Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория психологических орудий, предложенная Выготским
Итак, с точки зрения марксизма, мы не можем изучать человеческую природу абстрактно, как нечто раз и навсегда данное. Человеческие возможности, по словам Энгельса, изменялись в результате исторического развития — прежде всего технологического. Совершенствуя орудия труда для изменения окружающей среды, человечество все больше осознавало свойства предметов, развивало новые способы кооперации и коммуникации, и вырабатывало новые способы планирования и прогнозирования. Дальнейшие технологические изменения, несомненно, приведут к изменению и в человеческом мышлении (cognition). Мысли Энгельса об использовании орудий произвели глубокое впечатление на Выготского, и он предпринял попытку развить его идеи. Выготский выдвинул предположение, что, подобно тому как люди создали орудия, чтобы контролировать окружающую среду, они также создали «психологические орудия», чтобы контролировать собственное поведение. Например, древние народы использовали палки с зарубками и веревки с узелками для запоминания событий, точно так же как и теперь люди иногда завязывают платок на пальце в качестве напоминания. По мере развития культуры, люди изобретали все новые орудия мысли (mental took). Путешественники начали использовать карты, чтобы отмечать пройденные маршруты и планировать будущие экспедиции. Выготский называл различные психологические орудия, используемые людьми для усиления своих мыслительных и поведенческих способностей, знаками, и утверждал, что мы не сможем понять особенности человеческого мышления, пока не изучим знаки, функционирующие в его культуре (Vygotsky, 1930). Основной и важнейшей системой знаков, используемой людьми, является, безусловно, речь. Речь выполняет множество функций, но принципиально важной среди них является освобождение нашего мышления и внимания от ограничений непосредственно окружающей нас ситуации — от стимулов, воздействующих на нас в данный момент. Поскольку слова могут обозначать предметы и события, не ограниченные рамками текущего момента, речь позволяет нам размышлять о Прошлом и планировать будущее (Luria, 1976; Vygotsky, 1930). Например, я знаю одну фермерскую семью, посевы которой регулярно поедали олени. Сначала семья лишь реагаровала на отдельные события, по мере того как они случались. Как только кто-нибудь видел, как олень поедает урожай, он отгонял его. Однако через некоторое время члены семьи решили собраться и обсудить меры по защите посевов. Они решили, что нужно построить забор вокруг поля, определили, какой он должен быть высоты и нужен ли ров. Одна женщина поделилась идеей, которую услышала от соседки несколько месяцев назад Используя слова, символизирующие вещи и события, которые фактически не присутствовали при разговоре, такие как «забор», «ров», «соседская идея», семья смогла разработать план действий. (Они решили построить более высокий забор.) Когда люди используют знаки, говорит Выготский, они демонстрируют опосредованное (mediated) поведение. Иными словами, их поведение не просто является непосредственной реакцией на окружающие стимулы, но испытывает влияние или «опосредуется» используемыми ими самими знаками. В приведенном примере семья не просто продолжала реагировать на внешние стимулы (оленей), а стала действовать на основе словесно сформулированного плана («Решено, будем строить забор высотой два метра») (Vygotsky, 1930). Овладение речью — важнейшая задача для подрастающего ребенка — позволит ему принимать осмысленное участие (participate intelligently) в социальной жизни общества. Но этим функции речи не ограничиваются. Речь также способствует развитию индивидуального мышления ребенка. Выготский отмечает, что к 3-4 годам дети начинают в одиночестве вести диалоги, которыми обычно обмениваются с другими детьми. Сначала они произносят их вслух, и мы можем слышать, как ребенок во время игры говорит себе что-нибудь вроде: «Интересно, куда нужно прикрепить это колесо? Может быть, сюда?» Через некоторое время — в возрасте 6-7 лет — дети произносят такие диалоги уже молча, про себя. Выготский полагает, что способность разговаривать с самим собой, т. е. мыслить с помощью слов, вносит огромный вклад в развитие нашего мышления. Двумя другими важнейшими знаковыми системами являются системы письма и счета. Изобретение письма было величайшим человеческим достижением, оно позволило людям фиксировать информацию и сохранять ее в течение неограниченного времени. Но для большинства детей обучение письму (и чтению) представляет серьезные трудности, так как письмо заставляет ребенка переключиться с непосредственной, живой речи, которая кажется такой естественной, на использование абстрактных символов, означающих слова. Поэтому овладение письмом требует долгого специального обучения (formal instruction) (Vygotsky, 1934, 1935). Системы счета также имели огромное значение для человеческой эволюции. Выготский предположил, что люди начали создавать системы счета, так как обнаружили, что не могут определить количество предметов (таких, как коровы или овощи) на глаз. Им нужны были наборы знаков, помогающие считать. Например, папуасы Новой Гвинеи изобрели метод счета, используя пальцы и другие части тела как заместители подсчитываемых предметов. По мере развития общества в различных культурах появлялись новые системы счета, использующие, в частности, счеты и цифровые системы запили. При этом также развивались приемы оперирования абстрактными величинами, не связанными с конкретными объектами. Так, алгебра имеет дело с общими количественными категориями, даже без указания числовых значений. Если а + 10 = Ь, то а = Ъ — 10, независимо от конкретных значений а и Ъ. Изучение алгебры и других теоретических систем счета, как и овладение чтением и письмом, требует формального обучения (John-Steiner & Souberman, 1978). Выготский утверждает, что появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие, что упустили из виду представители естественного направления, такие как Гезелл и Пиаже. Они рассматривали развитие как процесс, идущий только от самого ребенка — от стимулов со стороны его организма или случайных открытий. Выготский признает роль этой «естественной линии» развития, и даже то, что она доминирует в когнитивом развитии ребенка в возрасте приблизительно до 2 лет. Но дальше на рост?его мыслительных способностей влияет в основном «культурная линия» развития — системы знаков, функционирующих в культуре. Более того, все уникальные достижения нашего разума, отличающие нас дат животных, были бы невозможны, не будь у человека речи и других знаковых систем. Кроме того, продолжает свою мысль Выготский, развитие высших мыслительных способностей — на уровне абстрактных и теоретических рассуждений — требует обучения письму, счету и другим абстрактным дисциплинам. Конечно, дети способны и к самостоятельному формированию понятий — на основе повседневного опыта — но они не в состоянии развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков. А поскольку такое обучение практикуется только в технологически развитых обществах, мы можем обнаружить образцы чисто абстрактного мышления преимущественно лишь в этих культурах (Vygotsky, 1934, 1935; Luna, 1976). В 1931 г. Выготскому предоставилась уникальная возможность проверить высказанную им гипотезу о том, что абстрактное мышление является продуктом относительно высокой стадии социально-исторического развития. В то время на территории СССР было еще немало отдаленных районов, включая Среднюю Азию, среди сельского населения которых господствовали феодальные отношения. Крестьяне обрабатывали маленькие участки земли и полностью зависели от зажиточных земельных собственников. Большинство людей были неграмотны. Советское правительство, пытаясь объединить все нации в единое социалистическое государство, ввело коллективное хозяйство, при котором крестьяне должны были объединяться, чтобы планировать производство, подсчитывать урожай и т. д. С этой целью государство организовало для крестьян курсы обучения грамоте, письму и счету. Так как в 1931 г. программа находилась еще на стадии внедрения, Выготский мог сравнить способы мышления взрослых, уже приобщившихся к новой социальной жизни, и еще живущих при старом укладе. К сожалению, Выготский был уже слишком болен, чтобы самому ехать в Среднюю Азию и проводить полевые исследования, но он попросил сделать это Лурию и других своих последователей. В ходе исследования испытуемым задавали логические задачи, например: На Крайнем Севере, где всегда лежит снег, все медведи белые. Поселок Новый находится на Крайнем Севере. Какого цвета там медведи? (Luria, 1976) Неграмотные люди не пытались рассмотреть этот вопрос на чисто теоретическом уровне. Они говорили примерно следующее: «Я не знаю, какого цвета там медведи. Я их не видел». Когда интервьюер настаивал, чтобы они попытались ответить «на основании его слов», крестьяне все равно отказывались говорить о том, что выходило за рамки их личного опыта. Как сказал один из них: «На ваш вопрос может ответить только тот, кто там был, а если человек там не был, он ничего не может сказать на основании ваших слов». Те же, кто уже участвовал в новой программе, напротив, готовы были использовать силлогизмы в чисто теоретическом плане и правильно отвечали на вопрос. Данное исследование нельзя назвать идеальным. В частности, исходя из слов Лурии, может создаться впечатление, что неграмотные люди не только отказывались пытаться размышлять на основе силлогизмов, но и вовсе были неспособны к такому размышлению. Однако в ряде случаев, когда интервьюер был особенно настойчив, людям удавалось сломить укоренившиеся привычные способы мышления и ответить на вопрос правильно. Тем не менее в целом исследование подтвердило марксистский тезис о том, что разум "является продуктом социально-исторических изменений. Результаты говорят в пользу того, что невозможно содержательно обсуждать проблемы «принципов мышления» или «когнитивного развития» абстрактно, как это обычно делают психологи. Мы должны изучить культуру, в которой растет ребенок, и знаковые системы, предоставляемые ему данной культурой. Ибо, как говорит Выготский, когда происходят изменения орудий (инструментов) мышления, сам характер мышления также меняется. Надо отметить, что далеко не все марксисты с энтузиазмом восприняли идеи Выготского. Некоторые из них утверждали, что Выготский пытается трактовать понятие орудий слишком широко. Под орудиями, говорят они, следует понимать материальные орудия (real tools), а не речь, письмо, счет, или иные «психологически орудия» (напр. Kozulin, 1986). Независимо от того, насколько взгляды Выготского соответствовали духу марксизма, ему удалось указать на новое перспективное направление психологии развития. Выготский признавал роль внутренних факторов, но полагал, что всестороннее понимание когнитивного развития невозможно без изучения психологических орудий, которые культура предоставляет ребенку, и использования которых она от него требует. На первый взгляд, обе эти силы — внутренние и культурные — в целом противостоят друг другу. Вероятно, именно поэтому большинство ученых подчеркивали роль либо одной, либо другой из них, но никогда не придавали им равного значения. В отличие от них Выготский был воспитан в диалектической традиции и был приучен рассматривать силы, противостоящие друг другу и порождающие новые изменения в результате их взаимодействия. Растущий ребенок пытается по-своему осмыслить окружающий мир и встречается с культурой, ожидающей от него использования определенных знаковых систем. Это взаимодействие является сложным по своей природе и с трудом поддается изучению. Сам Выготский лишь начал изучать этот процесс и по преимуществу был сосредоточен только на одной стороне диалектического единства — на влиянии культуры. В следующих разделах мы рассмотрим его идеи, касающиеся использования средств запоминания (memory aids), интернализации речи (internalization of speech) и влияния формального школьного обучения (impact of schooling). Date: 2015-09-02; view: 726; Нарушение авторских прав |