Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре компонента обучения посредством наблюдения





1. Процессы, связанные с вниманием (Attentional processes).

Прежде всего, для того чтобы мы могли подражать модели, мы дол­жны обратить на нее свое внимание. Модели чаще всего привлека­ют внимание тем, что выделяются среди других своей внешностью или же их отличают знаки успеха, престижа, власти, а также других притягательных качеств (Bandura, 1971). Телевидение особенно пре­успело в показе моделей с выигрышных сторон, поэтому оно оказы­вает на нашу жизнь сильное влияние (Bandura, 1977).

Но процесс внимания зависит и от психологических особенно­стей наблюдателя — его интересов и потребностей, хотя об этих фак­торах (букв.: переменных, variables) нам известно не так много.

2. Процессы удержания в памяти (Retention processes). Так как
люди могут подражать поведению моделей спустя определенное вре­мя с момента наблюдения, они должны каким-то образом сохранять
результаты наблюдений в памяти в символической форме (Bandura,
1965а, 1971). Бандура рассматривает символические процессы с точ­ки зрения ассоциаций по смежности — т. е. ассоциаций между стимулами, совпадающими во времени. Допустим, мы наблюдаем за дей­ствиями мастера, демонстрирующего нам, как работает новый для нас инструмент, например — дрель. Мастер показывает, как закрепить сверло, включить прибор в сеть и т. д. Впоследствии сам вид дрели
будет вызывать у нас множество ассоциативных образов, связанных с
ее использованием, а те, в свою очередь — направлять наши действия.

В этом примере все стимулы являются зрительными. Однако, согласно точке зрения Бандуры (1971), мы запоминаем события путем словесных ассоциаций (букв.: с вербальными кодами, verbal codes). Когда мы следим за тем, как таксист везет нас незнакомым для нас путем, мы стараемся запомнить маршрут с помощью слов: «по этой улице до конца прямо, потом направо и т. д.». Если позже нам придется самим ехать в то же место, вербальные коды (словес­ные ассоциации) помогут нам найти дорогу.

Маленькие дети в возрасте примерно до пяти лет еще не привык­ли мыслить словами, поэтому они, вероятно, полагаются в основном на зрительные образы, а это ограничивает их способности к подражанию. Следовательно, мы можем способствовать развитию их подражательных навыков, побуждая их использовать вербальные коды, например, прося их дать словесное описание поведения модели во время наблюдения за ней (Bandura, 1971; Coates & Hartup, 1969).

Пытаясь выполнять различные задания на запоминание, ма­ленькие дети совершенно не учитывают возможностей и ограни­чений своей памяти. В частности, Выготский (Vygotsky, 1931) об­наружил, что дети с равным энтузиазмом берутся за выполнение любых предлагаемых им заданий, независимо от уровня их слож­ности. При этом они ведут себя так, как будто могут запомнить все. Используя современную научную терминологию, мы могли бы ска­зать, что у маленьких детей недостаточно развито метакогнитивное осознавание (metacognitive awareness); они еще не могут оце­нить и учесть уровень развития своих когнитивных навыков. Од­нако в возрасте от 5 до 10 лет дети постепенно обучаются оценивать возможности своей памяти и определять, в каких случаях нужно использовать приемы, помогающие запоминанию (memory aids), такие как «зубрежка» — многократное повторение про себя запо­минаемого материала. На основе сопоставления различных экспериментальных данных Бандура (Bandura, 1986) пришел к за­ключению, что модели помогают детям научиться использовать по­вторение и другие приемы запоминания.

Процессы воспроизведения движений (Motor reproduction processes). Чтобы правильно воспроизвести наблюдаемые моде­ли поведения, нужно обладать соответствующими моторными (двигательными) навыками. Например, мальчик наблюдает, как отец пилит, но ему самому не удается орудовать пилой также хо­рошо, поскольку ему не хватает для этого ловкости и силы. Од­ного наблюдения достаточно, чтобы он мог усвоить новый пат­терн поведения (pattern of respones) — т. е. понять, как нужно класть бревно и направлять пилу), но недостаточно, чтобы овла­деть физическим навыком (использовать свою силу для пиления), который приходит только в результате взросления и практики (Bandura, 1977).

Подкрепление и мотивация (Reinforcement and motivational processes). Как и психологи, изучавшие когнитивное поведение до него, Бандура, различает усвоение (aquisition) новых образцов пове­дения и их реализацию (performance). Вы можете усвоить новые зна­ния, наблюдая модель, но при этом вам, возможно, удастся исполь­зовать полученные знания на практике, а возможно, нет. Мальчик может услышать, как соседские ребята используют новые для него «уличные» словечки, и начать сам их употреблять, однако, возмож­но, они и не войдут в его лексикон.


Овладение новыми навыками подчиняется законам подкрепле­ния и мотивации — мы будем подражать действиям других, если это сулит нам вознаграждение. Отчасти, на наше поведение будет вли­ять наличие прямых подкреплений (direct reinforcements) в прошлом. Например, если мальчик, начав ругаться, уже заслужил авторитет среди соседских мальчишек, он, вероятно, начнет использовать и новые услышанные им выражения. Но если за использование бран­ных слов он был наказан, он скорее всего будет колебаться, стоит ли ему повторять ругательства.

На использование новых навыков будет влиять и косвенное под­крепление — в тех случаях, когда мы видим, что поведение модели вознаграждается. Если ребенок видит, как соседского мальчика на­чинают уважать за ругань, он, вероятно, тоже станет ему подражать. Но если он видит, как того наказывают, он вряд ли станет делать то же самое (Bandura, 1971, 1977).

Наконец, на использование навыков влияет также и самопод­крепление — наша оценка собственного поведения. Этому вопросу будет посвящен следующий раздел.

Выводы. Чтобы успешно подражать модели мы должны: 1) об­ратить на нее внимание, 2) сохранить наши наблюдения в памяти в символической форме, 3) обладать необходимыми физическими навыками, чтобы воспроизвести наблюдаемое поведение.

Если все эти условия выполняются, мы, вероятно, сможем подра­жать модели, но это еще не означает, что мы станем это делать. Наши фактические действия зависят также от 4) условий подкрепления (rein­forcement contigencies), которое во многих случаях является косвенным.

В реальности все четыре компонента, как правило, взаимосвяза­ны. В частности, полученные подкрепления влияют на то, какие модели привлекают наше внимание. Так, мы часто обращаем внима­ние на проявления власти, компетентности и престижа, поскольку знаем, что подражание именно таким моделям, а не моделям, прояв­ляющим слабость, ведет к желательным для нас последствиям.







Date: 2015-09-02; view: 492; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию