Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое применение. Модификация поведения. Теоретические исследования Скиннера как мы уже видели на примерах, легко находят практическое применение
Модификация поведения. Теоретические исследования Скиннера как мы уже видели на примерах, легко находят практическое применение. Мы упоминали о том, как скиннерианцам удавалось гасить вспышки раздражения у детей или установить порядок в непослушной группе детского сада. Использование оперантных техник для коррекции поведенческих проблем является ветвью модификации поведения. Оперантные техники в качестве дополнения к систематическим процедурам десенсибилизации впервые применялись Уотсоном и Джонс. Психологи используют оперантные техники для решения многих проблем, связанных с поведением, от скандалов и ночного недержания мочи до фобий и застенчивости (Schwartz, 1989, chap. 10). Впечатляющий пример представляет собой работа Ловааса (Lovaas, 1973,1987) с детьми, страдающими аутизмом. Дети, больные аутизмом, как мы увидим в главе 13, отличаются крайней замкнутостью и странным поведением, таким как самостимуляция (например, могут крутить в руках пепельницу несколько часов подряд). Некоторые из них не говорят, другие — эхолалики, т. е. просто повторяют, как эхо, то, что произносят окружающие. Некоторые склонны к самоповреждениям, например ударяют сами себя. Ловаас использует техники оперантного обусловливания для того, чтобы изменить поведение таких детей. Он старается исключить социально неприемлемые варианты поведения и подкрепить социально приемлемое поведение. Если ребенок эхолалически повторяет чужие слова, производит самостимулирующие действия или наносит себе повреждения, Ловаас наказывает его или отказывается уделять ему внимание. Если же ребенок делает что-нибудь нормально, например правильно произносит слова, Ловаас вознаграждает его. Что касается речи, то дети, больные аутизмом, зачастую говорят так мало и плохо, что их поведение в этой области приходится формировать очень постепенно. Сперва детей вознаграждают за звуки, очень слабо напоминающие слова, затем, постепенно, подкрепления переносятся на все лучшие и лучшие приближения (Lovaas, 1987; Lovaas, Simmons, Koegel & Stevens, 1973). В главе 13 мы рассмотрим психоаналитический метод Беттельгейма, применяемый для лечения детей больных аутизмом. Терапия Беттельгейма построена совершенно иначе. Он не пытается регулировать поведение детей, а возлагает надежду на внутренние силы роста, позволяя ребенку взять инициативу на себя. Он старается создать атмосферу любви, в которой ребенок может сам, по собственному пути, делать шаги к здоровью. Таким образом, глава о Беттельгейме иллюстрирует то, как два теоретических подхода, скиннерианский и психоаналитический, различаются на практике. Важно отметить, однако, что и Ловаас, и Беттельгейм добились поразительных результатов в лечении очень тяжелых случаев аутизма. Хотя успехи Ловааса более объективно задокументированы, смело можно сказать, что оба подхода помогли трети или даже более детей, с которыми работали терапевты, научиться достаточно адекватно взаимодействовать в обществе — вещь, казавшаяся невозможной до начала их работ. Программируемые инструкции. Скиннер сделал также значительный вклад в образование нормальных детей, — изобретением обучающих машин и программируемых инструкций (Skinner, 1968). Обучающая машина — простое устройство, с помощью которого человек может прочитать краткий текст, ответить на вопросы и, повернув ручку, узнать, правильно ли он ответил. В действительности, сама машина гораздо менее важна, чем программируемый материал, который она в себе несет, и сегодня этот материал выпускается в виде брошюры или заносится в компьютер. Чтобы получить представление о том, как работает метод программируемых инструкций, прочитайте следующий текст1 и мысленно заполните пустые места. Когда будете делать это, закройте правильные ответы, расположенные слева, листком бумаги и после прочтения каждого пункта сдвигайте его вниз, чтобы проверить свои ответы. Программируемые инструкции воплощают в себе несколько принципов теории Скиннера. Во-первых, обучение происходит малыми шагами, потому что Скиннер обнаружил, что наилучший способ утвердить новый вариант поведения — это сформировать его постепенно, кусочек за кусочком. Во-вторых, обучающийся активен, поскольку это естественное состояние организма. (Вспомним, что собаки Павлова, напротив, были связаны ремнями и просто реагировали на стимулы.) В-третьих, обратная связь действует немедленно, потому что Скиннер открыл, что научение происходит быстрее всего, когда реакция подкрепляется незамедлительно. (Подкреплением здесь является знание о том, что ответ был правильным.) Конструкции сконструированы таким образом, что каждый из обучающихся может начинать с того уровня, на котором он или она чувствует себя наиболее уверенно. Не нужно, чтобы ученик с самого начала делал много ошибок, потому что это лишит его позитивного подкрепления, необходимого для обучения. Как и в случае постепенного формирования реакции, начинать надо с подкрепления поведения, привычного для ученика, и затем постепенно строить на этой основе новые варианты поведения. Как ни удивительно, но программируемые инструкции во многом напоминают метод Монтессори. И там и тут инструкции индивидуализированы, работа начинается с уровня, привычного для ученика, и навыки развиваются постепенно. Инструкции построены таким образом, что ученик может без особого труда справиться с каждым последующим заданием. И там и тут цель состоит в том, чтобы не подрывать желание человека учиться, критикуя и наказывая его, а сделать обучение процессом, несущим постоянные позитивные ощущения. Но программируемые инструкции и метод Монтессори имеют также и некоторые отличия. В первую очередь, программируемые инструкции включают материал, который дети должны читать (см. рис. 8.4), тогда как материал Монтессори — это, в основном, физические объекты. Даже обучаясь чтению, дети, которые занимаются по методу Монтессори, начинают с картонных букв, металлических вкладок и т. п. Монтессори полагал, что физическая активность для маленьких детей более естественна. Более фундаментальное различие заключается в том, насколько ребенок свободен в своей работе от направляющего влияния взрослых. В подходе Монтессори дети сами выбирают себе задачу и работают над ней, в то время как учитель отступает на задний план. Предполагается, что они самостоятельно откроют для себя, что в головоломке не на месте, как соединять цилиндры, как сделать так, чтобы текла вода, и все остальное, что важно для них. В методе программируемых инструкций, наоборот, управление со стороны взрослого постоянно присутствует. Хотя может показаться, что дети независимо работают над брошюрой, на самом деле, взрослый (разработчик инструкции), руководит каждым их шагом. Дети следуют за взрослым, постоянно сверяясь с этим социальным авторитетом, чтобы выяснить, ответили они правильно или допустили ошибку. Возможно, здесь не так сильно выражается момент ощущения детьми того, что они сами открывают мир. Тем не менее важно не просмотреть и сходство между двумя методиками, в особенности, сходство способов, какими они стараются связать обучение с положительными впечатлениями. Можно даже вообразить, как Скиннер с одобрением поддержал бы упражнения с физическими объектами Монтессори, хотя и объяснил бы их со своей собственной точки зрения. Он, вероятно, сказал бы, что этот метод работает не потому, что позволяет детям спонтанно делать открытия, а потому что дает им возможность пробовать различные реакции, и правильная реакция тут же приносит подкрепление из физической окружающей среды. Оценка Скиннер значительно расширил рамки теории научения. Заметив ограничения, свойственные классическому обусловливанию, он занялся исследованием природы оперантного поведения, когда живое существо действует свободно и управляется последствиями своих действий. В серии блестящих экспериментов Скиннер показал, как осуществляется такое управление, — с использованием различных режимов подкрепления, постепенного формирования, дискриминирующих стимулов и других факторов. Более того, Скиннер подробно описал и продемонстрировал возможности практического применения своих идей. В то же время работы Скиннера вызывают критику с различных сторон. Некоторые полагают, что идеи Скиннера ведут к авторитарной практике, поскольку он разрабатывал способы контроля над поведением, манипулирования поведением и изменения поведения других. Скиннер и его сторонники (см., напр., Skinner, 1974, р. 244) отвечают на это, что окружающая среда, так или иначе, все равно управляет поведением, а как мы используем этот факт, зависит только от нас самих. Мы можем сконструировать окружающую среду, которая будет соответствовать гуманистическим целям, а можем и такую, которая не будет им соответствовать. Сторонники теории развития также вступают в горячие идейные споры со скиннерианцами. Ученые, стоящие на платформе теории развития, возражают против концепции регулирования и изменения поведения детей, доказывая, что вместо этого нужно стараться понимать ребенка и обеспечивать ему возможности развиваться и Расти самостоятельно. Для многих скиннерианцев такие утверждения выглядят романтичными и наивными, поскольку, по их мнению, Дети развиваются, главным образом, за счет того, что умело переплавляют влияние окружающей среды. Если рассматривать дело с более объективной позиции, то существу-toT три важных момента, по которым скиннерианцы и сторонники традиции развития не согласны между собой. Во-первых, ученые, работающие в рамках теории развития, часто обсуждают внутренние события. Пиаже описывал комплексные психические структуры (complex mental structures), хотя и не ожидал найти непосредственное подтверждение их существования в каждом конкретном случае. Фрейдисты говорят о внутренних событиях, таких, как бессознательные фантазии которые мы вообще не можем наблюдать непосредственно. Скиннер считал, что обсуждение подобных понятий уводит нас в сторону от научного прогресса, который имеет место, когда мы ограничиваемся измерением доступных для наблюдения реакций и стимулов, исходящих из окружающей среды. Однако в этом направлении взгляды Скиннера, по-видимому, являются чересчур экстремальными. С 1960-х гг. наблюдается новый значительный подъем интереса к когнитивным способностям, и даже многие из последователей теории научения начинают принимать во внимание внутренние, когнитивные события, даже если эти события нельзя непосредственно измерить. В следующей главе мы рассмотрим один из наиболее известных образцов когнитивной теории научения. Во-вторых, теоретики развития и скиннерианцы не соглашаются по поводу смысла и важности стадий развития, — периодов, в течение которых дети организуют свои впечатления существенно различными способами. Например, в теории Пиаже стадия развития ребенка является критической переменной, она указывает, какого типа впечатления ребенок способен воспринять. Ребенок, находящийся на сенсорно-моторном уровне развития, не сможет научиться выполнять задачу, требующую языковых навыков, так же как и ребенок, начинающий развивать умение выполнять конкретные практические операции, не сможет извлечь большой пользы из разговоров на абстрактные темы. Скиннерианцы сомневаются в том, что, действительно, имеет смысл рассматривать стадии развития, как основные характеристики, определяющие способы мышления и поведения, поскольку окружающая среда формирует поведение постепенно и постоянно (Bijou, 1976, р. 2; Skinner, 1953, р. 89). Скиннер признавал, что экспериментатор должен учитывать возраст ребенка, так же как он должен учитывать специфически видовые особенности поведения животных (Skinner, 1969, р. 89). Возраст имеет значение для «топографии» поведения, он помогает описать поведение, на основе которого экспериментатор собирается развить или сформировать что-то новое. Но такая информация имеет чисто описательный характер, она вторична по отношению к переменным окружающей среды, которые управляют реакциями. Вопрос состоит в том, действительно ли стадия развития ребенка заслуживает роли вторичного фактора. Третий пункт, разделяющий Скиннера и теоретиков развития, наиболее важен. Здесь дело касается источника перемен в поведении. Теоретики развития настаивают на том, что решающее воздействие оказывают мысли, чувства и действия ребенка, которые развиваются спонтанно, изнутри. Поведение, согласно их мнению, не определяется исключительно внешней окружающей средой. Гезелл, например, считал, что, когда дети учатся стоять, ходить, говорить и так далее, они руководимы внутренними побуждениями созревания. Пиаже не был сторонником теории созревания, но он также рассматривал в первую очередь внутренние причины, лежащие в основе изменений в поведении. С его точки зрения, поведение детей структурируется не окружающей средой, но самими детьми. Дети из внутреннего, спонтанного интереса к относительно новым для них событиям конструируют постепенно усложняющиеся и дифференцирующиеся структуры взаимодействия с миром. Рассмотрим, например, маленькую девочку, которая бросает кубик, слышит звук, затем бросает его опять и опять, чтобы еще раз услышать этот новый и интересный для нее звук. Согласно теории Скиннера, звук служит подкреплением, управляющим поведением девочки. Однако это подкрепление может вскоре потерять свою эффективность, когда девочка заинтересуется более сложными результатами (Kohlberg, 1969a). Она может, например, захотеть послушать другие звуки и начнет для этого бросать разные предметы с разной высоты. По мнению Пиаже, внешние подкрепления не следует рассматривать как определяющие моменты для поведения, поскольку они часто варьируются в зависимости от интересов ребенка, которые диктуются процессом развития. Для него главной переменной является спонтанная любознательность, заставляющая ребенка интересоваться все более сложными предметами. Таким образом, теоретики развития стремятся научно обосновать концепции, согласно которым дети растут и обучаются самостоятельно, в какой-то мере независимо от действий учителей и внешних Подкреплений. В то же время никто не сможет отрицать, что окружающая среда также в значительной степени контролирует и подкрепляет поведение, и часто именно теми способами, какие описывал Скиннер. Кроме того, теория и практические работы Скиннера сличаются ясностью и элегантной простотой, и в этом у него многие могли бы поучиться. Несомненно, выдающийся вклад Скиннера в научную методологию и теорию еще долго будет представлять значительный интерес как для теоретиков, так и для практиков.
Date: 2015-09-02; view: 812; Нарушение авторских прав |