Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение и воспитание детей с ЗПР





1. Современные взгляды на определение понятия «задержка психического развития». Этиология и классификация ЗПР.

Дети с задержкой психического развития как составная часть неуспевающих учащихся. Вклад Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской и др. исследователей в изучение данной проблемы.

Классификация задержек психического развития по этиопатогенетическому принципу - конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской). Психологические и педагогические проявления детей данной группы.

 

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Особенности протекания психических процессов у детей с задержкой психического развития.

Нарушение внимания: неустойчивость, повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация.

Снижение работоспособности как одно из проявлений церебрастении.

Особенности зрительно-пространственного восприятия и узнавания.

Особенности памяти: снижение объема долговременной и кратковременной памяти; неполноценность воспроизведения; неинформированность умения использовать вспомогательные средства при запоминании.

Особенности протекания мыслительных операций. Особенности мотивационной сферы, снижение познавательной активности.

Особенности речи (дефекты звукопроизношения, ограниченность активного и пассивного словарного запаса, затрудненность понимания и употребления сложных лексико-грамматических конструкций).

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности: неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции и всех видов контроля в деятельности детей.

 

3. Диагностическая деятельность в системе коррекционно-развивающего образования при ЗПР.

Организация и формы диагностической деятельности. Методы диагностической деятельности: метод направленных наблюдений, беседа, педагогическое тестирование, анкетирование, анализ медицинской документации, анализ продуктов творческой деятельности детей, обобщение данных независимых характеристик, обучающий эксперимент. Виды педагогической помощи, оказываемой детям с ЗПР: стимулирующая, направляющая и обучающая.

 

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных состояний.

Особенности психического развития детей в дошкольном возрасте. Недоразвитие основных психических функций. Своеобразие развития мышления.

Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем.

Особенности формирования сюжетно-ролевой игры.

Зависимость работоспособности и успешности учебной деятельности детей с ЗПР от их нервно-психического состояния. Вариативность проявления явлений утомления и истощения у детей рассматриваемой категории.

Особенности формирования общеучебных навыков и интеллектуальных приемов у детей с ЗПР. трудности и замедленность переключения с одного вида (способа) деятельности на другой.

Несформированность умственных действий и операций. Психофизиологические причины трудностей усвоения учебного материала.

Общедиагностические критерии диагностики ЗПР.

Отграничение ЗПР от сходных состояний (умственная отсталость, нарушения речи, педагогическая запущенность и др.)

 

5. Cистема коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Основные положения "Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы". Система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференцированного образования, обеспечение коррекционной напрвленности обучения.

Комплектование классов коррекционно-развивающего обучения. Организация и задачи деятельности диагностико-консультативной службы. Школьный психолого-педагогический консилиум.

Лечебно-профилактическое нароавление работы.

Деятельность социальной службы. профориентация школьников.

Вариативность форм обучения, учебных планов и программ. Задачи учебно-воспитательного направления. преемственность дошкольного и школьного обучения. Психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения. Методические принципы построения содержания учебного материала.

Основные формы организации учебно-воспитательной работы в систем коррекционно-развивающего обучения. Фронтальные и индивидуальные формы организации учебной и внеклассной работы. Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения школьников с задержкой психического развития.

 

6. Социализация учащихся системы коррекционно-разивающего обучения.


Взаимодействие семьи и школы как один из факторов воспитания и развития детей. Нарушения данного взаимодействия как одна из причин нарушений развития детей, отклонений в их поведении.

Методы изучения семьи и семейных отношений. Педагогическое просвещение родителей. Основные направления взаимодействия школы и семьи в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

- формирование полноценной мотивации учения;

- развитие общедеятельностных умений;

- формирование социально-значимых качеств.

Работа по развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка. Расширение кругозора детей, эстетическое воспитание в совместном времяпровождении. Трудовое и физическое воспитание детей.

Роль государственных организаций в социальной поддержке семьи.

 

ЛИТЕРАТУРА

Литература по логопедии:

1.Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях – М., 1993.

2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство-пресс, 2002. – 240 с.

3.Дорох Н.В. Коррекционные возможности массажа //Логопед. – 2004. - №2.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург, 1998.

5.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб: Корона-принт, 2004. – 80 с.

6.Логопедия /Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 2007. – 680 с.

7.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

8.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

9.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

10. Хрестоматия по логопедии: В 2-х т. /Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селивестрова. – М.:Владос, 1997.

 

Литература по частным методикам и специальным дисциплинам:

1.Аксенкова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе). – М.: Владос, 1999.

2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

3.Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – М., 1996.

4.Бантова М.М., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984.

5.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2002.

6.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2004. – 144 с.

8.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.,., 1983. – Т.5.

9.Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 2003.

10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб., 2002.

11. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ III вида (начальные классы). – М., 2002.


12. Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. М., 1980.

13. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998. – 144 с.

14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

15. Иванова А.В. Вопросы преподавания математики в начальных классах. Якутск, 1987.

16. Исаев Н.Д. Психопатология детского возраста.

17. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М., 1986.

18. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979.

19. Ковалев В.В.Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина.

20. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности с задержкой психического развития к школе // Дефектология. – 1981. – №6.

21. Кулагина И.Ю. Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР // Дефектология. – 1989. №1.

22. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР // Дефектология. –1981. – №3.

23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

24. Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1977. – №3.

25. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

26. Методы обследования речи детей /Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2003. – 240 с.

27. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики для 1-3 классах. – М., 1990.

28. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 2003.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

29. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя. – М., 1987.

30. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М., 1981.

31. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие учителей / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.

32. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2003.

33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на Дону, 2001. – 448 с.

34. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации /Под ред. Л.М.Шипицына. – СПб., 2002. – 352 с.

35. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. – 320 с.

36. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис, 2004.

37. Секачев В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., 2002.

38. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1985. – №5.

39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1985.

40. Фотекова. Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. – 1993. – № 5.

41. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М., 1983 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. М., 1982.

42. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., Изд-во МГУ, 1987.

43. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучение развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 1979. – №6.

44. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия. М., 2001.







Date: 2015-08-24; view: 1251; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию