Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четыре компонента обучения посредством наблюдения
1. Процессы, связанные с вниманием (Attentional processes). Прежде всего, для того чтобы мы могли подражать модели, мы должны обратить на нее свое внимание. Модели чаще всего привлекают внимание тем, что выделяются среди других своей внешностью или же их отличают знаки успеха, престижа, власти, а также других притягательных качеств (Bandura, 1971). Телевидение особенно преуспело в показе моделей с выигрышных сторон, поэтому оно оказывает на нашу жизнь сильное влияние (Bandura, 1977). Но процесс внимания зависит и от психологических особенностей наблюдателя — его интересов и потребностей, хотя об этих факторах (букв.: переменных, variables) нам известно не так много. 2. Процессы удержания в памяти (Retention processes). Так как В этом примере все стимулы являются зрительными. Однако, согласно точке зрения Бандуры (1971), мы запоминаем события путем словесных ассоциаций (букв.: с вербальными кодами, verbal codes). Когда мы следим за тем, как таксист везет нас незнакомым для нас путем, мы стараемся запомнить маршрут с помощью слов: «по этой улице до конца прямо, потом направо и т. д.». Если позже нам придется самим ехать в то же место, вербальные коды (словесные ассоциации) помогут нам найти дорогу. Маленькие дети в возрасте примерно до пяти лет еще не привыкли мыслить словами, поэтому они, вероятно, полагаются в основном на зрительные образы, а это ограничивает их способности к подражанию. Следовательно, мы можем способствовать развитию их подражательных навыков, побуждая их использовать вербальные коды, например, прося их дать словесное описание поведения модели во время наблюдения за ней (Bandura, 1971; Coates & Hartup, 1969). Пытаясь выполнять различные задания на запоминание, маленькие дети совершенно не учитывают возможностей и ограничений своей памяти. В частности, Выготский (Vygotsky, 1931) обнаружил, что дети с равным энтузиазмом берутся за выполнение любых предлагаемых им заданий, независимо от уровня их сложности. При этом они ведут себя так, как будто могут запомнить все. Используя современную научную терминологию, мы могли бы сказать, что у маленьких детей недостаточно развито метакогнитивное осознавание (metacognitive awareness); они еще не могут оценить и учесть уровень развития своих когнитивных навыков. Однако в возрасте от 5 до 10 лет дети постепенно обучаются оценивать возможности своей памяти и определять, в каких случаях нужно использовать приемы, помогающие запоминанию (memory aids), такие как «зубрежка» — многократное повторение про себя запоминаемого материала. На основе сопоставления различных экспериментальных данных Бандура (Bandura, 1986) пришел к заключению, что модели помогают детям научиться использовать повторение и другие приемы запоминания. Процессы воспроизведения движений (Motor reproduction processes). Чтобы правильно воспроизвести наблюдаемые модели поведения, нужно обладать соответствующими моторными (двигательными) навыками. Например, мальчик наблюдает, как отец пилит, но ему самому не удается орудовать пилой также хорошо, поскольку ему не хватает для этого ловкости и силы. Одного наблюдения достаточно, чтобы он мог усвоить новый паттерн поведения (pattern of respones) — т. е. понять, как нужно класть бревно и направлять пилу), но недостаточно, чтобы овладеть физическим навыком (использовать свою силу для пиления), который приходит только в результате взросления и практики (Bandura, 1977). Подкрепление и мотивация (Reinforcement and motivational processes). Как и психологи, изучавшие когнитивное поведение до него, Бандура, различает усвоение (aquisition) новых образцов поведения и их реализацию (performance). Вы можете усвоить новые знания, наблюдая модель, но при этом вам, возможно, удастся использовать полученные знания на практике, а возможно, нет. Мальчик может услышать, как соседские ребята используют новые для него «уличные» словечки, и начать сам их употреблять, однако, возможно, они и не войдут в его лексикон. Овладение новыми навыками подчиняется законам подкрепления и мотивации — мы будем подражать действиям других, если это сулит нам вознаграждение. Отчасти, на наше поведение будет влиять наличие прямых подкреплений (direct reinforcements) в прошлом. Например, если мальчик, начав ругаться, уже заслужил авторитет среди соседских мальчишек, он, вероятно, начнет использовать и новые услышанные им выражения. Но если за использование бранных слов он был наказан, он скорее всего будет колебаться, стоит ли ему повторять ругательства. На использование новых навыков будет влиять и косвенное подкрепление — в тех случаях, когда мы видим, что поведение модели вознаграждается. Если ребенок видит, как соседского мальчика начинают уважать за ругань, он, вероятно, тоже станет ему подражать. Но если он видит, как того наказывают, он вряд ли станет делать то же самое (Bandura, 1971, 1977). Наконец, на использование навыков влияет также и самоподкрепление — наша оценка собственного поведения. Этому вопросу будет посвящен следующий раздел. Выводы. Чтобы успешно подражать модели мы должны: 1) обратить на нее внимание, 2) сохранить наши наблюдения в памяти в символической форме, 3) обладать необходимыми физическими навыками, чтобы воспроизвести наблюдаемое поведение. Если все эти условия выполняются, мы, вероятно, сможем подражать модели, но это еще не означает, что мы станем это делать. Наши фактические действия зависят также от 4) условий подкрепления (reinforcement contigencies), которое во многих случаях является косвенным. В реальности все четыре компонента, как правило, взаимосвязаны. В частности, полученные подкрепления влияют на то, какие модели привлекают наше внимание. Так, мы часто обращаем внимание на проявления власти, компетентности и престижа, поскольку знаем, что подражание именно таким моделям, а не моделям, проявляющим слабость, ведет к желательным для нас последствиям. Date: 2015-09-02; view: 492; Нарушение авторских прав |