Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Республики Казахстан 1 page





Мы, народ Казахстана,

объединенный общей исторической судьбой,

созидая государственность на исконной казахской земле,

сознавая себя миролюбивым граждански» обществом.

приверженным идеалам свободы, равенства и согласия.

желая занять достойное место в мировом сообществе,

осознавая свою высокую ответственность перед

нынешним и будущими поколениями,

ucxoдя из своего суверенного права,

принимаем настоящую Конституции».

 

С момента победы буржуазных революций в 18в.конституции стали приниматься от имени народа. Конституция США начина­ется со слов: «Мы, народ Соединенных Штатов...». Ссылка на народ должна была означать выражение воли народа, установление наро­довластия. Принятие конституции от имени народа стало конститу­ционной традицией, и поэтому конституции многих государств на­чинаются этой фразой.

Этнический сослав народа в различных государствах не одинаков. Есть государства, состоящие из представителей одного этноса или преимущественно одного этноса. К таким относятся Франции. ФРГ, Армении и ряд других. В подобных государствах понятии «нации» и «народ» означают одно и тоже. Многие государства состоят из этнических групп, национальностей. В таких государствах

понятие «нация» и «народ»- не совпадают. Это многонациональные государства, в которых источником государственной власти признается, как правило, не какая-либо нация, а народ или народы в зависимости от формы государственного устройства. Так, в Российской Фе­дерации в настоящее время есть 21 республика, одни автономная область и и 10 автономных округов. Все они являются формой объедине­ния многих народов. В Республике Казахстан имеются одна нация — казахская — и десятки национальных групп. Все они составляют еди­ный народ Казахстана, и как таковой он является социальной осно­вой государства и единственным источником государственной влас­ти. Не выделение казахской нации как «титульной», «коренной», з

Казахстан как самостоятельное государство образовалось в соответ­ствии с волей всех проживающих в не» людей, независимо от их на­циональности. Следовательно, первые слова преамбулы «Мы. народ Казахстана...» выражают сложившийся политический консенсус (со­гласие) граждан всех национальностей в Республике Казахстан и объе­диненных общей исторической судьбой.

Общность исторической судьбы народа Казахстана сложилась в течение десятилетий в результате совместного проживания на терри­тории Казахстана. В разное время различными путями и способами переселились в Казахстан национальные группы. Все они вместе с казахским народом были участниками и свидетелями политических, экономических, социальных, культурных событий, которые проис-

строили фабрики и заводы, школы и театры и т.д., осваивали природ­ные богатства Казахстана. Трагические события, происходившие в Советском Союзе в 20—30 годах, коснулись всех. Все вместе они бо­ролись за победу над фашизмом на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу, отстаивая свою независимость. После образования независимой Республики Казахстан все граждане Казахстана призна­ли новое государство. Тем самым они не только подтвердили общ­ность исторической судьбы в прошлом, но и выразили желание и го­товность совместно строить новое общество, новую государственность.

Такая государственность создается на исконной казахской земле.

женин. Государственность, созданная в Казахстане, основывается не на этнических, а на полиэтнических началах. Иначе говоря, государ­ство Казахстан является политической организацией всего народа. Весь народ Казахстана, а не какая-нибудь его часть, состоящая, до­пустим, из казахов или какой-либо национальной группы, выступает субъектом самоопределения. В то же время это не умаляет роли и значения казахского народа в создании независимого государства. Государство Казахстан создано на земле предков современных казахов.

Народ Казахстана осознает себя миролюбивым гражданским обществом, что имеет важное значение для определения как внутренней, так и внешней политики государства, для установления добросо­седских отношений с другими государствами. Разумеется. Казахстан находится на начальном этапе становления гражданского общества.

