Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии и про­бле­мы груп­по­вой ра­бо­ты в них





 

Все тех­ни­ки, ко­то­рые мы пе­ре­чис­ли­ли вы­ше, мы обо­зна­ча­ем ин­тен­сив­ны­ми ин­те­гра­тив­ны­ми пси­хо­тех­но­ло­гия­ми. На тер­ри­то­рии СНГ (имен­но в этом про­стран­ст­ве в те­че­ние по­след­них 17 лет ав­тор (В. Коз­лов) этой мо­но­гра­фии про­вел бо­лее 500 груп­по­вых про­фес­сио­наль­ных и кон­тек­сту­аль­ных тре­нин­гов) все эти пси­хо­тех­но­ло­гии не при­ме­ня­ют­ся в клас­си­че­ском ва­ри­ан­те. Но один эле­мент все же яв­ля­ет­ся не­пре­мен­ным ат­ри­бу­том лю­бо­го груп­по­во­го тре­нин­га или ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской ра­бо­ты – связ­ное ес­те­ст­вен­ное осоз­нан­ное ды­ха­ние.

Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии – от­кры­тое про­стран­ст­во тео­рий, кон­цеп­ций, умо­зри­тель­ных мо­де­лей, про­цес­сов и на­вы­ков, пре­бы­ва­ние в ко­то­ром по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку об­рес­ти и под­дер­жи­вать це­ло­ст­ность сво­ей жиз­ни. Это объ­е­ди­няю­щее на­зва­ние для раз­лич­ных ме­то­дов ра­бо­ты со связ­ным осоз­нан­ным ды­ха­ни­ем, та­ких как ре­бе­финг, сво­бод­ное ды­ха­ние, вай­вейшн, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, а так­же раз­лич­ных дру­гих ме­то­дов ин­те­гра­ции соз­на­ния. В ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­ги­ях при­сут­ст­ву­ют те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные пси­хо­тех­ни­ки, тех­ни­ки из геш­тальт­те­ра­пии, НЛП, гип­но­за, пси­ход­ра­мы, груп­по­вой ди­на­ми­ки, тан­це­валь­ной и хо­ро­те­ра­пии. Ря­до­по­лож­но с ни­ми, а ино­гда тес­но пе­ре­пле­та­ясь с вы­ше­ука­зан­ны­ми тех­ни­ка­ми ин­те­гра­ции и транс­фор­ма­ции лич­но­сти, со­су­ще­ст­ву­ют эзо­те­ри­че­ские ри­туа­лы из ма­гии ды­ха­ния, су­фий­ские, ша­ман­ские тех­ни­ки, раз­лич­ные ме­ди­та­ции буд­диз­ма, тан­триз­ма, дао­сиз­ма, кэм­по и др. Как мы ука­зы­ва­ли вы­ше, ос­нов­ной пси­хо­тех­но­ло­ги­че­ской опо­рой при этом ос­та­ют­ся сес­сии (про­цес­сы) связ­но­го осоз­нан­но­го ды­ха­ния, во вре­мя ко­то­рых кли­ент дос­ти­га­ет из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния. Про­цес­сы от­ли­ча­ют­ся по глу­би­не – от лег­ких тран­со­вых со­стоя­ний до пси­хо­де­ли­че­ских, по фор­ме ор­га­ни­за­ции – груп­по­вые и ин­ди­ви­ду­аль­ные, в за­ви­си­мо­сти от сре­ды, в ко­то­рой про­во­дит­ся про­цесс – «вод­ный» и «су­хой», по тех­ни­ке – про­цесс вай­вейшн, хо­ло­троп­но­го ды­ха­ния, ре­бе­фин­га и др.

В ос­нов­ном ра­бо­та в ИИПТ про­хо­дит в груп­по­вой фор­ме. И это обу­слов­ле­но не­сколь­ки­ми при­чи­на­ми.

1. Эво­лю­ци­он­ной це­ле­со­об­раз­но­стью.

На са­мых ран­них эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва лю­ди со­би­ра­лись в груп­пы, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли вы­жи­ва­нию и раз­ви­тию. У пле­мен и мо­лит­ва, и ве­се­лье вы­ра­жа­лись в со­от­вет­ст­вую­щих то­му вре­ме­ни ри­туа­лах и тан­цах. Мно­гие гре­че­ские фи­ло­со­фы ис­поль­зо­ва­ли груп­по­вую фор­му для по­ис­ка ис­ти­ны. Сред­не­ве­ко­вые мо­на­хи объ­е­ди­ня­лись в ре­ли­ги­оз­ные ор­де­на для очи­ще­ния ду­ши и по­сти­же­ния бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти че­ло­ве­ком. Во все вре­ме­на ду­хов­ный по­иск опи­рал­ся на под­держ­ку груп­пы, при этом груп­па, с од­ной сто­ро­ны, спо­соб­ст­во­ва­ла про­сто био­ло­ги­че­ско­му вы­жи­ва­нию, с дру­гой сто­ро­ны, она ока­зы­ва­ла энер­ге­ти­че­скую и, что еще бо­лее важ­но, пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку. Во всех ас­пек­тах че­ло­век яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вом груп­по­вым. Бо­лее то­го, груп­по­вое и кол­лек­тив­ное су­ще­ст­во­ва­ние яв­ля­ет­ся един­ст­вен­но воз­мож­ным спо­со­бом су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го и че­ло­ве­ка.

2. Раз­ра­бо­тан­но­стью груп­по­во­го под­хо­да в струк­ту­ре со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии.

Од­ним из пер­вых при­ме­ров ока­за­ния груп­пой по­ло­жи­тель­но­го влия­ния на пси­хи­че­ское здо­ро­вье в ев­ро­пей­ской тра­ди­ции мо­гут слу­жить опы­ты, про­ве­ден­ные ав­ст­рий­ским пси­хи­ат­ром Фран­цем Ан­то­ном Мес­ме­ром (1734-1815). Он за­вое­вал шум­ную из­вест­ность в Па­ри­же тем, что ле­чил лю­дей, стра­дав­ших раз­лич­ны­ми со­ма­ти­че­ски­ми и пси­хи­че­ски­ми бо­лез­ня­ми. Мес­мер ве­рил, что флюи­ды, не­ви­ди­мые маг­не­ти­че­ские лу­чи в ат­мо­сфе­ре, из­лу­чае­мые звез­да­ми, влия­ют на здо­ро­вье че­ло­ве­ка и лю­бое на­ру­ше­ние рав­но­ве­сия во флюи­дах вы­зы­ва­ет бо­лез­ни. Мес­мер ут­вер­ждал, что про­цесс ле­че­ния со­сто­ит в пе­ре­да­че флюи­да от вра­ча к боль­но­му. Он со­би­рал груп­пы па­ци­ен­тов во­круг на­пол­нен­но­го во­дой де­ре­вян­но­го ча­на («ба­кэ») со мно­же­ст­вом ру­чек. Ка­ж­дый из па­ци­ен­тов дер­жал­ся за од­ну из ру­чек или за со­се­да.


Оде­тый в раз­ве­ваю­щую­ся ман­тию, Мес­мер при­ка­сал­ся сво­им «ма­ги­че­ским» жез­лом к ча­ну, как бы пе­ре­да­вая или пе­ре­ли­вая свои флюи­ды в не­го. Лю­ди на­чи­на­ли сме­ять­ся, пла­кать, не­ко­то­рые да­же гал­лю­ци­ни­ро­ва­ли, под­вер­га­ясь воз­дей­ст­вию «жи­вот­но­го маг­не­тиз­ма», яко­бы по­ро­ж­дае­мо­го во­дой, те­ку­щей по же­лез­ным руч­кам ча­на. У не­ко­то­рых боль­ных от­ме­ча­лось улуч­ше­ние со­стоя­ния. Ме­ж­ду­на­род­ная ко­мис­сия уче­ных во гла­ве с Бен­жа­ми­ном Франк­ли­ном ока­за­лась не столь лег­ко­вер­ной. Она зая­ви­ла, что па­ци­ен­ты из­ле­чи­ва­лись от ис­те­ри­че­ских сим­пто­мов си­лой вну­ше­ния, и об­ви­ни­ла Мес­ме­ра в шар­ла­тан­ст­ве. Чес­то­лю­би­вые пла­ны и при­тя­за­ния Мес­ме­ра не оп­рав­да­лись. Тео­рия жи­вот­но­го маг­не­тиз­ма, в кон­це кон­цов, бы­ла вы­тес­не­на дру­ги­ми ги­по­те­за­ми. В эпо­ху Мес­ме­ра не уда­лось ус­та­но­вить, что лю­ди в груп­пах ве­дут се­бя по пред­ска­зуе­мым пси­хо­ло­ги­че­ским за­ко­нам и что груп­па са­ма мо­жет ока­зы­вать це­леб­ное воз­дей­ст­вие.

До XIX-XX сто­ле­тий по­ве­де­ние лю­дей в груп­пах и спо­соб­ность групп ока­зы­вать ле­чеб­ное воз­дей­ст­вие сис­те­ма­ти­че­ски не изу­ча­лись. Раз­ви­тие и ис­поль­зо­ва­ние групп в те­ра­пев­ти­че­ских це­лях бы­ло в боль­шей сте­пе­ни де­лом вре­ме­ни и обу­слов­ли­ва­лось воз­рас­та­ни­ем зна­че­ния всех про­блем, свя­зан­ных с че­ло­ве­ком. В США пер­во­на­чаль­но ори­ен­та­ция на груп­по­вую те­ра­пию на­зы­ва­лась «ре­прес­сив­но-вдох­нов­ляю­щей», и она до­ми­ни­ро­ва­ла в на­ча­ле ХХ сто­ле­тия.

Од­ним из пер­вых спе­циа­ли­стов, прак­ти­ко­вав­ших дан­ный под­ход, был Джо­зеф Пратт, бос­тон­ский врач-ин­терн, ле­чив­ший боль­ных ту­бер­ку­ле­зом, ко­то­рые не мог­ли се­бе по­зво­лить пре­бы­ва­ние в ста­цио­на­ре. Пратт со­би­рал боль­ных в груп­пы, рас­ска­зы­вая им о ги­гие­не, не­об­хо­ди­мо­сти от­ды­ха, све­же­го воз­ду­ха и хо­ро­шей пи­щи. Его па­ци­ен­ты ве­ли днев­ни­ки, сви­де­тель­ст­вую­щие о по­ло­жи­тель­ных сдви­гах в бо­лез­ни, фор­ми­ро­ва­нии спо­соб­но­сти к груп­по­во­му ле­че­нию и за­бо­те друг о дру­ге.

Пер­во­на­чаль­но Пратт рас­смат­ри­вал груп­по­вую фор­му в сво­ей вра­чеб­ной прак­ти­ке как эко­но­ми­че­ски вы­год­ную и не ви­дел в ней те­ра­пев­ти­че­ских воз­мож­но­стей. Лишь спус­тя го­ды Пратт об­ра­тил­ся к те­ра­пев­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию груп­по­во­го воз­дей­ст­вия. В 1930 г. он при­шел к убе­ж­де­нию, что в пси­хо­те­ра­пии глав­ная роль при­над­ле­жит груп­пе (ее воз­дей­ст­вие сво­дит­ся к эф­фек­тив­но­му влия­нию од­но­го че­ло­ве­ка на дру­го­го), и раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку груп­по­вой те­ра­пии для лю­дей, не имев­ших со­ма­ти­че­ских на­ру­ше­ний. На Прат­та, по-ви­ди­мо­му, ока­за­ли влия­ние ра­бо­ты фран­цуз­ско­го вра­ча Жо­зе­фа Жу­ля Де­же­ри­на, ко­то­рый ис­поль­зо­вал ме­тод убе­ж­де­ния и пе­ре­учи­ва­ния в ле­че­нии боль­ных нев­ро­зом [179].

Хо­тя ра­бо­ты Прат­та не ут­ра­ти­ли сво­его зна­че­ния и се­го­дня, наи­бо­лее силь­ное влия­ние на раз­ви­тие груп­по­во­го дви­же­ния ока­за­ли тео­рия и прак­ти­ка пси­хо­ана­ли­за, ве­ду­щие свое на­ча­ло от ра­бот Зиг­мун­да Фрей­да. Фрейд ин­те­ре­со­вал­ся груп­па­ми, но глав­ным об­ра­зом с по­зи­ции изу­че­ния пси­хо­ло­гии масс и тен­ден­ции уча­ст­ни­ков груп­пы сле­до­вать за силь­ны­ми, мо­гу­ще­ст­вен­ны­ми ли­де­ра­ми, иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся с ни­ми.


Хо­тя сам Фрейд не осо­бен­но сим­па­ти­зи­ро­вал груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии, его бли­жай­ший уче­ник Альф­ред Ад­лер по­пы­тал­ся при­ме­нить ме­то­ды ин­ди­ви­ду­аль­ной те­ра­пии для ох­ва­та боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва лю­дей. То­гда как пси­хо­ана­ли­ти­че­ское дви­же­ние в Ев­ро­пе ори­ен­ти­ро­ва­лось на ин­ди­ви­ду­аль­ную пси­хо­те­ра­пию и бы­ло до­воль­но эли­тар­ным, Ад­лер стре­мил­ся к ле­че­нию из ра­бо­че­го клас­са, ос­но­вав цен­тры груп­по­вых за­ня­тий.

Во­об­ще ран­нюю ис­то­рию дви­же­ния груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии мож­но рас­смат­ри­вать как аме­ри­кан­ское яв­ле­ние [179, 203]. По­сле­до­ва­те­ли Фрей­да Лу­ис Уэн­дер (1929) и Па­уль Шиль­дер (1934) пер­вы­ми ис­поль­зо­ва­ли пси­хо­ана­ли­ти­че­ское ле­че­ние в ус­ло­ви­ях груп­пы. Три­гант Бар­роу при­ме­нил тер­мин «груп­по­вой ана­лиз» еще в 1925 г. По­сле не­сколь­ких лет прак­ти­че­ской ра­бо­ты Бар­роу раз­оча­ро­вал­ся в пси­хо­ана­ли­зе, убе­див­шись в том, что для по­ни­ма­ния лю­дей на­до изу­чать те со­ци­аль­ные груп­пы, к ко­то­рым они при­над­ле­жат. Пси­хи­ат­ри­че­ское со­об­ще­ст­во от­не­слось от­ри­ца­тель­но к вы­во­дам Бар­роу. Ис­то­рия Бар­роу – по­ка­за­тель­ный при­мер то­го, как твор­че­ское и ори­ги­наль­ное мыш­ле­ние мо­жет ос­тать­ся не­оце­нен­ным, ес­ли вре­мя не при­шло и ус­ло­вия не со­зре­ли.

Во вре­мя вто­рой ми­ро­вой вой­ны об­на­ру­жил­ся не­дос­та­ток в опыт­ных пси­хо­те­ра­пев­тах, так как воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в спе­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской по­мо­щи ин­ва­ли­дам. Это по­слу­жи­ло им­пуль­сом к ши­ро­ко­му экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нию и раз­ви­тию прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии. Сре­ди уче­ных, тех, кто раз­ви­вал пси­хо­ана­ли­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ную груп­по­вую пси­хо­те­ра­пию, мож­но на­звать Самь­ю­эля Слав­со­на и Алек­сан­д­ра Воль­фа. Слав­сон объ­е­ди­нил груп­по­вой под­ход, про­грес­сив­ное обу­че­ние и пси­хо­ана­лиз в так на­зы­вае­мые «дея­тель­ные груп­пы», где де­тей по­ощ­ря­ли про­иг­ры­вать свои кон­флик­ты в ус­ло­ви­ях груп­пы. Вольф при­ме­нял в груп­по­вых ус­ло­ви­ях та­кие тра­ди­ци­он­ные пси­хо­ана­ли­ти­че­ские ме­то­ды, как ин­тер­пре­та­ция сно­ви­де­ний, сво­бод­ные ас­со­циа­ции [179, 203].

На­ко­нец, го­во­ря о ро­ли тех, кто пер­вым внес свой вклад в со­вре­мен­ную груп­по­вую те­ра­пию, нель­зя не на­звать Яко­ба Мо­ре­но, ос­но­ва­те­ля пси­ход­ра­мы. Ему при­пи­сы­ва­ют вве­де­ние в 1932 г. тер­ми­на «груп­по­вая пси­хо­те­ра­пия». Хо­тя се­го­дня этот тер­мин ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния ши­ро­ко­го кру­га под­хо­дов, Мо­ре­но обо­зна­чал им ме­тод объ­е­ди­не­ния лю­дей в об­ще­ст­ве в но­вые груп­пы на ос­но­ве лич­ных пред­поч­те­ний и со­цио­мет­ри­че­ских оце­нок. В 1931 г. Мо­ре­но ос­но­вал пер­вый про­фес­сио­наль­ный жур­нал по груп­по­вой те­ра­пии. На­ко­нец, Мо­ре­но так­же при­над­ле­жит при­ори­тет в соз­да­нии пер­вой про­фес­сио­наль­ной ор­га­ни­за­ции груп­по­вых пси­хо­те­ра­пев­тов в 1942 г.


Ес­ли пер­вый силь­ный им­пульс раз­ви­тию груп­по­вой те­ра­пии был дан «ре­прес­сив­но-вдох­нов­ляю­щим» под­хо­дом Прат­та, вто­рой – при­ме­не­ни­ем пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии, то треть­им ста­ло гу­ма­ни­сти­че­ское на­прав­ле­ние, воз­ник­шее в 60-е го­ды [179]. В 50-е и 60-е го­ды на­блю­да­ет­ся рас­ту­щий ин­те­рес пси­хо­те­ра­пев­тов к ра­бо­те с груп­па­ми. Та­кие те­ра­пев­ты, как К. Род­жерс и В. Франкл, спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию гу­ма­ни­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния в пси­хо­ло­гии, рез­ко вы­сту­пая про­тив дог­ма­ти­че­ско­го пси­хо­ана­ли­за, а так­же ра­ди­каль­но­го би­хе­вио­риз­ма, сим­па­ти­зи­руя ан­ти­ав­то­ри­тар­ной контр­куль­ту­ре, в цен­тре ко­то­рой на­хо­дит­ся сво­бод­ное са­мо­вы­ра­же­ние и са­мо­рас­кры­тие. Род­жерс при­ме­нил свой под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му те­ра­пия или кон­суль­ти­ро­ва­ние, цен­три­ро­ван­ные на кли­ен­те, име­ют де­ло глав­ным об­ра­зом с на­блю­даю­щи­ми­ся в дан­ный мо­мент си­туа­ци­он­ны­ми кон­флик­та­ми.

По­ве­де­ние ру­ко­во­ди­те­ля груп­пы яв­ля­ет­ся не­ди­рек­тив­ным, ли­бе­раль­ным, он на­прав­ля­ет вни­ма­ние, ско­рее, на взаи­мо­дей­ст­вие чле­нов груп­пы, а не на ин­трап­си­хи­че­ский ин­сайт, как то­го тре­бу­ет пси­хо­ана­лиз. Род­жерс смот­рел на ру­ко­во­ди­те­ля груп­пы не столь­ко как на спе­циа­ли­ста, ле­ча­ще­го кли­ен­та, сколь­ко как на рав­но­го парт­не­ра, фор­ми­рую­ще­го спон­тан­ные взаи­мо­от­но­ше­ния «я-ты», не об­ре­ме­нен­ные тра­ди­ци­он­ны­ми пра­ви­ла­ми и ог­ра­ни­че­ния­ми. Не­ди­рек­тив­ная по сво­ему ха­рак­те­ру пси­хо­те­ра­пия, в ко­то­рой пси­хо­те­ра­певт мо­жет сле­до­вать ин­туи­ции и ис­кать глу­бо­ко лич­но­ст­ное взаи­мо­по­ни­ма­ние с кли­ен­та­ми, спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию но­вых под­хо­дов к груп­по­вой ра­бо­те [172, 179].

Пси­хо­те­ра­пев­та­ми не впол­не при­зна­но и не до кон­ца оце­не­но изу­че­ние груп­по­вой ди­на­ми­ки ака­де­ми­че­ски­ми пси­хо­ло­га­ми и со­цио­ло­га­ми. Со­вре­мен­ная со­цио­ло­гия раз­ви­лась в XIХ ве­ке как нау­ка, изу­чаю­щая взаи­мо­за­ви­си­мость со­ци­аль­ных яв­ле­ний и об­щих за­ко­но­мер­но­стей со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния лю­дей, по­ро­ж­ден­ную рас­ту­щей ин­ду­ст­риа­ли­за­ци­ей [179].

Пер­вые со­цио­ло­ги Эмиль Дюрк­гейм и Ге­орг Зим­мель со­сре­до­то­чи­ли свои на­блю­де­ния, ско­рее, на функ­цио­ни­ро­ва­нии груп­по­вых про­цес­сов, чем на раз­ви­тии об­ще­ст­ва в це­лом. Они, как и по­сле­дую­щие ис­сле­до­ва­те­ли груп­по­вой ди­на­ми­ки, пы­та­лись сфор­му­ли­ро­вать за­ко­ны раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния, при­ме­ни­мые к ши­ро­ко­му диа­па­зо­ну групп, вклю­чая груп­пы на ра­бо­те, груп­пы от­ды­ха, се­мей­ные груп­пы.

Про­ве­де­ние пер­во­го со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та при­пи­сы­ва­ют Три­плет­ту. Ру­де­стам за­ме­ча­ет, что «он (Три­плетт) из­ме­рял, на­сколь­ко ве­ло­си­пе­ди­сты уве­ли­чи­ва­ют ско­рость в при­сут­ст­вии дру­гих ве­ло­си­пе­ди­стов. Это яв­ле­ние бы­ло на­зва­но им эф­фек­том со­ци­аль­но­го об­лег­че­ния. Эф­фект «со­ци­аль­но­го об­лег­че­ния» яв­ля­ет­ся при­ме­ром со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рая мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на для объ­яс­не­ния ди­на­ми­ки раз­ви­тия пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских групп» [179, с.21].

И на­ко­нец, ши­ро­ко­му ис­поль­зо­ва­нию груп­по­вых ме­то­дов и даль­ней­ше­му пло­до­твор­но­му их раз­ви­тию спо­соб­ст­во­ва­ла за­ро­див­шая­ся в не­драх гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии в кон­це 60-х го­дов ХХ ве­ка транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия. Ее по­яв­ле­ние свя­зы­ва­ет­ся сей­час с име­нем Ста­ни­сла­ва Гро­фа. На­чав свои ис­сле­до­ва­ния по ЛСД-те­ра­пии ра­ко­вых боль­ных, он вы­явил свой­ст­ва пси­хи­ки, ха­рак­тер­ные для всех лю­дей, что на­шло свое вы­ра­же­ние в ори­ги­наль­ной кар­то­гра­фии соз­на­ния. По­сле за­пре­ще­ния ис­поль­зо­ва­ния ЛСД да­же в на­уч­ных це­лях, Гроф пред­ло­жил про­це­ду­ру хо­ло­троп­ной (эм­пи­ри­че­ской) те­ра­пии, не ус­ту­пав­шей по эф­фек­тив­но­сти ЛСД-те­ра­пии. А что ка­са­ет­ся со­вре­мен­но­го со­стоя­ния транс­пер­со­наль­но­го на­прав­ле­ния в пси­хо­ло­гии, то оно вы­сту­па­ет пе­ред на­ми как впол­не сло­жив­ший­ся под­ход, имею­щий три ипо­ста­си:

1) ми­ро­воз­зрен­че­скую,

2) пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую,

3) на­уч­ную.

В на­ча­ле ХХI сто­ле­тия во всех ци­ви­ли­зо­ван­ных стра­нах су­ще­ст­вую сло­жив­шие­ся про­фес­сио­наль­ные ас­со­циа­ции транс­пер­со­наль­ных псхо­ло­гов. В Рос­сии так­же име­ет­ся Ас­со­циа­ция Транс­пер­со­наль­ной Пси­хо­ло­гии и Пси­хо­те­ра­пии, объ­е­ди­няю­щая уче­ных и прак­ти­ков в раз­лич­ных от­рас­лях че­ло­ве­коз­на­ния, а так­же об­ра­зо­ва­но мно­же­ст­во ин­сти­ту­тов транс­пер­со­наль­ной ори­ен­та­ции [51, 52,74,122, 130, 142, 155, 183].

3. Пси­хо­ло­ги­че­ски­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми груп­по­вой ра­бо­ты.

Хо­тя оче­вид­но, что лю­бо­му от­дель­но взя­то­му уча­ст­ни­ку уде­ля­ет­ся в груп­пе вни­ма­ния мень­ше, чем при ин­ди­ви­ду­аль­ной те­ра­пии, су­ще­ст­ву­ет ряд при­чин, обу­сло­вив­ших раз­ви­тие и ус­пех груп­по­вой те­ра­пии. Жизнь – это, пре­ж­де все­го, со­ци­аль­ное яв­ле­ние. В сфе­ре меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний, во вре­мя иг­ры, в ин­тим­ные мо­мен­ты че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном те­п­ле и кон­так­те с дру­гим че­ло­ве­ком.

В свое вре­мя Дэ­вид Риз­ман на­звал це­лое по­ко­ле­ние «оди­но­кой тол­пой», же­лая по­ка­зать этим, что час­то в при­сут­ст­вии дру­гих мы чув­ст­ву­ем се­бя изо­ли­ро­ван­ны­ми и оди­но­ки­ми. Со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия и бю­ро­кра­ти­че­ские пе­ре­пле­те­ния на­ше­го об­ще­ст­ва мо­гут вы­зы­вать у нас чув­ст­ва за­ме­ша­тель­ст­ва, не­до­ве­рия и бес­си­лия. Та­ким об­ра­зом, опыт, при­об­ре­тае­мый в спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ных груп­пах, ока­зы­ва­ет про­ти­во­дей­ст­вие от­чу­ж­ден­но, по­мо­гая ре­ше­нию про­блем, воз­ни­каю­щих при меж­лич­но­ст­ных кон­так­тах.

Груп­па ока­зы­ва­ет­ся мик­ро­кос­мом, об­ще­ст­вом в ми­ниа­тю­ре, от­ра­жаю­щим внеш­ний мир и до­бав­ляю­щим ин­гре­ди­ент реа­лиз­ма в ис­кус­ст­вен­но соз­да­вае­мое взаи­мо­дей­ст­вие. Та­кие скры­тые фак­то­ры, как дав­ле­ние парт­не­ров, со­ци­аль­ное влия­ние и кон­фор­мизм, по­все­днев­но су­ще­ст­вую­щие в груп­пах на ра­бо­те и в груп­пах по ин­те­ре­сам, в се­мье, ста­но­вят­ся оче­вид­ны­ми в те­ра­пев­ти­че­ской груп­пе и воз­дей­ст­ву­ют на ин­ди­ви­ду­аль­ные жиз­нен­ные ус­та­нов­ки и из­ме­не­ние по­ве­де­ния. В ре­зуль­та­те аф­фек­тив­ные пе­ре­жи­ва­ния, про­ис­хо­дя­щие в ис­кус­ст­вен­но соз­да­вае­мой об­ста­нов­ке, мо­гут ес­те­ст­вен­но пе­ре­но­сить­ся во внеш­ний мир.

По­тен­ци­аль­ное пре­иму­ще­ст­во ус­ло­вий груп­пы – это воз­мож­ность по­лу­че­ния об­рат­ной свя­зи и под­держ­ки от лю­дей, имею­щих об­щие про­бле­мы или пе­ре­жи­ва­ния с кон­крет­ным уча­ст­ни­ком груп­пы. В про­цес­се груп­по­во­го взаи­мо­дей­ст­вия при­хо­дит при­ня­тие цен­но­стей и по­треб­но­стей дру­гих. В груп­пе че­ло­век чув­ст­ву­ет се­бя при­ня­тым и при­ни­маю­щим, поль­зую­щим­ся до­ве­ри­ем и до­ве­ряю­щим, ок­ру­жен­ным за­бо­той и за­бо­тя­щим­ся, по­лу­чаю­щим по­мощь и по­мо­гаю­щим. Ре­ак­ции дру­гих на те­бя и твои на дру­гих в груп­пе мо­гут об­лег­чать раз­ре­ше­ние меж­лич­но­ст­ных кон­флик­тов вне груп­пы.

В под­дер­жи­ваю­щей и кон­тро­ли­руе­мой об­ста­нов­ке че­ло­век мо­жет обу­чить­ся но­вым уме­ни­ям, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с раз­лич­ны­ми сти­ля­ми от­но­ше­ний сре­ди рав­ных парт­не­ров. Воз­ни­ка­ет оп­ре­де­лен­ное ощу­ще­ние ком­форт­но­сти, ко­гда на­хо­дишь­ся с рав­ны­ми парт­не­ра­ми, а не с те­ра­пев­том.

Гласс про­ана­ли­зи­ро­вал дан­ные 375 ис­сле­до­ва­ний, опуб­ли­ко­ван­ных за по­след­ние 20 лет. Он срав­нил, ре­зуль­та­ты на­блю­де­ний за 25000 че­ло­век, под­вер­гав­ших­ся пси­хо­те­ра­пии и 25000 че­ло­век, ко­то­рые стра­да­ли сход­ны­ми рас­строй­ства­ми, но ни­ка­ко­го ле­че­ния не по­лу­ча­ли. Уче­ный при­шел к вы­во­ду, что 75 % боль­ных, под­вер­гав­ших­ся те­ра­пии, чув­ст­во­ва­ли се­бя луч­ше, чем те, кто об­хо­дил­ся без ле­че­ния.

В про­цес­се про­ис­хо­дя­щих в груп­пе взаи­мо­дей­ст­вий уча­ст­ни­ки мо­гут иден­ти­фи­ци­ро­вать се­бя с дру­ги­ми и ис­поль­зо­вать ус­та­но­вив­шую­ся эмо­цио­наль­ную связь при оцен­ке соб­ст­вен­ных чувств и по­ве­де­ния. Зна­чи­мая об­рат­ная связь ока­зы­ва­ет влия­ние на оцен­ку ин­ди­ви­дуу­мом сво­их ус­та­но­вок и по­ве­де­ния, фор­ми­ро­ва­ние его Я-кон­цеп­ции. Вве­де­ние од­но­го или не­сколь­ких че­ло­век в те­ра­пев­ти­че­скую диа­ду соз­да­ет обыч­но не встре­чаю­щее­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях дво­их на­пря­же­ние, ко­то­рое по­мо­га­ет про­яс­нить пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы ка­ж­до­го чле­на груп­пы.

По оцен­ке Ру­де­ста­ма, «груп­па мо­жет об­лег­чить про­цесс са­мо­ис­сле­до­ва­ния и ин­трос­пек­ции. Час­то лю­ди зна­ют, че­го они хо­тят, но тре­бу­ет­ся со­уча­стие и при­ня­тие их груп­пой, что­бы ста­ла воз­мож­ной по­пыт­ка са­мо­рас­кры­тия. Ко­гда та­кая по­пыт­ка из­ме­не­ния и са­мо­рас­кры­тия по­ощ­ря­ет­ся дру­ги­ми, то, как след­ст­вие, уси­ли­ва­ет­ся уве­рен­ность в се­бе» [179, с.24].

На­ко­нец, у груп­по­вой фор­мы есть и эко­но­ми­че­ские пре­иму­ще­ст­ва. Обыч­но од­но­вре­мен­ная встре­ча 6-10 или бо­лее че­ло­век об­хо­дит­ся ме­нее до­ро­го и те­ра­пев­ту- ру­ко­во­ди­те­лю, и па­ци­ен­ту-уча­ст­ни­ку, чем кон­так­ты один на один. Что ка­са­ет­ся пре­иму­ще­ст­ва груп­по­вой ра­бо­ты в ИИПТ, то она от­но­сит­ся к фо­ку­си­ро­ван­ной ра­бо­те с те­лом. Как пи­шет Ст. Гроф: «В на­шем слу­чае про­бле­ма фи­зи­че­ско­го кон­так­та не­сколь­ко уп­ро­ща­ет­ся тем, что мы все­гда ра­бо­та­ем в груп­пе. Ос­но­ва­ния и пра­ви­ла ока­за­ния ин­тим­ной под­держ­ки яс­но разъ­яс­ня­ют­ся и при­ни­ма­ют­ся груп­пой в ка­че­ст­ве со­став­ной час­ти про­це­ду­ры в це­лом. Об­лас­ти при­кос­но­ве­ния оп­ре­де­ля­ют­ся пе­ре­жи­ва­ния­ми ды­ша­щих, а не вы­бо­ром ас­си­сти­рую­щих. Все, что про­ис­хо­дит в этом от­но­ше­нии, про­ис­хо­дит пуб­лич­но и в ус­ло­ви­ях на­блю­де­ния всей груп­пы. Это зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от кон­тек­ста ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­бо­ты в ча­ст­ной прак­ти­ке. Уме­ст­ность это­го под­хо­да в по­след­нем слу­чае сле­ду­ет оце­ни­вать ка­ж­дый раз ин­ди­ви­ду­аль­но» [52, с.212].

В ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­ги­ях груп­по­вая ра­бо­та при­да­ет те­ра­пев­ти­че­ско­му и транс­фор­ма­ци­он­но­му про­цес­су но­вые из­ме­ре­ния. Наи­бо­лее оче­вид­ное пре­иму­ще­ст­во со­сто­ит, ко­неч­но, в эко­но­мии вре­ме­ни. Око­ло два­дца­ти че­ло­век с по­мо­щью двух обу­чен­ных групп-ли­де­ров мо­гут по­лу­чить зна­чи­тель­ные те­ра­пев­ти­че­ские и транс­фор­ми­рую­щие пе­ре­жи­ва­ния в те­че­ние вре­ме­ни, рав­но­го трем се­ан­сам клас­си­че­ско­го пси­хо­ана­ли­за. Кро­ме то­го, про­цес­сы вхо­ж­де­ния в РСС в груп­пе, как пра­ви­ло, зна­чи­тель­но бо­лее дей­ст­вен­ны, чем ин­ди­ви­ду­аль­ные ды­ха­тель­ные про­цес­сы. Они соз­да­ют бо­лее силь­ное ка­та­ли­ти­че­ское по­ле, влияю­щее на про­цесс те­ра­пии.

Ин­те­рес­ный ас­пект кол­лек­тив­ной хо­ло­троп­ной ра­бо­ты за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии так на­зы­вае­мых син­хро­ни­че­ских со­бы­тий (по К.Г.Юн­гу) – сов­па­де­ний во вре­ме­ни пе­ре­жи­ва­ний и со­бы­тий как у ды­ша­щих и сит­те­ров, так и ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми груп­пы и внеш­ним ми­ром.

Есть еще один ас­пект, в ко­то­ром оче­вид­ны пре­иму­ще­ст­ва ра­бо­ты в груп­пе. Это то влия­ние, ко­то­рое по­доб­ная ра­бо­та ока­зы­ва­ет на ды­ша­щих. Обыч­но ка­ж­до­му уча­ст­ни­ку груп­пы пред­ла­га­ет­ся вы­брать парт­не­ра, с ко­то­рым он хо­тел бы ра­бо­тать. Уча­ст­ни­ки па­ры по оче­ре­ди вы­пол­ня­ют ро­ли ды­ша­ще­го и си­дя­ще­го, или ас­си­стен­та. Пе­ре­жи­ва­ния че­ло­ве­ка в ка­че­ст­ве си­дя­ще­го, как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ют на не­го мощ­ное воз­дей­ст­вие. Воз­мож­ность по­мочь дру­го­му в про­хо­ж­де­нии глу­бо­ко лич­но­го и ин­тим­но­го опы­та – важ­ное со­бы­тие. То, как парт­не­ры вы­би­ра­ют друг дру­га, за­час­тую ока­зы­ва­ет­ся то­же пси­хо­ло­ги­че­ски важ­ным и вклю­ча­ет по­рой син­хро­ни­че­ские фак­то­ры. Не­ред­ко в пе­ре­жи­ва­ни­ях парт­не­ров на­блю­да­ют­ся эле­мен­ты не­обы­чай­ной до­пол­ни­тель­но­сти и ан­та­го­низ­ма. Это мо­жет ока­зать­ся по­лез­ной воз­мож­но­стью эмо­цио­наль­но­го вос­пи­та­ния. Ес­ли про­цес­сы вхо­ж­де­ния в РСС про­дол­жа­ют­ся сис­те­ма­ти­че­ски, уча­ст­ни­ки име­ют воз­мож­ность вы­брать дру­го­го парт­не­ра – в том слу­чае, ес­ли их что-то не уст­раи­ва­ет или ес­ли их при­вле­ка­ет кто-то дру­гой.

 

 







Date: 2015-09-19; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию