Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования, связанные с полемикой Выготского и Пиаже





Как сам Выготский, так и ряд других психологов исследовали яв­ления, ставшие предметом разногласий между Выготским и Пиаже.

Степень сложности задач. Выготский пришел к заключению, что если детская эгоцентрическая речь служит для решения задач, она должна все ярче проявляться по мере увеличения их сложно­сти. Поскольку Пиаже не видел позитивных функций эгоцентриче­ской речи, такой прогноз не вытекает из его теории.

Для доказательства своей точки зрения Выготский различными способами усложнял предлагаемые детям задания. «Например, когда ребенок собирался рисовать, он вдруг обнаруживал, что нет бумаги, или карандашей нужного цвета. Другими словами, ставя препятствия его деятельности, мы создавали ребенку проблему» (Vygotsky, 1934, р. 29-30). В этих случаях процент эгоцентрической речи (т. е. ее отно­шение ко всей речи ребенка) у детей в возрасте от 5 до 7 лет почти удваивался (Luria, 1961). Дети пытались решить проблему, разгова­ривая сами с собой. Вот, например, слова одного мальчика: «Где ка­рандаш? Мне нужен синий карандаш. Ну ничего, нарисую красным и намочу бумагу водой; она потемнеет, и станет похоже на синий» (Vygotsky, 1934, р. 29-30). Таким образом, данные исследования свидетельствуют о том, что эгоцентрическая речь действительно служит для помощи в решении проблем — результат, подтвержденный Колбергом и его коллегами (Kohlberg et al., 1968).

Возрастные тенденции (Age trends). Выготский также утверж­дает, что исходя из его теории, с одной стороны, и из теории Пиаже — с другой, возрастные тенденции развития эгоцентрической речи дол­жны носить противоположный характер. Если, как полагает Пиаже, эгоцентрическая речь является лишь отражением когнитивной не­зрелости ребенка, то по мере его развития она должна использовать­ся все меньше. В результате она должна вовсе сойти на нет, что соот­ветствует сплошной линии на графике (рис. 10.1).

Согласно Выготскому, эгоцентрическая речь, напротив, являет­ся новым достижением и новой альтернативой социальной речи.

Для ребенка она представляет собой новое орудие решения задач, поэтому естественно предположить, что ребенок будет все больше использовать это новое средство. Таким образом, Выготский пред­сказывает, что количество эгоцентрческой речи должно фактиче­ски увеличиваться, прежде чем эта форма речи исчезнет, преобра­зуясь во внутреннюю речь. Данная тенденция показана на графике пунктирной линией (рис. 10.1).

В целом, экспериментальные исследования, посвященные тен­денциям развития эгоцентрической речи, подтверждают точку зрения Выготского, как и большинство других исследований в области, являются предметом расхождений между теориями Выготского и Пиаже (Kohlberget al., 1968). Тем не менее не исключено, что и Пи­аже отчасти был прав. Даже если эгоцентрическая речь и выполняет функцию направления действий ребенка, как указывает Выготский, она также по-видимому, все же отражает неспособность ребенка учи­тывать точку зрения слушателя. Так что, возможно, правы и Пиаже, и Выготский.







Date: 2015-09-02; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию