Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституция Республики Казахстан 1 page
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым граждански» обществом. приверженным идеалам свободы, равенства и согласия. желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, ucxoдя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституции».
С момента победы буржуазных революций в 18в.конституции стали приниматься от имени народа. Конституция США начинается со слов: «Мы, народ Соединенных Штатов...». Ссылка на народ должна была означать выражение воли народа, установление народовластия. Принятие конституции от имени народа стало конституционной традицией, и поэтому конституции многих государств начинаются этой фразой. Этнический сослав народа в различных государствах не одинаков. Есть государства, состоящие из представителей одного этноса или преимущественно одного этноса. К таким относятся Франции. ФРГ, Армении и ряд других. В подобных государствах понятии «нации» и «народ» означают одно и тоже. Многие государства состоят из этнических групп, национальностей. В таких государствах понятие «нация» и «народ»- не совпадают. Это многонациональные государства, в которых источником государственной власти признается, как правило, не какая-либо нация, а народ или народы в зависимости от формы государственного устройства. Так, в Российской Федерации в настоящее время есть 21 республика, одни автономная область и и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. В Республике Казахстан имеются одна нация — казахская — и десятки национальных групп. Все они составляют единый народ Казахстана, и как таковой он является социальной основой государства и единственным источником государственной власти. Не выделение казахской нации как «титульной», «коренной», з Казахстан как самостоятельное государство образовалось в соответствии с волей всех проживающих в не» людей, независимо от их национальности. Следовательно, первые слова преамбулы «Мы. народ Казахстана...» выражают сложившийся политический консенсус (согласие) граждан всех национальностей в Республике Казахстан и объединенных общей исторической судьбой. Общность исторической судьбы народа Казахстана сложилась в течение десятилетий в результате совместного проживания на территории Казахстана. В разное время различными путями и способами переселились в Казахстан национальные группы. Все они вместе с казахским народом были участниками и свидетелями политических, экономических, социальных, культурных событий, которые проис- строили фабрики и заводы, школы и театры и т.д., осваивали природные богатства Казахстана. Трагические события, происходившие в Советском Союзе в 20—30 годах, коснулись всех. Все вместе они боролись за победу над фашизмом на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу, отстаивая свою независимость. После образования независимой Республики Казахстан все граждане Казахстана признали новое государство. Тем самым они не только подтвердили общность исторической судьбы в прошлом, но и выразили желание и готовность совместно строить новое общество, новую государственность. Такая государственность создается на исконной казахской земле. женин. Государственность, созданная в Казахстане, основывается не на этнических, а на полиэтнических началах. Иначе говоря, государство Казахстан является политической организацией всего народа. Весь народ Казахстана, а не какая-нибудь его часть, состоящая, допустим, из казахов или какой-либо национальной группы, выступает субъектом самоопределения. В то же время это не умаляет роли и значения казахского народа в создании независимого государства. Государство Казахстан создано на земле предков современных казахов. Народ Казахстана осознает себя миролюбивым гражданским обществом, что имеет важное значение для определения как внутренней, так и внешней политики государства, для установления добрососедских отношений с другими государствами. Разумеется. Казахстан находится на начальном этапе становления гражданского общества. Строящееся гражданское общество привержено идеалам свободы, равенства, согласия. Эта конституционная идея облекается в конституционные нормы, закрепляющие широкий комплекс прав и свобод человека и граждан, независимо от национальности, социального положения. Рассматривая положение преамбулы Конституция содержит еще одну важную мысль: Конституция является главным законом не только государства, но и общества. Эта идея закрепляется и расшифровывается во многих конституционных нормах, имеющих отношение к собственности, социальным правам и свободам граждан, к общественным объединениям, к семье и т.п. Исключительно важной для государства и его граждан является виду равенство не только всех граждан, но и всех социальных и национальных групп с позиции закона. Важными принципами функционирования гражданского общества являются достижение согласия между людьми различных групп в процессе их жизнедеятельности, недопущение конфронтации и конфликтов. Только путем формирования миролюбивого гражданского общества, в котором будут реализованы идеалы свободы и равенства, которое не будет раздираться социальными конфликтами и противоречиями, можно рассчитывать на занятие достойного места в мировом сообществе. Мировое сообщество в лице международных организаций признает подлинно демократическим такое государство и общество, которое отвечает международным стандартам прав и свобод. Разумеется, ставя перед собой исключительно сложные исторические задачи, народ осознает свою высокую ответственность за их решение перед нынешними и будущими поколениями. Когда говорится о нынешнем поколении, то речь идет о тех. кто нуждается во всесторонней поддержке и заботе со стороны государства, общества для того, чтобы стать достойными гражданами. Осознание ответственности перед будущими поколениями, выраженное на конституционном уровне, должно служить компасом при обсуждении и решении важнейших вопросов государственной жизни, а это возможно при наличии высокого уровня политического и правового сознания народа. Только достижение такого уровня может обеспечить осознание конституционной политической ответственности народа за настоящее и будущее общества. Народ Казахстана, принимая Конституцию, реализовал свое суверенное право единственного источника государственной власти. Тем самым он избрал путь формирования правового государства и гражданского общества, правовая основа которых заложена в Конституции Республики Казахстан. Разумеется, суверенное право народа Казахстана не исчерпывается только принятием Конституции. Оно включает в себя все те конституционно-правовые возможности, которыми обладает народ для решения важнейших вопросов государственной жизни. Раз дел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 1 2. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светский, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. 2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. 1.1. Формой правления государства Казахстан является Республика. Происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica esi res populi» (дело народа). Государственная власть в Республике осуществляется избранными или назначенными представительными и исполнительными органами (высшим и местным). Казахстан является президентской Республикой. В положении Конституции «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством» содержатся два основополагающих начала. 1. Использованием слова «утверждает», а не слова «является» в Конституции как бы подчеркивается, что Республика Казахстан находится на начальном этапе формирования государства. 2. Стратегическая цель состоит в том, чтобы Республика Казахстан развивалась по пути строительства демократического, светского, правового и социального государства. Таким образом, заложены конституционные идеи демократического развития Республики Казахстан. В Концепции «О правовой политике Республики Казахстан», одобренной Указом Президента Республики Н.А. Назарбаева от 20 сентября 2002 года, отмечается, что «Конституция содержит необходимый правовой потенциал. который заключен не только в ее правовых нормах, но и в ее правовых идеях, принципах. Правовые идеи Конституции должны заключаться в законодательных, организационных и других мерах, направленных на утверждение в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социального государства»'. И юридически, и фактически народ Казахстана, приняв на референдуме Конституцию Республики, выступил как учредитель государственной власти. Конституция закрепила демократические принципы организации и деятельности государства. Народ непосредственно избирает Президента, депутатов Мажилиса Парламента, местных представительных органов. Народ участвует через референдум в решении важнейших вопросов государственной жизни. Демократизм государства Казахстан выражается не только в высоком политико-правовом статусе народа, но и в правовом положении человека и гражданина. Широкий комплекс демократических прав и свобод, закрепленный в Конституции, предоставляет гражданам юридическую возможность пользоваться свободой слова, совести, участвовать в управлении делами государственных органов, создавать общественные объединения и т.д. Права и свободы предоставляются не только для того, чтобы граждане могли удовлетворять разнообразные личные интересы и потребности. Граждане, принадлежащие к различным социальным, национальным, конфессиональным, профессиональным и другим группам, пользуясь демократическими правами и свободами, могут выражать и удовлетворить свои корпоративные интересы. Конституция предусматривает организационные, материальные, политические и юридические гарантии для реализации демократических прав и свобод. Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции, так и в Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 г. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству, Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти. Не допускаются образование политических партий и иных формирований на религиозной основе, а также участие в деятельности политических партий или оказание им финансовой помощи. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни как граждане Республики Казахстан наравне с другими гражданами только от своего имени. Государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях. Светский характер государства Казахстан не означает, что оно не контактируете религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрения верующих. Поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями. Они информируют высшие органы государственной власти Республики Казахстан о состоянии религиозной обстановки, соблюдении законодательства о свободе вероисповедания, обеспечивают проведение религиоведческих экспертиз с участием представителен религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и прав человека. Республика Казахстан встала на путь строительства правового государства. В теории выделяются следующие общие признаки правового государства. I. Формирование развитого гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру, состоящую из экономических, этнических, социальных, религиозных, общественно-политических институтов и учреждений, которые функционируют не только на основе государственно-правовых норм, но и посредством саморегуляции. 2. Правовому государству присуши не только юридическое равенство всех граждан, но и создание материальных, политических, организационных и других гарантий для его обеспечения. 3. В правовом государстве господствует право. Это не означает, что право используется как средство регулирования всех общественных отношений, регламентации любого шага человека. Господство права означает, во-первых, что при помощи правовых средств регулируются такие общественные отношения, которые весьма важны и необходимы для удовлетворения материальных, духовных и иных интересов каждого гражданина и всего общества в целом; во-вторых, что принимаемые законы и другие нормативные правовые акты должны быть обусловлены объективными потребностями общественного прогресса, должны исходить из идей гуманизма, справедливости, демократизма; в-третьих, что государство должно основывать свою деятельность только на праве: строго соблюдать требования правовых норм, действовать в рамках, определенных ими. защищать граждан и др. 4. В правовом государстве граждане не только обладают широким комплексом политических, экономических, гражданских, культурных прав и свобод, но на них возлагаются и обязанности. Овладевая высоким уровнем политического и правового сознания, граждане должны активно участвовать в управлении делами государства, сами заботиться о собственном благополучии, соблюдать требования законов, не нарушать права, свободы других граждан. 5. Важным признаком правового государства является разделение государственной власти на три ветви. Это разделение обеспечивает распределение полномочий между государственными органами, выполняющими различные функции, гарантирует государство и общество от узурпации государственной власти одной из ветвей, тем самым создает предпосылки для установления законности, правопорядка. В Конституции заложена основа построения в Казахстане социального государства. Понятие социального государства впервые появилось в Великобритании во время второй мировой войны и сформулировано в плане Бевериджа, который стал моделью для многих государств послевоенной Европы. Выделяются три типа социального государства. 1. Позитивное государство. В нем социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. В таком государстве социальная политика является лишь средством контроля. 2. Собственно социальное государство, в котором проводится политика полной занятости, обеспечиваются гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех. 3. Государство всеобщего благосостояния, в котором осуществляется социальная политика, служащая всем. В таком государстве как бы обеспечиваются равенство, корпоративность и солидарность. В государстве всеобщего благосостояния должны уменьшаться различия в зарплате, гарантироваться полная занятость, обеспечиваться трудящимся доминирующее положение в политике Конституция Республики Казахстан на государство возлагает обязанность заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения. Для достижения такой цели перед государством ставится широкий круг задач: не допустить формирования социальных полюсов и возникновения на этой основе классового антагонизма; Анализ принципов, идей, норм Конституции Республики Казахстан показывает, что она создает правовое пространство для формирования гражданского общества, для обеспечении прав и свобод человека и гражданина, для установления господства права, для реализации политической и правовой ответственности граждан, государственных органов, должностных лиц. для согласованной деятельности всех ветвей государственной власти. Формирование демократического, светского, правового и социального государства — длительный процесс, который требует постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лип. Для строящегося демократического, светского, правового и социального государства высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. В политической мысли демократию рассматривают как самоценность, как реальное воплощение в государственном строе важнейших общечеловеческих ценностей. К ним относятся сам человек, его жизнь, права и свободы. Признание их высшей ценностью означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, о его материальном благополучии. Государство обязано создать все зависящие от него условия для того, чтобы человек мог существовать нормально. Государство обязано защищать жизнь человека от посягательств, предоставляя ему возможность и самому защищаться от неправомерных действий, обеспечивая нормальную окружающую среду. Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, конкретизированные в текущем законодательстве, означают, что государство должно всемерно содействовать их реализации в первую очередь. 1.2. Конституция закрепляет основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан. Прежде чем рассмотреть принципы, следует выяснить, что ц данном контексте означает слово «Республика». Конституция является главным законом как государства, так и общества, о чем ясно говорится в преамбуле Конституции. Содержание и смысл многих конституционных норм также показывают, что они посвящены регулированию важнейших сторон, сфер жизни общества. Именно в силу указанных причин под «Республикой Казахстан» в данном случае понимаются как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казах- стан относится и к государству Казахстан, его органам, и к казахстанскому обществу, его общественно-политическим институтам. В Концепции «О правовой политике Республики Казах-С1зн» записано: «Исходя из того, что в Конституции речь идет об основополагающих принципах деятельности общества и государства, общественное согласие и политическую стабильность должны обеспечивать как- общественные, так и государственные институты»'. На первом месте стоит принцип общественного согласия. Выдвижение такого принципа обусловлено тем, что общество в силу различных объективных и субъективных факторов делится на различные слои, группы: классы, нации, сословия, конфессии и т.п. Такое деление означает наличие у различных социальных групп разных, несовпадающих мировоззрений, взглядов, идей, убеждений. Эти различия не должны служить причиной разногласий, противостояния, борьбы между ними. Нетерпимость к представителям другого класса, сословия, нации, религии, расы является источником не только разногласий, но и конфликтов, столкновений, открытого противостояния. Такое состояние весьма опасно не только для конфликтующих, по и для всего общества, мешает нормальному его функционированию, спокойной жизни каждого человека. Поэтому весьма важно состояние общественного согласия. Оно достигается и поддерживается государством, его органами в результате их перманентной деятельности. Весьма важна нормотворческая деятельность государства, его органов, направленная на закрепление равноправия всех, независимо от социальных, национальных, расовых, религиозных и других различий, на недопущение дискриминации по указанным причинам. Правозащитная деятельность государственных органов также имеет существенное значение в укреплении общественного согласия. Государство требует от общественно-политических объединений недопущения действий, направленных на нарушение общественного согласия. Уставы, положения общественно-политических объединений не должны содержать идеи, взгляды, проповедующие исключительность их сторонников, противопоставляющие одну группу граждан другим группам и т.д. В случае наличия в уставах таких положений общественно- политические объединения не регистрируются. Если же общественно-политические объединения в процессе своей деятельности предпринимают акции, направленные на нарушение общественного согласия, то такого рода действия должны пресекаться соответствующими правоохранительными органами. В Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 г. записано: «Религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями»1. Такие же положения содержатся в Законах «О политических партиях», «Об общественных объединениях». Поддерживание общественного согласия — задача не только государства, его органов, но и общественно-политических институтов, общества в целом. В этом отношении в Республике Казахстан имеются положительные результаты. Указ Президента Н.А. Назарбаева «Об объявлении 1997 г. годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий» был принят с учетом многочисленных обращений граждан, общественных объединений и организаций в целях укрепления общенационального согласия, общественно-политической стабильности, В проведении года общенационального согласия активную роль сыграли политические партии, национальные культурные центры, общественные и религиозные объединения. Они заключили между собой соглашение, в котором предусматривались совместные акции по укреплению общественного согласия, общественно-политической стабильности. Разумеется, это долговременная работа. Казахстан — одно из немногих государств, которое в достаточной мере проводит политику по соблюдению Международной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, особенно в части, касающейся межнационального согласия. Это отмечено на «Круглом столе», проведенном Институтом европейского права в декабре 2003 г.; Другим важным основополагающим принципом деятельности Республики является установление политической стабильности в стране. Политическая стабильность так же, как и общественное согласие, достигается в результате непрерывной созидательной работы государства, общества, их институтов. Политическая стабильность устанавливается тогда, когда в обществе достигается единство политических, правовых идеалов и социокультурных ценностей. В Конституции Республики Казахстан сформулированы такие политико-правовые идеалы, социокультурные ценности, которые могут объединить всех членов общества и создать прочную основу для политической стабильности. Однако эти факторы не могут автоматически обеспечивать политическую стабильность. Политическое развитие — не идиллический, стихийный процесс. Имеется немало источников политических конфликтов. В политических конфликтах ведущую роль играют социальные факторы — это различия экономического статуса между группами, социальными слоями. Этот источник конфликтной диспозиции можно искоренить путем осуществления экономических, социальных, культурных, политических преобразований, которые могут удовлетворить потребности, интересы конфликтующих сторон. Расхождения политических идеалов различных социальных групп являются другим важным источником политических конфликтов. Такие конфликты возникают в результате столкновения различных мнений о путях реформирования государственности, государственного устройства. Так, акцент на национальном характере государственности в Конституции 1993 г. мог стать причиной возникновения политических конфликтов. И Конституции же 1995 г. провозглашены идеалы формирования в Казахстане полинационального демократического и социального государства. Тем самым были исключены причины для возникновения политических конфликтов в связи с характером государственности в Республике. Еще одним источником возникновения политических конфликтов являются различия и базовых духовных ценностях, в оценках исторических и актуальных вопросов культурного развития. Одним из ярких проявлений этого являются длительные дискуссии и противостояние по вопросам статуса языков в Республике. Конституция и Закон РК «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 г. сняли основные причины для политических конфликтов. Однако полностью их может устранить политически грамотная организаторская и правоприменительная деятельность соответствующих государственных органов. Положительную роль в этом деле играют национальные культурные центры, созданные и функционирующие в Казахстане. Деятельность Республики Казахстан должна быть направлена на экономическое развитие. Этот принцип является основополагающим а силу решающего значения экономики для прогресса общества. Закрепление этого принципа в Конституции означает ответственность государства за экономическое развитие общества. Государство не может стоять в стороне от экономических процессов и оставить общество во власти стихии рыночных отношений. Экономическое развитие невозможно без щадящее- умеренной регулирующей роли государства в сфере частных экономических отношений, а также всестороннего регулирования и строгого управления государственным сектором экономики. Кроме того, в Конституции признается роль самого гражданского общества в налаживании экономических отношений, в развитии экономики. Это вытекает из конституционного положения о признании двух форм собственности: государственной и частной — как основы казахстанской экономики. Частный сектор экономики а лице его субъектов должен заботиться не только о собственном благе, но быть ответственным за развитие экономики общества. Это не благое пожелание, а конституционное требование. Каждый трудоспособный человек должен осознавать свою ответственность за собственное благополучие и за развитие экономики страны. В Конституции в качестве одного из основополагающих принципов назван казахстанский патриотизм. Патриотизм — это чувства любви к Родине, преданности. Эти высокие чувства способствуют достижению успехов во всех областях жизни: политической, экономической, культурной — повышению могущества страны, ее обороноспособности, укреплению авторитета на международной арене. Казахстанский патриотизм — это осознание общности интересов людей различных национальностей, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к историческому прошлому этой страны, активная деятельность по созданию нового государства, формированию гражданского общества. Казахстанский патриотизм отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к национальной истории, национальным обычаям, традициям, не приемлет лжепатриотизма искаженных представлений о своей нации, противопоставления ее другим нациям. Поскольку данный принцип служит объединению всех национальностей и социальных групп, он несовместим с сепаратизмом. Те социальные силы, которые могут проповедовать национализм, шовинизм, сепаратизм, религиозный экстремизм, выступают против исторического прогресса, против формирования и развития единого для всех национальностей, классов и других социальных групп государства. Поскольку казахстанский патриотизм закрепляется как один из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан, им должны руководствоваться государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Основополагающим принципом деятельности Республики Казахстан является также решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, в Конституции предусмотрен ряд способов демократического решения вопросов государственной жизни. Это решение на республиканском референдуме наиболее важных вопросов государственное! жизни самим народом. В Указе Президента Республики Казахстан «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. приводится перечень вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование. Это вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесения в них изменении и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни. Проведение республиканского референдума основывается на принципах: I) добровольности участия р референдуме и свободного волеизъявления грпжлап:2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На основе демократических методов осуществляется деятельность Парламента. Все вопросы, отнесенные к компетенции Палат Парламента и Парламента» целом, решаются путем голосования, открытого рассмотрения, обсуждения. Конституционный Совет. Правительство, центральные и местные представительные и исполнительные органы широко применяют демократические методы в своей деятельности'.
Статья 2 1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, Date: 2015-09-03; view: 419; Нарушение авторских прав |