Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституция Республики Казахстан 8 page
Дела о защите чести и достоинства граждан рассматриваются и порядке гражданского судопроизводства, иски предъявляются в суде по месту жительства ответчика в письменной форме, которая определена законом. Судебное заседание проходит в условиях гласности, непосредственности в исследовании доказательств, устности и непрерывности. Суд выносит свое решение именем Республики Казахстан. Особый порядок восстановления чести установлен в тех Случаях, когда она пострадала вследствие уголовного преследования невиновного, то есть вследствие действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В случаях завершения уголовного дела оправдательным приговором, а также его прекращения по реабилитирующим обстоятельствам суд, орган уголовного преследования должны принять все предусмотренные законом меры по восстановлению нарушенных прав лица, в том числе его чести и достоинства. Орган, ведущий уголовный процесс, принявший решение о реабилитации лица. обязан принести ему официальные извинения за причиненный вред. Если лицо было подвергнуто незаконному уголовному преследованию, а сведения о возбуждении уголовного дела, задержании, заключении под стражу, временном отстранении от должности, принудительном помещении в медицинское учреждение, осуждении и других предпринятых и отношении его действий, впоследствии признанных незаконными, были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или иными средствами массовой информации, то по требованию этого лица, а в случае его смерти- по требованию его родственников или органа, ведущего уголовный процесс, соответствующие средства массовой информации обязаны в течение одного месяца сделать об этом необходимые сообщения. По требованию лиц, в отношении которых дело прекращено по реабилитирующим основаниям, орган, ведущий уголовный процесс, обязан в двухнедельный срок направить письменное сообщение об отмене своих незаконных решений по месту их работы, учебы, жительства. Требования о восстановлении прав граждан могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня получения извещения, разъясняющего порядок восстановления прав. Если требование о реабилитации или возмещении вреда не удовлетворено либо лицо не согласно с принятым решением, оно вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства (глава 4 УПК РК). 17.2. Данная норма направлена на охрану физической, психической и моральной неприкосновенности личности и конкретизируется в целой системе правовых гарантий запретительного характера, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством. Каждое лицо, признанное виновным в преступлении против личности, выразившегося в совершении насилия, побоев, истязаний и иных действий, подпадающих под признаки запрещенного Уголовным кодексом деяния, будет привлечено к уголовной ответственности и наказано в судебном порядке (ст.ст. 102, 106, 107, 112 УК РК). Насилие рассматривается в праве как физическое или психическое воздействие одного человека на другого. Меры принуждения может применять к личности только государство и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Самой ярко выраженной формой применения мер принудительного характера является применение наказания и мер процессуально-принудительного характера. Поэтому законодательно наиболее тщательно урегулированы именно эти формы государственного принуждения. Уважение чести и достоинства личности возведено в ранг принципа процессуальной деятельности и обязательно при производстве по уголовному делу. При производстве по уголовному делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лиц, участвующих в уголовном процессе. В отношении них не допускаются также насилие, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение (п. 1 ст. 13, п.5 ст. 14, ст.201 УПК РК). Запрет пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов. Среди них, прежде всего, следует назвать Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 19 декабря 1984 г. В ней дано определение «пытка» как любого действия, «которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». В 2001 г. Комитет ООН против пыток, рассмотрев отчет Казахстана по этим вопросам, принял соответствующие рекомендации, в котором обратил внимание на ряд проблем, вызывающих беспокойство. Среди них — отсутствие в Уголовном кодексе определения пытки и отсутствие ее в качестве особого вида преступления, в результате чего пытка не влечет за собой соответствующие меры наказания; оправдание пытки и других жестоких, бесчеловечных и унизительных видов наказания или методов обращения со стороны или с согласия сотрудников правоохранительных органов; недостаточный уровень гарантий независимости защитника; перенаселение, недоступность соответствующего медицинского обслуживания в тюрьмах и местах предварительного заключения и т.д. Наказание — категория уголовно-правовая. В соответствии с действующим уголовным законодательством наказание рассматривается как особая мера государственного принуждения, применяемая только судом от имени государства к лицам, виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этих лиц. Это средство охраны общества, государства, общественных отношений от преступных посягательств. Наказание является не только карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также преследует превентивные цели, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Статья 10 УИК РК прямо закрепляет положение о том, что «лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». Это соответствует общим требованиям «Стандартных минимальных правил обращения с заключенными и процедуры эффективного применения этих правил», принятых Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 г., хотя нашей Республикой эти правила не ратифицированы. Статья 18 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. 2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. 3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. 18.1. Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна охраняются Конституцией, законами Республики Казахстан и, в первую очередь, нормами уголовного права. Частная жизнь — это область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему. Поэтому, по общим правилам, она не подлежит контролю со стороны общества и государства. Это сфера личных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, сферой деликатных и интимных сторон существования личности, разглашение определенных сведений признается безнравственным. Личную тайну, в частности, могут составлять сведения о состоянии здоровья, семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи (а семья — это союз, основанный на браке, родстве), в том числе принятие детей на воспитание. Законодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. В советское время партийно-государственные органы могли вмешиваться в личную и семейную жизнь человека. На заседаниях партбюро часто рассматривались персональные дела коммунистов, которые за развод и заключение нового брака могли подвергаться взысканиям не только по партийной линии, но и по служебной, вплоть до увольнения с работы, исключения из вуза и т.д. В настоящее время законодательство демократических стран устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. На положениях Конституции Республики Казахстан основан ряд юридических правил, устанавливающих защиту частной, личной и семейной тайны личности. В частности, статьями уголовно-процессуального законодательства предусмотрено, что при производстве по уголовному делу не допускаются сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а также сведений личного характера, которые лицо считает необходимым сохранять в тайне для целей, не предусмотренных задачами процессуальной деятельности. А в ходе уголовного судопроизводства принимаются меры по охране получаемых сведений, составляющих личную тайну. Такие данные дознания и предварительного следствия не подлежат разглашению, а судебное разбирательство в этих случаях проходит закрыто. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 ГПК РК в закрытом судебном заседании осуществляется разбирательство дел при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни граждан. Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. обязывает государственных служащих всех рангов сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (подпункт 10 пункт 1 статья 9). Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, являются профессиональными тайнами. К ним относятся тайны усыновления, врачебного диагноза, завещания, адвокатская тайна, предварительного следствия и пр. Законодательством Республики предусмотрено, что если соответствующим лицам (например. судьям, работникам социальной сферы, врачам, нотариусам) стали известны какие-либо факты, составляющие личную или семейную тайну, они не должны разглашать их. В противном случае виновные липа несут установленную законом ответственность. Такая ответственность установлена гражданским, административным и уголовным законодательством. Скажем, гражданско-правовая форма зашиты предусмотрена статьей 144 ГК РК. Гражданин имеет право на охрану тайны личной жизни. Раскрытие тайны личной жизни возможно лишь н случаях, установленных законодательными актами. У каждого человека есть право на защиту своей чести и достоинства в судебном порядке. См. также комментарий к пункту 1 статьи 17. 18.2. Данные права охраняют гай ну человека в сфере коммуникации. В Конституции Казахской ССР закреплялась только тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Однако они носили декларативный характер, т.к. граждане подвергались тотальному контролю со стороны государства и подслушивание их телефонных переговоров, вскрытие переписки было скорее нормой, чем исключением. В Конституции РК 1993 I'. эти права специально не оговаривались, а подразумевались в контексте обеспечения неприкосновенности частной жизни. В Конституции РК 1995 г. эти права не только получили закрепление, но и наполнились новым содержанием. В последние десятилетия получили распространение новые средства коммуникаций (телефакс, космическая, компьютерная, мобильная связь). Именно поэтому Конституция не ограничивается исчерпывающим их перечнем, а предусматривает возможность и иных сообщений, тайна которых также охраняется законом. Тайна почтово-телеграфной корреспонденции относится к личным тайнам. Особенностью здесь является то, что гражданин доверяет почте, телеграфу не само содержание переговоров, а лишь пересылку корреспонденции или техническое обеспечение телефонных переговоров. Особую остроту вопрос о неприкосновенности тайны переписки, телефонных переговоров и почтовых, телеграфных и иных сообщений приобретает в связи с тем, что в целях борьбы с преступностью правоохранительные органы вправе контролировать переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения граждан. Поэтому законодательство четко регламентирует основания и порядок совершения действий, ограничивающих указанные права. Обычно они производятся правоохранительными органами с санкции прокурора или по решению суда. Так, органу дознания и следователю в целях собирания доказательств по уголовному делу предоставлено право наложения ареста, осмотра и выемки в учреждениях почтово-телеграфной корреспонденции, причем не только корреспонденции обвиняемого и подозреваемого, но и практически любого лица, т.к. главный признак ее важности для дела определен наличием в ней доказательственной информации о преступнике. Такое следственное действие допускается только по мотивированному постановлению следователя, санкционированному прокурором, в связи с производством по уголовному делу при обязательном соблюдении ряда правил, призванных исключить излишнее распространение сведений, составляющих как следственную тайну, так и тайну частной жизни. Осмотр, выемку и снятие копий с почтово-телеграфной корреспонденции производят только в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения. Если корреспонденция не представляет доказательственной ценности, то после следственного осмотра она продолжает свое движение к адресату и к уголовному делу приобщается только протокол осмотра, в котором содержание корреспонденции не раскрывается. Если она изымается, то подлежит приобщению к уголовному делу вместе с протоколом осмотра и, какую бы информацию ни несла, наряду с доказательствами, приобщается к материалам уголовного дела, и с ней могут быть ознакомлены по окончании предварительного следствия по делу участники процесса. Контроль почтово-телеграфной корреспонденции, а также прослушивание телефонных переговоров допускаются при осуществлении негласной оперативно-розыскной деятельности. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем за корреспонденцией и за телефонными переговорами, допускается только на основании Закона РК «Об оператавно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. Последний также предусматривает, что все полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни граждан, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются (п.5 ст.5). Прослушивание телефонных переговоров допускается в случае возникновения угрозы жизни и здоровью отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменном виде. Согласно пункту 3 статьи 19 ГПК РК личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили эти переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, а также сообщений, полученных при помощи иных технических средств, содержащих сведения личного характера. С развитием рыночных отношении в экономике страны доходы отдельных людей значительно возросли. Поэтому специально оговаривается тайна личных вкладов и сбережений. Банковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денежных средств на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка (статья 51 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, "О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 г.). Банк гарантирует тайну по операциям и депозитам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов, а также тайну имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков. Должностные лица, работники банков и иные липа, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, за их разглашение несут уголовную ответственность. Банковская тайна может быть раскрыта только владельцам счета (имущества), любому третьему лицу на основании письменного согласия владельца счета (имущества), данного в момент его личного присутствия, а также лицам, указанным в законе. Справки о наличии и номерах счетов (за исключением анонимных) выдаются банку, по отношению к которому владелец счета является заемщиком, гарантом, поручителем или залогодателем, на основании письменного запроса, подписанного председателем Правления банка или лицом, его замещающим, при условии представления документа, подтверждающего получение кредита. Справки об остатках и движении денежных средств на счетах физического лица, а также сведения о характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, выдаются представителям физического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности; органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам в случаях, когда на денежные средства и иное имущество физического лица, находящиеся в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества; судам — по находящимся в их производстве наследственным делам; иностранным консульским учреждениям — по находящимся в их производстве наследственным делам. 18.3. Это положение Конституции реализовано во многих отраслевых законодательных актах, принятых после ее вступления в законную силу. Особенно это касается сфер применения государственного принуждения. Так, нее положения уголовно-процессуального законодательства пронизаны предписаниями об ознакомлении лиц, интересы которых затрагиваются в деле, с решениями по ключевым вопросам о возбуждении уголовного дела и начале уголовного преследования, о приостановлении и прекращении производства но уголовному делу. об избрании, отмене, изменении меры пресечения и т.д. А по окончании расследования уголовного дела обвиняемому в обязательном порядке предоставляются для ознакомления все материалы уголовного дела (ст.ст.273,275 УПК РК). Несоблюдение этих правил рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона и влечет за собой безусловную отмену всех последующих решений но уголовному делу. Обвинительное заключение или протокол обвинения обязательно вручается в копии до начала предварительного слушания уголовного дела в суде. Лицо, признанное потерпевшим по уголовному делу, также вправе в соответствии со своим ходатайством ознакомиться с материалами уголовного дела полностью или частично, а о дне назначенного слушания уголовного дела оно уведомляется специально. Решения суда, принятые им по всем вопросам уголовного и гражданского производства, обязательно вручаются осужденному или сторонам по гражданскому делу. Указанная норма Конституции применяется также в законодательной регламентации деятельности органов дознания. Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки, и о характере имеющейся в отношении его информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой тайны. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений судья своим мотивированным определением, а прокурор— предписанием может обязать указанный орган предоставить заявителю такие сведения. Статья 19 Закона «Об общественных объединениях» от 31 мая 19% г. предусматривает специальное положение об обязанности общественного объединения обеспечить своим членам возможность знакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы. Соответствующие нормы о предоставлении необходимой информации гражданам со стороны должностных лиц, государственных органов и средств массовой информации содержатся в Законах РК «О государственной службе»,»О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 г., «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г., «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 г., «О труде в Республике Казахстан» от 10декабря 1999г. И д р. Статья 19 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языке общения, воспитания, обучения и творчества. 19.1. Права, свободы и их гарантии в национальной и религиозной сферах отражают положение человека в условиях казахстанского многонационального, политически плюрального и поликонфесснонального общества, олицетворенного конституционной формулой: «Мы, народ Казахстана», Определение национальности, партийной или религиозной принадлежности — но результат внутренней самоидентификации человека. Государство никоим образом не влияет на выбор индивидуумом национальности, политических либо религиозных взглядов, каждый вправе самоопределиться на основе своих собственных убеждений. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в становящихся достоянием общественности документах. Предусмотренное настоящей статьей право, как следует из статьи 39, не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах. Например, факт национальной принадлежности — осознание человеком своей принадлежности к конкретной нации (этносу) со свойственными ей языком, культурой, особенностями экономической жизни, психологического и духовного облика, приверженностью к традициям — в настоящее время не влечет правовых последствий, с ним не связано предоставление каких-либо дополнительных прав или наложение обязанностей. Этническое происхождение не влияет на объем право- или дееспособности. В Республике Казахстан нет привилегированных либо второстепенных, а тем более запрещенных наций. Люди рождаются свободными и равными в достоинствах и возможностях. Каждый человек обладает всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении национальной принадлежности. Тем самым «право на национальность» однозначно выступает а качестве права человека. Основным документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является паспорт. «Положением о паспортной системе в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров» от 5 апреля 1993 г., в перечне сведений, заносимых в паспорт, предусмотрена информация о национальности. Вместе с тем она указывается по желанию владельца паспорта, что предусмотрено постановлением Правительства Республики от 14 марта 1996 г. Это свидетельствует о принципиально ином подходе к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса, основанного на национальной принадлежности родителей. В случае, если родители принадлежат к различным национальностям, то человек может самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте. Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав. В частности, ЭТО не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в государственных институтах власти и управления, в общественных объединениях граждан. Исключение компонента национальности из юридического статуса личности, однако, не означает принижения роли государства в столь важной сфере, как межнациональные отношения. Вопросы функционирования языков и религий, пользования достижениями культуры, борьбы с дискриминацией по признаку национальной и родовой принадлежности подробно регламентированы в действующем законодательстве, находятся под пристальным вниманием государственных органов, включая национально-культурные центры и Ассамблею народов Казахстана при Президенте Республики, а также различных общественных объединений. Политика, основанная на предрассудках расового, национального или этнического превосходства или ненависти, является по сути нарушением одного из основных прав человека — права на национальную самобытность. Современная действительность в ряде стран дает примеры, когда ее проведение ставит под угрозу дружественные отношения между народами, сотрудничество между государствами, всеобщий мир и безопасность. В международно-правовых актах под расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и ОСНОВНЫХ свобод в политической, ЭКОНОМИЧССкой, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Вступив в мировое сообщество, Казахстан принял на себя обязательство осуществлять эффективные меры в области преподавания, воспитания, культуры и информации с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, а такжепоощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми или этническими группами, популяризации ликвидации расовой дискриминации. Казахстанский опыт мирного решения межэтнических противоречий, сохранения межнационального согласия и спокойствия в полиэтническом обществе в сложных условиях переходного периода вызвал нескрываемый интерес и пристальное внимание у мирового сообщества, у ряда авторитетных международных организаций. Неоднократные визиты в Казахстан делегаций и миссий ООН, ОБСЕ. Верховною Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, проведение в стране и за рубежом различных симпозиумов, семинаров, круглых столов, конференций по проблемам межэтнических отношений и правового их разрешения в Казахстане, особенно в период с 1993 по 1998 и 2003 годы, убедили весь мир в том, что казахстанский опыт является достойным для подражания примером и образцом соблюдения межнационального согласия в полиэтническом обществе. Наряду с иными гарантиями, конституционное право не указывать свою национальную принадлежность обеспечивает провозглашенный в статье 12 Конституции принцип равноправия людей, неотчуждаемости прав и свобод (применительно к информации о членстве в общественном либо религиозном объединении (см. комментарий к статьям 22 и 23 Конституции). 19.2. Право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества представляет собой неотъемлемое право человека. Культуры создаются различными народами. Каждая национальная (этническая) группа сама свободно решает вопрос о сохранении и, в случае необходимости, об адаптации или обогащении ценностей, которые она считает основополагающими для се самобытности. Одновременно национальные культуры составляют общее достояние человечества, предоставляют эффективные средства адаптации, позволяющие всем и каждому чувствовать себя рожденными равными в достоинстве и правах, а также признавать, что они должны уважать право всех групп людей на развитие своей собственной культурной жизни в национальных и международных рамках. Феномен языка заключен в том. что он как бы является основной дорогой, ведущей к духовному миру и культуре того или иного народа, нации и этнической группы. С утратой языка, то есть с отсутствием этой дороги, теряется их душа и культура. Наверное, поэтому во все времена любые завоеватели или диктаторские режимы пытались посягать в первую очередь на язык (Гитлер. Франко, советский режим и др.). Они понимали, что без языка нет культуры, а культура является лучшим оружием человека против угнетения. Отсюда, язык во все времена его обладателями всегда защищался. Старая каталонская поговорка гласит: «Страна, защищающая свой язык, защищает себя». Правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечения одинаково уважительного отношения ко всем без исключения употребляемым в Республике Казахстан языкам устанавливаются и стимулируются Законом «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 г. (о статусе государственного языка и гарантиях применения иных языков см. в комментарии к статье 7 Конституции). Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана. В местах компактного проживания национальных групп могут быть использованы их языки при проведении мероприятий. Date: 2015-09-03; view: 389; Нарушение авторских прав |