Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интенсивные интегративные психотехнологии и проблемы групповой работы в них
Все техники, которые мы перечислили выше, мы обозначаем интенсивными интегративными психотехнологиями. На территории СНГ (именно в этом пространстве в течение последних 17 лет автор (В. Козлов) этой монографии провел более 500 групповых профессиональных и контекстуальных тренингов) все эти психотехнологии не применяются в классическом варианте. Но один элемент все же является непременным атрибутом любого группового тренинга или индивидуальной психологической, психотерапевтической работы – связное естественное осознанное дыхание. Интенсивные интегративные психотехнологии – открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких как ребефинг, свободное дыхание, вайвейшн, холотропное дыхание, а также различных других методов интеграции сознания. В интегративных психотехнологиях присутствуют телесно-ориентированные психотехники, техники из гештальттерапии, НЛП, гипноза, психодрамы, групповой динамики, танцевальной и хоротерапии. Рядоположно с ними, а иногда тесно переплетаясь с вышеуказанными техниками интеграции и трансформации личности, сосуществуют эзотерические ритуалы из магии дыхания, суфийские, шаманские техники, различные медитации буддизма, тантризма, даосизма, кэмпо и др. Как мы указывали выше, основной психотехнологической опорой при этом остаются сессии (процессы) связного осознанного дыхания, во время которых клиент достигает измененных состояний сознания. Процессы отличаются по глубине – от легких трансовых состояний до психоделических, по форме организации – групповые и индивидуальные, в зависимости от среды, в которой проводится процесс – «водный» и «сухой», по технике – процесс вайвейшн, холотропного дыхания, ребефинга и др. В основном работа в ИИПТ проходит в групповой форме. И это обусловлено несколькими причинами. 1. Эволюционной целесообразностью. На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах. Многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины. Средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком. Во все времена духовный поиск опирался на поддержку группы, при этом группа, с одной стороны, способствовала просто биологическому выживанию, с другой стороны, она оказывала энергетическую и, что еще более важно, психологическую поддержку. Во всех аспектах человек является существом групповым. Более того, групповое и коллективное существование является единственно возможным способом существования человеческого и человека. 2. Разработанностью группового подхода в структуре социальной психологии и психотерапии. Одним из первых примеров оказания группой положительного влияния на психическое здоровье в европейской традиции могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734-1815). Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что флюиды, невидимые магнетические лучи в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюида от врача к больному. Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана («бакэ») со множеством ручек. Каждый из пациентов держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развевающуюся мантию, Месмер прикасался своим «магическим» жезлом к чану, как бы передавая или переливая свои флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию «животного магнетизма», якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Международная комиссия ученых во главе с Бенжамином Франклином оказалась не столь легковерной. Она заявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Честолюбивые планы и притязания Месмера не оправдались. Теория животного магнетизма, в конце концов, была вытеснена другими гипотезами. В эпоху Месмера не удалось установить, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие. До XIX-XX столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом времени и обусловливалось возрастанием значения всех проблем, связанных с человеком. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале ХХ столетия. Одним из первых специалистов, практиковавших данный подход, был Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому лечению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому использованию группового воздействия. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе (ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого), и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений. На Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Жуля Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания в лечении больных неврозом [179]. Хотя работы Пратта не утратили своего значения и сегодня, наиболее сильное влияние на развитие группового движения оказали теория и практика психоанализа, ведущие свое начало от работ Зигмунда Фрейда. Фрейд интересовался группами, но главным образом с позиции изучения психологии масс и тенденции участников группы следовать за сильными, могущественными лидерами, идентифицироваться с ними. Хотя сам Фрейд не особенно симпатизировал групповой психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Тогда как психоаналитическое движение в Европе ориентировалось на индивидуальную психотерапию и было довольно элитарным, Адлер стремился к лечению из рабочего класса, основав центры групповых занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление [179, 203]. Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу применил термин «групповой анализ» еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Психиатрическое сообщество отнеслось отрицательно к выводам Барроу. История Барроу – показательный пример того, как творческое и оригинальное мышление может остаться неоцененным, если время не пришло и условия не созрели. Во время второй мировой войны обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла необходимость в специальной психологической помощи инвалидам. Это послужило импульсом к широкому экспериментированию и развитию практической психологии. Среди ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые «деятельные группы», где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации [179, 203]. Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Якоба Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия». Хотя сегодня этот термин используется для обозначения широкого круга подходов, Морено обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал по групповой терапии. Наконец, Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г. Если первый сильный импульс развитию групповой терапии был дан «репрессивно-вдохновляющим» подходом Пратта, второй – применением психоаналитической теории, то третьим стало гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы [179]. В 50-е и 60-е годы наблюдается растущий интерес психотерапевтов к работе с группами. Такие терапевты, как К. Роджерс и В. Франкл, способствовали развитию гуманистического направления в психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуационными конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным, либеральным, он направляет внимание, скорее, на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт, как того требует психоанализ. Роджерс смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения «я-ты», не обремененные традиционными правилами и ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к групповой работе [172, 179]. Психотерапевтами не вполне признано и не до конца оценено изучение групповой динамики академическими психологами и социологами. Современная социология развилась в XIХ веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную растущей индустриализацией [179]. Первые социологи Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель сосредоточили свои наблюдения, скорее, на функционировании групповых процессов, чем на развитии общества в целом. Они, как и последующие исследователи групповой динамики, пытались сформулировать законы развития и функционирования, применимые к широкому диапазону групп, включая группы на работе, группы отдыха, семейные группы. Проведение первого социально-психологического эксперимента приписывают Триплетту. Рудестам замечает, что «он (Триплетт) измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Это явление было названо им эффектом социального облегчения. Эффект «социального облегчения» является примером социально-психологической закономерности, которая может быть использована для объяснения динамики развития психотерапевтических групп» [179, с.21]. И наконец, широкому использованию групповых методов и дальнейшему плодотворному их развитию способствовала зародившаяся в недрах гуманистической психологии в конце 60-х годов ХХ века трансперсональная психология. Ее появление связывается сейчас с именем Станислава Грофа. Начав свои исследования по ЛСД-терапии раковых больных, он выявил свойства психики, характерные для всех людей, что нашло свое выражение в оригинальной картографии сознания. После запрещения использования ЛСД даже в научных целях, Гроф предложил процедуру холотропной (эмпирической) терапии, не уступавшей по эффективности ЛСД-терапии. А что касается современного состояния трансперсонального направления в психологии, то оно выступает перед нами как вполне сложившийся подход, имеющий три ипостаси: 1) мировоззренческую, 2) психотерапевтическую, 3) научную. В начале ХХI столетия во всех цивилизованных странах существую сложившиеся профессиональные ассоциации трансперсональных псхологов. В России также имеется Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии, объединяющая ученых и практиков в различных отраслях человекознания, а также образовано множество институтов трансперсональной ориентации [51, 52,74,122, 130, 142, 155, 183]. 3. Психологическими преимуществами групповой работы. Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Дэвид Ризман назвал целое поколение «одинокой толпой», желая показать этим, что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими. Социальные противоречия и бюрократические переплетения нашего общества могут вызывать у нас чувства замешательства, недоверия и бессилия. Таким образом, опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчужденно, помогая решению проблем, возникающих при межличностных контактах. Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам, в семье, становятся очевидными в терапевтической группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир. Потенциальное преимущество условий группы – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом. Гласс проанализировал данные 375 исследований, опубликованных за последние 20 лет. Он сравнил, результаты наблюдений за 25000 человек, подвергавшихся психотерапии и 25000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не получали. Ученый пришел к выводу, что 75 % больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя лучше, чем те, кто обходился без лечения. В процессе происходящих в группе взаимодействий участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы. По оценке Рудестама, «группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка изменения и самораскрытия поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе» [179, с.24]. Наконец, у групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча 6-10 или более человек обходится менее дорого и терапевту- руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один. Что касается преимущества групповой работы в ИИПТ, то она относится к фокусированной работе с телом. Как пишет Ст. Гроф: «В нашем случае проблема физического контакта несколько упрощается тем, что мы всегда работаем в группе. Основания и правила оказания интимной поддержки ясно разъясняются и принимаются группой в качестве составной части процедуры в целом. Области прикосновения определяются переживаниями дышащих, а не выбором ассистирующих. Все, что происходит в этом отношении, происходит публично и в условиях наблюдения всей группы. Это значительно отличается от контекста индивидуальной работы в частной практике. Уместность этого подхода в последнем случае следует оценивать каждый раз индивидуально» [52, с.212]. В интенсивных интегративных психотехнологиях групповая работа придает терапевтическому и трансформационному процессу новые измерения. Наиболее очевидное преимущество состоит, конечно, в экономии времени. Около двадцати человек с помощью двух обученных групп-лидеров могут получить значительные терапевтические и трансформирующие переживания в течение времени, равного трем сеансам классического психоанализа. Кроме того, процессы вхождения в РСС в группе, как правило, значительно более действенны, чем индивидуальные дыхательные процессы. Они создают более сильное каталитическое поле, влияющее на процесс терапии. Интересный аспект коллективной холотропной работы заключается в наличии так называемых синхронических событий (по К.Г.Юнгу) – совпадений во времени переживаний и событий как у дышащих и ситтеров, так и между участниками группы и внешним миром. Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущества работы в группе. Это то влияние, которое подобная работа оказывает на дышащих. Обычно каждому участнику группы предлагается выбрать партнера, с которым он хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют роли дышащего и сидящего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидящего, как правило, оказывают на него мощное воздействие. Возможность помочь другому в прохождении глубоко личного и интимного опыта – важное событие. То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже психологически важным и включает порой синхронические факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной дополнительности и антагонизма. Это может оказаться полезной возможностью эмоционального воспитания. Если процессы вхождения в РСС продолжаются систематически, участники имеют возможность выбрать другого партнера – в том случае, если их что-то не устраивает или если их привлекает кто-то другой.
Date: 2015-09-19; view: 362; Нарушение авторских прав |