Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вербальная саморегуляция и развитие личности
До сих пор мы обращали внимание на то, как дети используют речь для решения проблем интеллектуального характера. Например, мы видели, как мальчик разговаривает сам с собой, чтобы решить, как ему нарисовать рисунок, не имея синего карандаша. Но рассмотрение вербальной саморегуляции помогает нам понять процесс развития личности и в более широком контексте. В частности, с ее помощью мы можем объяснить развитие черт личности, которые мы обычно ассоциируем с силой характера, таких как совесть и воля. Совесть. Как мы увидим в главе 11, фрейдисты полагают, что приблизительно в 6-7-летнем возрасте дети начинают вести себя так, будто руководствуются внутренними моральными нормами. Кажется, они не только обеспокоены возможным наказанием со стороны родителей, но сами начинают критиковать себя за мысли и действия, о которых другие даже не знают. По терминологии Фрейда, у них развивается суперэго. Размышления Фрейда, касающиеся суперэго, в значительной степени связаны с понятием эдипова комплекса, рассмотрение которого не входило в круг интересов Выготского. Но когда Фрейд описывает процесс развития суперэго, ход его мысли полностью созвучен теории Выготского. Суперэго развивается у детей, утверждает Фрейд, благодаря интернализации родительских запретов; они критикуют себя таким же образом, каким бы родители критиковали их (Freud, 1933). Выготский мог бы добавить к этому, что процесс интернализации осуществляется в основном посредством речи, и на определенной стадии детского развития мы можем непосредственно наблюдать этот процесс, поскольку на этом этапе дети разговаривают сами с собой вслух. Мунн приводит следующий пример: Трехлетний малыш, просыпается в шесть часов утра, полный энергии и готовый начать очередной день своей жизни. Его измученный и раздраженный отец входит из соседней комнаты и недвусмысленно дает ребенку понять, что тот должен лечь обратно в постель, добавляя: «И не смей будить меня до семи утра». Мальчик повинуется, но уже через несколько мгновений отца снова беспокоит бормотание, раздающееся из комнаты сына. Отец встает с постели и, направляясь к двери комнаты мальчика, слышит: «Нельзя до семи часов», — говорит мальчик своей руке, спихивая ее с кровати. Его тело наполовину скатывается с постели на пол, но он тут же резким движением забирается обратно со словами: «Слышал, что я тебе сказал!» (Munn, 1946). Так маленький ребенок адресует сам себе моральные наставления, подобные тем, что незадолго до того слышал от отца. Воля. Другим показателем развития личности является воля или сила воли. Многие из нас чувствуют, что сила воли имеет в нашей жизни весьма важное значение, хотя психологи по большей части игнорируют эту тему. Последователи Скиннера считают, что такого понятия, как сила воли, вовсе не существует. По их мнению, когда мы считаем, что проявляем силу воли, фактически нашим поведением движут внешние подкрепления. Представители других направлений также обходят это понятие, оставляя обсуждать вопросы свободы воли и детерминизма философии. Выготский, однако, считал силу воли реально существующим феноменом, по праву входящим в сферу психологического исследования. В приницпе, основной вопрос, касающийся воли, можно сформулировать так: «Каким образом мы можем предпринимать определенные действия в ситуации, когда внешние силы активно нам противостоят?» Как, например, мы можем перестать смотреть телевизор и вместо этого пойти заниматься?» Выготский (1932) отвечает, что мы с помощью слов создаем искусственные стимулы, направляющие наши действия. Если мы смотрим телевизор, мы можем сказать себе: «Хорошо, я посмотрю до восьми часов, а потом пойду заниматься». Таким образом, мы создаем новый вербальный сигнал, контролирующий наше поведение. Как и в других случаях, Выготский утверждает, что первоначально мы обретаем способность отдавать себе такие сигналы благодаря социальным взаимодействиям. Когда мы были маленькими, наше поведение направляли сигналы со стороны родителей. При этом они могли говорить нам: «Я хочу, чтобы ты прыгнул в воду на счет три» или «Можешь смотреть телевизор, пока большая стрелка не достигнет цифры двенадцать». Поэтому, оказываясь в ситуациях, когда нам нужно мотивировать самих себя, мы используем по отношению к себе аналогичные сигналы. Date: 2015-09-02; view: 458; Нарушение авторских прав |