Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иудейская философия
Иудейская философия развивалась в эпоху раннего Средневекосья, примерно с периода канонизации Талмуда. В это время в философии иудаизма выделилось два направления: консервативное и модернистское. Консервативное направление, к которому относились, прежде всего, т.н. караимы («люди Писания») отвергало институт раввината (иудейских учителей), а также многочисленные интерпретации и комментарии к Пятикнижию Моисея (Торе) и текстам Талмуда. Модернистское направление отстаивало более гибкую позицию и следовало задаче приспособления к социально-политическим условиям. В Х-ХУ в.в. сформировалась галерея ученых, имена которых стали классическими. Они написали ряд произведений, давших рационалистическое (либо мистическое) толкование священных текстов. Эта галерея начинается с имени Рав Саадея-гаон (892-912), который больше известен под именем Расаг. Он заложил основы иудейской философии Средневековья в своей полемике с караимами. Ему принадлежат многочисленные труды, посвященные толкованию Торы, философии, грамматике, а также памфлеты против караимов. Главный его труд «Вера и разум» («Эмунот ведеот»). Его работы, написанные на арабском языке, были переведены впоследствии на иврит. Гершом (960-1040) – комментатор Талмуда и знаменитый автор Уставов («Таканот»), которые коренным образом изменили строй еврейской семьи. Нарушение запретов Гершома влекли за собой строгие наказания, вплоть до отлучения от общины. В еврейских кодексах законов они, по сей день, известны как «Херем дерабейну Гершом» (Отлучение Гершома). Раши (1040-1105), считавший себя учеником Герщома, был величайшим комментатором Танаха (Ветхого Завета) и Талмуда. Комментарии Раши стали настоящим шедевром научной литературы этого жанра. Ибн Эзра (1092-1167) написал 180 трудов, в том числе по грамматике священного языка (языка Танаха), по религиозной философии, математике, астрономии, поэзии и др. Рабейну Моше бен Нахман (или Рамбан) известен также под именем Нахманид (1194-1270) – автор очень известного комментария к Хумашу (Пятикнижию), Талмуду, а также трудов по каббале. Абарбанель (1437-1508) – ученый и комментатор Танаха, автор трудов по иудейской философии. В своих комментариях полемизировал с христианскими учеными по вопросам Писания и социально-политическим проблемам. Наиболее известным иудейским философом и ученым во многих областях знания был Моше Маймонид (1135-1204), известный также как Рамбам (Рабейну Моше Бен Маймон). Он был крупным представителем средневековых мыслителей «золотого века» испанской еврейской культуры 11-12 в.в. Он написал монументальные труды «Мишна Тора» и «Путеводитель заблудших». Однако ортодоксальные теологи резко критиковали его за рационалистический подход и философствование. Они полагали, что эти произведения подрывают основы Талмуда. Маймонид держался в стороне от дискуссионной суеты и не отвечал на критику. После его смерти его могила в Твери (Израиль) стала местом паломничества и для иудеев, и для мусульман. Наряду с рационалистической школой в модернизме иудаизма развивалось и мистическое направление. К нему относились каббала и хасидизм. Каббала – мистическое философское учение о тайнах мироздания, основанное на исследовании и комментариях к текстам Торы. Хасидизм (слово происходит от «хасид» - благочестивый) сформировался в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции. В ХП-ХШ в.в. среди еврейских мыслителей наибольшим влиянием пользовалась система философских взглядов каббалы. Она быстро распространялась в странах Европы, особенно в Испании, а также в Палестине. Священное учение каббалы составляло книгу Сфирот, в котором на первом месте была магия ивритских чисел и букв. Последователи этого направления пытались расшифровать буквенную символику Торы с целью раскрытия ее тайного смысла. Основной книгой каббалистов является «Зогар» («Сияние»). Эту книгу составил выдающийся каббалист Р. Шимон. Согласно этой книге, в тексте Торы в завуалированной форме скрыты истинные знания о мире и человеке. Некоторые из сторонников этого учения (к примеру, Саббатай Цви в 17 в.) объявляли себя мессией.
Такова философия Средневековья. Она развивалась и в Западной Европе (центром которой был Рим), и на Востоке, в Византии (центром которой был Константинополь), и в Палестине. В целом же, средневековая философия может быть охарактеризована таким понятием как теоцентризм: ее мировоззрение основано на религиозной вере, в центре философии – идея отношения человека и Бога. Главной проблемой философии Средневековья во всех ее выражениях, как мы видели, была проблема соотношения разума и веры.
Основные термины. Теоцентризм, патристика, схоластика, формализм, неотомизм, номинализм, универсалии, трансценденция, теология, телеология, религиозный реализм, неоплатонизм, дихотомия (разума и веры), монотеизм, креационизм.
Контрольные вопросы и задания к теме. 1. Определяющая черта философии Средневековья: - рационализм - материализм - теоцентризм - космоцентризм 2. Бог в средневековой христианской философии: - Иисус Христос - трансцендентная сущность - мировой разум - мировая воля 3. Теория двух миров: "града земного" и "града Божьего" – разрабатывалась: - Аристотелем - Боэцием - Августином - Франциском Ассизским 4. Христианская философия представляет собой: - продолжение традиционной античной философии - новый тип духовности - новый этап гуманизма - новый этап натурфилософии 5. Патристика – это: - философия, основанная на приоритете семейных отношений - философия "отцов церкви" - общество, основанное на родовых отношениях - патриотическая философия 6.Схоластика – это: - логическое суждение - тип религиозной философии - школьное обучение - словесное ухищрение, умышленный обман 7. Какая из названных черт более всего подходит философии Средневековья: - оптимизм - антропоцентризм - формализм - пантеизм Объясните этот термин. 8. Основной проблемой философии Средневековья является: - проблема соотношения разума и веры - проблема познаваемости Вселенной - проблема происхождения природы и человека - проблема способности человеческого разума 9. Трансценденция – понятие, означающее: - потустороннее, недоступное чувственному опыту - аналитическую функцию разума - один из методов познания - одну из форм существования материи 10. "Спор об универсалиях" – это дискуссия средневековой философии о: - о познании бытия - о природе общих понятий - о сущности Бога - о сущности конкретных вещей Расскажите о нем и сделайте вывод о значении этого явления для развития гносеологии в последующей философии.
Date: 2015-09-18; view: 580; Нарушение авторских прав |