Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иудейская философия





Иудейская философия развивалась в эпоху раннего Средневекосья, примерно с периода канонизации Талмуда. В это время в философии иудаизма выделилось два направления: консервативное и модернистское.

Консервативное направление, к которому относились, прежде всего, т.н. караимы («люди Писания») отвергало институт раввината (иудейских учителей), а также многочисленные интерпретации и комментарии к Пятикнижию Моисея (Торе) и текстам Талмуда.

Модернистское направление отстаивало более гибкую позицию и следовало задаче приспособления к социально-политическим условиям. В Х-ХУ в.в. сформировалась галерея ученых, имена которых стали классическими. Они написали ряд произведений, давших рационалистическое (либо мистическое) толкование священных текстов.

Эта галерея начинается с имени Рав Саадея-гаон (892-912), который больше известен под именем Расаг. Он заложил основы иудейской философии Средневековья в своей полемике с караимами. Ему принадлежат многочисленные труды, посвященные толкованию Торы, философии, грамматике, а также памфлеты против караимов. Главный его труд «Вера и разум» («Эмунот ведеот»). Его работы, написанные на арабском языке, были переведены впоследствии на иврит.

Гершом (960-1040) – комментатор Талмуда и знаменитый автор Уставов («Таканот»), которые коренным образом изменили строй еврейской семьи. Нарушение запретов Гершома влекли за собой строгие наказания, вплоть до отлучения от общины. В еврейских кодексах законов они, по сей день, известны как «Херем дерабейну Гершом» (Отлучение Гершома).

Раши (1040-1105), считавший себя учеником Герщома, был величайшим комментатором Танаха (Ветхого Завета) и Талмуда. Комментарии Раши стали настоящим шедевром научной литературы этого жанра.

Ибн Эзра (1092-1167) написал 180 трудов, в том числе по грамматике священного языка (языка Танаха), по религиозной философии, математике, астрономии, поэзии и др.

Рабейну Моше бен Нахман (или Рамбан) известен также под именем Нахманид (1194-1270) – автор очень известного комментария к Хумашу (Пятикнижию), Талмуду, а также трудов по каббале.



Абарбанель (1437-1508) – ученый и комментатор Танаха, автор трудов по иудейской философии. В своих комментариях полемизировал с христианскими учеными по вопросам Писания и социально-политическим проблемам.

Наиболее известным иудейским философом и ученым во многих областях знания был Моше Маймонид (1135-1204), известный также как Рамбам (Рабейну Моше Бен Маймон). Он был крупным представителем средневековых мыслителей «золотого века» испанской еврейской культуры 11-12 в.в. Он написал монументальные труды «Мишна Тора» и «Путеводитель заблудших». Однако ортодоксальные теологи резко критиковали его за рационалистический подход и философствование. Они полагали, что эти произведения подрывают основы Талмуда. Маймонид держался в стороне от дискуссионной суеты и не отвечал на критику. После его смерти его могила в Твери (Израиль) стала местом паломничества и для иудеев, и для мусульман.

Наряду с рационалистической школой в модернизме иудаизма развивалось и мистическое направление. К нему относились каббала и хасидизм. Каббала – мистическое философское учение о тайнах мироздания, основанное на исследовании и комментариях к текстам Торы. Хасидизм (слово происходит от «хасид» - благочестивый) сформировался в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

В ХП-ХШ в.в. среди еврейских мыслителей наибольшим влиянием пользовалась система философских взглядов каббалы. Она быстро распространялась в странах Европы, особенно в Испании, а также в Палестине. Священное учение каббалы составляло книгу Сфирот, в котором на первом месте была магия ивритских чисел и букв. Последователи этого направления пытались расшифровать буквенную символику Торы с целью раскрытия ее тайного смысла. Основной книгой каббалистов является «Зогар» («Сияние»). Эту книгу составил выдающийся каббалист Р. Шимон. Согласно этой книге, в тексте Торы в завуалированной форме скрыты истинные знания о мире и человеке. Некоторые из сторонников этого учения (к примеру, Саббатай Цви в 17 в.) объявляли себя мессией.

 

Такова философия Средневековья. Она развивалась и в Западной Европе (центром которой был Рим), и на Востоке, в Византии (центром которой был Константинополь), и в Палестине. В це­лом же, средневековая философия может быть охарактери­зована таким понятием как теоцентризм: ее мировоззрение основано на религиозной вере, в центре философии – идея отношения человека и Бога. Главной проблемой философии Средневековья во всех ее выражениях, как мы видели, была проблема соотношения разума и веры.

 

Основные термины.

Теоцентризм, патристика, схоластика, формализм, неотомизм, номинализм, универсалии, трансценденция, теология, телеология, религиозный реализм, неоплатонизм, дихотомия (разума и веры), монотеизм, креационизм.

 



Контрольные вопросы и задания к теме.

1. Определяющая черта философии Средневековья:

- рационализм

- материализм

- теоцентризм

- космоцентризм

2. Бог в средневековой христианской философии:

- Иисус Христос

- трансцендентная сущность

- мировой разум

- мировая воля

3. Теория двух миров: "града земного" и "града Божьего" – разрабатывалась:

- Аристотелем

- Боэцием

- Августином

- Франциском Ассизским

4. Христианская философия представляет собой:

- продолжение традиционной античной философии

- новый тип духовности

- новый этап гуманизма

- новый этап натурфилософии

5. Патристика – это:

- философия, основанная на приоритете семейных отношений

- философия "отцов церкви"

- общество, основанное на родовых отношениях

- патриотическая философия

6.Схоластика – это:

- логическое суждение

- тип религиозной философии

- школьное обучение

- словесное ухищрение, умышленный обман

7. Какая из названных черт более всего подходит философии Средневековья:

- оптимизм

- антропоцентризм

- формализм

- пантеизм

Объясните этот термин.

8. Основной проблемой философии Средневековья является:

- проблема соотношения разума и веры

- проблема познаваемости Вселенной

- проблема происхождения природы и человека

- проблема способности человеческого разума

9. Трансценденция – понятие, означающее:

- потустороннее, недоступное чувственному опыту

- аналитическую функцию разума

- один из методов познания

- одну из форм существования материи

10. "Спор об универсалиях" – это дискуссия средневековой философии о:

- о познании бытия

- о природе общих понятий

- о сущности Бога

- о сущности конкретных вещей

Расскажите о нем и сделайте вывод о значении этого явления для развития гносеологии в последующей философии.

 







Date: 2015-09-18; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию