Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 9 page





Таковы этические школы Древней Греции, наследовавшие философию Сократа.

Этика, а именно - учение о добре, стала по существу подлинной онтологией и аксиологией Сократа и его последователей. А гносеологиейдиалектика, которую Сократ понимал как искусство вести беседу, в результате которой из противоречивых суждений рождалась истина.

 

6. Объективный идеализм Платона. Теория идей

Платон, великий древнегреческий философ, ученик Сократа, жил примерно между 427 и 347 г.г. до н.э. Платона считают основоположником всей европейской философии, классическим представителем объективного идеализма и диалектики. Произведения Платона были, главным образом, посвящены проблеме государства и его этики. Своим произведениям он придавал форму диалогов, главным действующим лицом которых был Сократ. Сократ в произведениях Платона и выражал мысли самого автора.

Свою философию Платон разделял на три части, которые условно обозначал как диалектику, физику и этику. Первая часть – диалектика – была основной и выражала суть его теории идей. Это онтологическая часть его учения. Платон размышлял о том, что есть бытие, и отвечал, что бытие есть мир идей. Вторая часть – физика - включала в себя не столько знания о природе, но - о приро­дечеловека, т. е. психологию. Третья часть – этика – была посвящена проблеме справедливости и государства.

1. Платоновское учение "диалектика", как говорилось, - это теорияидей, онтология. Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдель­ные вещи или отдельные человеческие индивидуумы—Сократ, Диоген,— но и особое бытие, особая сущность, соответствующая обще­му понятию человека. Эти сущности, универсальные понятия Платон называл идеями(или — видами). Знание, считал Платон, есть обоб­щение чувственных образов. Идеи по Платону, и есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Она не воспринимается чувствами, а только разумом. Идея — сущность и причина чувственно воспринимаемых предметов: не было бы идей, не было бы и мира. Не было бы идеи красоты, не было бы и самой красоты, не было бы красивых вещей. Не было бы идеи человека, не было бы и конкретных людей. Идея, по мысли Платона, — это форма определенного класса предметов. Предметы свидетельствуют о присутствии идей. Причем, отдельные предметы возникают и разрушаются (к примеру, лю­ди рождаются и умирают), класс, род же —сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранениепричинывсех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз, парадигма для каждой вещи. А каждая вещь есть подобиеэтой идеи. Так, “сама справедливость” или идея справедли­вости есть первообраз(парадигма) всех справедливых по­ступков. Каждый отдельный, справедливый поступок служит подобиемсамой справедливости.



Каждая идея, по Платону, представляетсобойвсовершен­ствето,кчему стремятся отдельные предметы. Идея красоты или "сама красота" есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона "Пир"). Отдель­ные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархиюидей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совер­шенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо.

Итак, диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: миравещей и миравечных и неизменныхидей (мир идеалов). Мир идей представлялся как основной, определяющий мир вещей. Такова онтологияПлатона, его объективныйидеализм. Единичное существует только как воплощение единого общего. Знаменитый платоновский "миф пещеры" рисует зримый воспринимаемый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, т.е. подобиями образцов. Платон полагал, что понять истину помогают математические аналогии. Круг на песке несовершенен, но на его основе (сквозь него и за ним) можно помыслить точный круг, круг как таковой. Эти и подобные рассуждения Платона в современной европейской философии постмодернизма приобретают вторую жизнь.

2..ФизикаПлатона,как уже говорилось, включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. приро­да) буквально означает "касающееся природы", поэтому так называлось все философское учение о природе. У Платона физике посвящен диалог "Тимей". По гносеоло­гии Платона природане истинное бытие, а лишь бывание, а потому она не может быть предметом знания. Для ее по­нимания нужна не научная форма, не диалектика, а мифы. У Платона диалектика — это приемы научного мышления. Знанием для него является математика,а также — метафи­зика(а именно — учение об идеях, о душе). Учение же о при­роде (т. с. все естественные науки) относятся к мнению(или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона является наи­более критикуемой.



