Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституция Республики Казахстан 6 page
иного государства, признаются лицами без гражданства (апатридами). Все иностранцы и лица без гражданства делятся на две основные группы: !) постоянно проживающие в Республике и получившие постоянный вид на жительство; по окончании пятилетнего срока либо трехлетнего состояния в браке с гражданином Казахстана они могут получить казахстанское гражданство; 2) временно находящиеся в Республике на законных основаниях (работающие по контракту, обучающиеся в казахстанских пузах, туристы и тл.): по истечении срока действия визы они должны выехать. Указанная норма Конституции закрепляет режим наибольшего благоприятствования по отношению к иностранным гражданам и апатридам, приравнивая их в реализации многих прав, свобод и обязанностей к гражданам Республики Казахстан. Исключения в их использовании предусматриваются в самой Конституции, законах и международных договорах, ратифицированных Республикой. Прежде всего, установлено их полное равенство с казахстанскими гражданами в части реализации личных (гражданских) прав и свобод. Это неизбежно вытекает из того факта, что последние относятся к правам человека, принцип абсолютности и неотчуждаемости которых провозглашается в Конституции. Это право на жизнь, личную свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свобода совести и т.д. Реализация иностранцами социально-экономических и культурных прав, свобод во многом зависит от оснований их нахождения в стране. Ряд из них. например, права в области культуры, труда, принадлежит всем, но при этом могут быть установлены ограничения на занятие отдельных должностей или отдельными вилами трудовой деятельности. В других же сферах — охраны здоровья, социального обеспечения, образования, имущественных отношений и т.д.— равные правами и свободы с гражданами Казахстана установлены лишь для тех из них, кто постоянно проживает в Республике. Временно пребывающим в стране иностранцам указанные права гарантируются не в полном объеме. Например, им не выплачиваются пенсии и социальные пособия; медицинская помощь им оказывается в порядке, установленными органами здравоохранения. Что касается политических прав и свобод, то они принадлежат только гражданам Казахстана. Иностранцы не имеют избирательных прав, не могут участвовать в республиканском референдуме, проводить собрания, митинга, демонстрации, создавать политические общественные объединения и участвовать в их деятельности. Такие ограничения естественны, ибо использование таких прав предполагает участие граждан в реализации политики государства, в осуществлении государственной власти непосредстиенным или косвенным образом. В то же время иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу слова, свободное получение и распространение информации, на обращение в суд и иные государственные органы для зашиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав. Обязанности у лиц без гражданства и иностранных граждан те же. что и у казахстанских, за исключением воинской повинности. 12.5. Эта норма закрепляет границы реализации прав и свобод личности, нарушение которых может привести к негативным последствиям. Недопустимо посягать при этом на права и свободы других лиц, конституционный строй и общественную нравственность. Данному запрету корреспондирует обязанность личности соблюдать Конституцию и законодательство, уважать государственные символы страны, права, свободы, честь и достоинство других лиц. Конституционный строй — это система политических, экономических и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами Республики1. Нормы, закрепляющие конституционный строй Казахстана, касаются формы правления и формы государственного устройства, политического режима, принципов осуществления государственной власти, взаимоотношений личности, общества и государства и пронизывают всю Конституцию. Понятие общественной нравственности характеризует морально-этические ценности, господствующие в данном обществе и охраняемые государством и правом, а также те приоритеты, которые взяты за основу при воспитании молодого поколения. Данные ограничения являются общепринятыми в мировой правовой практике и распространяются как на граждан, так и на иностранцев, деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, общественных объединений, средств массовой информации. Они содержатся как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве. Так, статья 36 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан* от 8 августа 2002 г. предусматривает обязанность государственных органов, физических и юридических лиц защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон о СМ И не допускает использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственноого изменения конституционного строя, нарушения целостнос-1и Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, культа жестокости и насилия, порнографии и т.д. Вопрос заключается в толковании данных ограничений правоприменителями. При централизованной правовой политике 1лкое толкование достаточно легко может быть сужено или расширено в масштабе всей страны, что дает возможность власти полностью дезавуировать защиту и сам статус прав личности. Поэтому данное положение нуждается в конкретизации и уточнении в соответствующем нормативном правовом акте. Статья 13 1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. 3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 13.1. Нормы пункта 1 статьи 13 Конституции развиты в гражданском законодательстве. Категорию «правосубъектность», о которой говорится в статье 13 Конституции, составляют гражданско- правовые понятия правоспособности и дееспособности граждан. В статье 13 ГК РК установлено, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью. Гражданин может иметь на праве собственности имущество. в том числе иностранную валюту, как в пределах Республики Казахстан, так и за ее границами: наследовать и завешать имущество; свободно передвигаться по территории Республики и выбирать место жительства: свободно покидать пределы Республики и возвращаться на ее территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью: создавать юридические липа самостоятельно или с другими гражданами и юридическими липами; совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмещения материального и морального вреда; иметь другие имущественные и личные права (статья 14 ГК РК). Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законодательными актами допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет. гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательными актами (статья 17 ГК РК). В статье 18 ГК РК устанавливаются правила о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности. В частности, установлено, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Несоблюдение установленных законодательными актами условий и порядка ограничения правоспособности и дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего соответствующее ограничение. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, недействительны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законодательными актами. Способы защиты гражданских прав установлены в статье 9 Конституции РК. Защита гражданских прав осуществляется судом или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре: взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными предусмотренными законодательными актами. Обращение за защитой нарушенного права к органу власти не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное. В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, защита гражданских прав может осуществляться непосредственными фактическими или юридическими действиями липа, права которого нарушено (самозащита). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная вы гола). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей. Если наступление правовых последствий нарушения зависит от виновности нарушителя, предполагается его виновность, кроме случаев, когда законодательными актами предусмотрено иное. Понятие необходимой обороны дается в статье 32 Уголовного кодекса Республики Казахстан, принятого Парламентом 6 июля 1997 г. В частности установлено, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной полготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам, государственным органам. Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие зашиты характеру и степени общественной опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда. 13.2. В пункте 2 статьи 13 закрепляются важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В статье 75 Конституции установлено, что судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Важно отметить, что в Республике действует Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г. В статье 4 этого Указа установлено, что обращения граждан на действия государственных органов и организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются в судебном порядке. Не подлежат рассмотрению обращения граждан, порядок разрешении которых установлен законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством, а также анонимные обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество, нет подписи, данных о месте жительства, работы или учебы. Гражданин, подавший обращение, имеет право: лично излагать доводы лицу, проверяющему жалобу, заявление; представлять дополнительный материал; получить мотивированный отпет в устной или письменной форме о принятом решении; обжаловать решение, принятое по обращению, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу; обращаться в усыновленном законом порядке в суд на решения и действия органов и должностных лиц. совершенные с нарушением закона. 13.3. В Республике действует Закон «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря 1997 г. Статья I вышеназванного Закона определяет назначение адвокатуры. В частности, адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите и представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью. В статье 6 Закона «Об адвокатской деятельности» предусмотрены случаи освобождения от оплаты юридической, помощи. Так, адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно для доверителей пи их просьбе: 1) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; 2) участникам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, военнослужащим срочной службы, инвалидам 1и II групп, пенсионерам по возрасту при даче консультаций, если они не связаны с вопросами предпринимательской деятельности; 3) гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам при даче консультаций по вопросам реабилитации. Порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи определяется уставом коллегии адвокатов. Граждане с учетом их материального положения могут быть освобождены от оплаты юридической помощи президиумом коллегии адвокатов, Заведующим юридической консультацией, владельцем (владельцами) адвокатской конторы и адвокатом, осуществляющим свою деятельность индивидуально без регистрации юридического лица. Правительством Республики Казахстан принято постановление «Вопросы лицензирования оказания платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, адвокатских и нотариальных услуг, оценки недвижимости» от 15 августа 1997 г., которым утверждено «Положение о порядке лицензирования оказания платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью»1. В пункте 2 данного положения установлено, что лицензированию подлежат платные юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью, оказываемые гражданам Республики Казахстан, иностранным гражданам, липам без гражданства, юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и их филиалами, действующими на территории Республики Казахстан. Важные положения установлены в пункте 11 вышеуказанного положения: в случаях, если от имени юридического липа (предприятия) с иностранным участием (филиала иностранного юридического лица) выступают два и более лиц, оказывающих платные юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью, то необходимо, чтобы не менее половины из них являлись гражданами Республики Казахстан.
Статья 14 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, попа, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В данной статье провозглашается один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц. 14.1. Понятие -равенство» представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех решений, которые присущи уравниваемым объектам. Равноправие есть равенство человека и гражданина в обладании правами, свободами, исполнении обязанностей. Это равенство гарантируется независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Абсолютное (фактическое) равенство в принципе невозможно, поскольку все люди от рождения индивидуальны, имеют разные способности, желания, находится в разных возможностях. Возможно только правовое (формальное) равенство, что означает свободу индивида в общественных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъектности. В теории права правовое равенство означает равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там, где нет свободы, нет и правового равенства. Правовое равенство — это равенство свободных людей в своей деятельности, в выборе действий. 1) то же время правовое равенство есть и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. По поводу равенства существует множество диаметрально противоположных мнений, можно сказать ошибочных или ложных представлений. Так, нередко правовое равенство смешивается с фактически уравнительными требованиями, с уравниловкой. Есть и другая точка зрения, согласно которой правовое равенство смешивается с «фактическим равенством». Это вводит в заблуждение, поскольку нет и не может быть «фактического равенства» в праве. Правовое равенство всегда формальное, т.е. отделенное, абстрагированное от фактического, логически и практически оно возможно в социальном мире именно и только как формально-правовое. Таким образом, правовое равенство означает признание у различных индивидов равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обязанности. Часть I статьи 14 определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт, принимаемый в установленном Конституцией порядке, является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод человека, обшей нормой, определяющей границы свободы личности. Равенство всех перед законом означает равенство всех перед этим масштабом свободы. Под словом «все» в данном конституционном положении подразумеваются граждане Республики Казахстан, граждане других государств и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Казахстан. Основным органом защиты прав и интересов личности является суд, поскольку именно суд есть наиболее эффективное средство восстановления прав и свобод в случаях спора и их нарушения. Каждое звено суда имеет свою компетенцию. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная власть является исключительной властью, осуществляющей правосудие. Каждый человек имеет право обратиться в суд, соответственно на суд ложится обязанность защищать права каждого человека независимо как от природных, так и социальных различий. 14.2. Этот конституционный принцип защищается статьей 141 Уголовного кодекса Республики Казахстан, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, языка, национальности, мест жительства, отношения к религии, наказываются штрафом, либо арестом, либо лишением свободы, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Некоторые исключения из равенства возможны лишь в области гражданско-правовых отношений в силу прямых законодательных актов (см., например. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, о правовом положении иностранных лиц в Республике Казахстан» от 19 июля 1995 г.). Особенность статьи и состоит в том, что ее действие связано с действием всех статей Конституции, устанавливающих конкретную свободу или право человека на жизнь. Статья 15 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. 15.1. Положение пункта 1 статьи 15 Конституции РК означает: 1) государство признает право на жизнь по отношению ко всем людям независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, религии и других обстоятельств; 2) государство не только признает право каждого на жизнь, но и гарантирует это право. Поэтому этот принцип может быть рассмотрен в двух аспектах: во-первых, как право.чинности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Однако это не означает, что у человека есть юридическое право на смерть, что подтверждается пунктом 3 статьи 27 Закона РК «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г. № 111-1, который устанавливает запрет для медицинского персонала на осуществление эвтаназии. Право на жизнь и не быть произвольно ее лишенным является прирожденным правом человека, защищаемым Конституцией и законодательством Казахстана, которые возлагают на государство определенные обязательства. Прало на жизнь, а также здоровье и безопасность являются одним из высших прав. которое не может быть умалено даже в условиях чрезвычайного положения, когда существует угроза жизни всей наиии, государства1. При этом законодательство Республики исходит из положений общепризнанных принципов и норм международного права. Так, например, пункт 3 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) провозглашает: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность». Это положение нашлосвою конкретизацию в пункте I статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19декабря 1966 г., который устанавливает: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., ] января 1990 г.. 6 ноября 1990 г.. 25 марта 1992 г.. 11 мая 1994 г.) дополняет: «Право каждого липа на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В случаях и в порядке, установленном законодательством, лицо может быть признано судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, в течение шести месяцев (ст. 31 ГК РК). Однако такое решение не означает лишение права на жизнь, так как в случае явки или обнаружения места пребывании липа, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 а.32 ГК РК). Право па жизнь гарантированно целым комплексом установленных Конституцией РК положений: правом защищать свои Ирана всеми не противоречащими закону способами! п.] ст. 13); запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (п. 12 с г. 17); правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности (п. 2 ст. 24); социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности и по иным законным основаниям (п.2 ст.28>; правом на охрану здоровья (п. I ст. 29); правом на благоприятную окружающую среду (ст. 31); правом собираться мирно, без оружия (ст. 32) и др. Конституционные гарантии права на жизнь защищены отраслевым законодательством. Так. УК РК содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность за убийство (ст. ст. 95-101), доведение до самоубийства (ст. 102), оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии (п. 1 ст. 119 УК РК), невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшие причинение лицу смерти (п. I ст. 114 УК РК); незаконное производство аборта, повлекшее смерть потерпевшей (п. 4 ст. 117) и др. Лишение жизни членов определенной группы в широких масштабах может быть приравнено к геноциду1, который запрещен международным правом и действующим уголовным законодательством, УПК РК не допускает привлечение кого бы то ни было к участию в создающих опасность для жизни или здоровья лица процессуальных действиях (п.6 ст. 15). Уголовно-исполнительный кодекс РК гарантирует право осужденных на их личную безопасность (п.З ст. 12, ст. 14, ст. 68); устанавливает право осужденных на медико-санитарное обеспечение (ст. 10) и д р. Кодекс РК об административных правонарушениях охранн-1Л жизнь человека, устанавливая ответственность за нарушение правил об охране труда (ст. 89), нарушение санитарно- эпидемиологических и экологических требований по охране окружаю- шей среды (ст. 240), нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности (ст. 312); нарушение порядка приобретения, хранения, передачи или пролижи гражданами гражданского оружия (ст. 368) и др. Право на жизнь охраняется также установленными законодательством запретами на применение огнестрельного оружия и спецсредств, исходи при этом из требований международных документов. Так, статья 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН, 1979 г.) предусматривает применение огнестрельного оружия как «крайней меры», применяемой лишь в случаях, когда правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других, если иные меры недостаточны для его задержания. Действующее в Казахстане законодательство (например. Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г.1. Закон РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г:. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «Об органах внутренних дел» от 21 декабря 1995 г.!; Закон РК «Об органах национальной безопасности» от 21 декабря 1995 г.*, Закон РК «Об органах финансовой полиции» от 4 июля 2002 г.( и др.) устанавливает основания, условия и порядок законного применения спецсредств и оружия. Угрозу жизни, а также международному миру и безопасности представляет собой терроризм. Законом РК «О борьбе с терроризмом»*от 13 июля 1999 г. определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике, 15.2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления1 с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Уголовный закон, воспроизводя это конституционное положение и части I статьи49 УК, конкретизирует: «Смертная казнь —расстрел как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления» Однако в целях дальнейшей гуманизации уголовной политики государства в соответствии с Указом Президента РК «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь», от 17декабря 2003 года № 1251 в Казахстане с 1 января 2004 г. введен мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. В соответствии с этим положением с этого времени вводятся положения УК РК о наказании в виде пожизненного лишения свободы. В этой связи исполнение уже вынесенных приговоров, которыми предусмотрена в качестве i оказания смертная казнь, приостановлено. Однако данный Указ не отменяет положения конституционной нормы и уголовного законодательства о применении этого вида наказания, а только лишь приостанавливает его. Что же предусматривает законодательство Республики об этом наказании? Date: 2015-09-03; view: 331; Нарушение авторских прав |