Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение путем наблюдения





В теории Скиннера обучение выступает как постепенный про­цесс, при котором, чтобы чему-то научиться, организму необходимо действовать. Организмы осуществляют различные способы поведе­ния (emit responses), которые постепенно совершенствуются под вли­янием их последствий. Но в 1962 г. Бандура высказал иную точку 3Рения, согласно которой в социальных ситуациях люди обучаются значительно быстрее, наблюдая за поведением других. Например, дети, разучивая новую песню или повторяя в своих играх домашние занятия родителей, часто могут сразу воспроизводить сложные последовательности новых для них поведенческих актов, (longsequences °J new behavior). Кажется, что новые виды поведения, занимающие длительные отрезки времени, они усваивают с первого раза — толь­ко за счет наблюдения.

Важнейшая роль наблюдений в процессе обучения уже отмеча­лась в антропологической литературе (Bandura & Walters, 1963; Hi-nogman, 1967). Так, в одном из племен Гватемалы девочки учатся ткачеству почти исключительно за счет наблюдения за действия­ми модели. Учительница показывает работу ткацкого станка девоч­ке, которая только смотрит за ней. Когда девочка почувствует, что готова попробовать сама, она сменяет учительницу, и ей, как пра­вило, удается искусно манипулировать станком с самой первой по­пытки. Тем самым она демонстрирует, в терминологии Бандуры, априорное обучение (no-trial leraning), овладевая новым навыком моментально и только благодаря наблюдению. Ей не приходится медленно, на ощупь продвигаться вперед утомительным путем проб и ошибок, требующим подтверждения правильности пути после каждого сделанного шага через частичное подкрепление. Если но­вые поведенческие реакции могут усваиваться людьми посредством лишь наблюдения, значит процесс обучения должен осуществлять­ся на когнитивном (cognitive) уровне. Если гватемальская девочка только смотрит за действиями учительницы, а затем может безо­шибочно их повторить без предварительной практики, значит, сама она действует на основе внутренней репрезентации (inner repre­sentation) наблюдаемого ею поведения. Таким образом, Бандура, в отличие от Скиннера, приходит к выводу, что теория обучения дол­жна рассматривать внутренние когнитивные переменные (internal cognitive variables).

Наблюдение также дает нам информацию о возможных последстви­ях новых видов поведения — мы видим, что происходит в результате аналогичных действий других. Бандура называет этот процесс опосре­дованным (косвенным) подкреплением (vicarious reinforcement). Это также когнитивный процесс: мы формируем ожидания относительно результатов собственного поведения, не предпринимая никаких дей­ствий со своей стороны.

В процессе обучения мы используем модели различного типа — это могут быть не только живые люди, но и символические модели (symbolic models), которые мы видим по телевизору или о которых читаем в книгах. Одной из форм символического моделирования являются текстовые инструкции (verbal instruction), когда инструк­тор словесно описывает нам, скажем, приемы вождения автомоби­ля. Такого описания, сопровождаемого демонстрацией, нам, как правило, достаточно для овладения большей частью навыков вож­дения — к счастью для нас, так как если бы нам пришлось учиться вождению путем собственных проб и ошибок, для многих из нас это могло бы закончиться трагически (Bandura, 1962).

А теперь давайте более внимательно рассмотрим процесс обуче­ния посредством наблюдения (observational learning), который Бан­дура разделил на четыре подпроцесса.

Date: 2015-09-02; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию