Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Республики Казахстан 8 page





Дела о защите чести и достоинства граждан рассматриваются и порядке гражданского судопроизводства, иски предъявляют­ся в суде по месту жительства ответчика в письменной форме, которая определена законом. Судебное заседание проходит в условиях гласности, непосредственности в исследовании доказательств, устности и непрерывности. Суд выносит свое реше­ние именем Республики Казахстан.

Особый порядок восстановления чести установлен в тех Слу­чаях, когда она пострадала вследствие уголовного преследования невиновного, то есть вследствие действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В случаях завершения уголовного дела оправдательным приговором, а так­же его прекращения по реабилитирующим обстоятельствам суд, орган уголовного преследования должны принять все предус­мотренные законом меры по восстановлению нарушенных прав лица, в том числе его чести и достоинства. Орган, ведущий уго­ловный процесс, принявший решение о реабилитации лица. обя­зан принести ему официальные извинения за причиненный вред.

Если лицо было подвергнуто незаконному уголовному пре­следованию, а сведения о возбуждении уголовного дела, задер­жании, заключении под стражу, временном отстранении от долж­ности, принудительном помещении в медицинское учреждение, осуждении и других предпринятых и отношении его действий, впоследствии признанных незаконными, были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или иными средствами массовой информации, то по требованию этого лица, а в случае его смерти- по требованию его родственников или органа, ведущего уголовный процесс, соответствующие средства массовой информации обязаны в течение одного месяца сделать об этом необходимые сообщения.

По требованию лиц, в отношении которых дело прекращено по реабилитирующим основаниям, орган, ведущий уголовный процесс, обязан в двухнедельный срок направить письменное сообщение об отмене своих незаконных решений по месту их работы, учебы, жительства. Требования о восстановлении прав граждан могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня получения извещения, разъясняющего порядок восстанов­ления прав. Если требование о реабилитации или возмещении вреда не удовлетворено либо лицо не согласно с принятым ре­шением, оно вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства (глава 4 УПК РК).

17.2. Данная норма направлена на охрану физической, пси­хической и моральной неприкосновенности личности и конк­ретизируется в целой системе правовых гарантий запретитель­ного характера, предусмотренных уголовным, уголовно-испол­нительным и уголовно-процессуальным законодательством. Каждое лицо, признанное виновным в преступлении против личности, выразившегося в совершении насилия, побоев, истя­заний и иных действий, подпадающих под признаки запрещен­ного Уголовным кодексом деяния, будет привлечено к уголов­ной ответственности и наказано в судебном порядке (ст.ст. 102, 106, 107, 112 УК РК). Насилие рассматривается в праве как фи­зическое или психическое воздействие одного человека на дру­гого.

Меры принуждения может применять к личности только го­сударство и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Самой ярко выраженной формой применения мер принудитель­ного характера является применение наказания и мер процес­суально-принудительного характера. Поэтому законодательно наиболее тщательно урегулированы именно эти формы государ­ственного принуждения. Уважение чести и достоинства личнос­ти возведено в ранг принципа процессуальной деятельности и обязательно при производстве по уголовному делу. При произ­водстве по уголовному делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лиц, участвую­щих в уголовном процессе. В отношении них не допускаются также насилие, жестокое или унижающее человеческое досто­инство обращение (п. 1 ст. 13, п.5 ст. 14, ст.201 УПК РК).

Запрет пыток, насилия и другого жестокого или унижающе­го человеческое достоинство обращения закреплен в ряде меж­дународно-правовых документов. Среди них, прежде всего, сле­дует назвать Конвенцию против пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения и на­казания, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 19 декабря 1984 г. В ней дано определение «пытка» как любого действия, «которым какому-либо лицу умышленно при­чиняется сильная боль или страдание, физическое или нрав­ственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по лю­бой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в офици­альном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».


В 2001 г. Комитет ООН против пыток, рассмотрев отчет Ка­захстана по этим вопросам, принял соответствующие рекомен­дации, в котором обратил внимание на ряд проблем, вызываю­щих беспокойство. Среди них — отсутствие в Уголовном кодек­се определения пытки и отсутствие ее в качестве особого вида преступления, в результате чего пытка не влечет за собой соот­ветствующие меры наказания; оправдание пытки и других жес­токих, бесчеловечных и унизительных видов наказания или ме­тодов обращения со стороны или с согласия сотрудников пра­воохранительных органов; недостаточный уровень гарантий не­зависимости защитника; перенаселение, недоступность соответ­ствующего медицинского обслуживания в тюрьмах и местах предварительного заключения и т.д.

Наказание — категория уголовно-правовая. В соответствии с действующим уголовным законодательством наказание рас­сматривается как особая мера государственного принуждения, применяемая только судом от имени государства к лицам, ви­новным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этих лиц. Это средство охраны общества, государства, общественных отношений от преступ­ных посягательств. Наказание является не только карой за со­вершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также преследует превентивные цели, применяется в целях восстановления социальной справед­ливости, исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений как осужденным, так и другими ли­цами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 10 УИК РК прямо закрепляет положение о том, что «лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое об­ращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению». Это соответствует общим требованиям «Стандарт­ных минимальных правил обращения с заключенными и проце­дуры эффективного применения этих правил», принятых Эко­номическим и Социальным Советом ООН в 1984 г., хотя нашей Республикой эти правила не ратифицированы.

Статья 18

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбереже­ний, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

3. Государственные органы, общественные объединения, долж­ностные лица и средства массовой информации обязаны обеспе­чить каждому гражданину возможность ознакомиться с затраги­вающими его права и интересы документами, решениями и источ­никами информации.

18.1. Неприкосновенность частной жизни, личная и семей­ная тайна охраняются Конституцией, законами Республики Ка­захстан и, в первую очередь, нормами уголовного права. Частная жизнь — это область жизнедеятельности человека, которая от­носится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему. Поэтому, по общим правилам, она не подлежит контролю со стороны общества и государства. Это сфера личных и недело­вых отношений и забот. Личная и семейная тайна является час­тью частной жизни, сферой деликатных и интимных сторон су­ществования личности, разглашение определенных сведений признается безнравственным. Личную тайну, в частности, мо­гут составлять сведения о состоянии здоровья, семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи (а


семья — это союз, основанный на браке, родстве), в том числе принятие детей на воспитание. Законодательство не может втор­гаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого неза­конного вмешательства.

В советское время партийно-государственные органы могли вмешиваться в личную и семейную жизнь человека. На заседа­ниях партбюро часто рассматривались персональные дела ком­мунистов, которые за развод и заключение нового брака могли подвергаться взысканиям не только по партийной линии, но и по служебной, вплоть до увольнения с работы, исключения из вуза и т.д. В настоящее время законодательство демократичес­ких стран устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения.

На положениях Конституции Республики Казахстан осно­ван ряд юридических правил, устанавливающих защиту частной, личной и семейной тайны личности. В частности, статьями уго­ловно-процессуального законодательства предусмотрено, что при производстве по уголовному делу не допускаются сбор, ис­пользование и распространение сведений о частной жизни, а также сведений личного характера, которые лицо считает необ­ходимым сохранять в тайне для целей, не предусмотренных за­дачами процессуальной деятельности. А в ходе уголовного су­допроизводства принимаются меры по охране получаемых све­дений, составляющих личную тайну. Такие данные дознания и предварительного следствия не подлежат разглашению, а судеб­ное разбирательство в этих случаях проходит закрыто.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 ГПК РК в закрытом судебном заседании осуществляется разбирательство дел при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновле­ния, сохранения личной, семейной или иной охраняемой зако­ном тайны, сведений об интимных сторонах жизни граждан.

Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. обязывает государственных служащих всех рангов сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них такой информации, за исключе­нием случаев, предусмотренных законодательством (подпункт 10 пункт 1 статья 9).


Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, являются профессиональными тайнами. К ним относятся тайны усыновле­ния, врачебного диагноза, завещания, адвокатская тайна, пред­варительного следствия и пр. Законодательством Республики предусмотрено, что если соответствующим лицам (например. судьям, работникам социальной сферы, врачам, нотариусам) стали известны какие-либо факты, составляющие личную или семейную тайну, они не должны разглашать их. В противном случае виновные липа несут установленную законом ответствен­ность.

Такая ответственность установлена гражданским, админист­ративным и уголовным законодательством. Скажем, граждан­ско-правовая форма зашиты предусмотрена статьей 144 ГК РК. Гражданин имеет право на охрану тайны личной жизни. Рас­крытие тайны личной жизни возможно лишь н случаях, уста­новленных законодательными актами. У каждого человека есть право на защиту своей чести и достоинства в судебном порядке.

См. также комментарий к пункту 1 статьи 17.

18.2. Данные права охраняют гай ну человека в сфере комму­никации. В Конституции Казахской ССР закреплялась только тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных со­общений. Однако они носили декларативный характер, т.к. граж­дане подвергались тотальному контролю со стороны государ­ства и подслушивание их телефонных переговоров, вскрытие переписки было скорее нормой, чем исключением. В Конститу­ции РК 1993 I'. эти права специально не оговаривались, а подра­зумевались в контексте обеспечения неприкосновенности част­ной жизни.

В Конституции РК 1995 г. эти права не только получили за­крепление, но и наполнились новым содержанием. В последние десятилетия получили распространение новые средства комму­никаций (телефакс, космическая, компьютерная, мобильная связь). Именно поэтому Конституция не ограничи­вается исчерпывающим их перечнем, а предусматривает возмож­ность и иных сообщений, тайна которых также охраняется за­коном.

Тайна почтово-телеграфной корреспонденции относится к личным тайнам. Особенностью здесь является то, что гражданин доверяет почте, телеграфу не само содержание переговоров, а лишь пересылку корреспонденции или техническое обеспече­ние телефонных переговоров. Особую остроту вопрос о неприкосновенности тайны переписки, телефонных переговоров и почтовых, телеграфных и иных сообщений приобретает в связи с тем, что в целях борьбы с преступностью правоохранительные органы вправе контролировать переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения граждан. Поэтому зако­нодательство четко регламентирует основания и порядок совер­шения действий, ограничивающих указанные права. Обычно они производятся правоохранительными органами с санкции про­курора или по решению суда.

Так, органу дознания и следователю в целях собирания до­казательств по уголовному делу предоставлено право наложе­ния ареста, осмотра и выемки в учреждениях почтово-телеграфной корреспонденции, причем не только корреспонденции обвиняемого и подозреваемого, но и практически любого лица, т.к. главный признак ее важности для дела определен наличием в ней доказательственной информации о преступнике. Такое след­ственное действие допускается только по мотивированному постановлению следователя, санкционированному прокурором, в связи с производством по уголовному делу при обязательном соблюдении ряда правил, призванных исключить излишнее рас­пространение сведений, составляющих как следственную тай­ну, так и тайну частной жизни. Осмотр, выемку и снятие копий с почтово-телеграфной корреспонденции производят только в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения. Если корреспонденция не представляет дока­зательственной ценности, то после следственного осмотра она продолжает свое движение к адресату и к уголовному делу при­общается только протокол осмотра, в котором содержание кор­респонденции не раскрывается. Если она изымается, то подле­жит приобщению к уголовному делу вместе с протоколом ос­мотра и, какую бы информацию ни несла, наряду с доказатель­ствами, приобщается к материалам уголовного дела, и с ней мо­гут быть ознакомлены по окончании предварительного следствия по делу участники процесса.

Контроль почтово-телеграфной корреспонденции, а также прослушивание телефонных переговоров допускаются при осу­ществлении негласной оперативно-розыскной деятельности. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем за корреспонденцией и за телефонными перего­ворами, допускается только на основании Закона РК «Об оператавно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. Послед­ний также предусматривает, что все полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся лич­ной жизни граждан, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных зако­ном действий, хранению не подлежат и уничтожаются (п.5 ст.5). Прослушивание телефонных переговоров допускается в случае возникновения угрозы жизни и здоровью отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменном виде.

Согласно пункту 3 статьи 19 ГПК РК личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили эти переписка и телеграфные сообще­ния. В противном случае личная переписка и личные телеграф­ные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при ис­следовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, а также сообщений, полученных при помощи иных технических средств, содержащих сведения личного характера.

С развитием рыночных отношении в экономике страны до­ходы отдельных людей значительно возросли. Поэтому специ­ально оговаривается тайна личных вкладов и сбережений. Бан­ковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов бан­ка, об остатках и движении денежных средств на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением об­щих условий проведения банковских операций), а также сведе­ния о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шка­фах и помещениях банка (статья 51 Указа Президента РК, име­ющего силу Закона, "О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 г.).

Банк гарантирует тайну по операциям и депозитам своих де­позиторов, клиентов и корреспондентов, а также тайну имуще­ства, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков. Должностные лица, работники банков и иные липа, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим бан­ковскую тайну, за их разглашение несут уголовную ответствен­ность. Банковская тайна может быть раскрыта только владельцам счета (имущества), любому третьему лицу на основании письменного согласия владельца счета (имущества), данного в момент его личного присутствия, а также лицам, указанным в законе. Справки о наличии и номерах счетов (за исключением анонимных) выдаются банку, по отношению к которому владе­лец счета является заемщиком, гарантом, поручителем или за­логодателем, на основании письменного запроса, подписанного председателем Правления банка или лицом, его замещающим, при условии представления документа, подтверждающего по­лучение кредита. Справки об остатках и движении денежных средств на счетах физического лица, а также сведения о харак­тере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, выдаются пред­ставителям физического лица на основании нотариально удос­товеренной доверенности; органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам в случаях, когда на денежные средства и иное имущество физи­ческого лица, находящиеся в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества; судам — по находящимся в их производстве наследственным делам; иностранным консульским учреждениям — по находя­щимся в их производстве наследственным делам.

18.3. Это положение Конституции реализовано во многих отраслевых законодательных актах, принятых после ее вступле­ния в законную силу. Особенно это касается сфер применения государственного принуждения.

Так, нее положения уголовно-процессуального законодатель­ства пронизаны предписаниями об ознакомлении лиц, интере­сы которых затрагиваются в деле, с решениями по ключевым вопросам о возбуждении уголовного дела и начале уголовного преследования, о приостановлении и прекращении производства но уголовному делу. об избрании, отмене, изменении меры пре­сечения и т.д. А по окончании расследования уголовного дела обвиняемому в обязательном порядке предоставляются для оз­накомления все материалы уголовного дела (ст.ст.273,275 УПК РК). Несоблюдение этих правил рассматривается как существен­ное нарушение уголовно-процессуального закона и влечет за собой безусловную отмену всех последующих решений но уголовному делу. Обвинительное заключение или протокол обвинения обязательно вручается в копии до начала предварительного слушания уголовного дела в суде. Лицо, признанное потерпевшим по уголовному делу, также вправе в соответствии со своим ходатайством ознакомиться с материалами уголовно­го дела полностью или частично, а о дне назначенного слуша­ния уголовного дела оно уведомляется специально. Решения суда, принятые им по всем вопросам уголовного и гражданско­го производства, обязательно вручаются осужденному или сто­ронам по гражданскому делу.

Указанная норма Конституции применяется также в зако­нодательной регламентации деятельности органов дознания. Лицо, виновность которого в подготовке или совершении пре­ступления не доказана в установленном законом порядке, впра­ве истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки, и о характере имеющейся в отношении его информа­ции в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой тайны. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную де­ятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений судья своим мотивированным определением, а прокурор— пред­писанием может обязать указанный орган предоставить заяви­телю такие сведения.

Статья 19 Закона «Об общественных объединениях» от 31 мая 19% г. предусматривает специальное положение об обязаннос­ти общественного объединения обеспечить своим членам воз­можность знакомиться с документами и решениями, затрагива­ющими их права и интересы.

Соответствующие нормы о предоставлении необходимой информации гражданам со стороны должностных лиц, государ­ственных органов и средств массовой информации содержатся в Законах РК «О государственной службе»,»О средствах массо­вой информации» от 23 июля 1999 г., «Об охране здоровья граж­дан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г., «Об охране окру­жающей среды» от 15 июля 1997 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 г., «О труде в Республике Казахстан» от 10декабря 1999г. И д р.

Статья 19

1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и куль­турой, на свободный выбор языке общения, воспитания, обучения и творчества.

19.1. Права, свободы и их гарантии в национальной и религиозной сферах отражают положение человека в условиях ка­захстанского многонационального, политически плюрального и поликонфесснонального общества, олицетворенного конституционной формулой: «Мы, народ Казахстана», Определение на­циональности, партийной или религиозной принадлежности — но результат внутренней самоидентификации человека.

Государство никоим образом не влияет на выбор индивидуу­мом национальности, политических либо религиозных взглядов, каждый вправе самоопределиться на основе своих собственных убеждений. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в становящихся достоянием общественнос­ти документах. Предусмотренное настоящей статьей право, как следует из статьи 39, не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах.

Например, факт национальной принадлежности — осозна­ние человеком своей принадлежности к конкретной нации (эт­носу) со свойственными ей языком, культурой, особенностями экономической жизни, психологического и духовного облика, приверженностью к традициям — в настоящее время не влечет правовых последствий, с ним не связано предоставление каких-либо дополнительных прав или наложение обязанностей. Этни­ческое происхождение не влияет на объем право- или дееспо­собности. В Республике Казахстан нет привилегированных либо второстепенных, а тем более запрещенных наций. Люди рожда­ются свободными и равными в достоинствах и возможностях. Каждый человек обладает всеми правами и свободами без како­го бы то ни было различия в отношении национальной принад­лежности. Тем самым «право на национальность» однозначно выступает а качестве права человека.

Основным документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является паспорт. «Положением о паспортной системе в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров» от 5 апреля 1993 г., в перечне сведений, заносимых в паспорт, предусмотрена информация о национальности. Вместе с тем она указывается по желанию владельца паспорта, что предусмотре­но постановлением Правительства Республики от 14 марта 1996 г.

Это свидетельствует о принципиально ином подходе к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обя­занность, а право человека. Определение национальной принад­лежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса, основанного на национальной принад­лежности родителей. В случае, если родители принадлежат к различным национальностям, то человек может самостоятель­но определить, какую из этих национальностей он предпочита­ет указать в собственном общегражданском паспорте. Принад­лежность лица к определенной национальности не может слу­жить основанием для ограничения его прав. В частности, ЭТО не может служить основанием для ограничения участия или не­участия тех или иных лиц в государственных институтах власти и управления, в общественных объединениях граждан.

Исключение компонента национальности из юридического статуса личности, однако, не означает принижения роли госу­дарства в столь важной сфере, как межнациональные отноше­ния. Вопросы функционирования языков и религий, пользова­ния достижениями культуры, борьбы с дискриминацией по при­знаку национальной и родовой принадлежности подробно рег­ламентированы в действующем законодательстве, находятся под пристальным вниманием государственных органов, включая национально-культурные центры и Ассамблею народов Казах­стана при Президенте Республики, а также различных обще­ственных объединений.

Политика, основанная на предрассудках расового, нацио­нального или этнического превосходства или ненависти, явля­ется по сути нарушением одного из основных прав человека — права на национальную самобытность. Современная действи­тельность в ряде стран дает примеры, когда ее проведение ста­вит под угрозу дружественные отношения между народами, со­трудничество между государствами, всеобщий мир и безопас­ность. В международно-правовых актах под расовой дискрими­нацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, име­ющее целью или следствием уничтожение или умаление при­знания, использования или осуществления на равных началах прав человека и ОСНОВНЫХ свобод в политической, ЭКОНОМИЧССкой, социальной, культурной или любых других областях обще­ственной жизни.

Вступив в мировое сообщество, Казахстан принял на себя обязательство осуществлять эффективные меры в области пре­подавания, воспитания, культуры и информации с целью борь­бы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, а такжепоощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы меж­ду нациями и расовыми или этническими группами, популяри­зации ликвидации расовой дискриминации. Казахстанский опыт мирного решения межэтнических противоречий, сохранения межнационального согласия и спокойствия в полиэтническом обществе в сложных условиях переходного периода вызвал не­скрываемый интерес и пристальное внимание у мирового сооб­щества, у ряда авторитетных международных организаций. Не­однократные визиты в Казахстан делегаций и миссий ООН, ОБСЕ. Верховною Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, проведение в стране и за рубежом различных сим­позиумов, семинаров, круглых столов, конференций по пробле­мам межэтнических отношений и правового их разрешения в Казахстане, особенно в период с 1993 по 1998 и 2003 годы, убе­дили весь мир в том, что казахстанский опыт является достой­ным для подражания примером и образцом соблюдения межна­ционального согласия в полиэтническом обществе. Наряду с иными гарантиями, конституционное право не указывать свою национальную принадлежность обеспечивает провозглашенный в статье 12 Конституции принцип равноправия людей, неотчуж­даемости прав и свобод (применительно к информации о член­стве в общественном либо религиозном объединении (см. ком­ментарий к статьям 22 и 23 Конституции).

19.2. Право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и твор­чества представляет собой неотъемлемое право человека. Куль­туры создаются различными народами. Каждая национальная (этническая) группа сама свободно решает вопрос о сохране­нии и, в случае необходимости, об адаптации или обогащении ценностей, которые она считает основополагающими для се са­мобытности. Одновременно национальные культуры составля­ют общее достояние человечества, предоставляют эффективные средства адаптации, позволяющие всем и каждому чувствовать себя рожденными равными в достоинстве и правах, а также признавать, что они должны уважать право всех групп людей на развитие своей собственной культурной жизни в национальных и международных рамках.

Феномен языка заключен в том. что он как бы является ос­новной дорогой, ведущей к духовному миру и культуре того или иного народа, нации и этнической группы. С утратой языка, то есть с отсутствием этой дороги, теряется их душа и культура. Наверное, поэтому во все времена любые завоеватели или дик­таторские режимы пытались посягать в первую очередь на язык (Гитлер. Франко, советский режим и др.). Они понимали, что без языка нет культуры, а культура является лучшим оружием человека против угнетения. Отсюда, язык во все времена его обладателями всегда защищался. Старая каталонская поговор­ка гласит: «Страна, защищающая свой язык, защищает себя».

Правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечения одинаково уважительного отношения ко всем без исключения употребляемым в Респуб­лике Казахстан языкам устанавливаются и стимулируются За­коном «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 г. (о статусе государственного языка и гарантиях применения иных языков см. в комментарии к статье 7 Конституции). Государ­ство заботится о создании условий для изучения и развития язы­ков народов Казахстана. В местах компактного проживания на­циональных групп могут быть использованы их языки при про­ведении мероприятий.







Date: 2015-09-03; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию