Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логопедия
______________________________________________ Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Исторические вехи. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественно научные психофизиологические основы логопедии. Методологические принципы логопедии. Методы, используемые в логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Этиология, симптоматика, классификация речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Психоневрологические и социально-психологические причины. Эндогенные и экзогенные вредности в этиологии речевых расстройств. Критические периоды в развитии речи детей. Факторы возникновения речевых расстройств. Клинико-педагогическая классификация. Психолого-педагогическая классификация. Виды речевых нарушений. Дислалия: определение, история (взгляды И.Франка, А.Куссмауля, М.Е.Хватцева, О.В.Правдиной, Б.М. Гриншпуна), причины, статистика. Классификация дислалий (функциональная, механическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая). Формы и методы логопедического воздействия (обследование, этапы логопедического воздействия: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.). Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения. Ринолалия: определение, история, статистика, терминология. Классификация ринолалии: открытая ринолалия (функциональная открытая ринолалия, органическая открытая ринолалия), закрытая ринолалия (передняя закрытая, задняя закрытая, функциональная закрытая, органическая закрытая), смешанная ринолалия. Логопедическое обследование детей с ринолалией: установление наличия и степени небно-глоточной недостаточности, рубцовых изменений твердого и мягкого неба, его длины; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений, обследование речи. Медицинское и общепедагогическое воздействие. Система логопедической работы: дооперационный и послеоперационный период. Дизартрия: определение, взгляды М.С.Марулиса, Е.И.Винарской, Е.М.Мастюковой, И.И.Панченко в системе исторического анализа учения о дизартрии. Причины, симтомокомплекс дизартрии. Классификация дизартрии. Обследование детей с дизартрией. Система коррекционно-педагогической работы, её комплексный характер: коррекция общей моторики, мелкой моторики рук и речевой моторики; формирование звукопроизношения; развитие фонематического слуха и звукового анализа; коррекция и нормализация просодической стороны речи; формирование лексико-грамматического строя речи. Медикаментозное воздействие. Нарушения голоса: определение, вклад Д. Перелло, М. Гарсиа, С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой в системе исторического анализа учения о нарушении речи. Причины, классификация нарушений голоса: органические нарушения голоса, функциональные нарушения голоса (фонастения, афонии и дисфонии). Методы исследования голосового аппарата (ларингоскопия, томография, глоттография). Заключение отоларинголога. Методика коррекционной работы (восстановление голоса при парезах и параличах гортани; восстановление голоса при хронических ларингитах; восстановление голоса после удаления гортани; восстановление голоса у детей с органическим изменениями гортани; восстановление функциональных нарушений голоса). Профилактика нарушений голоса. Нарушение темпа речи: определение, история, причины (наследственная природа, экзогенные факторы, психологические причины), формы (тахилалия, брадилалия). Обследование детей с нарушением темпа речи: медицинское и психолого-педагогическое. Дифференциальная диагностика нарушений темпа речи от заикания, дизартрии, от нарушений речи у психических больных. Методики логопедической работы при брадилалии, тахилалии и её разновидностях. Заикание: определение, история (различное понимание сущности заикания в процессе развития науки: Гиппократ, Аристотель, Авиценна, Блюме, Вуазен, Дело, И.А. Сикорский, Х. Лагузен, А. Куссмауль, М.Е. Хватцев, В.А.Гиляровский т.д.). Причины: предрасполагающие, вызывающие. Механизм заикания: физиологический, психологический, психолингвистический подход. Симптоматика заикания: биологические (физиологические) и социальные (психологические). Симптомы. Классификация заикания. Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная, выделение их по месту локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления: легкая, средняя, тяжелая. Характеристика дыхания при заикании. Сопутствующие движения, речевые уловки, характер личностного реагирования на заикание. Невротическая и неврозоподобная формы заикания. Обследование заикающихся. Комплексный метод преодоления заикания: лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося. Лечебные препараты, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Особенности работы с различными возрастными группами: дошкольники, школьники, подростки и взрослые. Условия преодоления заикания (учет этиологии, возрастного фактора, сроков логопедической работы, использование лечебно-педагогических мероприятий, учет природы заикания, симптоматики и т.д.). Фонетико-фонематические нарушения речи: определение, история (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова), обследование. Структура дефекта при ФФН. Несформированность звуковой стороны речи, виды и особенности звуковых нарушений при ФФН (замены, смешения, нарушения противопоставления по глухости-звонкости и твердости-мягкости). Несформированность фонематического восприятия, характеристика фонематических нарушений. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения (коррекция звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, подготовка к обучению грамоте). Организация логопедической помощи детям с ФФН. Общее недоразвитие речи: определение, история (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова). Понятие «недоразвитие речи». Периодизация проявления ОНР (по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой), психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Состояние фонетических и фонематических операций. Лексико-семантические представления. Словообразовательные умения. Морфолого-синтаксическая характеристика речи. Состояние связной речи. Методика и содержание коррекционно-педагогической работы на основе тщательного изучения закономерностей речевого развития детей. Алалия: определение, история (взгляды А. Куссмауля, И. Франка, Р. Шультесса, Е.Ф. Соботович, Б.М. Гриншпуна), статистика, этиология. Механизмы (сенсомоторные, психологические, языковые) и симптоматика (речевая и неречевая) алалии. Классификация алалии: моторная и сенсорная. Дифференциальная диагностика. Обследование детей с алалией. Система коррекционного воздействия при моторной алалии: формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности, использование знаково-символической деятельности, выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений, активизация речи в разных ситуациях общения. Система коррекционной работы при сенсорной алалии: формирование произвольного внимания, фонематического восприятия, развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера, использование различных средств для формирования системы значений, развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Афазия: определение, история (П. Брока, Вернике, Клейст, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия), статистика. Речевые и неречевые нарушения при афазии. Классификация афазии: акустико-гностическая сенсорная афазия, акустико-мнестическая афазия, амнестико-семантическая афазия, афферентная кинестетическая моторная афазия, эфферентная моторная афазия, динамическая афазия. Специфика обследования. Дифференциальная диагностика. Принципы и методы восстановительного обучения. Нарушение письменной речи: дисграфия. Определение, история, статистика, этиология. Связь дисграфии с расстройствами устной речи. Симптоматика дисграфии. Дифференциальная диагностика (выявление степени выраженности, характер, вид нарушения). Классификация дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая. Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Нарушение письменной речи: дислексия. Определение, взгляды А. Куссмауля, Ф. Бахмана, Т. Вольфа, В. Моргана, Д. Гриншельвуда, Е. Иллинга, Р.А. Ткачева, С.С. Мнухина, В.А. Рау, М.Е. Хватцева, А.Р. Лурии в системе исторического анализа учения о дислексии, статистика, этиология. Психологический аспект механизмов нарушений чтения. Связь дислексии с расстройством устной речи. Симптоматика дислексии (замены и смешение звуков при чтении, побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слов, нарушение понимания прочитанного, аграмматизмы при чтении). Классификация дислексии по Р.И. Лалаевой: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная. Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения. Современные представления о механизмах письма и чтения. Определение понятия "письмо". Функциональные системы письма. Операции письма. Виды письма и его основные навыки. Значение трудов А.Р. Лурии в изучении механизмов письма. Отличия письма от письменной речи. Письменная речь – сложнейшая форма речевой деятельности. Чтение. Компоненты функциональной системы чтения. Отличия процессов чтения и письма. Основные психические операции чтения. Виды чтения. Ступени становления навыка чтения у детей (по Т.Г. Егорову). Взаимоотношение между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техника чтения и ее возрастные нормы. понятие "возраст чтения". Условия формирования навыков чтения и письма в норме. Обучение чтению в раннем возрасте. Скоростное чтение. Логопедическая работа при нарушениях слуха. Особенности логопедического обследования. Характерные нарушения речи (фонетико-фонематические, нарушения звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, нарушения письменной речи) у слабослышащих детей. Особенности логопедической работы со слабослышащими детьми. Логопедическая работа при нарушениях зрения. Особенности формирования речи у детей с глубокими дефектами зрения. Уровни речевой сформированности, факторы их обуславливающие. Особенности логопедического обследования слепых и слабовидящих, имеющих нарушения речи. Специфика логопедической работы. Логопедическая работа с умственно отсталыми детьми. Особенности речевого развития детей с легкой умственной отсталостью. Нарушение речи у умственно отсталых детей (нарушения фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя речи, нарушение письменной речи). Особенности логопедической работы по коррекции нарушений речи. Особенности логопедической работы при ЗПР. Особенности речевого развития детей с ЗПР. Общая характеристика нарушений речи. Нарушения звукопроизношения, особенности лексики и грамматического строя, связной речи. Нарушения письма и чтения. Специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Логопедическая работа при детском церебральном параличе. ДЦП как результат повреждения головного мозга во внутриутробном периоде. Расстройства движения как ведущее нарушение в структуре сложного дефекта при церебральном параличе: разнообразие двигательных нарушений по структуре и степени выраженности, их зависимость от локализации и распространенности поражения головного мозга. Основные проявления патологии движений: ограничение и невозможность произвольных движений, нарушения мышечного тонуса, появление насильственных движений (гиперкинезов), расстройства равновесия и координации движений, наличие ассоциированных реакций, нарушение ощущений движений (кинестезий), патология иннервации и позотонических рефлексов. Основные формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая и гемипаретическая. Характеристика речевых расстройств при ДЦП: фонетико-фонематические нарушения, особенности лексико-грамматических нарушений и связной речи. Основные формы дизартрии. Специфика логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП: учет вида дизартрии, стабилизация позы ребенка, использование массажа, дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие голоса, артикуляционного праксиса, звукопроизношения, логоритмические упражнения и речевая игротерапия. Алалия. Профилактика речевых нарушений. Основные задачи логопедии по профилактике речевых нарушений: первичная профилактика (предупреждение речевых нарушений), вторичная профилактика (предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы), третичная профилактика (социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией). Система профилактики нервно-психических нарушений как основа предупреждения развития речевой патологии. Пропаганда логопедических и педагогических знаний (направления, формы и содержание работы).
Date: 2015-08-24; view: 1450; Нарушение авторских прав |