Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Систематика сложных социальных агрегатов 1 page
Необходимость систематики социальных агрегатов Предыдущее, естественно, приводит нас к вопросу: раз всякое население, занимающее определенную территорию, представляет сложный социальный агрегат, то нельзя ли выделить основные типы последнего? Нельзя ли, иными словами, дать классификацию основных видов социального агрегата? Этот вопрос в форме проблемы «классификации обществ» давно уже возник в социологии и в социальных науках. Ряд лиц давно его поставил и попытался решить. Необходимость классификации сложных социальных агрегатов (или «обществ») диктовалась и диктуется рядом в высшей степени важных мотивов и целей. Одним из них является научная потребность в сводке и систематизации материала. Сырой, не обработанный материал, малоценен. Он необозрим и мало полезен. Далее, выросла потребность покончить с анархическим орудованием рядом терминов, постоянно употребляемых, но не имеющих определенного, сколько-нибудь общепринятого и точного содержания. Термины: «тотемическое общество», «общество родовое», «территориально-племенная группа», «народ», «племя», «кастовое общество», «общество классовое», «сословное», «национальное» и т. д., постоянно употребляются. Но то, что мы видели в применении к народу, племени, классу и национальности, применимо и к остальным понятиям, обозначающим определенного типа «общества»: точного определения их мы до сих пор не имеем, а если и имеем, то оно спорно. Такая неопределенность и неясность терминологии, естественно, загрязняет и все теории, построенные на них, и вносит сумбур во все отделы социальных наук. Третье побуждение, требующее рациональной классификации сложных социальных агрегатов, состоит в желании покончить со спекулятивной и философской социологией. Отсутствие хорошо проанализированного конкретного материала и разработанной систематики «обществ» дает простор умозрительным построениям, не основанным на фактах и не могущих быть опровергнутыми путем последних за отсутствием классификации «обществ». «Главное благодеяние, которое я ожидаю от классификации народов в социологии,—правильно говорит Штейнметц,— будет состоять в решительном и полном разрыве с социологией умозрительной и философской, оперирующей одними голословными утверждениями. Социология литературная (littéraire) должна быть изгнана навеки, без возврата». Тот же мотив указывает 1 Steinmetz. Classification des types sociaux et catalogue des peuples. L'année Sociol., t. III, 55. и Somlô2, подчеркивая, что отсутствие систематики обществ ведет к росту спекулятивных построений за счет данных индукции. Нужна систематика сложных социальных агрегатов и для целей открытия и установления социальных, в особенности, «исторических законов». При отсутствии ее социолог вынужден оперировать методом à la Летурно. Формулировавши то или иное обобщение, теоретик вместо строгой индуктивной его проверки берет «для подтверждения» два-три примера, взятых из жизни «обществ», нередко совершенно разнородных, непохожих одно на другое, как небо на землю. Таков весь печальной памяти метод работы Летурно; тем же методом орудовали и продолжают орудовать множество исследователей. «Каждый социолог до недавнего времени являлся с двумя-тремя примерами и верил, если от них зависела судьба его обобщения, что положение им индуктивно доказано»3. Нет надобности доказывать, что научная цена такой «индукции» равна нулю. Наличность систематики «обществ» кладет этому состоянию конец. Раз таковая имеется и раз все население будет распределено по соответствующим рубрикам, нельзя будет орудовать таким методом и выхватывать желаемые примеры из народов, стоящих на различных ступенях развития. С полной вероятностью можно думать, что в этом случае уменьшится и оптовое производство всевозможнейших «социологических и исторических законов», большинству коих научная цена грош4. К тому же побуждают и соображения научной экономии. Сейчас собрано столько сырого материала, что 2 См.: F. Somlö. Zur Gründung einer beschreibenden Soziologie. Berlin und 3 Somlô. Op. cit., 4. Не только методы à la Летурно, но и историко- 4 Правильно говорит Somlô: «Heute kommt aber die Ansiht immer mehr исследователь, принужденный обратиться к нему для проверки своего положения, оказывается в положении пловца, очутившегося среди безбрежного моря, без маяка и границ. Использовать весь этот материал нет сил. Выбрать из него часть, не зная к какой группе обществ он относится,— также невозможно. В итоге дилемма: или затратить огромное количество сил для кой-какого овладения материалом, или удовольствоваться методом à la Летурно, методом «примеров». Хорошая классификация социальных агрегатов эту дилемму устраняет. Исследователь может прямо получить ту группу народов, которая ему нужна: в его распоряжении оказывается уже упорядоченный и систематизированный материал5. Мы получаем лист обществ и приобретаем обозрение типичных бывших и существующих обществ. Такая классификация помогает открытию и установлению функциональных связей и закономерностей. Ввиду трудности производства настоящих социологических экспериментов она служит первичным суррогатом последних. Если та или иная связь между двумя рядами социальных явлений (напр., пастушеством и определенной формой религиозных верований) оказывается данной у всех соответствующих народов, это служит значительным подтверждением правильности надлежащей гипотезы. Если такого подтверждения нет — это симптом ошибочности обобщения. Отсюда вывод, что правильное решение проблемы классификации сложных социальных групп помогает проверке правильности или ошибочности той или иной социологической теории. Помимо этих мотивов, заставлявших ставить и решать ее, и помимо перечисленных плюсов, вытекающих из правильного ее решения, есть и другие плюсы, на которых здесь я не буду останавливаться6. Сказанное объясняет, почему исследователи, стремящиеся к точности, уже давно поставили ее и почему в наше время эта проблема стала очередной проблемой социологии. Подобно тому, как для ботаники и зоологии рациональная систематика растений и животных составляет необходимый отдел этих дисциплин, от наличности кото- рого зависит решение ряда крупных проблем биологии7, так и для социологии систематика сложных социальных агрегатов или «социальных типов», по терминологии Штейнметца («социальных видов», по терминологии Дюркгейма), составляет необходимый и неотложный вопрос дня, требующий решения. «Так как данный социальный факт может быть назван нормальным или ненормальным лишь по отношению к определенному социальному виду, то из всего сказанного следует, что известная ветвь социологии должна быть посвящена составлению этих видов, и их классификаций»,—правильно говорит Дюркгейм и тут же указывает мотивы такого выделения. «Это понятие о социальном виде имеет то огромное преимущество, что занимает среднее место между двумя крайними представлениями о коллективной жизни; я говорю о номинализме историков и о крайнем реализме философов. Для историков общества представляют собою равное их числу количество несравнимых гетерогенных индивидуальностей. У каждого народа своя физиономия, свое особое устройство, свое право, своя этика, своя экономическая организация, пригодные лишь для него; и всякая общность в этих отношениях почти невозможна. Для философа, наоборот, все эти отдельные группы, называемые племенами, городами, нациями, являются лишь случайными и временными комбинациями, не имеющими собственной реальности. Реально лишь человечество и из общих свойств человеческой природы вытекает вся социальная эволюция. Вследствие этого для первых история является лишь рядом связанных между собою, но не повторяющихся событий; для вторых эти же самые события являются лишь иллюстрацией общих законов, начертанных в природе человека... Следовательно, казалось бы, социальная реальность могла бы быть предметом или абстрактной и неясной философии, или предметом чисто описательных монографий... Но можно избегнуть этой альтернативы, если признать, что между множеством исторических обществ и единственным, но идеальным понятием о человечестве, существуют посредники — социальные виды. Понятие о виде примиряет научное требование единства с разнообразием, данным в фактах, потому что
5 См. о том же у Steinmentz'a. Ibid., 57.
6 См. подробнее об этом у Somlô. Ibid, гл. Vorteile einer deskriptiven См. об этом: P. Веттштейн. Руководство по систематике растений. M., 1903, т. I, 1—48; H. А. Буш. Систематика растений. П., 1915. Введение и passim. свойства всегда сохраняются у всех составляющих его индивидов, а с другой стороны, виды отличаются один от другого»8. Признание социальных видов, таким образом, не позволяет социологу смотреть на человечество как на одного Паскалевского человека и формулировать законы его развития, приложимые ко всем временам и народам, с другой — избавляет от чисто описательной работы историков, давая возможность исследовать явления, свойственные ряду социальных групп, относящихся к одному и тому же виду.9 Таковы основные мотивы, толкавшие и толкающие социологов к постановке и решению проблемы систематики сложных социальных коллективов. Принципы систематики социальных групп Но спрашивается, какой или какие признаки следует положить в основу классификации «обществ»? По каким основным признакам следует их группировать? И каким условиям должен удовлетворять principium divisionisï Из четырех порядков классификации, указываемых Durand'oM, a именно: по принципу общности или сходства, по принципу строения (composition) или коллективности, по принципу иерархии и по принципу генеалогии или эволюции, — Штейнметц наиболее подходящим считает принцип сходства. И для нас этот принцип классификации кажется наиболее приемлемым. Он же по существу лежит и в основе систематики растений; но здесь этот принцип в настоящее время обычно совпадает с принципом генетическим ш. В социологии 8 Дюркгейм. Метод социологии. Изд. Иогансона, 83—84. 9 Дюркгейм. Ibid., 84—85. Те же соображения приводит и Штейнметц. 10 «Попытка опираться в систематике на особенности истории развития дело обстоит несколько иначе. Возможно, что со временем, когда систематика социальных агрегатов подвинется достаточно далеко, и здесьч^ринцип сходства в общем совпадет с принципом филогенетической систематики". Но пока, при современном состоянии социологической систематики, приходится исходить из принципа сходства. «Для нашей специальной цели, которая состоит не столько в объяснении филиации обществ, сколько в том, чтобы способствовать успеху социологических исследований вообще, заставляя нас знакомиться со всеми типами обществ и цивилизаций и позволяя нам всегда иметь в уме всех представителей каждого из них», наиболее подходит классификация по принципу сходства, «по совокупности существенных черт, указывающих главные сходства и различия сравниваемых типов»,— правильно аргументирует Штейнметц12. К этим соображениям можно добавить следующие. Приходится исходить из принципа сходства потому, что сама филогенетическая систематика может развиться лишь тогда, когда достаточно высоко стоит систематика по принципу сходства. История ботанической систематики говорит за это. Она прошла через три стадии. «За первым, исключительно описательным периодом, следовал второй, в котором сознавалась потребность расположить фактический материал в удобо-обозреваемый порядок, но с чисто морфологической точки зрения»13. И лишь после того, когда этот период дал ряд ценных данных, возглавляемых работами Линнея, мог начаться третий филогенетический период. Но и в этот период, в основе филогенетической систематики лежит тот же принцип сходства: «Самым важным методом естественной (филогенетической) систематики,— читаем мы у того же Веттштейна,— всегда был сравнительно-морфологический, который стремится выяснить сходство и различие растений из точного сопоставления их морфологического строения, и на основании полученных результатов вывести заключение об их сродстве» 14. Следовательно, без классификации по сходству не может быть и самой филогенетической классификации. 11 Полного совпадения их нет и в систематике растений. См. у Ветт 12 Steinmetz. Ibid., 78. 13 Веттштейн. Ibid., 1. 14 Веттштейн. Ibid., 20. Не приходится пока что принцип филогенезиса класть в основу социологической классификации и потому, что сходства двух социальных групп не всегда вызываются общим происхождением, и обратно, две группы, имеющие «общее происхождение», (напр., две колонии эмигрантов из общей метрополии), под влиянием различных условий, могут с течением времени весьма резко отличаться друг от друга. Наконец, в социологии только в метафорическом смысле можно говорить о «происхождении», «филиации», «филогенезисе» и т. п. одних групп от других. Этих соображений достаточно, чтобы согласиться с тем, что систематика социальных агрегатов может исходить только из принципа сходства. Но какого сходства? У социальной группы черт и свойств много. Сходство каких же признаков должны мы исследовать и сравнивать? Трудно найти две социальные группы, абсолютно тождественные друг с другом. Значит, между их сравниваемыми признаками надо брать не все, а только некоторые, наиболее существенные. Какие же признаки наиболее существенны? Систематика естественных наук различает классификации «естественные» и «искусственные». Для филогенетической систематики «искусственной системой называется такая, которая не основывается на изучении истинного родства организмов, не опирается на целый ряд признаков, добытых таким изучением, а пользуется одним или немногими наглядными признаками для построения своих групп. В эти группы, понятно, попадают организмы, ничего общего между собой не имеющие, кроме того случайного признака, который положен в основу классификации». Такова искусственная систематика растений Линнея, положившего в основу своей системы число и способы срастания тычинок15. «Естественная» классификация растений основывается, напротив, на принципе сродства, установляемого главным образом по сходству постоянных «организационных признаков» 16. Сообразно с этим «естественная» социологическая классификация должна брать «в качестве сравниваемых признаков классификации такие, которые не произвольны и не случайны, наличность которых у сравниваемых групп означает и наличность наиболь- 15 Я. А. Буш. Op. cit., 5. 16 Веттштейн. Ibid., 35. шего числа других o6nrak свойств»17. Еще яснее ту же мысль выражает Somlô. «Хорошая классификация не должна быть произвольнойдт. е. чисто внешним разделением вещей, но должна показывать, что в обществе, которое обладает избранным в качестве принципа классификации свойством, имеются вХналичности и другие (связанные с ним) свойства». Важность и существенность признака решается тем, «находится ли с ним в связи большое число других сопутствующих признаков или нет; иными словами: дается ли наличностью этого признака достаточная характеристика соответственной индивидуальности или нет». Если да, то признак избран удачно. Установив эти общие основы, теперь и спросим себя: какие же конкретно из признаков социальных групп удовлетворяют этим условиям? Должен ли таким признаком быть только один признак или их должно быть несколько? Ответим сначала на второй вопрос, а затем уже перейдем к первому и пробежим бегло те признаки, которые выдвигались разными классификаторами социальных групп. Большинство социологических классификаций является классификациями «монистическими», исходящими из одного классификационного признака. Для специальной цели такой прием, быть может, и хорош. Но он недостаточен для того, чтобы охватить всю индивидуальность классифицируемых агрегатов. Как сейчас увидим, трудно выбрать один такой признак, наличность или отсутствие которого давало бы представление о всех существенных чертах систематизируемой группы. Вот почему при задаче полной характеристики классифицируемых типов приходится комбинировать и учитывать ряд признаков. Это следует и из того, что систематика конкретных и несравненно более простых явлений, чем социальные группы, а именно, систематика животных и растений, и та не «монистична», а плюралистична, она учитывает не один какой-либо признак, а одновременно ряд признаков. Беру для примера краткую 17 Steinmetz. Ibid., 74. 18 Somlô. Op. cit., 22, 30. То же говорит и Ришар: «Classer scientifiquement, характеристику основных «типов» растений. «1-й тип. Myxophyta. Одноклеточные или многоклеточные организмы. В вегетативной стадии развития клеточки без оболочки. Автотропного щггания нет. Нет ни у одного вида полового воспроизведения». «VII тип. Cormophyta. Многоклеточные организмы. Клеточки одеты всегда оболочкою, состоящею из двух раковиновидных половинок. Автотропия. В ассимилирующих клеточках хлорофилл. Помимо вегетативного размножения постоянно половое воспроизведение. Приспособления к развитию половых органов вне воды. Закономерное расчленение на корень, стебель и лист»19. Как видим отсюда, даже самое крупное подразделение растительного царства, разделение на типы, и то производится не на основе одного признака, а ряда признаков: 1) количества клеток, 2) формы клеток, 3) способов питания (автотропизм и гетеротропность), 4) наличности или отсутствия хлорофилла, 5) способов воспроизведения, 6) морфологического строения. Если же взять не общую суммарную характеристику растительных типов, а главы, посвященные прямому описанию той или иной группы растений: типов, отделов, классов, порядков, семейств, родов и видов, то здесь каждое подразделение характеризуется с помощью целого ряда признаков20. То же видим мы и в систематике животных. Вот почему и Штейнметц и Зомло правы, настаивая на необходимости ряда признаков, а не одного21. Это имеет значение в особенности в начальные периоды систематики. Чем полнее здесь будут указаны признаки, но с оговоркой, чтобы они были точны и хотя косвенно связаны друг с другом, тем лучше. С этой оговор- кой здесь без иронии применимо положение: кто много приносит, всегда что-нибуд\да приносит22. Потом отбор важных и неважных признаков произойдет сам собой. Вот почему, в отличие от первых классификаторов, новейшие, наиболее авторитетные\исследователи народов и групп стремятся описать и охватить их всесторонне. Доказательством этого служит характер социолого-этно-графических вопросников. Они с течением времени становятся все более и более детальными23. Важно лишь, повторяем, чтобы классификационные признаки были определенны и связаны друг с другом, чтобы множественность их не была «рассыпанной храминой» или бессистемным и случайным нагромождением отдельно выхваченных и случайно соединенных черт. При соблюдении этих условий «плюрализм» классификационных признаков необходим и целесообразен. Ответив на этот вопрос, теперь спросим себя, какими же конкретно должны быть искомые признаки? Какие свойства следует брать в качестве существенных критериев классификации сложных социальных групп? Сделаем беглый обзор соответственных классификационных попыток, делавшихся в области социологии и социальных наук. Главнейшие социологические классификации сложных социальных агрегатов Все соответственные теории можно разделить на ряд групп. В первую группу отходят классификации смутные и неопределенные, не имеющие научной ценности. Таковы, напр., подразделения народов и групп на: «дикие и цивилизованные», на исторические и неисторические и т. п.
19 Веттштейн. Ibid., 48—50. 20 См. специальн. часть в курсах по систематике растений Веттштейна, 21 См.: Steinmetz. Ibid., 105—107. «Нельзя ограничиваться одним при 22 Somlô, 36. 23 См. для примера: Frazer. Questions on the manners, customs, religions Здесь нет никакого определенного признака деления, и потому приходится пройти мимо таких теорий24. Вторую группу теорий составляют классификации искусственные. Примером их могут служить теории Каста, У орда и Фулье. Кост строит таблицу народов в зависимости от плотности населения и % отношения городского населения к остальному. Чем больше соответственные цифры, тем выше, по его мнению, народ и тем он могущественнее 25. Сообразно с этим он дает таблицу социальной прогрессивности и сравнительного могущества государств. Выше я указал на ее недостатки. Во-первых, страны одной культуры (напр., Персия и Китай), по Косту, оказываются на весьма различных ступенях, и обратно. Такие страны, как Швеция, оказываются по развитию ниже Турции, Соединенные Штаты Америки оказываются менее могущественными, чем Россия, Германия и Франция26. Этих данных достаточно, чтобы признать систематику Коста неудачной и чисто искусственной. Теория Фулье, различающая народы по степени гармонии целого к части, к индивиду, совершенно неопределенна и «философична». Ее место — в первой группе смутных и неясных теорий. Уорд классифицирует социальные группы по стадиям развития, различая народы, находящиеся в 1) the solitary or autarchic stage (изолированная жизнь), 2) constrained aggregate or anarchic stage, 3) the national or politarchic stage, 4) the cosmopolitan or pantarchic stage4* (интернациональный период). Классификация неопределенна, во-первых; гипотетична: неизвестно, была ли когда стадия изолированной жизни; сейчас ее, наверное, нет, во-вторых; при всем желании провести границу между 3 и 4 группой, мы не можем, ибо Уорд не дает точного разграничения их: была ли Россия времен Грозного в 3-й или в 4-й группе? Если в третьей, то что нужно для бытия четвертой: только ли 24 Сюда относится и теория П. Л. Лаврова, делившего народы на ис 25 Caste. Principes d'une sociologie objective. 1899, 160—175; Его же. 26 Kocm. L'expérience, 602. наличность интернациональных сношений или интерна-ционально-государственноеХслияние современных государств в одно государство? Но тогда и 4-ой стадии пока что не существует. Значит, остаются только стадии 2 и 3-я. Но и между ними нельзя провести точного разграничения: куда, напр., отнести современную Россию, к 3-й или ко 2-ой группе?27 Помимо этого классификация исходит из одного признака. Она неудачна. К третьей группе относятся классификации, исходящие из характера и интенсивности экономической жизни. Представителями ее могут служить классификации Листа, Шлъдебрандта, Рошера, Бюхера, Ipocce, Hahn'a, a совсем в недавнее время классификация Hobhouse'a, Wheeler'a и Ginsberg'a. Лист признаком классификации берет способы добывания средств существования и сообразно с этим делит общества на: 1) охотнически-рыбо-ловные, 2) пастушеские, 3) земледельческие (в соединении с мануфактурным (производством), промышленностью и торговлей) и 4) индустриальные. Ошибки и недостатки его классификации: 1) ложная предпосылка однолинейно-сти и однотипности развития: многие народы (напр., Перу и древние туземцы Америки) совсем не проходили пастушеского периода и от охотническо-рыболовного периода сразу перешли к земледелию; 2) однобокость и «монистичность» классификации и ее неудачные следствия: а) по Листу, земледельцы непременно должны быть выше охотников и рыболовов; между тем, факты показывают, что нередко охотничьи народы по политической организации, степени знания, по характеру религиозных верований и т. д. стоят выше низших земледельцев; Ь) народы, стоящие на одной стадии экономического развития, напр., различные земледельческие или индустриальные народы, по другим своим признакам оказываются резко различными друг от друга. Посему, классификация, подобно искусственной классификации Линнея в ботанике, заставляет помещать в одну рубрику народы резко отличные друг от друга и имеющие мало общего между собой. Эти и ряд других возражений применимы почти ко всем классификациям этой группы28. 2^ См. критику этих теорий у Штейнметца: Ibid., 82 и ел. Я здесь ограничиваюсь самыми общими положениями, излагающими сущность классификаций, и самыми беглыми критическими замечаниями. За подробным содержанием теорий отсылаю читателя Date: 2015-09-19; view: 336; Нарушение авторских прав |