Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства запоминания
Выготский полагал, что одними из первых психологических орудий, используемых человечеством, были средства запоминания, которые имеют важное значение и для современного человека. Поэтому Выготский и его коллеги разработали многочисленные эксперименты с целью понять, каким образом ребенок осваивает эти средства. В одном из таких экспериментов Выготский (Vygotsky, 1931a) просил взрослых и детей различным образом реагировать на предъявление различных цветов. Он просил их поднимать палец, когда они видели красный, нажимать на кнопку при виде зеленого и так далее — для других цветов. При этом он варьировал сложность задач и в определенные моменты предлагал испытуемым средства, помогающие запоминанию. Самые маленькие дети, участвующие в экспериментах, — в возрасте от 4 до 8 лет, — вели себя так, как будто они могут запомнить все. Независимо от сложности задач, они бросались их выполнять, как только им разъясняли, что нужно делать. Затем экспериментатор давал им картинки и карточки «чтобы помочь вам запомнить», но они, как правило, игнорировали их, либо использовали неправильно. Выготский пришел к заключению, что маленькие дети «еще не понимают своих возможностей и ограничений», как и того, каким образом следует использовать внешние стимулы с целью помочь себе запомнить что-либо (Vygotsky, 1931b). Более старшие дети, в возрасте от 9 до 12 лет, чаще всего уже использовали предложенные картинки, что действительно улучшало их результаты. Интересно отметить, что использование картинок не всегда способствовало улучшению результатов взрослых. По-видимому, это объясняется не тем, что взрослые, подобно маленьким детям, не могли воспользоваться предлагаемыми им средствами, а скорее тем, что они уже использовали повторение и другие внутренние приемы запоминания, и не испытывали необходимости прибегать к внешним подсказкам (Vygotsky, 1930). По современным стандартам, эти исследования были почти не формализованы; Выготский и его коллеги не провели систематической проверки предварительно выдвинутой ими гипотезы, а использовали сами эксперименты для исследования особенностей детского мышления. Экспериментаторы применяли различные процедуры и наблюдали за реакцией детей, пытаясь таким образом понять, какие шаги проходит ребенок на пути освоения когнитивных орудий, используемых в его культуре. Выготский и теория когнитивного развития 293 Но, несмотря на неформальный характер, это были пионерские исследования в области, ставшей одной из основных в современной психологии — исследовании метакогнитивной сферы (metacogni-tiori), т. е. осознавания людьми собственных мыслительных процессов. (Осознавание людьми собственных процессов, относящихся исключительно к области памяти, иногда называют метапамятью (metamemory)). Как и Выготский, современные исследователи пытаются выяснить, каким образом ребенок начинает осознавать собственные мыслительные процессы и как он обучается использовать психологические орудия и стратегии для усиления своих мыслительных способностей (Flavell et al., 1993). Речь Как мы уже говорили и, основным и наиболее важным психологическим орудием является речь (Vygotsky, 1930). Речь освобождает наше мышление и внимание от непосредственно воспринимаемого нами окружения. Эта свобода и отличает человека от других биологических видов. Чтобы продемонстрировать это различие, Выготский указывает на исследование Кёлером (КоЫег, 1925) мыслительных способностей обезьян. Кёлер обнаружил, что если положить банан за ограждение клетки таким образом, чтобы он находился в поле зрения обезьяны, но чтобы она не могла его достать, ее внимание будет настолько приковано к банану, что она практически не будет замечать происходящего вокруг нее. Обезьяна даже не попытается использовать лежащую рядом палку, кроме тех случаев, когда палка случайно оказывается прямо перед ней. Иными словами, палка должна тоже стать частью непосредственного поля зрения обезьяны (КоЫег, 1925, Vygotsky, 1930). Человеческое же мышление, напротив, значительно менее привязано к непосредственному полю зрения — прежде всего, именно благодаря речи. Поскольку слова часто служат для обозначения фактически не присутствующих предметов, в подобной ситуации человек может спросить себя: «А с помощью чего я мог бы достать банан? Может быть, поблизости есть шест или палка, которая поможет мне дотянуться до него». Таким образом, используемые нами слова помогают нам размышлять и направляют наши поиски на предметы, не находящиеся в поле нашего зрения. Выготский предположил, что способность использовать такие внутренние диалоги развивается в три этапа. 1. Первоначально ребенок встречается с указаниями на отсутствующие рядом предметы, когда взаимодействует с другими людьми. Например, 2-летняя девочка может попросить маму помочь ей найти потерянный предмет. Или же мама может сказать девочке: «Мы сейчас пойдем гулять, возьми ведро и совок», тем самым привлекая ее внимание к предметам, на которые девочка в данный момент не смотрела. 2. На следующей стадии, в возрасте около 3 лет, дети начинают обращать подобные замечания к самим себе. Играя со своими игрушками, девочка может спросить себя: «Где мой совок? Он мне нужен» и начать искать предмет, который не находится от нее в непосредственной близости. Поначалу такие самонаправляющие высказывания (self-guiding speech) произносятся детьми вслух; мы часто слышим, как дети разговаривают с собой, играя или решая какие-либо задачи. Затем, начиная приблизительно с 6-летнего возраста, самонаправляющая речь детей становится все более тихой, отрывочной и неразборчивой для нас. 3. Наконец, примерно к 8 годам, мы вовсе перестаем слышать речь Отсюда можно заключить, что общим процессом является интер-налйзация (internalizing) социальных взаимодействий. То, что в начале являтеся межличностным процессом, и происходит между родителями и детьми, становится интрапсихическим (intrapsychic) процессом, осуществляемым ребенком на внутреннем уровне. Выготский считал, что этот общее направление в сторону интернализации характерно для всех «высших мыслительных (умственных) процессов», high mental processes) — т. е. для всех форм мышления и внимания, зависящих от используемых в культуре знаковых систем. Фактически, он утверждал что такой характер развития является общим законом: Любая функция культурного развития ребенка появляется на сцене дважды, на двух планах: в первый раз — на социальном плане, и затем — на психологическом (Vygotsky, 1931a, р. 44-45). Согласно Выготскому и его последователям, этот закон является краеугольным камнем марксистской психологии. Марксист ищет истоки мышления не в психологии отдельного ребенка, как будто те являются спонтанным порождением его ума, но на уровне внешней социальной действительности (Vygotsky, 1930). По словам Выготского: «Ребенок обучается социальным формам поведения и применяет их к самому себе» (1931а, р. 40) Эгоцентрическая речь (Egocentric speech) В процессе интернализации социальной речи дети проходят достаточно продолжительную стадию (шаг 2), когда они разговоаривают сами с собой вслух. Первым обратил на это внимание Пиаже (Piaget, 1923) и назвал такую речь эгоцентрической (egocentric speech). В частности, Пиаже заметил, что когда две 5-летние девочки играют вместе в песочнице, каждая может с энтузиазмом рассказывать о чем-то вслух, при этом совершенно не задумываясь над тем, понимает ли другая, о чем она говорит. Пиаже назвал такую речь «эгоцентрической», так как считал, что она отражает присущий детям эгоцентризм; они не пытаются встать на точку зрения слушателя, поскольку эгоцентрически полагают, что его точка зрения совпадает с их собственной. По оценкам Пиаже 45 % речи детей в возрасте от 4 до 7 лет является эгоцентрической (Piaget, 1923). Выготский согласен с тем, что этот тип речи является для детей данной возрастной группы преобладающим, но не согласен с данным Пиаже теоретическим обоснованием этого явления. Из точки зрения Пиаже следует, что эгоцентрическая речь лишена смысла — она лишь является отражением недостаточно развитого мышления ребенка. Выготский же, напротив, подчеркивает позитивные функции эгоцентрической речи; она помогает ребенку решать сложные проблемы. Во время одного из описанных Пиаже наблюдений (Piaget, 1923) Лев, которому исполнилось 6 с половиной лет, ни к кому не обращаясь, произносит: «Я хочу нарисовать картинку... вон там. Да, я хочу нарисовать что-нибудь. Для этого мне нужен большой лист бумаги». С точки зрения Выготского, обращенная к самому себе речь Льва помогает ему планировать и направлять свои действия (Vygotsky, 1934). Выготский также не согласен с мнением Пиаже о том, что этап эгоцентрической речи проходит для ребенка бесследно. Пиаже считает, что, после того как ребенок преодолевает стадию детского эгоцентризма, эгоцентрическая речь полностью исчезает. Но Выготский утверждает, что она не просто исчезает, а становится незаметной для окружающих, превращаясь во внутреннюю речь — молчаливый диалог, какие мы ведем с самими собой, пытаясь разрешить какую-либо сложную проблему. Выготский замечает: «Полагать, что прекращение эгоцентрической речи означает ее полное отмирание — все равно, что думать, будто ребенок перестает считать, когда он от использования пальцев переходит к счету в уме» (1934, р. 230). Таким образом, по мнению Выготского, эгоцентрическая речь имеет важное значение для ребенка и является одним из поворотных пунктов на пути к внутренней речи. Но, даже если мы согласимся с точкой зрения Выготского, мы вынуждены признать, вслед за Пиаже, что в эгоцентрической речи есть нечно загадочное. Кажется, что ребенок разговаривает с другим человеком, но необычным образом. Например, ребенок, играющий в конструктор в присутствии молча сидящего в комнате взрослого, может произносить: Колеса сюда, да, колеса сюда. Нет, надо все начать сначала. Надо ее закрыть. Видишь, закрывается. Надо все начать сначала. Знаешь, почему нам надо все начать сначала? Потому что я хочу сделать по-другому (Kohlberg,Yaeger & Hjerthholm, 1968). Кажется, что ребенок разговаривает со взрослым (так как он спрашивает: «Знаешь, почему...?»), однако он не ждет, пока слушающий ответит. По мнению Выготского, речь ребенка, обращенная к себе (self-directedspeech), кажется нам странной, так как она еще не отделена от социальной речи. Ребенок пытается использовать речь для организации собственных действий, но все еще строит ее по образцу социально направленной речи (social communication). Необходимо время, чтобы речь ребенка, обращенная к самому себе, «вычлени-лась» и приобрела самостоятельный характер. Лишь постепенно его речь становится более тихой и отрывочной и превращается во внутреннюю речь (Vygotsky, 1934). (Комментарии Пиаже по поводу точки зрения Выготского приводятся в книге: Vygotsky, 1934, р. 275.) Date: 2015-09-02; view: 402; Нарушение авторских прав |