Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Республики Казахстан 6 page





иного государства, признаются лицами без гражданства (апат­ридами).

Все иностранцы и лица без гражданства делятся на две ос­новные группы:

!) постоянно проживающие в Республике и получившие по­стоянный вид на жительство; по окончании пятилетнего срока либо трехлетнего состояния в браке с гражданином Казахстана они могут получить казахстанское гражданство;

2) временно находящиеся в Республике на законных основа­ниях (работающие по контракту, обучающиеся в казахстанских пузах, туристы и тл.): по истечении срока действия визы они должны выехать.

Указанная норма Конституции закрепляет режим наиболь­шего благоприятствования по отношению к иностранным граж­данам и апатридам, приравнивая их в реализации многих прав, свобод и обязанностей к гражданам Республики Казахстан. Ис­ключения в их использовании предусматриваются в самой Кон­ституции, законах и международных договорах, ратифицирован­ных Республикой.

Прежде всего, установлено их полное равенство с казахстан­скими гражданами в части реализации личных (гражданских) прав и свобод. Это неизбежно вытекает из того факта, что пос­ледние относятся к правам человека, принцип абсолютности и неотчуждаемости которых провозглашается в Конституции. Это право на жизнь, личную свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свобода совести и т.д.

Реализация иностранцами социально-экономических и куль­турных прав, свобод во многом зависит от оснований их нахождения в стране. Ряд из них. например, права в области культуры, труда, принадлежит всем, но при этом могут быть установлены ограничения на занятие отдельных должностей или отдельны­ми вилами трудовой деятельности. В других же сферах — охра­ны здоровья, социального обеспечения, образования, имуще­ственных отношений и т.д.— равные правами и свободы с гражда­нами Казахстана установлены лишь для тех из них, кто посто­янно проживает в Республике. Временно пребывающим в стра­не иностранцам указанные права гарантируются не в полном объеме. Например, им не выплачиваются пенсии и социальные пособия; медицинская помощь им оказывается в порядке, установленными органами здравоохранения.

Что касается политических прав и свобод, то они принадлежат только гражданам Казахстана. Иностранцы не имеют изби­рательных прав, не могут участвовать в республиканском рефе­рендуме, проводить собрания, митинга, демонстрации, создавать политические общественные объединения и участвовать в их деятельности. Такие ограничения естественны, ибо использо­вание таких прав предполагает участие граждан в реализации политики государства, в осуществлении государственной влас­ти непосредстиенным или косвенным образом. В то же время иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу слова, свободное получение и распространение инфор­мации, на обращение в суд и иные государственные органы для зашиты принадлежащих им имущественных и личных неиму­щественных прав.

Обязанности у лиц без гражданства и иностранных граждан те же. что и у казахстанских, за исключением воинской повин­ности.

12.5. Эта норма закрепляет границы реализации прав и сво­бод личности, нарушение которых может привести к негативным последствиям. Недопустимо посягать при этом на права и сво­боды других лиц, конституционный строй и общественную нрав­ственность. Данному запрету корреспондирует обязанность лич­ности соблюдать Конституцию и законодательство, уважать го­сударственные символы страны, права, свободы, честь и досто­инство других лиц.

Конституционный строй — это система политических, эко­номических и социальных отношений, устанавливаемых и ох­раняемых Конституцией и другими конституционно-правовы­ми актами Республики1. Нормы, закрепляющие конституцион­ный строй Казахстана, касаются формы правления и формы го­сударственного устройства, политического режима, принципов осуществления государственной власти, взаимоотношений лич­ности, общества и государства и пронизывают всю Конституцию.

Понятие общественной нравственности характеризует мо­рально-этические ценности, господствующие в данном обще­стве и охраняемые государством и правом, а также те приоритеты, которые взяты за основу при воспитании молодого поколе­ния.

Данные ограничения являются общепринятыми в мировой правовой практике и распространяются как на граждан, так и на иностранцев, деятельность государственных органов, пред­приятий, учреждений и организаций, независимо от формы соб­ственности, общественных объединений, средств массовой информации. Они содержатся как в Конституции, так и в отрасле­вом законодательстве. Так, статья 36 Закона РК «О правах ребен­ка в Республике Казахстан* от 8 августа 2002 г. предусматривает обязанность государственных органов, физических и юридичес­ких лиц защищать ребенка от отрицательного воздействия со­циальной среды, информации, пропаганды и агитации, причи­няющих вред его здоровью, нравственному и духовному разви­тию. Закон о СМ И не допускает использование средства массо­вой информации для пропаганды или агитации насильственноого изменения конституционного строя, нарушения целостнос-1и Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, культа жестокости и насилия, порнографии и т.д.


Вопрос заключается в толковании данных ограничений пра­воприменителями. При централизованной правовой политике 1лкое толкование достаточно легко может быть сужено или рас­ширено в масштабе всей страны, что дает возможность власти полностью дезавуировать защиту и сам статус прав личности. Поэтому данное положение нуждается в конкретизации и уточ­нении в соответствующем нормативном правовом акте.

Статья 13

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащи­ми закону способами, включая необходимую оборону.

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юри­дической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридиче­ская помощь оказывается бесплатно.

13.1. Нормы пункта 1 статьи 13 Конституции развиты в гражданском законодательстве. Категорию «правосубъектность», о которой говорится в статье 13 Конституции, составляют гражданско- правовые понятия правоспособности и дееспособности граждан.

В статье 13 ГК РК установлено, что способность иметь граж­данские права и нести обязанности (гражданская правоспо­собность) признается в равной мере за всеми гражданами. Пра­воспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

Гражданин может иметь на праве собственности имущество. в том числе иностранную валюту, как в пределах Республики Казахстан, так и за ее границами: наследовать и завешать иму­щество; свободно передвигаться по территории Республики и выбирать место жительства: свободно покидать пределы Респуб­лики и возвращаться на ее территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью: созда­вать юридические липа самостоятельно или с другими гражда­нами и юридическими липами; совершать любые не за­прещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмеще­ния материального и морального вреда; иметь другие имуще­ственные и личные права (статья 14 ГК РК).

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя граждан­ские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В случае, когда законодательными актами допускается вступ­ление в брак до достижения восемнадцати лет. гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспо­собность в полном объеме со времени вступления в брак. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установ­лено законодательными актами (статья 17 ГК РК).


В статье 18 ГК РК устанавливаются правила о недопусти­мости лишения и ограничения правоспособности и дееспособ­ности. В частности, установлено, что никто не может быть огра­ничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в слу­чаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

Несоблюдение установленных законодательными актами условий и порядка ограничения правоспособности и дееспособ­ности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего соответствую­щее ограничение.

Полный или частичный отказ гражданина от правоспособ­ности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, недействи­тельны, за исключением случаев, когда такие сделки допуска­ются законодательными актами. Способы защиты гражданских прав установлены в статье 9 Конституции РК. Защита гражданских прав осуществляется судом или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до наруше­ния права; пресечения действий, нарушающих право или созда­ющих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обя­занности в натуре: взыскания убытков, неустойки; призна­ния сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания не­действительным или не подлежащим применению не соответ­ствующего законодательству акта органа государственного уп­равления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или долж­ностного лица за воспрепятствование гражданину или юриди­ческому лицу в приобретении или осуществлении права, а так­же иными предусмотренными законодательными актами.

Обращение за защитой нарушенного права к органу власти не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.

В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, защита гражданских прав может осуществляться непос­редственными фактическими или юридическими действиями липа, права которого нарушено (самозащита).

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполу­ченные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упу­щенная вы гола).


Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного орга­на, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или со­ответственно административно-территориальной единицей.

Если наступление правовых последствий нарушения зависит от виновности нарушителя, предполагается его виновность, кро­ме случаев, когда законодательными актами предусмотрено иное.

Понятие необходимой обороны дается в статье 32 Уголов­ного кодекса Республики Казахстан, принятого Парламентом 6 июля 1997 г. В частности установлено, что не является пре­ступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняю­щегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общест­ва или государства от общественно опасного посягательства пу­тем причинения посягающему вреда, если при этом не было до­пущено превышения пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной полготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опас­ного посягательства либо обратиться за помощью к другим ли­цам, государственным органам.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие зашиты характеру и степени обществен­ной опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответст­венность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

13.2. В пункте 2 статьи 13 закрепляются важные демокра­тические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В статье 75 Конституции установлено, что су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уго­ловного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Важно отметить, что в Республике действует Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О порядке рас­смотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г. В статье 4 этого Указа установлено, что обращения граждан на действия государственных органов и организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются в судебном порядке. Не подлежат рассмотрению обращения граждан, порядок разреше­нии которых установлен законодательством об административ­ных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством, а также аноним­ные обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество, нет подписи, данных о месте жительства, работы или учебы.

Гражданин, подавший обращение, имеет право: лично изла­гать доводы лицу, проверяющему жалобу, заявление; представ­лять дополнительный материал; получить мотивированный от­пет в устной или письменной форме о принятом решении; об­жаловать решение, принятое по обращению, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу; обращаться в усыновленном законом порядке в суд на решения и действия органов и должностных лиц. совершенные с нарушением закона.

13.3. В Республике действует Закон «Об адвокатской дея­тельности», принятый 5 декабря 1997 г. Статья I вышеназван­ного Закона определяет назначение адвокатуры. В частности, адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать ре­ализации гарантированного государством и закрепленного Кон­ституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.

Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите и представительству по гражданским, административным, уголов­ным и другим делам, а также по оказанию иных видов юриди­ческой помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказывае­мая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.

В статье 6 Закона «Об адвокатской деятельности» преду­смотрены случаи освобождения от оплаты юридической, по­мощи. Так, адвокаты оказывают юридическую помощь бес­платно для доверителей пи их просьбе:

1) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыс­кании алиментов, о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связан­ным с работой;

2) участникам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, военнослужащим срочной службы, инвалидам 1и II групп, пенсионерам по возрасту при даче консультаций, если они не связаны с вопросами предпринимательской деятельности;

3) гражданам при составлении заявлений о назначении пен­сий и пособий;

4) гражданам при даче консультаций по вопросам реаби­литации.

Порядок оказания адвокатами бесплатной юридической по­мощи определяется уставом коллегии адвокатов. Граждане с учетом их материального положения могут быть освобождены от оплаты юридической помощи президиумом коллегии адво­катов, Заведующим юридической консультацией, владельцем (владельцами) адвокатской конторы и адвокатом, осуществляю­щим свою деятельность индивидуально без регистрации юриди­ческого лица.

Правительством Республики Казахстан принято постанов­ление «Вопросы лицензирования оказания платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, адвокатских и нотариальных услуг, оценки недвижимости» от 15 августа 1997 г., которым утверждено «Положение о порядке лицензирования оказания платных юридических услуг, не связанных с адвокат­ской деятельностью»1. В пункте 2 данного положения установ­лено, что лицензированию подлежат платные юридические ус­луги, не связанные с адвокатской деятельностью, оказываемые гражданам Республики Казахстан, иностранным гражданам, липам без гражданства, юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и их филиалами, действующи­ми на территории Республики Казахстан.

Важные положения установлены в пункте 11 вышеуказан­ного положения: в случаях, если от имени юридического липа (предприятия) с иностранным участием (филиала иностранно­го юридического лица) выступают два и более лиц, оказывающих платные юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью, то необходимо, чтобы не менее половины из них являлись гражданами Республики Казахстан.

 

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имуще­ственного положения, попа, расы, национальности, языка, отно­шения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

В данной статье провозглашается один из основополагаю­щих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает дей­ствующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

14.1. Понятие -равенство» представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мысли­тельного) абстрагирования от тех решений, которые присущи уравниваемым объектам.

Равноправие есть равенство человека и гражданина в обла­дании правами, свободами, исполнении обязанностей. Это равенство гарантируется независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Абсолютное (факти­ческое) равенство в принципе невозможно, поскольку все люди от рождения индивидуальны, имеют разные способности, жела­ния, находится в разных возможностях. Возможно только пра­вовое (формальное) равенство, что означает свободу индивида в общественных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъектности.

В теории права правовое равенство означает равенство сво­бодных и независимых друг от друга субъектов права по обще­му для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там, где нет свободы, нет и правового равенства.

Правовое равенство — это равенство свободных людей в сво­ей деятельности, в выборе действий. 1) то же время правовое равенство есть и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. По поводу равенства существует множество диаметрально противоположных мнений, можно сказать ошибочных или лож­ных представлений. Так, нередко правовое равенство смешива­ется с фактически уравнительными требованиями, с уравнилов­кой. Есть и другая точка зрения, согласно которой правовое ра­венство смешивается с «фактическим равенством». Это вводит в заблуждение, поскольку нет и не может быть «фактического равенства» в праве. Правовое равенство всегда формальное, т.е. отделенное, абстрагированное от фактического, логически и практически оно возможно в социальном мире именно и толь­ко как формально-правовое.

Таким образом, правовое равенство означает признание у различных индивидов равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обя­занности.

Часть I статьи 14 определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом.

Закон как акт, принимаемый в установленном Конституци­ей порядке, является объективно необходимым средством фор­мулирования прав и свобод человека, обшей нормой, определя­ющей границы свободы личности. Равенство всех перед зако­ном означает равенство всех перед этим масштабом свободы.

Под словом «все» в данном конституционном положении подразумеваются граждане Республики Казахстан, граждане других государств и лица без гражданства, проживающие на тер­ритории Республики Казахстан. Основным органом защиты прав и интересов личности является суд, поскольку именно суд есть наиболее эффективное средство восстановления прав и свобод в случаях спора и их нарушения. Каждое звено суда имеет свою компетенцию. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная власть является исключительной властью, осуществ­ляющей правосудие. Каждый человек имеет право обратиться в суд, соответственно на суд ложится обязанность защищать пра­ва каждого человека независимо как от природных, так и соци­альных различий.

14.2. Этот конституционный принцип защищается статьей 141 Уголовного кодекса Республики Казахстан, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, языка, национальности, мест жительства, от­ношения к религии, наказываются штрафом, либо арестом, либо лишением свободы, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Некоторые исключения из равенства возможны лишь в об­ласти гражданско-правовых отношений в силу прямых законо­дательных актов (см., например. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, о правовом положении ино­странных лиц в Республике Казахстан» от 19 июля 1995 г.).

Особенность статьи и состоит в том, что ее действие связано с действием всех статей Конституции, устанавливающих конк­ретную свободу или право человека на жизнь.

Статья 15

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смерт­ная казнь устанавливается законом как исключительная мера на­казания за особо тяжкие преступления с предоставлением при­говоренному права ходатайствовать о помиловании.

15.1. Положение пункта 1 статьи 15 Конституции РК озна­чает: 1) государство признает право на жизнь по отношению ко всем людям независимо от происхождения, социального, долж­ностного и имущественного положения, пола, религии и других обстоятельств; 2) государство не только признает право каждо­го на жизнь, но и гарантирует это право. Поэтому этот принцип может быть рассмотрен в двух аспектах: во-первых, как право.чинности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Однако это не озна­чает, что у человека есть юридическое право на смерть, что под­тверждается пунктом 3 статьи 27 Закона РК «Об охране здоро­вья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г. № 111-1, который устанавливает запрет для медицинского персонала на осуществление эвтаназии.

Право на жизнь и не быть произвольно ее лишенным явля­ется прирожденным правом человека, защищаемым Конституцией и законодательством Казахстана, которые возлагают на государство определенные обязательства. Прало на жизнь, а так­же здоровье и безопасность являются одним из высших прав. которое не может быть умалено даже в условиях чрезвычайно­го положения, когда существует угроза жизни всей наиии, го­сударства1. При этом законодательство Республики исходит из положений общепризнанных принципов и норм международ­ного права. Так, например, пункт 3 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) провозглашает: «Каждый человек име­ет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность». Это положение нашлосвою конкретизацию в пункте I статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19декабря 1966 г., который устанавливает: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб­ря 1950 г. (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., ] января 1990 г.. 6 ноября 1990 г.. 25 марта 1992 г.. 11 мая 1994 г.) дополняет: «Право каждого липа на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесен­ного судом за совершение преступления, в отношении которо­го законом предусмотрено такое наказание.

В случаях и в порядке, установленном законодательством, лицо может быть признано судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он про­пал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного слу­чая, в течение шести месяцев (ст. 31 ГК РК). Однако такое ре­шение не означает лишение права на жизнь, так как в случае явки или обнаружения места пребывании липа, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 а.32 ГК РК).

Право па жизнь гарантированно целым комплексом установленных Конституцией РК положений: правом защищать свои Ирана всеми не противоречащими закону способами! п.] ст. 13); запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (п. 12 с г. 17); правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности (п. 2 ст. 24); социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности и по иным законным основани­ям (п.2 ст.28>; правом на охрану здоровья (п. I ст. 29); правом на благоприятную окружающую среду (ст. 31); правом собираться мирно, без оружия (ст. 32) и др.

Конституционные гарантии права на жизнь защищены от­раслевым законодательством. Так. УК РК содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответ­ственность за убийство (ст. ст. 95-101), доведение до самоубий­ства (ст. 102), оставление без помощи лица, находящегося в опас­ном для жизни или здоровья состоянии (п. 1 ст. 119 УК РК), не­выполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшие причине­ние лицу смерти (п. I ст. 114 УК РК); незаконное производство аборта, повлекшее смерть потерпевшей (п. 4 ст. 117) и др. Лише­ние жизни членов определенной группы в широких масштабах может быть приравнено к геноциду1, который запрещен между­народным правом и действующим уголовным законодатель­ством,

УПК РК не допускает привлечение кого бы то ни было к участию в создающих опасность для жизни или здоровья лица процессуальных действиях (п.6 ст. 15).

Уголовно-исполнительный кодекс РК гарантирует право осужденных на их личную безопасность (п.З ст. 12, ст. 14, ст. 68); устанавливает право осужденных на медико-санитарное обес­печение (ст. 10) и д р.

Кодекс РК об административных правонарушениях охранн-1Л жизнь человека, устанавливая ответственность за нарушение правил об охране труда (ст. 89), нарушение санитарно- эпидемиологических и экологических требований по охране окружаю-

шей среды (ст. 240), нарушение или невыполнение правил по­жарной безопасности (ст. 312); нарушение порядка приобрете­ния, хранения, передачи или пролижи гражданами гражданско­го оружия (ст. 368) и др.

Право на жизнь охраняется также установленными законо­дательством запретами на применение огнестрельного оружия и спецсредств, исходи при этом из требований международных документов. Так, статья 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН, 1979 г.) предусматривает применение огнестрельного оружия как «крайней меры», при­меняемой лишь в случаях, когда правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под уг­розу жизнь других, если иные меры недостаточны для его за­держания. Действующее в Казахстане законодательство (напри­мер. Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г.1. Закон РК «Об органах юстиции» от 18 мар­та 2002 г:. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «Об органах внутренних дел» от 21 декабря 1995 г.!; Закон РК «Об орга­нах национальной безопасности» от 21 декабря 1995 г.*, Закон РК «Об органах финансовой полиции» от 4 июля 2002 г.( и др.) устанавливает основания, условия и порядок законного приме­нения спецсредств и оружия.

Угрозу жизни, а также международному миру и безопаснос­ти представляет собой терроризм. Законом РК «О борьбе с терроризмом»*от 13 июля 1999 г. определены правовые и орга­низационные основы борьбы с терроризмом в Республике,

15.2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смерт­ная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления1 с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Уголов­ный закон, воспроизводя это конституционное положение и час­ти I статьи49 УК, конкретизирует: «Смертная казнь —расстрел как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь че­ловека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления»

Однако в целях дальнейшей гуманизации уголовной полити­ки государства в соответствии с Указом Президента РК «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь», от 17декабря 2003 года № 1251 в Казахстане с 1 января 2004 г. введен мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. В соответствии с этим положением с этого времени вводятся положения УК РК о наказании в виде пожизненного лишения свободы. В этой связи исполнение уже вынесенных приговоров, которыми предусмотрена в качестве i оказания смертная казнь, приостановлено. Однако данный Указ не отменяет положения конституционной нормы и уголовного законодательства о применении этого вида наказания, а только лишь приостанавливает его. Что же предусматривает законода­тельство Республики об этом наказании?







Date: 2015-09-03; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию