Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Систематика сложных социальных агрегатов 3 page
53 Ратцелъ. Народоведение, т. I и II. 54 См. изложение и критику этой группы теорий у Steinmetz'а. Цитир. всех обществ на общества: военные и индустриальные55, деление Дюркгеймом обществ на общества, связанные 1) механической и 2) органической солидарностью, близкое к этому деление социальных групп Richard'oM на: société et communauté аналогичное теории Тенниеса, различающего Gemeinschaft и Gesellschaft56. Рядом с ними можно было бы упомянуть про n +1 теорий государст-воведов, различающих типы обществ по форме правления (республики и их виды, монархии и их виды); п+1 теорий историков и юристов, пытающихся выделить особые типы «родового» общества, общества «территориально-племенного», «государства-города», «государства-поместья», «государства сословного» и т. д. Но в рассмотрении всех этих теорий нет надобности. Они или настолько общи (напр., деления Спенсера, Дюркгейма, Тенниеса), что никоим образом не могут представлять теорий классификации социальных групп; или касаются таких сторон, которые являются характерными для той или иной детали, но не для всей физиономии социальной группы (напр., различение форм правления и т. п.); или, наконец, подобно теориям юристов и историков, дают отдельные характеристики тех или иных типов политических групп, не приведенные в систему, напоминающие вырванные листы из неизвестной книги, часто поверхностные, отделывающиеся общими местами и потому далекие от теорий систематики социальных агрегатов. Ограничимся приведенной литературной справкой. Она дает нам довольно верное представление о научном состоянии проблемы систематики социальных групп. Мы видим, что проблема находится в состоянии «im Werdren»11*. Она стоит на очереди. Решение ее требуется рядом насущных потребностей. Попыток много. И вместе с тем только некоторые из них сравнительно удачны. Едва ли не наиболее удачной является классификация школы Ле Плэ; но и она, как мы видели, недостаточна и далеко не исчерпывает сути дела. Каждая из сравнительно удачных классификаций в лучшем случае дает сравнительную таблицу какой-либо одной или немногих сторон классифицируемых обществ. 55 См.: Спенсер. Осн. социологии, т. I, §§ 258—268, т. П. 56. См.: Дюркгейм. Разделение общественного труда; Richard. La sociologie générale et les lois sociologique. Paris, 1912, 165 и passim; Toennies. Gemeinschaft u. Gesellschaft. 1887. Таков итог обзора. Рядом с ним отметим и другую черту, это отсутствие морфологических классификаций обществ, классификаций, которые пытались бы различать социальные группы по их строению. В числе очерченных теорий мы не видели таких теорий и попыток. Этот факт не может не бросаться в глаза и не может не казаться странным. Трудно вообразить себе систематику растений или животных, построенную не на морфологических и анатомических признаках растений и животных. По крайней мере, в настоящее время таких систематик нет. Даже «искусственные» классификации растений и животных, и те опирались, хотя бы частично, на эти признаки. Между тем приведенные социологические теории построены или на полном игнорировании строения социальных групп или же только на частичном учете некоторых и то не важных признаков этого строения. В лучшем случае они похожи на «искусственную» систематику Линнея и др. представителей систематики этого периода. Такое обстоятельство, конечно, не случайно. Оно результат многих причин; одной из главных среди них является отсутствие «социальной статики» в учениях социологов. О. Конт, разделив социологию на социальную статику как науку о структуре (порядке) общества и социальную динамику (прогрессе общества), сам ограничился почти исключительно изложением социальной динамики. Социальная статика у него оказалась совершенно неразвитой. То же явление наблюдалось и позже. Социология чуть не вся ушла в область изучения эволюции общества, открытия «эволюционных законов» и т. п. «Социальная статика» (в Контовском, а не в Спенсеров-ском смысле) числилась в качестве отдела социологии, но большинством социологов не наполнялась никаким систематическим содержанием. На ее месте было «пустое место», или, в лучшем случае, в этот отдел второпях включали два-три не связанных друг с другом вопроса и тем довольствовались. При таких условиях неизбежным было игнорирование проблем «морфологии и анатомии общества». Социологи даже не знали (кроме ор-ганицистов, баловавшихся забавными аналогиями), что собственно следует разуметь под строением общества, как подойти к морфологическому и анатомическому изучению социальной группы, как анатомировать или разлагать на элементы сложные социальные тела и т. д. 14 П. А. Сорокин, том 2 О «социальной химии» большинство их не мечтало. Отсюда неизбежное следствие: игнорирование «анато*мо-морфологических» признаков при систематике социальных групп. Этот факт, в связи с неудачными результатами классификационных теорий, естественно, вызывает вопрос: не следует ли сделать попытку классификации социальных групп на основе анатомо-морфологических признаков последних? Не будет ли более удачной систематика «обществ», исходящая из признаков их строения? Вопрос естественный и законный. Думается, что на него может быть один ответ и ответ положительный. Если такая классификация и не будет всеобъемлющей и исключающей все другие, то, тем не менее, она необходима и важна; вопросы строения населения слишком важны во всех отношениях: и сами по себе и по тому влиянию, которое оказывает строение населения на все стороны его жизни и на ход исторических событий. Если необходимо и важно изучение социальных процессов (социальной механики), то не менее важно изучение строения «общества» (социальной анатомии и морфологии), «химического состава» отдельных социальных групп и систематики последних по этому составу. К этому едва ли спорному выводу мы приходим, как к простому следствию всего предыдущего. Причина игнорирования «анатомо-морфологических» признаков для классификации социальных групп для нас отсутствует: плохо ли, хорошо ли, но в двух томах «Социальной аналитики» мы попытались дать систематическое, последовательное, внутренне связанное учение о строении населения. «Социальная статика» Конта у нас представляет не простую рубрику, а отдел социологии, заполненный не случайным, а систематическим, логически вытекающим одно из другого содержанием. Таковы психологические и логические основы того итога, который мы получили в результате обзора классификационных попыток. Они объясняют, почему мы обратили внимание на указанную «странность» этих теорий, почему поставили вопрос о возможности и необходимости «анатомо-морфологической» классификации социальных групп и почему уверены, что такая классификация возможна и не менее важна, чем все указанные классификации. Теперь после этих замечаний попытаемся набросать схему такой классификации. Классификация сложных социальных агрегатов по их строению (по их анатоmo-морфологическим признакам) Прежде всего пара справок. Первая из них состоит в указании на важность признаков строения или состава в классификациях неорганических и органических тел. Химия представляет науку, изучающую химический состав материального мира. Все предметы последнего она разлагает на элементарные химические тела и рассматривает как определенные соединения последних. В изучении их химического состава и заключается ее задача. Классифицировать их как-либо иначе, пытаться дать систематику материальных тел вне их состава, она не пытается и не может. Этот факт достаточно ясно говорит о важности признака состава для классификации материальных тел. То же мы видим в систематике растений и животных. «Самым важным методом естественной систематики,— читаем мы у Веттштейна,— всегда был метод сравнительно-морфологический, который стремится выяснить сходство и различие растений из точного сопоставления их морфологического сложения, и на основании полученных результатов вывести заключение об их сродстве. При этом принимаются во внимание все части растения и не делается ограничение лишь органографическим сравнением, но производится и анатомическое»51. Из этой выписки мы видим всю важность морфолого-анатомических признаков для систематики растений. Без них систематика растений немыслима. То же можно сказать и о систематике животных. Это дедуктивно заставляет предполагать, что без признаков строения и состава не может быть удачной и систематика сложных социальных агрегатов. Допустим гипотетически это предположение. Теперь перейдем ко второй справке. Только что было указано, что в ряду рассмотренных теорий классификации социальных групп отсутствует классификация по признакам строения группы, или по признакам морфологически-анатомическим. Это положение, однако, не совсем точно и эту неточность постараемся сейчас исправить. Такие классификации имеются. Выше я намеренно Веттштейн. Руков. по систем, растений, I, 20, см. 20—26. 14* не упомянул их. Представителями их являются классифи-/ кации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Обратимся к их рассмотрению. В X гл. «Оснований социологии» Г. Спенсер дает попытку морфологической систематики «общественных типов». «Существуют два важные рода отличий,— читаем мы там,— которыми мы можем воспользоваться для сгруппирования обществ в естественную систему. Прежде всего, мы можем расположить их сообразно степеням их сложности в общества простые, сложные, вдвойне сложные, втройне сложные, и т. д.»58 Вторым делением обществ является деление их на: хищнически-воинственные, всегда централизованные и в значительной мере коммунистические, и на промышленно-мирные общества, всегда индивидуалистические, свободные, децентрализованные. Это второе деление, само по себе очень ценное, не связано с первым делением Спенсера. Здесь оно для нас не интересно. Из этой цитаты мы видим, что Спенсер за основу своей классификации берет морфологический признак, а именно: сложность строения общества. Отсюда, естественный вывод, что классификация обществ «должна начаться с обществ первого, т. е. самопростейшего порядка»59 и восходить ко все более усложняющимся обществам. Спенсер так и поступает и дает таблицы: 1) «простых обществ», 2) «сложных», 3) «вдвойне сложных» и 4) «втройне сложных» *°. Та же мысль лежит в основе классификации Дюркгейма. «Мы должны выбрать для нашей классификации особенно существенные признаки... Не трудно догадаться, в каком направлении надо искать характеристические особенности социальных типов. Мы знаем, что общества состоят из присоединенных друг к другу частей. T. к. природа всякой результирующей неизбежно зависит от природы, числа и способа сочетания составных элементов, то, очевидно, эти признаки мы и должны взять за основание.. Таь как они относятся к разряду морфологических, то мож! о было бы назвать „Социальной морфологией" ту часть социологии, которая имеет целью установить и классифицировать социальные типы». «Спенсер прекрасно понял,— пишет далее Дюркгейм,— что для правильной классификации социальных типов не мо- жет быть других оснований». Сообразно с этим Дюркгейм предлагает следующую классификацию социальных групп, представляющую видоизмененную таблицу Г. Спенсера: 1) простое общество — орда как агрегат, «не содержащий в себе других, еще более простых обществ, состоящий из одного только сегмента... и распадающийся непосредственно на индивидов»61. «Раз установлено понятие об орде или обществе с единым сегментом, то у нас есть точка опоры, необходимая для того, чтобы построить полную лестницу социальных типов. Следует различать столько же основных типов, сколько существует способов соединения орд при образовании из них новых обществ и сколько способов соединения друг с другом существует для этих образовавшихся из орд обществ. Прежде всего встречаются агрегаты, образовавшиеся простым слиянием орд или кланов. Эти последние просто присоединены друг к другу, как индивиды орды». Таковы, напр., арх или кабильская триба. Такие общества могут быть названы «простыми полисегментарными» обществами. Общества, составленные из соединения последних, будут «сложными полисегментарными — простыми» обществами (напр., ирокезский союз, образованный из кабильских триб, римские трибы, из соединения которых возникла римская гражданская община и т. д.). «Дальнейший вид представляют двойные — сложные полисегментарные общества, которые получаются от присоединения или смешения нескольких простых сложных полисегментарных обществ. Таковы: гражданская община — агрегат триб, которые сами суть агрегаты курий, разлагающиеся, в свою очередь, на роды (gentes) и кланы; такова германская триба, с ее графствами, подразделяющимися на сотни, которые, в свою очередь, имеют последней единицей клан, сделавшийся селом». Теперь понятно будет соответствующее правило, даваемое Дюркгеймом. «Следует начать с деления обществ по степени представленной ими сложности, принимая за основу совершенно простое общество с одним сегментом; в пределах установленных делений надо различать отдельные разновидности в зависимости от того, имеет ли место или нет полное сращение первоначальных сегментов»62. Таков набросок классификации обществ, даваемый Дюркгеймом.
58 Спенсер. Осн. соц., т. I, 343. 59 Спенсер. Ibid., 343. 60 Спенсер. Ibid., 343—347. Дюркгейм. Метод социологии, 127—129. Дюркгейм. Ibid., 130—133.
Таковы в своих суммарных чертах «морфологические» классификации социальных групп. Спрашивается: приемлемы ли они? Можем ли мы сказать, что эти классификации представляют искомое разрешение проблемы систематики социальных групп! Так как мы выше высказались в пользу анатомо-морфологической классификации, то, казалось бы, наш ответ на эти вопросы должен быть положительный. Однако он будет иным; он гласит: общий путь, по которому идут Спенсер и Дюркгейм, при решении обсуждаемой проблемы намечен правильно, но конкретные результаты, которые они дают, малоудовлетворительны. Постараюсь показать, в чем здесь дело. Спенсер, как и Дюркгейм, кладут в основу деления принцип сложности строения общества и идут от простых обществ к более и более сложным. Спрашивается: каков же их критерий сложности! Не скрыт ли здесь уже тот или иной недочет, ведущий к ряду последующих ошибок и неудач? Ответ приходится дать положительный. Во-первых, само понятие простого общества у Спенсера совершенно неопределенно. Это он признает и сам: «мы не можем сказать с точностью, во всех случаях, что именно составляет простое общество, потому что общества, подобно всем другим продуктам развития, представляют множество переходных ступеней, не допускающих резких разделений»63... Поставленный в безвыходное положение такими условиями, Спенсер, в конце концов, дает признак простоты и сложности. Но этот признак, как сейчас увидим, односторонен и недостаточен. Вот он. «Ввиду всех усложняющих обстоятельств, нам остается открытым только один путь, состоящий в том, чтобы считать простым такое общество, которое образует единое действующее целое, не подчиненное никакому другому целому, и части которого кооперируют друг с другом, под управлением общего регулятивного центра или без вмешательства такового, для достижения некоторых общих целей» 64. Как видно отсюда и как следует из контекста, признаком простоты или сложности общества Спенсер берет исключительно признак политической группировки или государственной организации группы: если во главе группы стоит 63 Спенсер. Осн. соц., т. I, 343. «Спенсер не только не дает определения 64 Спенсер. Ibid., 343—344. одно правительство или его нет и нет следов других правительств, группа простая. Если же есть следы других правительств, если «главы или правители отдельных простых групп оказываются подчиненными некоторому общему главе» (Ibid. стр. 345),—группа сложная. Если такие группы, в свою очередь, подчинены общему правительству более высокого порядка, мы получаем вдвойне сложные общества. Если сделаем еще шаг в том же направлении, мы получаем группы втройне сложные, т. е. «большие цивилизованные нации» 65. Прием Спенсера весьма неудачен. Неудачен, во-первых, потому, что избранный им критерий недостаточен даже для определения сложности политической организации группы. Согласно этому критерию выходило бы, что союз государств (конфедерация, федерация, союзное государство и т. п.) всегда является более высоким и сложным обществом, чем государство единое. Поэтому Московскую Русь в первые годы собирания Руси, когда удельные князья еще сохраняли тень власти, мы должны были бы считать более сложным обществом не только по сравнению с удельною Русью, но и с Россией 19 столетия, где существовало только единое правительство и не было никаких других. Германскую Империю, как союзное государство, или Австро-Венгрию, как тип реальной унии, мы должны были бы считать более сложным, а следовательно, более высоким обществом, чем Англию, Францию, Бельгию и др. единые и простые государства. Мало того, чем пестрее и разнороднее состав государства, тем оно должно было бы быть выше и сложнее. Империя Александра Македонского, власть которого была высшей властью для ряда народов и государств, власть которых, в свою очередь, была высшей для ряда групп, подчиненных им, а власть этих групп, в свою очередь, была высшей для ряда подгрупп, из которых они состояли, такая империя, согласно Спенсеру, должна быть признана втройне и вчетверо сложным обществом, более сложным и высшим, чем, напр., современная Бельгия, Швеция и Норвегия, Голландия и Дания. Между тем и по степени социальной дифференциации, и по степени культурности, «высоты» и т. д. едва ли может быть спор о том, что эти последние государства по строению населения и по культуре гораздо сложнее 65 Спенсер. Ibid., 345—347. и выше монархии Александра Македонского или многоэтажных по власти и разношерстных по частям восточных деспотий. Затем, чтобы определить по Спенсеру степень сложности той или иной группы, нужно было бы вычислить: сколько отдельных групп сливалось друг с другом и сколько раз — задача невыполнимая по существу и невозможная в силу неопределенности понятия простого общества. Если два или несколько родов сливаются в один, мы получаем сложное общество. Но то же получается, если сливаются в одно два или несколько единых государств (напр., Штаты Америки или государства, образовавшие Германскую Империю), ибо тут и там они были «едиными целыми, не подчиненными другим целым, части которых кооперировали друг с другом под управлением общего регулятивного центра». Это значило бы, что кабильскую трибу—с одной стороны, Германию и Соединенные Штаты Америки — с другой, мы должны были бы отнести к одной группе. Можно себе представить, что за систематика групп получилась бы у нас в итоге. Словом, признак Спенсера негоден даже для определения сложности политической организации группы. Он вдвойне негоден для определения строения всей группы, для характеристики ее анатоmo-морфологического состава. Если бы критерий Спенсера и мог служить правильным мерилом сложности политико-государственной организации группы, то и тогда он был бы недостаточен. Он был бы достаточен лишь тогда, когда группировка населения исчерпывалась бы одной политико-государственной группировкой, когда кроме нее не было бы никаких других линий социальной дифференциации. Мы видели, однако, что дело обстоит наоборот; что в любом населении существует ряд элементарных и кумулятивных группировок, не сводимых друг на друга и не исчерпывающихся государственно-политической группировкой. Отсюда ясно, что анатомо-морфологическая классификация групп, учитывающая только одну государственно-политическую структуру группы, по этому самому уже недостаточна: она не дает представления об остальных линиях группировки «общества», о всех остальных его расслоениях и составных группах. Она похожа на систематику растений, которая все растения классифицировала бы только по строению листьев или тычинок и целиком игнорировала бы остальные части растения — стебель, корень и т. д. Такая систематика растений отошла в область прошлого. Современная систематика ботаников «принимает во внимание все части растения»66. Не иначе должна поступать и систематика социальных групп. Две группы могут иметь сходную степень сложности и характер организации власти—и тем не менее во всех остальных отношениях резко различаться друг от друга. И древние Афины, и современная Франция, и Швейцария — республики, но они весьма различны по строению и по своей индивидуальности. И Англия, и Италия—конституционно-парламентарные государства, но из этого не следует, что они однородны в других отношениях. Сложные государства мы находим и в античном мире, и в средние века, и в наше время, но было бы нелепостью на основании этого сходного признака относить их к одной группе и считать тождественными по составу и строению. Мудрено ли, что при таких приемах Спенсер принужден был отнести к одной группе такие несоизмеримые и разнороднейшие общества, как: «Древняя Мексика, Ассирийская империя, Египетская империя, Римская империя, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Россия»67; мудрено ли, что в его классификации, как правильно говорит Дюркгейм, «странным образом сближаются общества наиболее несходные: греки времен Гомера ставятся рядом с ленниками X столетия и ниже бехуанов, зулусов и фиджийцев; афинский союз рядом с французскими ленами ХГГГ столетия, ниже ирокезов и арауканов»68. Эти замечания достаточны, чтобы признать классификацию Спенсера неудачной и чтобы объяснить, в чем кроется источник неудачи Спенсера. Возражения против теории последнего с соответственными изменениями применимы и к теории Дюрк-гейма. Дюркгейм, в отличие от Спенсера, дает ясное понятие простого общества. Таковым оказывается односег-ментная группа, распадающаяся прямо на индивидов,— орда. Получив простое общество, Дюркгейм в дальнейшем, подобно Спенсеру, производит усложнение 66 Веттштейн. Op. cit., I, 20. ^ Спенсер. Ibid., 346. Дюркгейм. Метод социологии. 129; Спенсер. Ibid., 345—346. См. также критику теории Спенсера у Steinmetz'a. Op. cit., 90—91. арифметическим путем: два или большее число соединившихся сегментов дают у него простое полисегментарное общество; два или большее число сросшихся простых полисегментарных обществ дают сложное полисегментарное общество и т. д. Прием на бумаге простой и складный, на деле мало применимый. Прежде всего можно с достоверностью утверждать, что простого общества — орды — в Дюркгеймовском смысле нет и не было. По крайней мере, таковое наукой не констатировано. Самые примитивные общества, вроде тотемических групп австралийцев, вовсе не представляют обществ, распадающихся прямо на индивидов, без всякой внутренней дифференциации. Таковая имеется и даже не одна: я говорю о расслоении их на половые и возрастные группы, с одной стороны, с другой — на связанное с ними расслоение группы на привилегированных мужчин и обделенных женщин, на полноправных взрослых членов группы и бесправных детей и неполновозрастных. К этой дифференциации присоединяется выделение из остальных членов группы шамана или чародея и военного вождя69, с одной стороны, с другой — наличность в пределах группы более тесных соединений семейно-полового характера (пуналуальные и др. брачные союзы). Как видно отсюда, первобытная группа вовсе не является «односегментной», недифференцированной массой, а в ней мы находим ряд сегментов или более тесных группировок (возрастную, семейно-половую, половую, объемно-правовую); она, вопреки Дюркгейму, распадается не прямо на индивидов, а на ряд промежуточных групп или сегментов. При таких условиях — простое общество Дюркгейма становится чисто гипотетическим, что отчасти должен признать и он сам70. Далее, его простое общество оказывается обществом сложным, распадающимся на несколько элементарных и кумулятивных групп. Эта сложность будет еще рельефнее, если учесть семейно-брачные группы, находящиеся в составе такого общества. При таких условиях теряется всякая точность Дюркгеймовского понятия «простого 69 См. подробное описание тотемических групп в цитир. работах 70 Дюркгейм. Метод, 130. «Раз установлено понятие об орде — за что бы 71 См. об этом у Steinmetz'a. Op. cit., 91 и ел. общества», а тем самым падает и все его дальнейшее построение. Раз «простое общество» оказывается полисегментарным, то теряется различие между первым и вторым. Раз понятие полисегментарного общества становится неопределенным, то теряется различие между простыми и сложными полисегментарными обществами. Мы лишаемся «ариадниной нити», которая позволяла бы нам расчленять на пласты сложные группы и определять степень их сложности. Легко видеть, в чем источник таких ошибок. Он в том же, в чем был и для Спенсера: в учете только политической организации общества без учета остальных группировок, отличных от первой, в вольной или невольной односторонности, видящей только государственно-политическую группировку и не желающей видеть остальные линии дифференциации. Систематика Дюркгейма — та же ботаническая систематика, учитывающая только листья или тычинки и не желающая знать о стебле и корнях. Естественно, что такая систематика не в состоянии дать нам верное представление о строении «общества», а тем более правильно классифицировать по признакам строения социальные группы. И если бы Дюркгейм, подобно Спенсеру, попытался конкретизировать свои положения, он пришел бы к тем же абсурдным результатам; подобно Спенсеру ему пришлось бы в одну группу отнести: Древнюю Мексику и Ассиро-Вавилонскую деспотию—с одной стороны, современную Англию и Францию —с другой72. Из этих замечаний ясно, почему мы признали морфологические классификации Спенсера и Дюркгейма неудачными. Значит ли это, что какая бы то ни было анатомо-морфологическая систематика обречена на неудачу? Я не думаю этого. Выше я указал роль и значение анатомо-морфологических признаков в систематике животных и растений; указано было также, что дедуктивно можно предполагать, что никакая систематика социальных групп, не учитывающая признаков строения населения, не может рассчитывать на успех. Анализ теорий Спенсера и Дюркгейма показал нам неудачность конкретного осуществления правильного задания, а не ошибочность самого задания. 72 См. ряд критических замечаний о Дюркгейме у Somlà. Op. cit., 28 и ел. Теперь попытаемся подтвердить эти «векселя» конкретной схемой анатомо-морфологической классификации сложных социальных агрегатов. Для ясности сразу же расчленим нашу задачу. Раз мы собираемся дать анатомо-морфологическую систематику сложных социальных агрегатов и настаиваем на ее возможности и важности, то должны показать: 1) что мы разумеем под анатомо-морфологическим строением социальной группы и какие признаки считаем точно и полно определяющими это строение; 2) каким образом, на основании этих признаков, считаем мы возможным и необходимым систематизировать и классифицировать «общества»; 3) почему такую классификацию мы считаем необходимой, удобной и научно важной. Отвечаю на эти вопросы. После всего развитого выше решение первого вопроса не представляет для нас затруднений. Оно гласит: состав и строение любого населения как сложного социального агрегата будет определено, когда будет исследовано: I) на какие элементарные группировки оно распадается и какова каждая из них in concreto; 2) какие кумулятивные группы в его среде имеются: а) двойные, тройные, четверные и т. д. и какие именно; Ь) какие из них являются кумуляциями нормальными и какие ненормальными; с) какие из кумуляции солидарны и какие антагонистичны; d) какие из них открытые и какие закрытые; е) какие из имеющихся кумуляции типичны; f) которые из них наиболее могущественны? Для полноты характеристики агрегата целесообразно более подробно изучить степень закрытости или открытости каждой группы: а) насколько она закрыта или открыта! Ь) насколько интенсивна циркуляция индивидов из группы в группу; с) в каких пределах колеблются объемы (число членов) каждой из существующих групп и с какой быстротой! d) исчезают ли некоторые*из них и появляются ли новые? Как велика быстрота таких вариаций! (См. об этом ниже, гл. о «социальных перегруппировках».) Исследовав агрегат с этих точек зрения, мы получаем полное представление не только о его анатомо-морфологическом строении, но и о его равновесии, формах последнего, о степени «эластичности» или «закостенелости» строения социального тела, наконец, о его физиологии. Date: 2015-09-19; view: 316; Нарушение авторских прав |