Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменология. К главным компонентам современной гуманистической психологии относится также феноменологическая ориентацияК главным компонентам современной гуманистической психологии относится также феноменологическая ориентация. Эта ориентация, или метод, включает то, что можно назвать «феноменологической остановкой». Человек пытается избавиться от своих теоретических предположений и обычных категорий и увидеть людей и вещи открыто и непосредственно — такими, какими они действительно являются. Этот метод, как мы видели, был отправным пунктом в развитии философии Руссо. Руссо считал, что у детей есть свой собственный метод мышления и чувствования и что мы ничего о нем не знаем; поэтому мы не должны навязывать детям свои собственные мысли и стоит просто потратить время и понаблюдать за ними, прислушаться к ним и позволить им открыть нам свои уникальные качества. Позже Пиаже и Монтессори указывали на то же самое. Можно сказать, что прием «феноменологической остановки» используют и этологи. Прежде чем этолог сформирует какую-либо гипотезу или выстроит на ней какую-то теорию, он или она должны сперва просто попытаться узнать и описать как можно больше определенных видов. Чтобы это сделать, считают этологи, мы должны наблюдать за животными в их естественной среде обитания, а не в лаборатории. В психологии феноменология, как правило, подразумевает второй шаг. Феноменологические психологи обычно приостанавливают процесс формирования предпосылок понятий для того, чтобы войти во внутренний мир другого человека. Они пытаются открыть себя непосредственному опыту другого человека и увидеть мир его глазами. Теоретики развития, предпринимая этот второй шаг, были непоследовательны. Напротив, Шахтель и психоаналитики предприняли большие усилия, чтобы познакомиться с внутренним миром детей. Шахтель пытался понять уникальные способы восприятия у младенцев, а психоаналитик Беттельгейм, например, постоянно спрашивал себя самого: каким представляется мир ребенку и как он его ощущает? Другие авторы меньше интересовались детским восприятием мира. Гезелл хотел, чтобы мы непредвзято относились к детским потребностям и интересам, но наблюдал главным образом за их внешним моторным поведением. Вернер помогает нам понять, каким мир представляется ребенку — как, например он может быть полным жизни и чувства — но он в основном обсуждал психическую жизнь ребенка с внешней-точки зрения, анализируя ее в рамках таких понятий, как дифференциация и интеграция. Точно так же Пиаже дал нам ценные понятия об уникальных переживаниях маленьких детей — как предметы изменяют свои моментальные восприятия, как сны могут показаться реальностью, как нравственность может представляться навязанной старшими и так далее — но и Пиаже в первую очередь исследовал мышление маленького ребенка с внешней точки зрения, анализируя его на основе логических структур. Этологи тоже рассматривали поведение в основном с внешней точки зрения. Трудно понять, каким мир кажется детям (и взрослым) на разных стадиях развития. Маленькие дети не обладают достаточными вербальными навыками, чтобы сказать нам, каким им представляется мир, а младенцы вообще не могут ни слова сказать о своем опыте. Один из методов может заключаться в том, чтобы изучать спонтанные интересы детей. Например, Монтессори показала, как маленькие дети обращают внимание на малейшие детали предметов. Эти наблюдения позволяют сделать две догадки относительно восприятия мира ребенком. Маленькие дети, по-видимому, воспринимают жизнь там, где мы ее не видим, и их особенно интересуют предметы, такие как машины, мячи или воздушные шары, которые при небольшой работе воображения принимают человеческие качества. Представляется важным отметить каждый аспект окружающей среды, который дети считают особенно интересным. Чтобы структурировать эти исследования, нам нужно следовать за мыслью Марты Мухов (о которой говорилось в главе 5). Она наблюдала за тем, как дети разного возраста реагировали на типичные повседневные ситуации, в том числе в порту и в магазине. Отмечая вещи, которые кажутся детям особенно интересными, так же как и те, которые они игнорируют, мы можем начать создавать картину того, каким мир представляется ребенку в разные фазы жизни.
|