Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие
Очертив в предыдущем основные элементарные и кумулятивные группы, теперь перейдем к беглому очерку сложных социальных агрегатов. Под сложным социальным агрегатом, если припомнит читатель, мы условились понимать такую совокупность взаимодействующих лиц, которая распадается на два и большее число разнородных элементарных единств, или на два и большее число кумулятивных разнородных групп, или на те и другие. Всякая часть населения, взятая в своем конкретном виде, представляет такой сложный агрегат. Возьмем ли мы население всего земного шара или население определенной территории, в том и другом случае мы получим совокупность индивидов (исключая чрезвычайно малочисленные группы, в два, пять, десять человек), распадающихся на два и большее число элементарных или кумулятивных групп, или на тех и других. Любая заселенная территория похожа схематически на пункт скрещения ряда кругов. Если каждый круг будет обозначать элементарную или кумулятивную группу, то любое, совместно живущее население будет похоже на место, где скрещиваются и пересекаются эти круги. Упрощенную картину положения дела дает прилагаемая схема. В ней взят клочек населенного района. Каждая такая заселенная территория состоит из лиц (особенно в наше время), принадлежащих далеко не к одним профессиональным, имущественным, религиозным, государственным, партийгым, возрастным и др. элементарным группам. Эти социальные круги пересекаются, наслаиваются один на другой—кумулируются—и дают в итоге кумулятивные группы, друг с другом не совпадающие и друг друга не покрывающие. Все же население дает картину ряда элементарных и кумулятивных групп, т. е. сложный социальный агрегат. Каждый из отрезков круга AB, CD, MN, EF, PS представляет часть элементарного PUС. f. коллективного единства. AB и EF, пересекаясь в отрезке, обозначенном 2, дадут двойную кумулятивную группу, то же дадут круги CD и EF (обозначено 2'). Индивиды, оказавшиеся в таких отрезках, будут членами двойных кумулятивных групп. Отрезки AB, CD и EF, пересекаясь в части, обозначенной 3, дадут тройную кумулятивную группу, другую тройную группу дадут в части, обозначенной 3„ Sn круги PS, MN и EF. Круги PS, CD, MN и EF, пересекаясь и наслаиваясь друг на друга, в части, обозначенной 4, дадут четверную кумулятивную группу и т. д. Вся же территория четвероугольника в итоге даст сложный социальный агрегат, распадающийся на ряд кумулятивных и элементарных коллективов. В настоящее время (то же можно сказать и о прошлом) трудно найти заселенную территорию самого небольшого размера, вплоть до территории деревни, а в городах — улицы и даже большого дома, заселенного рядом семейств, население которых по своему строению не представляло бы сложного социального агрегата. Конечно, степень сложности такого агрегата не везде и не всегда одинакова. Население первобытных времен представляло собой сложный агрегат более простой, чем население Европейских стран теперь, население деревни образует сложный агрегат опять-таки более простой, чем население городов и особенно столиц. Число элементарных группировок, на которые распадалась первобытная группа, было ничтожно: оно почти исчерпывалось половой, возрастной и объемно-правовой группировкой. Остальные группировки сливались. Сообразно с этим число кумулятивных групп было небольшое; раз невелико было число элементарных группировок, то ограничена и возможность разнообразных и многочисленных комбинаций последних, из каковых и составляются кумулятивные коллективы. Иную картину дает население современного города. Здесь элементарных группировок множество. Комбинаций их — богатство. Кумулироваться при такой «смеси народов, лиц, племен, наречий, состояний» они могут на сотни ладов. В итоге—все население распадается на десятки и сотни элементарных и кумулятивных единств, т. е. представляет весьма сложный, весьма дифференцированный социальный агрегат. Если взять население Петрограда, то какое несчетное множество элементарных и кумулятивных групп оно дает: по государственной принадлежности тут есть русские, французы, немцы, англичане, американцы, китайцы, японцы, бразильцы, испанцы и т. д. По языковой группировке здесь живут бок о бок: якуты, зыряне, поляки, украинцы, англо-говорящие, франко-говорящие, испанско-говорящие, киргизско-говорящие лица и т. д. По религиозной группировке тут имеются православные, католики, лютеране, буддисты, магометане, штундисты, раскольники, язычники и т. д. По партийной группировке: монархисты, анархисты, коммунисты, кадеты, прогрессисты, меньшевики, эсеры и т. п. Профессий—сотни. Кумулятивных групп,—начиная с национальной и классовой, и кончая различными двойными, тройными, четверными и т. д. кумулятивными группами,—множество. Легко понять, насколько сложен и дифференцирован такой социальный агрегат. Одно перечисление его элементарных и кумулятивных расслоений заняло бы десятки страниц. Изменяясь в своей сложности, тем не менее, как ясно из сказанного, население любой территории представляет обычно не одну элементарную, не одну кумулятивную группу, а сложный социальный агрегат, имеющий различную степень усложнения в различных заселенных местах земного шара. Теперь после пройденного пути нет надобности настаивать на сложности социальной расслойки населения. Она очевидна и бесспорна. Вот почему все теории, пыта- ющиеся объяснять социальные события столкновением и взаимоотношениями каких-либо одних социальных групп, будут ли ими классы (марксизм) или национальности, будут ли ими одни из элементарных групп: церкви, государства, партии, профессии, расы и т. д.,— все подобные «монистические» теории явно и несомненно ошибочны. Они однобоки. Они близоруки. Они поверхностны. Их представления о структуре населения («общества») соответствуют алхимическому периоду химии. Доказывать этот тезис, после всего вышесказанного, нет надобности; вся развиваемая здесь теория служит сплошным его доказательством. Пора со всеми подобными «простыми» теориями расстаться. Для неприхотливого ума они хороший пункт отдыха и оправдание своей лености. Но «факты—упорная вещь». Если подобные теории были шагом вперед по сравнению с представлениями «единого общества», в лоне которого терялись, как в сером тумане, все люди и все социальные расслоения, то по сравнению с действительностью они остановились на полдороге. Необходимо было сделать еще шаг вперед для сколько-нибудь правильного понимания строения населения, необходимо было продвинуть дальше изучение линий социальной дифференциации. Этот шаг вперед мы пытались сделать и в итоге получили куда более сложную картину общественного расслоения. Мы убедились во множестве линий элементарной группировки; далее мы увидели, что ими дело не исчерпывается и перешли к кумулятивным группам. Эти последние распались на ряд видов в зависимости от количества куму-лирующихся группировок, в зависимости от их качества и в зависимости от способа кумуляции. В итоге мы получили понятие сложного социального агрегата, каковым является всякое население. Этот агрегат, как видели, распадается на множество расслоений и групп. Таков конечный пункт нашего анализа. Date: 2015-09-19; view: 304; Нарушение авторских прав |