Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку
Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. 24.1. В настоящее время в Республике Казахстан вопросы Общественной организации труда приобретают особое социальное значение. Это связано с коренным преобразованием отношений собственности на средства производства и, соответственно, формированием новой социальной структуры общества, необходимостью создания эффективного механизма управления трудом, поиском новых форм и методов правового регулирования трудовых отношений. В этих условиях проблема обеспечения баланса между интересами общества и интересами человека получила принципиальное решение в Конституции и действующем законодательстве о труде. В то же время имеющиеся трудовые ресурсы как бесценный капитал общества должны развиваться в более обновленных и цивилизованных формах. Действующее законодательство Республики Казахстан с учетом международных норм определяет правовые гарантии и социально-экономические основы реализации конституционных прав граждан в области общественной организации груда. Отношения занятости регулируются нормами Конституции. Законом Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года № 149-111, коллективными договорами и соглашениями, иными нормативными правовыми актами. Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства. Свобода выбора трудовой деятельности является межотраслевым принципом нрава в сфере общественной организации труда, а потому имеет всеобщий характер. В Конституции (п.1 ст. 24) данный принцип выражен в праве каждого на свободу груда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Речь идет о добровольном выборе трудовой деятельности в любой ее организационно-правовой форме: работа но найму, поступление на государственную службу, выполнение подрядных работ, вступление в корпоративные организации (член кооператива, крестьянского хозяйства и т.п.), занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, и т.д. Реализация данного конституционного права обеспечивается государственной политикой, способствующей достижению продуктивной И свободно избранной занятости населения. Починка государства в сфере занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей гражданам Республики, иностранцам И липам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условии труда, социальной зашиты ОТ безработицы, создание рабочих мест; ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду и т.д. Государства гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации и обеспечение равных возможностей в получении профессии и работы, содействует в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов. В соответствии с Конституцией Закон РК о труде от 10 декабря 1999 юла № 494-1 (ст. 4) запрещает дискриминацию в сфере труда. Каждый имеет равные возможности в реализации своих способностей в сфере трудовой деятельности. Н и кто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда. Лица, подвергнутые дискриминации в сфере труда, имеют право обратиться с соответствующим заявлением в суд. Применительно к трудовому праву свобода труда, свобода выбора рода деятельности и профессии, свобода распоряжаться своими способностями к труду проявляется в виде отраслевого принципа свободы трудового договора, выражающего взаимное соглашение гражданина и работодателя об условиях и характере работы. Принцип свободы трудового договора определяет не только добровольность заключения, но и дальнейшую судьбу трудового правоотношения. Так, перевод на другую работу в той же организации, либо в другую местность вместе с организацией, допускается только с письменного согласия работника (ст. 17 Закона РК о труде), за исключением случаев временного перевода по производственной необходимости и при простое (ст. ст. 20,21 Закона РК о труде). Право прекращения трудового правоотношения без объяснения причин законодательство предоставляет только работнику, а срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случаях его болезни, пенсионного возраста, переезда в другую местность и по другим уважительным причинам (ст. 28 Закона РК о труде). Работодатель может уволить работника только в ограниченных случаях, установленных законодательством. К числу других юридических гарантий реализации принципа свободы трудового договора относятся законодательная охрана от необоснованных отказов в приеме на работу, система занятости и трудоустройства граждан. Следует также иметь в виду, что на судьбу индивидуального трудового договора как добровольного соглашения сторон оказывают влияние требования ст. 5 Закона РК о труде о недействительности условий труда, ухудшающих положение работника, по сравнению с действующим законодательством. Свобода трудового договора означает также, что работник имеет право заключать индивидуальные I рудовые договоры с несколькими работодателями, разумеется, на условиях неполного рабочего времени (п. 5 ст. 12 Закона РК о труде). Трудовая деятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнением оплачиваемой работы, например, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.) основываются на исключительной их добровольности. Не допускаются любые формы административного и иного принуждения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В частности, согласно Конституции (п. I ст. 24) запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. УК РК (ст. ст. 39, 42) предусматривает в числе наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, исправительные работы без лишения свободы, а также такие виды наказания, как привлечение к общественным работам и исправительные работы. Граждане и другие лица, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны участвовать в работах оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных, разрушенных объектов, систем жизнеобеспечения населения, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями в установленном порядке (п.4 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О военном положении» от 5 марта 2003 г. № 391-11)'. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Законом Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»от5 июля 1996 г.1. 24.2. В широком значении система безопасности условий труда предусматривает проведение социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, гарантирующих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены — одно из основных прав работников (поди. 3 п. 1 ст. 7 Закона РК о труде). Целям охраны труда подчинено все трудовое законодательство. Оно устанавливает основные принципы национальной политики в этой области, мероприятия по предупреждению несчастных случаев и повреждения здоровья на производстве, сведения к минимуму опасных и вредных производственных факторов в сфере всех ВИДОВ хозяйственной деятельности и предприятий независимо от форм собственности. Трудовое законодательство предусматривает обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, страхованию ответственности за нанесение вреда здоровью и жизни работников при исполнении последними трудовых обязанностей. Национальная политика в области охраны труда основывается на следующих принципах: приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия; полной ответственности собственника либо уполномоченного им представителя (работодателя): установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования: экономической заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников — в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопасности; лицензирования деятельности предприятия с позиции охраны труда; проведения сертификации на соответствие требованиям безопасности применяемой продукции производственного назначения; осуществления государственного надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда и техники безопасности на предприятиях и др. Законодательством предусмотрены гарантии прав работников на охрану труда как при приеме на работу, гак и В процессе трудовой деятельности. Условия индивидуального трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных И иных нормативных правовых актов по охране труда. При ЭТОМ запрещается прием граждан на роботу, противопоказанную им по состоянию здоровья. Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, установлены обязательные медицинские осмотры. В свою очередь, работники имеют право на получение необходимой информации о состоянии своего здоровья; о факторах, влияющих на их здоровье, включая состояние окружающей среды, условий труда, быта и отдыха; требовать (а работодатель обязан) предоставления информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, полагающихся при этом средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях и т.д. Должностные лиц. виновные в нарушении законодательства О труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов, органов надзора и контроля, несут ответственность в установленном порядке. Конституция (п. 2 ст. 24) предусматривает право граждан на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Указывает требование носит общий характер — оно распространяется на всех лиц независимо от сферы приложения труда, в том числе состоящих в трудовых правоотношениях. Причем речь идет о запрете дискриминации в любой ее форме (ст. 14 Конституции). Применительно к трудовому праву приведенное конституционное положение можно сформулировать в виде отраслевого принципа — заработная плата не ниже установленного законом минимального размера (п. 1 ст. 28 Конституции). В соответствии с названным принципом государство на всей территории Республики обеспечивает всем работникам единые условия реализации их прав в области оплаты труда (размеры, сроки, порядок выплаты и т.д.). Действующим -законодательством определены правовые ос-ноны социальной защиты трудящихся Республики в области оплаты труда в условиях становления рыночной экономики, а также гарантии со стороны государства на оплату труда не ниже установленною минимального размера. При этом гарантии распространяются на работников всех предприятий и организаций государе Г ВСННОГО сектора экономики независимо от сферы их деятельности и ведомственной принадлежности, а также на работающих по найму на предприятиях и в организациях частной формы собственности. Государством сняты существовавшие ранее максимальные размеры заработной платы и установлен запрет на какое бы то НИ было понижение размеров оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы, национальной принад лежности. Нормирование заработной платы осуществляется двумя основными методами: централизованным и договорным. Централизованное регулирование заработной платы означает, что государство устанавливает тарифы заработной платы, основные условия применения Единой тарифной сетки для оплаты труда всех категорий работников, межразрядные тарифные коэффициенты, дифференцированные по квалификационным группам работников, и т.д. Централизованное регулирование заработной платы означает метод государственного нормирования. Последний сочетается с договорным. Следует подчеркнуть, что в условиях становления рыночной экономики, рынка труда повышается удельный вес коллективно-договорного И индивидуально-договорного регулирования заработной платы (коллективные договоры, соглашения и т.д.). Что касается централизованного порядка регулирования оплаты труда, то он распространяется на работников учреждений и организаций, финансируемых за счет государственного бюджета. Социальная зашита от безработицы включает комплекс мер организационно-правового характера, осуществляемых государством с целью вовлечения в производство экономически активного населения. Занятость обеспечивается на основе проведения активной социально-экономической политики государства, направленной на удовлетворение потребностей граждан в работе, профессиональной подготовке и переподготовке, стимулирование развития рабочих мест, осуществление республиканских и региональных программ занятости. Государством оказывается следующая социальная зашита от безработицы: содействие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация оплачиваемых общественных работ для безработных; оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в установленном порядке. В законодательстве закреплено право граждан на свободный выбор места работы путем непосредственного обращения к работодателю, в уполномоченный государственный орган по вопросам занятости либо в частное агентство занятости. Решение о приеме на работу принимается на основе взаимного соглашения между работодателем и гражданином. ищущим работу. Порядок и условия заключения индивидуального трудового договора регулируются трудовым законодательством. Помимо самостоятельного трудоустройства каждый гражданин имеет право на получение содействия при трудоустройстве СО стороны специальных органов. Трудовое посредничество — но содействие населению в трудоустройстве, оказываемое уполномоченным органом, а также частным агентством занятости. В этом случае трудовое посредничество оказывается лицам, ищущим работу, в ее подборе и трудоустройстве, а предприятиям (учреждениям, организациям) всех видов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, испытывающим потребность в кадрах, в их поиске и необходимой подготовке. Для граждан, нуждающихся в трудоустройстве, предусмотрены государственные гарантии в сфере занятости. Так, государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации и обеспечение равных возможностей в получении профессии и работы; социальную защиту при безработице, трудоустройстве. Кроме того, государство обеспечивает меры по содействию занятости так называемым целевым группам населения. К ним относятся малообеспеченные, молодежь до 23 лет; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту), инвалиды и др. Определенный правовой статус имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными. К ним относятся лица В трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней. Поиск подходящей работы для зарегистрированных безработных является одним из первых активных действий уполномоченного органа или частного агентства занятости. Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условия последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочею места. Особо следует назвать право безработных па Профессиональ ную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Уполномоченный государственный орган по вопросам занятости направляет данных граждан в соответствующие учебные заведения при условии, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у бе имеющих право на образовательную деятельность, за счет средств республиканского и местных бюджетов с учетом потребностей рынка труда в порядке, установленном законодательством. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы населения. Безработные имеют право на участие в общественных работах. К таковым относятся виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые безработными по направлению уполномоченных органов для обеспечения их временной занятости. Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов, а также средств работодателей по их заявкам. Реализация прав граждан в сфере занятости обеспечивается и другими государственными мерами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «0 занятости населения» от 23 января 2001 года № 150-11'. в том числе правом на обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, частных агентств и их должностных лиц. в центральном исполнительном органе или суде. Граждане вправе заключать договоры добровольно о страхования на случай потери работы (безработица). Законодательством предусматривается оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан. Адресная социальная помощь есть выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной «областях, городах Астане и Алматы. Правовые отношения, связанные с оказанием адресной социальной помощи, регулируются Законом Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года № 246-II-. ориентирует субъектов трудового права на создание системы социального партнерства в области трудовых отношений, предупреждения и разрешения трудовых конфликтов. В то же время в условиях перехода к рыночной экономике с ее разнообразием форм собственности и хозяйствования, организацией производства и распределением полученных доходов ясно обозначаются противоречивые интересы собственников (работодателей, предпринимателей) и наемного персонала, составляющие объективную основу ДЛЯ возможных разногласий и споров (конфликтов) в области социально-экономических и трудовых отношений. В силу ЭТОГО Конституцией (п. 3 ст. 24) признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Пол трудовыми спорами понимаются разногласия между работником и работодателем по поводу применения законодательства о труде, о выполнении условий индивидуального трудового, коллективного договоров, не урегулированные ранее между работником (представителем работника) и работодателем (представителем работодателя). Вполне очевидно, что разногласия, возникающие между работником и работодателем, возможно урегулировать в холе непосредственных переговоров путем взаимных уступок и соглашений. Однако, если такого соглашения не произошло, то разногласие переносится в соответствующие органы по рассмотрению трудовых споров По субъектному составу трудовые споры принято делить на индивидуальные и коллективные Индивидуальные трудовые споры возникают по инициативе отдельных работников, выдвигающих требования к работодателю о признании или восстановлении их нарушенных трудовых прав. Данная категория споров возникает по поводу применения норм трудового законодательства, коллективного договора и соглашения о труде. Коллективные трудовые споры (конфликты) возникают между трудовыми коллективами (коллективами подразделений), уполномоченными работниками, представительным органом и работодателем или отраслевыми (межотраслевыми) органами управления по вопросам применения действующего законодательства о труде, заключения и исполнения условии коллективных договоров и соглашении в части установления новых или изменения существующих социально-экономических условии труда и быта работников. Трудовые споры рассматриваются по соглашению сторон или в судебном порядке. Трудовые споры по соглашению сторон могут рассматриваться согласительной комиссией, создаваемой на паритетных началах из равного числа представителей работодателя и работников по совместному решению сторон. Порядок рассмотрения трудовых споров в судах определяется законодательством Республики Казахстан (ст. ст. 97. 98 Закона о труде). Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным вопросам рассматриваются вышестоящими Органами, то есть в порядке подчиненности (прокуроры, судьи и др.). Рассмотрение индивидуальных трудовых споров основывается на общих положениях разбирательства сторон, сложившихся в гражданско-процессуальной практике: доступность обращения работника, трудовые права которого нарушены, в органы по рассмотрению трудовых споров; равное положение для всех категорий работников на защиту своих трудовых прав; сокращенные сроки разрешения трудовых споров; объективность, полнота и гласность рассмотрения споров; система гарантий исполнения решений органов по трудовым спорам. При ЭТОМ работники при обращении в органы по рассмотрению трудовых споров освобождаются от уплаты расходов по трудовым делам. Правовые основы, регулирующие порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку установлены Законом Республики Казахстан -О коллективных трудовых спорах и забастовках» оi 8 июля 19% г.1. Требования трудового коллектива рассматриваются в порядке примирительных процедур, то есть последовательного рассмотрения коллективного трудового спора первоначально в примирительной комиссии, а при недостижении согласия в ней — в трудовом арбитраже. Коллективные трудовые споры по поводу применения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде (неисполнении или нарушении их) подлежат судебному рассмотрению по заявлению представителя одной из сторон. Крайней мерой разрешения коллективного трудового спора является забастовка. Пол забастовкой понимается мера борьбы трудовою коллектива за удовлетворение своих социально-экономических и профессиональных требований в коллективном трудовом споре между трудовым коллективом и работодателем выражающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе на работу, невыполнении трудовых обязанностей) членами трудового коллектива на определенный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований трудового коллектива. Решение о проведении забастовки может быть принято, если посредством примирительных процедур не удалось добиться разрешения трудового спора. 24.4. В Конституции (п. 4ст. 24) вопросы рабочего времени и времени отдыха связаны с понятием права граждан на отдых. государство определяет максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и Оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых. Целью правового регулирования рабочего времени и времени отдыха являются установление продолжительности труда, обеспечение права на свободное от работы время и отдых, создание необходимых условий для физического и духовного развития, повышение культурно-технического уровня, активное участие в общественных делах. Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями индивидуального трудового договора обязан выполнять трудовые обязанности. В качестве актов работодателя выступа ют акты в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Что касается трудовых обязанностей, которые должны выполняться в течение рабочего времени, то они, по смыслу законодательства, представляют собой обязательства работника И работодателя, обусловленные индивидуальным трудовым договором. Законодательство о труде предусматривает следующие виды рабочего времени: нормальной продолжительности, сокращенной продолжительности, неполное рабочее время. Нормальной признается такая продолжительность труда в течение дня, недели, года, которая не вредит развитию и существованию человека. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Указанная норма распространяется на всех работников независимо от отрасли экономики, профессии, специальности, должности с обычными, нормальными условиями труда. 40-часовая недельная Продолжительность рабочею времени является предельной и не может быть увеличена по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для отдельных категорий работников с целью охраны труда (инвалиды, несовершеннолетние и др.). Неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Чередование времени работы и времени отдыха за определенный учетный период (неделя, месяц и т.д.) связано с понятием режима рабочего времени. Речь идет о том, как используется рабочее время. Основными элементами режима рабочего времени являются: количество рабочих дней в неделю- начало и окончание ежедневной работы, продолжительность»и чередование рабочих смен. Время отдыха представляет собой то время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Законодательством о труде установлены следующие виды времени отдыха: перерывы в процессе ежедневной работы, еженедельные выходные дни. праздничные (нерабочие) дни и отпуска. В течение ежедневной работы (смены) работникам предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее одного часа в совокупности (п. I ст. 53 Закона о труде). Указана только минимальная продолжительность перерыва. Максимальная продолжительность перерыва Для отдыха и приема пиши устанавливается с учетом характере производства и графика сменности. Выходные дни представляют собой время еженедельного непрерывного отдыха. При 6-дневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при б дневной — один лень (ст. 56 Закона о труде). Общеустановленным выходным днем является воскресенье. Второй выходное день при 5-дневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, устанавливается актами работодателя или графиком работы предприятия (учрежде11ия.оргаииз;шнн). Оба вы: годных дня предоставляются, как правило, подряд. По общему правилу, работа в выходные дни не допускается. Привлечение к работе в выходные дни может быть только с согласия работника (п. 5 ст. 56 Закона о труде). В то уже время в законодательстве предусматриваются исключительные случаи, когда привлечение работника к работе в выходные дни допускается без его согласия. Такие случаи указаны в статье 559 Закона о труде: — для предотвращения чрезвычайных ситуаций или стихийной) бедствия, производственной аварии либо немедленного устранения их последствий; — для предотвращения и расследования несчастных случаев, гибели или порчи имущества предприятия (учреждения, организации); — для выполнения неотложных, заранее не предвиденных работ, от срочно! о выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия (учреждения, организации) в целом или его отдельных подразделений. Приведенный перечень указанных случаев является исчерпывающим. Законодательством предусматривается порядок компенсации..: работу в выходной день. Такая работ может компенсироваться, по соглашению сторон, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме не ниже, чем в двойном размере (п. 2 ст. 73 Закона о труде). Иначе говоря, вопрос о компенсации за работу в выходной день решается в договорном порядке. Если работник пожелал получить в качестве компенсации другой день отдыха (отгул), то в том же акте работодателя, которым назначена работа в выходной лень, одновременно указывается дата предоставления отгула. В ином случае работник получает компенсацию за работу в его выходной день в денежной форме и не ниже, чем в двойном размере. По общему правилу, в праздничные дни, установленные в Республике Казахстан, работа не производится. Праздничными днями являются: 1—2 января — Новый год, 8 марта — Международный женский день, 22 марта — Наурыз мейрамы, I мая — Праздник единства народа Казахстана, 9 мая — День Победы, 30 августа — День Конституции, 25 октября — День Республики, 16 декабря — День независимости. В праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), либо вследствие необходимости постоянного непрерывною обслуживания населения (ст. 58 Закона о труде). К работе в выходные и праздничные дни могут привлекаться также государственные служащие. Для выполнения неотложной и заранее непредвиденной работы, от срочного выполнения которой зависит в дальнейшем нормальная (бесперебойная) работа государственного органа в целом или его отдельных подразделений, по письменному распоряжению руководителя органа могут быть привлечены отдельные административные государственные служащие к работе в выходные и праздничные дни. Такие служащие обязаны являться на работу в указанные дни. а работа, соответственно, компенсируется по нормам, установленным трудовым законодательством (л. 2 ст. 17 Закона «О государственной службе*). Конституция гарантирует лицам, работающим по трудовому договору, оплачиваемый ежегодный отпуск. Под ежегодным трудовым отпуском понимается установленный законодательством непрерывный отдых в течение определенною количества календарных дней в году с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы (ст. 60 Закона о труде). Условия И порядок предоставления трудового отпуска устанавливаются индивидуальным трудовым, коллективным договорами. При этом продолжительность трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни трудового отпуска, независимо от применяемых режимов и графиков работы. Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 18 календарных дней, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников, индивидуальным трудовым, коллективным договорами и актами работодателя (п. 3 ст. 60 Закона о труде). Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов (ст. 22 Закона «О государственной службе»). Для педагогических работников организаций образования установлен удлиненный трудовой отпуск (до 56 календарных дней). Ежегодный трудовой отпуск (или его часть) может быть продлен или перенесен на следующий рабочий год (рабочий год исчисляется со дни поступления работника на работу) только с согласия работника или по его просьбе. При этом перенесенный трудовой отпуск по соглашению сторон может быть присоединен к трудовому отпуску За следующий рабочий год или предоставлен по просьбе работника отдельно в другое время. Одна ко запрещается непредставление ежегодного; отпуска в течение двух лет подряд (п. 6 ст 60 Закона о труде). Законодательство допускает возможность от и.ша работника ит трудового отпуска Ежегодный трудовой отпуск может быть прерван по предложению работодателя и с согласия работника (ст. 64 Закона о труде). Неиспользованная в связи с этим часть трудового отпуска по договоренности между сторонами предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год либо выплачивается компенсация. Это же правило распространяется на государственных служащих. По решению руководителя государственного органа административные государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего рабочего года либо присоединяется к отпуску в следующем году (п. 4 ст. 22 Закона «О государственной службе»). Работникам могут быть предоставлены по их просьбе отпуска без сохранения заработной платы. По семейным обстоятельствам и по другим уважительным причинам работнику по его заявлению с разрешения работодателя может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. В необходимых случаях по соглашению сторон указанные отпуска могут быть отработаны в последующий период, исходя из условий и возможностей производства.
Статья 25 Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. 25.1. Конституционная норма о неприкосновенности жилища означает, что у каждого человека имеется возможности пользоваться имеющимся у нею на законном основании жилым помещением. Неприкосновенность жилища также означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, находиться в нем против воли проживающих в нем лип. За нарушение неприкосновенности жилища установлена уголовная ответственность. Согласно статье 145 УК РК за любой вид самовольного проникновения в жилища как открытого вопреки воле проживающих в нем лиц, так и в момент отсутствия хозяев жилища считается незаконным вторжением в жилище и влечет ответственность-Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. В соответствии с нормами УПК РК такие процессуальные действия, как осмотр и обыск, строго peгламентированы. В пункте 12 статьи 222 У П К РК говорится, что осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или возражают против осмотра, следователь выносит постановление о производстве осмотра, которое должно быть санкционировано прокурором. В случае отказа в даче санкции прокурором осмотр не производится. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательств;!, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о произведенном осмотре для проверки его законности. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность и рои введенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. При осмотре жилого помещения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего липа. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители местного исполнительного органа (п Ист 222 УПК РК). В исключительных случаях в жилых помещениях может быть произведены обыск и выемка. Основаниями для производства обыска являются наличие достаточных данных полагать, что указанные предметы или документы могут находиться именно в этом жилом помещении. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Но в любом случае, согласно статье 232 УПК РК. обыск производится следователем но мотивированному постановлению. Постановление о Производстве обыска должно быть санкционировано прокурором. 25.2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. В настоящее время с переходом на рыночные отношения центр тяжести в реализации права на жилище перемещается с государственного обеспечения на самообеспечение граждан за счет собственных средств. Но в каждом государстве имеется немалое число граждан, которые относятся к категории малоимущих. Поэтому одной из основных задач государства, утверждающего себя социальным, является создание соответствующих условий по обеспечению данных категорий граждан жильем. В Республике Казахстан жилища из государственного жилищного фонда предоставляются в пользование нуждающимся в жилье гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте и относящимся к малоимущим социально защищаемым слоям населения. В соответствии со статьей 68 Закона о жилищных отношениях к социально защищаемым слоям населения относятся: I) инвалиды и участники Великой Отечественной войны (и приравненные к ним лица); 2) инвалиды 1 и 2 групп (за исключением лип, ставших инвалидами в результате совершенною ими преступления); 3) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; 4) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством порядке; 5) пенсионеры по возрасту; 6) дети-сироты, не достигшие двадцати лет. потерявшие родителей до совершеннолетия (при призыве таких лиц па военную службу возраст продлевается на срок прохождения срочной военной службы); 7) репатрианты (т.е. лица, возвращающиеся на историческую родину из других государств для постоянного проживания в Республике Казахстан); X) лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 9) многодетные семьи (т.е. семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей); 10) семьи лиц. погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при спасении человеческих жизней, при охране правопорядка; 11) неполные семьи (т.е. семьи, в которых детей (ребенка) воспитывает один из родителей, в том числе разведенный, вдовый). Согласно статье 75 Закона о жилищных отношениях, жилище из государственного жилищного фонда предоставляется в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более восемнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры. Малоимущим социально защищаемым гражданам, не находящимся на государственной или военной службе, а также не работающим в бюджетных организациях, ж и лише из государственного жилищного фонда может быть предоставлено в размере, определяемом Правительством Республики Казахстан, но не менее санитарной нормы жилой плошали на человека, действующей в Республике, и не менее одной жилой комнаты. Что касается Граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то им предоставляется отдельная дополнительная комната, и эта указанная площадь не должна считаться излишней. Статья 26 Date: 2015-09-03; view: 687; Нарушение авторских прав |