Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граж-дане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику
21.1. Свобода передвижения и поселения считается одним из естественных и неотчуждаемых прав человека, которым он пользовался с незапамятных времен, подыскивая себе более благополучные условия обитания. Такая свобода стала ограничиваться с появлением государства, заинтересованного в сохранении объекта своего политического властвования. При рабовладельческом и феодальном строях особенности производства материальных благ заставляли государство лишать свободы, в гом числе свободы передвижения и поселения, целые социальные классы (рабов, крепостное крестьянство). С развитием капиталистического способа производства и рыночных экономических отношений необходимость во властных ограничениях свободы передвижения и поселения существенно снизилась. Более того, неравномерность развития капиталистической экономики и ее периодические кризисы усилили социальную востребованность в подобной свободе. Она оказалась крайне необходимой для переливов рабочей силы с одного предприятия на другое, из отрасли в отрасль, из региона в регион. Поэтому буржуазные конституции начали закреплять свободу передвижения и поселения как основное право человека. К тому же со временем обществу открылись и иные аспекты значения свободы передвижения и переселения, в частности, ее роль в познании мира, изучении передового опыта, освоении научных и культурных достижений, получении образования. А неуклонное развитие транспортных средств и различных видов коммуникаций расширило пределы такой свободы и способы ее реализации. Важное и многогранное значение свободы передвижения и поселения привело к ее закреплению в ряде международно-правовых актов, например, во Всеобщей декларации прав человека (статья 13). Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 12). В формулировке казахстанской Конституции указанная свобода складывается из двух частных прав — свободного передвижения по территории Республики и свободного выбора местожительства индивида. Оба эти права принадлежат, подчеркнем, «каждому», т.е. человеку, независимо от его гражданства, наличия или отсутствия такового, а равно целей и мотивов передвижения и выбора местожительства. Но обязательным условием для субъекта указанных прав является законность его нахождения на территории Республики. Иначе говоря, право свободного передвижения и право свободного выбора местожительства не распространяются на лиц, нелегально оказавшихся в Казахстане. Поскольку незаконное проникновение в Казахстан или незаконное нахождение на его территории иностранце» и лиц без гражданства само по себе образует состав соответствующих правонарушений, таких лиц органы государства не только ограничивают в свободном передвижении и свободном выборе местожительства, но и в установленных законом случаях выдворяют за пределы Республики. Свободное передвижение и свободный выбор местожительства являются хотя и близкими, но достаточно самостоятельными конституционными правами человека, обладающими собственным содержанием. Свободу передвижения образует осознанное, по собственной воле осуществляемое перемещение лица в окружающем природном мире. Такое перемещение может осуществляться на любое расстояние — от своего дома на соседнюю улицу или на иной континент. Причем в свободу передвижения входит еще добровольное определение способа и средства передвижения; человек может идти пешком, останавливаясь в понравившемся месте на отдых, а может без пересадок улететь в другую страну на самолете. Свободу выбора местожительства составляет тоже осознанное, по собственной воле осуществляемое проживание индивида в определенной стране, определенном населенном пункте или местности. Где ему жить, временно или постоянно, человек решает сам, с учетом прежде всего своих интересов и возможностей, в том числе материальных. Вместе с тем, реализация индивидами своих прав на свободное передвижение и свободный выбор местожительства во многих случаях так или иначе затрагивает интересы общества и государства. Потому, закрепляя и гарантируя такие права на территории Республики, Конституция согласно общемировой практике допускает определенные ограничения законом свободы передвижения и выбора местожотельства. Количество подобных ограничений в Казахстане настолько велико, что их трудно все перечислить. Большинство этих ограничений, конечно, вполне оправданны и законны, например, лишение свободы преступника по приговору суда, задержание подозреваемого для производства дознания и следствия, подписка о невыезде подследственного. Однако существует немало ограничений, предусмотренных не законом, как определено Конституцией, а различными подзаконными актами. Не подвергая сомнению разумность и обоснованность устанавливаемых такими актами ограничений и требований, их легитимность порой является спорной с конституционной точки зрения. Другим важным критерием оценки существующих ограничений прав индивидов на свободное передвижение и свободный выбор местожительства может служить опыт цивилизованных стран. С этой стороны, например, выглядит явным пережитком административно-командной системы изъятие дорожной полицией водительских удостоверений при незначительных нарушениях правил дорожного движения, поскольку такая мера лишает людей возможности выехать на своем автомобиле за пределы Казахстана. Зато институт регистрации граждан по месту постоянного проживания вполне соответствует практике многих демократических стран. В отличие от прежнего института прописки, действительно серьезно стеснявшею выбор человеком постоянного местожительства, а как следствие работы, регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер. Она направлена не на административное регулирование миграции населения, а на учет последней. 21.2. Права индивидов на свободное передвижение и свободный выбор местожительства в определенной мере ограничивает и существующий режим охраны Государственной границы, необходимый для защиты интересов государства и общества. Это обстоятельство определило конституционное уточнение, что «каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику». Право покидать пределы Республики по существу дополняет конституционное право свободного передвижения по территории Казахстана, и потому тоже распространяется на «каждого», т.е. граждан Республики, иностранцев и лиц без гражданства. Более того, в данном случае уже отсутствует требование законности пребывания, ^го значит, что лица, нелегально попавшие или нелегально находящиеся на территории Казахстана, тоже могут воспользоваться правом выезда за его пределы и даже требовать реализации подобного конституционного положения. Однако указанное право не освобождает их от ответственности за незаконный въезд или незаконное пребывание на казахстанской территории. До недавнего времени право граждан Казахстана на выезд за пределы Республики ограничивало неконституционное условие получения выездной визы. т.е. соответствующего разрешения государственных органов. Отмена выездных виз не только расширила возможности свободы передвижения казахстанских граждан, но и привела законодательство Республики по этому вопросу в соответствие с международными стандартами, в частности, с положением статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». Тем не менее во многих зарубежных странах существуют въездные визы, ограничивающие в интересах государственной и общественной безопасности прибытие нежелательных иностранцев и лии без гражданства. Поэтому прежде чем покинуть одну страну и посетить другую, индивид все-таки должен выяснить условия пересечения той или иной государственной границы, наличие или отсутствие визового режима в другой стране и при необходимости получить в дипломатическом представительстве соответствующего государства разрешение на въезд в его территориальные пределы. Демократические государства обычно не требуют получения въездных виз от собственных граждан, поскольку их лояльность и законопослушность удостоверена самим фактом принадлежности своему государству. С подобной точки зрения требование от собственных граждан наличия въездных виз может служить лишь благовидным предлогом избавления от оппозиционно настроенных индивидов и противников режима, либо в лучшем случае дополнительным способом пополнения государем венного бюджета в ущерб свободе передвижения человека. Указывая на то. что граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику, Конституция Казахстана на корню подрезает подобные политические и бюрократические препоны, тем более, что слово «беспрепятственного» имеет в виду не только недопустимость въездных виз. но также любых иных попыток воспрепятствования возвращению своих граждан в Казахстан. Помимо рассмотренных конституционных норм вопросы въезда в Республику и выезда из нее детально регламентируются другими нормативными актами, в том числе Законом Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г., Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона. «О правовом положении иностранных граждан» от 19 июня 1997 г.. «Правилами выезда граждан Республики Казахстан за пределы Республики Казахстан», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2001 г. N 1010. В них содержится ряд ограничений на въезд в Республику и выезд из нее. Въезд в Республику Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства допускается при наличии у них заграничных паспортов или иных заменяющих документов, а также полученной в зарубежном представительстве Республики визы. Виза не требуется только для граждан тех государств, с которыми Казахстан заключил соответствующие соглашения. В Указе «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» сказано, что въезд на казахстанскую территорию иностранцев и лип без гражданства может быть не разрешен в интересах государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Одновременно перечислены конкретные основания отказа во въезде. Граждане Казахстана тоже выезжают за пределы Республики и возвращаются в нее с предъявлением паспортов. Согласно статье 32 Закона «О миграции населения» им может быть временно отказано в выезде по установленным законодательством основаниям. В частности, не допускается выезд носителей государственных секретов. При этом казахстанское миграционное законодательство различает выезд на постоянное местожительство за рубеж, осуществляемое по разрешению органов внутренних дел Республики, и выезде иными целями (по служебным, частным делам, в качестве туристов, на работу, учебу, лечение, отдых), когда такого разрешения не требуется. В целях усиления миграционного контроля постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2003 г. предусмотрено заполнение миграционных карточек иностранцами при пересечении казахстанской границы. Такие карточки сдаются ими при выезде из Республики. Подобная мера не распространяется на казахстанцев, поскольку ее целью является контроль за Миграцией только иностранцев и лиц без гражданства. В случаях нарушения конституционных прав на свободное передвижение и свободный выбор места жительства граждане Казахстана, иностранные граждане и лица без гражданства могут обжаловать действия должностных лиц как в административном, так и судебном порядке. Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу совести. Date: 2015-09-03; view: 523; Нарушение авторских прав |