Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое социальный класс (Анализ того, что называется классом)
*• Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки «схватить этого Протея» оказались не более успешными: «класс» либо ускользал и ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок. Несмотря на весь шум, поднятый вокруг «класса», несмотря на то, что выражения: «класс», «классовая борьба», «классовое общество», «классовые интересы» и т. д. теперь не повторяют разве одни безгласные младенцы, все же точного понятия «класса» как социальной группы нет. Нет его и у марксистов. Хотя термины «пролетариат», «буржуазия» и т. п. теперь читаем всюду, но, увы! что такое пролетариат и что такое буржуазия,— пока никому, в том числе и писателям коммунистических газет и брошюр, не ведомо. Если же и ведомо, то соответствующие определения—спорны. Здесь мы наблюдаем то же, что наблюдали и в проблеме национальности, а именно: 1) В термин «класс» различными учеными и политиками вкладывается самое разнородное, сплошь и рядом противоположное содержание. 2) У большинства лиц, употребляющих этот термин, нет совершенно сколько-нибудь точного понятия класса. 3) Многие понимают под классом одну из элементарных группировок, отмеченных выше (чаще всего группировку по профессиям, или по степени богатства, или по объему прав). Но дав такое определение, авторы очень быстро забывают его и в дальнейшем применяют этот термин к самым разнородным группам. 4) Другие лица «класс» конструируют как кумулятивную (на нашем языке) группу. Но не проводят различения элементарных и кумулятивных коллективов, не указывают точно «состава» класса, т. е. составляющих его элементарных группировок. Поэтому определения их смутны и не точны. Далее, эти авторы непоследовательны. В-третьих, как и в национальности, термин «класс» применяется к весьма разнородным по своему составу кумулятивным группам. Подтвердим сказанное беглой литературной справкой. Приведем прежде всего таблицу, показывающую, на сколько классов и на какие именно распадались и распадаются «общества» по мнению ряда теоретиков класса. Эта таблица уже достаточно красноречива. Вот она: 1) Платон, M. Агриппа и Саллюстий различали классы: 2) Ж. Мелъе, Вольтер и Рейналъ: 1) богатые и 2) 3) Гельвеции: 1) угнетаемые и 2) угнетающие. 4) Кондилъяк: 1) собственники и 2) наемные рабочие. 5) Кене: V) класс собственников, 2) класс производи 6) Кантильон: 1) собственники, 2) предприниматели, 7) Тюрго: 1) праздные, 2) трудящиеся. 8) Минье: 1) привилегированные, 2) буржуазия, 3) на Таблица составлена на основании работ: Пёльман. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910; Richard Roger. La théorie de la lutte des classes à la veille de la révolution. Revue d'économie politique, 19Г1. № 5; С. И. Солнцев. Общественные классы. Томск, 1917. К этим работам, в особенности к работе С. И. Солнцева, автор отсылает за подробностями. !
9) !изо: 1) собственники, живущие нетрудовым до 10) Л. Блан: Y) буржуазия, 2) народ. 11) С. Симон: 1) идейные вожди, 2) собственники, 12) Анфантэн: 1) владеющие и 2) невладеющие. 13) Консидеран: 1) богатые и 2) бедные. 14) То же под разными именами дают: Рейно, Леру, 1) трудовые и 2) капиталистические, 1) пролетариат и 2) буржуазия, 1) работники и 2) хозяева, 1) рабочие и 2) капиталисты. 15) Годвин, Холл и Томпсон: 1) богатые и 2) бедные; 16) А. Смит: 1) землевладельцы, 2) капиталисты, 17) Спенсер: 1) низшие, 2) средние и 3) высшие. То же. 18) Гумплович: 1) дворянство, 2) буржуазия, 3) крестья 19) Шмоллер: 1) крупные предприниматели, 2) средние 20) Аммон: 1) предприниматели, 2) крестьяне и 3) ра 21) Боэр: I. Правящие классы: 1) законодатели, 2) су 22) Блондель: 1) победители и побежденные, 2) господа 23) Ковалевский (для России): 1) городской и сельский 67 Chessa. Le classi medie. Riv. it. soc., 1911, 62—83. 68 См.: A. Bauer. Les classes sociales. Paris, 1902, 142 и ел. 24) Зомбарт: 1) юнкерство, 2) буржуазия, 3) мелко 25) Д'Эт: 7-мь классов в зависимости от Standard 26) Бюхер: 6-8 социально-профессиональных классов. 27) Оверберг: 1) собственники, 2) пролетариат, 3) сред 28) Ш. Жид: 1) активные капиталисты, 2) пассивные 29) Маркс: по толкованию одних (напр., Оверберга
30) Каутский: 1) землевладельцы, 2) капиталисты, 31) Ту г.-Барановский: 1) аристократия (землевладель /азия, крестьянство70. 32) Чернов: 1) землевладельцы, 2) капиталисты, 3) ра Останавливаюсь на этих примерах. Сделанная сводка весьма красноречиво показывает, какая разноголосица царит в вопросе: на какие классы распадается «общество» и сколько их. Эта разноголосица была бы бесконечно большей, если бы излагать не основные классовые подразделения, а все главные детали классовой группировки каждого автора. Из этой же таблицы следует и разнородность тех критериев, которые кладутся в основу классового деления. В этом отношении мы видим, что все теории делятся на две основные группы: 1) теории «монистические», выделяющие класс на основании одного признака, следовательно, изображающие его как элементарную группировку, 2) теории «плюралистические», выделяющие класс на основании многих признаков, следовательно, считающие его сложным социальным телом72. С. И. Солнцев различает, по меньшей мере, 9-ть основных групп, исходящих из 9-ти различных признаков класса. Эти группы таковы. 1) «естественно-органические учения об обществен 2) «расовые теории общественных классов (на основе 3) «теории общественных классов на основе разделе 4) «Теория исторических наслоений и воплощений 5) «Теории общественных классов на основе различия 6) «Теория Standard of life (на основе различия уровней 7) «Теории общественных классов на основе имущест 8) «Распределительные теории общественных классов 9) «Производственные теории общественных классов Из этой сводки, как и из предыдущей, видим, что по конструкции одних авторов класс представляет элементарную (на нашем языке) социальную группу (таковы теории классов: расовая, профессиональная, социального ранга (объема прав), и по величине богатства}.
69 См.: Каутский. Очереди, проблемы междунар. социализма. СПб., 70 Туган-Барановский. Основы, 503 и ел. 71 Чернов. Социолог, этюды. M., 1908, 287—358. Иначе в: Крестьянин 72 В неразличении теорий этих двух типов недостаток работы как теория классов Шмоллера, Оверберга, Д'Эта и др., к типу «монистических». См.: Солнцев. Op. cit., 151 и ел. 73 «Отвлекаясь от модифицирующих элементов (в качестве основы об 74 Опять-таки и теории Де-Кампа, и Д'Эта, и Бюхера, и Оверберга— 75 Солнцев. Op. cit., 152. Другие авторы конструируют класс как группу кумулятивную (по нашей терминологии), образуемую кумуляцией ряда условий. Таковы по существу теории Шмол-лера, Д'Эта, Декампа, Оверберга, Бюхера, распределительная и производственная теории классов. Приведенные справки достаточно убедительно подтверждают выставленное выше положение, что сколько-нибудь общепризнанного понятия класса нет, что здесь царит «хаос мнений». Однако этот хаос представлял бы полбеды, если бы сами мнения были сколько-нибудь отчетливы и соответствовали действительности. Но и этого сказать нельзя. Определения класса, в большинстве случаев, тягучи, неопределенны, неясны. Мало того: редкие из теоретиков последовательны и свободны от грубейших ошибок. Попробуем бегло доказать эти «обвинительные пункты». Начнем с теорий, конструирующих класс как элементарную группу. Главнейшие из них сводятся к четырем видам, отождествляющим класс: с расовой группой (Гумплович, Ратценгофер, Аммон, Гобино и др.), с группой профессиональной (Боэр и частично Шмоллер), с группой социального ранга (объема прав, Вормс, Пэш, Пирар, Гельвеции, С. Симон, Блондель, отчасти Спенсер и др.) и с группировкой по величине богатства (Платон, Мелье, Вольтер,!изо, Анфантэн, Консидеран, Годвин, Томпсон, Бернштейн, Парето, Штейн, частично Бюхер и др.). Как видно отсюда, эти теории отождествляют класс с одной из очерченных нами элементарных группировок. Само по себе ничто не мешает последние называть классами. Важно лишь, чтобы при этом не делалось ошибок по существу. А такими ошибками страдают все эти четыре типа классовых теорий. Первая ошибка заключается в их непоследовательности и самопротиворечии. Расовая теория классов в лице Гумпловича, Ратценгофера77, Аммона и др., не говоря уже о фактической ее ошибочности, непоследовательна прежде всего в самой терминологии. Если классовая группировка совпадает с расовой, то следует говорить о классах «белокожих», «чернокожих», «краснокожих» и т. д., или о социальных классах «круглоголовых и длинноголовых», а не о классах: дворян, буржуазии и крестьянства, как делает Гумплович, и не о классах: привилегированных, бесправных и среднем классе, как делает Ратценгофер. Давая такой перечень классов, эти авторы тем самым достаточно красноречиво свидетельствуют свою непоследовательность и самопротиворечие. Дальнейшая критика их в этом отношении излишня78. Столь же непоследовательны и теоретики класса как профессиональной группы. Боэр, наиболее подробно развивший эту теорию и определяющий класс как группу лиц, принадлежащих к одной и той же профессии, сразу же, при конкретном расчленении классов, соскакивает с своих рельс. Как deux ex machina y него неожиданно появляется деление классов «на правящих и подчиненно-управляемых», т.е. деление, исходящее уже не из профессии, а из объема прав. В дальнейшем непоследовательность Боэра выступает еще рельефнее. Раз в основу класса положен признак профессии, казалось бы,— нельзя в один класс объединять лиц самых различных профессий. Между тем, напр., в его 7-м классе мы находим: учителей, историков, журналистов, проповедников, публицистов, политических деятелей, ученых, философов, поэтов и артистов, т. е. лиц самых различных профессий. Не единство профессии, а принцип степени образования — вот то, что лежит в основе объединения этих лиц в один 7-ой класс. Столь же невыдержаны и другие классы Боэра. Тем же самопротиворечием страдает и классовая теория социального ранга (объема прав). Если последовательно ее проводить, то можно говорить только о классах социально-высших (привилегированных) и социально-
76 Классификация теории классов, данная С. И. Солнцевым в его ценной работе, страдает большой неустойчивостью и неопределенностью. Так, первая группа теорий, в частности теория Аммон"а, может быть вполне причислена к расовой теории. Различие той и другой не в принципе классового деления, а в способе возникновения классов. Столь же условно подразделение 6, 7 и 4 теории. Большинство этих теорий плюралистические теории или на языке Солнцева—эклектические. Поэтому в дальнейшем я буду отступать от его классификации. 77 См.: Gumplowicz. Rassenkampf. Passim; Ratzenhofer. Die soziolog. См. изложение и критику теорий у Солнцева, 173 и ел. 78 Нет надобности указывать на то, что и само понятие «расы» у них 79 См.: Bauer. Op. cit., 234. низших (обделенных). Между тем Пирар, отчасти Вормс и др. говорят об аристократии, буржуазии и пролетариате как классах, т. е. дают перечень классов, мало согласующийся с их основным принципом. Далее, сам этот принцип оказывается чем-то весьма близким к принципу!величины богатства. «В последнем счете80,— говорит Вормс,— ранг определяется экономическим принципом»; авторы с рельсов «социального ранга» съезжают на рельсы величины богатства, т. е. группировки совсем иной, чем первая. Таким образом, само понятие ранга, как правильно указывает Солнцев, у них остается совершенно неопределенным81. В итоге вся конструкция приобретает смутный и неточный характер, и какая бы то ни была выдержанность исчезает. Эта непоследовательность выступает и в теории класса, кладущей в его основу величину богатства. Не буду здесь останавливаться на таких «кумулятивных» теориях, как теория Бюхера и др. Они по существу класс рассматривают как сложное социальное тело. Но если взять более выдержанные теории Шеффле, Л. Штейна, Овер-берга, Бернштейна и др., то и здесь легко констатировать то же соскакивание со своих рельсов. Так, Л. Штейну для определения пролетариата приходится указывать не только на отсутствие богатства, но и образования. Далее ему пришлось различать общественные и экономические классы, а сообразно с этим дать перечень общественных классов, не вполне согласный с исходным принципом. У Оверберга чистота теории загрязнена уже тем, что признав в одном месте богатство единственной основой классового деления, в другом месте он вводит ряд добавочных условий, каковы раса и разделение труда. Еще более запутывает он свои взгляды при развитии взглядов относительно социальной функции классов. Здесь место богатых и бедных (буржуазии и пролетариата) занимает различение высших и низших классов. Далее, неожиданно, в качестве среднего класса вырастает у него класс интеллигенции, т. е. социальная группа, выделенная уже совсем по новому принципу, а не по признаку богатства. Те же «соскакивания» со своих рельсов находим мы и у других теоретиков этого течения82. 80 Worms. Op. cit., т. Ill, 275. 81 Солнцев. Op. cit., 253—254. 82 См. изложение теорий и в общем правильные критич. замечания Таков первый грех этой группы теорий, рассматривающих класс как элементарную группу. Вторым, более важным грехом их является симпли-цирование действительности. Выше мы видели, что и расовая группировка, и профессиональная, и по объему прав, и по богатству, отдельно взятые, являются лишь одной из многих элементарных группировок, далеко не исчерпывающих все линии социального расслоения и далеко не всегда и не перманентно играющих первостепенную роль. В силу этого, выделяя только одну из многих группировок и называя ее классом, эти теории упрощают действительность и заставляют думать, что только выделяемое ими расслоение населения и существует. Больше того, многие из этих авторов expressis verbis подчеркивают такую мысль. Нет надобности говорить, что такие «монистические» представления о линии со- Date: 2015-09-19; view: 382; Нарушение авторских прав |