Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поощряются добровольное социальное страхование, созда­ние дополнительных форм социального обеспечения и благотво­рительность





28.1. Конституцией определены правовые основы социаль­но!! защиты населения Республики в условиях становления ры­ночной экономики, гарантии со стороны государства на уста­новление заработной платы и пенсии не ниже минимального размера, а также другие социальные гарантии.

Социальная зашита — это система мер, призванная обеспе­чивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, кото­рые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. Данное опреде­ление основано на понятии социальной защиты, сформулиро­ванном Международной организацией труда (МОТ), членом которой является Казахстан. Действующая система социальной защиты характеризуется преобладанием принципа полной со­лидарности и высшим уровнем государственного участия. Пол­ная солидарность означает отсутствие взаимосвязи между взно­сом и выплатой, когда право на получение зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового случая. Фи­нансовая нагрузка при данном принципе ложится на всех нало­гоплательщиков, а право на получение социальной зашиты име­ют вес граждане. В такой системе механизмом перераспределе­ния доходов и единственным источником финансирования яв­ляется государственный бюджет, а в качестве регулятора выс­тупает государство. Принцип полной солидарности предпола­гает предоставление одинакового, как правило, минимального уровня социальной зашиты всем гражданам. По принципу полной солидарности организовано социаль­ное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормиль­ца, социальной защите безработных граждан И по возрасту. Граж­дане Республики Казахстан, иностранцы и лица без граждан­ства, постоянно проживающие на территории Республики, при наступлении рисковых случаев получают государственные по­собия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в тру­довой деятельности и взноса (если иное не предусмотрено зако­нами и международными договорами).

Действующим законодательством предусматривается осуще­ствление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков. Однако в силу многих факторов оно не по­лучило еще должного распространения.

Работодатель обязан оплачивать труд работника в соответ­ствии с действующим законодательством, индивидуальным тру­довым, коллективным договорами. При этом размер заработной платы устанавливается работодателем самостоятельно и не мо­жет быть ниже установленного законодательством Республики Казахстан минимального размера заработной платы. 'Это явля­ется важной государственной социальной гарантией в области оплаты труда для работников по найму. Принято считать, что минимальная заработная плата есть гот социальный норматив, который определяет размер денежных выплат, получаемых ра­ботником, выполняющим наименее сложные (простые) рабо­ты, и позволяющий ему приобретать минимально необходимый для обеспечения жизнедеятельности набор различных товаров, услуг и Других благ.

Минимальная заработная плата непосредственно связана с понятием прожиточного минимума. Правовую основу ДЛЯ оп­ределения и использования прожиточного минимума устанав­ливает Закон Республики Казахстан «О прожиточном миниму­ме» от 16 ноября 1999 года № 474-1. Под прожиточным миниму­мом понимается необходимый минимальный денежный доход па одного человека, равный по величине СТОИМОСТИ минималь­ной потребительской корзины. Величина прожиточного мини­мума рассчитывается уполномоченным органом по статистике и уполномоченным органом но труду и социальной защите на­селения, исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины, увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные тиары и услуги. Минимальная потребительская корзина представляет со­бой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и сто­имостном выражении.

Прожиточный минимум предназначен для оценки уровня жизни и определения черты бедности населения, определения направлений социальной политики и осуществления мер по со­циальной поддержке населения, обоснования устанавливаемых размеров заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат. При этом минимальные размеры заработной платы и пенсии ежегодно утверждаются законодательным актом на ос­нове прожиточного минимума исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.


Граждане Республики Казахстан имеют право на получение г осударственных социальных пособий по инвалидности, послу-чаю потери кормильца и по возрасту на основаниях и в поряд­ке, установленных законодательством. Государственные соци­альные пособия входят в единую систему государственного со­циального обеспечения и представляют собой периодические выплаты денежных средств гражданам, нуждающимся в их по­лучении в связи с инвалидностью, потерей кормильца и по возрасту. Выплата пособий осуществляется за счет средств го­сударственного бюджета.

Основания и порядок выплаты пособий определены Законом Республики Казахстан «О государственных социальных посо­биях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возра­сту в Республике Казахстан» от 16 июня 1997 года № 126-1 (с последующими изменениями). В соответствии с настоящим за­коном обращение за назначением пособий может осуществлять­ся в любое время после возникновения права на пособие, без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении по­собии подается в орган социальной защиты населения по месту жительства лица, имеющего право на пособие, с приложением документов, перечень которых утверждается центральным ор­ганом социальной зашиты населения. Решение органа социаль­ной зашиты может быть обжаловано в судебном порядке.

Трудовым законодательством предусматривается выплата социальных пособий по временной нетрудоспособности, по бе­ременности и родам. Так. социальные пособия по временной нетрудоспособности назначаются в случаях временной нетру­доспособности в СВЯЗИ с общим заболеванием (травмой, искусст­венным прерыванием беременности, при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или про­фессиональным заболеванием) и в других случаях, установлен­ных законодательством (ст. 85 Закона о труде).

Социальные пособия назначаются также по беременности и родам, женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей непосредственно из родильного дома. В этом случае со­циальные пособия назначаются на весь период со дня усынов­ления или удочерения и до истечения 56 дней со дня рождения ребенка (ст. 86 Закона о труде).

Законодательством предусматривается порядок выплаты со­циальных пособий работникам за счет средств работодателя. Так. работодатель обязан за счет своих средств выплачивать работ­никам социальные пособия по временной неработоспособнос­ти в связи с заболеванием (травмой), протезированием, искус­ственным прерыванием беременности, уходом за заболевшим членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональ­ным заболеванием и в других случаях (ст. 87 Закона о труде). Если временная нетрудоспособность связана с трудовым увечь­ем или профессиональным заболеванием, то социальное посо­бие выплачивается работодателем в размере 100 процентов сред­ней заработной платы с первого дня наступления нетрудоспо­собности до выхода на работу или установления инвалидности.

На работодателя возлагается также обязанность возместить вред, причиненный работнику увечьем или иным повреждени­ем здоровья. Если работнику в связи с исполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей причинено увечье или иное повреждение здоровья по вине работодателя, в результате кото­рого он полностью или частично утратил трудоспособность, то работодатель обязан возместить ему вред в установленном по­рядке и размере, при отсутствии выплат работнику страхового возмещения. При этом ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении трудо­вых обязанностей, подлежит страхованию (ст. 90 Закона о труде).


Государство принимает меры по социальной защите мало­обеспеченных граждан. В этом направлении принят Закон Рес­публики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 гола № 246-1 Р. Речь идет о выплате в денежной форме, предоставляемой государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах Астане и Алматы. Право на социальную адресную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностран­цы, лица без гражданства, имеющие вид на жительство и посто­янно проживающие в Республике, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.

Адресная социальная помощь не назначается безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопро­сам занятости, кроме инвалидов и лиц в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца; граждан, заня­тых уходом за инвалидами I и II группы, детьми в возрасте до семи лет; и др.

Правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан регулируются Законом Республики Казахстан «О пен­сионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями)'. Закон регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц независимо от форм собственности, в реа­лизации конституционного права граждан на пенсионное обес­печение. Иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пен­сионное обеспечение наравне с гражданами Республики, если иное не предусмотрено законом и международными договора­ми.

Государство гарантирует получателям сохранность обяза­тельных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фон­дах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты в установленном законом порядке. Гарантия сохранности пенсионных накопле­ний также обеспечивается посредством лицензирования деятель­ности накопительных пенсионных фондов по привлечению пен­сионных взносов и осуществлению пенсионных выплат; обяза­тельности проведения аудиторских проверок годовых финансо­вых отчетов в накопительных пенсионных фондах; доброволь­ного страхования пенсионных накоплений в полном объеме или частично по выбору получателя; создания системы страхования пенсионных активов и др.


Гражданам гарантируется право на получение пенсионных выплат из Центра при наступлении условий, установленных За­коном «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Центр создается в форме государственного предприятия, упол­номоченный орган которого определяется Правительством. Центр осуществляет выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение, за счет средств республиканского бюджета; персонифицированный учет обязательных пенсион­ных взносов; перевод обязательных пенсионных взносов от аген­тов в накопительные пенсионные фонды и другие функции. Вкладчик обязательных пенсионных взносов обязан выбрать для уплаты этих взносов только один накопительный пенсионный фонд и заключить с ним договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов.

28.2. Государством поощряется добровольное социальное страхование. Общие положения по осуществлению страхования и страховой деятельности установлены Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-11. Страхование представляет собой комплекс отноше­ний по имущественной защите законных интересов физическо­го или юридического липа при наступлении страхового случая или иного события, определенного договором страхования, по­средством страховой выплаты, осуществляемой страховой орга­низацией за счет своих активов. К числу общего страховании относится страхование от несчастною случая и болезней. Дан­ный вил страхования представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление стра­ ховой выплаты в фиксированной сумме либо в размере частич­ной или полной компенсации дополнительных расходов застра­хованного В случаях Смерти, утраты (полно»! или частичной) тру­доспособности (обшей или профессиональной) или иною при­чинения вреда здоровью застрахованного в результате несчаст­ною случая или болезни. В качестве страховой организации (страховщик) выступает юридическое лицо, осуществляющее деятельность по заключению и исполнению договоров страхо­вания на основании соответствующей лицензии. Реализация го­сударственной политики в сфере страхования, включая обеспе­чение Государственного контроля за положением дел на стра­ховом рынке. осуществляется уполномоченным органом и ины­ми органами государства в пределах их компетенции.

Страхование осуществляется на основе договора страхова­ния либо на основе членства в обществе взаимного страхова­ния Страховые отношения, формы страхования, взаимные обя­зательства сторон регулируются ГК РК (ст. ст. 803-809-1).

Законом Республики Казахстан «О коллективных договорах» от4 июля 1992 гола № 1541-Х 111 предусматривается возможность установления дополнительных форм социального обеспечения работников. Так. коллективным договором определяются, наряду С Другими условиями, также порядок и условия страхова­ния работников на случай потери ими работы; меры их защиты на случай временной приостановки производства; возможность увеличения срока выплаты и размера пособий по безработице; предоставление дополнительных льгот и оказание помощи пен­сионерам, инвалидам, многодетным и неполным семьям; доб­ровольное и обязательное социальное страхование; занятость и переобучение работников и др.

Государством поощряется также благотворительность. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с беско­рыстной (безвозмездной либо на льготных условиях) передачей другим гражданам или юридическим лицам имущества (вклю­чая денежные средства), а также с оказанием помощи в виде бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг и т.п. В качестве благотворительных организаций выступают непра­вительственные (негосударственные) некоммерческие органи­зации, создаваемые специально для реализации благотворитель­ных целей, в частности для социальной поддержки малообеспе­ченных граждан, безработных, инвалидов И иных лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств не способны самостоятельно осуществлять свои права и обеспечить защиту своих законных интересов. Благотворительные организации могут быть образо­ваны в различных организационно-правовых формах (например, в форме общественного объединения, фонда, учреждения и т.д.). Благотворителями могут быть также иностранные граждане, липа без гражданства, иностранные И международные органи­зации. При этом благотворители имеют право определять поря­док и целевое использование своих пожертвований.

Согласно статье 516 ГК РК пожертвованием признается да­рение веши или нрава в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреж­дениям, учреждениям социальной зашиты и другим аналогич­ным учреждениям, благотворительным, научным и учебным уч­реждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным объединениям, а также государ­ству и другим субъектам гражданского права. При этом на при­нятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

К числу условий, способствующих развитию благотворитель­ной деятельности, можно отнести также предоставление неко­торых льгот в области налогообложения. Так. в соответствии С Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязатель­ных платежах в бюджет•> (Налоговый кодекс) от 12 июня 2(Ю1 года № 209-11 доходы организаций социальной сферы (от ока­зания медицинских, образовательных, библиотечных и других услуг), а также средства, полученные в виде гранта, благотвори­тельной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчис­лений и пожертвований на безвозмездной основе, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление ука­занных видов деятельности (и. Зет. 121).

 

Статья 29







Date: 2015-09-03; view: 1195; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию