Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Абрахам Маслоу
Биографические сведения. Маслоу (Abraham Maslow, 1908-1970): родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье бедных русских иммигрантов. Он рос застенчивым и несчастным мальчиком. Хотя ему нравилось учиться в школе, ему трудно было адаптироваться. Он учился в Нью-Йоркском городском колледже, Корнеллском университете и завершил образование в университете Висконсина, где получил степень бакалавра и продолжил последипломную работу в психологии. Маслоу начал карьеру строго в рамках основного научного направления. Он прошел тщательное обучение под руководством Э. Л. Торндайка и Гарри Харлоу и написал нормативный учебник по патопсихологии (Wilson, 1972, р. 115-134). Маслоу утверждал, что в начале своей карьеры был предан бихевиоризму (Goble, 1970, р. 11) и в каком-то смысле никогда не отрекался от него; он всегда осознавал, что люди — субъекты обусловливания внешней среды. Но постепенно его все больше начинала раздражать односторонность бихевиоризма; ведь люди также обладают внутренней жизнью и потенциалом роста, творческими способностями и свободным выбором. С 1937 по 1951 г. Маслоу преподавал в Бруклинском колледже, а с 1951 по 1969 г. в университете Брандейс. Он также работал как психолог-клиницист, и однажды все лето потратил на полевое антропологическое исследование индейцев канадской провинции Альберта (р. 12). Коллеги Маслоу описывали его как человека, преисполненного любопытства, удивления, открытого новым идеям (Manuel, 1972). По мере того как его работа развивалась, она расширялась и включала все новые материалы. Он хотел, чтобы психология вышла за рамки рациональной науки и вобрала различные способы познания, в том числе и восточные философии. Таким образом, хотя Маслоу умер в 1970 г., прежде чем началась «когнитивная революция», он дал модель мышления, альтернативную мышлению рациональному, ориентированному на выполнение задания, и лежащую в русле когнитивных теорий. Идеи Маслоу. Первым шагом Маслоу в направлении гуманистической психологии была формулировка новой теории мотивации (1943). В соответствии с этой теорией существует шесть видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в любви, потребности в самооценке и на высшем уровне — потребности в самоактуализации. Эти потребности построены в иерархическом порядке, так что осуществление потребностей более низкого уровня подталкивает организм на более высокий уровень. Например, человек, ощущающий сильную физиологическую потребность, такую как голод, не будет чувствовать никакой другой мотивации, но когда его потребность удовлетворена, он перейдет на следующий уровень, т. е. на уровень потребностей в безопасности, и когда она будет удовлетворена, человек перейдет на третий уровень и так далее. В своих основных работах Маслоу больше всего интересовался самым высоким уровнем потребностей, потребностью в самоактуализации. Понятие самоактуализации он позаимствовал у Голдштей-на (Goldstein, 1939) и оно характеризует реализацию потенциала человека, его способностей и талантов. Изучая их, Маслоу исследовал жизнь и опыт многих здоровых творческих людей. В его выборку входили современники и знакомые, такие как антрополог Рут Бенедикт, общественные и исторические фигуры, такие как Томас Джеф-ферсон и Элеонора Рузвельт (Maslow, 1954, р. 202-203). Маслоу пришел к выводу, что люди, реализующие себя, в отличие от большинства сохраняют некоторую независимость от общества. Большинство людей настолько сильно мотивированы потребностями в принадлежности, любви и уважении, что боятся того, что другие могут их не одобрить. Они пытаются вести себя приемлемо для своего общества и делать все, что приносит им престиж. Люди, склонные к самоактуализации, наоборот, менее конформны. Видимо, на них меньше влияет социальное окружение, и они более спонтанны, свободны и естественны в поведении. Хотя они и редко ведут себя вопреки традициям, в ответ на условности они обычно благодушно пожимают плечами. Вместо этого их прежде всего направляет потребность во внутреннем росте, развитии своего потенциала и осуществлении личной миссии в жизни (р. 223-228). Из-за того что люди, стремящиеся к самоактуализации, достигают некоторой независимости от своей культуры, они не ограничиваются традиционным, абстрактным или стереотипным способом восприятия. Обычно люди, посещая музей, читают имена художников под картинами и воспринимают, руководствуясь традицией. Люди, стремящиеся к самоактуализации, наоборот, воспринимают все более непосредственно, наивно и таким, как есть. Они могут посмотреть на любую картину (дерево, птицу или ребенка), как будто видят ее в первый раз; они могут найти чудесную красоту там, где другие не увидят ничего, кроме обычного предмета (Maslow, 1966, р. 88). Они, по-видимому, сохраняют творческий, открытый подход, характерный для маленького ребенка. Как и у ребенка, их установка зачастую представляет собой «поглощенность, очарование, взгляд широко открытых глаз и восхищение окружающим» (р. 100). К сожалению, большинство детей утрачивают этот подход к жизни в процессе социализации. Когда такое восприятие интенсивно, оно называется «пиковым переживанием». Человека одолевает благоговение и удивление перед объектом — лесом, любовником, ребенком — и он делается на столько поглощенным своим переживанием, что утрачивает всякое самоосознание. Человек может даже чувствовать мистическое ощущение единения с трансцендентной красотой и совершенством. В любом случае не делается никакой попытки назвать предмет, свести его к какой-то категории, использовать его для какой-либо цели. Во многом люди, склонные к самоактуализации — хорошие специалисты в феноменологии. Достигает их восприятие или нет уровня пиковых переживаний, они отстраняются или выходят за рамки обычных переживаний. Они вбирают конкретный непосредственный опыт (Maslow, 1966, р. 87). Маслоу также сравнивал метод людей, склонных к самоактуализации с «даосским "пусть будет"», что означает одобрительную, открытую оценку предметов, без слияния с ними или попыток их контролировать (Maslow, 1962, р. 86). Маслоу полагал, что психологи и другие ученые могут многое Вызнать, пользуясь феноменологическим и даосским подходами. Широко распространено мнение, что наука должна развиваться интеллектуально и целенаправленно. Как ученые мы должны четко определить цель нашего исследования и затем собрать данные, помогающие разрешить проблему или протестировать гипотезу. В процессе мы фильтруем весь богатый опыт людей и вещей, не составляющих целей нашего исследования. Маслоу предположил, что, до того как мы будем поглощены нашими целями, гипотезами и обобщениями, мы открыты миру сенсорного, дорационального и опытного уровня. Нам следует попытаться воспринять мир более непосредственно и чутко, подчиняясь тому, что движет нами, очаровывает нас, как детей. Затем мы приходим к пониманию, которое дает нам информацию в нашей рациональной, целенаправленной работе (Maslow, 1966; 1968, р. 184). Маслоу перерабатывал свои идеи в течение многих лет и не всегда был систематичен. Но в общих чертах его позиция была следующей: Люди обладают врожденной биологической внутренней природой, включающей все базовые потребности и импульсы роста и самоактуализации (1962, р. 190; 1971, р. 25). Это внутреннее ядро отчасти характерно для вида в целом и отчасти свойственно темпераменту, так как у всех нас особые склонности, темпераменты и способности (р. 191). Наше внутреннее ядро — это позитивная сила, стремящаяся к реализации, подобно тому, как желудь стремится превратиться в дуб. Важно признать, что именно наша внутренняя природа, а не окружающая среда, играет направляющую роль. Окружающая среда, как солнце, еда и вода; она питает рост, но это не семя. Социальную и образовательную практику надо оценивать не с точки зрения того, насколько эффективно она контролирует ребенка или позволяет ребенку приспособиться, но в зависимости от того, насколько хорошо эта практика поддерживает и питает внутренний потенциал ребенка (р. 160-161, 211-212). Наша внутренняя природа не так сильна, как инстинкты у животных. Скорее, она незаметна, тонка и во многом слаба. Ее легко «подавить в процессе обучения, культурных ожиданий, страха, неодобрения и так далее» (р. 191). Подавление нашей внутренней природы, как правило, происходит в детстве. Вначале дети обладают внутренней мудростью и с уважением относятся ко всему, что делают, — в том числе к потреблению пищи, сну, приучению к горшку и побуждению вставать или ходить. Дети также жадно исследуют окружающую среду, сосредоточиваясь на отдельных вещах, которыми они восхищаются. Их собственные чувства и внутренние побуждения ведут их по направлению к здоровому росту. Однако социализирующим агентам часто не достает уважения к выбору детей. Вместо этого они пытаются направлять детей, учить их, как себя вести. Они их критикуют, исправляют ошибки и пытаются дать им «правильные ответы». В результате дети перестают доверять самим себе и своим чувствам и начинают опираться на мнения других людей, (р. 49-55,150,198-199). Даже если наше внутреннее ядро с его побуждениями к самоактуализации — слабо, оно редко исчезает вообще — даже во взрослом возрасте. Оно сохраняется в бессознательном, говорит с нами внутренним голосом и ждет, чтобы мы его услышали. Внутренние сигналы могут привести даже невротичного взрослого назад к захороненным способностям и неосуществленному потенциалу. Наше внутреннее ядро — это давление, которое мы называем «волей к здоровью», и именно на этом побуждении основывается успешная психотерапия (р. 192-193). Есть немногие люди, истинно стремящиеся к самоактуализации, которые всегда остаются глубоко отзывчивыми к своей внутренней природе и импульсам роста. Эти люди менее всего подвержены влиянию и давлению культуры и сохраняют способность смотреть на мир спонтанно, непосредственно, как дети. Date: 2015-09-02; view: 642; Нарушение авторских прав |