Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники оценки самоэффективности





Бандура (Bandura, 1986) считает, что оценка самоэффективно­сти базируется на четырех источниках информации.

Наибольшее влияние на самооценку человека оказывают его знания о своих фактических достижениях (knowledge of actual perfor­mance). Если мы постоянно добиваемся успеха, наше мнение о соб­ственных возможностях растет, а если мы терпим неудачи, оно бу­дет падать. Если мы уже сформировали положительную оценку сво­их способностей, нас не очень огорчают временные трудности. Мы скорее будем объяснять наши поражения недостатком усилий или несовершенством избранной нами стратегии и не прекратим попы­ток. А если мы сумеем преодолеть возникшие препятствия, наша самооценка еще более возрастет.

На оценку самоэффективности влияют и результаты косвенно­го опыта (vicarious experiments). Когда мы видим, как с задачей справляются другие, мы предполагаем, что у нас тоже должно получиться. Это особенно верно в тех случаях, когда другие, по нашим оценкам, обладают примерно равными с нами способностями.

Другой переменной, влияющей на самооценку, являются вер­бальные (словесные) убеждения со стороны других (verbalpersuasion), или воодушевляющие речи. Если кто-то убеждает нас, что мы можем это сделать, у нас обычно получается лучше. Конечно, подобные уве­щевания не помогут нам выполнить задачу, которая для нас непосиль­на. Но в остальном поддержка помогает, ведь успех в значительной сте­пени зависит от прилагаемых усилий, а не от врожденных способнос­тей.

Наконец, мы оцениваем свои способности также на основе сиг­налов организма (physiological cues). Например, мы можем считать возникающие усталость или напряжение знаком того, что мы взя­лись за слишком трудную задачу.

Но разные люди по-разному реагируют на одни и те же сигналы своего организма. Например, девочка, разминающаяся перед 400-мет­ровой пробежкой, может считать свою тревожность признаком того, что она слишком волнуется, чтобы хорошо пробежать дис­танцию. В то же время ее подруга может расценивать свою тревож­ность как проявление того, что она в достаточной мере «завелась», и ее «выброс адреналина» свидетельствует о том, что она настрои­лась на полную самоотдачу и готова показать максимальный ре­зультат.

В 1994 г. Бандура попытался, хотя и очень приблизительно, об­рисовать процесс развития оценки самоэффективности на протя­жении человеческой жизни. Ощущение самооценки развивается у младенцев в процессе исследования ими окружающей среды, когда они начинают ощущать, что в той или иной степени имеют над ней власть. По мере взросления ребенка границы его социального мира расширяются. Дети начинают обращать внимание на самооценку своих сверстников и сравнивать себя с ними. Подростки уже оцени­вают свои достижения с новых точек зрения, включая успех у про­тивоположного пола. Повзрослев, молодые люди должны оценить себя с новых сторон — с профессиональной точки зрения и в каче­стве родителей, а в зрелом возрасте они должны опять пересмотреть свои возможности, готовясь к выходу на пенсию и связанными с этим изменениями в образе жизни. Но на протяжении всего жизненного пути важно сохранять позитивный взгляд на свои способности, что­бы двигаться по жизни с энтузиазмом и энергией. При заниженной самооценке человека ждут разочарования, неудачи и болезненная неуверенность в собственных силах.

Date: 2015-09-02; view: 515; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию