Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О-5 т -f *j
циального расслоения ложны. Из этой-то монистической однобокости и вытекает их непоследовательность и самопротиворечие, констатированное выше: так как группировка людей в элементарные коллективные единства идет, как показано выше, не по одной, а по многим линиям, то «монистические» теоретики класса, встав на позицию однолинейного расслоения общества, под напором слишком очевидных фактов принуждены, вопреки своим определениям, соскакивать с рельсов, вводить контрабандой другие признаки и в итоге — противоречить себе и делать неясным все свое построение. Третий грех этой группы теорий—ее поверхностность и не дальнозоркость. Он состоит в том, что за пределами элементарных групп критикуемые теоретики не видят кумулятивных социальных тел, познание которых весьма важно для понимания строения «общества». Как в химии важно знание не только элементарных химических тел, но и их соединений, так и в социологии важно изучение не только элементарных, но и кумулятивных групп, в особенности групп типичных, нормальных и солидарных. Данные же авторы, помимо того, что из многих элемек= тарных группировок, не сводимых одна на другую, видят только одну, совершенно не подозревают о существовании кумулятивных групп; они не только не решают этой проблемы, даже ее не ставят. См. прав, замечания: Sensini. Цит. раб., 570 и ел.
Сказанного достаточно, чтобы признать «алхимическими» все теории класса, пытающиеся рассматривать его как одно из элементарных коллективных единств. Теперь перейдем к той группе теорий, которые конструируют класс как кумулятивную группу, т. е. под классом разумеют группу лиц, объединенных в одно целое не одним однородным признаком (напр., единством расы, или профессии, или объемом прав и т. д.), но рядом признаков, скумулировавшихся вместе и делающих эту группу (класс) сложным коллективным единством. Прежде всего покажем, что и в этой группе теорий царит «хаос мнений». Беру для начала определение класса Шмоллера. Класс, по его мнению, это группа сходных индивидов и семей, объединенных в одно целое «не сродством или соседством, а общей профессией, трудовой деятельностью, владением, образованием, нередко политическими правами не в целях ведения общих хозяйственных дел, а в целях укрепления сознания своей общности для преследования общих интересов»84. В другом месте он говорит, что основой образования классов служит «раса, образование профессий и распределение дохода»85. По Шмоллеру, следовательно, класс есть солидарная кумулятивная группа, составленная из кумуляции элементарных группировок: профессиональной+по степени образования+по объему прав+ по величине и характеру дохода (1-ое определение); по второму определению класс представляет кумуляцию группировок: расовой+профессиональной+по величине и характеру дохода. Один и тот же автор, как видим, на пространстве трех страниц дает два совершенно различных определения класса. В итоге — все понятие класса становится расплывчатым и неопределенным. «Социальная химия» получается довольно шаткая. Беру второе определение класса, даваемое Бюхером. Его понятие «социально-профессиональных классов» очерчивает класс как кумулятивную группу, составленную из кумуляции группировок: имущественной+(ее следствие) профессиональной86. Мы получаем новую формулу химического состава класса. Беру третье определение. Оно дается Декампом. По его мнению (а также и по мнению Д'Эта), классом явля- ется группа лиц, имеющих одинаковый «уровень жизни», характеризуемый величиной дохода, образованием, профессией и т. д. Класс, по Декампу, означает кумуляцию группировок: имущественной+профессиональной+образовательной87. Еще новая формула. Обратимся к «распределительным» (по терминологии Солнцева) теориям классов, ищущим основы класса в отношениях распределения. Вот теория Лориа, устанавливающего два основных класса: собственников и несобственников по принципу, обладает ли человек собственностью или нет. Казалось бы, вполне определенная и выдержанная теория. Но так как строго проводя этот принцип, мы придем к довольно неожиданным выводам, мало отвечающим действительности (напр., крестьянин, обладающий куском земли, «куда и курицу выпустить нельзя», окажется в одном классе с крупными землевладельцами и капиталистами, и следовательно, всегда должен был бы быть солидарным с ними, что представляет явную нелепость), то Лориа сразу же вынужден выделять два «средних» класса: мелких собственников и независимых ремесленников. Это значит, в основу классового деления вводится уже новый принцип, а именно: величина собственности и дохода, т. е. величина богатства. В дальнейшем, разделяя класс на подгруппы, он вводит ряд новых признаков. Но и сказанного достаточно, чтобы признать, что класс, по Лориа, это кумулятивная группа, составленная из кумуляции группировок: качественно+ количественно доходной. Все лица, получающие одинаковый по величине доход, плюс—качественно однородный (напр., земельную ренту или процент на капитал), составят один класс. Ш. Жид, исходящий из тех же основ, дает уже не 4, а пять или шесть классов. По Чернову класс в социологическом смысле—это группа лиц, объединенных не одним, а совокупностью признаков: объективно-материальных по источнику дохода (земельная рента, прибыль и заработная плата), политико-правовых (организованность) и психологически-субъективных (классовое сознание88). Таким образом,
84 Schmoller. Grungriss der Volkswirtschaftslehre, т. I, 1901, 392. 85 Schmoller. Op. cit., 395. 86 К. Бюхер. Возникновение нар. хоз., т. II, 101—107 и ел. 87 См.: Солнцев. Op. cit., 273 и с. 266—286. 88 См.: Чернов. Социалист, этюды. M., 1908. 287—358; Его же. Разделе здесь класс конструируется как кумулятивная группа, составленная из довольно странных группировок: по величине дохода+ по его качеству+по степени организованности+по наличности классового самосознания. По Туган-Барановскому класс характеризуется одинаковыми отношениями присвоения + общим антагонизмом+общим экономическим интересом. Исходя из это- T ЙО го, он дает пятичленную классификацию классов. Приведенный обзор кумулятивных теорий рисует нам весьма ярко «хаос мнений» и самопротиворечий у одних и тех же авторов. Дополним картину краткой характеристикой воззрений Маркса и марксистской школы, в концепции которых понятие «класса» играет громадную роль. Казалось бы, здесь мы должны были найти особенно отточенную и отделанную формулу класса. Но увы, изучение соответствующих работ рисует нам весьма печальную картину. Напрасно было бы искать точного понятия класса у Маркса и Энгельса. Они постоянно употребляют этот термин, но употребляют его в самых различных смыслах. В ряде мест они употребляют его в весьма широком смысле, обнимающем и сословие, и касту, и профессию, и цех и т. д. Так, в «Манифесте коммунистической партии» мы читаем: «Вся история общества была до сих пор историей борьбы классов. В исторические эпохи, предшествующие нашей, мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, целую лестницу различных общественных положений. В древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев и рабов. В средние века появляются сюзерены, вассалы, цеховые мастера, подмастерья и крепостные. И в каждом из этих классов существуют еще особые подразделения. Выросшее на развалинах феодализма, современное буржуазное общество не уничтожило различия классов. Оно только поставило новые классы на место старых» и т. д.90 В других своих работах они понимают класс в узком смысле и отличают его от каст, сословий и профессий91. Рукопись 111-го тома «Капитала», как известно, обрывается как раз на начатом анализе понятия класса. При таком неразборчивом и самопротиворечивом орудова-нии термином «класс» довольно трудно ждать точности и ясности. И действительно, их нет. Они отсутствуют в такой мере, что сами марксисты спорят даже о таких вопросах, как количество классов, выделявшихся Марксом и Энгельсом. Одни из них, как Каутский и Оверберг, думают, что Маркс различал три основных класса, другие, как Солнцев, полагают, что только два. Напрасный спор! Ибо при неразборчивом употреблении этого термина Маркс дает почву для того и другого мнения. Но, быть может, несмотря на такое «вольное» оперирование термином «класс», все же у Маркса есть точное, законченное и стройное понятие класса? «Чтобы правильно определить взгляды Маркса, необходимо не считаться строго с Марксовой терминологией»,— уверяет нас С. И. Солнцев, и тогда мы получим «наиболее полное и богатое по своим идеям учение об общественных классах, построенное на производственной основе»92. Увы! Читая Солнцева, мы не можем согласиться с этим. Что дает нам в этом отношении Маркс? По словам самого же Солнцева, примыкающего к взглядам Маркса, ни больше, ни меньше, как следующие самые общие и неясные положения. 1) Основой класса служат производственные отношения, 2) из них вытекает.классовый антагонизм, 3) классовая борьба, 4) отношения господства и подчинения93. Этого мало, слишком мало для точного понятия класса. Комбинируя эти признаки, мы никак не можем узнать, какая же группа людей может называться классом. Не можем узнать потому, что, во-первых, само понятие «производственных отношений»—совершенно неопределенное и неясное, во-вторых, неясно поэтому и понятие класса; не помогает его уяснению и классовая борьба, ибо антагонизмов и борьбы, как мы видели, много: есть антагонизм государства с государством, религиозной группы с другой, профессии с профессией, богачей с бедняками, партии с партией, и т. д. Который же из этих антагонизмов будет классовым? Если бы
классы: а) трудового народа, живущего своим трудом и не эксплуатирующего других (крестьяне, рабочие и труд, интеллигенция) и Ь) класс эксплуататоров (капиталисты и землевладельцы). Стр. 1—8 и ел. 89 См.: Туган-Барановский. Основы пол. экон., 503—522. 90 Манифест Коммун, партии, Изд. Буревестник. Одесса, 1905, И, 18. 91 См., напр.: Маркс. Капитал, т. III. СПб., 1896, 734; Маркс. Нищета философии. Русс. пер. 1886, 147 и др. См. подробный анализ Марксо-Энгельсовского понятия класса у Делевского. Соц. антагонизмы, 83 и ел. 92 Солнцев. Ibid., 376 и 374. 93 Солнцев. Ibid., 379, 389.
понятие класса было определено точно, то может быть и можно было бы выделить специфический классовый антагонизм. Этого нет. Ссылка на туманную кляксу «производственных отношений» ничему не помогает. Собственная терминология Маркса, называвшего классовой борьбой и борьбу каст и сословий, и профессий и т. д., совершенно запутывает дело. Указание же на отношения господства и подчинения эту запутанность доводят до предела. В истории мы наблюдаем господство одной государственной группы над другой, одной церкви над другими, одной касты над остальными, одних профессий над другими и т. д.; суть ли все это «классовое господство и подчинение»? Если да, тогда не приходится ли говорить об английских и китайских, православных и штундистских, мужских и женских, браминских и шуд-ровских, министерских и врачебных и т. д. «производственных» классах? Не становится ли тогда «класс» синонимом всякой группы? Если же все эти «господства и подчинения» не суть «классовое господство и подчинение», то каков же специфический признак последнего? Если выбросить все эти «элементарные» антагонизмы, господства и подчинения, то не останется ли от классовых антагонизмов и классового господства пустое место? Я думаю, да, и подтверждением мне служит тот факт, что ни Маркс и Энгельс, ни марксисты, ни сам Солнцев ответа на эти вопросы не дали и не дают. Вот почему при всем желании я не могу согласиться с тем, что у Маркса и марксистов есть ясное понятие класса94. Лишней порукой в правильности этого положения служит понятие класса самого автора работы об «Общественных классах». У него нет сколько-нибудь точного понятия класса. Все, что мы находим в его ценной монографии, сводится к следующему: 1) Класс — это категория экономическая. 2) Он вырастает на основе социально-производственных отношений. 3) Отличается от сословия. 4) Классовое деление сводится к дифференциации двух слоев: «одного, вкладывающего в общественное производство свою рабочую силу и труд, другого—не работающих, но лишь распоряжающихся рабочей силой и продуктом производства». Неужели же это отрывоч- ное перечисление отдельных признаков может почитаться за формулу класса? Сколько здесь иксов! Первый икс — «категория экономическая». Термины: «экономика» и «экономический»—термины совершенно неопределенные и понимаемые на тысячу ладов. Солнцев не дает, однако, никаких разъяснений этого слова. Второй икс — «производственные» отношения — фраза, однородного прочного смысла которой нет ни у Маркса, ни у поли-тико-экономов. Третий икс — отличие от сословия: в одном месте (стр. 22) Солнцев резко отличает класс от сословия, в другом месте (стр. 27) говорит: «в период простого товарного производства классовая борьба выступает в форме борьбы сословий». Столь же туманно отличие класса от профессий. Под четвертый признак подойдет и каста, и профессия, и сословие, и взаимоотношение социальных групп в любом обществе, вплоть до социалистического. Рабы «вкладывают в общественное производство свою рабочую силу и труд, а надсмотрщики распоряжаются рабочей силой и продуктом производства». Значит ли это, что есть «класс» рабов и класс надсмотрщиков? Крестьяне добывают своим трудом хлеб, а агенты компрода и реквизиционные отряды распоряжаются продуктом производства крестьян. Значит ли это, что есть класс крестьян и класс «компродно-ре-квизиционный»? Можно ли на том же основании выделять в особый класс директоров фабрик, управляющих заводами, правление акционерных компаний и т. д.? Этих замечаний достаточно для оправдания моего «скептицизма». Последний еще более оправдывается, когда я обращаюсь к другим марксистским теоретикам класса, в частности к К. Каутскому. Каутский считает признаками класса: «общность источников дохода, вытекающую отсюда общность интересов и общую противоположность их интересам других классов»96. В этой конструкции класс более широкое понятие, чем профессия, хотя профессия и составляет один из элементов класса. С этой точки зрения существуют три основных класса: землевладельцев, капиталистов и наемных рабочих. Но легко понять, что на основании признаков Каутского число классов получается гораздо большее: не только интересы капиталистов противоречат интересам рабочих, но, как сам он признает, сплошь
94 Bentley вполне прав, говоря: Не (Маркс) was unable with all his mental 95 Солнцев. Ibid., 22—28. Каутский. Очередные проблемы междунар. социализма. СПб., 1906, 13^14 и всю ст. о «Классовых интересах». и рядом интересы промышленного капитала противоречат интересам денежного или торгового капитала и т. д. Чтобы избежать этого противоречия, Каутский вводит понятия промежуточных классов, подклассов и вторичных классовых подразделений, в итоге чего понятие класса теряет всякую определенность, исчезает всякая граница между классом и профессией97: неизвестно, где кончаются «промежуточные и побочные классы и подклассы» и где начинается профессия98. Еще яснее искусственность и неопределенность понятия класса, даваемого Каутским, выступает там, где он пытается конкретизировать свои положения и определить классовую природу пролетариата и крестьянства. В своей работе «Agrarfrage» в главе: «Bauer und Proletarier» Каутский, пытаясь выделить класс пролетариата, указывает следующие четыре признака пролетариата как класса: 1) важную роль пролетариата в процессе производства, 2) пролетариат является неимущим только по отношению к средствам производства, 3) пролетариат является работником не на индивидуальных, а на общественных средствах производства, 4) пролетарий отделен от домашнего обихода своего патрона, вне работы он принадлежит только самому себе. Чернов вполне резонно критикует эту концепцию пролетариата и указывает—с одной стороны, ее неопределенность, с другой — ее «противоестественность». С точки зрения первого признака трудно отличить крестьянина от рабочего, ибо и первый играет важную роль в процессе производства. С точки зрения второго признака — этой границы также нельзя провести: если обладание домом для собственного пользования, по Каутскому, не превращает пролетария в буржуа, то почему обладание огородом или клочком земли для собственного пользования делает крестьянина «мелким буржуем», как утверждает тот же Каутский? Под третий признак подойдут не только пролетарии, но и все кооператоры, работающие на общественных средствах производства. Согласно четвертому признаку, из пролетариата исключаются: домашняя прислуга, еельскохо- 97 См.: Каутский. Op. cit., 14 и ел. То же возражение применимо 98 Особенно резко эта неясность выступает в анализе Каутским клас зяйственные рабочие и т. д. «Но изгнав из рядов пролетариата (и прислугу, и рабочих худож. промышленности, и пролетария-интеллигента, и батраков и т. д.), добился ли Каутский своей основной цели?—спрашивает Чернов.— Получил ли он в итоге массу вполне однородную с одинаковыми интересами и социальной психологией? Нет». В класс пролетариата, согласно этим признакам, входят управляющий заводом, директор акционерной компании и фабрики и т. д. Но ясно, что эти группы весьма отличны и по интересам, и по психологии от рабочих, «это—заправские буржуи»... Еще более неопределенно понятие крестьянского класса, даваемое Каутским. В итоге, как видим, попытка Каутского дать понятию класса монолитно точное содержание кончается крахом99. Недостатки теории Каутского были признаны и др. марксистами. Вот почему некоторые из них, в частности Бернштейн, выдвинули совершенно иной критерий для понятия класса. Таким критерием, по Бернштейну, служит степень имущественной обеспеченности, величина дохода разных групп населения шо. Этот критерий ясный. Но он сводит понятие класса к элементарной группировке богатых и бедных. Против него ничего нельзя было бы возразить, если бы Берн-штейн был последователен. В этом случае можно говорить о классах богачей и бедняков, но нельзя говорить о классах землевладельцев, капиталистов и пролетариев. Это раз. Во-вторых, к такой теории класса применимы все указанные возражения против теорий, конструирующих класс как элементарную группу. В итоге мы видим, что и у марксистов напрасно было бы искать точного понятия класса101. А сообразно с этим 99 См.: Каутский. Agrarfrage, ук. глава; Чернов. Крестьянин и рабочий, 100 См.: Бернштейн. Классы и классовая борьба. Изд. Карчагина, 1906, 101 Если у ученых теоретиков марксизма мы находим неясность мнений мы не обладаем точными признаками ни класса буржуазии, ни класса пролетариата. Мы пробежали ряд кумулятивных теорий класса. Любителю разнообразия мнений изучение их доставит большое удовольствие. Искатели неясных, туманных и самопротиворечивых теорий точно так же найдут здесь достаточно материала. Было бы скучно и бесполезно останавливаться на критике каждой из очерченных конструкций. В пределах общей системы социологии эта задача излишня. В связи с развиваемой теорией социальной группировки вполне достаточно общих замечаний, указывающих суть дела. Эти замечания сводятся к следующему. Основной грех всех этих теорий заключается в неразличении элементарных и кумулятивных группировок. Если конструировать класс как элементарную группу, тогда, согласно сказанному выше, термин класса будет прикреплен лишь к одной из многих элементарных группировок. Тогда, далее, нельзя рассматривать какую бы то ни было из них как группу типичную для нашего времени, придется расстаться и с обычными делениями классов. Человек, признающий классом расовую группу, может говорить лишь о «белых», «черных» и «желтых» классах, а не о богатых, бедных, пролетарских или буржуазных. Теоретик, отождествляющий класс с профессией, обязан будет говорить о классах врачей, инженеров, агрономов, учителей, землевладельцев и т. д. Классов будет столько, сколько профессий или основных видов последних. Сторонник класса как имущественной или объемно-правовой группы, должен будет говорить о классах богачей и бедняков, привилегированных и обделенных, а не о буржуазии или пролетариате. Такие конструкции возможны; но они не исчерпывают совершенно всех элементарных группировок населения, Вот пример, взятый из «Правды». «Беспартийные красноармейцы Петрогр. гарнизона состоят из рабочей молодежи и из середняков-крестьян. Вся эта масса— честные пролетарии, только часто заблуждающиеся, не понимающие еще многого». Петроградская Правда, 1919, № 162. Так пишется в «лейб-органе» партии. И таких «перлов» можно найти сколько угодно. Извольте после этого искать точных признаков «пролетариата» и «буржуазии». В качестве последней инстанции поневоле придется обратиться к какому-либо храброму комиссару, от компетентного мнения которого будет зависеть: «буржуй вы или пролетарий», отнесут вас к третьей, к второй или к первой категории. а учитывают только одну из них. Однобокость—неизбежный результат такого подхода к делу. Игнорирование кумулятивных групп—второй итог такого понимания класса. Таким образом, и по существу, и по методологическим требованиям такие теории класса приходится отвергнуть. Переходя к кумулятивным теориям классов, мы видели, что этот термин различными авторами, а иногда одним и тем же автором прилагается к кумулятивным группам самого различного состава. Как и при анализе национальности, мы убедились в том, что одним и тем же именем «класса» покрываются самые разнородные по своему составу и строению группы. Один называет классом кумуляцию группировок А, В, С, другой—В, D, E, F, третий—E, M, N, J, и т. д. Словом, социологический состав социального тела, называемого классом, каждым представителем социальной химии определяется по-своему, несходно с другими. Такая научная анархия, очевидно, не может долее продолжаться. С ней необходимо покончить. Однородные по своему составу группы необходимо называть одним термином, разнородные — разными. Выход рисуется сам собой: надо или элиминировать из области науки такой испорченный термин, как «класс», или придать ему вполне определенное значение. Оба выхода допустимы. Если встать на второй путь, то спрашивается, какого же рода кумулятивная группа должна обозначаться этим термином? Руководящими указаниями здесь являются следующие соображения: классом пытаются обозначить какую-то типичную для нашего времени сложную группу, это раз. Во-вторых, эта кумулятивная группа, по-видимому, играет громадную роль в общественных процессах. Если ошибочными приходится считать приведенные формулы классов, то социолог не может считать простой случайностью громадный шум, поднятый вокруг класса в теории и практике 19 и 20 вв. «Нет дыму без огня». Этот шум не случаен. Он симптом или отражение каких-то объективных сдвигов, происшедших и происходящих в группировке населения за эти столетия. Теоретики, резко выдвинувшие на очередь проблему классов, правильно учуяли эти сдвиги, хотя, как мы видели, и не сумели вполне точно теоретически формулировать их. Итак перед нами задача: отыскать кумулятивную группу, типичную для нашего времени, солидарную внутри, антагонизирующую с другими такими же кумулятивными группами и играющую колоссальную роль в общественных событиях 19 и 20 веков. Не воспроизводя пути решения, дадим сразу ответ на этот вопрос. Искомой группой является кумулятивная, нормальная, солидарная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, составленная из кумуляции трех основных группировок: I) профессиональной, 2) имущественной и 3) объемно-правовой. Совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а следовательно, имеющих тождественные профессионально + имущественно + социально-правовые интересы, составит класс. Именно, такой кумулятивной группой чаще всего является та группа, которая обозначается термином «пролетариат», или та, которая называется «буржуазией». Взаимоотношения таких именно кумулятивных групп играли и играют колоссальнейшую роль в социальных событиях 19 и 20 вв. Дадим теперь необходимые комментарии, разъясняющие определение. Выше мы видели, какое громадное влияние оказывает на всю физическую и духовную природу людей, на все их поведение профессия, степень экономического положения и объем прав (см. выше). Если принадлежность к каждой из таких групп весьма сильно деформирует природу и поведение человека, то эта деформация будет бесконечно сильнее, когда сливается влияние всех этих трех группировок, когда они солидарно толкают человека в одном и том же направлении. Лица, объединенные всеми тремя связями, будут притягиваться друг к другу бесконечно сильнее. Группы, резко отличные друг от друга сразу по всем этим трем признакам, будут отталкиваться и ан-тагонизировать гораздо интенсивнее, чем группы, отличные друг от друга только по профессии, только по имуществу, или только по объему прав. Каждая из них внутри себя будет единым монолитом, с одними интересами, убеждениями, взглядами, образом жизни и поведением, вызываемыми сходством этих трех координат. Различные в этих отношениях группы становятся друг для друга существами разных планет. Отсюда следует «действенность» сходства по этим признакам и колоссальная сила их в 'скреплении сходных лиц и в отталкивании несходных. Если такие группы охватывают большое число лиц, плюс—становятся организованными (солидарность их членов, их интересов и поведения — неизбежное следствие сходства профессии+имущественного положения+объема прав), то легко понять колоссальную социальную силу таких групп102. Такие профессионально + о бъемно-правовые + имущественные кумулятивные группы были даны и в прошлом. Но здесь они, подобно касте, или обрастали соединением других группировок (расовой, языковой, религиозной, государственной и т. д.), вследствие чего состав их был иной и потому в чистом виде в форме широких групп они не существовали, или они были более закрыты, подобно сословию или римскому status libertatis и civitatis28*, огражденным юридическими барьерами, и потому отличались от класса как юридически не закрытой группы и фактически более открытой, чем первые; сами профессии таких кумулятивных групп были иные, чем теперь (напр., профессиональные группы фабричных рабочих появились только в 18 в.); или, наконец, в прошлом такие группы в чистом виде не существовали в качестве многочисленных групп и потому не играли большой роли. По этим признакам современный класс как нормальная, полузакрытая, не имеющая юридико-религиозных барьеров, солидарная группа, состоящая из кумуляции группировок: профессиональной + объемно-правовой + имущественной (достаточные, но и необходимые условия), отличается от своих «аналогов» в прошлом и типична для нашего времени. Изучение строения населения и тех групп, которые под именем класса играют громадную роль в общественной жизни, вполне подтверждает сказанное. Возьмем для примера ту группу, которая называется часто пролетариатом. Совершенно игнорируя обычное словоупотребление и анализируя соответственную группу в ее реальных проявлениях, мы видим, что она действительно представляет группу указанного состава. То же применимо и к другой кумулятивной группе — «капиталистов». Проиллюстрирую сказанное на кратком анализе «химического состава» пролетариата. Сказанное о нем mutatis mutandis применимо и к другим классам. Какими свойствами характеризуется группа, носящая название пролетариата? Прежде всего это группа лиц сходных по профессии. Ядро пролетариата составляется из 102 См.: Sensini. Op. cit., 565 и ел. лиц, занятых главным образом физическим103 трудом на фабриках и заводах, продающих свою мускульную энергию и живущих заработной платой. Вокруг этого ядра оседают другие наемные рабочие (батраки, прислуга etc.), живущие также продажей мускульной энергии, но работающие вне фабрик и заводов. Дальше находится слой лиц «интеллигентных профессий», работающих на фабриках, заводах и вне их, но подобно первым группам продающих свой труд, живущих заработной платой, сходных частично и в этом отношении с первыми группами. Таков первый признак пролетариата как класса. И таковы те основные профессиональные группы, которые входят в его состав в качестве «ядра» и прилегающие к нему наслоения. Во-вторых, пролетариат мыслится как группа экономически бедная, получающая малый доход по сравнению с другими классами. Конкретно эта бедность проявляется в том, что заработок «пролетариев» невелик, собственности большой цены ни на предметы потребления, ни на средства и орудия производства, у них нет, как нет и капитала, дающего им возможность существовать на проценты. Лица хотя и близкие по профессии к такой группе, но получающие значительный доход (напр., инженеры, директора и управляющие предприятиями и т. д.), лица богатые и обычным мнением, и самими теоретиками класса к группе пролетариата не относятся. И объективно, по своему поведению, образу жизни, по своим интересам, такие лица гораздо ближе стоят к «буржуазии», и чаще всего солидаризируются с ней, а не с «пролетариатом». В-третьих, de jure в наше время «пролетарии», как и все граждане, объявлены «равными пред законом», Но de facto дело обстоит не так. Частью de jure, a главным образом de facto по объему прав пролетарии принадлежат к группе «обделенных». De jure эта обделенность проявля- 103 Признак физической работы (travail manuel) сам по себе играет, как показано выше, громадную роль. Ее представителей он приводит к переоценке значения мускульного труда и к недооценке значения умственного труда. Яркий пример этого—наша революция. Профессиональные функции рабочих представляют главным образом физический труд. Тогда как профессии классов иных, кроме крестьянского, являются гл. обр. работой психической (функции управления, регулирования, ведения тех или иных форм деятельности). Фальбек резонно подчеркивает важность этого пункта. См.: Fahlbeck. Les classes sociales, 195 и ел. Различие функций «интеллигентных пролетариев» 6т «мускульных» вызывает меньшее сцепление первых со вторыми. ется в таких явлениях, как связь тех или иных правомочии (напр., избирательного права, права быть судьей, занимать разные должности и т. д.) с имущественным цензом. Не обладая надлежащей величиной дохода или имущества, пролетарии de jure оказывались автоматически обделенными в ряде прав. Фактически же, поскольку теперь деньги являются средством, покупающим и славу, и почет, и права, и почести, и все материальные блага, и образование и т. д., то пролетарии как бедная группа не имели и не имеют доступа ко многим духовным и материальным благам, доступным для богатых. Поэтому и фактический объем их прав (в сфере свободы, независимости, социального влияния, материальных благ, почета, власти и т. д.) был и остается гораздо более ограниченным, чем лиц иных профессий и богатых социальных групп. Таковы три основные элементарные группировки, кумуляцией которых создан «класс» пролетариата. Прекрасным подтверждением сказанного служат, помимо обычного прямого наблюдения, революционные гимны и песни «пролетариев». В «Интернационале» мы слышим слова: «Вставай проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов» (бедная и обделенная группа). Пролетариат рисуется здесь как социально-правовое «ничто», желающее стать всем и т. д. В русской Марсельезе поется: «мы к голодному люду пойдем». Противоположная «классовая» группа рисуется как «богачи», «кулаки», «деспоты», «властители», т. е. кумулятивная группа: богатых+привилегированных. В тех же песнях и гимнах постоянно фигурируют фабрики, заводы, мастерские, шахты и т. д. как символы профессии пролетариата. «Труд» фабричный и заводской становится символом той же однопрофессиональности. Даже во «дворцах рабочих», «дворцах труда», в «пролетарских статуях», в «пролетарской литературе и в искусстве» основными мотивами служат: бедность, обделенность и профессия104. Правильность выставленой формулы прекрасно доказывается и методом «от противного». Отнимите от 104 Подробный анализ революционных гимнов и песен, содержания революционных воззваний, прокламаций, листовок, поэзии «пролеткульта» и др. произведений «пролетарской» науки и искусства, не говоря уже о характере «пролетарских» газет, с этой точки зрения мог бы составить благодарный и чрезвычайно интересный материал. С полной достоверностью можно утверждать, что доминирующей темой их являются три указанные мотива. Они составляют основной «уток», на котором выводятся остальные второстепенные узоры. «класса» эти три признака: профессию, имущественный ранг и объем прав, — и от классовой группы останется «пустое место». Отнимите от пролетариата его профессию, его бедность, его обделенность в объеме прав — и пролетариата не будет105. Больше того, достаточно отнять от него одно из этих свойств и пролетариат, как типичная для нашего времени социальная группа sui generis, исчезнет и трансформируется в социальную группу иного состава и иной физиономии. Человек, работающий на той же фабрике, продающий свой труд, но получающий большой доход, богатый (напр., директор фабрики), и субъективно—по своему мироощущению, убеждениям, вкусам и интересам, и объективно—по своему поведению, и по мнению «подлинных пролетариев» — бедных рабочих, не был и не является пролетарием. Он чаще всего солидаризируется с «врагами» пролетариата. В лучшем случае—он «соглашатель» (в теперешней терминологии), чаще всего он «предатель» «пролетарских интересов», «лакей буржуазии», ее орудие и инструмент. Не входит в класс пролетариев и тот, кто по имущественному положению может стоять на одном уровне с «пролетариатом», но по объему прав является «привилегированным», а не обделенным. Захудалые дворяне, цепляющиеся за свое дворянское звание, дорожащие своим «потомственным дворянством», были и будут «дворянами», а не пролетариями. Только иногда они шли и могут итти рука об руку с «обделенной, черной костью», и то до известного пункта. За пределами его их дороги разойдутся и они окажутся «по разным сторонам баррикады». Таковы три основные элементарные группировки, из кумуляции которых создается характерная для нашего времени группа, которая может быть обозначена классом. И в обычном обиходе термином класса чаще всего обозначается именно такое кумулятивное коллективное единство. Продолжим комментирование. Класс мы определили как «нормальную» группу. Выше было указано, что группировка «богатых» легко кумулируется с группировкой 105 Вот почему бывшие пролетарии при «диктатуре пролетариата» из бедных+обделенных+ фабричных рабочих превращающиеся в богатых+привилегированных+правителей по профессии, деклассируются и перестают быть пролетариями. Это неизбежность. Такие диктаторы— «бывшие пролетарии»: между ними и остальными пролетариями неизбежно возникновение антагонизма. Так было и так есть. «привилегированных», группировка «бедных» с «обделенными»106. Так было почти всегда в истории. Эти группировки обладают взаимным «сродством», друг друга взаимно «притягивают». Богатые почти всегда были и остаются привилегированными, бедные — обделенными. То же можно сказать и о взаимном сцеплении группировок: «профессиональной» и «имущественной», профессиональной и «объемно-правовой». Одни профессии дают малый доход, другие — большой. Одни профессии—удел богатых, другие—удел бедных. А так как далее богатство и бедность, в свою очередь, связаны с привилегированностью и обделейностью, то, в итоге, профессия оказывается связанной с объемом прав. В результате всего мы получаем нормальную трехэлементную кумулятивную группу—класс, представляющую «химическое соединение» трех элементарных группировок, а не механическую смесь их. Это значит, что кумуляция здесь весьма прочная, которую нелегко диссоциировать. Эта прочность станет еще более ясной, если учесть, что класс представляет солидарную внутри кумулятивную группу. Это значит, что в общем и целом все скумулиро-вавшиеся элементарные группировки толкают членов класса в одном и том же направлении. Такая группа не разрывается на части антагонистическими группировками. «Душа» членов класса едина, выдержана, ясна. Императивы поведения и мироощущения всех скумулиро-вавшихся группировок слились у такого члена в одно слитное целое, обозначаемое «классовым сознанием», «классовой душой», «классовой психологией». И бедность, и обделенность толкают индивидов в одном и том же направлении и, прежде всего, в направлении борьбы с богато-привилегированными. Та и другая группировки дают сродные императивы поведения, сходный тон и однородное направление. Все сказанное выше о зависимости поведения человека и прочности социальной группы от характера кумуляции вполне применимо и здесь. В итоге, такая нормальная, солидарная группа представляет некий монолит, прочный, единый, не подверженный легкому рассасыванию и разложению. В социальной жизни она выступает как единое целое; солидарно действует она даже и тогда, когда нет между отдельными ее 106 См. выше § о «нормальной» кумуляции. 107 См. подробнее выше § о солид. и антагон. кумуляции. частями нарочитой организованности. Эта солидарность поведения членов одного класса вытекает из тождества его строения, тождества условий, в которых находятся его члены. Отсюда, если угодно, объяснение стихийности классовых движений, их массового, эпидемического характера (напр., волны забастовок и т. п.) даже тогда, когда прямая организация таких движений отсутствует. Больше того, в таких движениях до настоящего времени эта стихийность доминировала: не агитаторы, пропагандисты и организаторы устраивали массовые движения таких групп, а, напротив, сами они были пеной, выброшенной на гребни массового движения стихией. «Нарочито организуемые» и подготовляемые стачки и выступления очень редко удавались, несмотря на старания всех агитаторов и организаторов. И обратно, в странах, где прямой связи между частями одного класса не было, забастовки обычно протекали под знаком «стихийности». В определенные годы они вдруг вспыхивали в разных местах и широкой волной прокатывались от «финских хладных скал до пламенной колхиды». Наконец, класс есть группа полуоткрытая, но более близкая к открытым, чем к закрытым группам. Это значит, что принадлежность к нему теоретически зависит от воли индивида, что юридического и религиозного прикрепления к классу нет, что принадлежность к нему не наследственна: сын не обязан принадлежать к тому же классу, к которому принадлежал отец. Эта черта, помимо других отличий по составу, отделяет класс от касты, сословия и др. совершенно закрытых или близких к ним социальных групп. Будучи солидарным внутри, класс, как и всякое коллективное единство, имеет своих антагонистов. Таковыми могут быть как элементарные, так и кумулятивные группы. Когда интересы класса конфликтны с интересами и императивами поведения церкви, государства или национальности, классовая группа стихийно или организованно вступает в борьбу с ними. Рядом с такими гетерогенными классу образованиями класс антагонизирует с другим классом, составленным из кумуляции противоположных «половинок» тех же группировок. Так, класс, составленный из «бедных» + «обделенных» + представителей определенной профессии (напр., наемных рабочих, выполняющих физическую работу), антагонизирует с классом, составленным из кумуляции: богатых + привилегированных + лиц определенных профессий (напр., предпринимателей, банкиров и др.), лиц интеллектуальных и направляющих профессий. Иными словами, люди одноклассовые солидарно притягиваются друг к другу, люди разноклассовые антагонистически отталкиваются друг от друга. Отсюда известный вывод: антагонизм и борьба одних классов с другими классами, наполняющая своим шумом и грохотом последние века. В истории этих последних столетий мы видим антагонизм класса с церковью (факты борьбы пролетариата «за свободу совести, борьба с церковной догматикой», с церковными привилегиями, с религией вообще, атеистическая тенденция классовой борьбы и т. д., принявшая у нас «красочные» формы «экспериментального доказательства церковного суеверия» путем вскрытия мощей, «кощунства», преследования служителей церкви, выставления икон из школ и т. д.). Рядом с ним дан антагонизм класса с государством. Его проявлением служит лозунг: «Пролетарии не имеют отечества» или девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», провозглашающий не государственную, а классовую группировку людей. Ibi bene, ibi patria, такова третья разновидность той же тенденции. Фактов борьбы класса, в частности класса пролетарского, с государством слишком много. Перечислять их нет надобности. Интернационализм нашего времени в огромной своей части представляет не только борьбу класса с классом, но и борьбу класса с государственной группировкой. В течение тех же веков мы находим факты борьбы класса с национальностью и с др. элементарными и кумулятивными группами. Борьба же класса с классом — явление постоянное для этого периода истории. О ней слишком много говорят, чтобы была надобность останавливаться на ее проявлениях. Таковы основные черты и состав кумулятивной группы, типичной для истории запада за последние столетия, которую можно назвать классом. Таковы основные элементарные группировки, образующие скелет класса. Без наличности одной из них—класса нет. Но, с другой стороны, в конкретной исторической действительности этот скелет обычно выступает обросшим определенными наслоениями, добавочными и производными свойствами. К фундаментальным скумулировавшимся группировкам обычно присоединяется ряд других (не необходимых, и без первых недостаточных) для образования класса. Сходство профессии, обеспеченности и прав влечет за собой обычно сходство образовательного уровня, вкусов, интересов, убеждений, симпатий, поведения и всего образа жизни одноклассовых лиц. Эти сходства придают типическую конкретность и наглядность социально-психической физиономии класса; делают его социальным типом. Так, напр., атеистическая тенденция свойственна пролетариату и менее свойственна другим классам. Пролетарии — социалистичны и потому составляют главный контингент социалистических партий (почему последние часто и называются пролетарскими или рабочими партиями), крупные землевладельцы и предприниматели, напротив, антисоциалистичны. Пролетариат — революционен, последние — консервативны. Что же касается «образа мысли», внешнего быта и образа жизни каждого из классов, то все сказанное выше о деформирующем влиянии профессии, богатства (или бедности), привилегированности или обделенности на психику и поведение людей, все это в усиленной степени применимо здесь. Отсюда следует, что обычные в наше время фразы «о классовых партиях», о «классовой психике», классовых убеждениях, «классовых вкусах», «классовом искусстве» и т. д., не совсем беспочвенны. Исключая мнений и формул, доводящих этот принцип до абсурда, в общем и целом можно говорить о классовых вкусах, интересах, убеждениях, о классовом мировоззрении и т. д. и т. д. В этом смысле с поправкой верен и афоризм Маркса: «Не сознание определяет бытие, но бытие (общественные условия)—сознание». Поправка состоит в том, что верно и обратное положение: «сознание определяет бытие». Это значит, что связь между бытием и сознанием не односторонняя, а двусторонняя, связь не зависимости, а взаимозависимости. Теперь спрашивается, сколько же всего классов? Ответ на этот вопрос относителен. Можно выделять большое число классов, можно выделять всего два-три основных класса и затем делить их на подклассы, семейства, роды, виды и подвиды; подобно ботанической систематике, различающей классы, подклассы, отряды, семейства, роды, виды, подвиды, вариации и т. д. Важно лишь, чтобы при подразделении классов учитывались признаки не одной группировки, а всех трех. С этой точки зрения вопрос о числе классов для различных стран и эпох может получить разные решения. Число классов будет колебаться. Для России последних десятилетий наиболее целесооб- разным было бы различение четырех основных классов, а именно: 1) класса трудовых крестьян (профессия — обработка земли физическим трудом, объем прав—обделенный, имущественное положение — относительно бедное), 2) класса пролетариата (профессия — наемные рабочие, работающие в торгово-промышленных предприятиях, существующие продажей своего физического труда, объем прав — обделенный, но иной, чем у крестьян, имущественное положение — бедное, но эта бедность и количественно и качественно отличны от крестьянской), 3) класс землевладельцев (профессия—помещики, живущие земельной рентой, выполняющие гл. обр. интеллект.-правит, функции, или праздные люди, объем прав—привилегированный, имущественное положение— богатые по сравнению с пролетариатом и крестьянством), 4) класс капиталистов (профессия—представители промышленного, торгового и финансового капитала, объем прав — привилегированный, но иной, чем у землевладельцев, имущественное положение — богатые). На эти же классы распадается население большинства государств с развитым земледелием и промышленностью. Таковы, напр., Термания, Венгрия, Скандинавия, Франция, С. А. Штаты и др. Из этого же перечня видно, что не все классы стоят одинаково близко друг к другу. Классы капиталистов и землевладельцев ближе друг к другу, чем к остальным двум; и обратно, расстояние между крестьянством и пролетариатом ближе, чем между ними и остальными классами. Этот факт дает основание объединить четыре класса в две группы: 1) классов привилегированно+ богатых+по профессии носителей интеллектуального труда и 2) классов обделенно + бедных + по профессии носителей физического труда 108. Идя в обратном направлении, каждый из 4-х классов можно делить опять-таки в зависимости от причинно-связанных друг с другом признаков всех трех кумулирующихся группировок на подклассы, подклассы на семейства, семейства на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. вплоть до весьма детальных подразделений, кончающихся группой лиц, совершенно тождественных по профессии, по объему прав и по имущественному положению. Если бы для какой-либо страны 108 В этом условном смысле правильно мнение С. И. Солнцева, защищающего двойное деление классов. Солнцев, 1—33, 334—395 и passim. 13 П. А. Сорокин, том 2 конкретно выполнить эту схему, то в результате мы получили бы очень интересную и ценную социологическую карту классового строения населения данной страны. Наглядный рисунок его мог бы быть изображен в виде «дерева», у своего же основания расходящегося на два ствола, из которых каждый в свою очередь делился бы на две основные ветви (применительно к России); каждая из них делилась бы в свою очередь на ряд разветвлений, эти делились бы в свою очередь и т. д. вплоть до предельных побегов, изображающих вполне тождественные во всех трех отношениях (по профессии, богатству, объему прав) группы. Такой монографической работой мы здесь не можем заняться, поэтому ограничимся сказанным, совершенно определенно рисующим наше понимание, состав, природу, свойства и число классов. Date: 2015-09-19; view: 274; Нарушение авторских прав |