Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством
22.1. Декларируя право каждого на свободу совести, рассматриваемая статья Конституции, к сожалению, не раскрывает содержание такой свободы. Уклонение законодателя от развернутого определения свободы совести свидетельствует, во-первых, о желании дистанцироваться от прежнего, советского ее толкования, а во-вторых, об отсутствии у него нового понимания этой правовой категории. Однако подобная позиция создает немалые трудности на практике, простор для бюрократического произвола чиновников. Тем более, что сам по себе термин «свобода совести» является неоднозначным и по-разному объясняется людьми. Например, на уровне обыденного сознания словосочетание «свобода совести» обычно воспринимается ими как этическая категория и ассоциируется с представлениями о долге, справедливости, добре и т.д. Зато в юридическом понимании свобода совести традиционно связывается с отношением людей к религии, хотя различные правовые доктрины подходят к этой проблеме весьма неодинаково. Советские юристы в свое время много и достаточно справедливо писали о том, что в отличие от буржуазного понимания свободы совести лишь как религиозной свободы, социалистическая трактовка основана на более широком подходе, поскольку включает в содержание данной конституционно-правовой категории не только право индивида исповедовать любую религию. Но еще его право неисповедовать никакой и быть атеистом. Однако с позиций сегодняшнего дня видно, что формулировка статьи 52 Конституции СССР 1977 г.. воспроизводимая статьей 50 Конституции Казахской ССР 1978 г., тоже была небезупречной. И дело не только в том, что в ней отсутствовало право на религиозную пропаганду, тогда как право на атеистическую пропаганду закреплялось. Главный недостаток советской формулировки заключался в ее противопоставлении религиозных и атеистических убеждений людей. Указание в Конституции СССР на право ведения атеистической пропаганды и отправление религиозных культов через разделительный и альтернативный союз «или», по существу, подогревало идеологическую борьбу с религией, нацеливало общественное сознание на вытеснение религиозных воззрений атеистическими. Конечно, в голове одного человека не могут одновременно ужиться такие противоположные убеждения. Но в обществе они вполне способны сосуществовать, и вряд ли государство как общесоциальный институт должно с помощью Конституции переводить и без того сложные отношения религии и атеизма в плоскость антагонизма. Кроме того, в условиях идеологического плюрализма, гарантированного статьей 5 настоящей Конституции Республики Казахстан, прежнее дуалистическое понимание свободы совести как ВОЗМОЖНОСТИ выбора между религией и атеизмом также представляется ограниченным толкованием проблемы, не охватывающим все реальные разновидности мировоззрений. Социологические исследования свидетельствуют о том, что между убежденными атеистами и стойкими приверженцами религии располагается значительная прослойка лиц с эклектичными или неопределенными (размытыми) мировоззренческими позициями. По мимо того встречаются люди с идеалистическими или пантеистическими взглядами, предполагающими существование всемирного «духа» или космического разума, который в отличие от религиозного понимания «бога», не управляет миром и не распоряжается человеческими судьбами. Такие взгляды нельзя отнести ни к религиозным, ни к атеистическим, но в демократическом обществе они тоже имеют право на существование и выражение. Следовательно, свободу совести ныне необходимо трактовать как широкую мировоззренческую свободу, право каждого беспрепятственно выбирать, иметь и проявлять любые мировоззренческие убеждения, включая религиозные и атеистические. Одну из составных частей свободы мировоззренческих убеждений образует свобода вероисповедания, имеющая две практические формы ее проявления — индивидуальную и коллективную (совместную). Именно поэтому Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г., гарантирующий и регламентирующий религиозную деятельность, называется «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Концептуальное достоинство указанного Закона заключается и в том. что из предмета его регулирования исключен атеизм, как явление противоположное религии, обладающее другими признаками и функциональными свойствами, не требующими развернутой правовой регламентации. Вместе с тем закрепление в Конституции права каждого придерживаться атеистических и любых иных убеждений представляется насущной необходимостью, поскольку в последние годы в казахстанской правовой теории И на практике обнаруживается тенденция весьма узкой трактовки свободы совести — только как права исповедовать любую религию или неисповедовать никакой. 22.2. Осуществление индивидами своего права на свободу совести, в какой бы форме последняя не выражалась, не может являться основанием ограничения его правосубъектности, гарантированной статьей 13 настоящей Конституции. Любые мировоззренческие убеждения, в том числе исповедование религиозного вероучения, не могут вести к ущемлению других прав человека и гражданина, так же как создавать индивиду преимущества и привилегии. Сказанное касается и обязанностей каждого перед государством; независимо от своих убеждений индивид Несет такие же обязанности, как и все остальные лица. Правда, статья 3 Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» допускает замену одной обязанности на другую по религиозным убеждениям, однако подобное возможно только в соответствии с законом Республики Казахстан. Следует отметить, что часть 2 статьи 22 Конституции, предусматривающая недопустимость ограничения прав и обязанностей индивида по причине осуществления им права на свободу совести, сформулирована крайне неудачно. Во-первых, не совсем понятно, почему осуществление права на свободу совести не должно обусловливать другие права. Наоборот, как нам представляется, такое право вполне логично создает право на объединение по религиозным и иным убеждениям. Или, скажем, осуществление права на свободу совести может при необходимости служить основанием для обращения за судебной защитой. Во-вторых, выражение «общечеловеческие и гражданские права» носит характер заимствования зарубежной правовой терминологии и не укладывается в язык Конституции, которым формулировались другие ее нормы. Date: 2015-09-03; view: 319; Нарушение авторских прав |