Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граж-дане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику





21.1. Свобода передвижения и поселения считается одним из естественных и неотчуждаемых прав человека, которым он пользовался с незапамятных времен, подыскивая себе более бла­гополучные условия обитания. Такая свобода стала ограничи­ваться с появлением государства, заинтересованного в сохране­нии объекта своего политического властвования. При рабовла­дельческом и феодальном строях особенности производства материальных благ заставляли государство лишать свободы, в гом числе свободы передвижения и поселения, целые социальные классы (рабов, крепостное крестьянство). С развитием капита­листического способа производства и рыночных экономичес­ких отношений необходимость во властных ограничениях сво­боды передвижения и поселения существенно снизилась. Более того, неравномерность развития капиталистической экономи­ки и ее периодические кризисы усилили социальную востребо­ванность в подобной свободе. Она оказалась крайне необходи­мой для переливов рабочей силы с одного предприятия на дру­гое, из отрасли в отрасль, из региона в регион. Поэтому буржу­азные конституции начали закреплять свободу передвижения и поселения как основное право человека. К тому же со време­нем обществу открылись и иные аспекты значения свободы пе­редвижения и переселения, в частности, ее роль в познании мира, изучении передового опыта, освоении научных и культурных достижений, получении образования. А неуклонное развитие транспортных средств и различных видов коммуникаций расширило пределы такой свободы и способы ее реализации. Важ­ное и многогранное значение свободы передвижения и поселе­ния привело к ее закреплению в ряде международно-правовых актов, например, во Всеобщей декларации прав человека (статья 13). Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (статья 12).

В формулировке казахстанской Конституции указанная сво­бода складывается из двух частных прав — свободного передви­жения по территории Республики и свободного выбора место­жительства индивида. Оба эти права принадлежат, подчеркнем, «каждому», т.е. человеку, независимо от его гражданства, нали­чия или отсутствия такового, а равно целей и мотивов передви­жения и выбора местожительства. Но обязательным условием для субъекта указанных прав является законность его нахожде­ния на территории Республики. Иначе говоря, право свободно­го передвижения и право свободного выбора местожительства не распространяются на лиц, нелегально оказавшихся в Казах­стане. Поскольку незаконное проникновение в Казахстан или незаконное нахождение на его территории иностранце» и лиц без гражданства само по себе образует состав соответствующих правонарушений, таких лиц органы государства не только ог­раничивают в свободном передвижении и свободном выборе местожительства, но и в установленных законом случаях выд­воряют за пределы Республики.

Свободное передвижение и свободный выбор местожитель­ства являются хотя и близкими, но достаточно самостоятельны­ми конституционными правами человека, обладающими соб­ственным содержанием. Свободу передвижения образует осоз­нанное, по собственной воле осуществляемое перемещение лица в окружающем природном мире. Такое перемещение может осу­ществляться на любое расстояние — от своего дома на сосед­нюю улицу или на иной континент. Причем в свободу передви­жения входит еще добровольное определение способа и средст­ва передвижения; человек может идти пешком, останавливаясь в понравившемся месте на отдых, а может без пересадок улететь в другую страну на самолете.

Свободу выбора местожительства составляет тоже осознан­ное, по собственной воле осуществляемое проживание индиви­да в определенной стране, определенном населенном пункте или местности. Где ему жить, временно или постоянно, человек решает сам, с учетом прежде всего своих интересов и возможнос­тей, в том числе материальных.

Вместе с тем, реализация индивидами своих прав на свобод­ное передвижение и свободный выбор местожительства во многих случаях так или иначе затрагивает интересы общества и го­сударства. Потому, закрепляя и гарантируя такие права на тер­ритории Республики, Конституция согласно общемировой практике допускает определенные ограничения законом свободы передвижения и выбора местожотельства. Количество подобных ограничений в Казахстане настолько велико, что их трудно все перечислить. Большинство этих ограничений, конечно, вполне оправданны и законны, например, лишение свободы преступ­ника по приговору суда, задержание подозреваемого для произ­водства дознания и следствия, подписка о невыезде подследст­венного. Однако существует немало ограничений, предусмот­ренных не законом, как определено Конституцией, а различны­ми подзаконными актами. Не подвергая сомнению разумность и обоснованность устанавливаемых такими актами ограничений и требований, их легитимность порой является спорной с кон­ституционной точки зрения.


Другим важным критерием оценки существующих ограни­чений прав индивидов на свободное передвижение и свободный выбор местожительства может служить опыт цивилизованных стран. С этой стороны, например, выглядит явным пережитком административно-командной системы изъятие дорожной поли­цией водительских удостоверений при незначительных наруше­ниях правил дорожного движения, поскольку такая мера лиша­ет людей возможности выехать на своем автомобиле за пределы Казахстана. Зато институт регистрации граждан по месту посто­янного проживания вполне соответствует практике многих де­мократических стран. В отличие от прежнего института пропис­ки, действительно серьезно стеснявшею выбор человеком по­стоянного местожительства, а как следствие работы, регистра­ция носит не разрешительный, а уведомительный характер. Она направлена не на административное регулирование миграции населения, а на учет последней.

21.2. Права индивидов на свободное передвижение и свобод­ный выбор местожительства в определенной мере ограничивает и существующий режим охраны Государственной границы, не­обходимый для защиты интересов государства и общества. Это обстоятельство определило конституционное уточнение, что «каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граж­дане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику». Право покидать пределы Республики по суще­ству дополняет конституционное право свободного передвиже­ния по территории Казахстана, и потому тоже распространяет­ся на «каждого», т.е. граждан Республики, иностранцев и лиц без гражданства. Более того, в данном случае уже отсутствует требование законности пребывания, ^го значит, что лица, неле­гально попавшие или нелегально находящиеся на территории Казахстана, тоже могут воспользоваться правом выезда за его пределы и даже требовать реализации подобного конституци­онного положения. Однако указанное право не освобождает их от ответственности за незаконный въезд или незаконное пре­бывание на казахстанской территории.

До недавнего времени право граждан Казахстана на выезд за пределы Республики ограничивало неконституционное условие получения выездной визы. т.е. соответствующего разрешения государственных органов. Отмена выездных виз не только рас­ширила возможности свободы передвижения казахстанских граждан, но и привела законодательство Республики по этому вопросу в соответствие с международными стандартами, в част­ности, с положением статьи 12 Международного пакта о граж­данских и политических правах, согласно которому «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою соб­ственную». Тем не менее во многих зарубежных странах суще­ствуют въездные визы, ограничивающие в интересах государ­ственной и общественной безопасности прибытие нежелатель­ных иностранцев и лии без гражданства. Поэтому прежде чем покинуть одну страну и посетить другую, индивид все-таки дол­жен выяснить условия пересечения той или иной государствен­ной границы, наличие или отсутствие визового режима в другой стране и при необходимости получить в дипломатическом пред­ставительстве соответствующего государства разрешение на въезд в его территориальные пределы.


Демократические государства обычно не требуют получения въездных виз от собственных граждан, поскольку их лояльность и законопослушность удостоверена самим фактом принадлеж­ности своему государству. С подобной точки зрения требова­ние от собственных граждан наличия въездных виз может служить лишь благовидным предлогом избавления от оппозицион­но настроенных индивидов и противников режима, либо в луч­шем случае дополнительным способом пополнения государ­ем венного бюджета в ущерб свободе передвижения человека. Указывая на то. что граждане Республики имеют право беспре­пятственного возвращения в Республику, Конституция Казах­стана на корню подрезает подобные политические и бюрокра­тические препоны, тем более, что слово «беспрепятственного» имеет в виду не только недопустимость въездных виз. но также любых иных попыток воспрепятствования возвращению своих граждан в Казахстан.

Помимо рассмотренных конституционных норм вопросы въезда в Республику и выезда из нее детально регламентируют­ся другими нормативными актами, в том числе Законом Респуб­лики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г., Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу За­кона. «О правовом положении иностранных граждан» от 19 июня 1997 г.. «Правилами выезда граждан Республики Казахстан за пределы Республики Казахстан», утвержденными постановле­нием Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2001 г. N 1010. В них содержится ряд ограничений на въезд в Республи­ку и выезд из нее.

Въезд в Республику Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства допускается при наличии у них заграничных паспортов или иных заменяющих документов, а также получен­ной в зарубежном представительстве Республики визы. Виза не требуется только для граждан тех государств, с которыми Казахстан заключил соответствующие соглашения. В Указе «О правовом положении иностранных граждан в Республике Ка­захстан» сказано, что въезд на казахстанскую территорию иност­ранцев и лип без гражданства может быть не разрешен в интере­сах государственной безопасности, охраны общественного по­рядка и здоровья населения. Одновременно перечислены конк­ретные основания отказа во въезде. Граждане Казахстана тоже выезжают за пределы Республики и возвращаются в нее с предъявлением паспортов. Согласно статье 32 Закона «О мигра­ции населения» им может быть временно отказано в выезде по установленным законодательством основаниям. В частности, не допускается выезд носителей государственных секретов. При этом казахстанское миграционное законодательство различает выезд на постоянное местожительство за рубеж, осуществляе­мое по разрешению органов внутренних дел Республики, и вы­езде иными целями (по служебным, частным делам, в качестве туристов, на работу, учебу, лечение, отдых), когда такого разре­шения не требуется.

В целях усиления миграционного контроля постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2003 г. предусмотрено заполнение миграционных карточек иностранцами при пересечении казахстанской границы. Такие карточки сда­ются ими при выезде из Республики. Подобная мера не распро­страняется на казахстанцев, поскольку ее целью является конт­роль за Миграцией только иностранцев и лиц без гражданства.

В случаях нарушения конституционных прав на свободное передвижение и свободный выбор места жительства граждане Казахстана, иностранные граждане и лица без гражданства мо­гут обжаловать действия должностных лиц как в администра­тивном, так и судебном порядке.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.







Date: 2015-09-03; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию