Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биографические сведения. Эта книга посвящена прежде всего представителям естественного подхода к развитию — ученым, рассматривавшим развитие индивида в основном под воздействием
Эта книга посвящена прежде всего представителям естественного подхода к развитию — ученым, рассматривавшим развитие индивида в основном под воздействием внутренних сил. В частности, Гезелл подчеркивал влияние на развитие ребенка процессов созревания его организма, а Пиаже — исследование ребенком окружающего мира. Для сравнения мы также рассматривали идеи сторонников тех направлений в теории обучения, в которых подчеркивается роль внешней среды. Но некоторые читатели, возможно, выразят несогласие с таким теоретическим противопоставлением. Почему, спросят они, мы должны рассматривать процесс развития с позиций или-или? Разве теория не может уделять равного внимания и внешним и внутренним факторам? Построение такой всеобъемлющей теории — достойная цель, однако немногим удавалось добиться на этом пути сколько-нибудь значительного успеха. Как мы убедились в предыдущей главе, хотя Бандура и подчеркивает, что человеческое поведение обусловлено Множеством причин и зависит от различных, как внешних, так и внутренних факторов, он продолжает критиковать описание процесса развития с точки зрения внутренних влияний, данное теоретиками естественного подхода. Позднее мы проанализируем попытки Фрейда и Эриксона увязать между собой, в рамках психоаналитических теорий, внешние и внутренние силы, влияющие на развитие индивида. Что же касается области когнитивного развития, то наиболее крупным ученым, уделившим в своих работах глубокое внимание как естественным факторам, так и влиянию среды, является советский психолог Л. С. Выготский (1896-1934). Ознакомившись с ранними работами Гезелла, Вернера и Пиаже, Выготский оценил важность тех аспектов внутреннего развития, которым были посвящены их исследования. В то же время Выготский был марксистом и считал, что понять человеческую природу можно только рассматривая ее в социально-историческом контексте. В результате Выготский попытался создать теорию, которая бы предполагала взаимодействие двух «линий развития» — «естественной», внутренне присущей ребенку, и «социально-исторической», воздействующей на него извне (Vygotsky, 1931a). Выготскому удалось добиться поставленной цели лишь отчасти. Он успел набросать только общие контуры теории развития, интегрирующей оба подхода, когда в возрасте 38 лет его жизнь оборвалась в результате заболевания туберкулезом. Тем не менее многие психологи полагают, что, если нам когда-нибудь удастся построить единую теорию развития, она будет возвышаться на заложенном Выготским фундаменте. Лев Семенович Выготский вырос в городе Гомеле, речном порту в западной части России. Его отец был крупным банковским служащим, а мать учительницей, хотя большую часть жизни она посвятила воспитанию своих восьмерых детей. В семье любили оживленные дискуссии — привычка, оказавшая значительное влияние на формирование молодого Выготского. Будучи подростком, он получил среди друзей прозвище «юного профессора», так как постоянно втягивал их в споры, дискуссии и воображаемые судебные процессы. Кроме того, Выготский любил историческую и художественную литературу, а также поэзию (Wertsch, 1985). Когда Выготскому исполнилось 17 лет, он решил поступать в Московский университет, но, так как был евреем, столкнулся с государственной системой квот; из числа зачислявшихся в студенты допускалось не более 3 % евреев. Поначалу Выготского заверили, что его зачислят в университет, принимая во внимание его незаурядные способности. Однако еще до окончания устных экзаменов министерство народного просвещения перешло на прием евреев в высшие учебные заведения путем жеребьевки. Выготский уже решил, что У него нет никакой надежды, но благодаря счастливой случайности выиграл в эту лотерею. В университете Выготский выбрал специализацию юриста, но записался и на дополнительные курсы, охватывавшие целый ряд других специальностей, а также стал посещать курсы Народного университета Шанявского, где читали многие профессора, изгнанные из Московского универитета за антимонархические настроения. В 1917 г. Выготский закончил юридический факультет Московского университета и вернулся в Гомель. В период после Октябрьской революции, с 1917 по 1924 гг., Выготский преподавал литературу в средней школе, а также психологию в местном педагогическом училище, и проявил интерес к обучению инвалидов. Параллельно Выготский работал над докторской диссертацией по психологии искусства. В этот период он заболел туберкулезом. Шестого января 1924 г. Выготский приехал в Ленинград, чтобы прочесть лекцию на тему: психология сознания. Блестящая речь никому не известного педагога из провинции произвела неизгладимое впечатление на слушавших его молодых психологов. Один из них, А. Р. Лурия (1902-1977), порекомендовал Выготскому предложить свою кандидатуру на должность в Московском Институте психологии, которую Выготский и получил. В течение первого года работы в институте он завершил свою диссертацию и получил степень доктора. Вскоре Выготский занял видное место в московских научных кругах. Когда он читал лекции, студенты стояли под стенами переполненных аудиторий и слушали его через открытые окна. Если он собирался в поездку, студенты сочиняли поэмы, желая ему счастливого пути. Выготский вызывал такой энтузиазм не только благодаря тому, что был искусным оратором, но и потому, что сумел повести за собой молодых психологов-марксистов, провозгласив миссию создать психологию, которая поможет строить новое социалистическое общество. Вероятно, предчувствуя, что его жизнь будет недолгой, Выготский работал головокружительными темпами. Он не только успевал писать, читать лекции и проводить исследования, но и много ездил по различным клиникам страны, помогая местным врачам лечить взрослых и детей, страдающих неврологическими заболеваниями. Его обычный рабочий день был настолько насыщенным, что он часто писал свои работы после двух часов ночи, когда хотя бы на несколько часов был предоставлен самому себе. В последние три года жизни мучающие его приступы кашля стали столь сильными, что После них он лежал без сил по нескольку дней. Тем не менее Выготский продолжал работать до последних минут своей жизни. Некоторые книги Выготского были опубликованы вскоре после его смерти в 1934 г., но в 1936 г. Советское правительство запретило издавать его работы; этот запрет продолжался до 1956 г. Основной причиной запрета было то, что Выготский проводил исследования, касающиеся интеллектуальных тестов, использование которых осудила Коммунистическая партия. Фактически, сам Выготский критиковал использование интеллектуальных тестов в традиционном понимании, и пытался применить их в новом качестве, однако такие тонкости ускользнули от внимания властей. К счастью, коллеги и ученики Выготского продолжили его работу, и в течение последних 10 лет значительный интерес к его идеям был проявлен на Западе. Этот интерес, без сомнения, будет расти по мере появления новых переводов работ Выготского на другие языки (Cole & Scribner, 1978; Kozulin, 1986). Date: 2015-09-02; view: 334; Нарушение авторских прав |