Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальная саморегуляция и развитие личности





До сих пор мы обращали внимание на то, как дети используют речь для решения проблем интеллектуального характера. Напри­мер, мы видели, как мальчик разговаривает сам с собой, чтобы ре­шить, как ему нарисовать рисунок, не имея синего карандаша. Но рассмотрение вербальной саморегуляции помогает нам понять про­цесс развития личности и в более широком контексте. В частно­сти, с ее помощью мы можем объяснить развитие черт личности, которые мы обычно ассоциируем с силой характера, таких как со­весть и воля.

Совесть. Как мы увидим в главе 11, фрейдисты полагают, что приблизительно в 6-7-летнем возрасте дети начинают вести себя так, будто руководствуются внутренними моральными нормами. Кажет­ся, они не только обеспокоены возможным наказанием со стороны родителей, но сами начинают критиковать себя за мысли и действия, о которых другие даже не знают. По терминологии Фрейда, у них развивается суперэго.

Размышления Фрейда, касающиеся суперэго, в значительной степени связаны с понятием эдипова комплекса, рассмотрение которого не входило в круг интересов Выготского. Но когда Фрейд опи­сывает процесс развития суперэго, ход его мысли полностью созву­чен теории Выготского. Суперэго развивается у детей, утверждает Фрейд, благодаря интернализации родительских запретов; они кри­тикуют себя таким же образом, каким бы родители критиковали их (Freud, 1933). Выготский мог бы добавить к этому, что процесс интер­нализации осуществляется в основном посредством речи, и на опре­деленной стадии детского развития мы можем непосредственно на­блюдать этот процесс, поскольку на этом этапе дети разговаривают сами с собой вслух. Мунн приводит следующий пример:

Трехлетний малыш, просыпается в шесть часов утра, полный энер­гии и готовый начать очередной день своей жизни. Его измученный и раздраженный отец входит из соседней комнаты и недвусмыслен­но дает ребенку понять, что тот должен лечь обратно в постель, до­бавляя: «И не смей будить меня до семи утра». Мальчик повинуется, но уже через несколько мгновений отца снова беспокоит бормота­ние, раздающееся из комнаты сына. Отец встает с постели и, на­правляясь к двери комнаты мальчика, слышит: «Нельзя до семи ча­сов», — говорит мальчик своей руке, спихивая ее с кровати. Его тело наполовину скатывается с постели на пол, но он тут же резким дви­жением забирается обратно со словами: «Слышал, что я тебе ска­зал!» (Munn, 1946).

Так маленький ребенок адресует сам себе моральные наставле­ния, подобные тем, что незадолго до того слышал от отца.

Воля. Другим показателем развития личности является воля или сила воли. Многие из нас чувствуют, что сила воли имеет в нашей жизни весьма важное значение, хотя психологи по большей части игнорируют эту тему. Последователи Скиннера считают, что такого понятия, как сила воли, вовсе не существует. По их мнению, когда мы считаем, что проявляем силу воли, фактически нашим поведе­нием движут внешние подкрепления. Представители других направ­лений также обходят это понятие, оставляя обсуждать вопросы сво­боды воли и детерминизма философии.

Выготский, однако, считал силу воли реально существующим феноменом, по праву входящим в сферу психологического исследо­вания. В приницпе, основной вопрос, касающийся воли, можно сфор­мулировать так: «Каким образом мы можем предпринимать опреде­ленные действия в ситуации, когда внешние силы активно нам про­тивостоят?» Как, например, мы можем перестать смотреть телевизор и вместо этого пойти заниматься?»

Выготский (1932) отвечает, что мы с помощью слов создаем ис­кусственные стимулы, направляющие наши действия. Если мы смот­рим телевизор, мы можем сказать себе: «Хорошо, я посмотрю до вось­ми часов, а потом пойду заниматься». Таким образом, мы создаем новый вербальный сигнал, контролирующий наше поведение.

Как и в других случаях, Выготский утверждает, что первоначаль­но мы обретаем способность отдавать себе такие сигналы благодаря социальным взаимодействиям. Когда мы были маленькими, наше поведение направляли сигналы со стороны родителей. При этом они могли говорить нам: «Я хочу, чтобы ты прыгнул в воду на счет три» или «Можешь смотреть телевизор, пока большая стрелка не достиг­нет цифры двенадцать». Поэтому, оказываясь в ситуациях, когда нам нужно мотивировать самих себя, мы используем по отношению к себе аналогичные сигналы.







Date: 2015-09-02; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию