Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Проблема сознания в философии





1. Понятие сознания. Представление о сознании в истории философии.

2. Сознательное и бессознательное. Учение З. Фрейда о бессознательном.

3. Общественное сознание. Учение К. Юнга о "коллективном бессознательном" и архетипах культуры.

 

1. Понятие сознания. Представление о сознании в истории философии.

Сознание– одно из фундаментальных понятий философии (а также – психологии и социологии). В философии оно противопоставлено понятию бытия точно так же, как понятие субъективного противопоставлено понятию объективного. В рамках материалистической традиции сознание является важнейшим компонентом человеческой психики. Функционирование сознания дает возможность человеку вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира. Сознание позволяет осознавать цели собственной деятельности в природной и социальной среде, регулировать отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание есть внутренний (имманентный) мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и не могут быть объектами предметно-практической деятельности субъекта либо других людей.

Сознаниеесть "субъективнаяреальность", "идеальное". В психологии сознание есть способность субъекта выделять себя из окружающего мира ("Я" и "Не-Я", "Я" и "Сверх -Я"). В социологии сознание есть духовная сфера общества, в которой оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества, в целом. Здесь сознание предстает как общественное сознание.

В истории философии понятие сознания развивалось как одно из важнейших философских и культурных универсалий. В классической философии, истоки которой, как известно, лежат в античности, понятие сознания формировалось в процессе поиска альтернативы универсалии макрокосма. Сознание рассматривалось как свойство микрокосма, человека. В качестве макрокосма выступали различные понятия. Это был логос (слово, закон, сущность всех вещей) в философии Древней Греции. Либо - путь, закон (дао) в древнекитайской философии. Либо - брахман (безличное духовное начало) в древнеиндийской философии и т.п.



В древнегреческой философии Сократа и Платона получила развитие проблема разделения сверхчувственного и природного, души и тела. Платонсформировал понятие эйдоса (бестелесного). Согласно Платону, три компонента человеческой души (вожделение, страсть и рассудок) соответствуют структуре космической души (совершенного живого существа).

В Средние века сознание человека понималось как искра Божья, разум. В Новое время сознание представлено как замкнутый внутренний мир, самосознание, саморефлексия. Декарт рассматривал сознание как особого рода субстанцию. Лейбниц – как монады, души. Лейбниц разработал понятие апперцепции, т.е перехода бессознательных психологических состояний в понимание.

Кант и Гегель установили сложнейшие связи индивидуального, личностного сознания с надындивидуальными формами. Эти исследования были продолжены в диалектическом материализме. Согласно диалектико-материалистической традиции, сознание не может быть субстанцией, оно есть функция мозга, отражение объективного мира, основа предметно-практической деятельности человека. Предпосылки становления сознания, согласно марксизму, - это свойство отражения материи, зачатки интеллекта животных, переход гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда, развития потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение опыта, формирование культуры как особого мира человека.

В современной философии развивается феноменологическая традиция понимания сознания, т.е. сознание понимается как некий особый феномен, разновидность бытия, которую невозможно выразить в субъект-объектных отношениях, т.к. "Я" не может наблюдать себя со стороны. Сознание неотделимо от жизненной реальности. Поэтому сознание возможно анализировать, прежде всего, через категорию бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм сознания, разума, о возможности приобщения человека к семантике космических полей, по крайней мере, в современной философии остается открытым.

2. Сознательное и бессознательное. Учение З.Фрейда о бессознательном.

В свете вышесказанного представляет интерес концепция сознания З. Фрейда.

С именем Фрейда связано основание психоанализа[132] как философской концепции. 3. Фрейд — австрийский ученый-практик и философ (1856—1939), который возвел психоанализ в ранг философско-антропологического принципа. Предметом его философского исследования стало соотношение важнейших категорий сознательного и бессознательного.



1..Остановимся на ученииФрейдао бессознательном. По Фрейду, психологические переживания и травмы, аффекты, неисполненные желания и т. п. не исчеза­ют из психики, а подвергаются вытеснению в бессознатель­ное, где продолжают активно воздействовать на психику че­ловека, проявляясь часто в замаскированной форме в виде неврозов. Последние рассматриваются как своего рода ком­промиссы, возникшие из столкновения вытесненных влечений (бессознательного) с противостоящим им сознанием ("Я"). Невроз, по Фрейду, это защитная реакция организма, психи­ки на травмирующую идею, которая вытесняется из сознания, но сохраняет свой аффективный заряд в бессознательном.

Фрейд считал значительным упущением всей предшест­вующей философии тот факт, что бессознательное не стало предметом ее исследования. Предметами изучения были разум, сознание. Действительно, признавал Фрейд, сознание важно, именно сознание позволяет индивиду ориентироваться в мире, формировать свое "Я" (ego). Но кроме "Я", сознания индивида, человеческая психика, по Фрейду, включает в себя еще две структуры: "сверх-Я"(super-ego) —совокупность перенесенных вовнутрь психики индивида социально значи­мых мотивов, регуляторов; а также "Оно" (Id) — "микромир" бессознательного.

Бессознательное, по Фрейду, отличается от сознания, но оно (как и сознание) может быть изучено. Подобно тому, как мы зажигаем свет в темной комнате и иначе видим все пред­меты, так и бессознательное оказывается связанным многими переходами с сознанием, деятельностью мозга и пр. Бессоз­нательное проявляет себя в сновидениях, гипнотических со­стояниях, поведении. Оно может проявиться на разных уровнях: низшем и высшем. Последний связан с творческими процессами, в которых важную роль играют интуиция, вооб­ражение, как бы скрытое от сознания, вызревание замысла, идеи, образа.

Учение о бессознательном дополнялось и разъяснялось терминами либидо(половое влечение), влечение к жизниивлечениексмерти.Либидо Фрейд толковал как психическую энергию человека. Она могла либо разряжаться в действии, либо вытесняться в бессознательное, либо сублимироваться (замещаться) благодаря воздействию морали или т. п.

Свое учение Фрейд подкреплял известными древнегрече­скими мифами, которые иллюстрировали положения его тео­рии. Так, "эдипов комплекс", считал Фрейд, психологически присущ каждому ребенку примерно с 3—4 лет. Термин свя­зан с именем древнегреческого царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной мате­ри. Для мальчика (по Фрейду) характерен позитивный эди­пов комплекс, т. е. любовь к матери и желание инцеста с ней и ревность и ненависть по отношению к отцу как к сопернику; или — негативный, т. е. любовь к отцу и ненависть к матери. У девочки тоже есть аналогичный психологический комп­лекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обратный к не­му — "комплекс Электры".

Влечение к жизни и влечение к смерти Фрейд также объ­яснял с помощью мифологии, в частности используя комедию Аристофана "Пир", в которой Платон рассказывал о проис­хождении полового влечения, что позволяло понять и другие влечения человека. Когда-то люди были как бы двойными, совмещали в себе два пола. Зевс разделил каждого человека на две части. Таким образом, все естество разделилось по­полам, и у каждого человека появилось влечение к его второй половине, обе половины снова обвили руками одна другую, соединили свои тела и захотели снова срастись. В мифе, счи­тал Фрейд, высказана гипотеза, важная для психоанализа, которая выводит влечение из потребности прежнего состоя­ния[133].

Фрейд ссылался также и на более древнее свидетель­ство — Упанишады, где описывалось происхождение мира из Атмана ("Самого", или "Я"): "Но Он (Атман, Сам, или Я) не имел радости, поэтому и никто не имел радости, если Он один. Тогда Он возжелал о Другом. Он был таким же большим, как мужчина и женщина, если они обнялись. Это свое Я Он разделил на две части: отсюда получились муж и жена. Поэтому тело в своем Я подобно половине, так именно объяснил это Тайнавалкья. Поэтому эта недостающая часть восполняется женщиной"[134].

2. Вторая часть ученияФрейда-о"человеке в толпе", т.е. о социальном, общественном сознании. Оно тоже основано на учении о бессознательном. Согласно Фрейду, всякая культура для индивида есть на­силие, подавление, принуждение, "болезненное подавление влечений". Так, большое влияние на человека оказывает религия. Фрейд объяснял это эдиповым комплек­сом: "Бог является возвышением отца, а корень религиозной потребности заключается в тоске по нем…Мотив тоски по отцу совпадает с потребностью в защите от последствий бес­силия человека.… Либидо следует по пути нарцисских по­требностей и прилепляется к тем объектам, которые гаранти­руют их удовлетворение…Религию можно было бы назвать общечеловеческим неврозом навязчивости, которая, как и детский невроз, происходит от эдипова комплекса, из отноше­ния к отцу"[135].

Таким образом, религия, по Фрейду, больше всего демон­стрирует одиночество человека и его стремление преодолеть это одиночество. Спасителем человека Фрейд называет разум. Причем ра­зум индивидуальный, ибо массовое сознание всегда иррационально. В массовом сознании как бы рушится психическая надстройка, отличающая индивидов друг от друга, и обнару­живается однородный у всех бессознательный фундамент. Индивид приходит в состояние загипнотизированного. Созна­тельная личность исчезает; воля, рассудок, все мысли управ­ляются волей гипнотизера. "Массовая душа” идентифициру­ется у Фрейда с душой первобытного человека. Масса кажет­ся нам, — пишет Фрейд, — вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каж­дом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орда. Вождь массы является, как бы первобытным отцом, которого продолжают бояться; масса хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, она страстно жаждет авторитета, она жаждет подчинения. Пер­вобытный отец является массовым идеалом, который зани­мает место идеала человеческого "Я".

Фрейд полагал, что философский разум здесь мало способен помочь индивиду, ибо философия не имела ни­когда непосредственного влияния на большие массы людей, она всегда интересовала лишь самую небольшую часть самого узкого верхнего слоя интеллектуалов, оставаясь для всех прочих малодоступной. Поэтому так влиятельна религия, которая когда-то охватывала вообще всю духовную жизнь человека. Религия выполняла три функции: удовлетворяла человеческую любознательность; умаляла страх перед судьбой и утешала; давала нравственные предписания. То есть она как бы соеди­няла "звездное небо над головой и нравственный закон в нас" (по Канту).

Однако опасно доверяться религии, предупреждал Фрейд: "Я думаю, что никто из нас не хотел бы сесть в автомобиль, водитель которого заявляет, что он уверенно поедет по пра­вилам уличного движения, руководствуясь лишь полетом своей фантазии". Запрет на мышление, к которому прибега­ет религия в целях своего самосохранения, отнюдь не без­опасен ни для отдельного человека, ни для человеческого общества, оборачивается тяжкими задержками в поведении личности. Нет, считал Фрейд, надежда на будущее челове­чества связана только с интеллектом, разумом.

Вместе с тем, рассматривая учение Маркса об экономи­ческой структуре общества и о самом обществе как экономических отношениях людей, Фрейд замечал: "Не­понятно, как можно обойти психологические факторы, когда речь идет о реакциях живых человеческих существ". Люди по-разному ведут себя в одинаковых социальных условиях. На вопрос о том, что же такое обществоведение Фрейд от­вечал так: "Социология, занимающаяся поведением людей в обществе, не может быть ничем иным, как прикладной пси­хологией". Существуют только две науки (противостоящие ре­лигии и иррационализму): психология, чистая и прикладная, и естествознание".

К большевизму Фрейд относился как к одной из очеред­ных иллюзий, близкой к религии: "Русский большевизм... есть зловещее подобие тому, против чего он борется". Большевизм создал запрет на мышление, как и религия. Сомнения в правильности марксизма караются так же, как когда-то ересь каралась католической церковью. Произведения Маркса как источник откровения заняли место Библии и Корана...

Будущее Фрейд связывал с таким "новым общественным строем, который не только покончит с материальной нуждой масс, но и услышит культурные притязания отдельного чело­века"[136]. Это должен быть отказ от иррациональных иллюзий.

Таким образом, Фрейд в проблеме философии сознательного и бессознательного, социального сознания продолжил традиции рационализма. Он стремился объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного че­ловека с точки зрения науки. Заслугой Фрей­да стало стремление дать научный анализ не только очевид­ному, но скрытому явлению, неосознанному, бессознатель­ному.

 

3. Общественное сознание. Учение К. Юнга о "коллективном бессознательном" и архетипах культуры.

Общественноесознание – это духовная сторона исторического процесса, целостное духовное явление. Общественное сознание является своего рода отражением общественного бытия.

Общественное сознание, как и общественное бытие, обладает внутренней структурой. Оно включает в себя индивидуальное сознание, не являясь, вместе с тем, суммой индивидуальных сознаний. Общественное сознание – это различные уровни: обыденно-практическое сознание и научно-теоретическое сознание. Общественное сознание - это две стороны: общественная идеология и общественная психология. Общественное сознание – это различные исторические типы (сознание примитивных общественных отношений, сознание рабовладельческих отношений, буржуазное сознание и т.п.). Наконец, общественное сознание – это многообразные формы: политическое и правовое сознание, нравственное и эстетическое сознание, религиозное и философское сознание, научное сознание.

Общественное сознание тесно связано с общественным бытием, есть его отражение в тех или иных аспектах, непосредственно или опосредованно. Это отражение – не пассивный, зеркальный процесс, а сложный, творческий акт, в котором проявляются все стороны отношения людей к действительности и друг к другу. Общественное сознание включает в себя систему закономерных связей социального целого.

При этом общественное сознание обладает некоторой, относительной самостоятельностью, которая проявляется в преемственности его развития, взаимовлиянии уровней и форм общественного сознания, влияния на общественное бытие и всю общественную жизнь. По мере совершенствования общественных отношений расширяется возможность сознательного воздействия людей на бытие, совершенствуются и процессы целеполагания.

В сфере развития общественных отношений присутствуют и объективные, и субъективные факторы. В философии современного ученого-психоаналитика К. Юнга рассматривались именно объективные процессы и внутренние механизмы развития общественного сознания, корни его традиций. Знание объективных процессов и внутренних механизмов развития того или иного явления делают возможным научное прогнозирование, в частности, социальных процессов. Особенно ценной в этом отношении представляется теория архетипов культуры К. Юнга.

К.. Юнг (1875—1964) продолжил исследования Фрейда. Если Фрейду принадлежала заслуга анализа "микромира" бес­сознательного, то Юнг, изучая бессознательное, указал на сходство между отдельными типическими его образованиями (архетипами) и общими для культур структурами, образами. Юнг ввел в научный оборот понятие "коллективного бессоз­нательного", которое, по существу, адекватно понятию общественного сознания.

В произведении "Психологические типы" Юнг привел замечание Гейне о Платоне и Аристотеле как двух типах различных че­ловеческих натур. Есть тип людей мечтательных, мистических, плато­новских. Они из тайников своей души создают христианские идеи и соответствующие им символы. Этот тип людей создал христианскую культуру. Есть совершенно иной тип людей - натуры практические, приво­дящие все в порядок, аристотелевские. Они созидают из этих идей и символов прочную систему, догматику и культ. Они придают культуре рационалистический смысл. Юнг полагал, что эти разные архетипы стали парадигмами, первообразами разных культур.

Психологические типы, по Юнгу, делятся на две большие группы: тип интроверсии и тип экстраверсии. Индивидуальное сознание выполняет различные функции: мышление, эмоции, ощущение, интуиция. Каждой функции соответствует психологический тип людей: мыслительный тип; эмоцио­нальный; сенсорный; интуитивный. Каждый из этих 4 типов (по функциям) может быть либо интровертированным, либо экстравертированным. Разли­чаются: общие, зависящие от психологической установки типы (отличающиеся от других типов направленностью инте­ресов и их либидо); и функциональные типы.

Психологические типы обусловлены общим психическим процессом, который Юнг называл "коллективным бессозна­тельным". Индивидуальная личность - это часть или срез, представитель психологического процесса, который отражен в каждом существе как его врожденное свойство. Врожден­ная особенность образа действия индивида является, по Юнгу, инстинктом. Эту "особенность психического постиже­ния объекта я предложил обозначить как архетип", — писал Юнг.

Юнг объяснял понятие архетипа так: это есть некий "первобытный образ". В нем "кол­лективное бессознательное" представлено в сознании людей "ясно выраженными наклонностями и воззрениями". Часто индиви­ду кажется, объяснял Юнг, что его поведение обусловлено внешними факторами, однако оно обусловлено "бессознательной структурой души". Власть "коллективного бессознательного" априорна и возвы­шается над объективно данным. Тому, кто защищает идею,— писал Юнг, — кажется, что она основана на фактах. Однако эта идея получила силу убедительности из своего бессозна­тельного архетипа, который является общепризнанным и веч­ным.

"Коллективное бессознательное" есть, по Юнгу, отраженный в зеркале психический мир, это как бы сознание, имеющее миллион лет. Это сознание видело происхож­дение и исчезновение цивилизации одновременно с ее нынешним и настоящим бытием, а также и все то, что существовало до ее происхождения, и будет существовать после ее исчезновения.

Благодаря архетипу, по Юнгу, априори, вследствие наследования существующих основ бессознательного духа, в психической жизни народа рождается соответствующий тип. Израиль не имел бы своих пророков, если бы не существовал этот тип. "Архетипы, сокровенная сущность которых недо­ступна опыту, представляет осадок психического функциони­рования ряда предков, т. е. собранные миллионами повторе­ний и сгущенные в типы опыты органического бытия вообще. В этих архетипах, поэтому, представлены все опыты, которые с древнейших времен происходили на нашей планете. Ар­хетип является (если выразиться по Канту) как бы ноуме­ном[137] образа, который интуиция воспринимает и проявляется в восприятии"[138].

Юнг значительно расширил содержание понятия бессознательного, ему принадлежит заслуга введения целого ряда понятий, известных в современной психологии и философии. Прежде всего, его имя связано с понятием архе­типа культуры. Понятием архетипа Юнг обозначал первоначальный образ общественного сознания, "коллективное бессознательное", являющееся общим для целых народов или эпох. На учении об архетипе Юнг построил умозаключение об общих мифологических мотивах всех рас и эпох (он, например, приводил случаи, когда элементы грече­ской мифологии встречались в сновидениях и фантазиях ду­шевнобольных негров).

Другое понятие, введенное Юнгом, психологические типы сознания. Он различал их в зависимости от психических функций, выполняемых тем или иным общественным сознанием. Функциональное рассмотрение психологических типов людей позволило ему выделить два рациональных типа (под воз­действием двух функций: мышления и эмоций) и два ирра­циональных типа (под воздействием функций ощущения и интуиции). И архетипы, и психологические типы, как считал Юнг, обусловлены априорно.

Теорию общественного сознания, опирающуюся в большой степени на психоанализ, развивали также представители одной из школ современной неклассической философии - Франкфуртскойшколы (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.). В период известных событий, западного молодеж­ного бунта 60— 70-х г. г. ХХ в. они использовали психоаналитику для объяснения нового явления в сфере общественного сознания - "революции сознания". В этой форме был выражен протест против различных приемов манипулирования общественным сознанием.

 

Основные термины.

Сознание, субъектно-объектные отношения, сознательное и бессознательное, общественное сознание, структура общественного сознания, типы, формы уровни общественного сознания, "коллективное бессознательное", "архетипы культуры", "революция сознания".

Контрольные вопросы и задания к теме.

1. Сознание – это философская категория для обозначения:

- субъективной реальности, идеального

- объективной реальности, материального и идеального

- отражения вообще

- особой способности субъекта

2. Основоположник философии психоанализа:

- Фрейд

- Ницше

- Бердяев

- Юнг

 

3. Автор учения о бессознательном как главном факторе сознания человека:

- Юнг

- Фрейд

- Франкл

- Фромм

4. Теория психоанализа опирается на:

- рационализм

- мистицизм

- эмпиризм

- агностицизм

5. Религию назвал "общечеловеческим неврозом":

- Фрейд

- Юнг

- Фромм

- Шопенгауэр

6. Фрейд полагал спасителем общественного сознания:

- разум

- мораль

- науку

- поэзию

7. По проблеме об общественных отношениях Фрейд противостоял:

- Марксу

- Юнгу

- Фромму

- Ленину

8. Понятие коллективного бессознательного в анализ общественного сознания ввел:

- Юнг

- Бердяев

- Ленин

- Фромм

9. Понятие архетипа в философии Юнга означает:

- первообраз культуры

- первообраз государственной власти

- исходный пункт логического суждения

- тип человека

10. Основная категория философии Юнга о коллективном бессознательном:

- архетип

- индивид

- психический тип

- общество

11. Франкфуртская философская школа продолжает традиции:

- психологической школы в философии

- экономического материализма

- экзистенциализма

- рационализма

 

 







Date: 2015-09-18; view: 1075; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию