Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика теории развития





Не слишком ли мы сосредоточиваемся на целях, которые ставим перед детьми?

Сторонники движения за высокие стандарты настаивают, что мы должны установить четкие образовательные цели для детей, безус­ловно сосредоточившись на подготовке детей к будущему. Как не устают повторять сторонники движения за высокие стандарты, мы должны подготовить детей к завтрашним высоким технологиям и

глобальной экономике. Но, как предупреждал Руссо, чересчур силь­ная озабоченность будущим мешает нам увидеть, как дети растут и развиваются. На разных стадиях дети, естественно, бывают мотиви­рованы развивать разные способности, некоторые из них имеют мало общего с их будущими профессиями. Если мы сосредоточимся ис­ключительно на том, что нужно ребенку для будущего, мы отнимем у него возможность развить те или иные способности, необходимо формирующиеся на данной стадии. Сегодня, я полагаю, мы слиш­ком поспешно готовим детей к будущему и оказываем вредное воз­действие на маленьких детей. В качестве иллюстрации я бы хотел рассмотреть, как мы ограничиваем развитие детей в двух областях. Первая — это художественные наклонности ребенка.

Как уже упоминалось в главах о Вернере и Пиаже, дети в возрас­те между 3 и 8 годами любят петь, рисовать, танцевать и заниматься ролевой игрой (разыгрывать что-либо). Более того, в этот период их таланты поразительно расцветают (Gardner, 1980; Winner, 1982). Дети в возрасте между 5 и 8 годами, как правило, создают непосред­ственные, жизнерадостные и красивые рисунки. В самом деле, неко­торые великие художники говорили, что они пытаются уловить эту художественную установку малыша. Как однажды заметил Пикас­со, «раньше я рисовал, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как дети» (цит. по Gardner, 1980, р. 8).

Затем в возрасте 7 или 8 лет рисунки детей меняются. Они теря­ют свою непосредственность и живую гармонию. Они становятся более точными, геометрическими и тщательно спланированными. Может показаться, что у ребенка начинает преобладать рациональ­ный интеллект и приблизительно в таком же возрасте, как считал Пикассо, дети естественно становятся рациональнее и мыслят логи­чески (рассуждая более широко, их искусство, по-видимому, отра­жает «перемену от 5 до 7»). Это не значит, что существует полный разрыв между детьми в возрасте 7 или около того лет; маленькие дети в некоторой степени развивают рациональные способности и дети постарше продолжают развивать свои художественные способ­ности. Существуют также различные индивидуальные вариации. Но в целом, основная ориентация детей представляется более артистич­ной, а не рациональной или логической.

Однако в наших школах никогда не отводилось достаточного вре­мени для занятий искусством, а движение за высокие стандарты де­лает ситуацию еще более трудной; заботясь о технологии будущего, представители этого движения настаивают, чтобы школы посвяща­ли больше времени формальным учебным предметам и рациональ­ному мышлению на самых ранних стадиях — в детском саду или даже до школы. И движение за высокие стандарты очень успешно осуще­ствляло эту перемену. В результате, маленькие дети прилагают все больше усилий, чтобы справиться с академическими предметами, которые они с трудом понимают, в то время как у них все меньше возможностей развить творческие и артистические импульсы, кажу­щиеся им такими естественными и жизненно важными.

Такая же судьба постигла контакт ребенка с природой. Отзывчи­вые преподаватели для дошкольников и начальной школы давно признали, что маленькие дети проявляют очень сильный интерес к животным, воде, растениям, камням и почве. Как мы видели, Мон­тессори разделяла это представление и отводила ученикам началь­ной школы время для общения с природой. Она считала, что обще­ние с природой усиливает способность детей к наблюдению и ощу­щение единства с миром, поэтому стремилась разработать такие способы общения с природой, которые помогают детям развивать­ся. Но в современном образовании общение с природой не играет значительной роли. Насколько я знаю, никто из людей, определяю­щих политику в области образования, и никто из лидеров движения за высокие стандарты не указывал на большое значение природы в жизни ребенка. Вместо этого они всегда уделяли внимание знаниям и навыкам, которые продвинут национальную экономику, подгото­вят детей к высокотехнологичному рабочему месту в офисе и к ра­боте с компьютерами. А имея в виду эту цель, они не видят смысла в том, чтобы предоставлять детям возможность исследовать природу, прогуливаться по лугам и вдоль рек, лазить по деревьям, строить шалаши, наблюдать за рыбами и птицами, собирать камни и листья. Жизнь Гекльберри Финна уходит в прошлое.


В самом деле, детское ощущение природы редко становится пред­метом психологического исследования. Учебники по детскому раз­витию не касаются этой темы. В учебники входят главы по детскому моторному развитию, развитию языка, взаимоотношениям со взрос­лыми и сверстниками, математическому и научному мышлению итак далее — но никогда не включается раздел о переживаниях ребенка на природе. Все, чем мы располагаем, — это несколько теоретических работ (напр., Cobb, 1977; Gardner, 1998; Orr, 1993) и несколько пио­нерских исследований (Hart, 1979; Moore, 1989; см. Crain, 1997, где дан обзор). Эти исследования предполагают, что Монтессори была на правильном пути — богатый контакт с природой усиливает сенсор­ное осознание детей и ощущение спокойствия и принадлежности к миру. Природа вдохновляет их творчество — начиная от постройки шалашей до лучших образцов их рисунков и стихов. Но вряд ли пси­хологи в ближайшее время активно обратятся к этой теме.

Правда, мы могли бы на том же основании критически отнестись к теоретикам развития. Только два теоретика развития из упомянутых в этой книге — Руссо и Монтессори — обратили внимание на особую чувствительность ребенка к природе. Но метод теории развития по­зволяет оценить этот аспект детства. Он обращен к взрослым и по­буждает относиться к детям непредвзято, даже с некоторой наивно­стью. Нам следует перестать думать исключительно с точки зрения наших собственных целей в отношении детей; нам следует также учесть возможность того, что ребенок мудро знает, какой именно опыт ему необходим. Так, что мы должны наблюдать за ребенком близко и открыто, не подавать ему сигналов или намеков, попытаться увидеть, в чем его или е.е самые глубокие интересы и методы обучения. Я счи­таю, что если бы мы следовали подлинному духу теории развития, мы бы обнаружили, что дети в действительности стремятся приобре­сти богатый контакт с природой и этот контакт сильно влияет на их целостное личностное развитие. В самом деле, я считаю, что если бы мы полностью исследовали этот вопрос, мы бы обнаружили, что в наши дни даже у маленьких детей часто встречаются беспокойство и депрессия, что по большей части — результат отсутствия в их жизни такого успокаивающего фактора, как природа.







Date: 2015-09-02; view: 371; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию