Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовые дидактические теории в педагогике
Дидактика – часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. Эти основы выражены и сформулированы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля для всех систем обучения. Базовые теории: 1. Дидактика И. Гербарта предполагает формирование сильных характеров. Высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Отрицает существование наследственных психических предрасположений. Психика складывается на основе представлений. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Осторожно и умеренно использовать ограничения, запреты, телесные наказания. Целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Учитель активен (следует установкам, не отступая от программы) – ученик пассивен (сидеть тихо и выполнять распоряжения учителя). Последователи – Рейн, Циллер, Дерпфельд. Наибольшее распространение теория формального образования получила в грамматических школах Англии, в классических гимназиях России. 2. Дидактическая система Джона Дьюи (берет начало с 1895 г. из школ Чикаго), основная концепция – полный акт мышления. Этапы: ощущения трудности, ее обнаружение, выдвижение замысла ее решения, формулировка вывода, последующие наблюдения и эксперименты. Учитель подсказывает проблему – учащиеся разрешают ее, открывая новые знания. Отсутствует преемственность и систематичность в обучении. Ученики – Брунер, Килпатрик («Сооружение игрушечного домика» - предполагал овладение математическими, географическими и другими знаниями в ходе практической деятельности. Теория материального образования нашла продолжение в реальных гимназиях и училищах России. 3. Современную дидактику характеризует следующее: * ее методологическую основу составляет объективные закономерности философии познания, материализма. Концепция процесса обучения основывается на системном подходе. Решает задачу всестороннего и гармонического развития личности, опираясь на совокупность знаний о механизме обучения, механизмах формирования целей и мотивов познавательной деятельности; * разумное сочетание педагогического управления с самостоятельностью школьников; * содержание обучения определено дифференцированными учебными планами. В.А. Сластенин среди современных дидактических концепций выделяет две основные теории обучения: - ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. Механизмом учения является ассоциация, опирается на чувственное познание, основной метод – упражнение; - деятельностная теория ориентирована на развитие творческого потенциала учащихся. Это: теория проблемного обучения (А.М. Митюшкин, М.И. Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).
Сущность воспитания. Основное содержание и цели воспитания. Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (развитие, воспитание, обучение, образование). Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу. Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным, неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе. Содержание воспитания – этот система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения. Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе идей: 1) опора на способности и дарования через освоение базовых основ культуры; 2) поиск нравственных образов, выработка собственных ценностей, норм и законов жизни; 3) жизненное самоопределение, гармония человека с самим собой; 4) личностная направленность, означающая движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей; 5) принудительный воспитательный процесс ведет к деградации нравственности; 6) коллектив не дисциплинарное средство, способное лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение. В целостном педагогическом процессе слиты умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности, таких как: - человек-гражданин (Имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Развито чувство национальной гордости, патриотизма, интернационализма); - человек-работник (Дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда); - человек-семьянин (Трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении). Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.
Date: 2015-08-07; view: 1306; Нарушение авторских прав |