Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение и воспитание детей с ЗПР ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. Современные взгляды на определение понятия «задержка психического развития». Этиология и классификация ЗПР. Дети с задержкой психического развития как составная часть неуспевающих учащихся. Вклад Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской и др. исследователей в изучение данной проблемы. Классификация задержек психического развития по этиопатогенетическому принципу - конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской). Психологические и педагогические проявления детей данной группы.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Особенности протекания психических процессов у детей с задержкой психического развития. Нарушение внимания: неустойчивость, повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация. Снижение работоспособности как одно из проявлений церебрастении. Особенности зрительно-пространственного восприятия и узнавания. Особенности памяти: снижение объема долговременной и кратковременной памяти; неполноценность воспроизведения; неинформированность умения использовать вспомогательные средства при запоминании. Особенности протекания мыслительных операций. Особенности мотивационной сферы, снижение познавательной активности. Особенности речи (дефекты звукопроизношения, ограниченность активного и пассивного словарного запаса, затрудненность понимания и употребления сложных лексико-грамматических конструкций). Особенности эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности: неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции и всех видов контроля в деятельности детей.
3. Диагностическая деятельность в системе коррекционно-развивающего образования при ЗПР. Организация и формы диагностической деятельности. Методы диагностической деятельности: метод направленных наблюдений, беседа, педагогическое тестирование, анкетирование, анализ медицинской документации, анализ продуктов творческой деятельности детей, обобщение данных независимых характеристик, обучающий эксперимент. Виды педагогической помощи, оказываемой детям с ЗПР: стимулирующая, направляющая и обучающая.
4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных состояний. Особенности психического развития детей в дошкольном возрасте. Недоразвитие основных психических функций. Своеобразие развития мышления. Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем. Особенности формирования сюжетно-ролевой игры. Зависимость работоспособности и успешности учебной деятельности детей с ЗПР от их нервно-психического состояния. Вариативность проявления явлений утомления и истощения у детей рассматриваемой категории. Особенности формирования общеучебных навыков и интеллектуальных приемов у детей с ЗПР. трудности и замедленность переключения с одного вида (способа) деятельности на другой. Несформированность умственных действий и операций. Психофизиологические причины трудностей усвоения учебного материала. Общедиагностические критерии диагностики ЗПР. Отграничение ЗПР от сходных состояний (умственная отсталость, нарушения речи, педагогическая запущенность и др.)
5. Cистема коррекционно-развивающего обучения (КРО). Основные положения "Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы". Система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференцированного образования, обеспечение коррекционной напрвленности обучения. Комплектование классов коррекционно-развивающего обучения. Организация и задачи деятельности диагностико-консультативной службы. Школьный психолого-педагогический консилиум. Лечебно-профилактическое нароавление работы. Деятельность социальной службы. профориентация школьников. Вариативность форм обучения, учебных планов и программ. Задачи учебно-воспитательного направления. преемственность дошкольного и школьного обучения. Психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения. Методические принципы построения содержания учебного материала. Основные формы организации учебно-воспитательной работы в систем коррекционно-развивающего обучения. Фронтальные и индивидуальные формы организации учебной и внеклассной работы. Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения школьников с задержкой психического развития.
6. Социализация учащихся системы коррекционно-разивающего обучения. Взаимодействие семьи и школы как один из факторов воспитания и развития детей. Нарушения данного взаимодействия как одна из причин нарушений развития детей, отклонений в их поведении. Методы изучения семьи и семейных отношений. Педагогическое просвещение родителей. Основные направления взаимодействия школы и семьи в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития: - формирование полноценной мотивации учения; - развитие общедеятельностных умений; - формирование социально-значимых качеств. Работа по развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка. Расширение кругозора детей, эстетическое воспитание в совместном времяпровождении. Трудовое и физическое воспитание детей. Роль государственных организаций в социальной поддержке семьи.
ЛИТЕРАТУРА Литература по логопедии: 1.Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях – М., 1993. 2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство-пресс, 2002. – 240 с. 3.Дорох Н.В. Коррекционные возможности массажа //Логопед. – 2004. - №2. 4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург, 1998. 5.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб: Корона-принт, 2004. – 80 с. 6.Логопедия /Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 2007. – 680 с. 7.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с. 8.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2002. – 448 с. 9.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 10. Хрестоматия по логопедии: В 2-х т. /Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селивестрова. – М.:Владос, 1997.
Литература по частным методикам и специальным дисциплинам: 1.Аксенкова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе). – М.: Владос, 1999. 2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. 3.Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – М., 1996. 4.Бантова М.М., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984. 5.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2002. 6.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2004. – 144 с. 8.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.,., 1983. – Т.5. 9.Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 2003. 10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб., 2002. 11. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ III вида (начальные классы). – М., 2002. 12. Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. М., 1980. 13. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998. – 144 с. 14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. 15. Иванова А.В. Вопросы преподавания математики в начальных классах. Якутск, 1987. 16. Исаев Н.Д. Психопатология детского возраста. 17. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М., 1986. 18. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979. 19. Ковалев В.В.Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина. 20. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности с задержкой психического развития к школе // Дефектология. – 1981. – №6. 21. Кулагина И.Ю. Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР // Дефектология. – 1989. №1. 22. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР // Дефектология. –1981. – №3. 23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002. 24. Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1977. – №3. 25. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. 26. Методы обследования речи детей /Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2003. – 240 с. 27. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики для 1-3 классах. – М., 1990. 28. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 2003.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. 29. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя. – М., 1987. 30. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М., 1981. 31. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие учителей / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981. 32. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2003. 33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на Дону, 2001. – 448 с. 34. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации /Под ред. Л.М.Шипицына. – СПб., 2002. – 352 с. 35. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. – 320 с. 36. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис, 2004. 37. Секачев В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., 2002. 38. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1985. – №5. 39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1985. 40. Фотекова. Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. – 1993. – № 5. 41. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М., 1983 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. М., 1982. 42. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., Изд-во МГУ, 1987. 43. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучение развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 1979. – №6. 44. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия. М., 2001. Date: 2015-08-24; view: 1251; Нарушение авторских прав |