Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природные силы роста
Когда Маслоу говорит о биологическом ядре, направляющем здоровое развитие, теоретики развития ссылаются на созревание. Созревание — внутренний механизм, побуждающий детей, стремиться некоторым переживаниям в определенное время. Под влиянием побуждения к созреванию дети регулируют свои циклы сна и еды; ни учатся сидеть прямо, ходить, бегать; формируют внутреннюю потребность в автономии; овладевают языком; исследуют расширяющуюся окружающую среду и так далее. В соответствии с мнением Гезелла и других психологов, дети, следуя своему внутреннему расписанию и распорядку, оказываются очень умными в отношении своих внутренних потребностей и возможностей. Так что, вместо того чтобы пытаться заставить детей следовать установленному нами расписанию и указаниям, мы можем помочь им направлять нас и делать собственный выбор — как и предлагал Маслоу. Тем не менее, как заметил Маслоу, нам часто трудно доверять детям и процессу роста. Нам трудно признать, что дети способны научиться сами, без нашего руководства и присмотра. Однако теоретики развития пытались доказать нам, что детям это под силу. Монтессори, в частности, доказывала, что если мы непредвзято выясним спонтанные интересы детей, то они сами направят нас к тем заданиям, с которыми независимо справятся. При этом они будут больше концентрироваться на самом задании, и у них появится ощущение, что они могут справиться с задачей. Дети станут выполнять задания увлеченно, потому что эти задания отвечают их внутренним потребностям реализовать некоторые способности в определенный период развития. Таким образом, нам не нужно брать на себя обучение ребенка, выбирать для него задание, мотивировать его похвалой или критиковать его ошибки — такая практика вынуждает ребенка обращаться к внешним авторитетам за советом и оценкой. Вместо этого мы вполне можем довериться потребностям ребенка, основанным на созревании, чтобы ребенок смог совершенствовать собственные способности так, как ему удобнее. Маслоу указывал на Монтессори как на образец гуманистически ориентированного работника образования, подчеркивая ее веру во внутренние креативные силы детей. Не все теоретики развития, конечно, настолько преданы природе, как Гезелл или Монтессори. Как мы видели, Пиаже, Колберг и теоретики когнитивного развития сомневались в том, что биологическое созревание прямо руководит стадиями когнитивного развития. Тем не менее эти теоретики также подчеркивают важное значение независимой деятельности детей, а не внешнего обучения как источника развития. Дети с их точки зрения от природы любознательны и стремятся получить новый опыт, который приведет к реорганизации их когнитивных структур. Таким образом, теоретики когнитивного развития также разделяют гуманистическую веру во внутренние способности самостоятельного обучения. Интересно, что теоретики развития до Маслоу предвосхищали его идеи — в частности, Юнг. Маслоу указывал, как хорошо социализировавшийся взрослый, внутренний потенциал самореализации которого скрыт, все же будет слышать внутренние голоса, привлекающие к себе его внимание. Почти также и Юнг описывал кризис середины жизни. До достижения среднего возраста человек, как правило, сосредоточивается на том, чтобы приспособиться к внешнему социальному миру, пытается делать все, что принесет социальный успех, теряет свою значимость, и внутренние голоса бессознательного направляют человека к тому, чтобы он обратил внимание на те составляющие его «Я», которые остались нераскрытыми и нереализованными. Человек все больше обращается внутрь себя и начинает считать, что открытие и совершенствование личности гораздо важнее социальной приспособленности. Таким образом, теоретики развития, как и современные гуманистические психологи, попытались раскрыть внутренние факторы роста, не зависящие от влияния социума. В то же время некоторые теоретики развития были настроены более пессимистично, чем гуманисты, в отношении возможности какого-то существенного улучшения на основе внутренних сил. В частности, фрейдистам казалось, что из-за того, что созревание сопровождается бурными сексуальными и агрессивными импульсами, социальное подавление в той или иной степени всегда будет необходимо. Эриксон несколько более позитивно относился к росту, он писал об усилении автономии, инициативе, трудолюбии и других полезных качествах, но он также чувствовал, что другие стороны этих качеств — стыд, сомнение, вина, неполноценность и так далее — неизбежны. Ни один ребенок не может быть полностью автономным, и поэтому общество всегда в большей или меньшей степени вынуждено его контролировать. Все же, как надеялся Эриксон, мы можем воспитать детей так, чтобы они приобрели наибольшую автономию, инициативу и другие добродетели, насколько это возможно. Более того, фрейдистская терапия во многом опирается на внутренние силы роста. Вспомните, как Фрейд однажды спросил у психиатра, сможет ли он действительно вылечить человека. Когда психиатр ответил отрицательно — что он может только убрать некоторые препятствия росту, как садовник убирает камни или сорняки, — Фрейд сказал, что, пожалуй, они смогут понять друг друга. Школа Беттельгейма дает яркий пример того, как психоаналитики опираются на внутренние процессы роста. Беттельгейм не пытался заставить детей с нарушениями вести себя нормально. Но он создавал определенные условия: любовь, одобрение и эмпатию, которые позволяли детям чувствовать себя в безопасности и продвинуться в развитии. Врач лечит пациентов приблизительно также. Врач в действительности не лечит рану, а только промывает и зашивает ее. Остальное зависит от природы. Любое лечение в психотерапии или в медицине отчасти опирается на здоровые силы, не контролируемые врачом. Врач доверяет своей вере во внутренние здоровые силы. Таким образом теоретики развития, как и гуманисты, попытались открыть природу внутренних сил роста и разработать соответствующие образовательные и терапевтические методы. И в значительной степени те, кто писал о развитии, разрабатывали эти задания задолго до того, как началось современное гуманистическое движение в психологии. Date: 2015-09-02; view: 317; Нарушение авторских прав |