Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое национальность (Анализ того, что называется национальностью)
О национальности, особенно в последние годы, трубят на всех улицах и перекрестках. Но что разумеется под ней — знают очень немногие. А те, кто знают, не согласны друг с другом, а если и согласны и пытаются дать точное ее определение,— никак не могут удовлетворительно решить свою задачу. Их определения или расплывчаты или негодны. «Нация—как Протей, который ускользает между пальцами всякий раз, когда мы хотим его схватить»,—так характеризует положение дела К. Каутский59. Для подтверждения сказанного сделаем беглый обзор главнейших теорий национальности. Начнем с той категории теоретиков национальности, которые говорят, быть может, и верное, но никому не понятное. Что же они понимают под национальностью? А вот что... «Всякое национальное бытие... в своих последних пределах должно мыслиться одним из многочисленных проявлений абсолютного». «Мы должны понимать эту войну не как войну против национального духа 59 См.: Каутский. Национальные проблемы. 1918, 17. 346 нашего противника, а как войну против злого духа, овладевшего национальным сознанием!ермании», и исказившего «метафизическую основу» немецкой национальности... Такую «болтовню» я не понимаю. Впрочем, я понимаю одно, что в эти фразы можно всунуть любое содержание. Так пишут философы (Франк). А вот и другой пример из П. Струве. Национальность—это «существо мистическое», «сверхразумное и внеразумное». Или национализм представляет... деятельное отрицание (Св. Софии). А «София» — это «тот мир вечных идей или первообразов, которые были положены Богом в основу творения»; это — «тварь в современной и окончательной форме, тварь — как она должна быть в вечности, тварь—какой ее хочет Бог» (E. Трубецкой). Вот еще пример: национальность—это «своеобразная материальная субстанция, обладающая таинственной силой создавать из себя общность национального характера» (Блунчли). В этом же роде пишут Гегель, Аксаков и др. «Нация—рационально неопределима. В этом идея нации имеет аналогию с идеей церкви» (Бердяев). Не буду больше приводить примеров. Процитированное достаточно говорит за себя тем, кто в суждениях и в словах привык искать смысла. Посмотрим теперь, что говорят те, которые не тонут в фразах и слова которых понять нетрудно. Публицисты, ученые и теоретики этого класса вполне правильно в нации или в национальности видят не метафизический принцип, не какую-то таинственную «вне и сверхразумную сущность», а группу или союз людей, обладающих теми или иными признаками, иначе говоря, объединенных той или иной связью. Каковы же, спрашивается, эти признаки? Рассмотрим бегло выдвигавшиеся принципы. а) Одним из таких признаков, по мнению многих лиц, является «единство крови», или иначе, единство расы. Корни этой теории уходят далеко в прошлое. В ней повинны многие ученые, начиная с языковедов, вроде Ф. Боппа, и кончая сторонниками графа Тобино: Аммона, Лапужа, Вольтмана, Реймера и лицами вроде историка Трейчке и его ученика генерала Бернгарди. Указываемый признак единства крови и единства расы, как критерий национальности, решительно негоден. Когда мы говорим: «Иванов и Петров — одной национальности», то, конечно, не потому, что мы исследовали химический состав их крови, установили черепные показатели того и другого, изгиб носа, разрез глаз и т. д., а по каким-то иным основаниям, ничего общего не имеющим с теорией единства расы. Это раз. Во-вторых, если бы дело обстояло так, то мы имели бы не национальную группировку, а расовую. В-третьих, на этом основании нельзя было бы говорить об американской и английской нации, ибо по расе они однородны. И обратно, следовало бы говорить о чернокожей, белокожей, длинноголовой или круглоголовой национальности, чего эти теоретики не делают. Ь) Многие исследователи (в том числе и Каутский)60 видят отличительный признак национальности в единстве языка. Люди, говорящие одним языком, принадлежат к одной национальности, таково основное положение этого течения. Данная теория национальности едва ли не самая популярная и самая распространенная. Однако от этого она не становится еще истинной. Если бы дело обстояло так, то национальность совпадала бы с языковой группировкой; в этом случае лучше было бы ее так и называть. Если бы, далее, язык был таким решающим признаком, то тех лиц (а таковых немало), которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными, а след., венгерцы, владеющие венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя венгерской национальностью. То же относилось бы и ко всем «многоязычным» лицам и народам. Во-вторых, люди, обычно принадлежащие к различным нациям61, напр., англичане и американцы, раз они говорят на английском языке, должны были бы составить тогда английскую нацию: американской нации, как не обладающей собственным языком, тогда не могло бы быть. И обратно: туринец, сицилиец и миланец не могли бы принадлежать к одной итальянской нации, т. к. их говоры весьма далеки друг от друга. В-третьих, если даже и принять этот признак, то мы не избавляемся этим от целого ряда противоречий и сомнений. Первое сомнение гласило бы: насколько расходящимися должны быть языки или наречия, чтобы язык, а соответственно и народ, говорящий им, могли быть 60 См.: Каутский. Op. cit., 25 и ел. 61 В дальнейшем автор употребляет термины: «нация и националь-
~ИГ\Г"ТТ-.\\ B-QIi" Trf'VarTTtfV*TTlc»ÏTtnLT» 25* признанными в качестве самостоятельных национальных единиц? Если это расхождение должно быть основным, тогда пришлось бы признать, напр., национальностью только славянство, и объединить в эту национальность такие группы, как великороссы, малороссы, поляки, сербы, болгары, русины и т. д. Каждый из этих народов в отдельности не мог бы составить национальность, ибо языки их более или менее близки. То же нужно было бы сказать и о французах, итальянцах и румынах, как единицах, говорящих на языках родственных. И они порознь тогда не могли бы называться нацией и национальностью, а должны были бы составить одну «романскую» национальность. В итоге мы получаем картину, решительно расходящуюся с обычным пониманием этого термина. Если же это различие языков должно быть незначительным, то мы попадаем в новую крайность. Почему тогда это различие не уменьшить и вместо русского, польского, украинского языков или наречий не считать таким достаточным различием простое отличие говоров. Логических препятствий для этого нет. Тогда вместо русской, польской и украинской национальности из одной великорусской народности выкроились бы нижегородская, ярославская, московская, вологодская и др. национальности. Термин «язык» не есть нечто абсолютно определенное и сплошь и рядом подменяется терминами «наречие», а иногда и «говор». Как видим, и здесь нет спасения. Наконец, если бы все дело было в языке, то едва ли можно было бы говорить о русской национальности или о национальности бельгийской или английской. Поляк, малоросс, еврей, черемисе, калмык, вотяк, молдаванин и т. д. в этом случае не могли бы говорить о «русском патриотизме»,; о «русском отечестве», считать себя по национальности «русскими» и наклеивать на себя значок «России», как того единства, к которому они себя относят. То же относится к Англии или Бельгии, в состав которых входят народы, говорящие на самых различных языках. А между тем в речах и статьях текущего момента говорится именно и главным образом не о черемисском, вотяцком или калмыцком патриотизме и национальности, а именно о русской, не о валлонской или фламандской,, а о бельгийской и т. д. Эти краткие штрихи показывают, что на почве одного языка национальность или сольется с языковой группой или представит из себя нечто совершенно неопределенное, раз языковой признак, взятый в основу, не будет логически проводиться. с) То же можно сказать и о всех других признаках, выдвигавшихся в этой области. Таким признаком не может быть ни религия, ибо люди, относящие себя к одной национальности, сплошь и рядом исповедуют различную религию, и обратно, люди, принадлежащие к одной религии, сплошь и рядом являются представителями различных наций. Не является искомым признаком и общность экономических интересов, так как очень часто (если не всегда) экономические интересы русского рабочего меньше противоречат экономическим интересам немецкого пролетария, чем русского капиталиста. Не могут быть искомым признаком нации и единство правящей династии или, как указывают многие,— «единство исторических судеб». Последние — весьма изменчивы и текучи. Сегодня они объединили в одно целое греков, сербов, болгар и черногорцев против турок, а завтра те же «судьбы» разъединили союзников и сделали их врагами. Сегодня они объединили русских с союзниками, завтра—с германцами против союзников. Но может быть искомым критерием служит единство морали, права и нравов! Увы! нет! Кому же не известно, что разница между русским крестьянином и русским «барином» в этом отношении гораздо большая, чем между русским барином и «немецким» аграрием. Тогда, быть может, искомый икс заключается в единстве мировоззрения, в единстве философии! Опять-таки нет. Мировоззрение русских социал-демократов и немецких социалистов, или немецких философов и русских философов, нередко сходно, а по национальности они относят себя к различным центрам и недавно стояли во враждебных нациях. Поищем еще других признаков. Некоторые указывают на единство культуры, как на отличительную черту национальности. Но разве это «туманное пятно» не состоит как раз из тех элементов, о которых только что шла речь? Выбросьте из «культуры» язык, религию, право, нравственность, «экономику» и т. д., и от «культуры» останется пустое место. d) Есть еще одна попытка установить понятие и сущность национальности путем подчеркивания психологической природы этого явления. Национальность, говорят сторонники этой теории, это «сознание своей принадлежности к определенному политическому телу, вызываемое различными причинами—религиозными, экономическими, правовыми, единством языка, исторических традиций и т. д.63 Если вдуматься в это определение, то мы видим, что здесь центр тяжести лежит в психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе. Но ясно, что и это определение только ставит, а не решает вопрос. Пример: я, как журналист, отношу себя к определенному социальному телу—к моей редакции (группе людей), как православный—к определенной церкви (тоже группе), как «подданный» России — к русскому государству (тоже группа), как говорящий на русском, эскимосском, французском и английском языках я отношу себя ко всем лицам, говорящим на них (тоже группы), и т. д. Во всех случаях у меня налицо «сознание своей принадлежности» к той или иной группе. Которая же из них будет моей нацией? Которое из этих «сознаний» будет моим «национальным» сознанием? Какие именно интересы из перечисленных я должен считать «национальными»? В отдельности, по-видимому, ни одна из этих связей не есть национальная связь, а вместе взятые, они не покрывают друг друга и противоречат одна другой. Это определение, кроме того, тавтологично: национальность здесь определяется чрез национальное сознание. Получается idem per idem ^6*. Теория неверна. В итоге, как видим, ни одна из теорий не удовлетворяет и не знает, что такое национальность64'.
62 См. напр.: О. Бауэр. Национ. вопрос. СПб., 1909. См. критику его концепции у Каутского. Op. cit., 18 и ел. Определение Бауэра, говорит верно Каутский, или «столь общерасплывчато, что в нем нет никакого указания на то, чем собственно нация отличается от других общественных образований, или же оно просто не согласуется с фактами». 63 Напр., Лавров. Опыт истории мысли, 620; Ковалевский. Ст. в «Ис 64 Сказанное относится и ко всем тем теориям, которые определяют Еще хуже обстоит дело с теми определениями национальности, примером которых может служить следующее определение В. Brugi: национальность—это «совокупность индивидов одного и того же народа, объединенная в единое тело и сохраняющая это единство, проявляющееся в форме родины или нации» 65. Здесь и тавтология (национальность определяется чрез нацию), и ряд иксов вроде «народа», и ряд пустых фраз, вроде «единого тела». Короче — определение может служить примером, как не надо определять явление. Что же мы имеем в итоге обзора: во-первых, ряд образцов бессодержательной болтовни (дефиниции Франка, Струве, Бердяева, Блунчли, Brugi) без всякого смысла. Не будем на них останавливаться. Во-вторых, полное разноречие мнений: каждый автор дает свое определение национальности. В-третьих, одни из авторов конструируют национальность как элементарную группу, то как расовую, то как языковую, то как религиозную и т. д., т. е. указывают одну из выделенных нами элементарных групп; никакой элементарной национальной связи sui generis, отличной от очерченных выше элементарных групп, они не указывают и не могут указать. Но раз национальность отождествляется с языковой или расовой или с другой элементарной группой, тогда ее и следовало бы называть языковой или расовой группой, а не придумывать для этого термин «национальность». Это было бы точнее и правильнее. Далее, в этом случае необходимо быть последовательным: раз под национальностью разумеются, напр., языковые группы, тогда нельзя говорить о русской национальности вообще или о национальности бельгийской или американской или еврейской, или австрийской, ибо нет русского языка, а есть великорусский, отличный от украинского, черемисского и др. языков подданных России, нет бельгийского языка, а есть французский и фламандский, нет теперь еврейского языка (древнееврейский язык не употребляется), нет американского языка, а есть английский и т. д. Этой последовательности, однако, не видно у соответственных авторов. Отождествив вначале национальность с языковой труп- книг» Рубакина, т. III, 100 и ел. и в Verhandlungen des Zweiten Deutsch. Soziologentages, 1913. И тут, и там—постоянное смешение государства, родины,'национальности, народа, etc., будто это вещи однородные. 65 В. Brugi. Realta sociale e metafisica politica. Riv. ital. soc., 1911, 169— 170. пой, они, сбиваемые ходячими воззрениями, быстро забывают свое определение и в итоге начинают говорить и об американской, бельгийской и др. «национальности», не имеющих своего языка, т. е. сами себе противоречат. То же применимо к расовой теории национальности и к другим определениям, понимающим ее как элементарную группу. Ища специфически национальную связь, они ее не находят, берут вместо нее расу или языковую или государственную или религиозную группы, а затем сбиваются с исходных рельсов и кончают противоречием себе. Таковы «злоключения» этой группы теорий. В-четвертых, другие авторы конструируют национальность как группу кумулятивную. Но и данные теории неудачны: 1) они либо тавтологичны, 2) либо неопределенны, ибо не указывают, из кумуляции каких элементарных группировок состоит национальность как сложное тело; а не давая такой формулы, они в сущности не дают ничего. В-пятых, и элементарные, и кумулятивные теории национальности грешат еще одним великим грехом: они собственно не пытаются научно определить и выделить особый вид социальной группы, называемой ими национальностью, а пытаются найти определение, согласное со всеми ходячими понятиями национальности, определение, в которое укладывалось бы все то, что Ивану, Петру и Павлу угодно будет окрестить термином «национальность». Их понятие национальности определяет не столько социальную группу, сколько разные значения, придаваемые слову «национальность». Нужно ли говорить, что такая задача неразрешима, что она похожа на решение квадратуры круга. В общежитии термином «национальность» называются самые различные группы: Иван прилагает этот термин к одной группе, Павел—к другой, совершенно отличной, Петр — к третьей, Федор—к четвертой. Найти определение, согласующее все эти разные смыслы «национальности», очевидно, невозможно. И не только невозможно, но и бесполезно, ибо такое определение дало бы в лучшем случае словарь, показывающий разные значения термина «национальность», которые угодно было придать ему Ивану, Петру и всякому встречному, а такой словарь ни на йоту не познакомил бы нас с социальной реальностью; далее, такое определение было бы в корне ненаучным; элементарное правило научного метода гласит: сходные вещи следует обозначать сходными терминами или знаками, различные явления — различными; а такое «определение- 12 П. А. Сорокин, том 2 словарь» одним термином «национальность» обозначало бы ряд разнородных явлений, часто противоположных друг другу. Теоретики национальности, гипнотизируемые обычным словоупотреблением, собственно так и поступали. Отсюда их злоключения, заставлявшие одних противоречить себе, других—сравнивать нацию с неуловимым Протеем (легко ли уловить и согласовать всякий смысл, который вздумается придать национальности любому человеку), третьих — апеллировать к мистичности и т. д. Самое поверхностное наблюдение показывает, что в общежитии термином «национальность» называются социальные группы самого различного состава. В одном случае национальностью называют кумуляцию группировок А, В, С, в другом—кумуляцию A, M, N, в третьем — В, Д, К, E и т. д. (Извольте, совмещайте все такие житейские применения термина!) Так, в общежитии национальностью называются и евреи, и французы, и немцы, и татары и т. д., между тем легко видеть, что эти группы имеют далеко не одинаковый состав. «Национальность» еврейская представляет кумуляцию ряда группировок, отличную от тех, из кумуляции которых состоит «национальность» русская или французская. Основными элементарными группировками (элементарными связями), из кумуляции которых составляется «национальность» еврейская (или связи еврейской национальности), служат группировки: расовая, религиозная, местами группировка обделенных в правах (черта оседлости, etc.), местами группировка по фактической привилегированности (напр., сейчас у нас) плюс ряд других объединяющих моментов: общность исторических судеб, сходство психологического уклада, представляющего результат расового сходства и сходства социальных условий, и т. д. Для еврейской национальности не играют никакой роли группировки: территориальная, государственная и языковая (т. к. современные евреи не имели своего государства, своей территории и своего языка). Из иных элементарных группировок составлены «национальности» французская или немецкая. Если для бытия еврейской национальности не играют никакой роли или имеют весьма малое значение группировки государственная, * территориальная и языковая, то для бытия французской и немецкой национальностей эти группировки играют громадную роль: обе эти «национальности» представляют прежде всего кумуляцию группировок государственной, языковой и территориальной. Отнимите у немца или француза их язык, удалите государственную группировку (Германию и Францию) и территорию—и от той и другой национальности останется пустое место. Французская или немецкая национальность, лишенная французского или немецкого языков, не имеющая своего государства как политической группировки французов или немцев, и своей территории,—это нечто малопонятное и трудно мыслимое: Конечно, этими элементарными группировками не исчерпываются составные группировки, из кумуляции которых составляются указанные «национальности»; в число первых входят: и общность исторических судеб, и некоторая общность религии (религиозная группировка), хотя религиозная группировка для существования французской и немецкой национальностей гораздо менее важна, чем для еврейской и др., но главными группировками для французской и немецкой национальности являются языковая, территориальная и государственная. Из этих примеров видно, что элементарные группировки, из кумуляции которых составлены сложные группы евреев, французов и немцев,— не одни и те же, а разные. То же мы получим и во всех других случаях. «Национальность» татар представляет кумуляцию элементарных группировок, отличную от тех, из кумуляции которых составляется национальность английская. «Национальные связи», объединяющие в одно «национальное» целое венгров, отличны от тех, которые превращают совокупность поляков в одну сложную группу: польскую национальность и т. д.
Ограничимся сказанным. Из него видно, что именем «национальности» покрываются ряд различных, гетерогенных групп. Иными словами, существует только термин «национальность», и нет соответствующей ему определенной, однородной социальной группы. «Национальность» — такая же сборная группа для социологии, какой является группа растений, объединяемых одним термином «овощи» в ботанике, группа животных, обозначаемых в общежитии термином «дичь» — в зоологии, «бутерброд» как химический элемент — в химии. Отсюда понятным становится, почему бесплодны были попытки установления точных признаков национальности, ибо невозможно в научном определении совместить тысячи разных и часто противоречивых значений термина «национальность», придаваемых ему в общежитии. Сказанное уясняет, что эти попытки не могли и не могут получить удачное решение; они обречены на неудачу, как обречены на нее попытки систематика-зоолога, который захотел бы установить видовые признаки разношерстной совокупности животных, объединяемых в обывательский класс «дичи», или попытки систематика-ботаника, который предпринял бы установку признаков «овощей» как однородного вида растений. Фактически мы знаем, что под той и под другой группой объединены животные и растения самых различных видов, родов, семейств и т. д. Мы знаем и то, что современные ботаники и зоологи таких нелепых попыток не делают. В социологии, увы,— они еще существуют. Пора бы от них отучиться. Можно смело заверить, что они и впредь окажутся безуспешными. Элементарное правило науки гласит: одним термином следует обозначать явления тождественные. Разнородные же явления необходимо обозначать терминами различными. Отсюда вывод: раз термином «национальность» в общежитии обозначаются разнородные по своему составу кумулятивные группы, то, очевидно, такое состояние не может долее продолжаться. Оно в корне ненаучно. Выход из него может быть двоякий: или необходимо выбросить за борт науки сам термин «национальность», как совершенно испорченный, или придать этому термину определенный смысл, т. е. обозначать им кумулятивные группы определенного состава. И тот, и другой выход одинаково законны. Чаще всего термином «национальность» покрываются кумулятивные, закрытые или близкие к ним, территориально+ языковые+ государственные или стремящиеся стать государственными группы. Как выше было отмечено, тенденция к слиянию территориально+языковой и государственной группировок — знамение времени для 19 и 20 в. Политико-государственная карта мира в течение этих столетий стремится трансформироваться именно в этом направлении. (Образование Греции, Италии, Балканских государств, объединение Германии в 19 в., образование независимой Финляндии, Венгрии, Чехо-Словакии, Польши в наше время, принцип «автономии национальностей», выдвинутый за время войны рядом народов и партий, Вильсоновскими 14 пунктами, русской революцией, создание еврейского государства в Иерусалиме, образование Армении, Эстонии, Латвии, тяготение немецкой Австрии к слиянию с Германией, общее увеличение автономии «территориально + язы- ковых групп», переводящее их фактически на положение членов союзного государства,— все это факты кумуляции территориально + языковой + государственной группировок.) В силу этого, такая почти закрытая, территориально + языково + государственная кумулятивная группа является для нашего времени группой нормальной, солидарной и типичной. На этом основании можно было бы ее условно назвать термином «национальности». Но тогда, очевидно, этот термин следует прилагать, с одной стороны, ко всем группам такого состава, с другой — его нельзя прилагать к группам иного состава, хотя бы в общежитии они и назывались «национальностью». Тогда не нужно совершенно считаться с обычным словоупотреблением «национальности», обозначающим самые разнородные группы этим термином. Таковы два возможных выхода. Во избежание путаницы, пожалуй, предпочтительнее первый выход, т. е. полное удаление национальности из терминологии социальной науки. Таковы результаты анализа национальности и неизбежно вытекающие из него выводы. Date: 2015-09-19; view: 430; Нарушение авторских прав |