Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 23
Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. 23.1. Право граждан на свободу объединения (право на объединение, свобода союзов, право каждого человека на свободу ассоциации с другими или право каждого вступать в некоммерческие общества и союзы) представляет собой одно из важнейших и неотъемлемых конституционных прав гражданина. Свобода объединения выступает обязательным функциональным компонентом политической системы демократически организованного гражданского общества. Ее провозглашение и интегрирование в конституционную конструкцию непосредственно связаны с базовыми конституционными положениями. В их числе — приверженность народа Казахстана идеалам свободы, равенства и согласия (преамбула); характеристика государства и основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан (статья 1); недопустимость присвоения и узурпации власти (статья 3); признание идеологического и политического многообразия, размежевания функций общественных и государственных институтов и равенства общественных объединений перед законом (статья 5). Свобода объединения призвана обеспечить формирование свойственной обществам с рыночной экономикой плюралистической политической организации, негосударственных институтов, решения многих дел. Период провозглашения суверенитета и обретения государственной независимости Казахстана, демонтаж тоталитарной однопартийности и классово обусловленной социалистической политической системы, практическое воплощение в жизнь демократических принципов повлекли бурное развитие «третьего сектора». В настоящее время добровольческие структуры Казахстана исчисляются тысячами организаций различного статуса и направленности. Ряд из ранее существовавших всесоюзных и казахстанских общественных объединений, несмотря на сохранение названия, претерпел существенные изменения. Среди нетрадиционных родились такие, как политические партии и общественные движения (включая открыто провозглашающие оппозиционность в отношении государственных органов), структурные подразделения международных (неправительственных) организаций, общественные фонды, общественные академии, экологические объединения, общественные объединения по защите прав потребителей и другие. Правозащитные организации представлены международным комитетом по правам человека, Алматинским Хельсинским комитетом, движением «Правовое развитие Казахстана», Республиканским историко-просветительским обществом «Эд1лет», Ассоциацией политических репрессированных. Женские организации пополнились уже имеющими на сегодня устоявшийся имидж Республиканским советом женских организаций. Союзом женщин Казахстана, Республиканской лигой женщин-мусульманок Казахстана, Благотворительной ассоциацией «Женщины-предприниматели Казахстана», Лигой женщин творческой инициативы, объединением «Женщины и право». Феминистской лигой Алматы. Среди ветеранских организаций — Республиканская организация ветеранов. Ассоциация бывших узников концлагерей. Казахстанская ассоциация жертв политических репрессий. Союз «Чернобыль», движение «Поколение». Экологические организации представлены крупнейшей организацией — Международным антиядерным движением «Невада-Семипалатинск», экологическим агентством «Green Women*, обществом «Зеленое спасение». Фондом экологического образования. Республиканской ассоциацией «Экологи XXI века». Обществом содействия решению проблем Приаралья. Фонды составляют более двадцати процентов зарегистрированных в Республике общественных объединений. Примерно две трети из них негосударственные—благотворительные, поддержки культурной и научной деятельности, образования и медицины. Это Детский благотворительный фонд «Бобек», Казахский детский фонд. Казахстанский фонд культуры. Фонд мира. Фонд поддержки борьбы с преступностью, Фонд содействия науке. Фонд безопасности дорожного движения. Расширяется перечень объединений лиц с физическими недостатками — Республиканский комитет «Спешиал Олимпикс», Ассоциация слепых по спорту. Центр активной реабилитации инвалидов «Канатым». Право на свободу ассоциаций отвечает интересам страны, и его реализация находится под зашитой государства. Республика Казахстан гарантирует гражданам свободу создания общественных объединений. Свобода как мера возможного поведения обеспечена и тем, что участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия рабочего места или должности в государственной и иной организации. Каждый сам вправе указывать или не указывать о своей принадлежности к тому или иному общественному объединению. Требование об указании в официальных документах о членстве в том или ином общественном объединении не допускается. На лиц, работающих в аппаратах общественного объединения, распространяется законодательство Республики Казахстан о труде, социальной защите и социальном страховании. Дополнительные гарантии введены для защиты конституционных прав работникам профессиональных союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественного объединения, равно как и вмешательство общественного объединения в деятельность государственных органов и должностных лиц. не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено законом. Вопросы, затрагивающие интересы общественного объединения в предусмотренных законодательством случаях, решаются государственными органами с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями. Собственность общественных объединений охраняется законом. С другой стороны, на общественные объединения возлагается обязанность действовать в рамках Конституции и законов. Принадлежность лица к тому или иному общественному объединению не дает оснований для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом. Законодательством установлены некоторые условия, с которыми связано осуществление права на свободу ассоциаций, в первую очередь, состояние гражданства и достижение определенного возраста. Как видно из примененной в первой части настоящей статьи формулы, право на свободу объединения закреплено за гражданами Республики Казахстан. Право объединяться в профессиональные союзы законодатель также связывает с пребыванием в казахстанском гражданстве. Вместе с тем уставами общественных объединений, кроме политических партии И общественных объединений. преследующих политические цели, может быть предусмотрено членство в них иностранных граждан и лиц без гражданства. Аналогичная норма содержится в статье 12 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона. «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 г.: «Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право вступать в общественные объединения, кроме политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и если это не противоречит уставам (положениям) этих объединений». Членом политической партии может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцатилетнего возраста. Членами (участниками) общественных объединений при политических партиях и общественных объединений, преследующих политические цели, могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Возраст членов (участников) иных общественных молодежных и детских объединении определяется их уставами (положениями). С дополнительными условиями связана реализация права на объединение В политическую партию. Ее могут создать граждане численностью не менее 3000 человек, представляющих большинствообластей Казахстана. Членство иностранных граждан, лиц без гражданства, а также коллективное членство в политических партиях не допускается. Гражданин Казахстана может являться членом только одной политической партии. Политические партии имеют фиксированное членство. Применительно к профессиональным союзам количество профсоюзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается. Всем профессиональным союзам предоставляются равные правовые возможности. В Республике Казахстан действует специальное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики права на объединение, а также в связи с созданием, функционированием и прекращением деятельности общественных объединений: Закон РК «Об общественных объединениях в Республике Казахстан» от 31 мая 1996 г.1. Закон РК «О политических партиях» от 2 июля 1996 г Закон РК «О профессиональных союзах»от 9 апреля 1993 г. Законом РК от 11 июля 1997 г. скорректирован Закон РК «О политических партиях». Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, ассоциации и другие объединения граждан. Особым статусом обладают кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, а также религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления, а также органы общественной самодеятельности населения (народные дружины, товарищеские суды и др.). Действие закона об общественных объединениях не распространяется также на школьные, студенческие объединения, деятельность которых связана с учебным процессом. В Казахстане действуют международные, республиканские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским относятся общественные объединения, деятельность которых распространяется на территории всех или большинства областей Республики и которые имеют в них свои отделения; к региональным — на территорию менее половины областей Республики. Местные общественные объединения действуют в пределах одной области. Созданные в Казахстане общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Граждане объединяются в общественные объединения в целях реализации и зашиты политических и иных прав и свобод, развития активности и самодеятельности, участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, экологической безопасности населения; участия в благотоврительной деятельности, проведения культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной работы, охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей, укрепления дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом. Принципами создания и функционирования общественных объединений являются добровольность, равноправие их членов (участников), самоуправление, законность и гласность. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, которые в своих уставах или программных документах провозглашают или на практике реализуют идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой и сословной, исключительности либо вражды, методы насильственного изменения существующего конституционного строя, имеют цель — нарушение территориальной целостности Казахстана, ведут пропаганду войны, а также допускают нарушение прав и свобод человека, осуществляют иные действия, противоречащие Конституции и не совместимые с нормами международного права. Запрещается создание общественных военизированных объединении и вооруженных формирований, то есть таких, которые вооружаются, имеют военную структуру, форму, специальные знаки и другие признаки, свойственные только войсковым подразделениям. Преследуются в соответ-1"tним с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои населения Не допускается деятельность общественных объединении, не зарегистрированных в Казахстане. Специальным законодательством подробно регламентированы вопросы образования общественных объединений (инициации группы граждан, проведение учредительного съезда, конференции либо собрания; формирование руководящих органов). (общественное объединение может быть создано другими общественными объединениями путем слияния, присоединения, разделения общественного объединения. Установлены требования, которым должен отвечать устав общественного объединения: предусматривать наименование, предмет и пели деятельности, его места нахождение; структуру, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; условия и порядок приема в его члены, выхода из него: компетенцию и порядок формирования руководящих органов: источники образования средств и иного имущества объединения. Другие важнейшие положения. Правосубъектность общественного объединения как юридического липа возникает с момента его регистрации в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Регистрация республиканских, региональных общественных организаций, расположенных на территории Республики Казахстан, а также учетная регистрация представительств и филиалов международных и иностранных общественных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики; местных общественных объединении, а также учетная регистрация филиалов и представительств республиканских и региональных общественных объединений — территориальными органами ЮСТИЦИИ. Регистрация общественного объединения производится в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лип. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, представляются протокол учредительною съезда (конференции) или общею собрания, принявшего устав: документы, подтверждающие создание структурных подразделений республиканского и регионального статуса; списки граждан — инициаторов образования объединения и членов руководящего органа с указанием местожительства каждого. Срок государственной регистрации прерывается в случаях проведения экспертизы учредительных документов, проверки списков членов политических партий, а также по основаниям, указанным в законодательных актах о государственной регистрации юридических лиц. При учетной регистрации требуется представление нотариально удостоверенных положений о структурных подразделениях, утвержденных общественным объединением. Отказ в регистрации общественного объединения, его структурного подразделения возможен только по основаниям, предусмотренным в законодательных актах о государственной регистрации юридических лиц, и может быть обжалован в судебном порядке. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению высшего органа общественного объединения в порядке, предусмотренном его уставом и законодательными актами. Регистрация вновь образованных после реорганизации общественных объединений осуществляется в общем порядке. Общественное объединение ликвидируется по решению его высшего органа и по решению суда. Ликвидация производится специальной ликвидационной комиссией, назначаемой высшим органом общественного объединения или судом, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом имущество ликвидированного общественного объединения направляется на цели, предусмотренные его уставом. Общественные объединения могут иметь свою символику (флаги, гимны, вымпелы, эмблемы, нагрудные знаки), которая не может служить пропаганде целей, запрещенных законодателем. Флаги, гимны И вымпелы подлежат государственной регистрации. Для осуществления целей и задач, определенных в уставах, программных документах и иных актах, общественные объединения свободно распространяют информацию о своих целях и деятельности; представляют и защищают законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах; осуществляют иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству. Общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации, за исключением радио и телевидения; осуществлять издательскую деятельность. В целях выполнения уставных задач общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, осуществляют производственную и хозяйственную деятельность. Полученные при этом доходы не могут перераспределяться между членами (участниками) этих объединений и используются для выполнения уставных задач. Допускается использование общественным объединением своих средств на благотворительные пели. Создаваемые общественным объединением предприятия вносят в бюджет платежи в порядке и размерах, установленных (законодательством. Общественные объединения и их организации могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения уставной деятельности. Финансирование деятельности общественных объединений производится за их счет, если иное не установлено законом. Денежные средства формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей; доходов от производственной, хозяйственной и издательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений. О поступлении и расходовании денежных средств общественные объединения обязаны информировать своих членов. Зашита прав общественного объединения осуществляется путем признания этих прав, пресечения действий органов, организаций или лиц. препятствующих осуществлению прав, возмещению убытков, вызванных нарушением прав. Она может осуществляться в судебном порядке. Контроль за соблюдением общественным объединением положений устава, действующего законодательства осуществляется зарегистрировавшим общественное объединение органом юстиции. Он вправе требовать от руководящего органа объединения представления сведений о принятых решениях, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от его членов и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением устава и законов. Органы налоговой службы осуществляют контроль за исчислением и уплатой общественными объединениями налогов и обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством. Нарушение законодательства об общественном объединении влечет уголовную, административную, материальную и иную ответственность. Ее несут виновные в этом должностные лица государственных органов и общественного объединения, а также граждане. В случае совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целен и задач, определенных его уставом, или нарушающих закон, руководящему органу этого общественного объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом юстиции или прокурором. За повторное совершение таких действий на руководящий орган общественного объединения органом юстиции может быть наложен штраф в размере от пяти до десяти минимальных заработных плате приостановлением деятельности общественного объединения на срок от трех до шести месяцев. Созданные в Казахстане общественные объединения в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения, вступать в качестве коллективных членов в международные общественные объединения. Общественные объединения, распространившие после создания и регистрации устава свою деятельность на территорию иностранного государства, представляют в Министерство юстиции на перерегистрацию устав с необходимыми изменениями и дополнениями. Общественные объединения, целями которых являются укрепление мира, развитие международного сотрудничества, иные виды гуманитарной деятельности, могут пользоваться определенными льготами. В механизме осуществления публичной власти важнейшая роль отводится политическим партиям — добровольным объединениям граждан Республики Казахстан, содействующим выявлению и выражению их политической воли путем участия через своих представителей в осуществлении государственной власти. Политические партии создаются для участия в политической жизни общества, для формирования и реализации политической волн граждан Республики Казахстан и участия в установленном законом порядке в формировании органов государственной власти. В Казахстане действует ряд политических партий. Расширена возможность их участия в политической жизни. Не допускаются возложение на политические партии функций государственных органов, их государственное финансирование. Все политические партии равны перед законом. Они создаются и действуют на основе самоуправления и самофинансирования. Организационная структура политических партий строится по территориальному принципу. Руководящие органы политической партии должны находиться на территории Республики Казахстан. На территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств, партий на рели гиозной основе, а также незарегистрированных политических партии. Не допускаются создание в государственных органах организаций политических партий, а также пропаганда программных, уставных требований политических партий в учебном процессе учебных заведений. Запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях. Политическая партия создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) партии. Для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции) может быть образован организационный комитет. На учредительном съезде (конференции) принимаются решения о создании политической партии, се названии, уставе, программе и формируются ее руководящие органы. Партии имеют программные документы, которые публикуются для всеобщего сведения. Дополнительные требования предъявляются к наименованию и символике партии. Ее полное и сокращенное наименование и символика должны отличиться от наименования и символики государственных органов, организаций, других общественных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан. Политические партии не вправе использовать в качестве символики государственные символы Республики Казахстан и других государств, но они могут иметь эмблемы, флаги, гимны, вымпелы, значки и другие атрибуты. Описание и эскизы символики должны содержаться в уставе. Помимо сведений, предусмотренных законодательством об общественных объединениях, устав политической партии должен содержать положения о ее контрольных органах, компетенции и порядке их формирования. Государственная регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан. Учетная регистрация их структурных подразделений (филиалов и представительств) осуществляется территориальными органами юстиции. Для государственной регистрации политических партий в их составе должно быть не менее трех тысяч граждан, представляющих более половины областей Казахстана; в регистрирующий орган представляются документы, указанные в Законе об общественных объединениях, программа партии и список ее членов. Наряду с общими, характерными для иных общественных объединений, правами политические партии для осуществления целей и задач, определенных уставом и программой, в установленном законодательством порядке имеют право объединяться на добровольных началах в ассоциации (союзы), избирательные блоки: выдвигать кандидатов в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Мажилиса Парламента Республики и маслихатов; через своих представителей в маслихатах выдвигать кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики. Уточнены и обязанности политических партий: обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации; информировать регистрирующий орган об изменениях места нахождения его постоянно действующего органа и данных о его руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр; представлять финансовым органам отчет о своей финансовой деятельности в сроки и объеме, установленные казахстанским законодательством. Ограничены источники финансирования и использование средств политических партий. Они не вправе получать средства или иное имущество от религиозных объединений. Введен запрет на их финансирование иностранными юридическими лицами, гражданами, иностранными государствами, международными организациями, юридическими лицами с иностранным участием. Члены политических партий не имеют прав на их имущество и не отвечают по обязательствам, а политическая партия не отвечает по обязательствам своих членов. Политические партии обязаны публиковать свои бюджеты для всеобщего сведения. 23.2. Право на свободу объединения имеют и определенные ограничения, связанные с особенностями общественно-политического статуса некоторых категорий граждан — отправлением государственных функций и занятием определенных должностей в государственных органах. Наряду с общим требованием для всех государственных служащих — руководствоваться при исполнении своих служебных обязанностей Конституцией и законодательством Республики, для военнослужащих, работников органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судей введен прямой запрет на членство в политических партиях, на выступление в поддержку какой-либо политической партии. Данное ограничение вполне укладывается в международно-правовые нормы и практику. В Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, его особая актуальность обусловливалась бывшей монополией Коммунистической партии и ее руководяще-диктаторским воздействием на государство. Открытие простора нарождающимся добровольческим институтам будущего, вывод государственных органов из-под партийного пресса потребовали принятия ответственных жестких мер. В целях обеспечения равенства прав политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели, недопущения их влияния на правоохранительную деятельность и осуществление правосудия Указом Президента Республики от 22 августа 1991 г. был введен запрет на создание новых и деятельность существующих первичных организаций, комитетов и иных организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел. юстиции, государственного арбитража, судах и таможне. Указом Президента Казахстана or 28 августа 1991 г. была декларирована недопустимость совмещения должностей руководителей органов государственной власти и управления с должностями в структурах политических партий и общественно-политических объединений. В продолжение конституционных установлений действующим специальным законодательством об общественных объединениях и о политических партиях Президенту Республики, служащим указанных органов вменено в обязанность на период осуществления своих полномочий приостанавливать свою деятельность в политической партии. Депутаты Парламента, члены Правительства не вправе занимать оплачиваемые ДОЛЖНОСТИ в политических партиях.
Статья 24 Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Date: 2015-09-03; view: 407; Нарушение авторских прав |