Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституция Республики Казахстан 2 page
2. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. 3. Административно-территориальное устройство Республики, местонахождение и статус ее столицы определяются законом. 4. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны. 2.1. По форме государственного устройства Казахстан является унитарным государством. Это означает, что в территориальной структуре Республики Казахстан нет каких-либо государственных, автономных образований. В Республике Казахстан как в унитарном государстве имеется один глава государства — Президент, один высший законодательный орган — Парламент, один высший исполнительный орган — Правительство и другие высшие государственные органы, а также местные органы государственного управления. Республика Казахстан имеет одну Конституцию как Основной закон государства, и которой признано единое гражданство, что присуще унитарному государству. В Конституции не только признана Республика Казахстан унитарным государством, но и закреплена се незыблемость. Это означает, что не может ставиться вопрос об изменении унитарной формы государственного устройства в Казахстане2. Конституция Республики Казахстан 1993 г. установила полупрезидентскую форму правления. Новая Конституция 1995 г. закрепила полную президентскую форму правления. Она выражается в том, что, во-первых, Президент не относится ни к одной ветви государственной власти; во-вторых, Президент выбирается народом и независим от Парламента; в-третьих. Президент наделен широкими полномочиями и может оказывать в соответствии с Конституцией конструктивное влияние на все ветви государственной власти, на их взаимоотношения, способствуя эффективному осуществлению ими своих полномочий. Президентская форма правления служит обеспечению политической стабильности и общественного согласия в стране. 2.2. Суверенитет государства — это самостоятельность и независимость государства от влияния других государств, при определении и осуществлении внутренней и внешней политики Власть высших государственных органов распространяется на всю территорию Республики. Это означает, что высшие органы государственной власти (Президент, Парламент, Правительство и др. органы) самостоятельно принимают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий, которые имеют «юридическую силу на всей территории Казахстана. Суверенитет государства означает, что все его высшие органы в пределах своей компетенции осуществляют необходимые мероприятия ни неси территории Республики. После образования Республики Казахстан государственные органы самостоятельно реализуют функции государства, не подчиняясь давлению, влиянию других государств, Территория государства — это пространство его существовании, на котором проживает население и имеются предпосылки или для формирования и развития экономики общества. Республика Казахстан образовалась на исконной казахской земле. Государство Казахстан принимает все меры по охране целостности территории. Это означает, что государство не должно допускать раздела территории Казахстана, с чьей бы стороны такие попытки не предпринимались. Неприкосновенностью и неотчуждаемостью территории обеспечиваются государственная целостность, суверенитет государства. Неотчуждаемость территории Казахстана означает, что ни один орган государственной власти не вправе принимать решение, направленное на нарушение территориальной целостности государства. Конституционный Совет Республики Казахстан 23 апреля 2003 г. принял постановление «Об официальном толковании пункта 2, Статьи 2и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет при толковании пункта 2, статьи 2 конституции исходил из того, что территория Казахстана тесно связана с суверенитетом. Территория государства существует и действует как суверенная организация власти. Она есть высшая власть на этой территории, едина и независима. Земля, ее недра, волы, растительный и животный мир. другие природные ресурсы, которые охватывают пространство Республики, находятся в публично-правовой собственности Республики Казахстан. Обеспечение государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории предполагает разработку и осуществление комплекса мер экономического, политического, военного, правового и организационного характера, направленных на: — укрепление государства в экономическом отношении; — юридическую невозможность односторонней передачи Республикой Казахстан части территории иному государству; — недопущение захвата, присоединения либо раздела территории Республики; — запрет на создание и действие общественных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности Республики Казахстан: — отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и изменения своего статуса в одностороннем порядке; — возложение на органы государства обязанностей по принятию необходимых и достаточных мер по охране и защите суверенитета и территориальной целостности Республики. Конституционный Совет отметил, что территориальная целостность — определяющее условие национальной безопасности Казахстана. Толкуя вышеуказанные нормы Конституции, Конституционный Сонет заключил, что предоставление Республикой Казахстан иностранным государством земельных участков для размещения аккредитованных на ее территории дипломатических представительств в пользование возможно на условиях аренды1. С целью обеспечения территориальной целостности Республики 8 Конституции запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение территориального единства государства. В случае, когда территориальная целостность Республики находится пол серьезной и непосредственной угрозой, Президент Республики Казахстан принимает меры, диктуемые названным обстоятельством, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил. Территориальная целостность государства означает также единство экономического пространства. В силу этого не допускается установление таможенных границ между административно- территориальными единицами, каких-либо препятствий для передвижения граждан, для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2.3. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан установлено специальным законом. Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве» от 8 декабря 1993 г. определяет систему, категорий и другие вопросы административно-территориальных единиц. В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область. Дня осуществления государственного управления на началахоптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две категории - регионы и населенные пункты. Регионы — эto часть территории Республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах Республики. Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства. Населенный пункт — это часть компактно заселенной территории Республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами. Населенные пункты, находящиеся на территории Республики, подразделяются на городские и сельские. К городским относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, к сельским- все остальные населенные пункты, независимо от их административной подчиненности. К городам республиканского значения относятся населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения, как правило, более одного миллиона человек. К городам областного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность населения более 50 тыс. человек. К городам районного значения могут быть отнесены населенные пункты, на территории, которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тыс. человек. К поселком могут быть отнесены пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях и других менее 3 тыс. человек. Аул (село) — населенный пункт с численностью не менее 50 человек. Крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются и состав ближайшего населенного пункта. Столицей Республики Казахстан является город Астана. Столица Республики Казахстан —административно-политический центр Республики, место нахождения Резиденции Президента. Парламента. Правительства, Конституционного Совета. Верховного Суда, Генеральной Прокуратуры и центральных органов Республики Казахстан. В столице хранятся эталоны Государственного флага и Государственного герба Республики Казахстан и оригинал текста Конституции Республики Казахстан. Правовое регулирование организации и функционирования столицы Республики осуществляется на основании Конституции, Закона «О столице Республики Казахстан» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Местное государственное управление в столице осуществляется местными представительными и исполнительными органами столицы в порядке, установленным законодательством. Это означает, что статус местных государственных органон столицы определяется теми нормативными правовыми актами, которые относятся к организации и деятельности местных государственных органов Республики. Такой порядок установлен 'Законом "О местном государственном управлении» от 23 января 2001г. В то же время статус местных государственных органов столицы г. Астаны имеет особенности. Аким столицы Республики Казахстан назначается на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра. Наряду с полномочиями, установленными законодательством Республики, маслихат г. Астаны в пределах своей компетенции; • yутверждает планы, экономические и социальные программы развития территории с учетом осуществления городом функции столицы по согласованию с Правительством: • вносит в установленном законодательством порядке предложения Правительству об административно-территориальном устройстве столицы; • утверждает схему управления столицей по согласованию с Правительством. Исполнительные органы столицы, наряду с полномочиями, установленными законодательством, в пределах своей компетенции: • предоставляют земельные участки под строительство здании, строений и сооружении для нужд государственных органов Республики и дипломатических представительств иностранных государств; однако земельные участки последним не продаются. • предоставляют здания, строения и сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, государственным органам Республики и дипломатическим представительствам иностранных государств: • разрабатывают планы, экономические и социальные программы развития территории в части осуществления городом функции столицы; • создают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятии в столице; • вносят предложения Президенту и Правительству об административно-территориальном устройстве столицы: ■ разрабатывают схему управления столицей и представляют на утверждение местному представительному органу. В столице Республики Казахстан г. Астане введены экономический режим специальной экономической зоны и свободной таможенной зоны. 2.4. Равнозначность наименовании «Республика Казахстан» и "Казахстан" означает следующее. Когда употребляется термин «Казахстан», имеется в виду государство Казахстан, а когда «Республика Казахстан», то форма государственного правления, а также государство. Когда употребляется термин «Республика», то имеется в виду государство Казахстан, например, «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию». «Народ Казахстана» означает совокупность всех граждан Казахстана.
Статья 3 1. Единственным источником государственной власти является народ. 2. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. стан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегирует осуществление своей власти государственным органом. 4. Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержан и противовесов. 3.1. Признание народа Казахстана единственным источником государственной власти означает, во-первых, что государство, его органы формируются по воле народа. Именно народ, только народ избирает Президента, депутатов в Парламент непосредственно или опосредованно и таким образом создает и образует высший законодательный орган государства — Парламент и местные представительные органы. Во-вторых, оно означает, что в основе формирующегося, развивающегося национального права лежит огосударствленная воля народа Казахстана. Приняв на республиканском референдуме Конституцию, народ выразил свою волю не только относительно формы государственного устройства, формы правления, системы высших » местных органон государственной власти, принципов их организации и деятельности. Народ также выразил свою волю относительно экономической структуры обществ;) и конституционных основ ее регулирования. В Конституции определены главные параметры правового регулирования общественных отношений. Следовательно, принимая Конституцию, народ Казахстана заложил основы формирующегося национального права. 3.2. Государственная власть осуществляется народом непосредственно. Конституция предусматривает две формы непосредственного осуществления народом власти: через республиканский референдум; путем участия в выборах Президента и депутатов Мажилиса, маслихатов и т.д. Особенность непосредствен нога осуществления власти состоит в том. что народ без давления, принуждения выражает свою волю при решении важных государственных вопросов. Народ не только непосредственно осуществляет государственную масть, но и опосредованно. Народ имеет право делегировать осуществление споен власти государственным органам. Под «государственными органами» не имеются в виду все органы государства. Народ в целом делегирует свою власть только тем субъектам, которые он выбирает,— Президенту и избираемым депутатам Парламента (депутатам Мажилиса). Поскольку указанным субъектам народ делегирует осуществление своей власти, им и только им народ предоставляет право выступать от его имени. В рассматриваемом положении Конституции речь идет, во-первых, о народе как о единственном источнике государственной власти, во-вторых, о высшей государственной власти, которой народ может делегировать осуществление своей власти. 3.3. Вопреки воле народа самовольно государственную власть в Республике Казахстан никто не может присваивать. В данном случае имеются в виду все ветви высшей власти: законодательная, исполнительная и судебная. Глубокий смысл указанного положения состоит в том, что только народ имеет право формировать Парламент, избирать Президента. Только избранные народом или представителями народа на основе Конституции депутаты Парламента и Президент вправе осуществлять государственную власть от имени народа. Частное лицо или какая-либо организация, какое-либо общественное объединение не имеют право присваивать государственную власть. Имеется в виду государственная власть как в масштабе Республики, так и региона (области, района и т.д.). Если же кто-либо попытается присвоить власть, то уголовный закон за это предусматривает ответственность. Конституция предоставляет право выступать от имени народа и государства Президенту и Парламенту Республики Казахстан потому, что народ им делегирует свое право осуществлять государственную власть. Президент и Парламент выступают от имени народа. Это означает, что они своими акциями (нормативными правовыми актами, обращениями и другими действиями) выражают волю народа. Поскольку любые акции Президента и депутатов Парламента воспринимаются как выражение воли народа, они должны относиться к своим действиям с высоким чувством ответственности. Президент и Парламент выступают от имени государства. Президент выступает от имени государства как его глава. Президент не принадлежит ни к одной ветви власти, но имеет отношение к ним ко всем. Это означает, что действия, акции Президента, осуществляемые в рамках Конституции и других нормативных правовых актов, его статуса, обязательны для всех государственных органов снизу доверху. Парламент также выступает от имени государства. Если Президент выступает от имени государства как высшее должностное лицо, то Парламент выступает от имени государства как коллегиальный орган, представляющий народ. В Конституции говорится, что Парламент выступает от имени народа и государства в пределах его конституционных полномочий. Это означает, что полномочия Парламента исчерпывающе указаны в Конституции. Данное положение служит как бы правовой основой механизма сдержек и противовесов в процессе осуществления деятельности Парламента. Нормативные правовые акты, специально посвященные статусу Парламента и процедуре его деятельности, не могут содержать нормы, расширяющие его полномочия. В соответствии с Конституцией от имени государства могут выступать Правительство и иные государственные органы. Под «иными государственными органами» имеются в виду центральные, местные государственные органы. Правительство и иные государственные органы могут выступать от имени государства в пределах делегированных им полномочий. В данном случае пол «делегированными полномочиями» имеются в виду такие, которые закреплены в Конституции, специальных правовых актах, определяющих статус Правительства и иных государственных органов, и в других нормативных правовых актах. 3.4. Единство системы государственной власти является решающим условием государственной и территориальной целостности и проявлением суверенитета Республики Казахстан. Единство государственной власти в унитарном государстве Казахстан означает наличие единой системы высших органов: Парламента. Верховного Суда, Правительства. Указанные органы, представляя различные ветви единой системы государственной власти в Республике Казахстан, все вместе, находясь в различных связях и отношениях, осуществляют функции унитарного государства. Государственную власть осуществляют не только высшие и центральные органы, но и местные государственные органы, составляя органическую, составную часть единой системы. Единство государственной власти основано на принципе ее разделения на ветви как по горизонтали, так и по вертикали. В унитарном государстве Казахстан разделение власти по вертикали имеет особенности в сфере разграничения полномочий. Законодательную власть осуществляет Парламент, исполнительную власть — Правительство и местные исполнительные органы, судебную власть — Верховный Суд и местные суды. Конечно же, государственную власть представляет и Президент, хотя он и не входит ни в одну из ее ветвей. Президент занимает особое место в единой системе государственной власти. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в процессе осуществления своих полномочий взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие осуществляется не на инициативных началах, а строго на правовой основе. В Конституции и в других нормативных правовых актах точно определены случаи их взаимодействия. Для того чтобы в процессе осуществления своих полномочий какая-нибудь ветвь государственной власти не вышла за пределы конституционных и других нормативных правовых норм, не присваивала бы полномочия других ветвей и не узурпировала бы, наконец, власть, в Конституции установлена система сдержек и противовесом. Система сдержек и противовесов — это совокупность установленных в Конституции организационных и правовых мер, обеспечивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение. Сдержки — это конституционные способы удерживания деятельности ветвей власти в рамках закона. Так, Парламент может осуществлять законодательную деятельность только по вопросам, указанным в Конституции. Не указанные в Конституции другие общественные отношения регулируются подзаконными актами. Верховный Суд вправе принимать нормативные постановления только по вопросам судебной практики и т.д. Противовесы — это конституционные способы противодействия одной ветви власти другой для отстаивания своих конституционных полномочий и недопущения нарушения Конституции. Для противодействия принятию Парламентом неконституционных законов Президенту предоставлено право вето. Парламент вправе отклонить Программу Правительства, если она не отвечает тем задачам, которые стоят перед Правительством, и т.д.
Статья 4 1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. 2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республик., 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. 4. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
4.1. В Конституции Республики Казахстан употреблены слова - действующее право Республике Казахстан- для того, чтобы подчеркнуть, во- первых, что нормы Конституции не являются лишь декларациями, применяются непосредственно: во- вторых, что действующими признаются только такие нормативные правовые акты, которые соответствуют Конституции Республики Казахстан; в-третьих, что национальное право Казахстана состоит не только из нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами Республики, но и из международных договоров и иных обязательств Республики. В теории «право» понимается как совокупность (система) правовых норм, установленных или санкционированных государством. В Конституции Республики Казахстан «действующее право» трактуется как совокупность норм Конституции и принимаемых государственными органами в соответствии с Конституцией нормативных правовых актов. Представляется, что такая трактовка «действующего права» имеет более глубокий юридический смысл. Он заключается, по нашему мнению, в признании того, что нормативные правовые акты состоял не только из норм права, но и из других правовых элементов: правовых определений, понятии, принципов, идей, деклараций, преамбулы и т.д. Не только нормы права, а в целом нормативный правовой акт направлены на регулирование (регламентацию) общественных отношений. Каждый правовой элемент имеет свою цель, назначение и выполняет соответствующую роль. Следовательно, источником действующего права являются не только нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах, ной нормативные правовые акты в целом, Такая трактовка в первую очередь относится к Конституции. Конституционный Совет в постановлении от 13 декабря 2001 г. Отметил, что при официальном толковании норм Конституции «принимается во внимание логическая взаимосвязь и сопряженность норм Конституции с ее общими положениями и принципами». В этом пункте не перечислены все органы, имеющие право принимать нормативные правовые акты. В соответствии с Конституцией субъектами, имеющими право принимать нормативные правовые акты, являются народ, Президент, Парламент, Правительство, центральные исполнительные органы. В то же время в пункте 1 статьи 4 указывается, что и действующее право включаются принимаемые в соответствии с Конституцией нормативные правовые постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Ненормативные акты указанных органов не являются элементами действующего права. 4.2. В Конституции Республики Казахстан не выделен непосредственно принцип ее верховенства, как это сделано в Конституции Российской Федерации. Однако идея такого принципа в Конституции Республики Казахстан присутствует. Принцип верховенства Конституции на всей территории Казахстана имеет различные аспекты. Прежде всего, он выражается в утверждении в Республике конституционного строя, в ориентации на строительство социального и правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции. Верховенство Конституции означает, что с ее принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединении, должностных лиц и граждан во всех сферах государственной жизни. На принципе верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма устройства, президентская форма правления в Казахстане. Поэтому выступления против указанных государственных институтов нарушают принцип верховенства Конституции. Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что как конституционные. так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что органы государственной власти всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию, Высшая юридическая сила Конституции означает, что нормативные правовые акты или их отдельные правовые нормы, положения, противоречащие Конституции, считаются не имеющими юридической силы и подлежат отмене. Прямое действие норм Конституции означает, что государственные органы должны их применять непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют. Прямое действие Конституции проявляется и в ее правосозидающей роли. В Конституции прямо указывается, какие законы следует принимать. Эти законы либо конкретно называются, либо указываются без названия. Так, в Конституции сказано, что компетенция и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом. В общих чертах указывается на законодательную деятельность Парламента: издает законы о режиме собственности, налогообложении, судоустройстве, судопроизводстве и т.п. В Конституции определены нормотворческие полномочия высших органон государственной власти. В рамках, указанных и Конституции, они принимают нормативные правовые акты. Нормы Конституции применяются непосредственно: а) если отсутствуют специальные нормы, регулирующие общественные отношения, подлежащие регламентации; б) если нет необходимости в принятии специальных норм для регулирования общественных отношений; в) если имеющиеся нормы противоречит нормам Конституции. 4.3. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закон, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан» от 12 декабря 1995 г. Регулирует вопросы, связанные с международными договорами республики. Международный договор Республики Казахстан — это соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и peгутируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры Республики Казахстан заключаются с иностранными государствами от имени: Республики Казахстан (межгосударственные договоры); Правительства Республики Казахстан (межправительственные договоры); Министерств, агентств и иных центральных органов Республики Казахстан, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики (межведомственные договоры). Не все международные договоры ратифицируются. Ратификация — способ выражения согласия Республики на обязательность для нее международного договора путем его утверждения Парламентом Республики Казахстан. Ратификации Парламентом подлежат международные договоры Республики Казахстан: 1)исполнение которых требует изменения действующих или принятых новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан; Date: 2015-09-03; view: 394; Нарушение авторских прав |