К истинному знанию, по Платону, относится учение о ду­ше (об этом — в диалогах "Тимей" и "Федон"). Душу он полагал бессмертной, облекающуюся во многие тела попеременно. Душа, по Платону, есть идея повсюду разлитого дыхания. Она самодвижется и сущест­вует раньше ее телесной природы. Учение о душе продолжает мысль Сократа о бессмертии ду­ши. В диалоге "Тимей" Платон ввел понятие демиурга (твор­ца). Это понятие у греков, правда, употреблялось в разном значении (ремесленник, скульптор, врач, прорицатель), в том числе и в смысле мирового Зодчего.Демиург, бесконечно добрый, создает мир с тем, чтобы добро из мира идей переш­ло и в чувственно воспринимаемый мир. Для этого он созда­ет мировую душу, с помощью которой формирует четыре сти­хии: землю, воду, воздух и огонь. Из их смешения образуется телесная природа. Получается мир, имеющий душу и пото­му— живой, порядок и разумность которого обусловлены ми­ровой душой. Знание об идеях сохраняется в душе как воспо­минание об увиденном ею в потустороннем или трансцендент­ном мире. На земле эти воспоминания сначала забываются, т. к. душа поглощена чувственными образами, но потом они оживают.

Вначале душа, считал Платон, находится на своей неподвижной звезде до того момента, который назначен ей роком, чтобы опустить­ся на землю и воплотиться. Первое воплощение происходит всегда в человеческом теле. Дальнейшая судьба души зави­сит от ее поведения в этом теле. Те души, которые помнили о своей истинной родине и о своем назначении (зная само добро — творить добро), после смерти тела возвращались на свою звезду и снова ждали момента для ее телесного воплощении. Если же душа жила потребностями тела, то впоследствии она во­площалась в животных, характер которых соответствовал по­ведению (так, души пьяниц и обжор воплощались в свиней; души поэтов и музыкантов — певчих птиц; души хозяйствен­ников— в пчел, муравьев; души тиранов — в хищников и т. п.). И так до тех пор, пока душа не искупит своего падения, тог­да она снова воплощается в человеческое тело и ее судьба зависит от нее самой.

Учение о знании, как воспоминании, называют платонов­ской теорией воспоминания, или платоновской теорией прирожденности знания, или—прирожденности общих понятий. Учение это изложено в платоновском "Федонс". Здесь же в научной форме дается доказательство бессмертия: 1) по­скольку душа существует до воплощения в тело, то ее суще­ствование не зависит от тела, а разрушение тела не есть раз­рушение души; 2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается; 3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение; 4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может под­вергнуться смерти.

Платон верил в душепереселение(метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.

3.ЭтикаПлатона(произведения "Федон" и "Государство") основана на понимании добракак высшей цели нашей дея­тельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно — не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона — не индивидуальная, а социаль­ная, она органически связана с политической теорией госу­дарства.

Платон делил людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная,аффективная(эмоциональная) или вожделеющая(чувствен­ная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, ко­торая состоит в истинном знании, т. е. в знании идей (идеа­лов), а следовательно — в понимании, что все служит для возможно большего осуществления добра. Кроме того, муд­рость— это и принимаемые разумом решения, направленные только к добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувствен­ных наслаждений. Их Платон называл философами, мудре­цами, и отводил им роль правителей в идеальном государст­ве.

При преобладании аффективнойчасти души человек от­личался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти дол­гу. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющеготипа должны заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ре­месленники, обеспечивающие материальную жизнь государ­ства.

Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трех. То же отно­сится и к народам. Так, у греков чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разума над другими частями души, потому греки и преуспели в науке. У фракийцев же преобладала аффективная часть души, и этот народ отличался смелостью и отвагой. А среди финикян преобладала низменная часть души, для них характерно стяжательство, они отличались корыстолюбием, успехами в тор­говле и пр.

Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель го­сударства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспече­нии справедливости. Получается, что цель его — этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические. Но т. к. смысл всего существующе­го— осуществление добра, то и смысл государства — тот же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Платон, далее, предложил свое понимание государствен­ного устройства соответственно цели — достижению справед­ливости. Граждане в нем должны быть разделены на три со­словия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие — правители, архонты. Добродетель присущая им — мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философа­ми. Второе сословие — воины, их добродетель—мужество, а обязанность — служить архонтам, помогать им в управлении низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие — люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность — приобретать материальные бла­га и культивировать в себе добродетель умеренности. Это со­словие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышлен­ников и т. п., оно должно быть в полном подчинении у прави­телей (как н низшая часть души должна подчиняться выс­шей).

Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от пего, они должны быть поставлены в особые условия. Какие? Отсутствие у них част­ной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего со­словия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избе­жать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, долж­на быть присуща всем сословиям — мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих филосо­фов.

Таков объективныйидеализм Платона, выраженный в его теории идей. На объективном идеализме Платона построен его психологизм и социальная концепция, теория о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье. Детальная разработка Платоном модели государственного устройства, основанной на философском разуме, является, в высшей степени, идеальной. Разумеется, в жизни по­добное идеальное государство невозможно.

Платон был первым известным в истории академической науки лектором, основоположником философской традиции. Само название академической науки восходит к его школе. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н. э., т. е. после смерти Платона, до 529 г. н. э.— более 8 столетий).

7. Философское учение Аристотеля.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) продолжил изучение проб­лем гносеологии с точки зрения логики, он по праву считает­ся основателем логики.

В чем состоят основные положения аристотелевского учения?

1. Аристотель создал учение о категориях. Оно основывалось на плато­новской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различал, прежде всего, две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро со­относятся как сущность и качество. Сущность существует са­ма по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуе­мое. "Добро", например, это категория качества, т. к. сущест­вует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). "Краснота" — тоже категория качества, т. к. не может существовать сама по себе, а только как свой­ство (красные вещи).

Категории Аристотеля "сущность" и "качество" (или "при­надлежность") при переводе на латинский язык обозначились терминами "субстанция" и "акциденция" (они и сейчас ис­пользуются в философском языке).

2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из филосо­фов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие "материал" (например, лес, строительный матери­ал). Форма у Аристотеля—это не облик предмета, а дея­тельное начало, заставляющее материю сделаться определен­ной вещью. Таким образом, основной, деятельной, категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма – первична, материя – вторична. Впоследствии именно эта точка зрения легла в основу теологии, религиозного формализма и схоластики.

3.Проблеме материи и формы посвящено его произведе­ние "Метафизика". Метафизикой Аристотель называл собст­венно философию (или "первую философию"). С IV в. до н.э. так стали называть философию. Что значит "первая философия", и есть ли, по Аристотелю, другие философии? Первая философия, по Аристотелю, и есть, собственно философия. Это учение о высших, т. е. о самых общих, причинах или началах бытия. Другие науки, или "другие философии", в отличие от ее, изучают только частные причины или начала. Философия - это теоретическая наука, изучающая именно бы­тие, а не деятельность. Первая философия, по Аристотелю, изучает бытие вообще, а "вторые философии" (например, физика или математика) изучают лишь отдельные стороны бытия.

4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал "органической” наукой". Она есть орудие ("органон") для изучения бытия (впо­следствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения "Органоном"). Логика, по Аристотелю, имеет методологичес­кое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные фак­торы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единич­ное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у живот­ного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих на­чал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие че­ловека, формирует его волю. Воля складывается из стремле­ний и предполагает готовность человека к нравственному вы­бору (который в свою очередь основан на знании общего).

Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим послед­нюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совер­шенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных разли­чий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

Основные сочинения Аристотеля: "Физика", "Метафизика", "О душе", "Никомахова этика", "Политика", "Поэтика". Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонскогоа впоследствии, в Афинах, основал свою школу, которая по многообразию изучаемых проб­лем опередила Платонову Академию. Философская школа Аристотеля получила название "Лицей" (по греч. “Ликей”), т. к. находилась близ храма Аполлона Лицейского (гр. ликейон— название рощи при храме). Лицей Аристотеля (который был вместе с Академией Платона как бы вторым афинским университетом) продолжал работать едва ли не до IV в. н. э,

8. Философия эпохи эллинизма (к. 1У- П в.в. до н.э.) и переход к новой эпохе философской мысли

В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса грече­ской демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав ог­ромной - державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад империи после смерти Александра Македонского вызвал глубокие изменения в духовной жизни древне­греческого общества и усилил этико-созерцателъные стороны философии. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.

Стоики — последователи философской школы Стои (Афи­ны), их жизненный идеал — невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздра­жающие факторы. Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э.. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э.— 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 —180 гг. н.э.). Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.

Обратимсякнекоторымдошедшимдонастекстамстоиков[69]

- "Бог — это огненная пневма, наделенная разумом, лишен­ная формы, превращающаяся в то, во что желает, и уподоб­ляющаяся всему". (С. 489).

- "Судьба.— это присущая пневме сила, которая управля­ет миропорядком... Стоики говорят, что судьба — это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь". (С. 490).

- "3енон дает такое определение страсти: страсть—то, что он называет pathos — есть душевное волнение, противополож­ное здравому смыслу и противное природе" (С. 500).

- "Зенон первый употребил слово "долг"”, ибо онвывел его из слов "то, что подобает". (С. 500).

- "[Стоики] говорят, что мудрец бесстрастен, поскольку он не падок [до чего-либо]” (С. 500).

- "Только он [мудрец] свободен, дурные люди — рабы. Сво­бода — это возможность действовать самостоятельно, раб­ство же — утрата такой самостоятельности". (С. 502). .- "Жизнь наша подобна тому, как мироздание одно. Это как бы стадо, которое пасется на общих пастбищах согласно об­щему закону". (С. 503).

Как видим, в основу философии стоики полагали здравомыслие, а главным достоинством считали невоз­мутимость и свободу и от внешнего мира, и от собственных стра­стей. Стоики разработали основные правила "науки смерти": они считали, что настоящий мудрец не должен бояться смер­ти— это и есть философия. Они обратились к уроку смерти Сократа. С той, однако, разницей, что в основе их философии лежал принцип безразличия, бесстрастия, или апатии. Пос­ледний идеал стоиков. Другой принцип стоиков — зависимость от рока, судьбы, бесполезность сопротивления тому, что суж­дено. Для стоиков необходимость ("судьба", "рок") непреложна. Свобода же — в признании и согласии с этой необхо­димостью.

Эпикурейство—философское направление, основанное из­вестным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 — 270 гг. до н. э.), а в римской империи представленное Лукре­цием Каром (ок. 99—55 гг. до н. э.).

Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием "Сад Эпикура". Главное в его учении — этика поведения, приводящего к счастью. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общест­венный союз — не является высшей целью, но только средст­вом для достижения благополучия индивида. Это учение о счастье называется эвдемонизмом (от греч. эвдемониа —счастье, довольство). Эвдемонизмфилософское направление в этике, признающее источником нравственности стремление человека к. счастью. Оно возникло впервые в античной философии.

Этика Эпикура основана на атомистическойнатурфилосо­фии и материалистическомсенсуализме: реальным является лишь бытие отдельных атомов, а все их образования (вещи, космос) — вторичны, сцепления атомов; истинно то, что мы ощущаем, только ощущения не обманывают. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедоническая (от греч. гедоне — удовольствие); удовольствию эпикурейство придавало значение цели жизни. Но это не чувственное удо­вольствие, не грубое животное наслаждение, а состояние ду­ховной стабильности (атараксии). Это состояние невозмутимости. которое может вырабо­тать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Душа человека, по Эпикуру, умирает вместе с телом, т. к. душа, как и тело, состоит из атомов. Смерти не следует бояться, говорил он, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она прихо­дит, нас уже нет. А значит, смерти нет ни для живых, ни для мертвых.

Вот как он писал об этом в "Письме к Манекею".

"Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам ника­кого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому пра­вильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого от­ношения, делает смертность жизни усладительной... Глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причи­нит страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит при­сутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожи­дается... Когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем"[70].

Натурфилософия Эпикуравысший этап развития атоми­стического материализма Древней Греции. Причем, размыш­ляя о причинной необходимости явлений, Эпикур находил, что в рамках необходимости должна быть и разгадка свободы. И приходит к оригинальному суждению, основанному на по­правке атомистической теории Демокрита: движение атомов, хотя и подчинено необходимости, обусловлено и их внутрен­ним свойством — тяжестью (и некоторыми другими свойст­вами), поэтому возможно отклонение от пути их движения. Основываясь на идее о самодвижении атома, Эпикур истолко­вывал его как необходимое условие свободы человека.

Оригинальны и суждения Эпикура о потребностях и же­ланиях людей. Есть три вида желаний: 1) естественные и необходимые для жизни; 2) естественные, но для жизни не не­обходимые; 3) не необходимые для жизни и не естественные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от ос­тальных. Результат такого воздержания — полная невозмути­мость, или безмятежность, которая и есть счастье философа.

Эпикуру приписывают правило "живи скрытно", т. е. в тесном кругу близких друзей, не участвуя в шумной государ­ственной жизни.

Учение Эпикура было последней великой материалистиче­ской школой древнегреческой философии, повлиявшей на научную мысль Европы. К началу нашей эры усилились стремления к религии, распространились религиозные учения и культы, которые нашли благоприятную почву в Римской империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становилась религиозной. Идеи и учения античной философии завершили свое развитие. Подводя итоги, отметим, что эти учения представляли со­бой высшую степень развития философской мысли, предшествующей европейской науке. Древнегреческая философия выдвину­ла важнейшие вопросы, решение которых стало задачей по­следующей истории мысли.

А на арену истории вступала новая христианская культура, с проповедью любви к ближнему и всепрощения, жестоко расправляясь с инакомыслящими.

 

Схема к теме 3

Век (до н. э.) Философские школы Древней Греции

VI Натурфилософия Милетская школа: Фалсс, Апаксимандр, Анаксимен. Учение о первоначале

У Элейская школа: Парменид, Ксенофан, Зенон. Гераклит. Учение о бытии

Механицизм и атомизм. Эмпедокл. Анаксагор. Демокрит.

Пифагорейская школа. Софизм. Протагор.

V- 1У Классическая философия. Сократ. Платон. Аристотель.

III Эллинистическая философия. Стоицизм, эпикуреизм

 

Основные термины

Натурфилософия, материализм, идеализм, диалектика, монизм, гилозоизм, пантеизм, бытие, сознание, атомизм, софизм, этика, гедонизм, эпикурейство, кинизм, субъективизм, объективный идеализм, категории, материя, форма, метафизика.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Отличие античной философии от философии Древнего Востока:

- в теоретическом анализе

- в мифологии

- в наличии философских школ

- в появлении философских учений и учителей

Объясните свой ответ, приведите примеры.

2. К философским школам античности, изучавшим проблемы космоцентризма, относятся:

- милетская школа

- пифагорейская школа

- школа Сократа

- софизм

В чем состояли эти проблемы, и какое значение имеет их анализ для последующей науки?

3. Согласно античной традиции к семи мудрецам был причислен философ:

- Сократ

- Платон

- Фалес

- Солон

За какую деятельность философ был назван мудрецом?

4. В элейской натурфилософской школе в центре анализа стояли проблемы:

- онтологии

- гносеологии

- аксиологии

- этики

В чем состояли эти проблемы и в каких философских учениях они были развиты впоследствии?

5. Диалектика – это учение о ___________ , первым диалектиком в философской традиции считается _______________. Заполните пробелы в этой фразе и объясните свой ответ

- постоянной противоречивости мира, Гераклит

- первоначале бытия, Фалес

- материи, Демокрит

- логике, Аристотель

6. Атомизм – это учение античной философии:

- о материальной субстанции бытия

- о тождественности элементов мира

- о единстве бытия

- о множественности миров

Расскажите об атомизме и его эволюции.

7. Выдающиеся философы античности – Сократ, Платон и Аристотель с точки зрения классической философии по своему мировоззрению являлись:

- материалистами

- идеалистами

- натурфилософами

- софистами

Объясните свой ответ и сопоставьте учения этих философов.

 

Тема 4. Средневековая философия.

1. Проблема мира и человека в средневековой философии.

2. Августин и учение о трансценденции.

3 Западно-европейская схоластика. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

4. Иудейская философия.

Основные термины.

Контрольные вопросы и задания к теме.

 

1. Проблема мира и человека в средневековой философии

Исторический тип философии во все времена соответствовал своей социально-экономической системе. Греческая философия, как мы видели, выросла на почве античной демократии, философия же средневековья принад­лежала к эпохе феодализма (V—XV века). Средневековье начинает свою историю со времени падения Западной Рим­ской империи (476 г.), но философские учения этой эпохи ста­ли складываться уже в I—IV вв., их основу составили эти­ческие концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников. В средневековой философии трудно выделить столь же яркие индивидуальности как в античной философии, т. е. подобные Сократу, Платону, Аристотелю, эта философия более одно­родна.







Date: 2015-09-18; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.065 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию