Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические основы образовательного процесса дошкольного учреждения
ППО – базируются на принципах организации педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей. Структура педагогического процесса: I этап подготовительный - задачи (состояние и прогнозирование педпроцесса) II этап основной – трудности с которыми сталкиваешься по ходу работы III этап заключительный - результаты (негатив и позитив).
1. Цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста. Методика проведения занятий по развитию речи и их характеристика. Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др. Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)). Основные направления определения задач РР: Структурное - формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов. Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога). Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи. Задачи РР: 1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.); 2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.); 3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования); 4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении; 5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму); 6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге). Вариант программы 2005г. (под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой) включает новую рубрику «Развивающая речевая среда» (речь как средство общения). Ведущие задачи по возрастам:
2. Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель: подготовка ребенка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей ФВ и управление развитием ребенка от рождения до 7 лет. В теории ФВ рассматриваются следующие понятия: Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка (показатели роста, веса; состояние осанки и т.д.) и основанных на них психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.). Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоническое психическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии ФС изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества. Физическая культура – творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений, направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление (в здоров теле, здоровый дух). Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Способствует гармоничному развитию личности. Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств ФВ. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия. Двигательная деятельность – характеризует активность двигательного аппарата ребенка. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Человек как дитя природы и живет и развивается благодаря потребности в движении. Поскольку она социально направлена системой воспитания, то носит биосоциальный характер. Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. Исследования в области ФВ: Естественно-научную и психолого-педагогическую основу теории составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. Работы психологов Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Запорожца о формировании двигательных действий и движений на основе усвоенного детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Зарубежные системы ФВ – от древнегреческой Спарты до Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Шарля Фурье (сочетание умственного и физического воспитания в процессе труда). Отечественные системы ФВ – Ртищев (17 в. – игры для ума и тела ребенка), Ломоносов, Новиков, Радищев, Пирогов, Ушинский, Каптерев, Кенеман, Степаненкова, Запорожец, Поддъяков, Литвинова, Саулина и др. Задачи: 1) оздоровительные: развитие движения, охрана жизни и укрепление здоровья; 2) образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.), развитие двигательных способностей (равновесие, координация движений); 3) воспитательные: потребность в ежедневных физических упражнениях (умение их использовать в самостоятельной двигательной деятельности), приобретение грации, пластичности, самостоятельность, творчества, инициативность, самоорганизация и взаимопомощь, гигиенические навыки. Средства: гигиенические факторы – режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, обстановки и пособий; естественные силы природы – как средства закаливания (солнце, воздух, вода); физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера (ходьба, бег, приседания и т.д.). Виды работы и формы организации ФВ: 1. Учебная работа – занятия. 2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: утро – гимнастика, физкультминутки, прогулки 3. Активный отдых – праздники, развлечения. 4. Самостоятельная двигательная деятельность. 5. Индивидуальная работа с детьми, совместно с семьей. 6. Каникулы.
3. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание знаний по математике и их характеристика. Функции: ô реализация принципа наглядности; ô адаптация абстрактных математических понятий в доступную для малышей форму; ô помощь в овладении способами действий, необходимыми для ФЭМП; ô увеличение объема самостоятельной познавательной активности по математике и вне ее; ô способствование накоплению опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, постепенному переходу от конкретного к абстрактному и т.д. Содержание знаний: 5 компонентов - в основу каждого положен линейно-концентрический принцип (расширяется поле восприятия, знания уточняются, конкретизируются и расширяются) изучения учебного материала во всех возрастных группах: По Леушиной:
4. Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Виды и формы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении. Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности. Задачи МВ: 1. Воспитывать интерес и любовь к музыке. 2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку. 3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д. 4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями. а) песня – вступление, куплет, запев, припев; б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр; в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые; г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.; д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения. 5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений. 6. Развивать эмоциональную отзывчивость – учить сравнивать, систематизировать, анализировать. 7. Развивать творческую активность – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения. Программа воспитания и обучения в детском саду (1987 г.): - новый вид музыкальной деятельности – творчество (впервые); - музыкальная деятельность начинается со 2-й мл. гр.: - новый вид музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах со II полугодия ср.гр. Виды музыкальной деятельности: 1) восприятие как самостоятельный раздел музыкального занятия – слушанье музыки и как подготовительный перед другими видами музыкальной деятельности; 2) исполнительство (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах); 3) музыкальное творчество; 4) игра на детских музыкальных инструментах; 5) пение; 6) музыкально-ритмические движения; 7) музыкально-дидактические игры – как вид музыкальной деятельности или как метод, прием в обучении; 8) музыкально-образовательная деятельность. Формы организации музыкальной деятельности: 1. Использование всех видов МД на музыкальных занятиях. 