Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение путем наблюдения
В теории Скиннера обучение выступает как постепенный процесс, при котором, чтобы чему-то научиться, организму необходимо действовать. Организмы осуществляют различные способы поведения (emit responses), которые постепенно совершенствуются под влиянием их последствий. Но в 1962 г. Бандура высказал иную точку 3Рения, согласно которой в социальных ситуациях люди обучаются значительно быстрее, наблюдая за поведением других. Например, дети, разучивая новую песню или повторяя в своих играх домашние занятия родителей, часто могут сразу воспроизводить сложные последовательности новых для них поведенческих актов, (longsequences °J new behavior). Кажется, что новые виды поведения, занимающие длительные отрезки времени, они усваивают с первого раза — только за счет наблюдения. Важнейшая роль наблюдений в процессе обучения уже отмечалась в антропологической литературе (Bandura & Walters, 1963; Hi-nogman, 1967). Так, в одном из племен Гватемалы девочки учатся ткачеству почти исключительно за счет наблюдения за действиями модели. Учительница показывает работу ткацкого станка девочке, которая только смотрит за ней. Когда девочка почувствует, что готова попробовать сама, она сменяет учительницу, и ей, как правило, удается искусно манипулировать станком с самой первой попытки. Тем самым она демонстрирует, в терминологии Бандуры, априорное обучение (no-trial leraning), овладевая новым навыком моментально и только благодаря наблюдению. Ей не приходится медленно, на ощупь продвигаться вперед утомительным путем проб и ошибок, требующим подтверждения правильности пути после каждого сделанного шага через частичное подкрепление. Если новые поведенческие реакции могут усваиваться людьми посредством лишь наблюдения, значит процесс обучения должен осуществляться на когнитивном (cognitive) уровне. Если гватемальская девочка только смотрит за действиями учительницы, а затем может безошибочно их повторить без предварительной практики, значит, сама она действует на основе внутренней репрезентации (inner representation) наблюдаемого ею поведения. Таким образом, Бандура, в отличие от Скиннера, приходит к выводу, что теория обучения должна рассматривать внутренние когнитивные переменные (internal cognitive variables). Наблюдение также дает нам информацию о возможных последствиях новых видов поведения — мы видим, что происходит в результате аналогичных действий других. Бандура называет этот процесс опосредованным (косвенным) подкреплением (vicarious reinforcement). Это также когнитивный процесс: мы формируем ожидания относительно результатов собственного поведения, не предпринимая никаких действий со своей стороны. В процессе обучения мы используем модели различного типа — это могут быть не только живые люди, но и символические модели (symbolic models), которые мы видим по телевизору или о которых читаем в книгах. Одной из форм символического моделирования являются текстовые инструкции (verbal instruction), когда инструктор словесно описывает нам, скажем, приемы вождения автомобиля. Такого описания, сопровождаемого демонстрацией, нам, как правило, достаточно для овладения большей частью навыков вождения — к счастью для нас, так как если бы нам пришлось учиться вождению путем собственных проб и ошибок, для многих из нас это могло бы закончиться трагически (Bandura, 1962). А теперь давайте более внимательно рассмотрим процесс обучения посредством наблюдения (observational learning), который Бандура разделил на четыре подпроцесса. Date: 2015-09-02; view: 707; Нарушение авторских прав |