Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Республики Казахстан 5 page





Принцип «права почвы» применяется для ребенка: находя­щегося на территории Казахстана, оба родителя которого не­известны; родившегося на территории Республики у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на тер­ритории Казахстана.

Прием в гражданство Республики Казахстан осуществляется в результате ходатайства заинтересованного лица. Решение о приеме в гражданство принимается Президентом Республики.

Условиями приема в гражданство являются: постоянное про­живание на территории Республики Казахстан не менее пяти лет (т.е. указанный срок проживания должен быть непрерыв­ным) либо состояние в браке с гражданином Республики Ка­захстан не менее трех лет.

Выдвижение пятилетнего срока в качестве условия приема в гражданство необходимо для того, чтобы человек не просто адаптировался в стране проживания, но у нега сложились устойчивые прочные отношения с данной страной: появились постоянные работа и местожительство либо собственный биз­нес; зауказанный период был бы изучен государственный либо официальный языки; наладились постоянные социальные свя­зи с гражданами Казахстана; четко сформировалось желание и намерение далее жить и работать здесь. Кроме того, указанный срок позволяет компетентным органам проверить законопослушность иностранцев или лиц без гражданства, желающих получить казахстанское гражданство, их уважительное отноше­ние к государственным символам Казахстана, к правам и сво­бодам других ли. соблюдение ими обязанностей, предусмот­ренных Конституцией и законами, а также порядка пребыва­ния в стране. Закрепление подобных сроков в качестве условия для приема в гражданство той или иной страны — обычная прак­тика и мире. Например, в США требуется также пять лет по­стоянного проживания, а в некоторых странах этот срок даже выше (в Австрии— 10 лет. Швейцарии— 12 лет).

В Закон о гражданстве 17 мая 2002 г. были внесены измене­ния и дополнения, которые предусматривают трехлетнее состо­яние в браке с гражданином Республики Казахстан как альтер­нативное условие для приема в гражданство. Подобное требо­вание законодателя направлено против фиктивных браков, уча­стившихся в стране с улучшением экономической ситуации и «потеплением» политического климата, когда для облегчения процедуры приема вгражданство Республики иностранцы за определенную мзду стали прибегать к таким незаконным спо­собам получения гражданства,

Наличие данных условий не требуется при приеме в граж­данство для: а) несовершеннолетних; б) недееспособных; и) лиц, имеющих особые заслуги перед Казахстаном: г) лиц, покинув­ших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвра­тились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину: д) граждан бывших союзных рес­публик, прибывших с целью постоянного проживания в Рес­публику Казахстан, имеющих одного из близких родственни­ков— граждан Республики Казахстан: ребенка (в т.ч. усынов­ленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновите­лей), сестру, брата, дела или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике.

Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на дей­ствительной военной службе и дислоцированных на террито­рии Республики Казахстан, определяются межгосударственны­ми договорами Республики Казахстан.

Ходатайство о приеме в гражданство Республики откло­няется, если лицо, ходатайствующее об этом: 1) совершило пре­ступление против человечества, предусмотренное международ­ным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан: 2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и рели­гиозную вражду, противодействует функционированию госу­дарственного языка Республики Казахстан; 5) осуществляет тер­рористическую деятельность: 6) признано судом особо опас­ным рецидивистом: 7) состоит в гражданстве других государств. Основания для отклонения ходатайства о приеме в гражданство закреплены в законодательстве многих государств и являются условием для обеспечения их безопасности и правопорядка.

Но состояние в гражданстве других государств не является основанием для отклонения ходатайства о приеме в граждан­ство Республики Казахстан со стороны несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед нашей страной, лиц, покинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину. Если та­кие лица будут приняты в гражданство Республики, информа­ция о факте такого обращения и иностранные паспорта таких лиц направляются в иностранное государство.

Самостоятельным способом приобретения гражданства Рес­публики является восстановление в нем, решение о котором принимается Президентом. Восстановление в гражданстве до­пускается для лиц. ранее состоявших в гражданстве Казахста­на, но по каким-либо причинам вышедшим из него. В этом слу­чае не требуется тех условий, которые необходимы при приеме в гражданство, т.е. пятилетнего срока проживания или состоя­ния в браке с гражданином Республики Казахстан не менее трех лет. В соответствии со статьей 21 Закона РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 г. подлежат восстановлению в гражданстве РК в заявительном (ре­гистрационном) порядке все реабилитированные в соответствии с вышеназванным Законом липа, лишенные или утратившие гражданство без их свободного волеизъявления, а также их по­томки.

Основания для приобретения гражданства, предусмотрен­ные международными договорами, могут быть разные. На­пример, между Россией и Казахстаном заключено и ратифицировано Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающи­ми для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для по­стоянного проживании в Республику Казахстан. Оно предпола­гает регистрационный порядок приобретения гражданства, ког­да заинтересованное лицо подает соответствующие документы в органы внутренних дел для регистрации. Никаких дополни­тельных условий здесь не требуется.

Репатриация — облегченный порядок приобретения граж­данства Республики Казахстан лицами коренной национальнос­ти, проживавшими за рубежом и возвращающимися в Казах­стан для постоянного проживания как на историческую роди­ну. Казахстан заключил договоры с Монголией. Ираком и ря­дом других стран о предоставлении казахстанского граждан­ства переселенцам — казахам из этих стран и создании им соот­ветствующих условий для проживания. Таким лицам присваи­вается статус оралманов и предоставляются некоторые соци­ально-экономические условия и льготы (жилье, единовремен­ные пособия и т.д.) для их адаптации па исторической родине. Основаниями прекращения гражданства являются: 1) выход из гражданства; 2) утрата гражданства Республики Казахстан. Выход из гражданства разрешается на основании ходатай­ства липа в порядке, установленном законом. В выходе из граж­данства может быть отказано, если ходатайствующее лицо име­ет неисполненные обязательства перед Республикой или иму­щественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организа­ций, общественных объединений, расположенных на террито­рии Республики. Не допускается выход из гражданства лиц. привлеченных к уголовной ответственности в качестве обви­няемого либо отбывающих наказание по вступившим в закон­ную силу приговорам суда, или лиц, выход которых из граж­данства противоречит интересам государственной безопасности Республики Казахстан (т.е. владеющих государственной, воен­ной и пр. тайной). Если нет оснований для отклонения ходатай­ства липа, в выходе из гражданства Республики не может быть отказано. Запрет на выход из гражданства в таких случаях на­правлен на защиту прав, свобод и законных интересов физи­ческих и юридических лип, государства в целом, а также с це-

лью недопущения ухода от уголовной ответственности лиц. совершивших преступления.

Утрата гражданства Республики наступает: 1) вследствие поступления лица на военную службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением слу­чаев, предусмотренных межгосударственными договорами Рес­публики Казахстан: 2) если гражданство Республики приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов: 3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан; 4| если лицо, постоянно проживающее за пределами Республи­ки Казахстан, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет. Закрепление в законодательстве указанных оснований обусловлено, прежде всего, соображениями государственной безопасности, обеспечения законности и правопорядка, а в последнем случае — вследствие утраты гражда­нином Казахстана постоянной связи с родиной.

Таким образом, выход из гражданства имеет место по заяв­лению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Утрата же гражданства носит ав­томатический характер вследствие совершения липом оп­ределенных запрещенных деяний.

10.2. В некоторых странах предусмотрена возможность лише­нии гражданства, являющегося санкцией государства за недозво­ленное повеление. Например, во Франции лишение гражданства допускается в связи с осуждением за преступления против безо­пасности государства; за уклонение от обязанностей, налагаемых законом о воинской повинности; за действия, рассматриваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более пяти лет тюремного заключения. В ряде стран вводятся ограничений, связанные с лишением гражданства: применение данной процедуры может касаться только натурализованных граждан или существуют ограничения по срокам.

По Конституции Казахстана гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства и изгнан, за ее пределы. Это новое гуманное положение. Внесение такой нормы к главный закон страны обусловлено целью — не допустить преследования граждан по политическим мотивам. При Советской власти гражданин мог быть изгнан страны, лишен гражданства. В СССР эта мера использовалась за политическое инакомыслие в отношении диссидентов.

10.3. Республиканское законодательство не признает ин­ститута двойного гражданства, т.е. принадлежности липа к граж­данству двух государств. В нашей стране этот вопрос особенно остро поднимался после распада СССР. Размежевание границ, денежных систем и другие обстоятельства усложнили родствен­ные связи между гражданами бывшего Союза, ставшими в од­ночасье гражданами разных государств. Но ведь гражданство — это нетабельный учет населения. Оно порождает взаимные права и обязанности граждан и государства, предполагает абсолютную лояльность человека по отношению к собственной стране. Двой­ное гражданство порождает для него определенные сложности. ибо он является не только носителем прав, но и обязанностей. К тому же в условиях многонационального Казахстана, где ве­лик процент лиц некоренной национальности, двойное гражданство может способствовать вмешательству иностранных го­сударств вдела Республики, утрате ее суверенитета.

В настоящее время отдельные страны предусматривают возможность двойного гражданства на основе заключения между­народных договоров. Например, ранее такой договор был за­ключен между Российской Федерацией и Туркменистаном, од­нако сейчас он денонсирован. По испанскому законодательству двойное гражданство распространяется на иберо-американские страны или страны, имеющие особые связи с Испанией. В стра­нах «третьего мира» бипатризм (двойное гражданство) является весьма распространенным явлением из-за широкой миграции населения и расхождениях в законодательстве различных госу­дарство порядке приобретения и утраты гражданства. Одним из способов устранения такой ситуации признается оптация — вы­бор гражданства.

Конституцией Казахстана 1993 г. предусматривалась воз­можность иметь двойное гражданство за всеми гражданами Рес­публики, вынужденно покинувшими ее территорию, казахами, проживающими в других государствах, если это не про­тиворечило чаконам государств, гражданами которых они явля­лись, а также в случаях, предусмотренных межгосударственны­ми договорами. Наличие такой нормы имело цель — восстано­вить допущенную когда-то историческую несправедливость и дать возможность бывшим выходцам из Казахстана, покинувшим страну по политическим мотивам, а также представителям коренной национальности, в т.ч. их потомкам, вынужденным ехать с исторической родины из-за голода, гонений и пресле­дований в годы сталинизма, вернуться в страну. При этом зако­нодатель исходил из того, что эти люди, а чаше их потомки, обрели новый социальный статус в других странах, имеют там по­стоянную работу, дом, собственный бизнес, родных, стабиль­ное положение. Казахстан же только провозгласил свою неза­висимость и начал в этот период создание своей собственной государственности. Поэтому, приглашая в страну будущих потенциальных граждан, законодатель на первых порах позволил им сохранить прежнее гражданство.

По Конституции 1995 г. Республика Казахстан однозначно не признает за своими гражданами гражданство других госу­дарств: Во-первых, страна окрепла как в политическом, так и экономическом плане; последовательно осуществлены эконо­мические реформы, и произошла демократизация общественной жизни. Во-вторых, прошел определенный срок для адаптации и окончательного выбора гражданства для вновь прибыв­ших в страну. В-третьих, принцип равенства всех перед зако­ном и судом, провозглашенный в статье 14 Конституции, озна­чает, что не должны делаться исключения ни для кого при ре­шении данного вопроса.

В то же время на практике нередко складывается ситуация, когда бывшие граждане Казахстана, выехавшие на постоянное местожительство за его пределы и получившие иностранное гражданство, в течение определенного времени сохраняют казахстанское гражданство. Немало таких лиц, имеющих двойное гражданство, проживает в России. Обусловлено это тем, что российский законодатель, допускающий двойное гражданство, не предусматривает строгой проверки лиц на предмет отказа от гражданства своей родины при решении вопроси о приеме в Гражданство Российской Федерации. Особенно подобный либеральный режим касается выходцев из республик бывшего СССР. Получив российское гражданство, такие лица на оснований сохраненных казахстанских паспортов свободно приез­жают в Казахстан как его граждане. При этом заведомо не работают статьи Закона РК от 20 декабря 1991 г.в части утраты гражданства, если лицо не встало на консульский учет в течение трех лет. Во-первых, отсутствует механизм отслеживании лиц— граждан Казахстана, которые не встают на такой учет. Его введение потребует немалых средств и создания обширной информатиза­ционной базы. Во-вторых, казахстанские паспорта выдаются как минимум на десять лет. Поэтому в течение данного срока бипатрид может фактически сохранять двойное гражданство.

Статья 11

1. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено междуна­родными договорами Республики.

2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покро­вительство за ее пределами.

11.1. Конституцией запрещается выдача гражданина Казах­стана иностранному государству, за исключением случаев, ус­тановленных международными договорами Республики. Это означает, что гражданин Республики, совершивший преступ­ление на территории другого государства, не подлежит выдаче этому государству. Такая норма не означает полный увод от ответственности лиц, совершивших уголовные преступления. Она лишь предполагает, что гражданин Судет нести ответствен­ность по законам Республики. Вполне вероятна ситуация, когда то или иное деяние в законодательстве другого государства счи­тается преступлением со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями, в то время как по казахстанскому закону оно не будет уголовно наказуемым.

Такой подход закреплен в УК РК (ст.8) и в ряде подзакон­ных актов. Например, Генеральным прокурором РК издано спе­циальное Указание от 8 сентября 1998 года № 56/36 по вопро­сам экстрадиционного ареста и выдачи преступников, где гово­рится о недопустимости выдачи:

а) граждан Республики Казахстан;

б) лиц, получивших убежище;

в) лиц, совершивших деяние, не являющихся по законода­тельству Казахстана преступлением;

г) если санкция за преступление по законодательству Казах­стана предусматривает наказание в виде лишении слободы ме­нее одного года;

д) если лицу по приговору назначено наказание виде лише­ния свободы менее шести месяцев;

е) если лицо преследуется в порядке частного обвинения;

ж) если истек срок давности;

з) при наличии иных законных оснований по законодатель­ству Казахстана, когда уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение;

и) без указаний Генерального Прокурора Республики или уполномоченного прокурора об удовлетворении требования о выдаче иностранного гражданина.

В то же время современная международно-правовая практи­ка показывает, что между многими государствами заключаются договоры по вопросам выдачи преступников, совершивших террористические акты, преступления против человечества и т.д. В частности, обычно такие соглашения имеются в отношении на­цистских преступников, лиц, совершивших угон воздушного судна, и т.д.

Так, Законом РК от 13 июня 1997 г. № 123-1 ратифицирован Договор между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о выдаче от 5 июля 1996 г. Он вступил в силу 11) февраля 1999 г. и предусматривает обязательную выдачу лиц, совершивших преступления, за совершение которых предусмат­ривается; 1) наказание в виде лишения свободы на срок не ме­нее одного года или другое более тяжкое наказание по законо­дательству Республики Казахстан; 2) тюремное заключение на срок не менее одного года или более тяжкое наказание по зако­нодательству Китайской Народной Республики.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.), к которой присоединились все страны СНГ, предусмат­ривает взаимные обязательства по выдаче лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача произво­дится за деяния, которые по законам Сторон являются наказуе­мыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание, а для приведения приговора в исполнение — за деяния, за совершение которых лицо, выдача которого требу­ется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. Конвенцией предусмотрены обстоятельства отказа в выдаче.

В соответствии с Конвенцией против пыток и других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­щения и наказания (принятой Резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН 39/46 от 19 декабря 1984 г.) ни одно Государство-участ­ник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьез­ные основания полагать, что ему может угрожать там примене­ние пыток.

11.2. Государство должно защищать своих граждан не толь­ко на своей территории, но и за ее пределами. Такие защита и покровительство осуществляются дипломатическими и консуль­скими представительствами Казахстана в других странах и пред­полагают оказание необходимой правовой и прочей помощи гражданам Республики, находящимся за рубежом и попавшим в затруднительное положение, содействие в организации поездок граждан по линии научных, культурных, общественных связей и т.п. Например, Соединенные Штаты для защиты своих граждан, павших жертвами международного терроризма, неоднок­ратно прибегали и к дипломатическим каналам, и к экономи­ческому давлению, и к военным средствам.

Закон РК «О дипломатической службе Республики Казах­стан» от 7 марта 2002 г.. возлагая на органы дипломатической службы защиту прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом, предусматривает их участие в разработке соответствующих мероприятий по их обеспече­нию, развитию и расширению торгово-экономических, финан­совых, научных и научно-технических, культурных, а также иных связей Республики Казахстан с иностранными государства­ми и международными организациями.

Консульский Устав Республики Казахстан, утвержденный Указом Президента РК от 27 сентября 1999 г. № 217. закрепляет обязанности консула по обеспечению соблюдения и восстанов­ления нарушенных прав казахстанских граждан и юридических лиц. На него возлагается содействие в выполнении служебных обязанностей находящимся в пределах консульского округа представителям государственных органов, а также другим ко­мандированным за границу гражданам Республики Казахстан; информирование их о действующем законодательстве государ­ства пребывания и о местных обычаях; содействие проведению культурно- просветительных мероприятий для находящихся в консульском округе граждан РК; представление их интересов в учреждениях государства пребывания без доверенности; приня­тие мер к охране имущества, оставшегося после смерти граждан РК. Консул обязан следить, чтобы в отношении гражданина РК, включенного под стражу (арестованного), или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим свободу гражданина РК, или от­бывающего наказание в виде лишения свободы, а равно подвер­гаемого иным мерам судебного или административного воздей­ствия, соблюдались законодательство государства пребывания и международные договоры. Консул обязан по просьбе заинте­ресованных лиц и по своей инициативе посещать граждан РК. находящихся в местах заключения, и выяснять условия их со­держания, следить, чтобы такие граждане содержались в усло­виях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, и не под­вергались жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению.

Статья 12

1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рож­дения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых

3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.

4. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на консти­туционный строй и общественную нравственность.

12.1. Данная статья содержит основные положения и прин­ципы признания и защиты прав и свобод личности в Республи­ке. В ней указаны наличие института прав и свобод человека в правовой системе страны, а также обязательства законодатель­ства обеспечивать гарантии их соблюдении. Права человека — сложное многомерное явление, политико- правовая категория, представляющая собой систему принципов и норм взаимоотношении личности и государства, обеспечивающих индивиду возможность действовать по своему ус­мотрению или получать определенные социальные блага. При­знание в Конституции Казахстана прав и свобод человека озна­чает, что Республика исходит из принятия их в качестве одной из фундаментальных ценностей человеческого бытия и главно­го ориентира в развитии общества.

Гарантированность прав и свобод человека предполагает их реальный характер, обеспеченность соответствующими социаль­но-экономическими, политическими, духовно-культурными, организационными и правовыми средствами. Они показывают уровень демократического развития общества и служат основа­нием надежности использования личностью организационных условий и процедур их реализации, в т.ч. и в спорных ситуаци­ях. Гарантии связывают воедино правовое и фактическое поло­жение человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан. Наиболее важные из них в топ или иной форме изложены в по­следующих статьях раздела II Конституции. Однако они также нашли отражение в действующем законодательстве страны и практической деятельности государственных органов.

12.2. В качестве основополагающей доктрины и базового принципа правовой системы Республики Казахстан взята кон­цепция теории естественных прав человека. Права человека, признаваемые естественными, дарит не государство. Оно лишь признает, фиксирует и создает гарантии их реализации и со­блюдения. Тем самым, в соответствии с данной нормой глав­ным критерием правотворчества и правоприменения является степень их соответствия естественным правам и свободам лич­ности. Таким образом, данный пункт официально закрепляет приоритет персоноцентризма над системоцентрнзмом в поли­тике государства. Это означает также, что государство офици­ально отказывается от концепции коллективистской демокра­тии, ранее господствовавшей в идеологии советского режима. К практическому следствию рассматриваемого положения мож­но отнести возможность гуманитарной экспертизы каждого за­кона и законопроекта, в том числе общественной, и возникно­вения фундаментальной основы для конституционного контро­ля за деятельностью государственных органов.

Признание прав и свобод абсолютными и неотчуждаемыми выражает их универсальный характер и распространение на каж­дого человека, находящегося на территории Республики, неза­висимо от того, к гражданству какой страны он принадлежит, недопустимость их произвольного изъятия государством или какими-либо другими субъектами. Лишь в случаях, прямо пре­дусмотренных Конституцией и законами, человек может быть лишен или ограничен в определенных правах и свободах, но ряд из них не подлежит ограничению ни в каких случаях.

Положение о том, что права и свободы человека определяют содержание законов и иных нормативных правовых актов, сле­дует понимать в том смысле, что права и свободы человека, про­возглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных право­вых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-эко­номических возможностей государства.

Естественно-правовая теория, инкорпорированная в правовую систему страны, закономерно обусловливает господство права над деятельностью государства, что позволяет осуществ­лять общественный надзор за должностными лицами.

12.3. В этом пункте разграничены правовой статус человека и гражданина. Если права человека являются врожденными, то права гражданина — приобретенными. В правовой статус граж­данина органической частью входят права человека, а также комплекс политических прав и обязанностей, устанавливающий особые властеотношения между гражданином и его государ­ством в виде общественного договора, служащего основной га­рантией защиты прав и свобод личности. Тем самым гражданин рассчитывает не только на ограждение своих прав от незакон­ного вмешательства со стороны кого бы то ни было, но и на активное содействие государства в их реализации. Обладание граж­данством позволяет личности в полной мере воспользоваться теми социальными возможностями и благами, которые закреплены и гарантируются в Конституции и законах страны, актив­но участвовать в ее политической жизни.

В то же время данный статус предполагает и наличие у граж­данина определенных обязанностей, ибо право на участие в осу­ществлении политической власти, которой наделен индивид, с необходимостью обусловливает и наличие обязанностей на от­правление этой власти как обратной стороны прав государства на данного гражданина. Обязанности гражданина выражают меру его необходимого повеления, определяют степень его по­зитивной ответственности перед другими людьми, государством и обществом в целом.

Следует отметить, что соответствующими правами и обязан­ностями граждане Республики наделяются в силу самого факта обладания казахстанским гражданством, независимо от основа­ний и сроков его приобретения.

12.4. В данном пункте Конституция закрепила основопола­гающие принципы, определяющие правовой статус иностран­цев и лиц без гражданства. В настоящее время он регулируется, помимо Конституции. Указом Президента РК, имеющим силу Закона. «О правовом положении иностранных граждан в Рес­публике Казахстан» от 19 июня 1995 г.1, рядом подзаконных ак­тов и международных договоров Республики Казахстан. При­чем, если последними установлены иные правила, чем те, кото­рые содержатся в республиканском законодательстве, то при­меняются правила международного договора. Например, меж­ду Россией и Казахстаном заключен Договор о правовом стату­се граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Фе­дерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, в котором гражданам обеих сторон предоставляется право участвовать в приватизации государственной собственнос­ти, если они не использовали это право в прежней стране про­живания — участнице Договора.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющие­ся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказатель­ства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству

Date: 2015-09-03; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию