Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники оценки самоэффективности
Бандура (Bandura, 1986) считает, что оценка самоэффективности базируется на четырех источниках информации. Наибольшее влияние на самооценку человека оказывают его знания о своих фактических достижениях (knowledge of actual performance). Если мы постоянно добиваемся успеха, наше мнение о собственных возможностях растет, а если мы терпим неудачи, оно будет падать. Если мы уже сформировали положительную оценку своих способностей, нас не очень огорчают временные трудности. Мы скорее будем объяснять наши поражения недостатком усилий или несовершенством избранной нами стратегии и не прекратим попыток. А если мы сумеем преодолеть возникшие препятствия, наша самооценка еще более возрастет. На оценку самоэффективности влияют и результаты косвенного опыта (vicarious experiments). Когда мы видим, как с задачей справляются другие, мы предполагаем, что у нас тоже должно получиться. Это особенно верно в тех случаях, когда другие, по нашим оценкам, обладают примерно равными с нами способностями. Другой переменной, влияющей на самооценку, являются вербальные (словесные) убеждения со стороны других (verbalpersuasion), или воодушевляющие речи. Если кто-то убеждает нас, что мы можем это сделать, у нас обычно получается лучше. Конечно, подобные увещевания не помогут нам выполнить задачу, которая для нас непосильна. Но в остальном поддержка помогает, ведь успех в значительной степени зависит от прилагаемых усилий, а не от врожденных способностей. Наконец, мы оцениваем свои способности также на основе сигналов организма (physiological cues). Например, мы можем считать возникающие усталость или напряжение знаком того, что мы взялись за слишком трудную задачу. Но разные люди по-разному реагируют на одни и те же сигналы своего организма. Например, девочка, разминающаяся перед 400-метровой пробежкой, может считать свою тревожность признаком того, что она слишком волнуется, чтобы хорошо пробежать дистанцию. В то же время ее подруга может расценивать свою тревожность как проявление того, что она в достаточной мере «завелась», и ее «выброс адреналина» свидетельствует о том, что она настроилась на полную самоотдачу и готова показать максимальный результат. В 1994 г. Бандура попытался, хотя и очень приблизительно, обрисовать процесс развития оценки самоэффективности на протяжении человеческой жизни. Ощущение самооценки развивается у младенцев в процессе исследования ими окружающей среды, когда они начинают ощущать, что в той или иной степени имеют над ней власть. По мере взросления ребенка границы его социального мира расширяются. Дети начинают обращать внимание на самооценку своих сверстников и сравнивать себя с ними. Подростки уже оценивают свои достижения с новых точек зрения, включая успех у противоположного пола. Повзрослев, молодые люди должны оценить себя с новых сторон — с профессиональной точки зрения и в качестве родителей, а в зрелом возрасте они должны опять пересмотреть свои возможности, готовясь к выходу на пенсию и связанными с этим изменениями в образе жизни. Но на протяжении всего жизненного пути важно сохранять позитивный взгляд на свои способности, чтобы двигаться по жизни с энтузиазмом и энергией. При заниженной самооценке человека ждут разочарования, неудачи и болезненная неуверенность в собственных силах. Date: 2015-09-02; view: 551; Нарушение авторских прав |