Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ней­ро­се­ман­ти­ка со­стоя­ний соз­на­ния





Не­удов­ле­тво­рен­ность тра­ди­ци­он­ны­ми ме­то­да­ми пси­хо­ди­аг­но­сти­ки, по­треб­ность в уче­те не­яв­ных из­ме­не­ний пси­хи­ки, не фик­си­руе­мых кли­ни­че­ски, все­гда при­сут­ст­во­ва­ла в пси­хо­ло­гии и сти­му­ли­ро­ва­ла раз­ви­тие но­вых ме­то­ди­че­ских под­хо­дов. Од­ним из та­ких на­прав­ле­ний яв­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние не­осоз­на­вае­мо­го пси­хи­че­ско­го. Эти сфе­ры пси­хи­ки не­дос­туп­ны соз­на­тель­но­му кон­тро­лю че­ло­ве­ка, и имен­но они, как по­ка­за­ла поч­ти сто­лет­няя прак­ти­ка пси­хо­ана­ли­за и пси­хо­ди­на­ми­че­ской пси­хо­те­ра­пии, оп­ре­де­ля­ют, как по­ве­дет се­бя лич­ность в той или иной си­туа­ции, на­сколь­ко ока­жет­ся ус­той­чи­вой в тех или иных экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях. Од­на­ко до са­мо­го по­след­не­го вре­ме­ни ис­сле­до­ва­те­ли этой об­лас­ти ог­ра­ни­чи­ва­лись лишь са­мы­ми кос­вен­ны­ми зна­ка­ми из­ме­не­ний, про­ис­хо­дя­щих в под­соз­на­тель­ной сфе­ре. Про­бле­ма бес­соз­на­тель­но­го яв­ля­ясь од­ной из наи­бо­лее важ­ных, в то же вре­мя, наи­бо­лее труд­на для объ­ек­тив­но­го ис­сле­до­ва­ния.

Си­туа­ция из­ме­ни­лась с раз­ра­бот­кой ме­то­ди­че­ско­го под­хо­да, на­прав­лен­но­го на изу­че­ние субъ­ек­тив­ной се­ман­ти­ки и ос­но­ван­но­го на ана­ли­зе вы­зван­ных по­тен­циа­лов при предъ­яв­ле­нии вер­баль­ных сти­му­лов ни­же по­ро­га осоз­на­ния (Ква­со­вец, Ива­нов, 2002). Бы­ло по­ка­за­но, что се­ман­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки этих сти­му­лов от­ра­жа­ют­ся в по­ка­за­те­лях вы­зван­ной био­элек­три­че­ской ак­тив­но­сти моз­га, ко­то­рые мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за субъ­ек­тив­ных зна­че­ний в их свя­зи с мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­рой, смы­сло­вы­ми об­ра­зо­ва­ния­ми, ме­ха­низ­ма­ми пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты.

Ши­ро­кий круг пси­хи­че­ских яв­ле­ний у че­ло­ве­ка в нор­ме и па­то­ло­гии свя­зан с не­осоз­на­вае­мым как под­по­ро­го­вым (по от­но­ше­нию к соз­на­нию) вос­при­яти­ем эмо­цио­наль­но или мо­ти­ва­ци­он­но зна­чи­мых, но фи­зи­че­ски сла­бых внеш­них сиг­на­лов, ко­то­рые не дос­ти­га­ют уров­ня соз­на­ния и не осоз­на­ют­ся субъ­ек­том, од­на­ко вы­зы­ва­ют ве­ге­та­тив­ные, био­элек­три­че­ские и эмо­цио­наль­ные ре­ак­ции и мо­гут вли­ять на про­цес­сы выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти. Впер­вые в экс­пе­ри­мен­те этот фе­но­мен был вос­про­из­ве­ден McGinnies [1949]. У ис­сле­дуе­мых им сту­ден­тов по­рог опо­зна­ния бран­ных, «та­буи­ро­ван­ных» слов при их под­по­ро­го­вом (та­хи­сто­ско­пи­че­ском) предъ­яв­ле­нии был яв­но по­вы­шен по срав­не­нию с ней­траль­ны­ми, то есть обыч­ны­ми сло­ва­ми. При этом «та­буи­ро­ван­ные» сло­ва вы­зы­ва­ли кож­но-галь­ва­ни­че­скую ре­ак­цию (КГР) при та­ких ко­рот­ких экс­по­зи­ци­ях, ко­гда ис­сле­дуе­мые еще не мог­ли уви­деть и опо­знать эти сло­ва. Кос­тан­дов оп­ре­де­лял по­ро­ги опо­зна­ния слов у лиц, со­вер­шив­ших пре­сту­п­ле­ния. Сло­ва де­мон­ст­ри­ро­ва­лись им на эк­ра­не очень ко­рот­кое, но по­сте­пен­но уве­ли­чи­вав­шее­ся вре­мя. Спи­сок слов вклю­чал как сло­ва без­раз­лич­ные для на­блю­да­те­ля («де­ре­во», «не­бо», «стол» и так да­лее), так и сло­ва, эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­ные, свя­зан­ные с про­ступ­ком («месть», «суд», «на­па­де­ние» и то­му по­доб­ное). Ока­за­лось, что од­ни ис­пы­туе­мые опо­зна­ют эмо­цио­наль­ные сло­ва рань­ше ней­траль­ных (то есть по­рог их опо­зна­ния по­ни­жен), а дру­гие – зна­чи­тель­но поз­же ней­траль­ных (по­вы­ше­ние по­ро­га).

По мне­нию Си­мо­но­ва, по­вы­ше­ние по­ро­гов про­ис­хо­дит при «пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­те», ко­гда мозг стре­мит­ся как бы ог­ра­дить пси­хи­ку от не­же­ла­тель­ных внеш­них сиг­на­лов. В дру­гих слу­ча­ях чув­ст­ви­тель­ность, на­обо­рот, по­вы­ша­ет­ся, и сло­ва, на­по­ми­нав­шие о со­де­ян­ном, вос­при­ни­ма­ют­ся рань­ше всех ос­таль­ных. Ил­лю­ст­ра­ци­ей мо­жет слу­жить пре­сле­до­вав­ший Рас­коль­ни­ко­ва в ро­ма­не Дос­то­ев­ско­го «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» звук ко­ло­коль­чи­ка, как на­мек на со­вер­шен­ное им пре­сту­п­ле­ние.

В рам­ках это­го под­хо­да бес­соз­на­тель­ное рас­смат­ри­ва­ет­ся не как са­мо­стоя­тель­ная пси­хи­че­ская ре­аль­ность, про­ти­во­стоя­щая соз­на­нию, а как ни­же­ле­жа­щие уров­ни соз­на­ния, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся мень­шей рас­чле­нен­но­стью и реф­лек­сив­но­стью. Смы­сло­вые струк­ту­ры яв­ля­ют­ся наи­бо­лее глу­бин­ны­ми, ин­тим­ны­ми струк­ту­ра­ми соз­на­ния, оп­ре­де­ляю­щи­ми со­дер­жа­ние и ди­на­ми­ку пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти. При этом ис­поль­зу­ет­ся прин­цип опе­ра­цио­наль­ной ана­ло­гии ме­ж­ду па­ра­мет­ра­ми се­ман­ти­че­ско­го про­стран­ст­ва и ка­те­го­ри­аль­ной струк­ту­рой соз­на­ния (А. Про­хо­ров, 2002). Это по­зво­ля­ет реа­ли­зо­вать па­ра­диг­му кон­ст­рук­ти­виз­ма, где кар­ти­на ми­ра трак­ту­ет­ся не как зер­каль­ное от­ра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти, а как од­на из воз­мож­ных от­но­си­тель­ных мо­де­лей ми­ра, фор­ми­рую­щих­ся в пси­хи­ке субъ­ек­та.


Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле, «ядром» пси­хи­ки, ее фун­да­мен­таль­ной «мат­ри­цей» яв­ля­ет­ся за­пе­чат­лен­ная – им­прин­ти­ро­ван­ная в па­мя­ти ин­фор­ма­ция. По­сле­дую­щая ин­фор­ма­ция, ко­то­рую по­лу­ча­ет лич­ность, не­за­ви­си­мо от соз­на­ния, не­про­из­воль­но, на­кла­ды­ва­ет­ся на «мат­ри­цу», об­ра­зуя слож­ные мно­же­ст­вен­ные ас­со­циа­тив­ные свя­зи. Та­ким об­ра­зом, фор­ми­ру­ют­ся внут­рен­няя кар­ти­на ми­ра, от­дель­ные лич­но­ст­ные смыс­лы и дру­гое пси­хи­че­ское со­дер­жа­ние ин­ди­ви­да. Лю­бая, ко­гда-ли­бо по­лу­чен­ная ин­фор­ма­ция, в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния или сна рас­пре­де­ля­ет­ся в пси­хо­се­ман­ти­че­ском про­стран­ст­ве па­мя­ти.

Ин­фор­ма­ция вно­сит­ся в па­мять по­сто­ян­но, не за­ви­си­мо от со­стоя­ния соз­на­ния субъ­ек­та, и не мо­жет быть уда­ле­на из не­го. В слу­чае же «за­бы­ва­ния» про­ис­хо­дит не по­те­ря ин­фор­ма­ции, а в си­лу ря­да при­чин, не­пра­виль­но вос­при­ни­ма­ет­ся путь к ней в по­лях ас­со­циа­тив­ных свя­зей пси­хо­се­ман­ти­че­ско­го про­стран­ст­ва. Близ­кие по смыс­лу се­ман­ти­че­ские еди­ни­цы, свя­зан­ные зна­чи­мы­ми ас­со­циа­ция­ми об­ра­зу­ют пси­хо­се­ман­ти­че­ское по­ле, ко­то­рое в свою оче­редь свя­за­но с дру­ги­ми по­ля­ми ме­нее зна­чи­мы­ми ас­со­циа­ция­ми. Лю­бой сти­мул, ко­то­рый мо­жет быть вос­при­нят пси­хи­кой и спо­со­бен вы­зы­вать кро­ме ори­ен­ти­ро­воч­ной ре­ак­ции ка­кую-ли­бо иную ре­ак­цию (на­при­мер, эмо­цио­наль­ную), яв­ля­ет­ся се­ман­ти­че­ским.

Се­ман­ти­че­ские про­стран­ст­ва пси­хи­ки вклю­ча­ют на­ко­п­лен­ные сле­ды пе­ре­жи­ва­ний, сле­ды взаи­мо­дей­ст­вия с раз­лич­ны­ми жиз­нен­ны­ми си­туа­ция­ми и об­стоя­тель­ст­ва­ми. Ка­ж­дый кла­стер, вхо­дя­щий в се­ман­ти­че­ское про­стран­ст­во лич­но­сти мо­жет яв­лять­ся клю­чом к ак­туа­ли­за­ции пе­ре­жи­то­го со­стоя­ния, вклю­чая в се­бя пси­хо­ло­ги­че­ские, фи­зио­ло­ги­че­ские, по­ве­ден­че­ские и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки.

Воз­мож­но­сти при­ме­не­ния это­го под­хо­да для прак­ти­че­ско­го пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния бы­ли про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны на­ми (Ква­со­вец С., Ива­нов А., Бу­бе­ев Ю. 2002) на при­ме­ре изу­че­ния пси­хи­че­ских со­стоя­ний, на­блю­дае­мых у лиц опас­ных про­фес­сий, ко­то­рые во мно­гом оп­ре­де­ля­ют­ся не­осоз­на­вае­мы­ми про­цес­са­ми стра­ха и тре­во­ги. Для ин­тер­пре­та­ции вы­яв­лен­ных при этом из­ме­не­ний бы­ла ис­поль­зо­ва­на се­ман­ти­че­ская мо­дель соз­на­ния В. На­ли­мо­ва. Со­глас­но ей, соз­на­ние опи­сы­ва­ет­ся как мно­го­мер­ное про­стран­ст­во смы­сло­вых фильт­ров. Лич­ность кон­крет­но­го че­ло­ве­ка мож­но пред­ста­вить как не­ко­то­рый ланд­шафт с вы­сту­паю­щи­ми кое-где «ост­ров­ка­ми» про­яв­лен­ных пред­су­ще­ст­вую­щих смы­слов. По­сле ус­пеш­ной транс­фор­ма­ци­он­ной ра­бо­ты воз­ни­ка­ет не­кая но­вая кон­фи­гу­ра­ция лич­но­сти. Лич­ность об­ре­та­ет но­вые воз­мож­но­сти вос­при­ятия смы­слов в ви­де но­вых осо­бен­но­стей «рель­е­фа ме­ст­но­сти». При этом часть «ост­ров­ков» пре­ды­ду­ще­го со­стоя­ния мо­жет скры­вать­ся под «вод­ной по­верх­но­стью», а вме­сто них по­яв­ля­ют­ся дру­гие уча­ст­ки «су­ши», имею­щие дру­гие «ко­ор­ди­на­ты» в смы­сло­вом про­стран­ст­ве. Ви­де­ние но­вых смы­слов и реа­ли­зу­ет кон­крет­ную лич­ность, ди­на­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния ко­то­рой по­ро­ж­да­ют фе­но­мен соз­на­ния. Как из­вест­но, че­ло­ве­че­ское вос­при­ятие кон­цеп­ту­аль­но де­тер­ми­ни­ро­ва­но. Все ког­ни­тив­ные про­цес­сы, ба­зи­ру­ясь на вос­при­ятии, опи­ра­ют­ся тем са­мым на оп­ре­де­лен­ные кон­цеп­ту­аль­ные ак­цен­туа­ции. Ней­ро­се­ман­ти­че­ские под­хо­ды по­зво­ля­ют объ­ек­ти­ви­зи­ро­вать и ко­ли­че­ст­вен­но оце­нить со­стоя­ние важ­ней­ших се­ман­ти­че­ских фильт­ров – пред­став­ляю­щих «вы­пук­ло­сти» в слу­чае ак­цен­туа­ции и «впа­ди­ны» в слу­чае за­щит­но­го вы­тес­не­ния.


Ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное с уча­сти­ем не­сколь­ких со­тен ком­ба­тан­тов и лиц опас­ных про­фес­сий, вы­яви­ло на­ли­чие гру­бых де­фор­ма­ций сис­те­мы смы­сло­вых фильт­ров, с по­мо­щью ко­то­рых лич­ность вос­при­ни­ма­ет ре­аль­ность и фор­ми­ру­ет внут­рен­нюю – пси­хи­че­скую ре­аль­ность. С этих по­зи­ций ста­но­вит­ся бо­лее по­нят­ным ха­рак­тер пси­хи­че­ских из­ме­не­ний, на­блю­дае­мый у лиц с нев­ро­ти­че­ски­ми рас­стой­ст­ва­ми. Оче­вид­но, что ес­ли про­цесс транс­ля­ции на лю­бом уров­не (ба­зо­вом или со­ци­аль­ном) на­тал­ки­ва­ет­ся на ка­кие-ли­бо ис­ка­же­ния, пре­пят­ст­вия, то ин­ди­вид от­ра­жа­ет ок­ру­жаю­щий мир в сво­ей пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти ис­ка­жен­но, не­аде­к­ват­но. Ре­зуль­та­том та­кой не­пра­виль­ной транс­ля­ции и бу­дут сим­пто­мы рас­стройств. А так как пси­хи­че­ская сфе­ра вы­сту­па­ет ре­гу­ля­то­ром мно­гих функ­ций ор­га­низ­ма, в том чис­ле на фи­зио­ло­ги­че­ском и био­ло­ги­че­ском уров­нях, то из­ме­не­ния в ней мо­гут ска­зы­вать­ся на функ­цио­ни­ро­ва­нии дру­гих сис­тем и ор­га­нов, ко­то­рые, в дан­ном слу­чае, мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские, эмо­цио­наль­но-ве­ге­та­тив­ные и фи­зио­ло­ги­че­ские кор­ре­ля­ты. На­ми по­ка­за­на воз­мож­ность управ­ле­ния на­строй­ка­ми се­ман­ти­че­ских фильт­ров с по­мо­щью раз­лич­ных ме­то­дов кор­рек­ции. Ус­та­нов­ле­но, что наи­бо­лее эф­фек­тив­ны­ми яв­ля­ют­ся ме­то­ды ра­бо­ты в ИСС, ин­тег­ри­рую­щие воз­дей­ст­вия на раз­лич­ных уров­нях.

Вре­мен­ная диа­грам­ма про­це­ду­ры ис­сле­до­ва­ния пред­став­ле­на на сле­дую­щей диа­грам­ме.

 

 
 

Рис. 14. Вре­мен­ная диа­грам­ма про­це­ду­ры об­сле­до­ва­ния.


М1, М2 – мас­ки­ро­воч­ные сти­му­лы (бес­смыс­лен­ные бу­к­во­со­че­та­ния).

Т1, Т2 – тес­то­вые сти­му­лы., ЦС – це­ле­вой сти­мул

 

Про­це­ду­ра об­сле­до­ва­ния пол­но­стью ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­на и со­дер­жит два пла­на. Во-пер­вых, план ис­пы­туе­мо­го – его опе­ра­тор­ская дея­тель­ность. Во-вто­рых, план ор­га­ни­за­ции соб­ст­вен­но под­по­ро­го­вой сти­му­ля­ции.

Ис­пы­туе­мо­му в цен­тре дис­плея предъ­яв­ля­ют­ся сти­муль­ные груп­пы, пред­став­ляю­щие со­бой ком­би­на­цию тес­то­во­го сти­му­ла и мас­ки – бес­смыс­лен­но­го бу­к­во­со­че­та­ния.

Для ис­пы­туе­мо­го, по­сколь­ку он не ви­дит тес­то­вых сти­му­лов, ко­то­рые предъ­яв­ля­ют­ся на уров­не зна­чи­тель­но ни­же по­ро­га осоз­на­ния, про­це­ду­ра пред­став­ля­ет со­бой по­сле­до­ва­тель­ную сме­ну бес­смыс­лен­ных бу­к­во­со­че­та­ний. Сре­ди них вре­мя от вре­ме­ни по­яв­ля­ет­ся це­ле­вой сти­мул – ос­мыс­лен­ное ней­траль­ное сло­во, в от­вет на по­яв­ле­ние ко­то­ро­го он дол­жен как мож­но бы­ст­рее на­жать на кноп­ку мы­ши. Для соз­да­ния со­от­вет­ст­вую­щей мо­ти­ва­ции ис­пы­туе­мо­му пе­рио­ди­че­ски вы­во­дит­ся на эк­ран ин­фор­ма­ция о вы­пол­не­нии им опе­ра­тор­ской дея­тель­но­сти – ко­ли­че­ст­во оши­бок, лож­ных тре­вог, сред­нее вре­мя ре­ак­ции и рас­счи­тан­ный по этим по­ка­за­те­лям не­ко­то­рый ус­лов­ный ин­декс вни­ма­ния.

Од­но­вре­мен­но с по­втор­ным по­яв­ле­ни­ем мас­ки на на­уш­ни­ки ис­пы­туе­мо­му би­ла­те­раль­но по­да­ет­ся зву­ко­вой щел­чок фик­си­ро­ван­ной дли­тель­но­сти и ин­тен­сив­но­сти. Та­ким об­ра­зом, элек­тро­фи­зио­ло­ги­че­ским фе­но­ме­ном, слу­жа­щим пред­ме­том ана­ли­за, яв­ля­ет­ся слу­хо­вой вы­зван­ный по­тен­ци­ал, син­хро­ни­зи­ро­ван­ный с окон­ча­ни­ем предъ­яв­ле­ния не­осоз­на­вае­мо­го вер­баль­но­го сти­му­ла и с на­ча­лом предъ­яв­ле­ния мас­ки.

В ка­че­ст­ве тес­то­вых сти­му­лов ис­поль­зо­ва­лись сло­ва, спе­ци­аль­но под­би­рае­мые в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми ка­ж­до­го кон­крет­но­го ис­сле­до­ва­ния, и рав­ное ко­ли­че­ст­во бес­смыс­лен­ных бу­к­во­со­че­та­ний. В про­це­ду­ре предъ­яв­ля­лось по­ряд­ка 20 слов. Ка­ж­дое из этих слов предъ­яв­ля­лось крат­ное че­ты­рем ко­ли­че­ст­во раз с вре­ме­нем экс­по­зи­ции t1 и та­кое же ко­ли­че­ст­во раз с вре­ме­нем экс­по­зи­ции t2.

Элек­тро­эн­це­фа­ло­грам­ма ре­ги­ст­ри­ро­ва­лась мо­но­по­ляр­но в от­ве­де­ни­ях F3, F4, T3, T4, P3 и P4 по сис­те­ме 10-20. Ре­ги­ст­ри­ро­ва­лись дви­же­ния глаз для уст­ра­не­ния гла­зо­дви­га­тель­ных ар­те­фак­тов.

Ис­поль­зо­ва­ние та­ко­го под­хо­да тре­бо­ва­ло ре­ше­ния це­ло­го ря­да ме­то­ди­че­ских про­блем.

Во-пер­вых, ис­сле­до­ва­ние пред­по­ла­га­ет ана­лиз дос­та­точ­но боль­шо­го на­бо­ра сти­муль­но­го ма­те­риа­ла. Ес­ли го­во­рить о ме­то­де вы­зван­ных по­тен­циа­лов, то серь­ез­ным пре­пят­ст­ви­ем яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость на­ко­п­ле­ния боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва реа­ли­за­ций от­кли­ков на од­но­тип­ный сти­мул и же­ла­тель­но, что­бы об­ра­бот­ка строи­лась на ос­но­ве ана­ли­за ми­ни­маль­но­го ко­ли­че­ст­ва ус­ред­не­ний по ка­ж­до­му сти­му­лу. Эта про­бле­ма име­ет раз­лич­ные ре­ше­ния, за ко­то­ры­ми сто­ят оп­ре­де­лен­ные ма­те­ма­ти­че­ские и фи­зио­ло­ги­че­ские до­пу­ще­ния (Тат­ко, 1989).

Во-вто­рых, ана­лиз пси­хо­се­ман­ти­че­ских ха­рак­те­ри­стик дол­жен быть мак­си­маль­но сво­бо­ден от пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской ва­риа­бель­но­сти ре­ги­ст­ри­руе­мых по­ка­за­те­лей. Вы­со­кая ин­ди­ви­ду­аль­ная ва­риа­тив­ность по­ка­за­те­лей ЭЭГ и вы­зван­ной ак­тив­но­сти пред­по­ла­га­ет по­строе­ние пред­ва­ри­тель­ной ти­по­ло­гии пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских ре­ак­ций, с тем что­бы по воз­мож­но­сти учи­ты­вать ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти при по­строе­нии се­ман­ти­че­ских оце­нок.

 







Date: 2015-09-19; view: 500; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию