Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренние события: мысли, чувства и побуждения
Мысли. Иногда говорят, что теория Скиннера — это теория «пустого организма». Он изучал только открытые для наблюдения реакции и игнорировал внутренние состояния. Эта характеристика, хотя и точна, несколько упрощена. Скиннер не отрицал существование какого бы то ни было, внутреннего мира. Ведь мы действительно испытываем ощущения внутреннего происхождения, такие как, например, зубная боль. Также можно сказать, что мы думаем. Мышление — это просто более слабая или более скрытая форма поведения. Например, мы говорим что-то про себя, вместо того чтобы произнести это вслух, или молча размышляем над ходом в шахматной игре. Однако Скиннер считал, что такие личные события не должны быть предметом научной психологии, если только мы не найдем способов делать их явными и измерять (Skinner, 1974, р. 16-17 chap. 7). Особенное раздражение вызывала у Скиннера наша склонность рассматривать мысли как причины поведения. Мы говорим, что пошли в магазин, потому что нам «пришла в голову мысль это сделать», или что голубь клюет круг, потому что он «предполагает» получить корм. По мнению Скиннера, мы впадаем в заблуждение, когда так говорим. Мы ходим в магазины и голубь клюет круг только потому, что такие действия получали подкрепление в прошлом. Любое обсуждение целей или ожиданий представлялось Скиннеру излишним. И даже -более того, оно, по его мнению, уводит нас в сторону от правильного объяснения поведения, — управляющего влияния окружающей среды (Skinner, 1969, р. 240-241; 1974, р. 68-71). Чувства. Скиннер признавал, что мы обладаем эмоциями, также как и то, что мы можем думать. Однако он полагал, что чувства можно считать причиной поведения не в большей мере, чем мысли. Мы можем сказать, что идем в кино, потому что нам «захотелось», или у нас «было такое настроение», но такие утверждения не объясняют ничего. Если мы идем в кино, то это происходит потому, что аналогичное поведение получало подкрепление в прошлом (Skinner, 1974, р. 10). Сами по себе эмоциональные реакции можно объяснить на основе принципов теории научения. Обсуждая работы Уотсона, мы говорили о том, что эмоциональные реакции могут быть выучены путем классического обусловливания. Скиннер считал, что оперантное обусловливание тоже играет здесь свою роль. Многие эмоции являются побочными продуктами воздействия различных сочетаний подкреплений. Например, уверенность — это побочный продукт частых позитивных подкреплений. Если мы старательно и успешно учимся играть в бейсбол, то этим мы развиваем у себя чувство уверенности и собственного мастерства (Skinner, 1974, р. 58). И наоборот, мы испытываем подавленность и апатию, когда никаких подкреплений не предстоит. При некоторых вариантах режимов фиксированного соотношения и фиксированного интервала нам бывает очень сложно продолжать работу сразу после получения вознаграждения, потому что в течение некоторого времени вознаграждений нам больше ожидать не приходится (р. 59). Оперантный анализ также помогает объяснить, почему некоторые виды эмоционального поведения отличаются стойкостью. Если маленькая девочка постоянно ведет себя агрессивно, важно знать, какие последствия приносит ей это поведение. Может быть, ее действия позволяют ей добиться внимания или отнять игрушки у других детей? Если так, то ее агрессивность будет проявляться и дальше. Точно так же если выражение радости, кротости, симпатии, робости или других эмоций свойственно данному человеку, то это оттого, что такие эмоциональные реакции приносят желательные для него результаты (Bijou & Baer, 1961, p. 73-74; Skinner, 1969, p. 126-130). Скиннер полагал, что мы сможем объяснить эмоции, только если будем смотреть на них как на продукты управляющего влияния окружающей среды. Он считал бессмысленным, подобно последователям Фрейда, рассматривать эмоции как внутрипсихические причины поведения. Например, фрейдисты могут сказать о человеке, который боится секса, что он предчувствует наказание со стороны внутренней инстанции, суперэго. По мнению Скиннера, такие рассуждения никуда не ведут. Если мы хотим понять, почему человек боится секса, мы должны рассмотреть прошлые последствия его сексуального поведения (Skinner, 1974, р. 10). Побуждения. Последовательный отказ Скиннера искать причины поведения внутри организма иногда приводил его к некоторым затруднениям. В частности, у него были проблемы с концепцией побуждений. Побуждения, такие как голод и жажда, как будто бы следует отнести к внутренним состояниям организма, мотивирующим поведение, и сам Скиннер признавал, что какое-то время не давал подопытным животным пищи и воды, чтобы сделать подкрепления эффективными. В ответ Скиннер утверждал, что у нас нет необходимости размышлять о побуждениях или других внутренних состояниях, как психических, так и физиологических. Мы просто определяем часы, в которые лишаем животное пищи или воды, и исследуем воздействие этой операции на уровень реагирования (response rate) (Skinner, 1953, p. 149). Однако концепция побуждений остается слабым звеном сторонников Скиннера, и поэтому они активно ищут способы теоретического обоснования воздействия подкрепления без ссылок на эту концепцию. Интересную мысль высказывал Премак (Premack, 1961), который предлагал рассматривать подкрепление с точки зрения вероятности реакции в данный момент. Поведение, вероятность которого в данный конкретный момент высока, может служить подкреплением для того, чтобы вызвать поведение с более низкой вероятностью. Если детям пора обедать, а они заняты интересной игрой, то игру можно использовать как подкрепление, чтобы уговорить их поесть. Следует просто сказать: «Пообедайте, а потом можете поиграть еще немного» (Homme & Totsi, 1969). В рамках этой схемы еда и питье не имеют никакого особого статуса в качестве подкреплений. Еда, питье или другие действия могут быть, а могут и не быть подкреплениями, в зависимости от того, какова вероятность реализации этого варианта поведения в данный конкретный момент. Date: 2015-09-02; view: 618; Нарушение авторских прав |