![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Агрессия. Бандура (Bandura, 1967; Bandura & Walters, 1963) полагает, что социализация агрессии, как и любых других форм поведения
Бандура (Bandura, 1967; Bandura & Walters, 1963) полагает, что социализация агрессии, как и любых других форм поведения, отчасти происходит благодаря оперантному обуславливанию. Родители и другие лица, формирующие социальное поведение детей, поощряют проявление ими агрессии в социально приемлемых формах (например, в играх или на охоте) и наказывают их за социально неприемлемые проявления агрессии (например, когда они обижают маленьких). Но не следует забывать, что в значительной степени они обучают детей социальным нормам и на собственном примере. Дети видят, в каких случаях взрослые проявляют агрессию и в каких случаях эти проявления поощряются, и соответственно, начинают подражать им. Исследуя вопрос социализации агрессии, Бандура провел ряд экспериментов, один из которых в настоящее время считается классическим. В ходе этого эксперимента 4-летние дети порознь смотрели фильм, в котором взрослый мужчина демонстрировал относительно новый для детей вид агрессивного поведения: мужчина сбивал с ног надувную резиновую куклу, садился на нее и начинал бить ее кулаками, выкрикивая при этом фразы типа «Вот тебе, получай» или «Лежи смирно, сопляк». Дети были разделены на три группы с различными условиями, т. е. все они видели один и тот же фильм, но с различными окончаниями. В группе с условием поощрения агрессии в конце фильма мужчину хвалили и давали ему вознаграждение: другой взрослый мужчина называл его «сильным чемпионом», и давал ему плитку шоколада и кока-колу. В группе с условием наказания агрессии фильм заканчивался тем, что мужчину обзывали «великовозрастным задирой» и пинками выгоняли вон. В третьей (контрольной) группе «без последствий», мужчина не получал ни поощрения, ни наказания. Сразу после просмотра ребенка отводили в комнату, в которой были разные игрушки, а среди них — такая же кукла. Затем экспериментатор наблюдал за ребенком сквозь односторонне-прозрачное зеркало с целью выяснить, будет ли ребенок подражать агрессивному поведению взрослого. Результаты показали, что дети из группы с условием наказания подражали поведению взрослого значительно реже, чем дети из двух других групп. Таким образом, косвенное наказание сдерживает подражание агрессии. Между группами поощрения агрессии и контрольной группой не наблюдалось никаких различий. Такие результаты вполне характерны для тех типов поведения, которые, подобно, агрессии, как правило, подлежат в обществе запрету. Когда дети видят, что «на сей раз ни к чему плохому это не привело», это подталкивает их к подражанию точно так же, как и косвенное поощрение (Bandura, 1969). Но этот эксперимент имел не менее важное продолжение. Экспериментатор снова входил в комнату и сообщал каждому ребенку, что тот получит сок и красивую переводную картинку за любые дополнительные действия. Такого соблазнительного стимула оказалось достаточно, чтобы всякие различия в поведении детей из разных групп полностью исчезли. Теперь все дети — даже те, кто видел, как мужчину наказывают, в равной степени активно подражали его действиям. Это означает, что косвенное наказание блокировало лишь реализацию новых моделей поведения, но не их усвоение. Дети в группе с условием наказания также усвоили новые действия, просто они не были уверены, что стоит их повторять, пока у них не появился новый стимул. Один из последователей Бандуры, Роберт Либерт (Robert Liebert et al., 1977), считает, что результаты этих экспериментов должны изменить наше отношение к показу агрессивных сцен по телевидению и в кино. Дети часто видят фильмы, в которых совершаются искусно продуманные и изощренные убийства и другие преступления. Широкое распространение подобной кинопродукции оправдывают тем, что в конце фильмов преступников всегда ловят. Тем не менее Бандура полагает, что несмотря на это дети все равно усваивают показанные им методы преступных действий и лишь не проявляют подобного поведения до тех пор, пока обстоятельства не будут явно указывать на их допустимость в данном эксперименте дети демонстрировали вновь усвоенные образцы поведения. Но модели могут влиять и на реализацию ранее усвоенных образцов поведения того же типа. Например, мальчик, увидевший в кино сцену насилия, после этого может грубо обойтись с сестренкой. При этом он хотя и не копирует увиденное на экране, но чувствует себя более свободным в выражении других грубых действий, которым обучился ранее. В таких случаях мы говорим, что поведение становится дозволенным (disinhibited). Модели могут, напротив, налагать запрет (inhibit) на ранее усвоенные виды поведения. Например, девочка видит, как мальчика наказывают в классе за плохое поведение, и это может удержать ее от каких-либо иных дурных поступков (Bandura & Walters, 1963; Liebert et al., 1977). Date: 2015-09-02; view: 552; Нарушение авторских прав |