Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Саморегуляция
Люди, уже прошедшие процесс социализации, в меньшей степени зависимы от вознаграждений и наказаний со стороны окружающих, и все в большей степени сами регулируют собственное поведение. Другими словами, они устанавливают для себя внутренние нормы поведения, исходя из которых либо поощряют либо наказывают самих себя. Например, женщина может критиковать себя за безнравственный проступок, который окружающие могут даже не заметить. Она сама себя наказывает за то, что отступила от собственных правил поведения. Бандура проявлял большой интерес к тому, как люди оценивают результаты собственных действий с точки зрения их целей, направленных на достижение успеха. Некоторые люди ставят перед собой крайне завышенные цели и поощряют себя лишь в том случае, если им удается их достичь. Например, художник или композитор может остаться довольным своим произведением лишь после того, как ему удалось исправить в нем погрешности, на которые окружающие даже не обратили бы внимания. Другие люди довольствуются более скромными результатами своей работы. На каком же основании люди устанавливают для себя нормы самооценки? Бандура считает, что отчасти они являются результатом реальных поощрений и наказаний со стороны других. Например, родители могут хвалить дочь лишь тогда, когда она получает отличные оценки, и через некоторое время она принимает этот стандарт в качестве собственного. Но и исследуя вопрос внутренних норм, Бандура также прежде всего интересуется тем влиянием, которое на их формирование оказывают модели. Проведя ряд экспериментов, Бандура и его коллеги (Bandura & Kypers, 1963; Bandura, 1986) сумели продемонстрировать, что как дети, так и взрослые принимают в качестве норм самооценки стандарты, наблюдаемые ими в обществе. Например, если дети видели, что играющий в кегли мужчина награждает себя конфетами, только когда сделает очень хороший удар, они предъявляли к себе такие же высокие требования, когда наступала их очередь бросать шар. Если же дети, напротив, видели, что мужчина не слишком требователен к себе и награждает себя, даже если удар получился посредственным, дети тоже начинают использовать по отношению к себе этот низкий стандарт. Конечно, в жизни все намного сложнее, так как дети имеют возможность наблюдать совершенно различные модели (родители, герои телепередач, сверстники...), из которых одни являются образцом высокой требовательности к себе, другие же, напротив, не слишком самокритичны. Каким же моделям будет следовать ребенок? Бандура (Bandura, 1986) утверждает, что дети скорее принимают стандарты самооценки своих сверстников, чем взрослых, так как им легче достичь более низкой планки, которая, естественно, устанавливается не взрослыми, а детьми. Вместе с тем Бандура отмечает, что взрослые могут побудить детей принимать более высокие стандарты. Например, мы можем поощрять ребенка, когда он сравнивает себя с более способными детьми (чьи достижения отвечают более высоким требованиям). Мы также можем показывать ребенку образцы того, как следование высоким стандартам вознаграждается в жизни — читать им книжки про спортсменов и ученых, которые стремились к совершенству и в конце концов достигли высоких целей, заслужили успех и признание. Требовательные к себе люди, как правило, трудолюбивы, а терпение и усилия всегда приносят результаты. С другой стороны, высокой цели нелегко достичь, поэтому люди, ставящие перед собой такие цели, часто подвержены депрессиям и разочарованиям. Бандура считает что такие люди могут избежать кризиса, если будут сосредоточиваться на промежуточных целях (subgoab). Иными словами, вместо того чтобы измерять свой прогресс по отношению к далекой цели, лучше каждый день ставить перед собой реально выполнимые задачи и награждать себя в случае успеха. Таким образом, Бандура предлагает, вслед за Локком, Уотсоном и Скиннером, следовать методу малых шагов. Date: 2015-09-02; view: 319; Нарушение авторских прав |