2. Музыка в повседневной жизни детского сада. 3. Самостоятельная музыкальная деятельность. 4. Музыкальное воспитание в семье (слушание и просмотр детских музыкальных передач). Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности. Главная задача: вызвать интерес к музыке и музыкальным занятиям. МЗ проводятся в I половине дня, все праздники, досуги во II половине. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Мл. гр. – 15 мин., ср. – 20, ст. – 25, подг. – 25 мин. На МЗ применяются различные методы и приемы, основной – рассказ. Широко применяется игровой метод. По форме МЗ бывают: групповые, по подгруппам, индивидуальные. По содержанию: - типовые – когда повторяются все виды музыкальной деятельности; - доминантные – преобладает один вид деятельности; - тематические – на определенную тему (весна, зима и т.д.); - музыкально-тематические – марш, вальс, определенный композитор (Чайковский); - комплексное – пляски, пение, лепка, рисование «Ежика» Кабалевского. В повседневной жизни – организатор прослушивания воспитатель. Слушают музыку во время тихих игр, тематических концертов. При звучании музыки используются картины, репродукции, стихи, посвященные либо композитору, либо инструменту. Самостоятельная МД – качество исполнения ниже, но дети занимаются этим увлеченно с большим желанием. Проходит в музыкальных уголках. Главная задача: заинтересованность и увлеченность детей. Умение применить полученные на музыкальных занятиях знания. 5. Задачи обучения детей изобразительной деятельности. Характеристика видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. ИЗО – отражение ребенком окружающей действительности. Задачи: 1. Развитие эстетического восприятия и эстетического чувства. 2. Развитие детского творчества и способностей. 3. Формирование технических навыков рисования, лепки, конструирования. Характеристика видов ИЗО: рисование – вид изобразительной деятельности, где изображение создается на плоскости с помощью художественных материалов. Материалы: карандаши, гуашь, пастель, мелки, сангина, акварель. Со ср. гр. можно объединять материалы: карандаш+гуашь и т.д. Может быть предметным, декоративным, сюжетным, со ст. гр. – рисование с натуры. Вопросом занимаются: Соломенникова, Козакова, Комарова, Доронова и др. лепка – вид ИЗО, где образ создается не только на плоскости, но и в объеме. Материалы: глина, пластилин, папье-маше, соленое тесто. Может быть предметной, декоративной, сюжетной. Понятия: приемы лепки – скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, присоединение, примазывание; способы лепки – пластический (из целого куска), конструктивный (из отдельных деталей) и комбинированный. Вопросом занимаются: Халезова, Гончарова (скульптура), Курочкина и др. аппликация – создание образа путем прикрепления отдельных деталей изображения на фон. Может быть предметной, декоративной, сюжетной. По способам: плоскостной, объемной, рельефной. По видам материал: бумага, ткань, природный, бросовый. Мл. гр. – готовые геометрические формы или образы; со ср.гр. – учить использовать ножницы. Вопросом занимаются: Брыкина, Богатеева, Артемова. конструирование – создание поделок из различных конструкторов и материалов. Виды материалов: бумага, природный материал, конструктор, строительный материал (из крупногабаритных модулей), компьютерное моделирование, бросовый материал. Вопросом занимаются: Паромонова, Романова, Христ, Курадовских и др.
6. Задачи и содержание экологического воспитания дошкольников. Современные образовательные программы по экологическому воспитанию детей. ЭВ – воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека». Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др. Задачи ЭВ: 1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает). 2) Воспитание осознанного отношения к природе. 3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций). Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «экологическая воспитанность». Средства ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия; специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород); предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей). Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др. Современные программы (порциальные) на 3 группы: I биоэкологической направленности (Николаева «Юный эколог», Рыжова «Наш дом природа») II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «Семицветик») III эколого-социальной направленности (Кларина «Экономика и экология»). Базовой основой ЭВ является программный раздел «Ознакомление детей с природой» (смысл – сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи). Задачи: 1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе (к ее живым и неживым объектам и явлениям). 2) Знакомить детей с ростом, развитием, размножением растений; с их потребностью в пище, свете, тепле. 3) Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. 4) Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар); с причинно-следственными связями. 5) Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными. Вопросом занимаются: Павлова, Лучич, Смирнова, Балуева, Парфенова и др.
7. Сенсорное воспитание, его значение и особенности в воспитании дошкольников. Ощущения - первый источник знаний о мире. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств (вкус, цвет, величина, запах, вес, t и т.д.). Восприятие – обеспечивает отражение всех признаков предмета, с которым соприкасается ребенок. СВ – направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину и т.д. По программе воспитания и обучения в д/с: развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач. Методика СВ предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах (обобщенные сенсорные знания, опыт, накопленные человечеством; внешние качества и свойства предметов окружающего мира). Общие правила для многих видов обследования: - восприятие целостного облика предмета; - мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); - пространственное соотношение частей друг с другом (слева, над, сверху и т.д.); - вычленение мелких деталей установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; - повторное целостное восприятие предмета. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. В дошкольном возрасте ребенок начинает пользоваться предметными эталонами – образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый как морковка, зеленый как трава). В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами (солнце как шар). На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметов до ознакомления с помощью зрения и осязания. Для обобщения опыта используются д/игры («Чудесный мешочек», «Чем похожи» и др.) Особая роль принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом предмете, объекте, явлении, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Date: 2015-08-07; view: 1282; Нарушение авторских прав |