Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Саморегуляция





Люди, уже прошедшие процесс социализации, в меньшей степени зависимы от вознаграждений и наказаний со стороны окружающих, и все в большей степени сами регулируют собственное поведение. Дру­гими словами, они устанавливают для себя внутренние нормы поведе­ния, исходя из которых либо поощряют либо наказывают самих себя. Например, женщина может критиковать себя за безнравственный про­ступок, который окружающие могут даже не заметить. Она сама себя наказывает за то, что отступила от собственных правил поведения.

Бандура проявлял большой интерес к тому, как люди оценивают результаты собственных действий с точки зрения их целей, направ­ленных на достижение успеха. Некоторые люди ставят перед собой крайне завышенные цели и поощряют себя лишь в том случае, если им удается их достичь. Например, художник или композитор может остаться довольным своим произведением лишь после того, как ему удалось исправить в нем погрешности, на которые окружающие даже не обратили бы внимания. Другие люди довольствуются более скром­ными результатами своей работы.

На каком же основании люди устанавливают для себя нормы са­мооценки? Бандура считает, что отчасти они являются результатом реальных поощрений и наказаний со стороны других. Например, родители могут хвалить дочь лишь тогда, когда она получает отлич­ные оценки, и через некоторое время она принимает этот стандарт в качестве собственного. Но и исследуя вопрос внутренних норм, Бандура также прежде всего интересуется тем влиянием, которое на их формирование оказывают модели. Проведя ряд экспериментов, Бан­дура и его коллеги (Bandura & Kypers, 1963; Bandura, 1986) сумели продемонстрировать, что как дети, так и взрослые принимают в ка­честве норм самооценки стандарты, наблюдаемые ими в обществе. Например, если дети видели, что играющий в кегли мужчина награж­дает себя конфетами, только когда сделает очень хороший удар, они предъявляли к себе такие же высокие требования, когда наступала их очередь бросать шар. Если же дети, напротив, видели, что мужчи­на не слишком требователен к себе и награждает себя, даже если удар получился посредственным, дети тоже начинают использовать по отношению к себе этот низкий стандарт.

Конечно, в жизни все намного сложнее, так как дети имеют воз­можность наблюдать совершенно различные модели (родители, герои телепередач, сверстники...), из которых одни являются образцом высокой требовательности к себе, другие же, напротив, не слишком самокритичны. Каким же моделям будет следовать ре­бенок?

Бандура (Bandura, 1986) утверждает, что дети скорее принимают стандарты самооценки своих сверстников, чем взрослых, так как им легче достичь более низкой планки, которая, естественно, устанавли­вается не взрослыми, а детьми. Вместе с тем Бандура отмечает, что взрослые могут побудить детей принимать более высокие стандарты. Например, мы можем поощрять ребенка, когда он сравнивает себя с более способными детьми (чьи достижения отвечают более высоким требованиям). Мы также можем показывать ребенку образцы того, как следование высоким стандартам вознаграждается в жизни — чи­тать им книжки про спортсменов и ученых, которые стремились к совершенству и в конце концов достигли высоких целей, заслужили успех и признание.

Требовательные к себе люди, как правило, трудолюбивы, а терпе­ние и усилия всегда приносят результаты. С другой стороны, высокой цели нелегко достичь, поэтому люди, ставящие перед собой такие цели, часто подвержены депрессиям и разочарованиям. Бандура счи­тает что такие люди могут избежать кризиса, если будут сосредоточи­ваться на промежуточных целях (subgoab). Иными словами, вместо того чтобы измерять свой прогресс по отношению к далекой цели, лучше каждый день ставить перед собой реально выполнимые задачи и награждать себя в случае успеха. Таким образом, Бандура предлага­ет, вслед за Локком, Уотсоном и Скиннером, следовать методу малых шагов.

Date: 2015-09-02; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию