Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Философия в контексте мировой культуры⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
1. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания. Философские учения о субстанциональном устройстве мира. 2. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе. 3. Философия как рациональная культура. Общество и глобальные проблемы современности. Основные термины. Контрольные вопросы и задания к теме.
1. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания. Философские учения о субстанциональном устройстве мира. Философия – это наукаобуниверсалиях, т.е. предельно общих понятиях. Мы их рассматривали практически в каждой теме. Понятия бытие, сознание, материя, познание, личность, общество и т.д. – это универсалии. Важнейший компонент структуры философского знания - аксиология, наука о ценностях бытия. Аксиологическими универсалиями культуры являются понятия: красота, добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, честь и совесть. Для аксиологического (ценностного) осознания бытия важно этическое (нравственное) и эстетическое (художественное) мировосприятие. Этика, по существу, представляла главное содержание философии для таких мыслителей, как Сократ, Кант, Толстой. Сократ сформулировал учение нравственного интеллектуализма, Кант – нравственного категорического императива, а Толстой – этики ненасилия. Эстетика также занимала существенное место в философии Платона, Кьеркегора, Сартра. Сознание человека никогда не оставалось безучастным к миру, на протяжении всей своей жизни человек формировал ценностное отношение к явлениям мира, ценностное сознание. Универсальные ценности – базовое понятие культуры. В них заключен основной смысл понимания мира и места в нем человека. Представление о них формируется в каждом человеке в результате процесса его социализации, т.е. становления человека как субъекта общественных отношений. В универсалиях культуры формируется мировоззрение, характерное для того или иного этапа культурной эволюции. Универсалии играют важнейшую роль в когнитивных (научно-теоретических) процессах, формировании и развитии научного знания. Кроме того, они выступают в качестве инструмента чувственного мироощущения, мировосприятия и миропредставления. Набор культурных универсалий стабилен: мир, изменение, причина, целое. Это универсалииобъектногоряда, т.е. универсалии, отражающие объективные процессы развития мира. К универсалиям этого ряда относится также широко известная и употребляемая в философии категория субстанции. Слово "субстанция" в переводе с латинского языка означает "сущность", "нечто, лежащее в основе". Субстанция – философское понятие классической философской традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. В античной философии субстанция понималась как субстрат, первооснова всех вещей (например, вода у Фалеса). В средневековой философии, в номинализме и реализме, анализировалась субстанциональная форма бытия. В философии Нового времени субстанция в различных ее формах была основой бытия в учениях Декарта, Спинозы, Лейбница. Субстанция толковалась онтологически и гносеологически. В философии Гегеля субстанция предстала как некая целостность, основа изменения сторон вещей. В современной неклассической философии преобладает антисубстанциалистская позиция. Другая разновидность универсалий: универсалиисубъектного ряда. К ним относятся такие универсалии: человек, счастье, свобода, государство, справедливость и т.п. Они отражают стороны эволюции человека, субъекта бытия. Наконец, третья разновидность универсалий: универсалии субъектно - объектного ряда. К ним относятся такие универсалии: познание, истина, деятельность. Они отражают взаимодействие субъекта и объекта познания. К универсалиям социальной философии, которые мы уже отчасти рассматривали, относятся понятия социального бытия и общественного сознания, свободы и ответственности и другие. 2. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе. Свобода – универсалиякультурысубъектногоряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античности люди делились, по преимуществу, на рабов и свободных по принципу – человек, исполняющий некую целевую программу (раб), либо человек, реализующий свои цели, деятельность которого является творческой (свободный). В Древней Греции статус свободных форм деятельности имели духовные формы: философия и свободное искусство как воплощающие личный замысел в творчестве в отличие от физической деятельности ("презренный труд", "удел раба" – у Аристотеля). Труд раба не являлся творческим, а был лишь средством типового тиражирования предметов, употребляемых другими. Раба называли "говорящим орудием", способным понять приказания (таков духовный аспект "орудия") и выполнить их в ходе предметной деятельности (физический аспект "орудия"). Аристотель говорил, что, если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию, то не нужны были бы рабы. Именно в такой двойственности статуса и отсутствии возможности имманентного (внутреннего) целеполагания, осознаваемой человеком, коренится механизм несвободы. В современной европейской культуре доминирующим оказывается именно этот аспект свободы, получивший характеристику в классической философской традиции как свобода воли. Понятие свободы воли может быть отражено (в когерентном аспекте) в контексте философии власти. Понятие власти передает возможность внешнего целеполагания, деятельности другого субъекта. М. Вебер писал, что свобода есть возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению; это есть способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на других людей. В неклассической философии проблема свободы выходит за пределы психологии и гносеологии. Она толкуется в имманентно-экзистенциальном виде. К толкованиям подобного рода относится идея обреченности на свободу у Сартра, философия свободы как возможность бунта у Камю, свобода как наджизненный феномен в культурной антропологии М. Шелера, свобода как преодоление отчуждения личности у М. Бубера, выход человека за пределы своей "одномерности" у Г. Маркузе. В основе такого толкования свободы лежит субъективная система ценностей. Социокультурная трактовка свободы не может не быть соотнесенной с социальной сферой. Демократические свободы, политические права и свободы, правовые свободы являются путями преодоления несвободы. Свобода воли есть важная особенность человека, его способность к самоопределению в своих действиях. В античности человек, обладающий свободой воли – это гражданин полиса, это человек, живущий на земле своих предков. Человек, не обладающий свободой воли, это не столько "раб", сколько "негрек", "варвар". Гомер полагал, что свободный - это тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Сократ отмечал, что свободным может быть только знающий свободу и обладающий знаниями. Невежество толкает на неверный путь, ведет к несвободе. В русской философии Н. Бердяев развивал философские представления о свободе как свободе творчества. С этой позиции он критиковал христианство как идеологию, отнимающую у человека возможность творчества, т.е. свободы. С универсалией свободы тесно связана также другая универсалия – ответственность. Ответственность – философско-социальная категория, отражающая объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношения между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. С этой точки зрения ответственность может быть юридической, моральной и т.д. В зависимости от субъекта ответственных действий выделяется индивидуальная, групповая или коллективная ответственность. Регулятором ответственности выступает совесть. Цельность ответственной личности складывается на основе ее практической деятельности. При этом ответственное поведение личности соответствует ее личностным ценностям. Между категориями свободы и ответственности существует тесная связь. Ее можно выразить, например, в одном из положений персоналистской философии Н. Бердяева: только свободный ответствен, и только ответственный свободен. Свобода проявляется в условиях совпадения личных стремлений с требованиями социума. 3. Философия как рациональная культура. Общество и глобальные проблемы современности. Мы рассмотрели довольно много философских концепций и идей современных мыслителей. Особенностью философии является ее рационализм. Философия есть культурарационализма, именно в этом отношении она и представляет главную ценность для человека и мира. Можно сказать, что философия отражает мысль человечества в ее динамике. Философские идеи передаются из поколения в поколение и образуют некую логическую систему, которая и есть философия. Почти у каждого из крупных мыслителей прошлого и философов нашего времени есть последователи, философские школы. К ним относятся школы платоников и неоплатоников, аристотелизм и неоаристотелизм, томизм и неотомизм, спинозизм, кантианство, гегельянство, ницшеанство — в их современном варианте. Кроме того, это фрейдизм, феноменология, персонализм в различных формах. Все философские концепции, так или иначе, связаны между собой. Философский разум опирался на предшествующие учения мыслителей: мы видели, как человеческая мысль течет из поколения к поколению, из эпохи в эпоху, не теряя логики и смысла. Философ во все времена напряженно пытался решить проблемы общечеловеческой культуры: сущность бытия и место в нем человека; индивид и индивидуальность; многообразие и единство культур; перспективы человеческой цивилизации; способы познания; пути совершенствования человека и общества и т. д. Философия призвана помочь рациональному осмыслению быстро меняющегося мира, влиять на формирование разумного массового сознания. Разумная и целенаправленная деятельность — условие цивилизации. И в этом смысле изучение философии предполагает содействие развитию разумного мировосприятия. Философия, конечно, не даст рецептов на все случаи жизни, но научит жизни разумной. (Известна фраза Шопенгауэра о том, что философия не дала ему богатства, но освободила от многих трат). В жизни человека немало критических моментов ("пограничных ситуаций", по К. Ясперсу). Философское знание позволяет справиться с ними на рациональном уровне, сделать предметом рационального осмысления наши интересы и устремления, неудовлетворенность самим собой и тем, что нас окружает, привлечь культурно-исторический опыт. После такого размышления проблема, возможно, потеряет свою остроту, и человек сможет избрать разумное действие. Мы видели, что философия способна осмыслить не только далекие от человека проблемы космогонии или теогонии и т. п., но она помогает решить и многие частные вопросы. В их числе и экономические вопросы (Фалес), и вопросы искусства публичной речи (Сократ, Протагор), и проблемы способа жизни (античные этические школы) и т. д. Философия помогает понять вред стереотипов в познании и практике и ощутить потребность постоянного поиска новых путей познания, который по существу не прекращался за всю историю человечества. Сменяли друг друга пессимистические и оптимистические учения, последние все же преобладали и обеспечивали движение мысли к познанию. И здесь важна фигура самого мыслителя — творца, носителя оригинальной идеи, теории. Порой философ превращался в мученика своей идеи. Редко философия была благодарным трудом, чаше мысль ценилась уже после смерти ее автора. Философские учения прошлого и современности в большинстве своем имеют не только рационалистическую, но и гуманистическуюнаправленность. Они различны и ни одно из них не претендует на абсолютную истину, но в своей совокупности они образуют нечто весьма ценное, что необходимо человеку. Любая же иная позиция, претендующая на непререкаемый авторитет, стремление быть единственным обладателем абсолютной истины — мало сказать, неразумны, но чреваты многими опасностями для социальной практики. Нет и не должно быть монополии на истину— вот философская истина. Уважение к культуре человечества, ее знание обеспечивают благополучие сегодняшнего дня. Философии принадлежат самые первые попытки осмысления так называемых глобальныхпроблем: войны и мира, экологии, социального прогресса, насилия и ненасилия и т. п. Этими проблемами по существу занимались все философы и все философские школы. Какой бы сложной теоретико-познавательной проблемой не был занят Кант, но он написал и интереснейший трактат "О вечном мире". Как бы ни увлечен был Аристотель логикой, но он написал и "Этику". Как ни занят был Толстой проблемами психологии человеческой души, он написал трактаты "К политическим деятелям" и "Так что же нам делать?", посвященные вопросам социальной перспективы России, насилия и ненасилия. Термин " глобальный" происходит от латинского слова "глобус", "земной шар". Глобальные проблемы, т.е. всеобщие проблемы, совокупность жизненно важных проблем человечества. К ним относится проблема предотвращения термоядерной войны и обеспечения мирных условий для развития народов. А также – преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты, неграмотности; демографическая проблема; экологическая и сырьевая проблемы. Все они носят общемировой, общечеловеческий характер. В их решении заинтересована вся наша планета, ибо с ними связано неблагополучие и тех стран, которые на первый взгляд развиваются вполне благополучно (проблема международного терроризма, например). Глобальные проблемы не имеют политического, государственного или партийного характера. Их решение – общественное дело, поэтому более всего ими занимаются общественные организации. Самая известная из них – общественная организация " РимскийКлуб ", возникшая в 1968 г. под председательством итальянского экономиста и философа А.. Печчеи. Римский Клуб – объединение ученых более чем 30 стран. В 1968-1981 г.г. было проведено исследование состояния планеты, которое завершилось работой "Пределы роста". Руководителем этой работы был американский ученый Д. Медоус. Выводы ученых Римского Клуба выглядели неутешительно. Научно-технический прогресс при отсутствии должного контроля со стороны общества способен обернуться катастрофой. Это может случиться уже в первой половине ХХ1 в. Преодолению опасности глобальной катастрофы способен помешать только т.н. "нулевой рост" и экономики, и народонаселения. Следующим этапом станет переход к "органическому росту". Римский Клуб полагает, что необходимым условием для оздоровления планеты может стать политический режим. Либеральный реформизм в перспективе станет необходимой мерой выживания человечества. Римский Клуб задался целью привлечения внимания современности к острейшим проблемам. Ученые высказались категорически против гонки вооружения, за разрядку международной напряженности, сделав при этом акцент на ограничение научно-технического прогресса во всех областях. Рекомендации Римского Клуба регулярно рассылаются правительствам всех стран. Именно на основе рационально-философского осмысления глобальных проблем впервые были поставлены вопросы о приоритетах ценностей в культуре человечества: классовых, национальных, религиозных и — общечеловеческих; войны или мира; созидания или разрушения; "господства" над природой или гармонизации взаимоотношений человека и природы. Как и прежде, основной философской проблемой сегодня остается проблема человека, его отношений с природой, бытием, познания и самосознания, смысла жизни и главных жизненных ценностей. Все эти вопросы остаются столь же открытыми, как и два тысячелетия назад.
Основные термины. Универсалии; универсалии объектного ряда, универсалии субъектного ряда, универсалии субъект-объектного ряда; аксиология и ценностное сознание; субстанция и субстанциональное устройство мира; свобода, свобода воли, ответственность; глобальные проблемы, Римский Клуб. Контрольные вопросы и задания к теме. 1. Универсалии культуры – это: - предельно общие понятия - категории материализма - категории идеализма - все непознанное 2. Универсальные ценности – это: - нация - государство - добро - религия 3. Свобода – это: - универсалия культуры объектного ряда - универсалия культуры субъектного ряда - одно из понятий нравственности - понятие гносеологии 4. Свобода как имманентное состояние человека характерно для: - классической философии - неклассической философии - античной философии - средневековой философии 5. Свобода как индивидуальная способность к творчеству толковалась в философии: - Н. Бердяева - Э. Фромма - Ф. Ницше - К. Маркса
6. Тезис: "Наука – чума нашего времени" может принадлежать: - антисциентисту - сциентисту - философу - обывателю 7. Представление о природе как объекте человеческой эксплуатации свойственно: - технократу - гуманисту - глобалисту - антиглобалисту 8. Глобальные проблемы современности – это: - общепланетарные проблемы - общефилософские проблемы - социальные проблемы - интеллектуальные проблемы 9. Организация, занимающаяся решением глобальных проблем, называется: - Римский Клуб - Всемирная Академия - Организация Объединенных Наций - ЮНЕСКО 10. Основателем организации ученых, занимающейся изучением глобальных проблем, является: - Медоус - Печчеи - Маркс - Поппер
Тематика рефератов. 1. Философия и мировоззрение. 2. Основные философские вопросы и их отражение в литературе. 3. Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право. 4. Философия и религия. Философы о религии. 5. Ранняя философская мысль. Индийская философия и ее книги. 6. Система йоги как философия и практика. 7. Философия буддизма. 8. Китайские философские учения. 9. Античные натурфилософские школы о макро- и микромире. 10. Античная диалектика. Гераклит. 11. Философия Сократа. 12. Теория идей Платона. 13.Логика Аристотеля. 14. Античная философия и генезис европейской научной мысли. 15.Средневековая схоластика и ее значение для развития логики. 16. "Цветочки" Франциска Ассизского. 17. С. Боэций и его произведение "Утешение философией". 18. П. Абеляр "История моих бедствий". 19. Идеи русского космизма и их современное значение. 20. Проблема человека и смысла жизни в русской философской мысли. 21. Проблемы насилия и ненасилия в русской философии. Толстой и Ганди. 22. Идеи соборности и софиологии в русской философии. 23. Философия свободы Н. Бердяева. 24. Европейская философия жизни. 25. Философия экзистенциализма и ее отражение в художественной литературе. 26. Философия современного рационализма и неорационализма. 27. Понятие материи в истории философии. 28. Философские учения о субстанциональном устройстве мира. 29. Произведение Э.Фромма "Здоровое общество". 30. Произведения Э. Фрейда о сознании и бессознательном в индивиде. 31. Учение К. Юнга об архетипах 32. Проблема сознания в философии и естественнонаучном знании. 33. Вненаучное познание и его формы. 34. Универсалии культуры и их мировоззренческая значимость 35. Проблема свободы личности. 36. Насилие и ненасилие в истории философской мысли. 37. Глобальные проблемы современности. "Глобализм" и антиглобализм.
Литература Литература основная Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2000. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4 кн. М., 1994. Канке В. А. Философия. Учебник. М., 1997. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991. Немировская Л.З. Философия. Учебное пособие. М., 1998. Немировская Л.З. Немецкая культурантропология. Учебно-методическое пособие. М.. 2002. Немировская Л.З. Толстой и Ницше. Учебное пособие. М., 1998. Философия. /Фокина З.Т., Немировская Л.З. и др. Учебное пособие. М., 2001. Философия. Учебник. /Под ред. Лавриненко В. Н. М., 1998. Философия. Учебник. /Под ред. В.Д. Губина. М., 1997.
Литература дополнительная Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Аристотель. Соч. В 4 т. - Т.1. М., 1975. Библия. Бердяев Н. Самопознание. М., 1991. Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 2 т. Л., 1990. Боэций С. Утешение философией. Трактаты. М., 1990. Бэкон Ф. Новый органон. /Соч. В 2 т. М., 1972. Гердер Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1877. Гностики. Киев, 1997. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. История философии. Энциклопедия. М., 2000. Кастанеда К. Отдельная реальность. М., 1991. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966. Камю А. Избранное. М., 1989. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1991. Кун Н. А. Боги Древней Греции. М., 1992. Лейбниц Г. Монадология. /Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1982. Лосев А.Ф. История философии как школа мысли. М., 1989. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1993. Лекции проф. А.И. Введенского по Древней философии. СПб., 1911. Материалисты Древней Греции. Сб. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1980. Большой мифологический словарь. Мифология. М., 1998. Немировская Л.З. Философия Толстого. М., 2000. Ницше Ф. и др. Сумерки богов. М., 1989. Общая история философии. /Вундт В. и др. В 2 т. СПб., 1910. Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? Дегуманизация искусства. М., 1991. Платон. Избранные диалоги. М., 1965. Платон. Соч. В 3 т. М., 1969-1971. Поппер К. Нищета историзма. М., 1993. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1991. Русская философия. Словарь. М., 1993. Рубинштейн Р. И. Мифы Древнего Египта. М., 1989. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1993. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. Соловьев В. Избранные произведения. М., 1991. Спиноза Б. Соч. В 2 т. – Т.1. Этика. М., 1957. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М., 1992. Таранов П. С. Философская афористика. М., 1996. Таранов П. С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. Фрейд З. Будущность одной иллюзии. М.-Л., 1930. Фромм Э. Душа человека. М., 1994. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.. 1992. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. /Сочинения. М., 1989. Штайнер Р. Теософия. Ереван, 1990. Шюре Э. Великие Посвященные. М., 1991. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............. 3 Тема 1. Предмет и предназначение философии.... 4 1. Что такое философия? Понятие философского знания... 4 2. Мировоззрение, его формы и исторические типы… 8 3. Предмет философии. Структура, основные функции и предназначение философии…. 12 Основные термины… 17 Контрольные вопросы и задания к теме… 17 Тема 2. Исторические типы философии. Ранняя философская мысль Древнего Востока. … 18 1. Исторические типы философии… 18 2. Ранняя философская мысль Индии. Философские школы о Вселенной, человеке и познании мира… 20 3. Философское содержание древнеиндийских текстов. Упанишады-веды. Бхагавадгита. Дхаммапада… 24. 4. Ранняя философская мысль Египта. Наука и зарождение философского скептицизма… 30. 5. Древнекитайская философия. Конфуцианство. Даосизм. Теория познания Мо-Цзы… 36 Основные термины….45 Контрольные вопросы и задания к теме…45 Тема 3. Античная философия.... 46 1. Особенности и основные этапы развития античной философии… 46 2. Натурфилософские школы о макро- и микрокосмосе. Милетская школа. Элейская школа. … 48 3. Античная диалектика. Гераклит… 54 4. Античный материализм и атомизм. Демокрит. Идеализм пифагорейской школы и софизма… 55. 5. Сократ и его этика.. 61 6. Объективный идеализм Платона. Теория идей… 67 7. Философское учение Аристотеля. … 70 8. Философия эпохи эллинизма и переход к новой эпохе философской мысли…. 72 Основные термины… 72 Контрольные вопросы и задания к теме…72 Тема 4. Средневековая философия...... 75 1. Проблемы мира и человека в средневековой философии….75 2. Августин и учение о трансценденции… 76 3. Западноевропейская схоластика. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума… 78 Основные термины… 83 Контрольные вопросы и задания к теме…83 Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени......... 85 1. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Формирование научной картины мира…85 2. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания. "Идолы познания"…. 87 3. Рационализм Р. Декарта. "Рассуждение о методе"…90 4. Метафизика и этика Б. Спинозы. …. 92 5. Г. Лейбниц и его учение о субстанциях. Монадология…. 93 6. Д. Локк и Т. Гоббс о государстве и естественных правах человека…94 Основные термины… 96 Контрольные вопросы и задания к теме.. 96 Тема 6. Философия Просвещения ХУШ в. и классическая немецкая философия........ 98 1. Основные идеи философии Просвещения ХУШ в. (И. Гердер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)…… 98 2. Гносеология И. Канта. Понятие априорного знания….99 3. Этическое учение Канта. Нравственный категорический императив...101 4. Объективный идеализм и диалектика Гегеля….102 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха….106 6. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли. Формирование и основные проблемы философии марксизма…108 Основные термины.. 110 Контрольные вопросы и задания к теме…110 Тема 7. Русская философия.......111 1. Традиции и особенности русской философии. Западничество и славянофильство. Философия русского космизма….. 112 2. Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л. Толстой……113 3. Софиология и идея соборности в русской философии. В. Соловьев...115 4. Философия Н. Бердяева. Персонализм. Проблема свободы….116 5. Практически-нравственная ориентация русской философии. Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев. Теория парадоксальной этики Н. Бердяева………117 Основные термины…119 Контрольные вопросы и задания к теме…..119 Тема 8. Западноевропейская философия. …….. 120 1. Философия жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше….120 2. Философия экзистенциализма и ее проблематика. С. Кьеркегор и проблема морального выбора……124 3. Проблема человека, его существования и сущности в современном экзистенциализме. М. Хайдеггер. К. Ясперс. Ж.-П. Сартр. А. Камю…..127 4. Философия современного позитивизма и прагматизма…..130 Основные термины….133 Контрольные вопросы и задания к теме…..133 Тема 9. Философские проблемы бытия и материи. Онтология.......... 135 1. Понятие бытия. Основные формы бытия. Категория бытия в истории философии… 135 2. Понятие материи, ее субстанциональность. Формы существования материи. Философское и естественнонаучное представления о материи..138 3. Социальное бытие. Э. Фромм о двух способах жизни человека в обществе….. 140 4. Универсальные связи бытия. Диалектика, ее принципы и законы….142 Основные термины…..144 Контрольные вопросы и задания к теме……144
Тема 10. Проблема сознания в философии..... 145 1. Понятие сознания. Представление о сознании в истории философии….145 2. Сознательное и бессознательное. Учение З. Фрейда о бессознательном…. 147 3. Общественное сознание. Учение К. Юнга о "коллективном бессознательном" и архетипах культуры …. 150 Основные термины…….152 Контрольные вопросы и задания к теме ….152 Тема 11. Философские проблемы познания. Гносеология…. 154 1. Познание и его структура. Чувственное и рациональное познание…..154 2. Истина: понятие и основные концепции. Критерий истины…155 3. Познание научное (когнитивное). Исторические типы рациональности. Знак, его природа и роль в информационной деятельности… 157 4. Познание вненаучное. Философский мистицизм……..158 Основные термины……166 Контрольные вопросы и задания к теме ……166 Тема 12. Философия в контексте мировой культуры. ….167 1. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания. Философские учения о субстанциональном устройстве мира…… 167 2. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе….. 168 3. Философия как рациональная культура. Общество и глобальные проблемы современности…….. 169 Основные термины ……… 172 Контрольные вопросы и задания к теме……. 172 Тематика рефератов …… 173 Литература 174
[1] Рассел Б. История западной философии. Пер. с англ. М., 1959. – С. 7. [2] Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? /Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Сб. Пер. с исп. М., 1991. – С.27. [3] Аристотель. Метафизика./Мир философии. Ч.1. М., 1991. – С.12-13. Метафизика – так Аристотель называл философию, или мудрость. Метафизика – знание о сверхприродном мире. [4] Гете И.-В. Избранные философские произведения. М., 1964. – С.350. [5] Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пер. с нем. П., 1923. – С. 39. [6] Соловьев В. С. Идея "сверхчеловека". \ Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. – С. 294-285. [7] Кун Н.А. Боги Древней Греции. М., 1992. – С.3. [8] Там же. – С. 38-38. [9] "Золотое сечение", или "золотая пропорция", означает, что деление отрезка АВ на две части производится так, что соотношение отрезков складывается по формуле АР: РВ = АВ: АР. Это отношение приблизительно равно 5\3, или 8\5, или 13\8 и т.д. Этот принцип используется в архитектуре и введен Леонардо да Винчи. [10] См. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. – С. 7-8. [11] Там же. [12] Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. \Соч. В 2 т. Т.2. М., 1988. – С.179-181, 227-229. [13] Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. Сборник. Пер. с исп. М., 1991. С. 21-23. [14] См. Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? \Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Сб. Пер. с исп. М., 1991. – С. 21-27.. [15] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики.\ Вопросы философии. 1989. № 9. – С.116-122. См. также Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. М., 1997. – С.5-7. Философия, писал Хайдеггер, - это философствование. Это касается каждого. Философия – это "спрашивание". Это противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Философствование – это сомнение, когда все ставится под вопрос. [16] Декарт Р. Начала философии. \Декарт Р. Избранные произведения. Пер. с фр. и лат. М., 1950 – С. 411-421. [17] Генезис (от греч. gentsis – развитие, происхождение) – зарождение, происхождение. явления
[18] Диалектика (от греч. dialektike) – учение о действительности как процессе, основанном на законах развития, изменения. [19] См. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. – С. 158-164. [20] Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Ч. 1. М., 1969.- С. 70 -75. [21] Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Ч. 1. – С.79-83. [22] Антология мировой философии. Там же. – С.95-107. [23] Муни – это мудрец, достигший святости. [24] Гуны – это основные элементы материального мира. В книге названы три гуны: тамас – косное, инертное начало, раджас – страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало. Символами этих гун являются соответственно черный, красный и белый цвета. [25] То есть душу, обитающую в теле человека. [26] Слово "нирвана" переводится с санскр. как "угасание". Этим термином обозначается особое состояние человека – состояние полной невозмутимости и освобождения от всего, что приносит боль, это отвлечение от внешнего мира и от мира мыслей. [27] См. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Ч.1. – С. 129-133. [28] Мистерии (от греч. "мистерион" – тайна, таинство) – тайные религиозные действия, в которых участвуют только посвященные – мисты. В Египте – это были мистерии в честь богов Исиды и Осириса. [29] Цит. по изд. "Антология мировой философии". В 4 ч. М., 1969. [30] См. там же. – Т.1. С. 184-186. [31] См. там же. – С. 186-187. [32] Там же, с. 187-190. [33] Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. – С.192-193. [34] Там же. – С. 193-194. [35] Там же. – С. 194-196. [36] Там же. – С.197-204. [37] Поднебесная – древнее название Китая. Оно основано на представлении китайцев о том что их страна – центр мира. [38] Древнегреческий философ Платон назвал "семь мудрецов" в такой последовательности: 1- Фалес из Милета; 2- Питтак из Митилена; 3- Биант из Приены; 4- Солон из Афин; 5- Клеобул из Линда; 6- Мисон из Хен; 7- Хилон из Спарты. Диоген Лаэртский привел наиболее известные из их изречений: "Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим"; "Не богатей дурными средствами"; "Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей"; "Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай"; "Не советуй угодное, а советуй лучшее"; "Ничего слишком"; "Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься"; "Старость почитай"; "Победы должны быть бескровными"; "Человека выказывает власть"; "Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье"; "Что трудно? Благородно перенести перемену к худшему"; "Только больная душа может быть глуха к чужой беде". [39] См. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. – С. 268. [40] Там же. [41] Там же. [42] Там же. – С. 269-270. [43] Там же. [44] Там же. – С.271. [45] Там же. – С. 272. [46] Там же. – С. 273. [47] Эманация (гр. истечение) – процесс, в результате которого, согласно греческой философии, произошел мир. Древние греки связывали эволюцию мира с эманацией творческой энергии Вселенной, Бога. Эта точка зрения получила свое развитие и в последующей философии – эллинистического периода, неоплатоников и гностиков, т.е. в философии переходного этапа, от античности к средневековой, теологической философии. [48] Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. – С. 273-274. [49] Там же. – С.292-294. [50] Пантеизм (от гр. pan. – все и theos – бог) - философское учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Позднее такими были учения Дж. Бруно, Б.Спинозы и других мыслителей. [51] Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. – С. 292. [52] Апогогическое доказательство (от гр. apagoge – вывод) - косвенное доказательство, когда вывод об истинности положения делается путем опровержения противоречащего ему положения. [53] Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. – С. 296-298. [54] Апория – логическое затруднение, противоречие, возникшее при разрешении проблемы. Апории Зенона обнаруживали диалектическую противоречивость движения. [55] Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. – С.275-280. [56] Эклектизм – отсутствие единства, целостности в убеждениях, соединение несовместимых суждений (от гр. eklektikos – выбирающий). [57] Софизм (гр.sofisma) – умышленно ложно построенное умозаключение, формально кажущееся правильным. Софизм основывается на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон явления. [58] Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. – С. 300-307. [59] Там же. – С. 308-315. [60] Там же. – С. 326-329. [61] Там же. – С. 286. [62] Там же. – С.287-288. [63] Там же. С.316. [64] Там же. С.316-318. [65] Там же. [66] Платон. Избранные диалоги. Пер. с греч. М., 1965. - С. 174-175. [67] Там же. – С.327. [68] Там же. – С. 334, 413. [69] См. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. – С. 476-503. [70] Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. – С. 355-356. [71] Схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанный на соединении церковной догматики и рационалистического обоснования положений. При этом в качестве основания выступает формальная логика. [72] Трансцендентный (лат. transcendo – выхожу за пределы) – буквально выходящий за пределы данной области явлений (чувственного опыта) в сферу потустороннего. Трансцендентный – потусторонний, сверхчувственный, сверхъестественный. [73] Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч.2. М., 1969. – С. 589-602. [74] Там же. [75] Телеология (греч. thelos – цель, результат и logos – учение, понятие) – учение, согласно которому все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является результатом заранее предусмотренной цели. [76] Мир философии. В 2 ч. Ч.1. М., 1991. – С.14. [77] Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. – С.95-96. [78] Мир философии. В 2 ч. Ч. 1. – С. 614. [79] Имелся в виду Аристотель. [80] Мир философии. Ч.1. – С. 15. [81] Мир философии. Ч.1. – С. 375-377. См. также Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.2. – С. 827-831. [82] Там же. Мир философии. Ч.1. – С.484. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. – 826-827. [83] Мир философии. Ч.1. – С.254. [84] Там же. – С. 486-488. [85] Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. – С. 428. [86] На смену вещественной картине материи, возникшей в античной философии (когда в основе мира, в качестве ее субстанции, лежала праматерия, чувственноконкретноетело - вода, воздух, огонь и др.) сформировалась качественно иная картина материи – механистическая. Материя рассматривалась как сложный механизм, действующий по законам механики. [87] Мир философии. Ч. 1. – С. 262. [88] Мир философии. Ч. 1. – С.491. [89] Кант И. Соч. В 6 т. Т.1У. Ч.1. М., 1963-1966. – С. 219, 223-225. [90] Там же. – С. 329, 347, 260. [91] Там же. – С.413-416. [92] Там же. – С. 269-270. [93] Мир философии. Ч. 1. М., 1991. – С.491. [94] Гегель И.-Г. Философия истории. Соч. Т.УШ. – С. 27-28, 31-32. [95] Гегель И.Г. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. 261. Примечание. [96] Гегель И.-Г. Философия истории. Соч. Т. УШ. – С. 17-19. [97] Мир философии. Ч.1. М., 1991. – С. 266, 395. [98] Там же. – С. 397. [99] Гегель И.-Г. Соч. Т. 1У. – С. 2. [100] Отчуждение – это социальный процесс, при котором деятельность человека превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним. [101] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1055. – С. 128. [102] Там же. – С. 204. [103] Сенсуализм (лат. сенсус – чувство) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Противоположное ему философское учение, как мы уже видели, - рационализм, признающий источником познания разум. [104] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. – С. 184, 232. [105] Там же. Т. 1. – С.184-186. Т.П. – С. 306. [106] Смысл жизни: Антология. М., 1994. – С.492-497, 559-563. [107] Там же. – С. 246-248. [108] Толстой Л. Н. Соч. Т. 21. – С.319. [109] Соловьев В. Русская идея. /Избранные произведения. М., 1991. – С.41-58. [110] Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. – С. 202. [111] Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. С. 137. [112] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1900. – С. 3. [113] Там же. – С. 40, 52. [114] Там же. – С. 18. [115] Шопенгауэр А. Полн. Собр. соч. Т. 4. М., 1910. – С. 682. [116] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1900. – С.321-322, 332-334. [117] Там же. – С. 335. [118] Шопенгауэр А. Полн. Собр. соч. Т. 3. М., 1903. – С. 280-262, 293-299. [119] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. – С. 292. [120] Шестов Л. Кьеркегор – религиозный философ. / Общественные науки и современность М. 1991. № 2. – С. 182. [121] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1884. – С. 223-225. [122] Там же. – С. 292. [123] Имплицитный, т.е. подразумеваемый, неясно выраженный. [124] Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989. – С. 223. [125] Конвенционализм – принцип субъективного идеализма, согласно которому научные категории не отражают объективной реальности, а являются результатом соглашения людей, условными, произвольно установленными правилами. [126] Верификация (от лат. verus – истинный и acere - делать) – проверка истинности, установление достоверности. В современной философии неопозитивизма учение о том, что критерием истины является не соответствие знаний объективной реальности, а данное в субъективном опыте. [127] См. Поппер К. Нищета историзма. М., 1993. – С.3, 176-183. [128] Куайн У. (1908-1997) – американский философ и логик. Основные произведения: "Система логистики", "Две догмы эмпиризма", "Методы логики", "Теории и вещи", "Сущности" и др. Не признавая проблем метафизического порядка, Куайн полагал, что лишь проблемы онтологического типа имеют право на существование, ответы на них и в дальнейшем не будут лишены смысла. [129] Дерида Ж. (р. 1930) – французский философ и культуролог. Основные произведения: "Голос и явление", "Поля философии", "Шпоры. Стили Ницше", "Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее", "Призраки Маркса". Основная идея его философии – деконструктивизм. Пороки классической философии, считал он, выступают уже в ее языке. Поиск универсальной философии привел его к идее перспективного рационализма. "Мыслить бытие", писал он, есть задача вечная и неизбывная. "Почему" – бесконечно, как бесконечна и "языковая игра". [130] Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. – С. 26-37. [131] Там же. – С. 45, 77. 85, 224. [132] Психоанализ является научным методом психологии, поставившим в центр анализа бессознательные психические процессы и мотивации. [133] Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. М., 1990. – С. 419-420. [134] Там же. [135] Фрейд З. Будущность одной иллюзии. М.-Л., 1930. – С. 9-12, 25-27, 46. [136] См. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989. – С. 401-408, 413-415. [137] Ноумен – это некий образ, тип человека, неясный и непознаваемый, некая, по Канту, "вещь в себе". [138] Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992. – С. 63-69, 84, 91. [139] Логоцентризм – понятие, введенное постмодернистской философией для характеристики классической традиции, согласно которой бытие рассматривается с точки зрения внутренней логики и подчиняется принципу детерминизма. [140] Теософия – это мистическое учение, претендующее на раскрытие "Божественных тайн", мистическое богопознание, стоящее вне церковных традиций. [141] См. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т. 1. Л., 1991. – С. УШ, 6, 21-25, 48, 50-56.. [142] Штайнер Р. Теософия. Ереван, 1990. – С.14-15, 21, 45-58, 64-65. [143] Штайнер Р. Мистерии древности и христианство. М., 1990. – С.120-121. [144] См. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. М., 1992. – С.7-10. Date: 2015-09-18; view: 681; Нарушение авторских прав |