысловых фильтров. Личность конкретного человека можно представить как некоторый ландшафт с выступающими кое-где «островками» проявленных предсуществующих смыслов. После успешной трансформационной работы возникает некая новая конфигурация личности. Личность обретает новые возможности восприятия смыслов в виде новых особенностей «рельефа местности». При этом часть «островков» предыдущего состояния может скрываться под «водной поверхностью», а вместо них появляются другие участки «суши», имеющие другие «координаты» в смысловом пространстве. Видение новых смыслов и реализует конкретную личность, динамические преобразования которой порождают феномен сознания. Как известно, человеческое восприятие концептуально детерминировано. Все когнитивные процессы, базируясь на восприятии, опираются тем самым на определенные концептуальные акцентуации. Нейросемантические подходы позволяют объективизировать и количественно оценить состояние важнейших семантических фильтров – представляющих «выпуклости» в случае акцентуации и «впадины» в случае защитного вытеснения. Исследование, проведенное с участием нескольких сотен комбатантов и лиц опасных профессий, выявило наличие грубых деформаций системы смысловых фильтров, с помощью которых личность воспринимает реальность и формирует внутреннюю – психическую реальность. С этих позиций становится более понятным характер психических изменений, наблюдаемый у лиц с невротическими расстойствами. Очевидно, что если процесс трансляции на любом уровне (базовом или социальном) наталкивается на какие-либо искажения, препятствия, то индивид отражает окружающий мир в своей психической реальности искаженно, неадекватно. Результатом такой неправильной трансляции и будут симптомы расстройств. А так как психическая сфера выступает регулятором многих функций организма, в том числе на физиологическом и биологическом уровнях, то изменения в ней могут сказываться на функционировании других систем и органов, которые, в данном случае, могут рассматриваться как психофизиологические, эмоционально-вегетативные и физиологические корреляты. Нами показана возможность управления настройками семантических фильтров с помощью различных методов коррекции. Установлено, что наиболее эффективными являются методы работы в ИСС, интегрирующие воздействия на различных уровнях. Временная диаграмма процедуры исследования представлена на следующей диаграмме.
Рис. 14. Временная диаграмма процедуры обследования. М1, М2 – маскировочные стимулы (бессмысленные буквосочетания). Т1, Т2 – тестовые стимулы., ЦС – целевой стимул
Процедура обследования полностью автоматизирована и содержит два плана. Во-первых, план испытуемого – его операторская деятельность. Во-вторых, план организации собственно подпороговой стимуляции. Испытуемому в центре дисплея предъявляются стимульные группы, представляющие собой комбинацию тестового стимула и маски – бессмысленного буквосочетания. Для испытуемого, поскольку он не видит тестовых стимулов, которые предъявляются на уровне значительно ниже порога осознания, процедура представляет собой последовательную смену бессмысленных буквосочетаний. Среди них время от времени появляется целевой стимул – осмысленное нейтральное слово, в ответ на появление которого он должен как можно быстрее нажать на кнопку мыши. Для создания соответствующей мотивации испытуемому периодически выводится на экран информация о выполнении им операторской деятельности – количество ошибок, ложных тревог, среднее время реакции и рассчитанный по этим показателям некоторый условный индекс внимания. Одновременно с повторным появлением маски на наушники испытуемому билатерально подается звуковой щелчок фиксированной длительности и интенсивности. Таким образом, электрофизиологическим феноменом, служащим предметом анализа, является слуховой вызванный потенциал, синхронизированный с окончанием предъявления неосознаваемого вербального стимула и с началом предъявления маски. В качестве тестовых стимулов использовались слова, специально подбираемые в соответствии с целями каждого конкретного исследования, и равное количество бессмысленных буквосочетаний. В процедуре предъявлялось порядка 20 слов. Каждое из этих слов предъявлялось кратное четырем количество раз с временем экспозиции t1 и такое же количество раз с временем экспозиции t2. Электроэнцефалограмма регистрировалась монополярно в отведениях F3, F4, T3, T4, P3 и P4 по системе 10-20. Регистрировались движения глаз для устранения глазодвигательных артефактов. Использование такого подхода требовало решения целого ряда методических проблем. Во-первых, исследование предполагает анализ достаточно большого набора стимульного материала. Если говорить о методе вызванных потенциалов, то серьезным препятствием является необходимость накопления большого количества реализаций откликов на однотипный стимул и желательно, чтобы обработка строилась на основе анализа минимального количества усреднений по каждому стимулу. Эта проблема имеет различные решения, за которыми стоят определенные математические и физиологические допущения (Татко, 1989). Во-вторых, анализ психосемантических характеристик должен быть максимально свободен от психофизиологической вариабельности регистрируемых показателей. Высокая индивидуальная вариативность показателей ЭЭГ и вызванной активности предполагает построение предварительной типологии психофизиологических реакций, с тем чтобы по возможности учитывать индивидуальные особенности при построении семантических оценок.
Date: 2015-09-19; view: 500; Нарушение авторских прав |