Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Философские проблемы бытия и материи. Онтология
1. Понятие бытия. Основные формы бытия. Категория бытия в истории философии. 2. Понятие материи, ее субстанциональность. Формы существования материи. Философское и естественнонаучное представление о материи. 3. Диалектическая связь материи, движения, пространства и времени. 4. Социальное бытие. Э. Фромм о двух способах бытия. 5. Универсальные связи бытия. Диалектика, ее принципы и законы. Основные термины. Контрольные вопросы и задания к теме.
1. Понятие бытия. Основные формы бытия. Категория бытия в истории философии. Бытие – одна из основных универсалий философии. Это категория, фиксирующая основу существования мира в целом или какой-либо разновидности существования. Бытие есть сущее вообще. Бытие - это и мир, окружающий человека, и мир самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом, бытие, существует и сохраняется. Основныеформыбытия: физический природный мир и психический мир, сознание. Мир физический – материальное бытие. Мир психический – духовное бытие, в котором присутствует и объективное, и субъективное начала. Проблема их связи, соотношения, есть один из важнейших философских проблем. Философия с древних времен размышляла над вопросами: един ли мир, и в чем это единство; неизменно ли оно, упорядоченно ли бытие и т. п.. Материальныймир может быть дифференцирован на мир природный и мир "второй природы". Мир природный есть объективный физический мир. Мир "второй природы", т.е. мир культуры, опосредован человеческой деятельностью. Психическиймир (сознание) может быть дифференцирован на субъективный мир и объективный мир. Субъективный психический мир есть субъективный дух, т.е. психический мир человека. Объективный психический мир есть объективный дух (язык, наука, формы общественного сознания). В структуре философского знания бытие выступает предметомонтологии. В теории познания бытие рассматривается как базисная категория для какой-либо картины мира: мифологической, религиозной, натурфилософской или научной. Во всей времена цель философии оставалась одной – найти подлинное, а не кажимое, бытие и его место в структуре знания. Философия, опирающаяся на научное знание, выделяет уровни и типы бытия как объективного существования. В историифилософии понятие бытия получило различную интерпретацию. Первым, кто серьезно занялся исследованием проблемы бытия, был Парменид. Он полагал, что бытие – это то, что есть, а небытие – иллюзия. Аспектами бытия, по его мнению, является целостность, истинность, благость и красота. Парменид полагал единой мысль о бытии с самим бытием. Платон делил мир на мир идей (истины) и мир подобия (действительность). Это положение Платона стало началом европейской метафизики, а в философии марксизма оно перешло на концепцию разделения мира на мир материальный и идеальный. Аристотель выделял два уровня бытия: бытие возможное и бытие действительное. Эта дихотомия (разделение бытия на два уровня) повлияла на идею с редневековой философии о том, что истинное бытие есть бытие Бога, мир же вторичен. В эпоху Возрождения бытие вернуло себе свое прежнее значение. Оно вновь понималось как природное бытие. В этот период развития философии была поднята роль человека как активного субъекта объективного бытия. В Новое время, в период развития теоретического знания, математики и механики, понятие бытия претерпело некоторую "инфляцию", оно воспринималось только как нечто внешнее, некая философская иллюзия. В философииГегеля категория бытия вновь обрела свое первостепенное значение для философии. Гегель понимал бытие как "исчезающее", переходящее в "небытие", становление. В марксизме (в философии Ф. Энгельса) проводилась классификация бытия с точки зрения развития наук: механическое бытие, химическое, физическое, биологическое, социальное бытие. Можно сказать, что в философииХХ в. было существенно изменено понятие бытия и, прежде всего, в философии М. Хайдеггера. Бытие толковалось как присутствие, конкретное единство вещей и человека. Современная философия высказалась против абсолютизации понятия бытия в современной культуре. Акцент делается на альтернативах – понятиях "ничто", "различие", "критика" и т.п. Онтология, учение о бытии, по-разному толковалось в истории философии. В классической философии, как мы видели, – это учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы. В современной неклассической философии учение о бытии – это интерпретация способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "бытие" был введен в ХУП в. в качестве эквивалента понятию "метафизика". В классической философии термин онтологии содержательно совпадает с метафизикой. В истории философии можно выделить два вектора в понимании бытия. Первый вектор. Философия бытия есть метафизика, учение о трансцендентном, выходящем за пределы внешнего мира. Это и учение элеатов, и платоновская концепция эйдосов как идеальных сущностей, образцов земных объектов. Это и схоластический реализм, и гегелевская абсолютная идея, и внесубъектное бытие мира в философии Канта, и трансцендентальная онтология в неотомизме и др. Второй вектор. Философия бытия как философия природы, природы как таковой. Это и наивный реализм раннеантичной космогонии, и средневековый номинализм, и натурализм Возрождения, и философия природы Нового времени и пр. Со времени философии Канта получила развитие критическая философия и антионтологизм. Философия стала отходить от классического толкования бытия, от догматизма в этом вопросе. Впоследствии, в современнойфилософии позитивизма и неопозитивизма, эта тенденция была развита. Такая ориентация привела к суждению о том, что любое метафизическое положение бессодержательно и не подлежит верификации. Возникла новая версия в онтологии. Онтологические феномены понимались теперь плюралистически. Например, - как психические феномены (их описание основано на понятии воли у Шопенгауэра). Или – как логические и языковые феномены, представление о которых связывалось с тезисом о том, что действительность производится заново при посредстве языка. Онтология в современной философии понимается с точки зрения релятивности, относительности, классическим выражением которой является "принцип онтологической относительности" Куайна [128] : знание об объекте возможно только в языке определенной теории; это знание требует метаязыка, т.е. новой теории и т.д. Проблема онтологии, таким образом, это проблема интерпретации. В ХХ в. в неклассической философии (экзистенциализма) М.Хайдеггера проблема онтологии стала центральной проблемой бытия человека. Бытие Хайдеггера, как мы говорили выше, есть бытие человека, "чистое присутствие". Предназначение человека понималось как "сказать бытие", вне которого человек – не более, чем "работающий зверь". С точки зрения экзистенциализма человек "заброшен" в бытие, а человеческое бытие – это и есть экзистенция. Сартр понимал бытие как "бытие-в-себе", бытие феномена, бытие дорефлективное. Культурная антропология М. Ландмана и Э.. Ротхакера рассматривала бытие как бытие человека в мире и как культурное творчество. Наконец, в современной философии постмодернизма (Ж.Дерида [129]) было введено сложное понятие "онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризм", означающее комплекс понятий культуры классического типа (онтология, метафизика, детерминизм, мужской стиль западной культуры, фоноцентризм – ориентация западной культуры на язык, бытие в целом – логос, логоцентризм). Философия постмодернизма (Дерида) реконструирует все это и выдвигает альтернативные основания. В их числе: запрет на метафизику и установка на мозаичность мира. А также – отказ от телеологии и бинарного анализа (типа объект-субъект, запад-восток, материализм-идеализм). Таково понятие бытия и его эволюция в истории философии. 2. Понятие материи, ее субстанциональность. Формы существования материи. Философское и естественно-научное представление о материи. Материя (лат materia – вещество) – философская категория, важнейшая универсалия культуры. В материалистической традиции она означает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Понятие материи включает в себя два основных смысла. Первый смысл категориальный: материя есть объективное бытие. Второй смысл некатегориальный: материя есть весь универсум, целостность мира. В представлении о материи сменилось четыре этапа. Первый этап: материя понималась как вещь. Второй этап: материя есть система механических устройств. Третий этап: материя есть свойство объективной реальности. Четвертый этап: материя есть отношение между различными феноменами мира. Рассмотрим их. 1. Вещное понимание материи свойственно, прежде всего, философии милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), выступившей против мифологической картины мира. Философы милетской школы сделали вывод о неком рациональном единстве мира, основанном на едином принципе, или начале – arche. Это начало правит природой и есть ее суть. Первооснова – это субстрат (от лат sub – под, stratum – слой) – т.е. материальная основа единства всех процессов и явлений. У Фалеса – это вода, у Анаксимандра – "апейрон", у Анаксимена – воздух. При всей вариативности, позиции философов не выходили за пределы зримого мира. Учение о стихиях было первой натурфилософской стратегией определения первоначала мира. Это субстанциональный (т.е. толкующий материю как первооснову)подход к пониманию материи. Он привел к атомизму. Атомизм – учение об особом строении материи. Атомизм развивался в античной философии от Анаксагора, Левкиппа и Демокрита к учениям Эпикура и Лукреция Кара. Выявление общего в материи привело к познанию механизма Вселенной. Вещное понимание материи позволило сделать два важных вывода. Во-первых, мир природы имеет общие первоначала. Они по своему характеру не абсолютны, а относительны. Мир есть бесконечная комбинация первоначал. Во-вторых, вещный подход имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, он ориентирует человека на поиск и изучение первичных элементов в самой природе, а не в иллюзорном мире. 2. Механистическое понимание материи свойственно, прежде всего, философии Нового времени, т.е. периоду зарождения классической науки. Целью научного знания стало построение истинной картины природы как таковой. Объекты природы представали как малые системы механических устройств. В них вещь выступала как устойчивоетело, перемещающееся в пространстве с течением времени. Таким образом, представление о материи качественно не изменилось, а лишь углубилось. Материя представала как субстанция с определенными атрибутами. Расширилось лишь представление об этих атрибутах: массе, протяженности, непроницаемости и т.п. Это представление основывалось на физике Галилея и Ньютона, согласно которой материя обладает массой, и было механистическим представлением. Лавуазье и Ломоносов именно на основе этого представления открыли закон сохранения материи как закон сохранения массы, или веса тел. Механистическое представление о материи позволило сделать три существенных вывода. Во-первых, материя есть первичная субстанция, первооснова вещей. Во-вторых, материя определяется как "сама по себе", вне отношения к сознанию. В-третьих, материя есть только природный мир, социальный же мир - вне этого понимания материи. 3. Марксизм стал переходнымэтапом в рационалистическойфилософии и ее понимании материи. Рационализм марксизма был основан на гегелевском диалектическом методе, а также – осмыслении революции в естествознании Х1Х-ХХ в.в. Материя стала пониматься как философская абстракция. Был определен статус материи в рамках основного вопроса философии, т.е. ее отношения к сознанию, мышления к бытию. В определении В.И. Ленина материя предстает, как главное свойствобытьобъективнойреальностью. Здесь материя понимается как свойство. 4. Современная философия отвела понятие материи на второй план в качестве основы и субстрата бытия. Как мы видели, современная философия ориентируется на построение новых онтологий и придерживается плюрализма и релятивизма в онтологическ5ой проблематике. Материя понимается как некое отношение, связь феноменов мира. Движение, пространство и время есть основные формы существования материи. Эти понятия раскрывают суть всех изменений и взаимодействий мира. В историко-философской традиции выдвигались различные, порой альтернативные, толкования движения материи: от абсолютизации его релятивизма (в учении Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В учениях, где движение рассматривалось с точки зрения онтологического его статуса, оно являлось атрибутом и универсальной характеристикой материи. В материализме движение – способ существования материи. В современной философии движение понимается в контексте его связи с пространством, временем и энергией. По вопросу пространства и времени как форм существования материи есть две точки зрения: субстанциональная и релятивистская. Согласно первой, пространство и время, – самостоятельные феномены, независимые от материи, они есть субстанции. Согласно второй, пространство и время есть системы отношений материальных объектов, вне материи их нет. Обе концепции равноценны. В ХУП - ХУШ в.в. преобладала первая концепция. Она была представлена, главным образом, механикой Ньютона. В ХХ в. – вторая концепция, которая основывалась на специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория относительности была направлена против абсолютизации пространства и времени и устанавливала зависимость этих категорий от движения материальных систем. Время рассматривалось как одномерное, однородное (его моменты равноправны) и необратимое. Пространство же, – как трехмерное (физический мир) и многомерное (в математике и физике). Оно также однородно (в нем нет необычных точек) и изотопно (т.е. в нем равноправны все возможные направления). В основании теории пространства и времени лежит закон сохранения материального мира, он преобладает над законом относительности физического мира. Важным в представлениях о движении, пространстве и времени является принцип детерминизма, причинности. Наконец, нередко различают философское и естественнонаучное представление о материи. Философское представление мы рассматривали выше: это вещное, субстанциональное понимание материи, а также понимание материи как связи, отношения, свойства. Естественнонаучное представление о материи связано с тем, как материю понимают те или иные науки. Материя проявляется как феномен живой или неживой природы, а также – общества. В неживой природе материя предстает как цепь явлений от элементарной частицы, атомов и молекул, к макротелам, планетам, галактикам, системам галактик и метагалактике. В живой природе материя развивается от доклеточного уровня к клеточному и многоклеточным организмам, популяциям, биоценозам и человеческой жизни, социуму. 3. Социальное бытие. Э.Фромм о двух способах жизни человека в обществе. Социальноебытие – одна из разновидностей бытия, сущего. Социальное бытие – это общественное бытие, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, история и перспективы, логика социальных процессов. Социальное бытие является предметом исследования социальной философии – раздела в философии. Социальная философия – мировоззренческая и методологическая наука, исследующая динамику и циклические процессы общества, его бытия. Социальная философия, как и философия вообще, форма рационального знания. Социальное бытие тесно связано с категориейсоциальноговремени. Социальное время – это время человеческого бытия. И социальное бытие, и социальное время – универсалиикультуры. Социальное время есть мера человеческого существования. Временные параметры бытия согласуются с космическими ритмами и явлениями. С древних времен, и по сей день, земледельцы связывали и связывают свою хозяйственную деятельность с процессами и фазами космических явлений, фиксируя время, наиболее благоприятное для сельскохозяйственных работ. Уже в труде древнегреческого историка Гесиода (8-7 в.в. до н.э.) "Труды и дни" можно встретить суждения о необходимости учета расположения звезд в хозяйственной деятельности. С Нового времени усилилась естественнонаучная характеристика времени как объективного измерения процессов бытия. В неклассической философии социальное время рассматривается как одна из характеристик человеческого существования. Так, М. Хайдеггер отмечал, что бытие есть бытие-человека-в-мире, вот-бытие. Это бытие внутреннее, и оно направлено против внешнего, отчужденного бытия. Бытие характеризуется временностью присутствия. Время есть способ бытия смертного человека в мире. Социальное бытие включает в себя разнообразные сферы. Экономическая сфера есть развитие материального производства, производительных сил и производственных отношений, форм собственности. Социальная сфера – это социальная дифференциация (социальные слои, классы), национальные, семейные отношения и т.п. Политическая сфера – государственные, правовые отношения, формы правления и политические режимы, партии и политические системы. Наконец, сфера социального управления – государственный и хозяйственный менеджмент и пр. Социальное бытие – это сферасложныхвзаимоотношенийличности и общества. Очевидно, что свобода жизни человека в обществе лишь относительна. Здесь царствует общественная необходимость, обусловленная законами и традициями. В разумном обществе большую роль играет социальное целеполагание, прогнозирование, предвидение социальных процессов. Важной социальной проблемой является преодолениесоциальнойвражды и насилия. Проблема насилия и ненасилия – далеко не теоретическая проблема, в самых разных вариантах она сопровождает реалии социальной жизни. Не менее важна проблемапрогресса. В обществе, основанном на здравомыслии и рационализме, постоянное совершенствование межличностных и иных отношений, не отстает от совершенствования техники. Наконец, социальное бытие – это и общественное бытие отдельных государств, стран и народов, которые не изолированы друг от друга. Любому из них приходится решать глобальныепроблемы: проблемы войны и мира, экологии, демографии, прогресса и пр. Человек живет в мире культуры, социальное бытие – это бытие в мире общечеловеческой культуры. Важно в национальных отношениях видеть межнациональное содержание, в гражданских проблемах – общегражданское и т.п. В современной неклассической философии проблема социального бытия рассматривалась, главным образом, как уже говорилось, в экзистенциализме (М. Хайдеггер), а также – в социальномпсихоанализе. Крупнейшим представителем социальной психологии был немецко-американский философ Э.. Фромм (1900-1980). Основные произведения Фромма: "Бегство от свободы", "Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии", "Здоровое общество", "Искусство любви", "Революция надежды", "Иметь или быть". В центре социальной философии Фромма была проблема противоречивости человеческого бытия. При этом существование для Фромма было взято не в качестве субъективно-личностной деятельности индивида, а как онтологический факт. Фромм различал следующие дихотомии (т.е. деление социального бытия на две части): патриархальный и матриархальный принципы социальной организации; авторитарное и гуманистическое общественное сознание; эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы социального характера; обладание и бытие как два возможных способа социального бытия. Фромм пытался найти пути решения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определения способов оздоровления общества, современной цивилизации. Остановимся на его анализе дихотомии обладания и бытия. В произведениях "Здоровое общество", "Иметь или быть" Фромм выделил два, наиболее часто встречающихся способа социального бытия. Согласно мысли философа, современная цивилизация терпит бедствия, главным образом, из-за эгоизма людей, их "жажды обладания". Социальный эгоизм приводит к революциям, классовым и иным войнам, разрушению и деградации. Утверждения коммунистов, писал Фромм, о том, что уничтожение классов позволит избавиться от классовой войны, ошибочно. Сама коммунистическая система основана на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Поскольку все хотят иметь больше, неизбежно образование классов и их борьба. А в глобальном масштабе – войны между народами. " Алчность и мир исключают друг друга" [130] . Казалось бы, размышлял Фромм, такая ситуация противоречит здравому смыслу. Однако, высшей целью общества продолжает оставаться обладание. Получается, что сущность социального бытия заключается именно в обладании, человек – ничто, если он не имеет. Вспомним, что великие философы-учителя жизни еще в древности (Будда и другие) отводили этой альтернативе центральное место в своих системах и учили жить, не обладая имуществом. Фромм считал, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет индивидуальные характеры и типы социального характера вообще. Именно такая альтернатива, напоминал Фромм, стала одной из тем Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет рекомендовал: оставь все, что имеешь, – будь! В Новом Завете Иисус Христос и Сатана олицетворяли два противоположных социальных принципа. Сатана – все, что связано с материальным потреблением, властью над природой и человеком. Иисус Христос – начало бытия, а также идею, согласно которой отказ от обладания есть предпосылка бытия. Будущее сообщества людей возможно, полагал Фромм, только при одном идеале – это должен быть "град бытия"[131]. Фромм ввел понятие социального характера как специфического компонента социального бытия, связывающего индивида с социальной структурой. Он размышлял о причинах дегуманизации социальных отношений и деперсонализации социального характера, а также – связанного с ними растущего отчуждения личности в условиях социального бытия. Будущее он связывал с принципами гуманистической этики, одним из требований которой является изменение самого социального характера, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности и единения с миром стали бы превалирующими. Будущее возможно только при условии перехода от социального эгоизма к альтруизму, от обладания как традиционного способа бытия к самому бытию. Фромм, таким образом, придал особый смысл проблеме социального бытия и личности в условиях социального бытия. А проблему социального характера, под которым понимал такие черты личности, которые способствуют трансформации личности в условиях социума, поставил на первый план. Итак, социальное бытие – это общественное бытие, с его принципами, традициями и перспективами.
4. Универсальные связи бытия. Диалектика, ее принципы и законы. Диалектика – это философская концепция развития, понятого в онтологическом и гносеологическом аспектах, и представленная в истории философии в качестве и теории, и метода. Диалектика в античной философии понималась как искусство вести беседу, философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Впервые термин употреблен Сократом для обозначения процесса достижения истины путем столкновения противоположных мнений. Создателем первой философской формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям о развитии абстрактную, всеобщую форму. Элейская школа углубила понятие диалектики сущего, подчеркнув его противоречивость. Платон исследовал диалектику движения и покоя, различия и тождества, бытия как самопротиворечивости. Аристотель и неоплатоники разили идею иерархии бытия. В Средние века диалектика стала одним из разделов теологии. Она включала в себя формальную логику и силлогистику. В Новое время получили развитие субстанциональные идеи Декарта, Спинозы, Лейбница. В немецкой трансцендентальной философии (Кант) была развита целостная диалектическая концепция развития. Она значительно поколебала метафизические представления. Самой важной формой этой концепции явилась диалектика Гегеля. У ее истоков лежало учение об антиномиях Канта. Главной темой диалектики Гегеля стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, т.е. тема противоречия. Гегель полагал противоречие в качестве внутреннего импульса развития духа, который способствует переходу от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и т.д. Прогрессирующее движение вперед придавало процессу мышления, по Гегелю, характер восходящего развития. Гегель исследовал внутреннюю природу противоречия. Она заключается в том, что это не просто отрицание, а двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, снятие. Диалектический метод Гегеля позволил критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектический метод Гегеля получил дальнейшее развитие. Диалектика была понята как учение о наиболее общих и закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. В современной неклассической философии диалектика была подвергнута жесткой критике. К. Поппер полагал, что фактически любое развитие можно "подогнать под диалектическую схему". Тем не менее, именно диалектике принадлежит важнейшая роль в развитии философии. Она стала первой метафизической системой и предвосхитила многие научные исследования. Например, у Гераклита космос представлен как мерно вспыхивающий огонь, у Эмпедокла рассматривалась динамика связи четырех субстанций, у Аристотеля - причины формирования мира, у Н. Кузанского мы встречаем суждения о единстве макро- и микрокосма, а у Лейбница – об организованности мира монад и т.д. Одним из первых возражений неклассической философии против диалектической парадигмы явилось положение, ставшее афористичным: "Диалектика – это развлекательная машина". В современной философии постмодернизма (Фуко) не менее известно выражение: нельзя заставить философию "говорить на языке диалектики". По Фуко, постклассической философии еще "предстоит найти язык", который будет адекватен "новому опыту". Вместе с тем, очевидно, что диалектика передает смысл и динамику наиболее характерных изменений мира. Она опирается на основной принцип, объясняющий характер изменений – принцип детерминизма. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, причинной взаимосвязи. Согласно этому учению, явления бытия создают некую причинно-следственную связь, цепь развития. В ее основе лежит необходимость, взаимная обусловленность процессов и непрерывность. Объективныезаконыбытия различаются, согласно диалектике, по типам. Есть законы существования, стабильные законы. Есть законы функционирования, вероятностные. Эти законы изучают частные науки. Несомненен релятивизм как один из принципов диалектики. Релятивными являются связи необходимости и случайности, возможности и действительности и т.п. Начиная с Гегеля, различаются три главных закона диалектики. Первый: закон диалектического синтеза. Он отвечает на вопрос: почему идет развитие. Развитие совершается за счет отрицания с целью снятия противоречия. При этом отрицание может быть деструктивное, несущее разрушение (например, войны или социальные революции). А также – конструктивное, созидательное. Этот процесс отрицания Гегель представлял в форме триады (тезис – антитезис - синтез). Второй закон: закон перехода количественных изменений в качественные. Он призван ответить на вопрос: как идет развитие. Гегель обращал внимание на то, что более всего этот закон может быть проиллюстрирован химической наукой. В химии одни и те же химические элементы в разном количественном составе образуют качественно иные вещества. Основные категории, передающие диалектику действия этого закона, - количество и качество, мера и скачок. Третий закон: закон диалектической противоречивости. Он отвечает на вопрос о том, каков характер развития. Закон помогает исследователю представить всеобщности и поэтапность развития. Анализируется связь категорий: тождество, различие, противоположность, противоречие. Различаются этапы развития: гармония, дисгармония, конфликт. Закон устанавливает некую закономерность: развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Преодоление противоречий обеспечивает прорыв, движение вперед. Источником движения является не борьба противоречий, которая может привести к взаимному уничтожению сторон противоборства, а – взаимодействие. Единство сторон противоречия состоит в поиске источника взаимной дополнительности, равновесия, возможности временного объединения и союза. Противоречия могут быть деструктивными, построенными на взаимной непримиримости, антагонизме. Или – конструктивными. Характер их развития влияет на прогресс либо регресс как главную тенденцию развития. Таковы основные философские проблемы онтологии. Основные термины. Бытие, материя, формы бытия, формы существования материи, философское и естественнонаучное представление о материи; монизм, дуализм плюрализм о материи; движение, пространство, время; субстанциональная и релятивистская концепции материи; социальное бытие, универсальные связи бытия; диалектика, принципы и законы диалектики; конструкция и деструкция. Контрольные вопросы и задания к теме. 1.Бытие – это философская категория, означающая: - объективный мир - общество - природу - быт 2. Материя – это философская категория, обозначающая - объективную реальность, связи и отношения - субъективную реальность, представления - все то, что человек ощущает и познает - все то, из чего можно что-либо построить или соорудить 3.Метафизика – это: - синоним философии - учение о потустороннем - философия, основанная на физике - то же, что и диалектика 4.Метод в философии – это: - способ построения и обоснования философского знания - путь к познанию - практический прием исследования - эксперимент 5. Механицизм – это: - метод познания, основанный на признании механистической формы движения материи в качестве единственной или главной - взгляд на материю как на механизм природы - представление о социальных процессах как о заданном механизме - теологическое представление о мире 6. Релятивизм – это: - принцип относительности - принцип материализма - принцип идеализма - принцип механицизма 7. Релятивистское представление о материи основано на теории: - Эйнштейна - Аристотеля - Маркса - Гегеля 8. Диалектика – это: - искусство спора - учение о закономерных связях явлений и понятий - учение о борьбе противоположностей - учение о первоначале 9. Проблема социального бытия рассматривалась в философии: - Фромма - Фрейда - Маркса - Канта 10. Автором произведения "Здоровое общество" был: - Маркс - Ленин - Фромм - Юнг 11. Основной проблемой произведения Э.Фромма "Иметь или быть" является: - проблема двух способов жизни - проблема социального устройства - проблема психоанализа -проблема политической власти 12. Основной проблемой произведения Э.Фромма "Искусство любви" является: - проблема истинной любви, любви как ценности - проблема физиологической любви - проблема продолжения человеческого рода - проблема выбора любимого человека
Date: 2015-09-18; view: 1611; Нарушение авторских прав |