Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические сведения. Эта книга посвящена прежде всего представителям естественного подхода к развитию — ученым, рассматривавшим развитие инди­вида в основном под воздействием





Эта книга посвящена прежде всего представителям естественного подхода к развитию — ученым, рассматривавшим развитие инди­вида в основном под воздействием внутренних сил. В частности, Гезелл подчеркивал влияние на развитие ребенка процессов созре­вания его организма, а Пиаже — исследование ребенком окружаю­щего мира. Для сравнения мы также рассматривали идеи сторон­ников тех направлений в теории обучения, в которых подчеркива­ется роль внешней среды.

Но некоторые читатели, возможно, выразят несогласие с таким теоретическим противопоставлением. Почему, спросят они, мы должны рассматривать процесс развития с позиций или-или? Раз­ве теория не может уделять равного внимания и внешним и внут­ренним факторам?

Построение такой всеобъемлющей теории — достойная цель, од­нако немногим удавалось добиться на этом пути сколько-нибудь зна­чительного успеха. Как мы убедились в предыдущей главе, хотя Бандура и подчеркивает, что человеческое поведение обусловлено Множеством причин и зависит от различных, как внешних, так и внутренних факторов, он продолжает критиковать описание про­цесса развития с точки зрения внутренних влияний, данное теоре­тиками естественного подхода.

Позднее мы проанализируем попытки Фрейда и Эриксона увязать между собой, в рамках психоаналитических теорий, внешние и внут­ренние силы, влияющие на развитие индивида. Что же касается обла­сти когнитивного развития, то наиболее крупным ученым, уделив­шим в своих работах глубокое внимание как естественным факторам, так и влиянию среды, является советский психолог Л. С. Выготский (1896-1934).

Ознакомившись с ранними работами Гезелла, Вернера и Пиаже, Выготский оценил важность тех аспектов внутреннего развития, которым были посвящены их исследования. В то же время Выгот­ский был марксистом и считал, что понять человеческую природу можно только рассматривая ее в социально-историческом контек­сте. В результате Выготский попытался создать теорию, которая бы предполагала взаимодействие двух «линий развития» — «естествен­ной», внутренне присущей ребенку, и «социально-исторической», воздействующей на него извне (Vygotsky, 1931a).

Выготскому удалось добиться поставленной цели лишь отчасти. Он успел набросать только общие контуры теории развития, интег­рирующей оба подхода, когда в возрасте 38 лет его жизнь оборва­лась в результате заболевания туберкулезом. Тем не менее многие психологи полагают, что, если нам когда-нибудь удастся построить единую теорию развития, она будет возвышаться на заложенном Вы­готским фундаменте.

Лев Семенович Выготский вырос в городе Гомеле, речном порту в западной части России. Его отец был крупным банковским служа­щим, а мать учительницей, хотя большую часть жизни она посвяти­ла воспитанию своих восьмерых детей. В семье любили оживлен­ные дискуссии — привычка, оказавшая значительное влияние на формирование молодого Выготского. Будучи подростком, он полу­чил среди друзей прозвище «юного профессора», так как постоянно втягивал их в споры, дискуссии и воображаемые судебные процес­сы. Кроме того, Выготский любил историческую и художественную литературу, а также поэзию (Wertsch, 1985).

Когда Выготскому исполнилось 17 лет, он решил поступать в Московский университет, но, так как был евреем, столкнулся с госу­дарственной системой квот; из числа зачислявшихся в студенты до­пускалось не более 3 % евреев. Поначалу Выготского заверили, что его зачислят в университет, принимая во внимание его незаурядные способности. Однако еще до окончания устных экзаменов минис­терство народного просвещения перешло на прием евреев в высшие учебные заведения путем жеребьевки. Выготский уже решил, что У него нет никакой надежды, но благодаря счастливой случайности выиграл в эту лотерею.

В университете Выготский выбрал специализацию юриста, но записался и на дополнительные курсы, охватывавшие целый ряд других специальностей, а также стал посещать курсы Народного университета Шанявского, где читали многие профессора, изгнан­ные из Московского универитета за антимонархические настроения. В 1917 г. Выготский закончил юридический факультет Московско­го университета и вернулся в Гомель.

В период после Октябрьской революции, с 1917 по 1924 гг., Выгот­ский преподавал литературу в средней школе, а также психологию в местном педагогическом училище, и проявил интерес к обучению ин­валидов. Параллельно Выготский работал над докторской диссерта­цией по психологии искусства. В этот период он заболел туберкуле­зом.


Шестого января 1924 г. Выготский приехал в Ленинград, чтобы про­честь лекцию на тему: психология сознания. Блестящая речь никому не известного педагога из провинции произвела неизгладимое впечат­ление на слушавших его молодых психологов.

Один из них, А. Р. Лурия (1902-1977), порекомендовал Выгот­скому предложить свою кандидатуру на должность в Московском Институте психологии, которую Выготский и получил. В течение первого года работы в институте он завершил свою диссертацию и получил степень доктора.

Вскоре Выготский занял видное место в московских научных кругах. Когда он читал лекции, студенты стояли под стенами пе­реполненных аудиторий и слушали его через открытые окна. Если он собирался в поездку, студенты сочиняли поэмы, желая ему счас­тливого пути. Выготский вызывал такой энтузиазм не только благо­даря тому, что был искусным оратором, но и потому, что сумел пове­сти за собой молодых психологов-марксистов, провозгласив миссию создать психологию, которая поможет строить новое социалистиче­ское общество.

Вероятно, предчувствуя, что его жизнь будет недолгой, Выгот­ский работал головокружительными темпами. Он не только успе­вал писать, читать лекции и проводить исследования, но и много ездил по различным клиникам страны, помогая местным врачам лечить взрослых и детей, страдающих неврологическими заболева­ниями. Его обычный рабочий день был настолько насыщенным, что он часто писал свои работы после двух часов ночи, когда хотя бы на несколько часов был предоставлен самому себе. В последние три года жизни мучающие его приступы кашля стали столь сильными, что После них он лежал без сил по нескольку дней. Тем не менее Выгот­ский продолжал работать до последних минут своей жизни.

Некоторые книги Выготского были опубликованы вскоре после его смерти в 1934 г., но в 1936 г. Советское правительство запретило изда­вать его работы; этот запрет продолжался до 1956 г. Основной причиной запрета было то, что Выготский проводил исследования, касающиеся интеллектуальных тестов, использование которых осудила Коммуни­стическая партия. Фактически, сам Выготский критиковал использо­вание интеллектуальных тестов в традиционном понимании, и пытал­ся применить их в новом качестве, однако такие тонкости ускользнули от внимания властей. К счастью, коллеги и ученики Выготского про­должили его работу, и в течение последних 10 лет значительный инте­рес к его идеям был проявлен на Западе. Этот интерес, без сомнения, будет расти по мере появления новых переводов работ Выготского на другие языки (Cole & Scribner, 1978; Kozulin, 1986).







Date: 2015-09-02; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию