Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алхимическое состояние социальных наук в вопросах структурального анализаСтр 1 из 43Следующая ⇒
Из очерченной выше теории элементарных и кумулятивных социальных групп следует, что по своему составу социальные группы как коллективные единства весьма разнообразны и многочисленны. Нет никакой возможности свести их к небольшому числу социальных соединений. Второй вывод из развитых положений тот, что для определения той или иной сложной группы необходимо и достаточно ответить на вопросы: 1) из кумуляции каких элементарных группировок составлена изучаемая группа (представляет ли.она кумулятивную группу: двойную, тройную и т. д. и какую именно); 2) является ли она кумулятивной группой закрытой, открытой или промежуточной; 3) представляет ли она кумулятивную группу нормальную или ненормальную; 4) является ли она кумулятивной группой солидарной, антагонистической или нейтральной; 5) типична она или не типична для данной страны и эпохи. Ответив на эти вопросы, мы получим точную и определенную характеристику природы данной группы, ее состава, характера, содержания. Иными словами, решение этих вопросов дает нам ясную формулу «химического состава» данного коллектива. Систематическое применение данной схемы при структуральном анализе групп позволяет, с одной стороны, ввести большую точность, стройность и определенность в номенклатуру социальных групп, с другой—создать научную классификацию социальных соединений или социальных групп, с третьей — покончить с тем хаосом и полной неразберихой, которые царствуют в социологии и в общественных науках в области названий и систематики сложных коллективов. В этом отношении современные общественные науки представляют поистине печальное зрелище. В работах и историков, и юристов, и социологов, и экономистов, и этнографов постоянно фигурирует множество групповых терминов, смысл и содержание которых или неизвестны, или каждым понимаются по-своему, или толкуются вкривь и вкось. И такое явление наблюдается не в отношении каких-нибудь второстепенных групп, а в отношении групп основных, кардинальных. В итоге все построения исследователей неизбежно оказываются неопределенными и неясными; структура группы — неизвестной; механизм взаимоотношений групп и механизм общественных процессов — нераскрытыми. Чтобы не быть голословным обвинителем, постараюсь сейчас подтвердить это обвинение на нескольких весьма красноречивых примерах, в частности, на анализе понятия «национальности» и «класса». Этот анализ воочию покажет: алхимическое состояние общественных наук в вопросах структурального анализа, раз; необходимость покончить с таким состоянием, два; плодотворность развиваемого нами метода и теории, три; химический состав и строение этих групп, четыре; детальнее вскроет перед читателем «сущность» очерченных положений, пять. Этих мотивов достаточно, чтобы объяснить и «оправдать» введение данного параграфа в курс «системы социологии». Обратимся теперь к подтверждению наших обвинительных пунктов. Трудно найти работу по общественным наукам, в которой не употреблялись бы термины: «народ», «племя», «род», «тотем», «сословие», «нация», «культурная или цивилизованная группа», «национальность», «класс» и т. п., не говоря уже о термине «общество». Они постоянно фигурируют как нечто вполне ясное, вполне определенное, значение которых всем известно и даже не возбуждает вопроса. Между тем — и это, вероятно, удивит многих, — все эти термины и обозначаемые ими,группы представляют сплошной икс, или нечто столь неопределенное и туманное, что о научности их едва ли может итти речь. Что такое «Парод»! Какая это группа? Каков ее состав? Каковы ее характерные черты? Говоря нашей терминологией, мы спрашиваем: элементарная ли это или кумулятивная группа? Если элементарная, то какая? Если кумулятивная, то из кумуляции каких группировок она составлена? Открытая она или закрытая, нормальная или нет, солидарная или антагонистическая? Типичная или не типичная? Стоит поставить эти вопросы,чтобы сразу же «огорошить» многих. Большинство исследователей (не говоря уже о житейской терминологии) пользовалось и пользуется термином «народ» как чем-то само собой разумеющимся. Государствоведы часто само государство определяют с помощью «народа». Историки пишут историю различных «народов». В общежитии постоянно говорят, напр., о «русском народе», об «американском народе» и т. д. Между тем у большинства исследователей мы напрасно стали бы искать ответов на поставленные вопросы, касающиеся состава «народа» как социальной группы. А для точности эти ответы необходимы. Что, напр., следует разуметь под «русским народом»? Следует ли под ним разуметь всех подданных России (т. е. элементарную государственную группу52), и черемисов24*, и татар, и украинцев и самоедов? Если так, то, очевидно, ни черемисы, ни татары, ни киргизы не представляют отдельных «народов». А если они не являются «народами», то что же это за группы? Каким терином следует их окрестить? Если же под «русским народом» следует разуметь не всех подданных России, а только «русских», «великороссов», то встают вопросы: какую социальную группу представляют собой великороссы как «шфод»? Элементарную, кумулятивную и какую именно? Короче, каков состав социальной группы, называемой «народом»? Увы! на эти вопросы мы напрасно стали бы искать ответа у большинства лиц, оперирующих термином «народ». Больше того, одни и те же лица употребляют его 52 Так и понимают этот термин одни из государствоведов. «Народом масса становится лишь посредством объединяющей ее организации»,—читаем мы у Еллинека. Право Совр. Гос-ва, 91. Но какой организации—ответа нет. Другие поступают проще, не давая никаких пояснений «народа». См.: Лазаревский. Русс. Гос. право, 46. Третьи ограничиваются положениями мало содержательными и темными вроде: «народ представляет некоторый самодовлеющий социальный организм». Темно и не ясно. См.: Магазинер. Лекции по госуд. праву, 14. Четвертые, как Дюги, конструируют народ как кумулятивную группу, составленную из кумуляции ряда группировок: госуд., pat., язык., религ., присоединяя общность традиций, потребностей и стремлений, но такую кумуляцию считают только примерной. См.: Дюги. Констит. право, 102—104. в различных и часто противоположных значениях: то в значении подданных одного государства (в значении элемент, госуд. группы), то в значении группы языковой (черемисский, татарский, латышский, зырянский, англосаксонский, негритянский, венгерский и др. «народы»), то в значении группы кумулятивной того или иного состава, часто различного у одного и того же автора53. Словом, «народ» — кардинальный термин истории и общественных наук—представляет кляксу, содержание которой или неведомо, или разно понимается разными авторами, или разно понимается одним и тем же автором. Рядом с народом постоянно употребляется термин «племя». Что такое «племя»! Что это за группа, элементарная, кумулятивная и какая именно? Поставьте эти вопросы и поищите у историков и других обществоведов формулу племени—и у большинства вы не найдете ничего, или найдете нечто совершенно неопределенное, или не только неопределенное, но разно-и-противоречивое, часто у одного и того же автора54. Нам говорят, например, о «территориально-племенном 'обществе». Но следует ли разуметь под ним элементарную территориальную группу в указанном 53 Примеров такого совершенно различного содержания, вкладываемо 54 Напр., в «Лекциях» С. Ф. Платонова термин «племя» применяется Племя же составляют и арийцы вообще; племенем называются выше смысле, или группу кумулятивную и какую именно (территориально+государственную, территориально+языковую, или еще более сложную, напр., территориально+государственно+языковую, или территориально +расово+языково+религиозную и т. п.), мы напрасно стали бы искать ответа. Такие вопросы обычно даже не ставятся или в лучшем случае ad hoc бросается два-три штриха и тем дело ограничивается 55. Легко понять, что при таких условиях понятие «племени» превращается в туманное пятно, неизвестно что означающее. А потому и все разговоры о «племени», «племенной связи» (как в указанной цитате из курса С. Ф. Платонова) и т. д.— все становится неопределенным, неведомо что означающим и неизвестно что характеризующим... Очевидно, что такие операции и построения не могут считаться научными. Рядом с племенем обычно употребляется «род» как социальная группа sui generis. Говорят о" роде, «родовой связи», «родовом обществе», «родовом укладе», часто противополагают «род» «племени», «тотемической группе» и т. д. Если «племя» и «народ» кажутся относительно неопределенными, то' «род» для многих — понятие вполне ясное. Но, увы! Так кажется только с первого взгляда. При большем знакомстве с «родом» дело меняется. Вместо критики я могу предоставить слово M, M. Ковалевскому— человеку много поработавшему в этой области. Цитата из его социологии сделает мою критику ненужной. Вот она. «Вероятно, я удивлю многих из моих читателей следующим заявлением: вопрос о происхождении рода и его первоначальном характере принадлежит к числу открытых, т. е. таких, которые еще ожидают решения. Как! скажут мне, разве не установлено, что род—это агломерат лиц, происходящих от одного родоначальника... Да, таково именно ходячее понятие. Его можно встретить в большинстве сочинений по истории литовцы и их ветви: жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и т. д. Словом, все группы составляли племя. Не слишком ли много «племен» и не обозначаются ли одним термином совершенно разнородные группы? (напр., с одной стороны, арийская группа вся, с другой—кривичи и ятвяги). См.: Лекции, 48—56 и др. 55 Что, напр., представляли из себя по своему составу группы, называемые «племенами»: «кривичей», «полян», «древлян», «веси», «мери», «чуди»—-единому богу ведомо. То же применимо и ко всем «племенам». права. Оно без дальнейших комментариев попало в те толстые и запутанные руководства, в которых под именем энциклопедии законоведения резюмируется вся гипотетическая часть нашей науки»56. Весьма часто говорят о группах, принадлежащих к одному типу культуры или цивилизации, соответственно с этим выделяют «народы различной культуры и цивилизации», особую группировку «по характеру цивилизации» и т. д.57 Легко понять, что и такие группы в силу неопределенности и различного понимания этих терминов представляют группы мало определенные и нечеткие. Даже там, где авторы пытаются точно определить понятие группы по характеру цивилизации, и там, благодаря неразличению ими элементарных и кумулятивных групп, получается определение, далекое от ясности. Примером таких определений (не говоря уже о неясном понятии «зон культуры» Ратцеля) может служить определение Дюркгейма и Мосса, выдвинувших его не так давно. Государственные, хорошо очерченные группы, имеющие определенную территорию и т. д., говорят они, не представляют единственную и высшую форму социальной группировки. Рядом с ними была и есть группировка иная, не сливающаяся с первой, пересекающая ее и выходящая за пределы государственных границ. Она живет своей, над- и внегосударственной жизнью. Таковы социальные группы, говорящие одним языком, имеющие одинаковые учреждения (напр., матриархат, тотемизм и т. д.), одинаковую религию, однородную технику и т. д. Политически каждая из таких групп может принадлежать к разным государствам, по цивилизации же она составляет единое целое, одну группу. Такая группировка по цивилизации «существует не в качестве изолированных фактов, а в качестве сложной и солидарной системы; не будучи ограниченной пределами определенного политического организма, она вместе с тем оказывается локализованной во времени и в пространстве. Такой системе фактов, имеющей свое единство, свою форму бытия, надлежит иметь и свое имя: таким именем всего лучше будет имя цивилизации». Соответственная группировка населения будет группировкой по характеру цивилизации, представляющей «вид моральной среды, в которую погружено известное число наций; частной ее формой будет всякая цивилизация»58. Дюркгейм и Мосс по сравнению с совершенно неясными понятиями «цивилизации» дают относительно более определенное ее понятие и понятие соответственной группы. Но они делают только первый шаг, не делая дальнейших. Из их определения мы видим, что группу по характеру цивилизации они конструируют как кумулятивную (языковую+религиозную и т. д.). Но они не дают точного ответа на вопрос: из каких же именно элементарных групп составляется кумулятивная «цивилизованная группа» определенного типа? Перечень их начат, но не докончен. Ответ «смазан». Анализ не завершен. Очевидно, далеко не одинаковыми будут группы, представляющие кумуляцию группировок: в одном случае: языковой+ религиозной, в другом — семейной+ идеологической+религиозной, в третьем: языковой+расовой+ профессиональной и т. д. Неопределенность формулы авторов дает возможность все эти разнородные сложные группы назвать группировкой по характеру цивилизации, т. е. называть одним термином совершенно разнородные явления. Прием, очевидно, недопустимый в науке и ведущий к ряду ошибок. В итоге — все построение падает и не может быть признано удачным. Из этих примеров ясно хаотическое состояние социальных наук в интересующем нас отношении. Мы видим, что самые «ходовые» термины лишены точного содержания; мы видим, что наука оперирует неизвестными величинами, выдавая их за известные; нетрудно понять отсюда, что и построения, воздвигнутые на этих иксах, неизбежно должны оказаться зданиями, сооруженными на песке. В этом мы еще более убедимся при анализе «национальности» и «класса». А пока сказанное заставляет притти к двум выводам: 1) ввиду полной ненаучности традиционных терминов, обозначающих различные социальные группы, нужно или выбросить за борт науки все эти термины, или условиться об их точном содержании. 2) В первом случае они вполне могут быть заменены на основе развитой теории употребляемыми нами терминами (группы элементарные, кумулятивные, их дальнейшие подразделения); во втором, для придания
56 Ковалевский. Социология, т. II, 91 и ел. 57 См. материал у Лаврова. Цивилизация и дикие племена. СПб., 1904. 1 58 Durkheim et Mauss. Civilisation et types de civilisation. L'année sociolog, § t. XII, 46—50. «народу», «роду» и др. традиционным терминам определенности неизбежно будет в той или иной форме итти тем же путем, каким шли и мы; если не в деталях, то в принципах различать группы, выделенные нами (прежде всего элементарные и кумулятивные), их виды, подвиды и свойства, т. е. по существу расстаться с беззаботными операциями над неведомыми иксами и заняться более научной работой. Иного пути для научного прогресса в области структурального анализа групп мы не видим. Указываемый же нами путь, хотя и труден, но способен дать большие результаты. И тот, и другой вывод говорят о необходимости разлуки со старыми традициями и о необходимости перехода на новые научные рельсы, основная линия которых развита в данной работе. Для большей убедительности сказанного перейдем теперь к анализу «национальности» и «класса». Он в своем роде будет поучительным. Date: 2015-09-19; view: 396; Нарушение авторских прав |