Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксистский взгляд на человеческую природу
Так как Выготский пытался создать марксистскую психологию, прежде чем подробно рассматривать его работы, полезно будет кратко ознакомиться со взглядами самого Карла Маркса (1818-1883) на природу человека. Замечания Маркса, касающиеся человеческой природы, немногочисленны и в основном встречаются в его ранних работах (Marx, 1844; Marx & Engels, 1846). Маркс признавал, что людьми движут биологические потребности, но подчеркивал, что человека отличает способность использовать орудия труда и самому производить продукты. Именно благодаря изобретению и использованию орудий человек может господствовать над окружающей природой, удовлетворять свои потребности, и в идеале — реализовать заложенный в нем творческий потенциал. Производство, подчеркивал Маркс, является в основе своей социальным процессом; люди объединяются, чтобы сажать и собирать урожай, обмениваться товарами, собирать машины и т. п. Помимо этих общих замечаний Маркс мало касался вопросов человеческой природы. Более того, он утверждал, что ошибочно пытаться описывать природу человека абстрактно, в отрыве от социально-исторического контекста. Хотя человеческий род в целом отличает способность к использованию орудий труда и промышленному производству, условия труда претерпевают исторические изменения. К примеру, условия труда средневекового ремесленника и фабричного рабочего XIX в. существенно различаются. Поэтому, чтобы понять человека, мы должны понимать историю и динамику исторического процесса (Marx, 1845; Marx & Engels, 1846). Историю Маркс рассматривает как диалектический процесс — череду противоречий, приводящую к их разрешению. Новые производительные силы (в частности, способы производства продукции) приходят в противоречие с существующей социальной системой, в результате чего устанавливается новая социальная система. Например, распространение фабричного производства в Европе XVIII-XIX вв. давало возможность зарождающемуся классу капиталистов накопить огромные суммы денег, но этому препятствовала устаревшая феодальная система. Результатом этого противоречия стало свержение феодальной системы и установление новой — системы свободного предпринимательства, позволявшей капилистам зарабатывать любое количество денег (Marx, 1859; Marx & Engels, 1872). Маркс считал, что его эпоха — вторая половина XIX в. — знаменует собой новую диалектическую фазу исторического развития. Система свободного предпринимательства уже начала сдерживать технологический прогресс. Разрешением этого конфликта должна стать коммунистическая революция, в результате которой рабочие захватят власть над производством и реорганизуют его на пользу всего общества. Мы уже встречались с концепцией диалектики в главе 6. Маркс, как и многие другие мыслители, почерпнул эту концепцию у Гегеля, но интерпретировал ее в совершенно ином смысле. Для Гегеля диалектика истории лежала в области сознания и идей; одни взгляды приходят в противоречие с другими, порождая новый синтез. Маркс же, напротив, считал, что конфликт идей — это лишь верхушка айсберга, реальные противоречия являются социально-экономическими по своей природе. А идеи и ценности, как правило, фактически служат для оправдания определенных социально-экономических интересов. Средневековая знать почитала верность и честь, а зарождающийся класс капиталистов воспевал дух свободы и соревнования, и оба сословия считали, что они олицетворяют собой высшие человеческие ценности. В действительности, и те и другие лишь расхваливали этические взгляды, оправдывающие их социально-экономические интересы. Придерживаясь такой точки зрения, Маркс резко критически относился к тем ученым, которые пытались проанализировать природу сознания — человеческие взгляды, идеи и ценности, — считая, что они представляют собой независимую сущность. Маркс же говорил, что мышление людей зависит от материальных условий их жизни — от того, как они работают, производят продукты и обменивается ими на том или ином этапе исторического развития. Однако не только содержание мышления зависит от исторической эпохи, сами когнитивные способности (capacities) рода человеческого также изменяются в результате исторического, и прежде всего — технологического развития. По крайней мере, так считал единомышленник Маркса, Фридрих Энгельс (1820-1895), который горячо отстаивал точку зрения, что развитие технологии, т. е. изготовления орудий труда на ранних этапах человеческой истории, породило такие уникальные человеческие проявления, как развитие интеллектуальных способностей и речи. Энгельс об использовании орудий и человеческой эволюции. По мнению Энгельса, наши далекие предки обрели способность изготавливать орудия, когда спустились с деревьев и стали жить на поверхности земли. Новый образ жизни давал им возможность принять вертикальное положение тела, что освободило их руки для изготовления каменных приспособлений. Переход к изготовлению орудий труда расширил умственные способности человека. Люди стали открывать новые свойства природных материалов, таких как камень и дерево, в частности — их свойство резать другие материалы. Люди также начали осознавать, хотя поначалу довольно смутно, научные принципы, лежащие в основе действия используемых ими орудий, такие как принцип рычага, а также действия массы и силы. Использование орудий также привело к развитию новых способов кооперации и коммуникации. По мере технологического развития люди осознавали преимущества сотрудничества. В частности, они обнаружили, что могут более эффективно строить хижины или лодки, если будут работать сообща. Теперь им потребовались средства общения друг с другом, выходящие за рамки рычания и жестов. У людей появилась необходимость давать друг другу команды, типа «поверни направо» или «тяни сильней». По словам Энгельса: «В процессе развития люди достигли стадии, когда им было что сказать друг другу». Так появилась речь. В широком смысле, развитие технологии способствовало ориентации человека в направлении окружающей среды. Имея в руках орудия труда, человек уже не был вынужден принимать среду такой, как она есть, — теперь он мог сам изменять ее. В частности, на определенном этапе люди перестали собирать плоды только там, где могли их найти; они начали расчищать землю и сажать собственный урожай. Новый вид деятельности породил планирование и прогнозирование. Эффективное земледелие требует планирования на месяцы и годы вперед. Такое предвидение, замечает Энгельс, далеко не всегда было развито у человека на столь высоком уровне, какой требовался для его жизнедеятельности. Однако, когда люди осознали возможности орудий и технологии, они стали изменять свою среду в соответствии с собственными планами и проектами. Date: 2015-09-02; view: 330; Нарушение авторских прав |