Строящееся гражданское общество привержено идеалам свободы, равенства, согласия. Эта конституционная идея облекается в конституционные нормы, закрепляющие широкий комплекс прав и свобод человека и граждан, независимо от национальности, социального положения. Рассматривая положение преамбулы Конституция содержит еще одну важную мысль: Конституция является главным законом не только государства, но и общества. Эта идея закрепляет­ся и расшифровывается во многих конституционных нормах, имею­щих отношение к собственности, социальным правам и свободам граж­дан, к общественным объединениям, к семье и т.п.

Исключительно важной для государства и его граждан является

виду равенство не только всех граждан, но и всех социальных и наци­ональных групп с позиции закона. Важными принципами функцио­нирования гражданского общества являются достижение согласия между людьми различных групп в процессе их жизнедеятельности, недопущение конфронтации и конфликтов.

Только путем формирования миролюбивого гражданского общества, в котором будут реализованы идеалы свободы и равенства, которое не будет раздираться социальными конфликтами и противоре­чиями, можно рассчитывать на занятие достойного места в мировом сообществе. Мировое сообщество в лице международных организа­ций признает подлинно демократическим такое государство и обще­ство, которое отвечает международным стандартам прав и свобод.

Разумеется, ставя перед собой исключительно сложные истори­ческие задачи, народ осознает свою высокую ответственность за их решение перед нынешними и будущими поколениями. Когда говорится о нынешнем поколении, то речь идет о тех. кто нуждается во всесто­ронней поддержке и заботе со стороны государства, общества для того, чтобы стать достойными гражданами. Осознание ответственности перед будущими поколениями, выраженное на конституционном уровне, должно служить компасом при обсуждении и решении важ­нейших вопросов государственной жизни, а это возможно при нали­чии высокого уровня политического и правового сознания народа. Только достижение такого уровня может обеспечить осознание кон­ституционной политической ответственности народа за настоящее и будущее общества.

Народ Казахстана, принимая Конституцию, реализовал свое суве­ренное право единственного источника государственной власти. Тем самым он избрал путь формирования правового государства и граж­данского общества, правовая основа которых заложена в Конститу­ции Республики Казахстан. Разумеется, суверенное право народа Казахстана не исчерпывается только принятием Конституции. Оно включает в себя все те конституционно-правовые возможности, ко­торыми обладает народ для решения важнейших вопросов государственной жизни.

Раз дел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1

2. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светский, правовым и социальным государством, высшими цен­ностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государствен­ной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

1.1. Формой правления государства Казахстан является Рес­публика. Происхождение термина «республика» связано с на­родом. «Respublica esi res populi» (дело народа). Государствен­ная власть в Республике осуществляется избранными или на­значенными представительными и исполнительными органами (высшим и местным). Казахстан является президентской Рес­публикой.

В положении Конституции «Республика Казахстан утверж­дает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством» содержатся два основополагающих начала.

1. Использованием слова «утверждает», а не слова «являет­ся» в Конституции как бы подчеркивается, что Республика Казахстан находится на начальном этапе формирования государ­ства.

2. Стратегическая цель состоит в том, чтобы Республика Казахстан развивалась по пути строительства демократическо­го, светского, правового и социального государства. Таким об­разом, заложены конституционные идеи демократического раз­вития Республики Казахстан. В Концепции «О правовой поли­тике Республики Казахстан», одобренной Указом Президента Республики Н.А. Назарбаева от 20 сентября 2002 года, отмеча­ется, что «Конституция содержит необходимый правовой по­тенциал. который заключен не только в ее правовых нормах, но и в ее правовых идеях, принципах. Правовые идеи Конститу­ции должны заключаться в законодательных, организационных и других мерах, направленных на утверждение в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социаль­ного государства»'.

И юридически, и фактически народ Казахстана, приняв на референдуме Конституцию Республики, выступил как учреди­тель государственной власти. Конституция закрепила демок­ратические принципы организации и деятельности государства. Народ непосредственно избирает Президента, депутатов Мажилиса Парламента, местных представительных органов. Народ участвует через референдум в решении важнейших вопросов государственной жизни.

Демократизм государства Казахстан выражается не только в высоком политико-правовом статусе народа, но и в правовом положении человека и гражданина. Широкий комплекс демок­ратических прав и свобод, закрепленный в Конституции, пре­доставляет гражданам юридическую возможность пользовать­ся свободой слова, совести, участвовать в управлении делами государственных органов, создавать общественные объедине­ния и т.д.

Права и свободы предоставляются не только для того, что­бы граждане могли удовлетворять разнообразные личные ин­тересы и потребности. Граждане, принадлежащие к различным социальным, национальным, конфессиональным, профессио­нальным и другим группам, пользуясь демократическими пра­вами и свободами, могут выражать и удовлетворить свои кор­поративные интересы. Конституция предусматривает органи­зационные, материальные, политические и юридические гаран­тии для реализации демократических прав и свобод.

Светский характер государства Казахстан имеет ряд прояв­лений. Они зафиксированы как в Конституции, так и в Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религи­озных объединениях» от 15 января 1992 г. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или рели­гиозные объединения не пользуются никакими преимущества­ми по отношению к другим. Религиозные объединения не вы­полняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству, Государство не финан­сирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти. Не до­пускаются образование политических партий и иных форми­рований на религиозной основе, а также участие в деятельнос­ти политических партий или оказание им финансовой помощи. Служители религиозных объединений могут участвовать в по­литической жизни как граждане Республики Казахстан нарав­не с другими гражданами только от своего имени.

Государственная система образования и воспитания в Рес­публике отделена от религиозных объединений и носит свет­ский характер. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях.

Светский характер государства Казахстан не означает, что оно не контактируете религиозными объединениями. Они иг­рают важную роль в формировании мировоззрения верующих. Поэтому создаются государственные органы по связям с рели­гиозными объединениями. Они информируют высшие органы государственной власти Республики Казахстан о состоянии ре­лигиозной обстановки, соблюдении законодательства о свобо­де вероисповедания, обеспечивают проведение религиоведчес­ких экспертиз с участием представителен религиозных органи­заций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свобо­ды совести и прав человека.

Республика Казахстан встала на путь строительства право­вого государства.

В теории выделяются следующие общие признаки правово­го государства.

I. Формирование развитого гражданского общества. Граж­данское общество имеет сложную структуру, состоящую из экономических, этнических, социальных, религиозных, общест­венно-политических институтов и учреждений, которые функционируют не только на основе государственно-правовых норм, но и посредством саморегуляции.

2. Правовому государству присуши не только юридическое равенство всех граждан, но и создание материальных, полити­ческих, организационных и других гарантий для его обеспече­ния.

3. В правовом государстве господствует право. Это не оз­начает, что право используется как средство регулирования всех общественных отношений, регламентации любого шага чело­века. Господство права означает, во-первых, что при помощи правовых средств регулируются такие общественные отноше­ния, которые весьма важны и необходимы для удовлетворения материальных, духовных и иных интересов каждого граждани­на и всего общества в целом; во-вторых, что принимаемые за­коны и другие нормативные правовые акты должны быть обус­ловлены объективными потребностями общественного прогрес­са, должны исходить из идей гуманизма, справедливости, де­мократизма; в-третьих, что государство должно основывать свою деятельность только на праве: строго соблюдать требова­ния правовых норм, действовать в рамках, определенных ими. защищать граждан и др.

4. В правовом государстве граждане не только обладают широким комплексом политических, экономических, граждан­ских, культурных прав и свобод, но на них возлагаются и обя­занности. Овладевая высоким уровнем политического и право­вого сознания, граждане должны активно участвовать в управ­лении делами государства, сами заботиться о собственном бла­гополучии, соблюдать требования законов, не нарушать права, свободы других граждан.

5. Важным признаком правового государства является раз­деление государственной власти на три ветви. Это разделение обеспечивает распределение полномочий между государствен­ными органами, выполняющими различные функции, гаран­тирует государство и общество от узурпации государственной власти одной из ветвей, тем самым создает предпосылки для установления законности, правопорядка.

В Конституции заложена основа построения в Казахстане социального государства.

Понятие социального государства впервые появилось в Ве­ликобритании во время второй мировой войны и сформулировано в плане Бевериджа, который стал моделью для многих го­сударств послевоенной Европы. Выделяются три типа социаль­ного государства.

1. Позитивное государство. В нем социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интере­сов. В таком государстве социальная политика является лишь средством контроля.

2. Собственно социальное государство, в котором прово­дится политика полной занятости, обеспечиваются гарантиро­ванный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех.

3. Государство всеобщего благосостояния, в котором осу­ществляется социальная политика, служащая всем. В таком го­сударстве как бы обеспечиваются равенство, корпоративность и солидарность. В государстве всеобщего благосостояния долж­ны уменьшаться различия в зарплате, гарантироваться полная занятость, обеспечиваться трудящимся доминирующее положение в политике

Конституция Республики Казахстан на государство возла­гает обязанность заботиться об установлении социальной спра­ведливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения. Для достижения такой цели перед государством ставится широкий круг задач:

не допустить формирования социальных полюсов и возник­новения на этой основе классового антагонизма;

Анализ принципов, идей, норм Конституции Республики Казахстан показывает, что она создает правовое пространство для формирования гражданского общества, для обеспечении прав и свобод человека и гражданина, для установления гос­подства права, для реализации политической и правовой ответ­ственности граждан, государственных органов, должностных лиц. для согласованной деятельности всех ветвей государствен­ной власти. Формирование демократического, светского, пра­вового и социального государства — длительный процесс, ко­торый требует постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лип.

Для строящегося демократического, светского, правового и социального государства высшими ценностями являются чело­век, его жизнь, права и свободы. В политической мысли демокра­тию рассматривают как самоценность, как реальное воплоще­ние в государственном строе важнейших общечеловеческих ценностей. К ним относятся сам человек, его жизнь, права и свободы. Признание их высшей ценностью означает, что госу­дарство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, о его материальном благополучии. Государство обязано создать все зависящие от него условия для того, чтобы человек мог су­ществовать нормально. Государство обязано защищать жизнь человека от посягательств, предоставляя ему возможность и самому защищаться от неправомерных действий, обеспечивая нормальную окружающую среду. Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, конкретизированные в текущем законодательстве, означают, что государство должно всемерно содействовать их реализации в первую очередь.

1.2. Конституция закрепляет основополагающие принципы де­ятельности Республики Казахстан. Прежде чем рассмотреть принципы, следует выяснить, что ц данном контексте означает слово «Республика». Конституция является главным законом как государства, так и общества, о чем ясно говорится в преам­буле Конституции. Содержание и смысл многих конституци­онных норм также показывают, что они посвящены регулиро­ванию важнейших сторон, сфер жизни общества. Именно в силу указанных причин под «Республикой Казахстан» в данном слу­чае понимаются как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казах-

стан относится и к государству Казахстан, его органам, и к ка­захстанскому обществу, его общественно-политическим инсти­тутам. В Концепции «О правовой политике Республики Казах-С1зн» записано: «Исходя из того, что в Конституции речь идет об основополагающих принципах деятельности общества и го­сударства, общественное согласие и политическую стабильность должны обеспечивать как- общественные, так и государствен­ные институты»'.

На первом месте стоит принцип общественного согласия. Вы­движение такого принципа обусловлено тем, что общество в силу различных объективных и субъективных факторов делит­ся на различные слои, группы: классы, нации, сословия, кон­фессии и т.п. Такое деление означает наличие у различных со­циальных групп разных, несовпадающих мировоззрений, взгля­дов, идей, убеждений. Эти различия не должны служить причи­ной разногласий, противостояния, борьбы между ними. Нетер­пимость к представителям другого класса, сословия, нации, религии, расы является источником не только разногласий, но и конфликтов, столкновений, открытого противостояния. Та­кое состояние весьма опасно не только для конфликтующих, по и для всего общества, мешает нормальному его функцио­нированию, спокойной жизни каждого человека. Поэтому весь­ма важно состояние общественного согласия. Оно достигается и поддерживается государством, его органами в результате их перманентной деятельности. Весьма важна нормотворческая деятельность государства, его органов, направленная на закреп­ление равноправия всех, независимо от социальных, нацио­нальных, расовых, религиозных и других различий, на недопу­щение дискриминации по указанным причинам.

Правозащитная деятельность государственных органов так­же имеет существенное значение в укреплении общественного согласия. Государство требует от общественно-политических объединений недопущения действий, направленных на наруше­ние общественного согласия. Уставы, положения обществен­но-политических объединений не должны содержать идеи, взгляды, проповедующие исключительность их сторонников, противопоставляющие одну группу граждан другим группам и т.д. В случае наличия в уставах таких положений общественно- политические объединения не регистрируются. Если же обще­ственно-политические объединения в процессе своей деятель­ности предпринимают акции, направленные на нарушение об­щественного согласия, то такого рода действия должны пресе­каться соответствующими правоохранительными органами. В Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 г. записано: «Ре­лигиозные объединения обязаны соблюдать требования зако­нодательства и правопорядок. Государство способствует уста­новлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями»1. Такие же положения содержатся в Законах «О политических партиях», «Об общественных объединениях».

Поддерживание общественного согласия — задача не толь­ко государства, его органов, но и общественно-политических институтов, общества в целом. В этом отношении в Республике Казахстан имеются положительные результаты. Указ Президен­та Н.А. Назарбаева «Об объявлении 1997 г. годом общенацио­нального согласия и памяти жертв политических репрессий» был принят с учетом многочисленных обращений граждан, обще­ственных объединений и организаций в целях укрепления об­щенационального согласия, общественно-политической ста­бильности, В проведении года общенационального согласия активную роль сыграли политические партии, национальные культурные центры, общественные и религиозные объединения. Они заключили между собой соглашение, в котором предус­матривались совместные акции по укреплению общественного согласия, общественно-политической стабильности. Разумеет­ся, это долговременная работа.

Казахстан — одно из немногих государств, которое в доста­точной мере проводит политику по соблюдению Международ­ной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискримина­ции, особенно в части, касающейся межнационального согла­сия. Это отмечено на «Круглом столе», проведенном Институ­том европейского права в декабре 2003 г.;

Другим важным основополагающим принципом деятель­ности Республики является установление политической стабиль­ности в стране. Политическая стабильность так же, как и об­щественное согласие, достигается в результате непрерывной со­зидательной работы государства, общества, их институтов. По­литическая стабильность устанавливается тогда, когда в обще­стве достигается единство политических, правовых идеалов и социокультурных ценностей. В Конституции Республики Ка­захстан сформулированы такие политико-правовые идеалы, социокультурные ценности, которые могут объединить всех членов общества и создать прочную основу для политической стабильности. Однако эти факторы не могут автоматически обеспечивать политическую стабильность. Политическое раз­витие — не идиллический, стихийный процесс. Имеется немало источников политических конфликтов. В политических конф­ликтах ведущую роль играют социальные факторы — это раз­личия экономического статуса между группами, социальными слоями. Этот источник конфликтной диспозиции можно иско­ренить путем осуществления экономических, социальных, куль­турных, политических преобразований, которые могут удовлет­ворить потребности, интересы конфликтующих сторон.

Расхождения политических идеалов различных социальных групп являются другим важным источником политических кон­фликтов. Такие конфликты возникают в результате столкнове­ния различных мнений о путях реформирования государствен­ности, государственного устройства. Так, акцент на националь­ном характере государственности в Конституции 1993 г. мог стать причиной возникновения политических конфликтов. И Конституции же 1995 г. провозглашены идеалы формирова­ния в Казахстане полинационального демократического и со­циального государства. Тем самым были исключены причины для возникновения политических конфликтов в связи с харак­тером государственности в Республике.

Еще одним источником возникновения политических кон­фликтов являются различия и базовых духовных ценностях, в оценках исторических и актуальных вопросов культурного развития. Одним из ярких проявлений этого являются длительные дискуссии и противостояние по вопросам статуса языков в Рес­публике. Конституция и Закон РК «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 г. сняли основные причины для поли­тических конфликтов. Однако полностью их может устранить политически грамотная организаторская и правоприменитель­ная деятельность соответствующих государственных органов. Положительную роль в этом деле играют национальные куль­турные центры, созданные и функционирующие в Казахстане. Деятельность Республики Казахстан должна быть направ­лена на экономическое развитие. Этот принцип является основополагающим а силу решающего значения экономики для прогресса общества. Закрепление этого принципа в Конститу­ции означает ответственность государства за экономическое развитие общества. Государство не может стоять в стороне от экономических процессов и оставить общество во власти сти­хии рыночных отношений. Экономическое развитие невозмож­но без щадящее- умеренной регулирующей роли государства в сфере частных экономических отношений, а также всесторон­него регулирования и строгого управления государственным сектором экономики. Кроме того, в Конституции признается роль самого гражданского общества в налаживании экономи­ческих отношений, в развитии экономики. Это вытекает из кон­ституционного положения о признании двух форм собствен­ности: государственной и частной — как основы казахстанской экономики. Частный сектор экономики а лице его субъектов должен заботиться не только о собственном благе, но быть от­ветственным за развитие экономики общества. Это не благое пожелание, а конституционное требование. Каждый трудоспо­собный человек должен осознавать свою ответственность за собственное благополучие и за развитие экономики страны.

В Конституции в качестве одного из основополагающих принципов назван казахстанский патриотизм. Патриотизм — это чувства любви к Родине, преданности. Эти высокие чувства способствуют достижению успехов во всех областях жизни: политической, экономической, культурной — повышению мо­гущества страны, ее обороноспособности, укреплению автори­тета на международной арене. Казахстанский патриотизм — это осознание общности интересов людей различных националь­ностей, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к ис­торическому прошлому этой страны, активная деятельность по

созданию нового государства, формированию гражданского общества. Казахстанский патриотизм отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к на­циональной истории, национальным обычаям, традициям, не приемлет лжепатриотизма искаженных представлений о своей нации, противопоставления ее другим нациям. Поскольку дан­ный принцип служит объединению всех национальностей и со­циальных групп, он несовместим с сепаратизмом. Те социальные силы, которые могут проповедовать национализм, шовинизм, сепаратизм, религиозный экстремизм, выступают против исто­рического прогресса, против формирования и развития едино­го для всех национальностей, классов и других социальных групп государства. Поскольку казахстанский патриотизм за­крепляется как один из основополагающих принципов деятель­ности Республики Казахстан, им должны руководствоваться государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Основополагающим принципом деятельности Республики Казахстан является также решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, в Конститу­ции предусмотрен ряд способов демократического решения вопросов государственной жизни. Это решение на республи­канском референдуме наиболее важных вопросов государствен­ное! жизни самим народом. В Указе Президента Республики Казахстан «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. приводится перечень вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование. Это вопросы принятия Конститу­ции, конституционных законов, законов Республики, внесения в них изменении и дополнений. На референдум могут выно­ситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни. Проведение республиканс­кого референдума основывается на принципах: I) доброволь­ности участия р референдуме и свободного волеизъявления грпжлап:2) всеобщего, равного и прямого права граждан на учас­тие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности.

На основе демократических методов осуществляется деятельность Парламента. Все вопросы, отнесенные к компетен­ции Палат Парламента и Парламента» целом, решаются путем голосования, открытого рассмотрения, обсуждения. Конститу­ционный Совет. Правительство, центральные и местные представительные и исполнительные органы широко применяют демократические методы в своей деятельности'.

 

Статья 2

1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления,

Date: 2015-09-03; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию