Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология. К главным компонентам современной гуманистической психо­логии относится также феноменологическая ориентация





К главным компонентам современной гуманистической психо­логии относится также феноменологическая ориентация. Эта ори­ентация, или метод, включает то, что можно назвать «феноменоло­гической остановкой». Человек пытается избавиться от своих тео­ретических предположений и обычных категорий и увидеть людей и вещи открыто и непосредственно — такими, какими они действи­тельно являются. Этот метод, как мы видели, был отправным пунк­том в развитии философии Руссо. Руссо считал, что у детей есть свой собственный метод мышления и чувствования и что мы ничего о нем не знаем; поэтому мы не должны навязывать детям свои соб­ственные мысли и стоит просто потратить время и понаблюдать за ними, прислушаться к ним и позволить им открыть нам свои уни­кальные качества. Позже Пиаже и Монтессори указывали на то же самое. Можно сказать, что прием «феноменологической остановки» используют и этологи. Прежде чем этолог сформирует какую-либо гипотезу или выстроит на ней какую-то теорию, он или она должны сперва просто попытаться узнать и описать как можно больше опре­деленных видов. Чтобы это сделать, считают этологи, мы должны наблюдать за животными в их естественной среде обитания, а не в лаборатории.

В психологии феноменология, как правило, подразумевает вто­рой шаг. Феноменологические психологи обычно приостанавлива­ют процесс формирования предпосылок понятий для того, чтобы войти во внутренний мир другого человека. Они пытаются открыть себя непосредственному опыту другого человека и увидеть мир его глазами.

Теоретики развития, предпринимая этот второй шаг, были непо­следовательны. Напротив, Шахтель и психоаналитики предприня­ли большие усилия, чтобы познакомиться с внутренним миром де­тей. Шахтель пытался понять уникальные способы восприятия у младенцев, а психоаналитик Беттельгейм, например, постоянно спрашивал себя самого: каким представляется мир ребенку и как он его ощущает? Другие авторы меньше интересовались детским восприятием мира. Гезелл хотел, чтобы мы непредвзято относились к детским потребностям и интересам, но наблюдал главным обра­зом за их внешним моторным поведением. Вернер помогает нам понять, каким мир представляется ребенку — как, например он может быть полным жизни и чувства — но он в основном обсуждал психическую жизнь ребенка с внешней-точки зрения, анализируя ее в рамках таких понятий, как дифференциация и интеграция. Точно так же Пиаже дал нам ценные понятия об уникальных пере­живаниях маленьких детей — как предметы изменяют свои момен­тальные восприятия, как сны могут показаться реальностью, как нравственность может представляться навязанной старшими и так далее — но и Пиаже в первую очередь исследовал мышление ма­ленького ребенка с внешней точки зрения, анализируя его на осно­ве логических структур. Этологи тоже рассматривали поведение в основном с внешней точки зрения.

Трудно понять, каким мир кажется детям (и взрослым) на раз­ных стадиях развития. Маленькие дети не обладают достаточными вербальными навыками, чтобы сказать нам, каким им представля­ется мир, а младенцы вообще не могут ни слова сказать о своем опы­те. Один из методов может заключаться в том, чтобы изучать спон­танные интересы детей. Например, Монтессори показала, как ма­ленькие дети обращают внимание на малейшие детали предметов. Эти наблюдения позволяют сделать две догадки относительно восприятия мира ребенком. Маленькие дети, по-видимому, восприни­мают жизнь там, где мы ее не видим, и их особенно интересуют пред­меты, такие как машины, мячи или воздушные шары, которые при небольшой работе воображения принимают человеческие качества. Представляется важным отметить каждый аспект окружающей сре­ды, который дети считают особенно интересным. Чтобы структури­ровать эти исследования, нам нужно следовать за мыслью Марты Мухов (о которой говорилось в главе 5). Она наблюдала за тем, как дети разного возраста реагировали на типичные повседневные си­туации, в том числе в порту и в магазине. Отмечая вещи, которые кажутся детям особенно интересными, так же как и те, которые они игнорируют, мы можем начать создавать картину того, каким мир представляется ребенку в разные фазы жизни.

Date: 2015-09-02; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию